Все что только можно предоставлять для восприятия чувствами

Обновлено: 02.07.2024

Новая страница в педагогической культуре открывается в эпоху позднего Средневековья (XIV — начало XVII вв.). С возрождением наук, искусств (расцвет живописи Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана), Великими географическими открытиями (1492 г. — открытие Америки; 1498 г. — открытие морского пути в Индию и т.д.) появляется тенденция к переосмыслению места человека на Земле. Эпоха Возрождения — это эпоха культа человека. Педагогическая практика этого периода видела своей задачей формирование активной личности, стремящейся к преобразованию окружающей действительности. Меняющиеся общественно-педагогические ориентиры повлекли за собой активный процесс переориентации системы образования на гуманистические принципы.

К XIV в. образование в странах Западной Европы развивается как самостоятельная отрасль, а в его содержании происходит смена ценностных ориентиров. Если в предыдущие исторические периоды использовался ограниченный круг семи наук, то в эпоху Возрождения грамматика становится основой нарождающихся самостоятельных наук — литературы, истории и логики. В обучении возрастает роль родного языка, поднимается престиж античных авторов, а вместе с тем забытого греческого языка. Циклу естественных наук придается большое значение, геометрия изучается вместе с географией, астрономия — с механикой.

Расширение содержания образования в эпоху Возрождения и влияние этого процесса на последующие периоды развития педагогики представлены в таблице 3.

Таблица 3

До XIV в.

XIV—XVI вв.

XVII-XVIII вв.

Нововведением в систему образования стали кружки и академии , которые раньше, чем другие учреждения, использовали гуманистический принцип в образовании. Активное участие в их работе принимали крупные ученые — профессора университетов, государственные деятели, священнослужители, мыслители-гуманисты, студенты. Основное содержание живых бесед, общения, переписки — изучение и реализация в современных условиях классического наследия мыслителей прошлых столетий. Как и в университетах эпохи Средневековья, здесь особое внимание уделяли древнегреческой философии, филологии, этике и праву.

Общеизвестно, что деятельность иезуитов была подчинена сохранению господства католической церкви. С этой целью они проводили активную работу по воспитанию юношества. Иезуитским орденом были основаны собственные средние школы, оказывалось влияние на университеты.

В своей педагогической системе иезуиты основывались на элементах схоластической педагогики с ее установкой на заучивание, а также использовали новые формы организации учебного процесса, такие, как межклассное и внутриклассное состязания, театрализованные представления, конкурсы, школьное самоуправление, система поощрений и наказаний. Методика обучения была строго продумана и нацелена в большей степени на основательность знаний, нежели на объем. С этой целью каждый урок начинался с повторения предыдущего, что способствовало лучшему усвоению предмета. Учащиеся делились на группы, во главе которых стоял декурион — помощник учителя. В этих группах осуществлялись взаимное обучение, повторение и проверка знаний. Бесплатность, общедоступность и массовость обучения делали просветительскую деятельность всеохватывающей. Для достижения поставленной цели иезуитской системе образования требовались специально подготовленные учителя, коими становились выпускники иезуитских колледжей. Подготовке учителей орден уделял огромное внимание, следя за их профессиональным и духовным ростом.

В целом образовательная деятельность иезуитского ордена являла собой полное подчинение личности учащихся требованиям католической церкви, уводя от идеалов гуманистической педагогики эпохи Возрождения.

Московское государство сознательно отвергало предложения западных стран в оказании просветительской помощи, дабы хранить подлинную русскую культуру и Православную веру. Педагогика Православия царила в эти времена на русской земле. Средоточением книжной культуры и образованности стали монастыри. При монастырях (Троицко-Сергиевском, Кирилло-Белозерском и др.) священнослужители, старцы обучали подрастающее поколение иконному письму, мелодике церковного песнопения, молитве, чтению и книжному рукоделию, давая нравственные наставления.

Объективная социально-экономическая необходимость подводила русских царей к пониманию необходимости освоения мировой и европейской культуры, к изучению греко-латинского наследия. В это время юго-запад Руси подвергался влиянию католической церкви. Чтобы ограничить ее влияние, братства создают свои училища с типографиями для издания православной литературы. С этой же целью митрополит Петр Могила основывает в 1631 г. Киево-Могилянскую коллегию, впоследствии — академию. В ней было 8 классов, делившихся на 3 отделения: младшее (4 года обучения), где изучали славянский, греческий, латинский, польский языки, катехизис, арифметику, пение; среднее (2 года обучения), где осваивали пиитику, риторику; старшее, где изучали философию и богословие. Академия явилась первым отечественным высшим учебным заведением и сохраняла свой статус до открытия Харьковского университета в 1804 г., а затем преобразовалась в чисто духовную академию.

Таким образом, можно утверждать, что средневековая педагогика — эксплицитное наследие, традиция, влияющая на развитие педагогической теории и практики последующих веков. В данном контексте самым убедительным доказательством является педагогическое наследие Я.А. Коменского (1592 — 1670), который в противовес схоластическому средневековому обучению предлагает систему традиционного образования.

Дидактика Я.А.Коменского

Чтобы рационализировать свои предложения, Я. А. Коменский выделяет основные принципы построения образовательного процесса, такие как последовательность, научность, доступность, полезность знаний, гуманизм, демократизм, компенсационное обучение и т.д. Особое место в системе Я.А. Коменского занимают принципы природосообразности и наглядности. Рассмотрим их подробнее.


Кто сформулировал золотое правило дидактики и представил его широкой публике? В чем заключается его суть? Для чего необходимо оно? Как следует использовать имеющиеся знания? Вот эти, а также ряд других вопросов и будут рассматриваться в рамках данной статьи.

Вводная информация

Начать следует с человека, который и сформулировал золотое правило дидактики. Это Ян Амос Коменский – чешский философ, мыслитель-гуманист, писатель и педагог. Его перу принадлежит больше двух сотен научных трудов. Среди них встречаются социально-политические и теологические сочинения, труды по лингвистике, географии, геометрии, картографии, физике, проповеди, назидательные трактаты, учебники по чешскому и латинскому языках, литературные произведения и многое другое.

Начало

Как звучит золотое правило дидактики Я. А. Коменского?

сущность золотого правила дидактики

Про наглядность

кто сформулировал золотое правило дидактики

А как на практике?

какой принцип обучения подразумевает золотое правило дидактики

Более подробно о принципе наглядности в обучении

О чем здесь необходимо знать? Какой принцип обучения подразумевает золотое правило дидактики мы уже разобрали. Но почему именно он? Дело в том, что принцип наглядности является одним из наиболее популярных и интуитивно понятных. Он используется еще с древних времен. Мы также знаем, что в его основе находятся научные закономерности. А именно – органы чувств обладают различной реакцией на разные внешние раздражители. Для книг было характерным снабжение рисунками. Но это являлось эмпирическим применением наглядности, когда отсутствовало теоретическое обоснование. Коменский в своих изысканиях руководился сенсуалистической философией. Ним в основу был поставлен чувственный опыт. Ученый смог теоретически обосновать и подробно раскрыть принцип наглядности.

Применение и расширение наработок

принцип наглядности золотое правило дидактики

Итак, уже было рассмотрено, что означает золотое правило дидактики. Но думать, что оно просто было сформировано в семнадцатом веке и так и осталось в неизмененном виде – ошибочно. Наработки чешского ученого регулярно совершенствовались. Например, широкого распространения они приобрели не только в деле изучения языков, но и в математике. Это обусловлено тем, что требуется достичь очень высокой ступени абстракции. Большей, нежели при изучении других предметов. Благодаря запросу на развитие абстрактного мышления и приобрел в данном случае популярность этот подход. Следует отметить, что наибольшая заслуга Коменского заключается в том, что он смог гениально обосновать, обобщить, углубить и расширить уже существующий в то время определенный опыт наглядного обучения. Он широко применял наглядность на практике, самым известным примером чего являются его учебники с рисунками.

Влияние других ученых

золотое правило дидактики Я. А. Коменского

Коменский – не единственный человек, который уделял существенное внимание принципу наглядности и использовал золотое правило дидактики. Следует вспомнить еще и наработки Жан-Жака Руссо. Его дидактика базировалась на положении, что у ребенка необходимо развивать самостоятельность, сообразительность и умение наблюдать. Информация должна предоставляться восприятию человека с максимальной наглядностью. В качестве примера наводилась природа и жизненные факты, с которым ребенку предполагалось непосредственно знакомиться. Обоснованию наглядности уделял свое время Иоганн Генрих Песталоцци. Он полагал, что без ее применения в широком смысле данного слова невозможно добиться правильных представлений от человека об окружающем мире и очень проблематично развивать мышление и речь человека. Следует отметить, что Песталоцци не знал всю информацию об педагогической системе Коменского, хотя ему и были известны его книги.

Влияние русских мыслителей и педагогов

В первую очередь необходимо упомянуть Константина Дмитриевича Ушинского. Он, отталкиваясь от психологической специфики детского возраста, также существенное внимание уделял принципу наглядности. Его использование в обучении, как он считал, должно создавать конкретные образы, что непосредственно воспринимаются ребенком. Ведь отвлеченные представления и слова не могут дать понять, что и как обстоит в реальности. Проводимая в начальных классах воспитательно-образовательная работа должать строится исходя из закономерностей развития детей v требований школьной дидактики и педагогики. При этом большое влияние оказывает непосредственное восприятие действительности. Это очень важно в дошкольном возрасте, а также в младших классах. Когда дети познают окружающий мир, то в этом активное участие принимают различные анализаторы: слуховые, зрительные, двигательные и осязательные. Ушинский в особенности отмечал, что они мыслят образами, красками, звуками и ощущениями в общем. Поэтому, для детей необходимо проводить наглядное обучение, которое будет строится не просто на отвлеченных представлениях и словах, а с использованием конкретных образов. Причем таковых, что могут восприниматься ребенком непосредственно. Золотое правило дидактики позволяет подчеркнуть закономерность, на основе которой и осуществляется развитие детей данного возраста. Давайте рассмотрим пример с математикой, понять которую важно в младших классах, ибо потом разобраться с нею будет проблематично. Стоит задача обеспечения связи между конкретным и абстрактным. Для чего и зачем? Это позволяет создавать внешнюю опору для производимых внутренних действий, которые совершает ребенок. Также это выступает основой для развития и совершенствования понятийного мышления.

Продолжаем про русских мыслителей и педагогов

золотое правило дидактики

Заключение

сущность золотого правила дидактики

Вот и рассмотрены принцип наглядности, золотое правило дидактики и их роль в образовательном процессе. Необходимо помнить, что это не цель, а всего лишь инструмент для познания окружающего мира и развития мышления учащихся. Ибо если чрезмерно увлекаться наглядностью, то она может стать препятствием для получения действительно глубоких знаний. Это выражается в торможении развития абстрактного мышления и понимания сущности общих закономерностей. Подводя итог, следует сказать, что занимало умы педагогов и ученых использование наглядных пособий на протяжении всей истории человечества. И это остается актуальным и по сей день.

Великий чешский (славянский) педагог Я. А. Коменский (1592–1670) на первое место в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста ставил предметы естественного цикла. Он предлагал с ранних лет знакомить детей с разнообразной природой, чтобы подготовить их к пониманию и усвоению основ наук на уровне следующей ступени обучения.

В этом взгляде Я. А. Коменского на природу заключается, несомненно, прогрессивное начало созвучное со всеми открытиями и изобретениями эпохи. Понятие природы, по его мнению, включает признак одушевленности. В связи с этим, педагог приписывает ей следующие свойства: целесообразность, самопроизвольное движение каждой вещи к заложенному в ней богом.

Я. А. Коменский считал, что до шести лет ребенка надо воспитывать в семье, где первым учителем и воспитателем должна быть мать. В общей системе семейного воспитания педагог детально разработал семейную педагогику детей раннего и дошкольного возраста, уделяя пристальное внимание проблеме умственного развития и обучения дошкольников.

Ребенку следует дать знания о частях тела человека, их назначении (руки, ноги и т. д.). Важно знать некоторые единицы времени и времена года. Из оптики, он считает, достаточно знать и различать, что такое свет и тьма, тень, различать наиболее употребительные цвета, различия основных цветов: белого, черного, красного и т. д.

Материал должен изучаться постепенно, считает Я. А. Коменский. Знания даны в плане усложнения в соответствии с принципами: от конкретного к отвлеченному (абстрактному), от общего к частному и более специальному, от простого к сложному, от близкого к далекому, от фактов к выводам. Наиболее ярко проявляется одна из идей великого педагога – идея реального энциклопедического образования (обо всем понемногу из всех областей наук).

Природа тщательно приспосабливается к удобному времени.

Природа подготавливает себе материал, прежде чем начинает придавать ему форму.

Природа избирает для своего воздействия подходящий предмет.

Природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности в определенном порядке.

Всякое свое действие природа начинает изнутри. Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно.

Природа тщательно избегает всего противоречивого и вредного [22].

Я. А. Коменский придерживался идеи, согласно которой все в природе, включая человека, подчинено единым законам. Это важно для современного понимания экологических проблем, которые приобрели всеобщий характер.

Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний (принцип постепенности и систематичности) Я. А. Коменский считал обязательным принципом обучения, который предполагает овладение систематизированными знаниями в определенной логической и методической последовательности. Последовательность и систематичность касаются следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его, как установить связь между новым и уже изученным материалом, какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т. п.

Третье требование касалось того, чтобы все изучалось последовательно с начала и до завершения.

Я. А. Коменский формулирует ряд указаний и дидактических правил для реализации этих требований. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы педагогом. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей ребенка. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он сначала до конца не будет усвоен детьми, все занятия должны быть распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим. Обучение должно идти от общего к частному, от легкого к более трудному и т. д.

Показателем полноценности знаний и навыков является систематически проводимые упражнения и повторения (принцип упражнения и прочного овладения знаниями), приводящие к пониманию материала, глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности. Упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению, использованию полученных знаний в практической деятельности. Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понятно и тщательно закреплено памятью.

Выдвигая дидактические принципы, великий педагог уделял внимание тому, каким образом дети должны осваивать эти знания. Одно из важных его положений заключается в том, что дети должны изучать вещи и слова одновременно. Необходимо развивать ум и речь ребенка на близких, доступных предметах, все предлагать чувствам, учить всему через наблюдение конкретных объектов. Главным в воспитании и обучении дошкольников он считал непосредственное общение с природой, ее познание с помощью органов чувств, систематические наблюдения за природными явлениями в порядке их следования с учетом сезонных изменений.

Содержание образования связано преимущественно с получением и уточнением представлений, приобретенных детьми в процессе наблюдений, рассматривания картин, проведенных взрослым бесед, рассказов, активной деятельности в природе.

Предложенная Я. А. Коменским педагогическая система позволяет выделить следующее:

– природа влияет на развитие сенсорики ребенка, обогащает его знаниями, формирует нравственные качества;

– дошкольнику в материнской школе дается система научных знаний о природе, доступных его пониманию;

– изучение окружающей природы основывается на принципах наглядности, движения от простого – к сложному, с учетом активности и сознательности;

– ознакомление дошкольников с природой проходит под руководством взрослого.

Следует отметить, то ценное, что есть во взглядах Я. А. Коменского, положено в основу и нашло свое развитие в современной науке – методике ознакомления с природой и экологического образования детей дошкольного возраста.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте положения теории Я. А. Коменского о необходимости ознакомления детей с природой как средства гармонического развития.

2. Какие оттенки приобретает у Я. А. Коменского понятие природы? В чем их педагогический смысл?

В современной педагогической науке все большее внимание уделяется оптимальному сочетанию разнообразных организационных форм и средств обучения, которые позволяют более эффективно решать учебно-воспитательные задачи, максимально учитывая содержание изучаемых курсов, возрастные особенности учащихся, разумное сочетание рационального и эмоционального в преподавании и учении. Социальные запросы, предъявляемые сегодня школе, диктуют учителю поиск новых форм обучения. Одной из таких актуальных проблем и является потребность использования новых технологий в обучении, новых форм проведения интересных занятий, которые развивали бы у учащихся речь, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность. Здесь особое значение следует уделить принципу наглядности, в основе которого лежат определенные соотношения чувственного и логического в процессе обучения.

Принцип наглядности, как один из основных принципов обучения, в современной дидактике понимается шире как систематическая опора не только на конкретные предметы и их изображения, но и на их модели. Это, в свою очередь, означает расширение сферы их применения.

Многолетний опыт обучения и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность уже давно нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности . Название этого принципа происходит от слов - взгляд, осмотр, глядеть, смотреть.

Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, точными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс усвоения.

Идея наглядного обучения начала распространяться в 17 веке, когда под влиянием демократических движений и Реформации резкой критике подвергалась школа средневековья с ее догматизмом и вербально-абстрактным стилем преподавания. Эту идею представляли известные просветители М.Монтегю (1533 - 1592) и Ф.Бэкон (1562 - 1626), но более конкретно ею занимались создатели дидактики как науки: В.Ратке (1571 - 1635), который использовал принцип наглядности в преподавании языков, и, прежде всего Я.Коменский, который развил его в “Великой дидактике” и применил в других произведениях.

Развивая идеи Коменского о наглядности в обучении, Песталоцци переоценивал наглядность, ошибочно считая ее абсолютной основой всякого познания.

К.Д.Ушинский подчеркивал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих “ формами, красками, ощущениями “. Наглядное обучение “ строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника или же прежде, самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье “. Такой ход учения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представления к мышлению, а не наоборот Ушинский считал единственно правильным, естественным, основывающимся на ясных психологических законах.

Подтверждая и развивая мысли Коменского и Песталоцци о необходимости использования возможно большего количества органов чувств в восприятии конкретной действительности, Ушинский говорил о необходимости сочетания наглядного обучения с мыслительной деятельностью учащихся, имея в виду, что наша мыслительная способность всегда имеет дело с материалами, почерпнутыми из реального мира. Образную речь учителя он соотносил к средствам наглядности, а наглядность считал одним из путей сближения учителя с классом, подтверждая это тем, что даже молчаливые дети под влиянием удачно выбранных средств наглядности говорят свободно и непринужденно.

Модификацией применения наглядности в обучении служит получившая распространение теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.). В основе этой теории лежит следующая : всякое умственное действие берет начало с материального, с внешнего действия. Чтобы сформировать любой умственный навык или умение, надо вначале создать учебные условия, моделирующие его в виде действий с предметами и иными объектами, затем перевести его выполнение на вербальный (словесный) уровень. Это позволяет реально управлять процессом формирования умственных действий.

Современная дидактика исходит из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.

Различают следующие виды наглядности:

Натуральная наглядность - или естественная наглядность, представляющая собой реальные предметы или процессы, с которыми учащиеся знакомятся на занятиях (объекты и явления, демонстрируемые учителем, раздаточный материал) или вне занятий (во время экскурсий), коллекции, приборы, аппараты.

Объемная наглядность - геометрические фигуры и тела, муляжи, глобус.

Изобразительная наглядность – карты, плакаты, таблицы, чертежи, рисунки, схемы, графики, картины, диаграммы.

Проекционно-интерактивная наглядность - кинофильмы, видеофильмы, слайды, обучающие игры, электронные приложения к учебникам.

Некоторые авторы выделяют в особую группу звуконаглядные средства, к которым относят звукозаписывающие и воспроизводящие звук приборы (магнитофоны и др.), а также словесную наглядность, применение в обучении художественного слова.

Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при проверке усвоения учебного материала.

Принцип наглядности обучения способствует приобретению осознанных знаний, вызывает познавательную активность учащихся, помогает достижению прочности знаний, осуществлению связи теории с практикой, доступности обучения и других дидактических принципов.

Степень использования наглядности и характер различны на различных ступенях обучения. Наиболее полно используется она в начальных классах, где довольно широко применяется индуктивный путь приобретения знаний. В средних и особенно старших классах наглядность сочетается с теоретическими положениями, которые излагаются учителем или формулируются в учебнике и играют роль исходного начала в обучении.

Психологические исследования и изучение опыта работы учителей говорят о том, что принцип наглядности может иметь не только положительное, но и отрицательное значение.

Чрезмерное увлечение наглядностью и неправильное ее использование затрудняет формирование понятий, так как отвлекает внимание учащихся от существенных признаков наблюдаемых предметов или явлений и усиливает второстепенные по сущности, но иногда более заметные по внешнему признаки, приводит к ошибочным обобщениям и выводам. Далеко не всегда точное воспроизведение предметов, о которых говорит на уроке учитель, способствует пониманию и усвоению материала. Так, например, при изучении математики, особенно в начальных классах, не следует увлекаться внешней стороной оформления наглядных средств, изображая их схематически и обращая больше внимания на установление логических связей между ними.

Учитель всегда должен помнить о том, что наглядность - не цель, а средство успешного обучения.

Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как к источнику познания . Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, т. е. если человек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых данных для суждения. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее. Педагогу необходимо чаще обращаться к чувствам ребенка, т. к первая его реакция на окружающее бывает почти всегда в основе своей правильна.

Таким образом, можно определить следующие функции наглядности:

На начальном этапе обучения большое внимание отводится использованию наглядных пособий. Это связано с тем, что у младших школьников особенно превалирует образное мышление. Поэтому наглядности имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы младших школьников, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.

При использовании печатного наглядного материала, педагогу необходимо иметь в виду следующее: 1. Каждая таблица наглядно показывает ученику узловые учебные задачи. Таблица наглядно показывает те особенности материала, который будет разъяснен педагогом . 2. Наглядность охватывает сравнительно небольшой объем учебного материала, чтобы ученик имел возможность хорошо усвоить его. Таблица предельно лаконична, но в то же время полностью раскрывает данный этап работы. 3 . Последовательность этапов работы внимательно продумывается педагогом. Во-1х, выделяются наиболее важные моменты, во-2х, устанавливается их очередность, чтобы у школьника выработалась определенная система работы. Каждая таблица дает предпосылки для следующей, а каждая последующая логически вытекает из предыдущей. 4. Рисунки в пособии выполняются очень четко и ясно. В методических таблицах не должно быть манерных росчерков. Не следует бояться "сухости" рисунка, иногда целесообразно даже несколько упростить форму, сделать ее более наглядной. 5. Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом. Методические пояснения могут быть краткими, но они должны давать ясные указания ученику. 6. На таблицах желательно иметь заголовки, раскрывающие целевую установку. 7. Цветовая гамма должна быть оптимальной для зрительного восприятия детей, не должна утомлять глаза. 8. Количество ячеек таблицы в соответствии со спецификой содержания и характером выделенного фрагмента текста. Снабжать отступами верхние, нижние и боковые поля.

При использовании мультимедийной наглядности в начальной школе, кадры видеосюжета должны быть однозначны, чтобы внимание учащихся сконцентрировать не на самом сюжете, а на конкретных предметах и ситуациях. По мере усложнения изучаемого материала усложняются и сами задания. Они приобретают характер коммуникативной направленности, например, пересказ фрагмента или рассказ о своем отношении к увиденному. Появляется возможность работы в парах по вопросно-ответной системе, что провоцирует общение и развивает речевые умения.

Самыми главными требованиями к любому виду наглядности являются: умеренность в оформлении и полезность в содержании. Именно в таком ракурсе должны создаваться наглядные материалы не только для младших школьников, но и для учащихся старших классов.

Правила применения наглядностей крайне просты.

Принцип наглядности получил всеобщее признание и возымел высокую значимости в обучении, но уникальные возможности человеческого зрения по переработке и распознаванию изображений еще недостаточно используются как в обычных, так и компьютерных учебниках, а вместе с тем и в других мультимедийных наглядностях.

От наглядности, как и от доступности, смысловой полноты и других полезных свойств теоретического материала зависит скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний.

Широкое использование того или иного вида иллюстраций, в трудных для понимания фрагментах текста, требующих наглядного разъяснения, иллюстрирования понятий и определений, явлений и процессов, а также оптимального использования иллюстраций для "оживления" всего материала (как печатного, так электронного) позволяют улучшить восприятие, понимание и усвоение, оптимизировать время обучения, повысить эффективность учебно-познавательной деятельности в целом. Вышеперечисленные задачи в части реализации принципа наглядности с успехом решаются в настоящее время с помощью новых информационных технологий.

Какое же новое качество приобретает принцип наглядности обучения при использовании информационных технологий, в частности для разрабатывающихся электронных учебных изданий? Ответ на вопрос можно свести к следующим положениям:

с одной стороны, средства современных информационных технологий существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане технологии мультимедиа;

с другой, в связи с тем, что при использовании современных информационных технологий коренным образом изменяются способы формирования визуальной информации, становится возможным создание "наглядной абстракции", то есть разнообразных моделей (в т. ч. условно-графическая интерпретация), явлений, процессов.

Если первое преимущество, касающееся реализации принципа наглядности обучения, а именно - высокое качество компьютерной визуализации, как бы лежит на поверхности и всеми признано, то второе преимущество, заключающееся в возможности наглядно-образного представления абстрактных, сущностных, наиболее значимых сторон и свойств изучаемых явлений, закономерностей, систем, устройств, пока еще не в должной мере осознано. Но именно в нем скрывается большой резерв повышения эффективности процесса обучения.

По какому принципу осуществлять отбор перечня видов и количества иллюстративного материала? Ответ на поставленный вопрос содержится в следующих критериях, позволяющих отчасти определить целесообразность использования того или иного вида иллюстраций. В частности, как показывает опыт, иллюстративный материал нужно использовать в следующих случаях:

в местах, трудных для понимания учебного материала, требующих
дополнительного наглядного разъяснения;

для обобщений и систематизации тематических смысловых блоков (в конце
модуля, темы, параграфа); для общего "оживления" учебного материала и повышения мотивации.

Так сколько должно быть иллюстраций, например, в одной теме? Ответ однозначен: количество иллюстраций диктуется содержанием учебного материала и психолого-возрастными особенностями контингента обучаемых. Конкретное количество иллюстраций на страницу или тему курса специально не может быть установлено.

Принцип наглядности в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

Использовать наглядные средства в обучении важно не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей, т. к. это одно из важнейших положений дидактики. Ощущение и понятие — различные ступени единого процесса познания.

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Так, эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного - 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления.

Реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств, владения учителем навыками их использования, от созданных в образовательных учреждениях должных условий для обучения . Все эти факторы в совокупности дают возможность педагогу творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.

Ян Амо́с Ко́менский (1592-1670) — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Он провозгласил принципы:

– универсальности образования (учить и воспитывать всех людей, всему, везде, в течение всей жизни);

– единства индивидуального и социального развития;

– систематичности и последовательности в обучении;

Цели воспитания: 1. Подготовка к земной жизни и трудовой деятельности. 2. Подготовка к загробной жизни. Задачи воспитания: 1. Познание себя и окружающего мира (умственное воспитание). 2. Управление собой (нравственное воспитание). 3. Стремление к богу (религиозное воспитание).

Воспитание и обучение должны следовать законам природы, частью которой является человек.

Организация учебной работы школы

– Учебу начинать с 6 лет. – Учебный год делится на учебные четверти. – Каникулы следуют за каждым учебным годом. – Формой учебной работы является урок. – Утренние уроки – развитие ума. – Послеобеденные уроки – развитие тела. – Всю работу школы вести планово. – Учитывать знания учащихся.

Кла́ссно-уро́чная систе́ма обуче́ния — преобладающая в современном образовании и повсеместно распространенная организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок.

Чешский педагог Ян Амос Коменский, обобщив опыт прогрессивных школ, коллегиумов и университетов Европы, разработал классно-урочно-предметную систему, содержащуюся в его теории всеобщего универсального образования и воспитания.

Основные признаки классно-урочной системы обучения:

- все члены учебной группы в одно и то же время изучают одну и ту же тему, один и тот же вопрос, одним и тем же образом;

- содержание обучения делится на узкоспециальные учебные предметы, а каждый предмет изучается в отдельности;

- учащиеся делятся на классы — учебные группы, постоянные по составу, одноуровневые (в смысле изучения программы); отсюда возникли одноуровневые (одновозрастные) классы;

- для всех членов группы (класса) определяется одна и та же последовательность изучения тем и разделов учебного предмета;

- по характеру деятельности выделяются две разные группы людей: одни только учат (учителя), другие только учатся (ученики);

- определяются общие для всех членов группы начало и конец занятий, количество, длительность и время перерывов на отдых.

Классно-урочная система относится в настоящее время к традиционному образованию. Выполнив свою историческую миссию, эта система начинает терять эффективность в современных социокультурных и экономических условиях. Основными недостатками классно-урочно-предметной системы следует признать: невозможность учета множества социальных факторов, воздействующих на ребенка, невозможность творческого саморазвития ребенка, невозможность впитывать информационные и технологические инновации, невозможность поспевать за темпами изменений в обществе и другие.

Многочисленные реформы классно-урочно-предметной системы пытались преодолеть основной недостаток классно-урочно-предметной системы — неприспособленность школьного образования к развитию индивидуальных способностей ребёнка. Все реформистские концепции основывались на изменении содержания образования и в соответствии с этим разрабатывали новые методы и формы учебно-воспитательной работы. Самый радикальный отказ от предметной системы, проводимый реформаторами (Килпатрик, Линке, Декрол и др.), сводился к иной дифференциации содержания. Таким образом, они не решали проблему по сути и в лучшем случае совершенствовали классно-урочно-предметную систему в определённых социально-политических и экономических условиях.

Системой обучения, отличной от классно-урочной, является создаваемая в настоящее время система коллективного обучения по индивидуальным программам.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: