Имеет ли право женщина проповедовать

Обновлено: 01.06.2024

Апостол Павел и женское служение

Женщины - миссионеры и апостолы . В среде консервативных христиан об этом мало говорят, но в ранней церкви женщины играли большую роль. Из посланий апостола Павла мы узнаем о многих влиятельных женщинах в христианских общинах: Прискилла, Юния, Юлия (Рим 16:3, 7, 15) и др. были миссионерами наравне со своими мужьями и братьями, а возможно даже занимали более высокое положение, чем их сподвижники-мужчины (Павел упоминает сначала женщин, потом мужчин, что не типично для времени апостола). 7 из 10 "соработников" апостола Павла, перечисленных в послании к Римлянам — женщины. Юния названа апостолом, как бы сейчас сказали, она была коллегой апостола Павла по проповеди в Риме. Мало кого Павел обозначает этим титулом. Подробнее об апостольском служении Юнии можно прочитать в исследовании с провокационным заголовком " Было ли римское христианство основано женщиной? " Dr Ian Elmer.

Место женщины в доме! Поскольку первые христиане чаще всего собирались в частных домах, то те, кто мог предоставить свое жилище для встреч, становились руководителями церкви. Проповедь апостола Павла привлекла внимание многих богатых женщин и вдов, которые крестившись, стали покровительницами христианских общин и руководителями церквей (Фил 1:2, 1 Кор 16:19, Деян 16:15, Рим 16:1). В античном обществе дом — пространство традиционное для женщин, став публичным пространством для христианских встреч, дало много возможностей женскому служению. Они получали власть и влияние взамен на материальную поддержку. Фива, упомянутая в послании к Римлянам была патронессой и/или главной в общине. Сейчас женщины руководители церкви ассоциируются с современными протестантскими общинами, но это очень древняя традиция.

Дьякониссы. Апостол Павел говорит о дьяконах-женщинах (Рим 16:1), можно спорить, что означал этот термин в ранней церкви, но он одинаково применяется к мужчинам и женщинам. Единственная церковь сохранившая институт дьяконисс — Армянская апостольская церковь, женщины-дьяконы служат до сих пор.

Женщины-пророчицы . Женщины-пророчицы были известны еще в Ветхом Завете. Для апостола Павла женское пророчество не составляло проблемы, в послании к Римлянам он пишет, что женщина может пророчествовать, но с покрытой головой (1Кор 11:5). Любопытно, что апостол Павел считал пророческое служение вторым по важности после апостольского.

Кто велел женщинам молчать? (1 Кор 14:34-35)

У специалистов цитата про молчание женщин в церкви вызывает множество вопросов. Не потому, что она противоречит феминистическим взглядам, а потому что она противоречит самому Павлу, который в том же послании говорит о пророчествующих женщинах в церкви. Кроме того, с этим отрывком связаны и текстологические проблемы.

Самое простое и очевидное объяснение повеления женщине в церкви молчать — то, что апостол Павел писал это как решение бытовой ситуации. Некие женщины мешали христианскому собранию, коринфяне написали об этом Павлу, и в ответ он пишет, что пусть именно эти женщины молчат. Послания Павла были обращены церковным общинам для решения конкретных церковных нужд. Это письма-ответы на вопросы, которые до нас не дошли.

Другое объяснение — то, что повеление молчать, это цитата из письма коринфян (знаки препинания тогда не использовались), которые считали, что женщины должны молчать. А Павел отвечает на эту цитату ниже, что женщины тоже могут говорить: "Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?"

Очень вероятна версия интерполяции (поздняя вставка в ранний текст). С точки зрения текстологии этот отрывок сомнительный. Он встречается в разных рукописях в разных местах, очень много перестановок слов. Хотя нет рукописей, в которых 34-35 стихи отсутствуют, исследователи нашли упоминания текстов, в которых их скорее всего не было. Вероятно, изначально был комментарий на полях, который попал в основной текст. Скорее всего, эта вставка отражает взгляды автора 1 Послания к Тимофею 2: 11-14 и его круга. По мнению большинства исследователей Послание к Тимофею написано было после смерти апостола Павла и не принадлежит ему. Помимо текстуальных проблем, богословие 1Тимофея не согласуется с богословием апостола Павла.

Как бы мы не хотели получить четкие ответы на поставленные вопросы, Библия не всегда позволяет нам это сделать. Но очевидно, что женщины играли значительную роль в раннем христианстве со времен самого Христа. Открытия и исследования последних десятилетий проливают свет на прежде забытое женское служение. О Марии Магдалине и других женщинах в раннем христианстве — в статье "Мария Магдалина - грешница или лидер христианского движения ?".

Понравилось? Вы очень поддержите автора, если поставите лайк и подпишитесь на канал!

Почему женщины должны идти и смело проповедовать Евангелие

Пророчество Иоиля было, в прямом смысле этого слова, гендерно-нейтральным призывом к евангелизации.

Конечно, будучи вырванными из контекста, эти стихи, кажется, содержат проблему для тех, кто поддерживает женщин-проповедников, или для самого пророчества Иоиля, если уж на то пошло. Тем не менее, как известно любому читателю, высказывания имеют полный смысл только при прочтении их в контексте. Основное правило заключается в том, что Писание истолковывает само себя. Изучая Писание в целом, вы обнаружите, что Израиль, апостолы, авторы Евангелий и Сам Иисус поддерживают мнение о том, что Бог очень мощно использует женщин.

Книга Судей рассказывает о пророчице по имени Девора, которая была поставлена Богом, чтобы быть судьёй и избавить Его народ от злого царя Иавина. Стоит также отметить, Иаиль, жену Хевера, которая также сыграла значительную роль в этой истории. Иаиль убила военачальника Иавинова Сисару, и тем самым спасла Израиль от его войск. Бог могущественным образом использовал и Девору, и Иаиль для освобождения Своего народа (см. Суд. 4-5).

makartur-women2

Древнееврейская литература, выходящая за рамки Ветхого Завета, содержит свои собственные рассказы о женщинах, которых Бог очень сильно использовал. История Юдифь, хотя и вымышленная, является древним рассказом о женщине, которая становится инструментом Бога для угнетённых. Она обхитрила врагов Израиля, использовав в качестве оружия свою женственность.

Эти истории свидетельствуют о том, что до христианства Бог время от времени воздвигал женщин, чтобы совершать удивительные дела, и что еврейская культура не замалчивала эти события, но в некоторых случаях чествовала их.

Поддержка апостолов

Вопреки заявлениям Павла в его посланиях к церкви в Коринфе и Тимофею, он ссылается на многочисленных женщин, сотрудничавших с ним в служении. Глава 16 в его Послании к Римлянам начинается с представления Фивы, диакониссы церкви Кенхрейской.

John Heseltine / Pam Masco / FreeBibleimages.org

Поддержка авторов Евангелия

Ученые соглашаются, что письма Павла предшествуют четырем Евангелиям. И поэтому, вероятно, можно предположить, что если бы ранние церковные настроения были против женщин в служении, это было бы отражено в более поздних Евангелиях. Тем не менее, авторы Евангелий рассказывают о многочисленных историях женщин, участвовавших в евангелизации.

Поддержка Иисуса

Photo - Uoaei1 / Mary Magdalene – Fresco in Saint Sylvester

Photo — Uoaei1 / Mary Magdalene – Fresco in Saint Sylvester's Chapel of Konstanz Minster, Konstanz, Baden-Württemberg, Germany. Anonymous master, dated 1584.

А как насчёт Павла?

Что же тогда делать с этими двумя заявлениями, сделанными Павлом в его письмах к церкви в Коринфе и Тимофею? После изучения всего лишь нескольких упоминаний о могущественных Божьих жёнах в Библии, включая упоминания самого Павла, становится очевидным, что он не намеревался удерживать женщин от лидерства в церкви или проповедования.

Мы должны помнить, что письма Павла были адресованы конкретным церквям и людям в определенное время по определенным причинам. В данном случае Павел, скорее всего, обращался к женщинам, которые нарушали порядок, были шумными и смущали церковь. Считается, что места для сидения на собраниях ранней церкви сильно отличались от сегодняшних. Женщины были с одной стороны, а мужчины — с другой. Вероятнее всего, из-за недостатка образования считалось, что женщины выкрикивали что-то в сторону мужской стороны и спрашивали о том, чему их учат.

Павел наставлял женщин помалкивать не потому, что он не верил, что они не должны распространять Евангелие, а скорее для того, чтобы поддерживать эти служения в порядке.

Иди и скажи

Кох Чанг, Таиланд - 4 марта 2018 года: во время воскресного богослужения в Русской Православной Церкви

Кох Чанг, Таиланд - 4 марта 2018 года: во время воскресного богослужения в Русской Православной Церкви Фото: Depositphotos

Правило 1. Женщинам в храме необходимо стоять отдельно от мужчин.

Священнослужители говорят, что это не является строго обязательным в наши дни, однако все церкви России до сих пор соблюдают это древнее правило.

Например, в г. Воронеже, где я проживаю, в Покровском и Благовещенском соборах во время богослужения женщины стоят на левой стороне, а мужчины — на правой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам. Такое разделение соответствовало древним представлениям о благочестии в христианских церквях. А в Византии во многих храмах устраивались хоры (вторые этажи, идущие по периметру храма), где во время службы и стояли женщины. Внизу разрешалось стоять только мужчинам.

Причины этого уходят вглубь веков. Миф о грехопадении, являющийся частью нашего культурного наследия, описывает женщину как пособницу Сатаны, которая была первой, кто обманул Адама, и вследствие греха женщины, человечество было наказано Богом.

В Древнем Риме, согласно законодательству, когда женщина выходила замуж, то и все ее имущество переходило во владение мужа. Женщина не могла занимать какую-либо гражданскую или общественную должность, не могла быть свидетелем, поручителем, опекуном или попечителем, не могла усыновлять детей или быть усыновленной, не могла составлять завещание или контракт.

Наиболее злобным атакам подвергал женщин Тертуллиан (160- ок. 220 гг.), один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов, который впервые выразил концепцию Троицы.

Вы врата дьявола — говорил он про женщин, — вы открыватели запретного древа, вы первыми предали закон Божий, вы — та, что убедила мужчину, атаковать которого дьяволу не хватило храбрости. Вы так легко разрушили подобие Бога — мужчину. Из-за вашего предательства даже сын Божий должен был умереть.

Как это ни смешно звучит, но до 585 г. мировое христианское духовенство не могло решить, имеет женщина душу или нет. Маконский церковный собор (Франция) принял решение о том, что у женщины, хоть она и является существом низшего порядка, всё-таки имеется некое подобие души!

Обвинения и само отношение христианского духовенства к женщинам привели к отрицательному, потребительскому отношению к ним в Европе и остальном христианском мире. А в просвещенной Англии до середины XIX века женщин при переписи населения вообще не учитывали, как скот!

Правило 2. В церкви женщине говорить не позволено.

В первом послании Коринфянам апостол Павел наставляет:

жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви (1 Кор. 14:34−35).

Впервые в истории церкви женщины приняли участие в Поместном соборе РПЦ в 1971 году, когда избирался патриарх Пимен. Участвовали женщины и в работе Поместного собора 1990 года, избравшего Патриарха Алексия II.

Однако все решения, включая и присутствие женщин, определяет епископат, который удерживает за собой канонически обоснованный контроль в проведении Поместного собора: любое решение может быть принято собором только с согласия большинства присутствующих на нем епископов.

Правило 3. Женщине в церкви предписано одеваться скромно.

Женщина должна надеть неяркую длинную юбку или платье. Запрещены спортивные костюмы. Нельзя использовать косметику, тем более — губную помаду. Несмотря на теплую погоду, всем прихожанам рекомендуется надевать одежду с длинными рукавами. Запрещено носить брюки. В священном писании сказано:

На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всяк делающий это.
Второзаконие 22:5

Вспомним древние времена: в Риме, Палестине, Византии люди ходили в туниках. А в брюках ходили варвары: они были кочевниками, все время верхом на лошадях. И вот, чтобы не натирать ноги об лошадь, они обматывали их тем, из чего потом получились брюки. Когда по Константинополю шел человек в брюках, то своим видом он показывал, что он варвар, то есть не христианин, и его не пускали в храм. (Вечная тайна женщина Наука и религия. 1988. № 3. С. 10−11).

Но основной причиной негативного отношения к ношению брюк явились древние языческие ритуалы встречи Нового года. Язычники устраивали карнавальные переодевания, имевшие религиозный смысл переворачивания всего наизнанку. Мужчины надевали женское платье, женщины — мужское. Мирянин мог надеть рясу монаха или вырядиться зверем.

Кстати, рясу духовенства, имеющую корни Ближнего Востока, можно считать типично женской одеждой. Ряса даже запахивается на левую сторону, а не на правую, как в одежде у мужчин.

Так вот религиозный смысл этих переодеваний сводился к тому, что они являлись разрушением устоявшихся социальных ролей, стереотипов, разрушением порядка в суматохе Масленицы и возможностью построить новый мир, более справедливый и удобный, лучший для людей. Переодевание мужчин в женщин и наоборот было своего рода языческой формой покаяния, желанием жить иначе.

Таким образом, негативное отношение к брюкам на женщинах имеет древние религиозные корни. Память об этом некогда серьезном религиозном языческом подтексте переодеваний повлекла за собой негативное отношение к мужскому гардеробу на женщинах.

Правило 4. Женщина не имеет права заходить в церковь с непокрытой головой.

Апостол Павел в первом послании к коринфянам (11:3−9) пишет:

Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава — Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головою, постыжает свою голову; и всякая жена, молящая или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая; ибо, если жена не хочет покрываться, пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа.

А далее (11:4−5) Павел уточняет:

Женщина не должна заходить в храм с непокрытой головой, причем платок должен целиком и полностью покрывать волосы и закрывать уши.

Почему? Да потому, что женщины красивыми волосами соблазняли мужчин, и они вместо молитвы глазели на хорошеньких женщин и мысленно вводили себя в блуд! А если смотреть первопричину — попадём в священное писание:

Оголить темя женщины или распустить ее прическу значило унизить или наказать ее (Исайя 3:17); Числа 5:18).

Блудницы и порочные женщины в Иудее демонстрировали принадлежность к своим особого рода занятиям именно тем, что не покрывали голову. Муж имел право развестись с женой без возврата ей приданого, если она появлялась на улице простоволосой — это считалось оскорблением мужу. А в синагогах, кроме женщин, покрывать голову предписывалось отлученным от синагоги мужчинам и прокаженным.

Правило 5. Женщина не имеет права входить в алтарь.

Так вот, священнослужители, совершающие богослужение, должны сосредоточенно находиться в молитве.

Присутствие женщины, особенно молодой и привлекательной, невольно может вызвать суетные и соблазнительные мысли и желания, а борьба с помыслами требует больших усилий, а главное — не всегда бывает успешной.

Священнослужители упоминают и о чисто психологических причинах, по которым женщина не несет пастырского служения и не входит в алтарь. Женщина по природе своей более эмоциональна, переменчива. Ей сложнее сосредоточиться на совершении такого великого дела, как Евхаристия, сложнее сохранить беспристрастность и трезвость.

Недаром апостол Петр, хорошо знавший женскую природу, поскольку имел не только жену, но и тещу, называет женщин немощнейшим сосудом (1 Пет. 3, 7). С другой стороны, этот запрет уходит в глубину веков и связан с женским менструальным кровотечением.

В православии менструирующей женщине нельзя не только всходить на жертвенник (алтарь), а и вообще приходить в церковь. А в иудаизме такая женщина считается ритуально нечистой и ей запрещено вступать в сношения с обрезанным ритуально чистым мужем, из опасения его осквернить. По окончании месячных вымыться в душе ей недостаточно. Ей нужно совершить ритуальное омовение в резервуаре — микве, наподобие нашего крещения. Только потом она может являться мужу.

В христианстве запрет на вхождение в алтарь начинается с поместного Лаодикийского собора, состоявшегося около 360 года в городе Лаодикия (Малая Азия). Собор составил 60 правил относительно вопросов церковного управления и христианского благочестия.

Сорок четвёртое правило собора гласило:

Не подобает жене в олтарь входити.

Позже на Константинопольском (он же шестой Вселенский собор, 680−681.) соборе 69-м правилом вообще было запрещено мирянам входить в алтарь, а женщинам тем более:

Никому из всех принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входити внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу.

Итак, позволительно только царю входить из мирян и потому, что он — помазанник, и только тогда, когда он приносит дар, царский ритуальный подарок на церковь.

Зайдя в алтарь, женщина нарушает церковный порядок и тем самым грешит против церкви. В этом случае ей предписано покаяться и, осознав свою вину, больше так не делать. Надобно знать своё место.

Правило 6. Женщин не пускают на святую гору Афон.

На этом полуострове в Греции располагаются двадцать крупных мужских монастырей, вход куда женщинам строго воспрещён.

Существует предание, что Пресвятая Богородица в сопровождении евангелиста Иоанна в морском путешествии попала в шторм, они сбились с пути и попали к подножию горы Афон. Матерь Божия, поражённая красотой места, попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона.

В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет.

Правило 7. Женщина не может быть священником.

Против женского священства есть несколько аргументов. Во-первых,

священник на литургии — это литургическая икона Христа, и алтарь — это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. …Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. …Поэтому священнический архетип (первообраз) — мужской, а не женский.

Дискуссия по поводу священства женщин продолжается в протестантских церквях Европы. Возведение женщин в духовный сан с правом совершения богослужения и отправления таинств практикуется в Евангелической церкви Германии, в Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, Епископальной (англиканской) церкви в Англии, Швеции и Норвегии (лютеранство).

Также практика рукоположения (деноминация) женщин принята в некоторых баптистских, методистских, пресвитерианских, старокатолических, пятидесятнических и харизматических деноминациях (часть протестанского движения в молодёжной культуре), в том числе и в России.

Правило 8. Женщина после рождения ребёнка не имеет права входить в храм, также в период месячных. Кроме того, не может приступать к св. таинствам.

Вселенские соборы никогда не касались этой темы, поэтому канонических препятствий присутствия женщин в храме в так называемые критические дни вроде бы и не существует. Однако мы имеем авторитетные в каноническом отношении источники, которые были одобрены на поместном Трулльском соборе. (собор Церкви в Константинополе в 691−692 г.; созван императором Юстинианом II в 691. Решения собора рассматривают, как документы Шестого Вселенского Собора).

Собором одобрено второе правило святых Афанасия Великого и Дионисия Александрийского, а также епископа Тимофея:

О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать! Ибо не думаю, чтобы они, если суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и жена, имевшая 12 лет кровотечение, ради исцеления, прикоснулась не Ему, но только к краю одежды Его. Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи — не запрещается. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом.

И тот же Св. Афанасий Великий, утверждал в первом правиле:

Все творения Божии добры и чисты. Ибо ничего неполезного или нечистого не сотворило Божие Слово.

Но это всё былые времена. А в наши дни, притом что в церкви говорят о полном отсутствии дискриминации в церковной жизни, упомянутые мной правила существуют и действуют.

Просматривая материал по теме я наткнулся на религиозный форум, где Священник Андрей отвечал некой Наталье:

Уважаемая Наталия! Я не могу исчерпывающе ответить на Ваш вопрос. Происхождение запретов о нечистоте после истечений, как Вы знаете, лежит в Ветхозаветной эпохе, и в Православии этих запретов никто не вводил — они просто не были отменены (!). Более того, в канонах православной Церкви они нашли свое подтверждение, хотя богословского объяснения и обоснования никто не давал. Вероятно, никого не затронул этот вопрос (!) и можно сделать вывод, что ни сущностных, ни догматических или канонических препятствий к причащению женщин во время месячных и послеродового периода нет, тем более это можно сказать о посещении храма, целовании икон.

Да, пока не будет соборного решения каждый священник будет решать этот вопрос самостоятельно, что, собственно, сейчас и происходит. Поэтому в одних храмам женщинам настоятельно советуют в такие дни воздержаться от посещения богослужений, а в других разрешают даже причащаться. Вот такие у нас крайности.

Женщина в церкви: что ей запрещено и почему?

На мой взгляд, все перечисленные запреты и правила в повседневной жизни не сильно влияют на прихожанок. Во всяком случае, из моего окружения ни одна женщина не выразила возмущение очевидной дискриминацией.
Фото: bigmix.info

Работая над статьёй, я прочёл нескольких авторов-феминисток, борющихся за права женщин во всех сферах деятельности и, разумеется, в церкви. Феминистское движение оказывает влияние на многие аспекты религии и есть определённые подвижки, однако эти тенденции не поддерживаются в православии. Женщины безропотно и не задумываясь выполняют установленные правила.

Но это не значит, что им абсолютно безразличны эти запреты. Множество вопросов, задаваемых священнослужителям на религиозных форумах в Интернете, говорит, что многие хотели бы знать, почему всё то, что можно мужчинам — женщинам нельзя!

И уж совсем ожидаемо было мнение служителей церкви, которые по каждому из вопросов опровергают или смягчают, на худой конец, существующую дискриминацию. Например, говоря о месте женщины в церкви, священник Сергий Свешников пишет:

место женщины в церкви — с левой стороны, то есть с той стороны, с которой на иконостасе помещена икона Божией Матери. Впрочем, нужно заметить, что такое положение делает бОльшую честь женщинам, чем мужчинам. Дело в том, что когда предстоятель возносит молитву Богу как один из нас, то есть лицом на восток, то по его правую руку оказываются мужчины. Когда же из царских врат в благословении или через Святые Дары к нам исходит Сам Христос, то по Его правую сторону стоят именно женщины.

Правила и запреты существуют, и пока никто их не отменил. Можно спорить, как к этому относиться. С одной стороны, христианство провозглашает духовное равенство, но с другой видим, что социального равенства никакого не было и нет до нынешнего времени.

Права женщин военнослужащих

Статус военнослужащего в России может получить лицо, которое проходит военную службу по контракту либо службу по призыву в порядке, предусмотренном действующим законодательством. В российской армии служат представители и мужского, и женского пола. Права женщин-военнослужащих регулируются на законодательном уровне. В этой статье расскажем, какие именно гарантии предусмотрены для данной категории служащих.

Статус военнослужащего

Военнослужащий – это лицо (человек), исполняющее должностные обязанности, связанные с прохождением военной службы, которая призвана решать задачи в сфере безопасности и обороны государства, и в связи с этим, обладающее специальным правовым статусом.

Особенности правового статуса военнослужащих в РФ регулируется рядом нормативно-правовых актов, в том числе ФЗ №76 от 27.05.1998 года. Для этой категории лиц установлена единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения.

При этом набор прав и возможностей служащего определяется также:

  1. Занимаемой им воинской должностью.
  2. Присвоенными воинскими званиями.
  3. Общей продолжительностью прохождения военной службы.
  4. Условиями и порядком прохождения военной службы.

Общие права военнослужащих

Все военнослужащие независимо от гендерного признака пользуются правом:

на предоставление страховых гарантий и возмещение вреда, причиненного военнослужащему при исполнении его обязанностей;

на дополнительные соцгарантии и компенсации при выполнении служебных обязанностей в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте;

Вышеперечисленные возможности согласно ФЗ №76 гарантированы всем военнослужащим – и контрактникам, и призывникам. При этом женщины-военнослужащие также пользуются некоторыми специальными правами, которые связаны с пребыванием в декретном отпуске, а также с воспитанием несовершеннолетних детей.

Права женщин-военнослужащих

Пунктом 9 ст. 10 ФЗ №76 установлено, что военнослужащие женского пола, а также военнослужащие, которые воспитывают детей без папы или мамы, пользуются соцгарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными НПА об охране семьи, материнства и детства.

Льготы в связи с беременностью

Льготы в связи с беременностью женщин-военнослужащих

Права беременных военнослужащих женщин прописаны в Трудовом кодексе. Поскольку п. 9 ст. 10 ФЗ №76 говорит о том, что военнослужащие женского пола пользуются установленными законодательством об охране семьи, материнства и детства гарантиями, то к этой категории граждан в полной мере применяются положения ТК РФ, закрепляющие права лиц с семейными обязанностями (глава 41).

В ТК РФ предусмотрен характер работы беременных женщин. Прежде всего, речь идет о переводе такой сотрудницы на более легкие условия труда. Работодателю нужно принять во внимание, что отказ от перевода беременной женщины на легкую работу может быть оспорен в судебном порядке.

Ст. 254 ТК РФ устанавливает, что беременным женщинам в соответствии с медзаключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, которая исключает воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.

Вам также будет интересно:

Женщины, проходящие военную службу по контракту, имеют право на предоставление им отпуска по беременности и родам. Продолжительность этого отпуска исчисляется суммарно и предоставляется полностью, независимо от числа дней, использованных до родов и устанавливается продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности – 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов – 86, при рождении двух или более детей – 110) календарных дней после родов. Пособие по беременности и родам устанавливается в размере денежного довольствия за весь период предоставленного одноименного отпуска.

Кроме этого, женщина-военнослужащая также имеет право на:

  • пособие на постановку на учет в женской консультации в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка.

Права женщин-военнослужащих, воспитывающих детей до 3 лет

Права женщин-военнослужащих, воспитывающих детей до 3 лет

Женщины-военнослужащие с детьми до 3 лет не могут быть направлены в служебные поездки, привлечены к сверхурочной работе, работе ночью, труду в официальные выходные и праздники. Подобные мероприятия допускаются только при наличии их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медзаключением. При этом женщины, которые имеют детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную поездку, привлечения к сверхурочному труду, работе в ночной период, выходные и праздники.

Женщины-военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту, также могут оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения ему 1,5 лет. Пока женщина пребывает в декрете, ей выплачивается ежемесячное пособие в размере 40% среднего денежного довольствия по месту службы за год, предшествовавший месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. Также учитываются районные коэффициенты и процентные надбавки к зарплате. Максимальный размер ежемесячной выплаты ежегодно индексируется.

Вам также будет интересно:

Также за военнослужащей, которая пребывает в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, сохраняется место службы и воинские должности.

Льготы для женщин-военнослужащих с детьми-инвалидами, детьми до 14 лет

Женщины-военнослужащие, которые воспитывают детей в возрасте до 5 лет без супруга или супруги, детей-инвалидов также не могут быть без их согласия направлены в служебные командировки либо привлечены к сверхурочной работе, работе в праздничные или выходные дни, работе в ночное время.

Гарантии, связанные с увольнением

Не могут быть уволены с военной службы женщины-военнослужащие:

Исключение составляют только случаи увольнения вышеперечисленных категорий военнослужащих по собственному желанию, по достижению предельного возраста, по состоянию здоровья, в связи с лишением воинского звания, по коррупционным статьям, а также в связи с вступлением в силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы.

Пенсионное обеспечение

Пенсия по выслуге лет положена тем военнослужащим, которые на момент увольнения:

достигли 45-летнего возраста, имеют общий трудовой стаж не менее 25 лет, из которых не менее 12,5 лет составляет военная служба.

При этом уволиться человек должен по достижении предельного возраста для службы, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

  • достигнуть пенсионного возраста;
  • иметь необходимый страховой стаж;
  • заработать необходимое количество пенсионных баллов.

Пенсия военнослужащей зависит от размера ее денежного довольствия во время службы. А также от выслуги лет и так называемого понижающего коэффициента. Денежное довольствие формируют две составляющие:

  • оклад по воинской должности (другими словами это оклад также называют тарифным разрядом);
  • оклад по воинскому званию (действует с 01.10.2021 года).

Важно отметить, что при назначении пенсии учитывается последнее звание и должность военнослужащей. Никто не рассчитывает ее среднюю зарплату за все годы службы.

Прослужив отечеству 20 лет, военная получает пенсию в размере 50% от суммы своего денежного довольствия. И за каждый следующий год — еще плюс 3%. Однако максимум, до которого можно дослужится, — это 85% от денежного довольствия.

Также нужно учитывать и так называемый понижающий коэффициент. Согласно законодательству о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, денежное довольствие военнослужащего при назначении пенсии учитывается только в размере 54%. Но начиная с 2013 года эти проценты должны были расти на 2% каждый год, пока не достигнут 100%. То есть государство взяло на себя обязательство постоянно увеличивать выплаты военным пенсионерам.

Права женщин-военнослужащих в области охраны здоровья

Права женщин-военнослужащих в области охраны здоровья регулируются ст. 25 ФЗ №323 от 21.11.2011.

В частности, эта категория граждан имеет право:

получить полные сведения относительно выявленных в его отношении медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы;

получать медпомощь в ведомственных медицинских организациях или получать такую помощь в иных медорганизациях, но за счет средств, выделенных для этих целей из федерального бюджета;

получить освобождение от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с диагностированной болезнью или по иными причинам, если это предусмотрено нормативно.

Другие льготы

Имеет ли право женщина-военнослужащая на какие-то специальные льготы – ответ на этот вопрос можно найти в ФЗ №200 от 13.07.2020. Военнослужащие в случае объявления мобилизации обязаны, согласно действующему законодательству, продолжать проходить военную службу. Но для женщин-военнослужащих, имеющих детей в возрасте до 16 лет, предусмотрели исключение. Им разрешено уволиться, сохранив при этом право на все установленные законодательством льготы.


Священник Андрей Постернак

Священник Андрей Постернак

– Расскажите о роли женщины в Церкви в первые века христианства? Среди православных до сих пор существует мнение о строго настороженном, даже отрицательном отношении к женщине в древности, каковы истоки такого отношения, и подтверждаются ли они в античных и средневековых источниках?

– Мы привыкли мыслить стереотипами, в том числе относительно исторических событий и фактов. С одной стороны, мы хорошо знаем о том, что в христианстве все равны. Апостол Павел говорит, что нет ни мужского пола, ни женского – для спасения души не важно, кем является человек – мужчиной или женщиной, а половые различия не могут свидетельствовать, что кто-то является более совершенным с духовной точки зрения. То есть, с одной стороны, христианство явно провозглашает духовное равенство, но с другой, если мы посмотрим на историю, то увидим, что социального равенства никакого не было и нет до нынешнего времени.

В христианской традиции различия между мужчиной и женщиной – иерархические, то есть муж – глава семьи, жены, но эти различия переносились и на отношения социальные. В античной и средневековой традиции женщина занимала подчиненное положение в отношении мужчины, которым и рассматривалась как неполноценное существо, хотя в христианстве этот тезис никогда не провозглашался. Она никогда по социальному статусу не воспринималась как равная мужчинам и, соответственно, не имела возможности вести активную деятельность ни в обществе, ни в Церкви.

Такое отношение к женщине связано с определенным состоянием того общества, в котором формировалось христианство. Понятно, что это было общество языческое, античное, в котором у женщин не было никаких прав. Это отношение как традиция сохранится и перейдет в традицию христианского общества, хотя и будет облагорожено. Конечно, в Церкви женщина будет почитаться как мать и как монахиня, хранящая целомудрие. Но часто она – виновница грехопадения, соблазна для мужчин, объект (именно просто объект) чувственных мужских устремлений. И эта двойственность будет сохраняться на протяжении очень долгого времени, в определенном смысле сохраняется и в нынешнем, как модно говорить, дискурсе, что спровоцировало рождение агрессивного феминизма.

– То есть апостолу Павлу даже приходилось специально обращать на это внимание первых христиан, чтобы попытаться уравнять мужчин и женщин?

С другой стороны, каким должно быть отношение к женщине по Евангелию, тоже трудно себе представить, потому что Господь говорит о неких идеальных отношениях, но непосредственно о равенстве мужчин и женщин в Евангелии напрямую не говорится – только в апостольских посланиях. Очевидно, что у апостола Павла в целом отношение к женщине было также в духе своего времени.

– Здесь речь о том, какое служение женщина могла бы выполнять в Церкви. Очевидно, что на деятельность женщин в Церкви накладывало отпечаток общее отношение к ней в раннехристианские времена. Женщина не воспринималась как наследница апостолов, не могла выполнять те же функции и полномочия, и, как мы знаем, в Православной и Католической Церквах эта традиция сохраняется и поныне.

С другой стороны, даже в тех исторических рамках женщина могла себя реализовывать в Церкви. Мы знаем очень многих святых женщин, которые уходили в пустыню, в монастыри. Подвижнический подвиг, который сочетался с хранением целомудрия и молитвой, очень высоко ценился Церковью во все времена.

А кроме того, если говорить о конкретном служении, в ранние времена служение женщин в Церкви выражалось в деятельности диаконис, которые должны были помогать священникам в христианских общинах. Например, они помогали при крещении женщин, присутствовали во время общения священника с женщинами, чтобы не было двусмысленности, следили за порядком в храме на женской половине, когда существовало такое разделение, навещали больных женщин и так далее. То есть главной их функцией было осуществление связи между священниками и женской частью общины. Это было на Востоке. На Западе же с самого начала ценился только молитвенный подвиг женщины и хранение целомудрия – прототип женского монашества.

Кроме диаконис особое служение в Церкви несли вдовы и девы. Но часто они выполняли те же функции, что и диаконисы. Вдовы должны были хранить целомудрие после завершения семейной жизни и отличались от диаконис только тем, что не приносили специальных обетов, не посвящались и не получали епископское благословение на свое служение.

Святая Олимпиада Константинопольская, диакониса

Святая Олимпиада Константинопольская, диакониса

– Почему институт диаконис был упразднен?

– Причины запрета не очень понятны, потому что на Западе, в той же Галльской Церкви были приняты конкретные решения соборов о том, что диаконис быть не должно. Видимо, на Западе женщины претендовали на особые полномочия, близкие к священническому служению, что для Церкви было совершенно неприемлемым. Поэтому служение диаконис было довольно рано запрещено.

На Востоке таких запретов не было, мы имеем только сведения о том, что диаконисы были. Об этом свидетельствуют три Вселенских собора: Никейский, Халкидонский и Трулльский. Но служение диаконис исчезло на Востоке естественным образом. Видимо, изменилась церковная практика, уже не было необходимости в тех функциях, которые исполняли диаконисы в древности.

Например, взрослых людей уже крестили редко – в основном крестили младенцев, а значит, женщины при крещении были не нужны. С другими обязанностями, которые выполняли диаконисы, вполне могли справляться настоятельницы монастырей. Причем почетный титул диаконисы сохранялся и в византийскую эпоху, а затем на Западе диаконис стали называть аббатисами, а у нас, соответственно, игумениями.

– А в церковных собраниях, по слову апостола Павла, женщина не принимала участия?

– Да, по крайней мере, публично проповедовать женщина не могла. В силу и общественной, и церковной традиции, проповедь – неотъемлемая часть священнического служения. Конечно, нельзя сказать, что это было абсолютное правило, если речь идет о язычниках, цель проповеди – обращение в христианство, и мы знаем равноапостольных Нину, княгиню Ольгу, Марию Магдалину, царицу Елену, которые фактически были приравнены к апостолам за свою проповедь христианства. Но это очевидные исключения из упомянутого правила. Женщины могли катехизировать других женщин, и в таких условиях проповедь им разрешалась, но проповедь, которая была бы обращена ко всем прихожанам, для женщин была запрещена.

– Практически в течение девятнадцати столетий запрещение для женщины говорить на церковных собраниях понималось как внутрицерковная заповедь – женщины не пели в хоре, не читали часы и проч., только после революции, когда мужчины ушли из храмов, женщины стали исполнять чисто мужские послушания церковных чтецов, певцов и участвовать в приходских советах, как же так – только за неимением мужчин Церковь обращается к женщине?

– В женских монастырях женское пение существовало. Но пение и не рассматривалось как проповедь, это была часть богослужения, в котором женщина, конечно, могла принимать не только пассивное участие. Ведь поныне существует традиция, что принявшая монашество женщина может входить в алтарь, помогать священнику как алтарница.

Идея возрождения чина диаконис неоднократно поднималась еще в XIX веке, об этом говорили святитель Филарет, миссионер архимандрит Макарий Глухарев, священник Николай Гумилевский, великая княгиня Елизавета Федоровна, которая ходатайствовала перед Синодом, чтобы звание диаконис было присвоено сестрам Марфо-Мариинской обители. Но все эти начинания не привели к положительному результату, в Церкви этот чин так и не был возрожден, что мне кажется символичным. Очевидно, что необходимость в этом служении ушла в прошлое.

А то, что женщины начинают играть большую роль, когда меняются условия церковной жизни – это неизбежно. И, собственно, в роли помощниц в Церкви женщин никто не отрицает. И чтение, и пение, и хозяйственная помощь женщин в храмах существует до сих пор. Но всё это до определенных пределов – женщина по-прежнему, несмотря ни на какие изменения, не может выполнять священнических функций в Церкви.

Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета (в центре)

Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета (в центре)

– Какие основные препятствия для введения женщин в число служителей алтаря сегодня – догматические, антропологические, иерархические?

– Существует целый ряд аргументов, связанный с тем, почему женщина не может быть священником. Например, что священник должен являть собой образ Христа. Этот вопрос активно дискутируется на Западе.

Но мне кажется, что главным аргументом является антропологическое препятствие. Разделение на два пола есть некое естественное установление, существующее изначально. Оно заложено Богом в человека как естественное устройство мира. Половое разделение предполагает и наличие определенных функций, связанных с полом. Для женщины – это семья, рождение и воспитание детей, для мужчины – защита и пропитание семьи и в целом – труд в поте лица. Так было изначально.

Это естественное разделение определяло полномочия людей в обществе и Церкви. Собственно, Церковь приняла это естественное разделение, и его пересмотр неизбежно должен привести к искажению не только церковной, но и общественной жизни. Ведь у каждого пола есть определенные полномочия и функции, которые ему свойственны.

Сторонники женского священства как раз пытаются преодолеть этот вопрос о естественном состоянии полов, когда начинают говорить, что пол не естественное состояние, а социальная функция, и женщина может быть не только матерью и домохозяйкой, но и общественным работником, в том числе священником. Например, англиканская церковь после признания за женщинами права совершать богослужения в конечном счете также признала, что лица нетрадиционной сексуальной ориентации могут занимать церковные посты и быть равноценными членами религиозной общины. А это и есть следствие искажения естественного природного установления.

– В конечном счете это стремление создать, хотя бы номинально, единый, средний пол?

– Да, для феминисток последней волны андрогинное общество является неким идеалом, когда человек сам может выбирать свой пол и социальные функции, которые ему ближе. Но в конечном счете это ведет не просто к нравственной деградации, но и к концу времен, к апокалипсису. Именно поэтому англиканство, которое всегда было славно сохранением строгих христианских традиций до недавнего времени, уже в XX веке прошло путь постепенной деградации в духовном плане.

– Вот до чего женщины довели англикан.

– Проблема не только в женщинах, а в тех установках, на которых базируется Церковь. Фактически у англикан речь идет о том, что Церковь – как и современное западное общество, – либерально-демократический институт, который должен соответствовать тому обществу, в котором существует. Поскольку общество демократическое, эти же нормы должны быть перенесены в рамки Церкви. С этого, собственно, и начались проблемы англиканской церкви. Когда светские нормы переносятся во внутрицерковную жизнь, они ее взрывают.

– Но в основе феминистского движения лежит изначальная обида на неидеальное, неевангельское устройство мира?

– Да, с одной стороны, обида, но, к сожалению, вместе с водой выплескивается и младенец. Женщины не просто пытаются изменить ситуацию, они стремятся поломать некий естественный ход вещей, что ставит в опасность не только женщин и мужчин, но общественное устройство в целом.

– Может быть, возрождение института диаконис как раз способствовало бы смягчению феминистского движения в Церкви?

– Боюсь, что нынешние женщины хотят большего. Собственно, англиканская церковь через это и прошла – был возрожден чин диаконис, но этого оказалось недостаточно… Кроме того, в этом возрождении должна быть определенная церковная потребность. Сегодня Церковь предоставляет женщинам возможность реализовывать себя в других сферах, в частности в тех, которые ранее были под запретом. Например, применительно к получению высшего богословского образования, активной общественной деятельности, проповеди через интернет, или, если говорить именно о церковном служении, в иконописи, пении, монашестве и так далее.

Конечно, есть ограничения, которые связаны с совершением таинств, но они лежат в плоскости некого естественного устроения вещей – так же, как мужчина не может рожать, женщина не может быть мужчиной в полной мере. И как бы человек ни старался преодолеть естественное разделение, он всё равно этого не сможет сделать. Поэтому, если женщина как-то хочет послужить Христу в Церкви, она имеет массу возможностей, которых не было даже еще 100 лет назад, в XIX веке.

В теории женщина может быть и членом Церковного Собора – другой вопрос, что для этого должно быть какое-то обоснование. То есть женщина должна участвовать в Соборе не потому, что ей дают особые права, но потому, что в этом есть потребность. Например, если нужно отразить интересы женщин на Соборе, объяснить их проблемы в современном обществе. А если мы допускаем женщин на Собор просто в угоду духу времени, это неправильно. Церковь должна жить вне времени и исходить из духовных потребностей, в которых нуждается современный человек.

Элизабет Бер-Сижель

– Не надо забывать, что Бер-Сижель до принятия православия была протестанткой и даже пастором, и понятно, что тот опыт, который у нее был в протестантской церкви, она хотела спроецировать на Православную. Так что она, скорее, выступает как некая исключительная личность, имеющая свой индивидуальный опыт. Я бы не сказал, что есть некое массовое выступление женщин в Православной Церкви за женское священство. Собственно, помимо Бер-Сижель, я не могу назвать никаких известных общественных деятельниц или церковных деятелей, которые бы активно пытались его добиться. Остальные лишь аккуратно высказываются, что вопрос не простой – не более.

Очевидно, что и Православная, и Католическая Церкви не пойдут на такую реформу, которая полностью сломает церковный строй. В англиканской, например, священство не рассматривается как таинство, и женщина как пастор воспринимается по-другому, но в католической и православной традиции вопрос о женском священстве касается не только конкретных полномочий женщин в современном обществе, но и всего церковного устройства.

– Практически получается, что институт диаконис в его первоначальном замысле – обеспечить посредничество между мужским клиром и женской частью общин: помогать при крещении женщин, присутствовать при их беседах со священниками, ухаживать за больными христианками, следить за порядком в храме на женской половине – давно существует, но мы об этом не задумываемся и называем по-другому?

– Например, Марфо-Мариинская обитель и другие современные общины сестер милосердия возрождают, может быть, и не так активно, как это было до революции, то же самое служение женщин в Церкви: женщины, которые не хотят быть монахинями, но хотят помогать больным, имеют возможность осуществить свое стремление.

Причем сегодня гораздо больше разнообразия для женского служения в Церкви, чем это было в древности, гораздо больше возможностей себя реализовать в общественной жизни, не нарушая ее естественный строй. Не хочет женщина иметь семью, детей, она может посвятить себя какой-то другой деятельности – заниматься наукой, преподаванием, общественным служением (но при этом не грешить). И никто в Церкви ее не осудит за это.

– Может, это тот самый средний путь?

– Я думаю, дело не в среднем пути, а просто в современной ситуации, которая изменилась. Мы уже не можем закрывать глаза и говорить, что женщина должна сидеть у плиты и больше ничего не делать. И в самой Православной Церкви, как бы, может, мужчинам этого ни хотелось, женщин уже нельзя загнать в какой-то угол и приказать молчать. Женщины уже давно сами знают свои права и их активно реализуют.

Фото: diaconia.ru

– Есть ли какая-либо современная проблема в Церкви, связанная именно с отношением к женщинам?

– В Церкви есть проблемы, связанные вообще с современной жизнью. Это вопрос некого взаимодействия современного общества и Церкви как очень замкнутого, консервативного, традиционного института, который не может бежать вслед за современностью и подстраиваться под современную жизнь. Вот Католическая Церковь попыталась подстроиться, но это привело к тому, что после Второго Ватиканского собора она стала очень сильно секуляризовываться, фактически превращаться в общественный институт, который только удовлетворяет некие потребности людей в самых разных сферах.

Церковная жизнь в таком случае подменяется активной общественной, приходской жизнью, благотворительностью, а духовная оказывается где-то на задворках. Православная Церковь по этому пути пока не идет, но понятно, что замыкаться в собственных рамках тоже невозможно. Церковь должна, в первую очередь, служить людям, должна быть частью того общества, в котором живут христиане. Мне кажется, что в этой смычке, в этом взаимодействии и состоит главная проблема.

Современное светское общество очень агрессивно настроено по отношению к Церкви, в силу целого ряда причин, и эта агрессивность должна быть преодолена прежде всего со стороны Церкви, что требует ее большей активности в обществе.

Собственно, к этому и призывает Патриарх, подчеркивая, что Церковь должна говорить на языке, который будет понятен людям, и соответствовать тем требованиям, которые люди нецерковные предъявляют к священникам и христианам. Надо стараться жить так, как написано в Евангелии, и те идеалы, которые провозглашаются в апостольской традиции, должны быть воплощены на практике, в том числе по отношению к женщине.

Если мы говорим о некоем духовном равенстве мужчины и женщины, мы должны его воплощать на деле. Не должно быть домашнего насилия, презрительного отношения к женщине и ее работе, ее служению, должно быть соответствующее отношение к многодетности, к воспитанию детей, ведь каждый человек, будь то мужчина или женщина, есть образ Божий.

Читайте также: