Возникновение марксистской философии как закономерный этап в развитии материализма

Обновлено: 25.06.2024

Аннотация: В данной лекции рассмотрены следующие вопросы: Карл Маркс и Фридрих Энгельс - основатели диалектического и исторического материализма. Первоосновы философии марксизма: материалистическое понимание истории, материалистическая диалектика, концепция общественно-экономических формаций и идея коммунизма.

Цель лекции: ознакомить студента с главными философскими идеями марксистского учения.

Основатели марксизма являются Маркс, Энгельс. Наиболее известным последователем философии марксизма является Ленин.

Основные совместные произведения Маркса и Энгельса " Святое семейство" и "Немецкая идеология ". Произведения Маркса: " Тезисы о Фейербахе ", " К критике политической экономии", "Капитал ". Произведения Энгельса: " Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", "Анти-Дюринг", "Диалектика природы ". Философские труды Ленина: " Философские тетради", "Материализм и эмпириокритицизм".

Теоретическим источником марксизма является: философия, политэкономия (труды английских экономистов Смита и Рикардо) научный социализм (являются утопические произведения Сен-Симона, Оуэн, Фурье). Диалектическим источником марксизма является философия Гегеля и антропологический материализм Фейербаха.

Маркс выделял следующие преимущества гегелевской диалектики - принцип развития, однако недостатком считал идеалистическую позицию Гегеля. В философии Гегеля развития и все преобразования существуют только в сфере логики, т.е. чистого разума. Природные и общественные изменения также претерпевают изменения в сфере понятий. Философию Фейербаха также подвергли критике марксисты. Маркс отметил положительную сторону учения Фейербаха, которая заключалась в признании материализма, однако недостатком этого учения он считал метафизический и созерцательный подход в гносеологии. Более того Фейербах был сенсуалистом, а значит считал чувства главным источником познания. Маркс считал такую позицию ошибочной, так как из поля зрения упускается активность человеческого сознания.

Маркс и Энгельс сделали революцию в социальной философии, распространив принципы диалектики и материализма на развитие общества и природы. Они стали создателем диалектического материализма. По определению Энгельса, материалистическая диалектика - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

В философии Маркса, источником познания является практическая деятельность . Главной гносеологической установкой марксизма является " Практика - критерий истины ".

Маркс полагал, что Фейербах оторвал сущность человека от его развития, истории. Главный аспект при рассмотрении сущности человека Фейербах уделял его моральным и нравственным качествам, таким, как воля, сила, ум. Маркс же считал, что сущность человека составляет совокупность общественных отношений, которые подвержены динамике, а значит и сущность человека не является неизменной как в философии Фейербаха, но имеет динамику развития.

Философия марксизма состоит из двух частей: диалектический материализм и исторический материализм. Марксистский материализм находился под сильным влиянием развития естествознания в 19в. Ввиду успеха науки Энгельс считал необходимым изменение характера философии, он признавал ненужность философских систем мира, которые возвышаются над наукой и основаны на умозрительных и априорных методах. Современный материализм, как считал Энгельс, " не нуждается больше в стоящей над прочими науками философии. Как только перед каждой отдельной наукой ставится требование выяснить свое место во всеобщей связи вещей и знаний о вещах, какая-либо особая наука об этой совокупной их связи становится излишней. И тогда из всей прежней философии самостоятельное значение сохраняет… учение о мышлении и его законах - формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положительные науки о природе и истории" 1 Ф.Энгельс, Анти -Дюринг, Госполитиздат, 1950, стр. 25. .

Диалектический материализм.Главной категорией в философии диалектического материализма является понятие материи. Наиболее точное определение материи на сегодняшний день было дано Лениным в произведении " Материализм и эмпириокритицизм ". До этого в натурфилософии было представлено множество определений понятия материи. Наиболее рабочее определение материи до Ленина было определение материи как вещества, состоящего из атомов. Однако физика 19в сделал ряд открытий, которые подвергли такое определение критике. Это были открытия радиоактивности в 1896 г., электрона в 1897г., была выдвинута Лоренцом теория электронного строения материи, которая постулировала, что атом не есть неделимая корпускула, что внутри атома есть пустота. Более того, при исследовании электромагнетизма было установлено, что и масса электрона не является неизменной и ведет себя изменчиво в зависимости от скорости. Немецкий физик Освальд произвел синтез материи и духа в понятии энергия . На место материальной субстанции Освальд поставил энергетическую субстанцию.

Ленин считал все эти утверждения не верными, так как надо пересматривать не само понятие материя, тот предел , с которого была познана материя. Определенные атрибуты материи, которые прежде считались абсолютными (например, неделимость атома) стали не абсолютными. Ленину необходимо было дать новое определение материи. Которое бы учитывало физические достижения и при этом объясняло все природные и общественные явления. Это определение должно было подтверждать новейшие исследования в области естествознания и, конечно, обосновывать материалистическую позицию в отношении основного вопроса философии. Материя является наиболее широким и предельным понятием как в сфере материальных явлений, так и в области мышления.

Так Ленин посчитал, что материю необходимо определить через противопоставление ее предельно широкому понятию другому более предельно широкому понятию. Ленин дал следующее определение понятию материи:

Материя - это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Отсюда вытекает объективизм его философского учения. Материальное существует вне зависимости от человеческого сознания. Ленин, однако, выделял понятия объективной и субъективной реальности, но при этом считал, что субъективная реальность связана с возникновением мышления, а мышление это уже следующий самый высокий уровень организации материи. Объективная реальность предшествует субъективной реальности.

Ленин выделял определенные атрибуты материи:

  1. движение - это главный способ существования материи. Движение воспринимается не как перемещение материальных тел, но как изменения разного рода. При этом движение понимает предельно широко, как изменение вообще. Энгельс в своих трудах " Диалектика движения" и "Анти-Дюринг" выделил пять форм движения материи:
    • механическая форма
    • физическая форма
    • химическая форма
    • биологическая форма
    • социальная форма

Ленин считал, что живая и неживая материя обладает свойством сходным с ощущением отражением.

Отражение- это способность одних материальных тел в результате их взаимодействия с другими материальными телами, воспроизводить определенные особенности последних в своей собственной природе.

Ленин определил два вида отражения: пассивное и активное отражение.

Пассивное отражение имеет место для физико-химических форм движения материи. Такое отражение не носит избирательный характер и является следствием физико-химических процессов.

Активное отражение имеет место в биологической форме движения материи. Первая форма активного отражения - раздражимость, которая носит избирательный характер. Раздражимость - это до психическая форма отражения. Следующая форма отражения - это психическая форма отражения, которая объясняется наличием нервной системы. Психическое отражение также имеет несколько форм, а именно

  1. Ощущение
  2. Восприятие и представление

Принципы диалектического материализма могут быть сформулированы следующим образом:

  • принцип материального единства:наличие единой материальной основы мира
  • принцип развития,который исходит из диалектических законов: закон единства и борьба противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот, и закон отрицания отрицания

Энгельс считал, что для того чтобы увидеть в действии в материальном мире диалектические законы, мы должны рассмотреть предметы во взаимодействии с другими предметами, а не обособленно. Когда мы рассматриваем предметы в движении, в их истории, в их развитии, во взаимодействии друг с другом, то неизбежно обнаруживаем диалектические противоречия, законы и принципы.

Закон это единство и борьба противоположностей. Энгельс считал, что само понятие движения уже показывает нам осуществление этого закона, потому что при движении тело находится в определенной точке пространства и с другой стороны не находится в ней. Энгельс считал, что возникновение и разрешение противоречия - есть сущность механического перемещения.

Закон перехода количественного в качественное. Здесь Энгельс обращается к такому примеру из мемуаров Наполеона- сражения между французской кавалерией и мамелюками: два мамелюка побеждают трех французов, сто французов примерно равны ста мамелюкам, триста французов побеждали мамелюков, но не всегда, а тысяча кавалеристов побеждали мамелюков всегда, в силу своей дисциплинированности.

Закон отрицания отрицания. Энгельс приводил пример из физики. Первая - физика Аристотеля. Первое отрицание - физика Ньютона, второе - теория относительности Эйнштейна. Действительно, Аристотель рассматривал пространство замкнуто и разнородно, Ньютон как бесконечное и однородное, а вот в физике Эйнштейна мы видим двойное диалектическое отрицание - пространство и время есть единые свойства материальных систем.

Ключевые понятия: марксизм, марксизм-ленинизм, философия марксизма-ленинизма (марксистско-ленинская философия), источники (предпосылки) возникновения философии марксизма, материя и сознание, всеобщие свойства материи (движение, пространство и время, отражение), основной вопрос философии, материализм и идеализм, движение, диалектика и метафизика, законы и категории диалектики, диалектический метод, диалектическое мышление, диалектический материализм, исторический материализм, общественное бытие и общественное сознание, способ производства, производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка, общественно-экономическая формация, классы и классовая борьба, социальная революция и контрреволюция.

Общая характеристика философии марксизма (источники её возникновения, этапы развития, основные идеи).

Марксизм и философия марксизма не совпадают по объему. Марксизм как теоретическая система состоит их трех составных частей: социально-политическая часть (научный социализм, коммунизм), экономическая часть (политэкономия) и собственно философия (диалектико-материалистическая философия).

Теоретики марксизма четко определяли теоретических предшественников каждой составляющей марксизма.

Теоретическими предшественниками социально-политической доктрины определялись представителем французского утопического социализма в лице Сен-Симона (1760-1825 гг.) и Фурье (1772 - 1837гг.). В заслугу им ставилась идея перехода от капиталистического общества к обществу без частной собственности (социализму).

Теоретическими предшественниками экономической теории марксизма считаются английские экономисты А. Смит и Д. Риккардо, создавшие трудовую теорию.

И, наконец, теоретическими источниками философии марксизма было творчество мыслителей немецкой классической философии в лице Г. Гегеля (учение о диалектическом методе) и Л. Фейербаха (антропологический материализм).

Помимо теоретических источников философии марксизма, как и марксистской теории в целом, причинами её возникновения стали социально-экономические условия в европейских странах в первой половине XIX века и естественно-научные предпосылки (о них говорилось в лекции № 2).

Естественно-научные предпосылки были обусловлены потребностью осмысления достижений в естествознании первой половины XIX в., изменивших научную картину мира: в первую очередь, это - открытие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Дарвина, утвердивших идею связи и развития в понимании природы.

Основные этапы становления и развития марксистской философии

1. Младогегельянский период в творчестве Маркса и Энгельса (1837-1842 гг.). Гегельянская позиция в философии. Становление революционного демократизма в социально-политических взглядах.

2. Критика идеализма Гегеля (1843-1844 гг.). Переход от идеализма и революционного демократизма к материализму и коммунизму.

3. Завершение формирования философии марксизма (1845-1848 гг.)

4. Развитие диалектико-материалистической философии в работах Маркса и Энгельса в оставшийся период их жизни (1849-1883, 1895 г.г).

5. Развитие марксистской философии в трудах учеников Маркса и Энгельса в 70 - 90-е годы XIX столетия.

6. Ленинский этап в философии марксизма. Он охватывает 1895 - 1924 гг.

7. Марксистско-ленинская философия в СССР в 20 - 80-е годы XX столетия.

8. Современное состояние марксистской философии и её развитие в конце XX – начале XXI вв. (западный марксизм, труды ученых РУСО, развитие марксизма в КНР и др. странах).

Основные идеи философии марксизма:

1. Философия марксизма есть диалектический материализм, т.е. единение диалектики и материализма.

2. Философия марксизма является материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, функцию человеческого мозга.

3. Она называется диалектической, так как признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие как результат действующих в ней самой внутренних противоречий.

4. Сущностью революционного переворота, совершенного К. Марксом и Ф. Энгельсом в философии считается распространение принципов диалектического материализма на понимание истории и состояния общества (исторический материализм), в обосновании роли общественной практики. Сторонники марксизма считают, что любой материализм до К. Маркса не мог дать материалистического объяснения общественной жизни, то есть был идеализмом в понимании общества;

5. Философы-марксисты считают, что как бы не были многообразны философские учения, все они явно или неявно, имеют в качестве своего основного теоретического пункта вопрос об отношении сознания к материи (основной вопрос философии).

7. В мире (природе, обществе, познании) действуют всеобщие законы бытия, то есть законы диалектики. Таковыми считаются: 1) закон перехода количественных изменений в качественные; 2) закон единства и борьбы противоположностей; 3) закон отрицания отрицания.

8. Исторический материализм как составная часть философии марксизма, наряду с диалектическим материализмом, является конкретизацией принципов диалектического материализма при осмыслении социальной реальности. Мировая история представляется как смена эпох под влиянием противоречия между производительными силами и производственными отношениями.

9. Совершенно новаторским в философии марксизма стало рассмотрение общества как сложноорганизованной системы, в которой ведущую роль играет общественное бытие, имеющее в своей основе экономическую деятельность людей, порождающую социально-классовое деление общества.

10. Тезис о первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания является способом решения основного вопроса философии применительно к обществу. Это позволило преодолеть односторонность социального идеализма, господствовавшего в истории философской мысли до середины XIX в.

11. Философские взгляды Маркса и Энгельса по сути своей антропоцентричны и гуманистичны, так как их интересуют, прежде всего, проблемы сущности человека и условий его существования в обществе, поиски путей освобождения человека от социального отчуждения, эксплуатации и угнетения.

12. Процесс исторического развития рассматривается в марксистской философии как последовательное возникновение, становление, развитие и смена общественно-экономических формаций (ступеней, фаз, этапов развития общества). В ходе этоого процесса происходит поэтапное снятие социального отчуждения и возрастание степени свободы человека в обществе. Коммунизм как идеал общественного развития должен привести к ликвидации всех форм отчуждения, эксплуатации и угнетения, и созданию условий для свободного и гармоничного развития человека.

13. Специфика марксистской философии состоит в её изначальной обращенности к вопросам общественной жизни – экономики, социальных отношений, политической жизни.

Философия марксизма [01.04.13]

Содержание
Введение 3
1. Теоретические предпосылки философии марксизма 5
2. Основные положения диалектического материализма 9
3. Различие между материализмом Л. Фейербаха и
материализмом К. Маркса и Ф. Энгельса 12
Заключение 15
Список литературы 17

Введение

Марксистская философия — это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895), а также взгляды их последователей. Она появилась в 40-х годах XIX столетия. Данное философское учение, в определённом смысле, можно рассматривать как завершающий этап развития немецкой классической философии.

Марксизм был своеобразным теоретическим ответом на те вопросы, которые поставили перед людьми социально-экономические и политические процессы новейшей европейской истории. Мощный экономический подъем, стремительное развитие науки, исторический оптимизм просветителей, подтвержденный грандиозной системой Гегеля, с одной стороны, и нищета и беспомощность рабочей массы в молодом буржуазном обществе - с другой, вот истоки философии Маркса. Его учение было рождено ужасающим зрелищем социальной действительности на фоне научного прогресса, который, казалось, мог обеспечить человеку достойные условия жизни. Маркс был поражен бедственным положением людей среди мощных машин, предназначенных для того, чтобы сделать долю человека лучшей, но почему-то не сделавших этого.

Важнейшей предпосылкой философского, социологического и естественнонаучного характера диалектико-материалистической философии, созданной Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, является немецкая классическая философия и, прежде всего, идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха. Эти учения были переосмыслены и переработаны Марксом и Энгельсом на новом фактическом материале.

В классически-чистом виде теория Карла Маркса сегодня имеет достаточно ограниченную, хотя и далеко не нулевую актуальность.

Во-вторых, классическая марксистская теория позволяет раскрыть взаимодействие социально-экономических отношений с материально-техническими основами экономики и социально-культурной жизнью, активностью человека.

Задачами данной контрольной работы являются:

  1. Рассмотреть теоретические предпосылки философии марксизма.
  2. Выявить основные положения диалектического материализма.
  3. Объяснить различие между материализмом Л. Фейербаха и материализмом К. Маркса и Ф. Энгельса.

1. Теоретические предпосылки философии марксизма

Теоретическими предпосылками философии марксизма принято считать диалектику Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) и материализм Людвига Фейербаха (1804-1872).

Философия Гегеля выступает как чистая стихия мышления, восхождение от абстрактного к конкретному.

По Гегелю, идеи существуют на трех уровнях: 1) идеи сами по себе; 2) идеи в природе; 3) идеи в духе. Соответственно этому тройственному делению Гегель пишет книги: "Наука логики"; "Философия природы"; "Философия духа". Эти книги образуют "Энциклопедию философских наук". Он считал, что мир есть саморазвитие абсолютного духа, который проходит три стадии: 1) Идея (тезис) — ут­верждение. 2) Природа (антитезис) — отрицание. 3) Дух (синтез) — отрицание отрицания.

Природа есть отрицание Идеи. Дух - возвращение Идеи к самой себе. На этой стадии осуществляется синтез логической идеи и материальной природы, т. е. синтез мышления и бытия.

Главными особенностями гегелевской системы обычно называют абсолютный идеализм и диалектику.

Считалось, что если идеализм заменить материализмом и его соединить с диалектикой, то получается передовая философия, диалектический материализм.

Диалектика выступает у Гегеля как восхождение от абстрактного к конкретному, это переход идей, их соотношение, наконец, развитие. Диалектике идей соответствует диалектика единичных явлений, где обнаруживается качественно-количественное преобразование, соотношение противоположностей, развитие явлений. Здесь следует сделать одну оговорку: для Гегеля явление — это тоже идеи, диалектика явлений соответствует диалектике сущности. Настойчивое стремление Гегеля "погрузить" сферу реальных явлений непосредственно в идеи, в законы, представляется чрезмерным. Мир единичных реальных явлений на самом деле "вмещается" в мир идеального, но вместе с тем он относительно самостоятелен. Это последнее обстоятельство Гегель нередко игнорировал, давая повод своим оппонентам обвинить его в мистифицировании реального. Диалектика Гегеля явилась значительным шагом вперед в том смысле, что до Гегеля сложная жизнь понятий не учитывалась столь полно, как в гегелевской системе. Разумеется, гегелевские открытия не приходили в противоречия с задачами формализации логических операций. Гегель не отменил законы формальной логики, к которым он относился излишне критически, он их дополнил новыми представлениями. При этом, если не до конца, то отчасти, некоторые черты диалектики Гегеля были позднее формализованы. Гегелевский переход понятий выступает, например в математике, как доказательство, а оно формализуемо. Дедукция в науке фиксирует отношение сущности и явления. Сложнее обстоят дела с развитием идей, сколько-нибудь полно формализовать этот процесс пока не удается.

Гегель выработал особый вариант философского стиля мышления, то, что он сам называл спекулятивным мышлением.

Гегель стал творцом философии как теории. Всякий, кто способен к теоретическому философствованию, неминуемо использует достижения гегелевского гения. Эти достижения — кратчайший и верный путь к сокровенным тайнам вообще всякого последовательного мышления.

Сильной стороной диалектики Гегеля можно считать последовательность, стройность и упорядоченность предложенной им системы. Он рассматривает абсолютную идею начиная от ее начала, наблюдая развитие, выделяя в ней определенные этапы. Кроме того, именно Гегель дополнил идею развития глубоким философским содержанием, сформулировав законы процесса движения, изменения и развития.

Всеохватность мышления Гегеля, его систематизм имели некоторые отрицательные эффекты. Он смотрел на человеческую жизнь и человека с высоты птичьего полета, поэтому его мало интересовала конкретная жизнь человека. Он даже говорил о ничтожности индивидуального сознания. Его философия - философия абсолютного-мирового духа. В абсолютном духе всё как бы растворяется (как бог в природе у пантеистов). Природа, люди, их жизнь, сознание являются лишь от­дельными ступенями развития мирового духа. Гегелю интересно целое (история), а детали его интересуют лишь в отношении к целому (как бы за лесом не заме­чает отдельных деревьев).

Недостатком диалектики Гегеля также считают преувеличение роли разума, его абсолютизация, что сводит все многообразие жизни к логически выведенным категориям и законам. Таким образом, возникает неумолимость действий, которые также неумолимо управляют миром.

Людвиг Фейербах был одним из последних представителей немецкой классической философии.

Сильная сторона материализма Фейербаха заключается в том, что в ее центре не абсолютная идея, а обычный человек с его надеждами, чувствами, духовными предпочтениями. Человек – Бог, это воодушевляет, вдохновляет на стремление к лучшему, к самосовершенствованию своей души, жизни.

Крупнейшим недостатком фейербаховского материализма была его созерцательность, то есть невнимание к активной практической деятельности человека. Единство субъекта и объекта Фейербах принимал лишь в рамках человеческого тела, считая мышление субъектом, а физическую организацию человека объектом.

Марксистская философия возникла на стыке геге­левской философии и фейербаховского материализма.

Диалектический материализм возник в 40-х годах 19 века и стал своеобразным революционным скачком в развитии философии из старого состояния в новое состояние, положивший начало новому мировоззрению.

2. Основные положения диалектического материализма

Диалектический материализм — направление в философии, материалистически интерпретированная диалектика Гегеля, является философской основой марксизма. Диалектический материализм основан на онтологической первичности материи относительно сознания и постоянного развития материи во времени. Согласно диалектическому материализму:

  1. материя — единственная основа мира;
  2. мышление — неотъемлемое свойство материи;
  3. движение и развитие мира — результат преодоления его внутренних противоречий.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс стали основоположниками марксизма, философией которого стал диалектический материализм. Как у любого философского направления, у диалектического материализма есть свои основные положения.

Диалектический метод и философский материализм взаимно проникают друг друга, находятся в неразрывном единстве и составляют цельное философское мировоззрение. Создав диалектический материализм, Маркс и Энгельс распространили его на познание общественных явлений.

Диалектический материализм возник как неотъемлемая составная часть теории пролетарского социализма и развивался в неразрывной связи с практикой революционного рабочего движения.

Два философа смогли соединить диалектику и материализм. В центре внимания философии марксизма оказались проблемы общества и социальной жизни. Карл Маркс считал, что главное звено любой общественной системы лежит не в области религии, а в материально – экономической области общества. Материализм – самая легкая и общедоступная философия: вера в вещи, в тела, в материальные блага, как в единственно верную реальность мира. Если материя есть низшая и простейшая ступень бытия, то материализм есть низшая и простейшая ступень философии.

С другой стороны такой материализм принижает мир науки, культуры, духовности и нравственности. Маркс считал, что базис развития – это противоречие и борьба классов. Именно так он рассматривал и понимал историю.

Диалектический материализм понимает общество как материалистическое, рассматривает его именно с таких позиций. Возникает необходимость создать науку об обществе, но каковы будут научные законы? Ведь каждый человек индивидуален, обладает своим характером и сознанием. Как подчинить общим законам развития все общество, если каждая отдельная единица в нем – человек. Поэтому Маркс рассматривает внутренний духовный мир как вторичное по отношению к внешнему миру.

Основные достижения диалектико - материалистического способа мышления можно обозначить следующими позициями:

1) критика недостатков капитализма;

2) разработка проблемы практики;

3) уяснение природы общественного.

Но преувеличение роли общественного сопровождалось зачастую умалением человечески – индивидуального, личностного, потерей человека. Марксисты признавали материальность мира, признание того, что мир развивается по законам движения материи. Материя, по Марксу, первична, а сознание – вторично.

Марксистский материализм доказывает, что все многообразные тела природы – от мельчайших частиц до гигантских планет, от мельчайших бактерий до высших животных, до человека – представляют собой материю в разных формах и на разных ступенях ее развития. Марксисткой философии глубоко чуждо пассивное, созерцательное отношение к окружающей действительности. Диалектический материализм является орудием в деле переустройства общества в духе коммунизма.

Таким образом, марксистская философия своеобразно решает соотношение бытия и мышления, природы и духа. Она, с одной стороны, признает материю первичной и сознание вторичным, с другой стороны, рассматривает их неоднозначные, сложные и противоречивые взаимодействия, отдавая порой главную роль именно сознанию. Марксизм опирается на успехи естествознания и общественных наук; и утверждает, что мир познаваем, и главной проблемой в нем остается – проблема общества и социума.

3. Различие между материализмом Л. Фейербаха и материализмом К. Маркса и Ф. Энгельса

Однако материалистические идеи, которые излагал Фейербах, не были свободны от некоторых ограниченностей. На них и обратили своё внимание Маркс и Энгельс.

В результате справедливой в целом критики философского идеализма Фейербах потерял то ценное, что было заключено в трудах Гегеля, – диалектику. Он неспособен был понять мир в его постоянном развитии, в процессе которого отживают одни явления и появляются новые, как правило, более совершенные. Все явления и вещи рассматривались им как изолированные и неразвивающиеся. Так же, вслед за материалистами XVIII века, Фейербах сводил каждый материализм к механистическому. В то время более других наук была развита механика, и это привело к тому, что к изучению всех явлений, в том числе химических, биологических и даже социальных, применялись масштабы механики. А это очень сильно искажало реальную картину мира.

Кроме того, Маркс и Энгельс указали ещё на одну весьма существенную ограниченность философии Фейербаха, а именно: её пассивно-созерцательный характер. Речь идёт о непонимании роли практической деятельности людей в познании ими природных и социальных явлений и в развитии общества. Фейербах не смог последовательно применить материалистический подход при объяснении общественных явлений. В понимании общественной жизни он оставался идеалистом. Тем самым его материализм оставался односторонним и незавершённым.

Но, несмотря на свою односторонность, учение Фейербаха сыграло важную роль в формировании философских взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса.

Заключение

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что философия марксизма сформировалась на учениях Гегеля и Фейербаха, так как само время привело человечество к новому осмыслению мира.

Маркс и Энгельс в своем диалектическом материализме обосновали теорию развития общества с той точки зрения, где главным становится человек, его жизнь, проблемы, культура и духовность, а также взаимоотношения людей в обществе.

По Фейербаху человек воспринимался как нечто абстрактное, в то время как К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали, что от человека зависит все в этой жизни.

В политико-экономических трудах Маркс указывает на реальную базу повышения степени свободы людей. Это уничтожение принудительного наемного труда, следовательно, устранение в общеисторическом масштабе пролетариата, рост свободного времени. Это четкий философско-научный прогноз, основанный на объективных экономических и исторических исследованиях.

Если бы не было марксизма, материализм трудно было бы даже назвать философским направлением. Скорее это способ осмысления мира. Хронологически этот способ прослеживается от античности до современности и наблюдается практически во все философские эпохи.

Его основные постулаты:

  1. мир материален;
  2. мир объективен и не зависит от сознания;
  3. материя первична, вечна, не сотворена;
  4. сознание — свойство материи;
  5. мир познаваем.

В итоге можно отметить, что созданное Карлом Марксом совместно с Фридрихом Энгельсом философское учение (марксизм) представляет собой стройную и целостную систему мировоззрения, лишенную идеализма и опирающуюся исключительно на науку и практический опыт.

Список литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия : учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 608 с.
  2. Балашов. Л.Е. Философия: Учебник. 3-е изд., с исправлениями и допол­нениями — М., 2009. — 664 с.
  3. Канке В.А. Философия. Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Логос,2007. – 184 с.
  4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. — М.: Гардарики, 2006. — 736 с.
  5. Философия : учеб. пособие / М. И. Вишневский. - Минск : Выш. шк., 2008. - 479 с.
  6. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004. – 294 с.
  7. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.
  8. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2001. - 704 с.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Читайте также: