Вправе ли палаты федерального собрания принять единый для обеих палат регламент в форме закона

Обновлено: 04.07.2024

От организационно-правовой формы деятельности палаты следует отличать парламентскую сессию - установленный законодательством период работы палаты Федерального Собрания. Парламентская сессия представляет совокупность раздельных заседаний палаты, а также иных проводимых палатой и ее органами мероприятий по осуществлению конституционных полномочий. В соответствии со ст. 40 Регламента на свое первое сессионное заседание Государственная Дума (как и Совет Федерации) собирается на 30-й день после избрания. В течение года Государственная Дума проводит две сессии: весеннюю - с 12 января по 20 июня и осеннюю - с 1 сентября по 25 декабря. В период сессии Государственной Думы проводятся пленарные заседания палаты, заседания Совета палаты, заседания ее комитетов и комиссий, парламентские слушания. В сессионный период депутаты работают в комитетах и комиссиях, в депутатских объединениях, осуществляют встречи с избирателями (для этой цели предназначена последняя неделя месяца в течение каждой сессии). В предусмотренных Регламентом случаях в период парламентских каникул могут быть созваны внеочередные заседания Государственной Думы. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. До избрания Председателя палаты на ее заседаниях поочередно председательствуют представители всех избирательных объединений.

Пленарное заседание палаты. Это организационно-правовая форма деятельности Государственной Думы и Совета Федерации, связанная с рассмотрением вопросов, относящихся к их компетенции, и принятием в результате такого обсуждения предусмотренного Конституцией РФ решения.

Заседания палат, согласно их регламентам, проводятся открыто, гласно и освещаются средствами массовой информации. Регламентом каждой из палат предоставляется право присутствовать на ее заседании депутатам, членам другой палаты. По решению палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для представления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым палатой вопросам. Представители средств массовой информации могут присутствовать на заседаниях палаты при условии аккредитации в палате.

В случаях, определяемых самой палатой, ее заседания могут проходить закрыто. Решение о проведении закрытого заседания принимаются большинством голосов от числа депутатов, членов палаты, принявших участие в голосовании. В закрытом заседании палаты вправе участвовать Президент РФ, Председатель Правительства, Председатели высших судебных инстанций РФ, Председатель, заместитель председателя Счетной палаты и ее аудиторы. Для указанных лиц, а также для Уполномоченного по правам человека, Генерального Прокурора РФ, Председателя Центризбиркома РФ в зале заседаний Государственной Думы отводятся специальные места.

На заседаниях палат ведутся протоколы и стенограммы. Заседания Государственной Думы проводятся по средам. На заседаниях палаты ведутся протоколы и стенограммы, которые после подписей председательствующего на заседании палаты подлежат официальному опубликованию (кроме стенограмм закрытых заседаний). В Государственной Думе заседания проходят в среду и пятницу. Заседания Совета Федерации проходят в соответствии с определенным графиком.

Все заседания начинаются с регистрации присутствующих депутатов, проводимой председательствующим. Заседание правомочно, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов, членов палаты.

Заседания палаты проводятся в рабочие дни: а) утренние - с 10 до 14 часов с перерывом с 12 часов на 30 минут; б) вечерние - с 16 до 18 часов. Палатой может быть принято решение об ином времени проведения заседаний. На заседаниях предусматриваются такие виды выступлений, как доклад, содоклад, заключительное слово, выступления в прениях, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания и, кроме того, предложение, справка, информация, заявление, обращение.

Для контроля за использованием электронной системы на заседаниях Государственной Думы в комитете по Регламенту и организации работы палаты создается группа, осуществляющая в том числе контроль за голосованием с использованием электронной системы. В Совете Федерации группа для осуществления аналогичного контроля создается из числа членов палаты.

Парламентский контроль. Представляет собой конституционную возможность Федерального Собрания осуществлять контроль за деятельностью Правительства РФ. Контрольная деятельность парламентов осуществляется в ходе разработки и принятия законов, когда депутаты, комитеты, комиссии, палаты анализируют ситуации, изучают проблемы, дают оценки о работе тех или иных исполнительных органов государственной власти. В действующей российской Конституции закреплены полномочия палат Федсобрания, касающиеся нескольких сфер контроля за деятельностью Правительства. Одним из важнейших инструментов парламентского контроля за исполнительной властью является заслушивание отчета Правительства об исполнении федерального бюджета на заседании Государственной Думы. В финансовой среде парламентский контроль касается прежде всего деятельности Центрального банка. Ежегодно не позднее 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. В течение осенней сессии текущего года палата рассматривает данный проект, заслушивает по нему доклад Председателя Центрального банка о деятельности банка и принимает соответствующее постановление. Банк России обязан ежегодно, не позднее 15 мая, представлять Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров. Отчет Банка России палата направляет Президенту, а также на заключение Правительству. До 1 июля года, следующего за отчетным, Государственная Дума рассматривает годовой отчет, заслушивает доклад Председателя Центрального банка и по итогам обсуждения принимает постановление.

Кроме того, до завершения отчетного года Государственная Дума принимает решение об аудите (аудиторской проверке) Банка России и определяет фирму, имеющую лицензию на осуществление банковского аудита на территории РФ. Комитет палаты по бюджету, налогам и банкам вносит на рассмотрение Государственной Думы рекомендации по назначению аудиторской фирмы - аудитора Банка России.

Механизм парламентского контроля в финансовой сфере включает деятельность Счетной палаты, создаваемой совместно Государственной Думой и Советом Федерации. Кроме того, контрольные полномочия парламента реализуются посредством института депутатских запросов, обращения к членам Правительства с устными вопросами и др. Контрольная деятельность российского парламента охватывает определенные сферы полномочий Президента: Совет Федерации утверждает его указы о введении военного положения, чрезвычайного положения. В сфере внешней политики палаты Федерального Собрания рассматривают и принимают законы о ратификации международных договоров РФ.

Парламентское расследование можно рассматривать как специфическую разновидность юридических производств. Однако парламентское расследование принципиально отлично от уголовного расследования (расследования по уголовному делу), которое проводится специализированными правоохранительными структурами и присущими ему средствами. Проводя парламентское расследование, парламент не принимает решений, имеющих уголовно-правовое значение. Он лишь констатирует имевшие место нарушения закона и при необходимости и по собственному усмотрению вправе передать материалы расследования органам прокуратуры или в иные уполномоченные органы государства. Последние обязаны исследовать такие материалы, при наличии к тому оснований возбудить уголовное дело и проводить по нему расследование.

Как один из способов осуществления парламентского контроля парламентское расследование регламентами палат Федерального Собрания прямо не предусмотрено. Действующее законодательство по этому поводу не содержит каких-либо указаний. Между тем обоснованным представляется предположение о наделении Совета Федерации и Государственной Думы правом образовывать специальные комиссии для проведения парламентских расследований. При этом явка в такие комиссии и представление документов должны быть обязательными, равно как и решения комиссии. В то же время возможность палаты создавать временные комиссии для проверки надлежащих данных о событиях и должностных лицах (ст. 30 Регламента Государственной Думы) в определенной мере восполняет этот пробел.

Парламентские слушания. Представляют собой организационно-правовую форму обсуждения в парламенте с привлечением представителей общественности особо значимых вопросов - концепции закона, международных договоров, подлежащих ратификации, и других важнейших вопросов внутренней и внешней политики. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 101) Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания. Порядок проведения парламентских слушаний определяется Регламентом палаты. Так, парламентские слушания в Совете Федерации организуются по инициативе комитетов палат в пределах их полномочий, комиссий, создаваемых в соответствии с Регламентом палаты, Председателя Совета Федерации, а также по инициативе группы не менее десяти членов Совета Федерации. В Государственной Думе парламентские слушания проводятся по инициативе Совета палаты, комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе. Организация и проведение парламентских слушаний возлагаются на соответствующие комитеты, комиссии палаты. Комитеты и комиссии палаты могут совместно организовывать парламентские слушания. Согласно Регламенту Государственной Думы (ст. 56) на парламентских слушаниях могут обсуждаться: законопроекты, требующие публичного обсуждения; международные договоры, представленные на ратификацию; проект федерального бюджета и отчет о его исполнении; направленные в Государственную Думу рекомендательные законодательные и иные правовые акты межпарламентской Ассамблеи и других межпарламентских организаций СНГ, включающих в себя делегацию Федерального Собрания, другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Парламентская практика дополнила этот перечень обсуждением в комитетах действия соответствующего федерального закона. В нижней палате парламентские слушания проводятся по вторникам. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетами, комиссиями палаты, которыми организуются эти слушания. Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности. Однако они не допускаются на закрытые парламентские слушания, где обсуждаются вопросы конфиденциального характера, а также вопросы, затрагивающие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну. Парламентские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего (таковыми могут быть председатели палат, их заместители, а по их поручению руководители соответствующих комитетов), который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения заседания, составе приглашенных лиц. Затем слово предоставляется представителю комитета, комиссии для заявления по обсуждаемому вопросу, после чего слово для выступления предоставляется приглашенным лицам и участвующим в слушаниях депутатам палаты. Продолжительность парламентских слушаний определяет комитет, комиссия палаты, исходя из характера обсуждаемых вопросов. После выступлений на парламентских слушаниях приглашенных лиц следуют вопросы членов палаты и других присутствующих и ответы на них.

Согласно Регламенту палаты по результатам парламентских слушаний, проводимых в палате, могут быть приняты мотивированные заключения по обсуждаемому вопросу и рекомендации, которые принимаются путем одобрения большинством членов (депутатов) палаты, принявших в них участие. Парламентские слушания протоколируются и стенографируются. Протокол парламентских слушаний подписывается председательствующим. Рекомендации открытых парламентских слушаний могут публиковаться в печати. Рекомендации закрытых парламентских слушаний предназначаются только для депутатов палаты и представителей государственных органов, принимающих участие в парламентских слушаниях.

Регламенты палат Федерального Собрания. Регламент (франц. reglement, regle - правило) - нормативный правовой акт, регламентирующий внутреннее устройство палаты, общий порядок ее работы, порядок (процедуры) участия палаты в законодательной деятельности, в решении иных вопросов, отнесенных Конституцией РФ к ведению Совета Федерации и Государственной Думы. Содержание регламентов палат во многом совпадает. Каждый из них с достаточной степенью детализации определяет: порядок избрания председателя палаты и его заместителей, формирование комитетов, постоянных и временных комиссий, иных органов палаты (Совета Государственной Думы). Регламентами устанавливается общий порядок работы палаты: начало работы палаты, организационно-правовые формы ее деятельности, порядок проведения заседаний, голосования и принятия решений; процедуры контроля за использованием электронной системы, проведение парламентских слушаний и др. Регламенты исчерпывающе определяют законодательные процедуры: порядок внесения законопроектов в Государственную Думу и их предварительное рассмотрение; рассмотрение законопроектов в Государственной Думе и принятие федеральных законов; повторное рассмотрение Государственной Думой федеральных законов, отклоненных Советом Федерации (главы 12-16 Регламента Государственной Думы); рассмотрение Советом Федерации федеральных законов, принятых Государственной Думой (глава 9 Регламента Совета Федерации); повторное рассмотрение палатами федеральных законов, отклоненных Президентом РФ; рассмотрение предложений о пересмотре положений Конституции РФ и внесения в нее поправок; осуществление палатами права законодательной инициативы.

Особенности регламентов палат определяются характером их несовпадающей компетенции. Соответственно, Регламентом Государственной Думы определены процедуры реализации палатой ее конституционных полномочий, связанных с дачей согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; рассмотрением вопросов, связанных с доверием Правительству; назначением на должность и освобождением от должности Уполномоченного по правам человека; выдвижением палатой обвинения против Президента РФ и др. Регламент Совета Федерации устанавливает процедуры, связанные с утверждением изменения границ между субъектами РФ; утверждением указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решением вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ вне территории РФ; назначением выборов Президента РФ, рассмотрением вопроса об отрешении Президента РФ от должности и др. Регламент палаты утверждается постановлением палаты, его исполнение является обязательным для палаты. Контроль за исполнением Регламента, а также обобщением предложений по внесению в него изменений и дополнений возлагается на специальные комитеты: в Совете Федерации - на комиссию по Регламенту и парламентской деятельности; в Государственной Думе - на комитет по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

Смотрите также:

Работа палат Федерального Собрания Российской Федерации строится на следующих принципах: - законность (легитимность) деятельности парламента. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.

Правовым основанием организации и порядка деятельности Федерального Собрания Российской Федерации является гл. 5 Конституции РФ, Регламенты палат Федерального Собрания: Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Конституция РФ закрепляет основы порядка деятельности Федерального Собрания. Подробно процедуры работы палат регулируются Регламентом Совета Федерации и Регламентом Государственной Думы.

Принятие каждой палатой своего регламента и самостоятельное решение ею вопросов внутреннего распорядка своей деятельности – это выражение ее автономии, традиционной для парламентских учреждений.

Регламенты палат Федерального Собрания утверждаются, изменяются и отменяются постановлениями палат.

Что касается внутреннего распорядка работы палат, то, например, в Государственной Думе он согласуется Советом Думы.

В Совете Федерации с учетом того, что его члены до последнего времени работали практически не на постоянной основе, распорядок ограничивался графиком заседаний, который утверждался самим Советом. На месяц планировалось одно-два заседания продолжительностью три дня каждое. Возможно, в скором времени будет установлен новый распорядок.

Правовым основанием порядка работы Федерального Собрания и его палат является Конституция РФ и регламенты палат. Правовой гарантией функционирования парламента и его палат являются Конституция РФ и федеральные законы, которые приняты в ее развитие.

В ст. 99 Конституции РФ говорится, что Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Кроме этого, в ст. 109 и 117 Конституции РФ закреплены специальные гарантии функционирования Государственной Думы. Основные принципы порядка работы российского парламента содержатся в различных нормативных правовых актах Российской Федерации. В Конституции РФ в прямой или косвенной форме отражены следующие принципы функционирования палат:

- законность (легитимность) деятельности парламента;

- постоянная деятельность палат;

- раздельная работа палат (за исключением отдельных вопросов, предусмотренных Конституцией РФ);

- открытость работы палат;

- коллегиальность работы палат.

В регламентах Государственной Думы и Совета Федерации предусмотрены дополнительные принципы работы палат. Некоторые конституционные принципы развиваются и конкретизируются.

Принцип законности (легитимности) деятельности парламента вытекает из самой природы

гл. 5 Конституции РФ, где определена легитимность существования парламента с конкретными полномочиями, закрепленными за каждой палатой.

Принцип постоянно действующего органа означает, что на протяжении всего созыва или периода работы палат они вправе в любое время собираться и принимать решение по вопросам своей компетенции.

Принцип раздельной работы палат (ч. 1 ст. 100 Конституции) вытекает из предназначения, компетенции и различных интересов палат. Однако в ряде случаев палаты могут проводить совместные заседания (см. ниже).

Принцип открытости (ч. 2 ст. 100 Конституции) означает, что граждане (избиратели) должны иметь возможность наблюдать работу своих парламентариев. Конституционный принцип открытости работы палат дополняется в регламентах тем, что палаты работают гласно, и дается перечень организаций и лиц, которые могут присутствовать на их заседаниях, в том числе средства массовой информации. В случаях, предусмотренных регламентами палат, они вправе проводить закрытые заседания.

Принцип коллегиальности работы палат означает, что ни одно решение в палатах российского парламента не может приниматься кем-то единолично. В частности, заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются правомочными, если на них присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. При этом парламентарии обязаны присутствовать на заседаниях своих палат. Например, о невозможности присутствовать на заседании палаты депутат Государственной Думы заблаговременно информирует руководителя депутатского объединения либо председателя комитета, комиссии, либо Председателя Государственной Думы.

Парламентарий имеет право выражать и настаивать на любых своих убеждениях, которые не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

Совместные заседания палат. Конституция РФ предусматривает возможность совместных заседаний Совета Федерации и Государственной Думы.

В Конституции РФ указан перечень возможных вопросов, по которым могут проводиться совместные заседания двух палат. Кроме заслушивания посланий Президента РФ, возможны заслушивания посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств (ч. 3 ст. 100 Конституции).

Обычно члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы совместно собираются с представителями других ветвей власти и должностными лицами для заслушивания посланий Президента РФ.

При заслушивании ежегодных посланий Президента РФ члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы знакомятся с намерениями и программой действий Президента РФ. Они, как правило, касаются вопросов внутренней и внешней политики государства, положения в стране, законодательных предложений и так далее.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы также заседают совместно при вступлении в должность Президента Российской Федерации, когда он в торжественной обстановке приносит присягу, причем в этом заседании участвуют и судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

В настоящее время такие заседания палат проходят без специальной регламентации.

По-видимому, палатам Федерального Собрания для проведения совместных заседаний целесообразно разработать и принять общий регламент.

В парламентской практике зарубежных стран при организации совместных заседаний палат парламента (если они предусмотрены Конституцией) применяется либо специально для этих случаев выработанный регламент, принимаемый совместным решением палат, либо регламент одной из палат (как правило, той, которая избрана прямым голосованием).

Основы порядка работы палат парламента определены в ст. 100, 101 Конституции РФ (рис. 1).

1.1. Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (далее – Совет) является коллегиальным исполнительным органом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (далее – Палата или Федеральная палата адвокатов).

1.3. Деятельность Совета основывается на принципах равноправного, коллективного и свободного обсуждения и решения вопросов.

1.4. Решения Совета, принятые в пределах его компетенции, обязательны для адвокатских палат субъектов Российской Федерации (далее – Палаты субъектов РФ), адвокатских образований и адвокатов.

1.6. Контроль за соблюдением Регламента возлагается на президента Федеральной палаты адвокатов (далее – Президент) или по его представлению на одного из вице-президентов Палаты.

1.7. По предложению Президента Совет избирает секретаря Совета (далее –Секретарь).

Секретарь участвует в подготовке заседаний Совета или заочного голосования, участвует в их проведении, подготовке и оформлении протокола заседания Совета или заочного голосования (далее – Протокол), осуществляет иные полномочия, предусмотренные Регламентом или определенные Советом.

2. Подготовка заседания Совета или заочного голосования

2.1. Проект повестки дня заседания Совета или вопросов заочного голосования членов Совета (далее – Повестка дня) разрабатывается Президентом и Секретарем с учетом предложений членов Совета.

Повестка дня заседания Совета должна содержать перечень рассматриваемых вопросов, информацию о докладчике (при необходимости – содокладчика или содокладчиков) по каждому вопросу.

2.2. Заседания Совета созываются Президентом. Президент или Секретарь не позднее чем за 5 рабочих дней до даты заседания Совета направляет членам Совета соответствующие уведомления, проект Повестки дня, а в необходимых случаях также дополнительные материалы.

Уведомления о заседании Совета направляются лицам, приглашенным на заседание Совета.

Уведомления и необходимые материалы направляются любыми доступными способами, в том числе посредством почтовой, телеграфной, факсимильной или электронной связи.

2.3. Докладчики по вопросам Повестки дня готовят письменные проекты решений и передают их Президенту или Секретарю не позднее чем за 3 рабочих дня до даты заседания Совета.

2.4. При необходимости Президент вправе принять решение о рассмотрении вопросов Повестки дня без проведения заседания Совета – путем проведения заочного голосования.

3. Порядок проведения заседания Совета или заочного голосования

3.1. Заседания Совета, как правило, проводятся в г. Москве.

3.2. По решению Совета, принятому простым большинством голосов членов Совета, вопросы повестки дня либо отдельные из них могут рассматриваться в открытом заседании. Вопросы, связанные с процедурой обновления (ротации) Совета, избрания Президента и вице-президентов Совета, рассматриваются Советом в закрытом режиме.

3.3. При отсутствии препятствующих этому обстоятельств по решению Президента либо Совета, принятому большинством голосов членов Совета, на заседаниях Совета вправе присутствовать президенты Палат субъектов РФ, почетные члены Совета, а также лица, приглашенные Президентом.

3.4. Заседания Совета проводятся очно, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи.

При необходимости решения Совета Палаты могут быть приняты без проведения заседания – путем проведения заочного голосования.

3.5. По решению Президента или Совета может производиться трансляция заседания или отдельных его частей, аудио- или видеозапись.

3.6. До начала заседания осуществляется регистрация членов Совета. Результаты регистрации сообщаются Председательствующему (Президенту или замещающему его члену Совета), который определяет наличие кворума.

3.7. При наличии кворума Председательствующий открывает заседание Совета. При отсутствии кворума заседание Совета переносится на другую дату или принимается решение о проведении заочного голосования

3.8. Председательствующий руководит заседанием Совета, определяет последовательность выступлений, предоставляет слово докладчикам и выступающим, осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка (регламента) заседания Совета.

3.9. После открытия заседания Совета на его рассмотрение выносится Повестка дня. В ходе обсуждения в нее могут быть внесены изменения и дополнения, после чего Повестка дня утверждается.

3.10. На заседаниях Совета его члены вправе выступать с докладами, содокладами, информацией, в прениях по обсуждаемым вопросам Повестки дня, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания, а также с предложениями, заявлениями, обращениями и справками. По одному и тому же вопросу допускается не более двух выступлений одного лица, если Председательствующим не определено иное. Председательствующий вправе ограничить время выступления по вопросу Повестки дня, предложить завершить выступления и поставить вопрос на голосование.

3.11. Решения Совета принимаются открытым голосованием. Совет может принять решение о проведении тайного голосования по отдельным вопросам Повестки дня.

3.12. В случае проведения заочного голосования по вопросам Повестки дня Президент или Секретарь по истечении срока для представления заполненных листов заочного голосования обеспечивает проверку корректности заполнения поступивших листов и организует подсчет поданных голосов по каждому вопросу Повестки дня.

4. Оформление результатов заседания Совета и заочного голосования

4.1. Результаты заседания Совета или заочного голосования оформляются Протоколом.

4.2. Протокол должен содержать:

– номер, дату и место составления Протокола;

– указание на форму принятия решений (заседание Совета или заочное голосование);

– дату проведения заседания Совета или дату рассылки уведомлений и дату окончания приема листов голосования от членов Совета (при заочном голосовании);

– место проведения заседания Совета или адреса (в том числе электронные), по которым осуществлялся прием листов голосования (при заочном голосовании);

– сведения о присутствующих и отсутствующих на заседании членах Совета, а также ссылку на доверенности, поступившие от членов Совета; или сведения о членах Совета, от которых в установленный срок получены и от которых не получены заполненные листы голосования (при заочном голосовании);

– сведения об иных лицах, присутствующих на заседании Совета;

– перечень вопросов Повестки дня;

– сведения о выступивших участниках заседания Совета по вопросам Повестки дня;

– сведения о принятых решениях.

В необходимых случаях, а также при проведении поименного или тайного голосования в Протоколе отражаются результаты голосования.

4.3. К Протоколу прилагаются:

– поступившие доверенности членов Совета, отсутствовавших на заседании;

– письменные решения и другие документы, принятые Советом;

– стенограмма, аудио-, видеозапись заседания Совета, если они производились;

– поступившие от членов Совета листы голосования (при заочном голосовании).

4.4. Протокол составляется в течение 1 месяца после заседания Совета или после дня, в который истек срок приема листов голосования (при заочном голосовании), и подписывается Председательствующим и Секретарем.

4.5. Выписки из Протокола по решению Совета направляются в адвокатские палаты субъектов РФ, другие организации, исполнителям и заинтересованным лицам в срок не позднее 5 рабочих дней со дня составления Протокола.

РЕГЛАМЕНТ ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ (от франц. "reglement, regle" - правило) - нормативный правовой акт, регламентирующий внутреннее устройство палаты, общий порядок ее работы, порядок (процедуру) участия палаты в законодательной деятельности, в решении иных вопросов, отнесенных Конституцией РФ к ведению Совета Федерации и Государственной Думы. Содержание регламентов палат во многом совпадает. Каждый из них с достаточной степенью детализации определяет: порядок избрания председателя палаты и его заместителей, формирование комитетов, постоянных и временных комиссий, иных органов палаты (Совета Государственной Думы). Регламентами устанавливается общий порядок работы палаты: начало работы палаты, организационно-правовые формы ее деятельности, порядок проведения заседаний, голосования и принятия решений; процедуры контроля за использованием электронной системы; проведение парламентских слушаний и др. Регламенты исчерпывающе определяют законодательные процедуры: порядок внесения законопроектов в Государственную Думу и их предварительное рассмотрение; рассмотрение законопроектов в Государственной Думе и принятие федеральных законов; повторное рассмотрение Государственной Думой федеральных законов, отклоненных Советом Федерации; рассмотрение Советом Федерации федеральных законов, принятых Государственной Думой; повторное рассмотрение палатами федеральных законов, отклоненных Президентом РФ; рассмотрение предложений о пересмотре положений Конституции РФ и внесения в нее поправок; осуществление палатами права законодательной инициативы.

Особенности Регламентов палат определяются характером их несовпадающей компетенции. Соответственно Регламентом Государственной Думы определены процедуры реализации палатой ее конституционных полномочий, связанных с дачей согласия Президенту РФ на назначение Председателя РФ; рассмотрение вопросов, связанных с доверием Правительству; назначением на должность и освобождением от должности Уполномоченного по правам человека; выдвижением палатой обвинения против Президента РФ и др. Регламент Совета Федерации устанавливает процедуры, связанные с: утверждением изменения границ между субъектами РФ; утверждением указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решением вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; назначением выборов Президента РФ, рассмотрением вопроса об отрешении Президента РФ от должности и др. Регламент палаты утверждается ее постановлением, его исполнение является обязательным для палаты. Контроль за исполнением Регламента, а также обобщением предложений по внесению в него изменений и дополнений возлагается на специальные комитеты, в Совете Федерации - на комиссию по Регламенту и парламентским процедурам; в Государственной Думе - на комитет по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

Полезное

Смотреть что такое "РЕГЛАМЕНТ ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ" в других словарях:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — одна из палат Федерального Собрания (парламента РФ). Согласно ст. 11 Конституции РФ, ГД ФС РФ участвует в осуществлении государственной власти. Она относится к законодательной ветви власти. Впервые этот орган был предусмотрен Положением о… … Энциклопедический словарь конституционного права

Регламент Государственной думы — Российской Федерации нормативный акт, регулирующий порядок работы Государственной думы, определяющий её внутреннее устройство и принятые в ней парламентские процедуры, в том числе порядок её участия в законодательной деятельности и иных вопросах … Википедия

РЕГЛАМЕНТ — (польск. reglament от фр. reglement, от regle правило) 1) нормативный правовой акт, регулирующий внутреннюю организацию и порядок деятельности какого либо государственного органа и его подразделения (парламента, его палаты, правительства, суда и… … Юридический словарь

регламент — (польск. reglament от фр. reglement, от regle правило) 1) нормативный правовой акт, регулирующий внутреннюю организацию и порядок деятельности какого либо государственного органа и его подразделения (парламента, его палаты, правительства, суда и… … Большой юридический словарь

регламент — а; м. [франц. règlement от règle правило] 1. Правила, регулирующие порядок проведения какой л. работы или деятельности какого л. учреждения, организации Соблюдать, нарушать принятый р. Установить р. работ по сборке сложного изделия. Внести в р.… … Энциклопедический словарь

РЕГЛАМЕНТ — в конституционном праве: нормативный акт, посвященный порядку осуществления полномочий и процедуре деятельности органа государственной власти или органа местного самоуправления. В наши дни каждый такой орган, приступая к работе, начинает с… … Энциклопедический словарь конституционного права

Законодательный процесс — упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона[1]. Может пониматься как процессуальный аспект законотворчества или,… … Википедия

Государственный орган — (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

Председатель Совета Федерации России — Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации … Википедия

От организационно-правовой формы деятельности палаты следует отличать парламентскую сессию - установленный законодательством период работы палаты Федерального Собрания. Парламент- ская сессия представляет совокупность раздельных заседаний палаты, а также иных проводимых палатой и ее органами мероприятий по осуществлению конституционных полномочий. В соответствии со ст. 40 Регламента на свое первое сессионное заседание Государственная Дума (как и Совет Федерации) собирается на 30-й день после избрания. В течение года Государственная Дума проводит две сессии: весеннюю - с 12 января по 20 июня и осеннюю - с 1 сентября по 25 декабря. В период сессии Государственной Думы проводятся пленарные заседания палаты, заседания Совета палаты, заседания ее комитетов и комиссий, парламентские слушания. В сессионный период депутаты работают в комитетах и комиссиях, в депутатских объединениях, осуществляют встречи с избирателями (для этой цели предназначена последняя неделя месяца в течение каждой сессии). В предусмотренных Регламентом случаях в период парламентских каникул могут быть созваны внеочередные заседания Государственной Думы. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. До избрания Председателя палаты на ее заседаниях поочередно председательствуют представители всех избирательных объединений.

Пленарное заседание палаты. Это организационно-правовая форма деятельности Государственной Думы и Совета Федерации, связанная с рассмотрением вопросов, относящихся к их компетенции, и принятием в результате такого обсуждения предусмотренного Конституцией РФ решения.




Заседания палат, согласно их регламентам, проводятся открыто, гласно и освещаются средствами массовой информации. Регламентом каждой из палат предоставляется право присутствовать на ее заседании депутатам, членам другой палаты. По решению палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для представления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым палатой вопросам. Представители средств массовой информации могут присутствовать на заседаниях палаты при условии аккредитации в палате.

В случаях, определяемых самой палатой, ее заседания могут проходить закрыто. Решение о проведении закрытого заседания принимаются большинством голосов от числа депутатов, членов палаты, принявших участие в голосовании. В закрытом заседании палаты вправе участвовать Президент РФ, Председатель Правительства, Председатели высших судебных инстанций РФ, Председатель, заместитель председателя Счетной палаты и ее аудиторы. Для указанных лиц, а также для Уполномоченного по правам человека, Генерального Прокурора РФ, Председателя Центризбиркома РФ в зале заседаний Государственной Думы отводятся специальные места.

На заседаниях палат ведутся протоколы и стенограммы. Заседания Государственной Думы проводятся по средам. На заседаниях палаты ведутся протоколы и стенограммы, которые после подписей председательствующего на заседании палаты подлежат официальному опубликованию (кроме стенограмм закрытых заседаний). В Государственной Думе заседания проходят в среду и пятницу. Заседания Совета Федерации проходят в соответствии с определенным графиком.

Все заседания начинаются с регистрации присутствующих депутатов, проводимой председательствующим. Заседание правомочно, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов, членов палаты.

Заседания палаты проводятся в рабочие дни: а) утренние - с 10 до 14 часов с перерывом с 12 часов на 30 минут; б) вечерние - с 16 до 18 часов. Палатой может быть принято решение об ином времени проведения заседаний. На заседаниях предусматриваются такие виды выступлений, как доклад, содоклад, заключительное слово, выступления в прениях, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания и, кроме того, предложение, справка, информация, заявление, обращение.

Для контроля за использованием электронной системы на заседаниях Государственной Думы в комитете по Регламенту и организации работы палаты создается группа, осуществляющая в том числе контроль за голосованием с использованием электронной системы. В Совете Федерации группа для осуществления аналогичного контроля создается из числа членов палаты.

Парламентский контроль. Представляет собой конституционную возможность Федерального Собрания осуществлять контроль за деятельностью Правительства РФ. Контрольная деятельность парламентов осуществляется в ходе разработки и принятия законов, когда депутаты, комитеты, комиссии, палаты анализируют ситуации, изучают проблемы, дают оценки о работе тех или иных исполнительных органов государственной власти. В действующей российской Конституции закреплены полномочия палат Федерального Собрания, касающиеся нескольких сфер контроля за деятельностью Правительства. Одним из важнейших инструментов парламентского контроля за исполнительной властью является заслушивание отчета Правительства об исполнении федерального бюджета на заседании Государственной Думы. В финансовой среде парламентский контроль касается прежде всего деятельности Центрального банка. Ежегодно не позднее 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. В течение осенней сессии текущего года палата рассматривает данный проект, заслушивает по нему доклад Председателя Центрального банка о деятельности банка и принимает соответствующее постановление. Банк России обязан ежегодно, не позднее 15 мая, представлять Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров. Отчет Банка России палата направляет Президенту, а также на заключение Правительству. До 1 июля года, следующего за отчетным, Государственная Дума рассматривает годовой отчет, заслушивает доклад Председателя Центрального банка и по итогам обсуждения принимает постановление.

Кроме того, до завершения отчетного года Государственная Дума принимает решение об аудите (аудиторской проверке) Банка России и определяет фирму, имеющую лицензию на осуществление банковского аудита на территории РФ. Комитет палаты по бюджету, налогам и банкам вносит на рассмотрение Государственной Думы рекомендации по назначению аудиторской фирмы - аудитора Банка России.

Механизм парламентского контроля в финансовой сфере включает деятельность Счетной палаты, создаваемой совместно Государственной Думой и Советом Федерации. Кроме того, контрольные полномочия парламента реализуются посредством института депутатских запросов, обращения к членам Правительства с устными вопросами и др. Контрольная деятельность российского парламента охватывает определенные сферы полномочий Президента: Совет Федерации утверждает его указы о введении военного положения, чрезвычайного положения. В сфере внешней политики палаты Федерального Собрания рассматривают и принимают законы о ратификации международных договоров РФ.

Парламентское расследование можно рассматривать как специфическую разновидность юридических производств. Однако парламентское расследование принципиально отлично от уголовного расследования (расследования по уголовному делу), которое проводится специализированными правоохранительными структурами и присущими ему средствами. Проводя парламентское расследование, парламент не принимает решений, имеющих уголовно-правовое значение. Он лишь констатирует имевшие место нарушения закона и при необходимости и по собственному усмотрению вправе передать материалы расследования органам прокуратуры или в иные уполномоченные органы государства. Последние обязаны исследовать такие материалы, при наличии к тому оснований возбудить уголовное дело и проводить по нему расследование.

Как один из способов осуществления парламентского контроля парламентское расследование регламентами палат Федерального Собрания прямо не предусмотрено. Действующее законодательство по этому поводу не содержит каких-либо указаний. Между тем обоснованным представляется предположение о наделении Совета Федерации и Государственной Думы правом образовывать специальные комиссии для проведения парламентских расследований. При этом явка в такие комиссии и представление документов должны быть обязательными, равно как и решения комиссии. В то же время возможность палаты создавать временные комиссии для проверки надлежащих данных о событиях и должностных лицах (ст. 30 Регламента Государственной Думы) в определенной мере восполняет этот пробел.

Парламентские слушания. Представляют собой организационно-правовую форму обсуждения в парламенте с привлечением представителей общественности особо значимых вопросов - концепции закона, международных договоров, подлежащих ратификации, и других важнейших вопросов внутренней и внешней политики. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 101) Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания. Порядок проведения парламентских слушаний определяется Регламентом палаты. Так, парламентские слушания в Совете Федерации организуются по инициативе комитетов палат в пределах их полномочий, комиссий, создаваемых в соответствии с Регламентом палаты, Председателя Совета Федерации, а также по инициативе группы не менее десяти членов Совета Федерации. В Государственной Думе парламентские слушания проводятся по инициативе Совета палаты, комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе. Организация и проведение парламентских слушаний возлагаются на соответствующие комитеты, комиссии палаты. Комитеты и комиссии палаты могут совместно организовывать парламентские слушания. Согласно Регламенту Государственной Думы (ст. 56) на парламентских слушаниях могут обсуждаться: законопроекты, требующие публичного обсуждения; международные договоры, представленные на ратификацию; проект федерального бюджета и отчет о его исполнении; направленные в Государственную Думу рекомендательные законодательные и иные правовые акты межпарламентской Ассамблеи и других межпарламентских организаций СНГ, включающих в себя делегацию Федерального Собрания, другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Парламентская практика дополнила этот перечень обсуждением в комитетах действия соответствующего федерального закона. В нижней палате парламентские слушания проводятся по вторникам. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетами, комиссиями палаты, которыми организуются эти слушания. Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности. Однако они не допускаются на закрытые парламентские слушания, где обсуждаются вопросы конфиденциального характера, а также вопросы, затрагивающие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну. Парламентские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего (таковыми могут быть председатели палат, их заместители, а по их поручению руководители соответствующих комитетов), который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения заседания, составе приглашенных лиц. Затем слово предоставляется представителю комитета, комиссии для заявления по обсуждаемому вопросу, после чего слово для выступления предоставляется приглашенным лицам и участвующим в слушаниях депутатам палаты. Продолжительность парламентских слушаний определяет комитет, комиссия палаты, исходя из характера обсуждаемых вопросов. После выступлений на парламентских слушаниях приглашенных лиц следуют вопросы членов палаты и других присутствующих и ответы на них.

Согласно Регламенту палаты по результатам парламентских слушаний, проводимых в палате, могут быть приняты мотивированные заключения по обсуждаемому вопросу и рекомендации, которые принимаются путем одобрения большинством членов (депутатов) палаты, принявших в них участие. Парламентские слушания протоколируются и стенографируются. Протокол парламентских слушаний подписывается председательствующим. Рекомендации открытых парламентских слушаний могут публиковаться в печати. Рекомендации закрытых парламентских слушаний предназначаются только для депутатов палаты и представителей государственных органов, принимающих участие в парламентских слушаниях.

Регламенты палат Федерального Собрания. Регламент (франц. reglement, regle - правило) - нормативный правовой акт, регламентирующий внутреннее устройство палаты, общий порядок ее работы, порядок (процедуры) участия палаты в законодательной деятельности, в решении иных вопросов, отнесенных Конституцией РФ к ведению Совета Федерации и Государственной Думы. Содержание регламентов палат во многом совпадает. Каждый из них с достаточной степенью детализации определяет: порядок избрания председателя палаты и его заместителей, формирование комитетов, постоянных и временных комиссий, иных органов палаты (Совета Государственной Думы). Регламентами устанавливается общий порядок работы палаты: начало работы палаты, организационно-правовые формы ее деятельности, порядок проведения заседаний, голосования и принятия решений; процедуры контроля за использованием электронной системы, проведение парламентских слушаний и др. Регламенты исчерпывающе определяют законодательные процедуры: порядок внесения законопроектов в Государственную Думу и их предварительное рассмотрение; рассмотрение законопроектов в Государственной Думе и принятие федеральных законов; повторное рассмотрение Государственной Думой федеральных законов, отклоненных Советом Федерации (главы 12-16 Регламента Государственной Думы); рассмотрение Советом Федерации федеральных законов, принятых Государственной Думой (глава 9 Регламента Совета Федерации); повторное рассмотрение палатами федеральных законов, отклоненных Президентом РФ; рассмотрение предложений о пересмотре положений Конституции РФ и внесения в нее поправок; осуществление палатами права законодательной инициативы.

Особенности регламентов палат определяются характером их несовпадающей компетенции. Соответственно, Регламентом Государственной Думы определены процедуры реализации палатой ее конституционных полномочий, связанных с дачей согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; рассмотрением вопросов, связанных с доверием Правительству; назначением на должность и освобождением от должности Уполномоченного по правам человека; выдвижением палатой обвинения против Президента РФ и др. Регламент Совета Федерации устанавливает процедуры, связанные с утверждением изменения границ между субъектами РФ; утверждением указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решением вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ вне территории РФ; назначением выборов Президента РФ, рассмотрением вопроса об отрешении Президента РФ от должности и др. Регламент палаты утверждается постановлением палаты, его исполнение является обязательным для палаты. Контроль за исполнением Регламента, а также обобщением предложений по внесению в него изменений и дополнений возлагается на специальные комитеты: в Совете Федерации - на комиссию по Регламенту и парламентской деятельности; в Государственной Думе - на комитет по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

Читайте также: