Общей характеристикой философии хх века можно считать особое внимание к социальным запросам граждан

Обновлено: 18.05.2024

Всего было три волны позитивизма:

Для всех неопозитивистов характерен мировоззренческий скептицизм и обоснование независимости науки от философии. Они утверждают, что все наше знание о мире дают только конкретные эмпирические науки. Задача же философии заключается не в том, чтобы говорить о мире, а в логическом анализе и прояснении положений науки и в логическом анализе языка.

Одни неопозитивисты (Л. Витгенштейн) выдвинули принцип верификации, то есть логической проверки предложений в сравнении с опытом — принцип подтверждения фактами. На основании него предложения делятся ими на бессмысленные и осмысленные (те которые мы можем проверить). При этом, под фактами неопозитивисты понимают ощущения и переживания, то есть состояния сознания.

Другие неопозитивисты (К. Поппер) предложили принцип фальсификации, на основании которого истинным считается то высказывание, которое не опровергнуто опытом.

Постпозитивизм — общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта.

Основные представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.

Экзистенциализм — философия существования — философская школа в философии иррационализма, возникшая в начале XX века, которая утверждает приоритет индивидуального бытия над социальным.

Идейными источниками экзистенциализма являются герменевтика, философия жизни, феноменология.

Экзистенцианизм включает в себя:

• Экзистенциальную отнологию М. Хайдеггера с её основным вопросом о смысле бытия;

• Экзистенцианизм Ж.-Б. Сартра, ставящего в центр внимания свободу и ответственность человека;

• Экзистенциализм А. Камю, который обосновал бунт, как утверждение свободы человека, выбирающего собственную сущность;

• Экзистенцианизм Н. Бердяева и Л. Шестова.

Феноменология (Э. Гуссерль (1859–1938)) — учение, суть которого можно свести к трем главным идеям:

1. Философия не имеет никакого отношения ни к окружающему миру, ни к изучающим его наукам; ее предмет — это исключительно лишь явления (феномены) сознания, рассматриваемые как единственно и непосредственно данное.

2. Эти феномены понимаются не как психологические явления, но как некие абсолютные сущности, имеющие всеобщее значение, независимые от индивидуального сознания, но в тоже время находящиеся только в нем и не обладающие существованием вне его.

3. Указанные сущности познаются не рассудком, но непосредственно переживаются, а затем описываются так, как они созерцаются в акте интуиции.

Неотомизм стал официальной доктриной католической церкви в XX веке, разработанный в трудах Э. Жильсона, Ж. Маритена и других теологов-философов. Неотомизм — это обновленное и приспособленное к современным условиям учение крупнейшего систематизатора средневековой схоластики Фомы Аквинского. Неотомисты развивают идею гармонии разума и веры при примате последней и следующие из этого идеи подчинения философии богословию и теоцентризма. Неотомисты также разрабатывают теорию многомерной, развитой во всех отношениях души, которая только и делает человека настоящим человеком. В лоне неотомизма родилось и теологическое учение о вечных и временных ценностях, направленное на выработку религиозной ценностной альтернативы миру буржуазных утилитарных ценностей.

Преодолением неотомизма в рамках религиозной философии явилось учение Тейяра де Шардена (1881–1955), который обосновывал тезисы эволюционного пантеизма, психоэнергетизма, сверхжизни и сверхчеловека, как итога человеческой эволюции.

Как искусство истолкования текстов герменевтика зародилась в Средние века.

В философско-идеологическом плане структурализм отвергает исторический подход и саму историю как не подчиненную строгим структурным закономерностям. Отсюда получается, что главные философские противоположности — это структура — человек и структура- история. Тот, кто в этой дилемме выбирает человека и историю, тот против структуры и следовательно, науки. Тот же кто выбирает структуру и науку, должен пожертвовать человеком и историей.

Теория постиндустриального общества. В трудах Д. Белла, А. Тоффлера и др. авторов постиндустриальное общество противопоставляется доиндустриальному и индустриальному по следующим направлениям:

• Основному производственному ресурсу (сырье — энергия — информация);

• Характеру производственной деятельности (добыча — изготовление — обработка);

• Технологии (трудоемкая — капиталоемкая — наукоемкая).

Персонализм (от лат. Persona — личность) — экзистенциально- теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности — Бога.

Персонализм сформировался в конце XIX века в России и США, затем в 30-х гг. XX века во Франции и других странах. В России идеи персонализма развивали Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов, отчасти Н. О. Лосский, С. Н. Булгаков, А. Белый, Вяч. Иванов и другие. Основоположниками американского персонализма явились Б. Боун, Дж. Ройс.

Средоточие интереса персоналистов — личность в ее отношении к Богу и к другим личностям; ресурсы свободы и творчества; проблемы коммуникации. Личность отождествляется с сознанием и самосознанием. Назначение философии в нахождении смысла существующего с точки зрения свободы человека, его волеизъявления в соотнесенности с высшим началом, Богом. Наука с её понятийным аппаратом и дискурсивным мышлением не могут с точки зрения персонализма претендовать на постижение всего богатства мира.

Фрейдизм и неофрейдизм. Фрейдизм как философское направление вырос из психоанализа — метода исследования, предложенного 3. Фрейдом дня лечения истерии. Основным понятием фрейдизма является бессознательное. Бессознательное — это вытесненное из сознания, неосознаваемое, которое сохраняется в подсознании, а исподволь, неосознанно воздействует на психику и поступки человека благодаря сублимации. Сублимация — это трансформация биологического начала в социальное. Бессознательное выражается в различных комплексах подсознания. По Фрейду, это прежде всего либидо — комплекс сексуального влечения.

Идеи бессознательного и психоанализа легли в основу различных направлений неофрейдизма. Основатели неофрейдизма К. Корни, А.Кардинер, Г. Салливан, Э. Фромм начинали как ортодоксальные фрейдисты. Но постепенно они все более включают в свои аналитические построения социальную компоненту. Сопиологизация психоанализа позволила им перенести фрейдистские идеи на общество и отвергнуть ряд ограниченных положений теории Фрейда.

Одним из основных направлений, вышедших из фрейдизма, стала аналитическая психология, крупнейшим представителем которой был К.Г Юнг. Юнг выступал против преувеличения влияния сексуального влечения на человеческое поведение, не только отвергал резкое противопоставление сознательного и бессознательного, но считал бессознательное полезным и созидательным. Он ввел в научный анализ понятие коллективного бессознательного, основанного на архетипах — бессознательных общих представлениях, влияющих на социальное поведение больших масс людей.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия 20 века_1.doc

Предпосылки философской антропологии были заложены феноменологической философией Э.Гуссерля (1859-1938) и экзистенциализмом. Сторонники философской антропологии считали, что традиционный философский субъективизм и позитивизм игнорировали субъективную и активную стороны познания, недооценивали самого человека как первоисточник смысловых значений мира, не в полной мере учитывали внутренний опыт человека. Отсюда вновь заявляла о себе задача, связанная с отысканием специфического предмета философии, позволяющего избежать его отождествления с предметом научного исследования.

Условно концепции, объединяемые философской антропологией, разделяют на две группы – на субъективистские- антропологические и объективистски-онтологические.

Ко второй группе относятся учения, в которых смысл бытия познается из самого объекта, мира. При этом человек предстает как существо, находящееся во Вселенной, где космос, мировой разум, божественное провидение, абсолютный дух образуют жестко детерминированную систему. Ее естественная природа порождает социально-исторические закономерности, с неизбежностью носящие фаталистический характер.

Тем самым, предлагается изучать не бытие само по себе, не законы его фактического существования, а разъяснять и раскрывать смысл самого бытия.

Экзистенциализм – своеобразная философия, не умещающаяся в рамки традиционных представлений. Ее специфичность обусловлена особым интересом к так называемым индивидуальным смысложизненным проблемам, первое место среди которых занимают проблемы человеческого существования, судьба личности в современном мире. В рамках самих же вопросов внимание экзистенциалистов направлено на осмысление вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и долгу, наконец, к смерти. Лишь в той мере, насколько эти вопросы соприкасались с проблематикой науки, морали, религии, философии истории, последние представляли интерес для экзистенциалистов.

В философии экзистенциализма нашло выражение состояние тревоги и неуверенности, потери веры в существование гуманистических ценностей, возникшее в западном обществе после Первой мировой войны, сохранившееся в период Второй мировой войны и после ее окончания.

Однако философия существования не представляет собой какого-то монолитного, единого учения. Каждый из ее главных представителей создает как бы свое особое учение. Во многом это объясняется тем, что среди ее представителей известнейшие писатели и мыслители 20 в.: Ж.-П.Сартр, А.Камю, Г.Марсель, Симона де Бовуар и др. Экзистенциальные мотивы можно встретить и у таких выдающихся писателей нашего века, как Т.Манн, Г.Гессе, Э.Хемингуэй, Э.М.Ремарк, М.Унамуно и др. Обычно экзистенциализм разделяют на атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю и др.) и религиозный (Марсель, Ясперс, П.Тиллих, Р.Бультман).

Выступая против официальной, прежде всего университетской философии, экзистенциалисты упрекают ее в том, что она сосредоточила внимание на абстрактных онтологических и гносеологических проблемах, упустив конкретного человека с его повседневными заботами, печалями и горестями. Они критикуют традиционную философию за идеализм и попытки растворить реальный мир в мысли, за стремление разрешить противоречие человеческого бытия сугубо логическими приемами. Выступая с подобной критикой, экзистенциалисты вынашивают надежду порвать с абстрактностью и идеализмом.

Для экзистенциализма весьма характерны своеобразные термины и понятия, в числе которых ключевыми являются категории – человеческое бытие, экзистенция, страх, ничто, пограничная ситуация.

Несмотря на то, что философия существования включает в себя целый ряд течений, иногда различающихся по взглядам, можно выделить некоторые общие положения, присущие экзистенциализму в целом.

Характерной чертой экзистенциализма является антропоцентризм.

Классическая философия экзистенциализма пессимистична, ибо, как правило, она не находит реального выхода из неподлинного, отчужденного мира человеческого существования и аппелирует к его трагическому исходу.

Таковы общие принципы экзистенциализма, главные познавательные усилия которого направлены на изучение неповторимой жизненной ситуации отдельного человека, на постижение ценности и уникальности его внутреннего мира. Лейтмотив экзистенциальной философии – протест против порабощения человека внешними общественными силами.

Общество как биологический культурный организм не подчинено власти объективных закономерностей, которые действуют лишь в мире природы. Каждый культурный организм своеобразен и несводим к другому, развивается циклично.

В результате возникло принципиально новое философское мировоззрение и стиль мышления. Например, социально-экологический образ мышления и мировоззрение, определяющее современную науку и культуру.

Новое мировоззрение поставило в центр истории человека, а не безличные силы. Культурное развитие человека отставало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых человеческих качеств. Новые качества (основа нового гуманизма): глобальное мышление, любовь к справедливости и отвращение к насилию. Это также порождает новые вызовы для человечества

  • Сохранение культурного наследия;
  • создание глобального наднационального сообщества;
  • сохранение природной среды;
  • …повысить эффективность производства..;
  • правильное использование природных ресурсов;
  • развитие интеллектуальных, чувствительных и соматических способностей человека.

Философия двадцатого века представляет собой сложное интеллектуальное образование. Его плюрализм объясняется как развитием науки и практики, так и развитием предшествующей философии девятнадцатого века.

Философия двадцатого века развивается в различных направлениях. К ним относятся идеализм и материализм, антропоцентризм и натурализм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм — это философская и идеологическая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы. Сциентизм лежит в основе многих теорий и концепций технологического детерминизма, концепций неопозитивизма (особенно в философии науки).

Антигражданство не отрицает силу влияния науки на общественную жизнь и людей. Они интерпретируют это влияние как негативное. Антисциентист переосмысливает такие понятия, как истина, рациональность, социальная гармония и т.д.

Эти две тенденции в философии ХХ века органично связаны с рационализмом и иррационализмом, антропологизмом и натурализмом. В XX веке рационализм и иррационализм представлены как философское понимание основных средств познания мира, управления человеческой деятельностью и влияния на развитие общества.

Философия XX века - Позитивизм и его модификации

Позитивизм и его модификации

Большую роль в формировании основных принципов аналитической философии сыграл Л. Витгенштейн, который устанавливает культ обыденного языка и считает необходимым его эмпирическое описание. Он выступает против некорректного обращения с языком, поскольку, по мнению Л. Витгенштейна, всевозможные вольности с языковыми формами приводят к всевозможным философским псевдопроблемам. Он считает, что все знания, благодаря языку, сводятся к набору элементарных предложений, основанных на наблюдении и опыте. Философия, по его мнению, является лишь критикой языка.

R. Карнап, основатель семантической философии, внес большой вклад в развитие неопозитивизма. Его цель — разработать единый язык науки, имеющий единую основу. Эту единую основу обеспечивает математическая логика. Карнап изучал семантику, то есть отношения между языком и областью, которую он описывает. Он рассматривал философию как собственный анализ языка в сочетании с сенсорной (эмпирической) проверкой.

Структурализм

Неопозитивизм поднял важнейшие проблемы методологии науки, связанные с достижением истинного знания. Многие из них были философски традиционными, например, проблема соотношения чувственного и рационального в познании; другие были совершенно новыми, например, проблема факта, веры в познании и творчества, логики познания.

Основным принципом неопозитивизма является принцип верификации, то есть сопоставления всех определений науки с фактами опыта. Концепция имеет смысл и представляет интерес для науки только в том случае, если она может быть подтверждена фактами. Согласно неопозитивизму, большинство проблем ранней философии — бытие, сознание, идея, Бог — не поддаются проверке, и поэтому эти проблемы являются псевдопроблемами. Они должны быть исключены из философии.

Постпозитивизм — это направление философии, которое стремится изучать не структуру научного знания (язык, понятия), а развитие научного знания. По мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скачками, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена на рост и совершенствование научного знания.

Основными представителями постпозитивизма являются: К. Поппер, Т. Кун.

Можно выделить основные проблемы современного постпозитивизма:

-Проблема фальсификации (следует ли отказаться от научной теории в целом, если в ней обнаружен один или несколько ложных, не соответствующих действительности фактов);

-Проблема правдоподобности научных теорий (по каким критериям следует проверять правдоподобность научных теорий);

-Проблема рациональности (что такое рациональность в науке);

-Проблема соизмеримости научных теорий (какие критерии следует использовать для выявления родственности, соизмеримости научных теорий);

-Проблема понимания, нахождения общих точек зрения между взглядами антагонистических теорий.

В 20-е годы ХХ века появилось новое научное направление в гуманитарном знании, которое впоследствии получило различные идеологические и философские интерпретации. Структурализм — это общее название некоторых течений в социокультурном знании ХХ века, которые связаны с выявлением структуры, то есть совокупности отношений между элементами целого, определяемых взаимодействием всех элементов друг с другом. Основные представители структурализма: К. Леви-Строс, М.П. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан, К. Барт.

Структурализм как специфический метод исследования обращается к процессам деятельности, опосредованным общением ее участников с помощью знаковых систем, прежде всего естественного языка, а также примитивных социальных и культурных структур.

Применение метода системно-структурного анализа специализированными науками дало положительные результаты. В лингвистике, например, с помощью этого метода были решены проблемы описания бесписьменных языков.

В 1960-е годы системно-структурный метод был не только изучен и применен, но и возведен в ранг философской системы. Этот процесс определяется потребностями развития науки и практики. Например, характерной чертой социальных концепций структурализма является изучение различных форм общественного сознания как определяющих социальные структуры.

Философы-структуралисты подняли ряд весьма интересных проблем: Происхождение и развитие языка, мифологии, религии, культуры и их влияние на социальные структуры; взаимосвязь между психическим и социальным, структура личности и ее самосознание. Философия структурализма развивается в русле позитивизма и является его модификацией.

Психоаналитическая философия (З. Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер, К. Юнг) была основана З. Фрейда, который обратился к изучению явлений бессознательного, их природы и форм их проявления. Основная идея философии Фрейда заключается в том, что поведение человека определяется иррациональными психическими силами, а не законами общественного развития.

З. Фрейд вводит новое понятие либидо. В своих поздних работах он определяет либидо не только как сексуальное влечение, но и как всю сферу человеческой любви, включая дружбу, родительскую любовь и т.д.

Бессознательный уровень подавляется индивидом, но иногда он прорывается наружу в снах, отречениях, писаниях, непроизвольных движениях и т.д.

З. Фрейд ввел понятие сублимации, или трансформации. Фрейд утверждал, что сексуальной энергией можно управлять с помощью сублимации, то есть преобразования сексуальной энергии в творческую.

К. Юнг заложил основы трансперсональной психологии, которая рассматривает человека как космическое и духовное существо, неотделимое от всего человечества и Вселенной, обладающее способностью доступа к универсальному информационному полю. В 1930-40-х годах К. Юнг пришел к пониманию того, что помимо сознания и индивидуального бессознательного компонента человеческой психики, существует также коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества.

Экзистенциализм

Наиболее распространенным и актуальным течением философии иррационализма является экзистенциализм или философия существования. Эта философия оказывается антропологической по своей направленности. Его проблема — это проблема человека, его существования в мире.

Возникший во времена мировых войн, экзистенциализм отразил драматизм эпохи, ощущение человека, стоящего между жизнью и смертью, существованием и небытием. Его главной проблемой было отчуждение человека от общества.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Цель занятия: формирование умения ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, ценностей, свободы и смысла жизни в основных философских концепциях современности как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Задание 1. Заполните таблицу.

Специфические черты Западно-европейской и русской (идеалистической) философии конца XIX – нач. ХХ вв.

Позитивное по Конту: реальное в отличии от иллюзорного, исследует лишь то, что доступно разуму.

Достоверное в отличии от сомни-тельного. То есть, способное создать логическую гармонию.

Достоевский считал, что идеалом, к которому стремится человек, является Христос. Критерий бытия человека — счастье, содержанием которого является жертвенность, сострадание, служение людям, преобразование зла в добро, осознанное стремление к идеалу.

Но его мнению, цель человека, ориентир социального развития — установление царства Божьего на Земле, отречение от собственных интересов ради служения Богу и ближнему. Л.Н. Толстой выдвинул свой вариант концепции ненасилия. Он считал, что с помощью насилия невозможно устраивать жизнь людей, решать возникающие в обществе проблемы. Напротив, насилие только усугубляет проблемы.

Всеединства. Он считал, что люди должны объединиться и тем самым избавиться от всяких конфликтов, споров. Это антиплюралистическая идея. В чем-то человечество едино, а в чем-то нет, поэтому нельзя в целом говорить о единстве или неединстве человечества.

Центральное место во взглядах С.Н. Булгакова занимает софиология (наука о мудрости). София (мудрость), с одной стороны — идеальная нетварная основа реального тварного мира, мудрость Божья или Душа Мира, пронизывающая бытие или четвертая божественная ипостась. С другой стороны, софия – это порядок в мире, который имеет вполне земное происхождение. Именно он определяет все сущее в мире.

Н.А. Бердяев в центр философии ставил человека, проблему его свободы, отношения к Богу. Онтологические позиции восходят к идеям Платона о двух мирах. Бытие по Бердяеву делится на две идеалистические реальности: мир призрачный и мрачный и мир добра, мир подлинный и идеальный. Человек оказался в материальном миру из-за грехопадения, которое он совершил. Его связь с этим миром и есть несвобода, преодолев это, он станет свободным. Человек обречен на творчество и на свободу, постоянно занимаясь деятельностью и совершенствуясь.

Задание 2. Заполните таблицу

Основные представители русской философии конца XIX – нач. ХХ вв.

Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который призвана была дать созданная им истинная религия. В ней Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты церковных учений и в связи с этим роль церкви в общественной жизни. Этику религиозного самосовершенствования человека он связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви. По Толстому, царство божие внутри нас и потому онтологически-космологическое и метафизико-богословское понимание Бога неприемлемо для него.

Задание 4. С точки зрения Толстого, нравственнее, человечнее простить врага, чем ответить ударом на удар. Но это предполагает, что и прощенный враг должен быть нравственно воспитан. Иначе он вас снова ударит, решит, что вы струсили. Как же быть? Ждать, когда все будут нравственно воспитанными или не ждать, а начать с себя – несмотря ни на что отказаться от насилия?

Объясните, почему учение Л. Толстого (1828—1910) о смысле жизни, нравственном совершенствовании и ненасилии оказало существенное влияние на мировую культуру. В чем противоречивость и ограниченность толстовской модели общества будущего?

Задание 5. Охарактеризуйте философские воззрения А. Герцена (1812—1870), ответив на вопросы:

К какому философскому направлению принадлежит мыслитель?

Как обосновывается им принцип материальности мира природы и истории, принцип их диалектического развития?

Каково отношение мыслителя к проблеме познаваемости мира, взаимоотношениям философии и естествознания?

В двадцатилетнем возрасте Чернышевский стал материалистом, атеистом, республиканцем-демократом и социалистом. Чернышевский верил, что неограниченная наследственная монархия особенно предназначена для защиты угнетенных и носит надклассовый характер. Незаслуженные страдания людей вообще и хороших людей в частности являлись для него доказательством несуществования Бога. Основной целью его жизни было свержение монархии посредством безжалостной крестьянской революции.

В биологии Чернышевский был сторонником учения трансформизма, но относился с величайшим презрением к теории Дарвина о борьбе за существование как факторе эволюции. Он утверждал, что борьба за существование вследствие чрезмерного размножения и недостатка пищи является злом для организма и приводит к дегенерации, а не к усовершенствованию. Если бы борьба за существование являлась главным фактором эволюции, то органическая жизнь, как полагает Чернышевский, исчезла бы вообще и была замещена неорганическими соединениями, которые более устойчивы, чем организмы.

По мысли Чернышевского, содержание и характер философской деятельности передовых общественных сил должны определяться не отвлеченным содержанием самих философских вопросов — как бы значительны они ни были сами по себе,— но прежде всего тем практическим значением, которое постановка и разрешение этих вопросов должны иметь в деле революционного раскрепощения общества и его подъема — а высшую ступень развития.

Список использованной литературы

  1. Алексеев, П. В. История философии. Учебник / П.В. Алексеев. — М.: Проспект, 2017. — 240 c.
  2. Герцен. А. И. Избранные философские произведения. Т. 2. М., 1948. С. 314.
  3. Замалеев, А. Ф. Летопись русской философии. 862-2002 / А.Ф. Замалеев, А.В. Малинов, Т.В. Орлова. — М.: Летний сад, 2017. — 348 c.
  4. Западная философия XIX века. Учебник. — М.: Проспект, 2015. — 504 c.
    Зотов, А. Ф. Современная западная философия / А.Ф. Зотов. — М.: Проспект, 2017. — 608 c.
  5. Иванов, О. Е. История философии. Курс лекций. Учебное пособие / О.Е. Иванов. — М.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2016. — 608 c.
  6. Иконникова, Г. И. История философии XIX — начала ХХI века / Г.И. Иконникова, Н.И. Иконникова. — М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2018. — 304 c.
  7. История русской философии. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 640 c.

Самыгин, С. И. История философии / С.И. Самыгин, А.М. Старостин, И.В. Тумайкин. — М.: Феникс, 2017. — 192 c.

Читайте также: