Что является одной из главных задач по обеспечению безопасности рф обж

Обновлено: 28.06.2024

В условиях современной социально-политической обстановки и угрозе террористических актов особо актуальной становится работа по действиям в ЧС и гражданской обороны.

Человек в процессе своей деятельности постоянно стремится улучшить условия существования, создает искусственную среду обитания, повышает производительность труда, идет по пути научно-технического прогресса.

Однако научно-технический прогресс способствует не только повышению производительности труда, росту материального благополучия, но и приводит к возрастанию риска аварий и катастроф, происходит загрязнение биосферы в процессе производственной деятельности человека.

Неумение обеспечить безопасность жизнедеятельности в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) отрицательно влияет на здоровье человека и общества в целом.

События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, низкий уровень профессиональной подготовки специалистов, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отразились на состоянии здоровья и жизни людей.

В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них привычек здорового образа жизни.

II. Задача, цель и содержание курса ОБЖ

Основная задача ОБЖ – подготовить обучающихся к безопасному поведению в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, сформировать у них навыки здорового образа жизни и умения в оказании первой медицинской помощи при различных видах травм и повреждениях.

Содержание курса включает теорию и практику безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Изучение курса позволяет обучающимся получать систематизированное представление об опасностях и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом их возможностей.

Цель изучения курса ОБЖ – стать ключевым звеном в формировании человека безопасного типа – личности, безопасной для самой себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие.

Задачи:

– дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе самых неблагоприятных;
– научить правильно действовать в случаях природных и техногенных катастроф;
– научить адекватно действовать в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях.
– воспитывать патриотические чувства.

III. Направления работы

Для решения этих целей и задач работа проводится по четырём направлениям.

1. Работа по допризывной подготовке

Вся работа позволяет учащимся получить первичное представление о Вооруженных Силах России, познакомится с их традициями, историей.

2. Патриотическое воспитание

Используются следующие формы и методы работы:

В рамках этого месячника проведены:

3. Правовое воспитание. Изучение Правил дорожного движения.

В сентябре традиционно проводятся классные часы по изучению правил дорожного движения, оформляются уголки по ПДД, на уроках ОБЖ проводятся беседы с учащимися по Правилам дорожного движения.

Классными руководителями ведутся журналы с записью тем и дат проведения инструктажей по Правилам дорожного движения и соблюдения техники безопасности.

В январе среди учащихся 5-7 классов проведен конкурс рисунков по ПДД.

В течение учебного года проводятся встречи с представителями правоохранительных органов, беседы по ознакомлению с Уголовным правом, конференции, беседы о соблюдении гражданских норм и правил, правил поведения в быту и т.д.
Эти мероприятия способствуют воспитанию у обучащихся чувства долга, ответственности, воспитывают культуру поведения.

4. Мероприятия по действиям в ЧС и гражданская оборона.

В условиях современной социально-политической обстановки и угрозе террористических актов особо актуальной становится работа по действиям в ЧС и гражданской обороны.

IV. Безопасность детей в ЧС

Жизнь не становится проще или легче, опасности зачастую таятся в самых обычных местах. Даже ежедневный поход ребенка в школу может обернуться настоящей трагедией. Поэтому все больше внимания я уделяю вопросам безопасности жизнедеятельности и подготовки детей к чрезвычайным ситуациям различного рода. Перечень тем разнообразен: от действий в условиях терроризма, обеспечения пожарной безопасности до оказания первой помощи пострадавшим и проблем семьи.

– Это еще полбеды! Самую непростительную ошибку совершила ученица, которая при выходе из-за парты уронила беспризорный полиэтиленовый пакет, стоящий в проходе. Если бы там было взрывное устройство, оно вполне могло сработать.

Что тут говорить – тема терроризма актуальна и сложна. Столь же нелегко донести ее суть и наиболее принципиальные моменты этой темы до школьников, не превращая ее ни в трагедию, ни в фарс. Несмотря на те сомнительные моменты, о которых я попытались порассуждать выше, творческий поиск приемов раскрытия данной темы можно только приветствовать.

Чего только я не делаю, чтобы сделать урок поучительным, оригинальным, лучшим: разыгрывала сценки, показывала фильмы, делила учащихся на группы, задавала каверзные задачки и отвечала на бесхитростные, но порой нелегкие вопросы детей.

Практически всегда стараюсь, прежде всего, быть услышанной и понятной детьми. Достичь этого бывает непросто. Трудно бывает и детям в присутствии большого количества посторонних, высокоавторитетных людей. Хочешь не хочешь, заволнуешься, можешь в чем-то ошибиться. Но многие дети, поборов первый страх и неуверенность, увлеченно участвуют в обсуждении проблемных вопросов.

– Мне эти уроки понравились гораздо больше, чем проходят у нас обычно. Было интересно и даже весело. Кроме того, на таких уроках я узнаю много нового, делюсь своими впечатлениями с другими учащимися и учителями. Поэтому даже одинаковые темы проходят с соблюдением всех требований педагогики, но. по-своему.

V. Действия при пожаре

Ежегодно в России возникает большое количество пожаров, при которых погибают, получают травмы и увечья не только взрослые, но и дети и подростки. При этом, как свидетельствует статистика, примерно каждый шестой пожар происходит по вине ребят. Рост числа и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных пожарами, особенно по причине шалости детей и неосторожного обращения с огнем, констатирует о необходимости проведения противопожарной пропаганды и обучения детей и подростков мерам пожарной безопасности, обратив особое внимание на изучение норм и правил пожарной безопасности (ППБ) в части обеспечения защиты людей при пожарах, изучение типов средств защиты органов дыхания, предназначенных для безопасности эвакуации людей при пожарах, а также проведение тренингов поведения обучающихся в случаях возникновения пожаров, террористических, криминальных и других рисков.

Формирование у обучающихся в школе системных знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности требует дополнительного внеучебного времени и должно осуществляться не только в рамках учебных часов, предусмотренных на изучение ОБЖ, но и путем проведения внеклассных мероприятий (занятия, классные часы, практикумы, "круглые столы", викторины, спартакиады, дидактические игры по пожарной безопасности, День пожарной безопасности и др.) в течение всего учебного года и в особенности по окончании учебы перед каникулярным отдыхом, когда обучающимся крайне важно напомнить об основных правилах пожарной безопасности, о причинах и последствиях пожаров, а также действиях при их возникновении. С обучающимися изучаются требования норм и правил пожарной безопасности и формирование навыков безопасного поведения при возникновении пожаров в жилом секторе, в общественных зданиях (в том числе при возникновении паники) и на промышленных предприятиях, способов эвакуации из горящего здания, навыки использования первичных средств пожаротушения; обучать способам эвакуации из задымленных общественных зданий с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитных комплектов), другим способам эвакуации.

Важным средством формирования навыков безопасного поведения при пожарах являются тренировки с обучаемыми по отработке плана эвакуации при пожаре в школе.

Для обеспечения эффективности образовательного процесса в области пожарной безопасности необходимо использовать:

– бытовой материал, который дает возможность усилить яркость и достоверность в изображении пожароопасной обстановки (примеры и случаи из жизни, воспоминания учителя и обучающихся и т.п.);
– образцы и макеты подручных и первичных средств пожаротушения (огнетушители различных марок, пожарный рукав, пожарный ствол, фрагмент внутреннего пожарного крана и др.);
– средства индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитные комплекты);
– статистику пожаров за определенный период, пострадавших в них и т.п.; – факты из жизни школы, города, района, где расположено образовательное учреждение.

VI. Здоровый образ жизни и профилактика ЧС

По данным Минздрава России, в школе абсолютно здоровы лишь 11-12 % детей. За последнее время увеличилось число детей, болеющих инфекционными, гельминтозными, кожными и другими заболеваниями. Возросло число бытовых травм у детей школьного возраста. Систематические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют школьники. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. По данным МВД России увеличилось количество детей, попавших в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющиеся жертвами насилия.

В связи с этим возрастает роль и ответственность учителя ОБЖ за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.

Разнообразные природные риски от землетрясений, наводнений, оползней, обвалов, селей и многих других опасных природных и индуцированных непродуманной деятельностью техноприродных процессов были в числе первых рисков, с которыми столкнулся и продолжает сталкиваться человек, неся при этом огромные и увеличивающиеся с каждым годом социальные, экономические и экологические потери. За последние 30 лет прошлого столетия от аварий в техногенной сфере и стихийных бедствий в России пострадало более 10 млн. человек, из них погибло около 500 тыс. (Справочник по опасным. 1997). Ежегодное количество погибших при авариях и природных катастрофах в нашей стране превышает 50 тыс., а число получивших увечья – 250 тыс. человек (включая дорожные происшествия) (Методические рекомендации, 1998). По данным А.П.Гречаха (2000), средний уровень риска возникновения чрезвычайной ситуации в России на два порядка превышает принятый в разных странах мира допустимый уровень.

Государственная политика обеспечения безопасности населения и объектов хозяйства в промышленных районах, в районах развития опасных природных процессов базируется, прежде всего, на профилактике возможных проявлений чрезвычайных ситуаций, а потом уже ликвидация их последствий. Как известно, профилактика чрезвычайных ситуаций заключается в последовательном осуществлении взаимно увязанных предупредительных мер и действий по выявлению первичных и вторичных опасностей, прогнозированию и оценке риска возможных потерь. Владение информацией о возможных местах, интенсивности, размерах и сроках проявления опасных процессов, способных нанести ущерб, позволяет своевременно разработать и провести мероприятия по предупреждению и локализации такого ущерба.

Цель учителя ОБЖ в этих ситуациях очень важна. Для достижения этих целей решаются следующие задачи:

– понятие важности этой проблемы;
– защита детей от чрезвычайных и опасных ситуаций;
– спасение жизни другого человека.

VII. Заключение

И если мы не готовы, не знаем, как защитить себя, свой дом и имущество от стихийных сил природы и других чрезвычайных ситуаций, может возникнуть такая опаснейшая ситуация, которая не только будет угрожать жизни людей, их интересам, но даже и безопасности страны. Многие явления могут приобрести такую силу, что трудно будет что-то предпринять.

Люди поступают так, как они научены. В нашей жизни всегда существовали и будут существовать такие условия, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его современных и грамотных действий. Именно поэтому моей целью, как учителя ОБЖ, является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях. Умение оказывать само- и взаимопомощь.

– Мне очень нравится работать с детьми. Я хочу быть для них не просто носителем знаний, а старшим другом, помощником, стараюсь передать свой опыт. Я горжусь, когда кто-то из моих детей добивается в жизни определенного успеха.

Читайте также: