Вправе ли учредитель требовать возврата средств если задание выполнено не в полном объеме

Обновлено: 30.06.2024

Хотя никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, некоторые их виды все же имеют особое значение для суда. Есть целая категория дел, в которых заключение эксперта предопределяет решение суда по существу спора. Но эксперты тоже люди и нередко ошибаются, делая неверные выводы или проводя саму экспертизу с нарушениями, которые не позволяют доверять ее результатам. В одном из судов общей юрисдикции прямо сейчас рассматривается дело, на примере которого можно обсудить, каковы последствия такого рода ошибок.

Заявлен иск о нарушении права на полезную модель. Чтобы установить факт использования полезной модели в конкретном изделии, очевидно требуются специальные знания. Истец заявляет ходатайство о проведении патентно-технической экспертизы. Оно удовлетворяется судом, и все переходят к выбору экспертного учреждения.

Истец представляет три письма-согласия на проведение экспертизы от различных экспертов/экспертных учреждений. Ответчик просит суд поручить проведение экспертизы кому-угодно, только не любому из экспертов, предложенных истцом. Суд соглашается и назначает экспертизу в никому не известное экспертное учреждение. При этом суд специально оговаривает в своем определении, что экспертиза должна быть проведена при участии сторон.

Экспертное учреждение связывается со сторонами и называет стоимость проведения экспертизы, которая в несколько раз превышает цены, предложенные другими экспертами. Поскольку суд возложил расходы на стороны поровну, учреждение выставляет счет каждой из них. Истец свою часть оплачивает, а ответчик платить отказывается.

С нарушением сроков, установленных судом, заключение эксперта все-таки готово. Вывод сделан в пользу истца, однако экспертиза проведена без вызова сторон, что способно привести к отмене решения, постановленного на ее основе, в вышестоящих судах. Истец, не желающий этого, просит о назначении повторной экспертизы. Ответчик об этом не просит, но указывает, что экспертом выбрана совершенно неверная методика проведения экспертизы. Таким образом, обе стороны соглашаются, что экспертиза никуда не годится. Суд назначает по делу новую экспертизу и поручает ее проведение другому экспертному учреждению.

Впрочем, если пойти еще дальше, то тот же вопрос может быть поставлен и в отношении прочих случаев назначения повторных экспертиз. Ведь в соответствии с ч. 2 ст. 87 ГПК РФ повторная экспертиза назначается, когда есть сомнения в правильности и обоснованности первоначальной экспертизы либо противоречия в заключениях нескольких экспертов. Если заключение эксперта вызывают сомнения в правильности и обоснованности, не означает ли это, что и в этом случае платить за нее стороны не должны?

Представляется, что здесь все не так просто. Скажем, могут ли сомнения в правильности первоначальной экспертизы быть развеяны заключением повторной экспертизы? Наверное да, такое возможно. А может ли суд назначить повторную экспертизу в случае, когда в деле уже есть два экспертных заключения по одному вопросу и оба выглядят убедительно? Думаю, что это также возможно. Иными словами, сам по себе факт назначения повторной экспертизы не обязательно порочит первоначальную экспертизу. Но если так, то где провести границу?

В Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 января 2018 г. № 5-КГ17-234 рассматривается ситуация, когда суд поручил проведение экспертизы конкретным экспертам, а проведена она была другими экспертами того же учреждения. Суд посчитал полученное таким образом заключение экспертом недопустимым доказательством и сформулировал следующую правовую позицию:

Расходы на оплату экспертизы, проведённой экспертным учреждением с нарушением закона, вследствие чего заключение экспертов признано недопустимым доказательством, не могут быть в таком случае возложены на лиц, участвующих в деле.

Таким образом, Верховный Суд исходит из того, что процессуальные нарушения делают заключение недопустимым и за него платить не нужно. Видимо, эта логика применима и к рассмотренному нами случаю, когда экспертиза вопреки указаниям суда была проведена без вызова сторон.

Полезное Определение, но оно не дает ответа на два следующих вопроса:

1) если экспертиза выполнена без нарушения закона, но эксперт составил явно ошибочное заключение (например, окончательные выводы не соответствуют его собственным утверждениям), должны ли в таких случаях расходы возложены на лиц, участвующих в деле?

2) если эксперт уже получил оплату за экспертизу, признанную недопустимым доказательством, в каком порядке эта оплата должна быть им возвращена?

Над этими вопросам я предлагаю подумать вам. Пожалуйста, оставляйте свои соображения в комментариях.

Как известно, одна из основных задач, стоящих перед автономным учреждением, - выполнение задания учредителя. В рамках выполнения задания АУ занимается основной деятельностью - деятельностью, непосредственно направленной на достижение целей, ради которых учреждение создано. При этом учредитель не только выдает задание, но и финансирует его путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. В каких случаях учредитель может потребовать возврата субсидии?

Задание учредителя АУ является не чем иным, как государственным (муниципальным) заданием, используемым в соответствии с п. 2 ст. 69.2 БК РФ при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Именно поэтому со следующего года оно так и будет именоваться в Законе об автономных учреждениях (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ): "государственное (муниципальное) задание". Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения задания учредителя.

Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.

Определение условий и порядка формирования задания, а также порядка финансового обеспечения его выполнения лежит на плечах:

  • Правительства РФ - в отношении федеральных автономных учреждений;
  • высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ - в отношении государственных автономных учреждений;
  • местной администрации - в отношении муниципальных автономных учреждений.

При составлении задания учитываются требования п. 1 ст. 69.2 БК РФ, в котором приведены условия, подлежащие обязательному включению в государственное (муниципальное) задание. Итак, государственное (муниципальное) задание должно содержать:

  • выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения задания;
  • показатели, характеризующие состав, качество и объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ). Эти показатели определяются на основании установленных в соответствии с законодательством нормативных требований к составу, качеству и объему услуг, порядку их оказания (например, государственные и муниципальные стандарты). В случае отсутствия указанных нормативных требований обозначенные показатели определяются учредителем для каждого автономного учреждения с учетом особенностей организации предоставления услуг в данном учреждении и его материально-технического обеспечения;
  • порядок контроля за исполнением задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
  • требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Кроме того, государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам, помимо вышеизложенных условий, должно содержать:

  • определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг. Здесь указываются категории потребителей, имеющих право на получение в рамках задания услуг на бесплатной и (или) частично платной основе, а также количество потребителей этих услуг. К потребителям, имеющим право на получение частично платных услуг, относятся те потребители, обслуживание которых частично финансируется субсидией, предоставляемой учредителем автономного учреждения для выполнения задания. Причем в перечне потребителей услуг такие потребители указываются обособленно;
  • порядок оказания соответствующих услуг. Здесь, как правило, описываются основные процедуры оказания услуг автономным учреждением, порядок информирования потенциальных потребителей об оказании услуг, приводится перечень оснований для приостановления оказания услуг или отказа в оказании услуг;
  • предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).

Финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления автономному учреждению:

  • субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание им услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам;
  • субсидии на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем для этих целей, а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Субсидия не выделяется на содержание имущества, сданного с согласия учредителя в аренду.

Напоминание. Недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за АУ учредителем или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, автономное учреждение без согласия учредителя распоряжаться не вправе (п. 2 ст. 3 Закона об автономных учреждениях). В противном случае учредитель может отобрать это имущество, как используемое не по целевому назначению.

Размер субсидий определяется исходя из нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества АУ. В свою очередь, размер нормативных затрат рассчитывается учредителем на основании утвержденных нормативов затрат на оказание услуг физическим и юридическим лицам в рамках задания и норматива затрат на содержание соответствующего недвижимого и особо ценного движимого имущества и уплату налогов. О том, как производится данный расчет, мы писали в N 5, 2010 (с. 44). В том случае, если услуги будут оказываться частично за плату, возмещение части нормативных затрат, финансируемой за указанную плату, за счет субсидий не осуществляется.

Учтите, размер нормативных затрат на оказание услуг зависит от количества потребителей услуг, а размер нормативных затрат на содержание имущества - нет.

В том случае, если фактически автономное учреждение выполнит задание не в полном объеме либо оказанные услуги не будут соответствовать качеству, определенному в задании, учредитель вправе сократить размер субсидии либо потребовать частичного или полного возврата предоставленной АУ субсидии. При этом, каким образом определяется размер субсидии, подлежащей возврату, нигде не сказано, другими словами, в этой части учредитель, как говорится, хозяин - барин. В то же время логично предположить, что в случае выполнения задания не в полном объеме (например, оказания услуг потребителям в меньшем объеме) учредитель может потребовать возврата субсидии, размер которой будет определен:

  • исходя из норматива затрат на оказание услуги одному потребителю (за вычетом средств, подлежащих к оплате от потребителей, если услуги должны были быть оказаны на частично платной основе);
  • исходя из количества потребителей, которым услуги не были оказаны.

Пример 1. Автономному учреждению с целью выполнения задания были выделены субсидии в размере 2 500 000 руб., в том числе на оказание услуг 4500 посетителям на бесплатной основе - 1 800 000 руб. и содержание имущества - 700 000 руб. Автономное учреждение в рамках выполнения задания оказало услуги 3000 посетителей.

Автономное учреждение выполнило задание учредителя не в полном объеме, поэтому учредитель потребовал возврата субсидии в размере 600 000 руб. (1 800 000 руб. / 4500 пос. x 1500 пос.).

Пример 2. Автономному учреждению было выдано задание оказать услуги потребителям (физическим и юридическим лицам) на бесплатной (1000 потребителей) и частично платной (4000 потребителей) основе. Финансовое обеспечение выполнения задания осуществлено в виде субсидий в размере 2 860 000 руб., в том числе на оказание бесплатных услуг - 800 000 руб., оказание частично платных услуг - 1 400 000 руб., содержание имущества - 660 000 руб. Автономное учреждение оказало услуги на бесплатной основе 750 потребителям, а на платной - 3800 потребителям.

В рассматриваемой ситуации учредитель потребовал возврата субсидии в размере 270 000 руб. (800 000 руб. / 1000 пот. x 250 пот. + 1 400 000 руб. / 4000 пот. x 200 пот.).

А потребует ли учредитель возврата субсидии, если задание в части оказания частично платных услуг будет перевыполнено, а по бесплатным услугам, наоборот, недовыполнено? Скорее всего, да, если объем задания не будет пересмотрен.

Как правило, в соглашении, заключаемом между учредителем и автономным учреждением, указывается, что учредитель вправе принять решение об изменении задания в случае фактического исполнения задания учреждением в большем объеме, чем это предусмотрено заданием, повлекшем увеличение расходов АУ. Поэтому рекомендуем обратиться к учредителю с просьбой об изменении объема задания до того, как оно будет перевыполнено, поскольку учредитель может и не профинансировать перевыполнение. Либо согласовать с учредителем, увеличит ли он объем финансового обеспечения при фактическом исполнении задания в большем объеме.

Пример 3. Изменим условия примера 2. Автономное учреждение оказало услуги на частично платной основе 4200 потребителям.

Поскольку объем задания не был пересмотрен, учредитель потребовал возврата субсидии в размере 200 000 руб. (800 000 руб. / 1000 пот. x 250 пот.). Тот факт, что в отношении частично платных услуг задание было перевыполнено, роли не играет.

Одна из основных обязанностей автономного учреждения - выполнение задания учредителя, финансирование которого осуществляется последним путем предоставления субсидий. При выполнении задания объем субсидии не может быть сокращен. Однако если задание будет выполнено в меньшем объеме, чем это предусмотрено заданием учредителя, или с качеством, не удовлетворяющим установленному заданию либо требованиям к соответствующим услугам, то учредитель вправе уменьшить объем субсидии и (или) потребовать полного возврата предоставленных АУ субсидий. При фактическом исполнении задания в большем объеме учредитель вправе (но не обязан) пересмотреть объем субсидии. В связи с этим автономному учреждению следует осторожно относиться к перевыполнению задания учредителя.

Главный редактор журнала

бухгалтерский учет и налогообложение"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

К сожалению, со случаями некачественного выполнения работ потребители сталкиваются довольно часто. Но не все знают, как призвать исполнителя к ответственности и как доказать, что недостатки возникли именно по вине исполнителя. Мы расскажем о том, как действовать в подобной ситуации на примере кухонного гарнитура. Итак, вы решили заказать кухонный гарнитур. При выборе исполнителя отдавайте предпочтение проверенным фирмам, зарекомендовавшим себя в этом деле. Как правило, с ними легче уладить вопросы в случае обнаружения недостатков. Прежде чем поставить свою подпись под договором, внимательно его прочтите. В договоре должны быть прописаны сроки, в течение которых исполнитель обязуется выполнить работу (оказать услугу). В данном случае, в договоре должен быть указан срок, в течение которого гарнитур будет доставлен и установлен. Если исполнитель нарушит эти сроки, например, гарнитур не доставят вам в тот день ,на который была запланирована доставка, или работник не приступит к его сборке в установленный день, либо установка гарнитура закончится позже, чем планировалось, исполнитель должен заплатить вам неустойку – 3% от стоимости работы. Но уплаты неустойки вы можете требовать только при наличии вины исполнителя. Если работы не исполнены в срок по вашей вине или из-за обстоятельств, независящих от исполнителя, неустойка не взыскивается. Если исполнитель по своей вине затягивает срок, у вас на выбор есть несколько вариантов действий:

  1. вы можете установить исполнителю новый срок для выполнения работы
  2. сделать работу самостоятельно или привлечь к ее исполнению других лиц, при этом исполнитель обязан возместить вам все расходы
  3. вы можете, не прибегая к помощи сторонних лиц, потребовать, уменьшения цены
  4. также вы можете требовать расторжения договора

Какой бы из вариантов вы ни выбрали, вы имеете право на возмещение убытков за нарушение сроков выполнения работы.

Если вы установили работнику новый срок, обязательно впишите это в договор. В случае если и новые сроки будут нарушены, вы можете выбрать другой вариант действий.

В том случае, если вы решили отказаться от услуг фирмы и расторгнуть договор, все деньги вам должны вернуть. При расторжении договора вы не должны возмещать расходы, которые понес исполнитель, выполняя работу. Исключение составляют те случаи, когда работу вы приняли.

Если же работы выполнены в срок, но качество ее выполнения вас не устраивает, вы вправе:

Даже если работник устранит недостатки, обязанность заплатить вам неустойку сохраняется.

Если работник не устранил недостатки в срок, или в случае, когда вы обнаружили существенные недостатки исполненной работы, вы можете отказаться от исполнения договора и требовать полного возмещения убытков. Ваши требования о возврате денег фирма должна удовлетворить в течение 10-ти дней с того момента, как вы его предъявили.

Но что делать, если недостатки вы обнаружили уже после того, как приняли работу и заплатили фирме? Обращайтесь к исполнителю с требованием их устранения.

Даже если вы заметили недостатки работы, например, через год, вы все равно имеете право обратиться к исполнителю с такой просьбой.

Законом установлены следующие сроки обращения к исполнителю с требованием об устранении недостатков:

  1. гарантийный срок. Если в договоре такой срок на результат работы исполнителя установлен, ив период его действия вы обнаружили недостатки, смело обращайтесь к исполнителю
  2. разумный срок. Это правило применяется, если гарантийный срок в договоре не прописан. По общему правилу такой срок ограничивается двумя годами со дня принятия вами работы, лишь для недвижимости и строений он составляет пять лет.

Закон на стороне потребителя и в том случае, если гарантийный срок меньше двух лет. Если такой срок истек, но два года с момента принятия работы не прошло, вы также можете обратиться к исполнителю с требованием устранения недостатков, уменьшения цены или расторжения договора. Для недостатков, возникших в строениях или другом недвижимом имуществе, этот срок составляет пять лет.

Если вы обнаружили существенные недостатки в работе, то вы можете потребовать устранить эти недостатки за счет исполнителя. Исполнитель, в свою очередь, обязан в течение 20-ти дней устранить недостаток.

Если недостатки устранить невозможно, вы вправе потребовать:

  1. уменьшить цену за выполненную работу
  2. возмещения расходов, если вы пытались устранить недостатки самостоятельно
  3. расторжения договора и возмещения убытков.

Если вы обнаружили недостатки в работе, направьте в фирму, исполнявшую заказ, заявление, в котором все подробно опишите и укажите срок, в течение которого он должен эти недостатки устранить. При нарушении этого срока закон также обязывает исполнителя уплатить неустойку за каждый день просрочки.

Ваши требования об уменьшении цены, о возмещении затрат на самостоятельное устранение недостатков, а также требование о возврате денежных средств при расторжении договора исполнитель должен удовлетворить в течение десяти дней с момента вашего обращения.

Если вы требуете от исполнителя повторно выполнить работу, то это требование должно быть выполнено в пределах срока, установленного для срочного выполнения заказа. За нарушение этих сроков исполнитель также уплачивает неустойку.

Если вы решили отказаться от исполнения договора по причинам, не связанным с недостатками работы, то вы должны заплатить исполнителю деньги за фактически понесенные им расходы.

Споры, связанные с некачественным выполнением работ, представляют определенную сложность в части доказывания причин и момента возникновения недостатков. Поэтому участие профессионального юриста в таких делах необходимо. Специалист поможет вам выбрать наиболее подходящий и выгодный вариант действия, поможет правильно сформулировать требования, определит, на какую сумму может быть уменьшена цена и в каком размере подлежит выплате неустойка.


Бывает, что заказчики не платят деньги за услуги: обещают оплату завтра, пропадают или просто отказываются платить. Разбираемся, как снизить риск таких ситуаций и что делать, если работу выполнили, а деньги не получили.

Чтобы снизить риски, заключайте договор и берите предоплату. Не надейтесь на устные договоренности, даже если хорошо знаете заказчика: лучше составить договор и зафиксировать все условия.

В договоре подряда или оказания услуг пропишите, какие именно работы или услуги вы оказываете и в какие сроки. Перечислите другие важные моменты, в том числе:

    цену и порядок оплаты;

dogovor-na-okazanie-uslug

Теперь разберемся, что делать, если заказчик не платит. По закону он обязан заплатить за услуги в сроки, прописанные в договоре. Если услуги невозможно оказать по причинам, которые не зависят ни от одной из сторон, то заказчик возмещает исполнителю уже понесенные расходы.

Например, портной купил на свои деньги ткань для пошива костюма. Но заказчик попал в больницу и не сможет пойти на мероприятие, для которого требовался костюм. В этом случае заказчик возмещает исполнителю потраченные на ткань деньги.

Обычно в договоре указан срок для перечисления денег. Если его нет, то заказчик платит в течение семи дней с того момента, как исполнитель потребовал оплату или выставил счет.

Вы не заключили договор на бумаге — это не значит, что его нет. Договор можно заключить, обмениваясь документами, например, счетами на оплату или другими предложениями цены. Допустим, заказчик прислал вам по электронной почте письмо с техническим заданием. В ответном письме вы согласились выполнить заказ к определенной дате и за определенную сумму — сделка действительна даже без договора.

Другой пример: вы оказали услуги, заказчик их принял, но договора нет. Суды считают: в таком случае договор тоже заключен несмотря на отсутствие бумажного документа. Обязательства из устного соглашения равнозначны письменному договору.

При этом в суде придется доказывать, что заказчик принял результат работы. И он представляет потребительскую ценность, то есть заказчик его использует. Например, вы написали для предпринимателя текст, и сейчас он опубликован на сайте. Или построили для автовладельца гараж, и он паркует в нем машину.

В качестве доказательств подойдут фотографии, видео, скриншоты с сайтов. Тот факт, что вам не заплатили, доказывать не нужно. Подтверждать факт оплаты — ответственность заказчика.

Еще доказать факт выполнения работ или услуг можно с помощью акта. Его можно составить в свободной форме или использовать шаблон, например, форму КС-2.

Акты подписаны, а заказчик не платит — суд встанет на вашу сторон. Акт и без договора подтверждает: работа выполнена, а заказчик принял ее без замечаний. Если же заказчик уклоняется от подписания акта, то вы все равно можете получить заработанные деньги.

Для этого подпишите акт в двух экземплярах и составьте письмо с требованием подписать акт и оплатить работу. Затем отправьте заказчику документы заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Сохраните доказательства оправки. Отсутствие ответа и возражений по качеству подтвердят в суде недобросовестность заказчика.

Нет подписанного акта — придется доказывать факт оказания услуг с помощью переписки или любых других документов. Например, в суде поможет расписка или гарантийное письмо заказчика, ваш договор с соисполнителем, если он был. Пригодятся фотографии и видео: допустим, вы что-то ремонтировали для заказчика, и есть фотографии до и после.

Еще можно использовать показания свидетелей. Если с вами общался работник компании-заказчика, то суд вызовет его на допрос для подтверждения сотрудничества.

Вы направляли результат заказчику по почте, например, дизайн-макет или написанный текст — обратитесь к нотариусу, чтобы тот составил нотариальный протокол осмотра доказательств ― электронной переписки.

Также нотариально можно зафиксировать переписку с заказчиком по электронной почте, в мессенджере или по SMS. За услуги нотариуса заплатите в среднем от 7 000 ₽. Плату затем можно включить в судебные расходы и взыскать с заказчика.

Читайте также: