Возникновение и развитие права и государства как продукта закономерного и непрерывного процесса

Обновлено: 02.07.2024

Около 10 тыс. лет назад в процессе длительного эволюционного развития общества возникло государство. Его появление обусловлено целым комплексом социальных, экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разное значение для организации общественной жизни человека. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.

Природу каждого явления и тем более государства трудно, но очень важно понять, ибо если начало определено неправильно, то мы рискуем истинностью целой науки и всех ее отправных положений.

Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании – это не стихийный процесс. Оно стало результатом саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития, требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра. Государство является продуктом сознательной, коллективной воли и деятельности человека, отражающей его жизненный опыт и уровень социального развития. Это естественный, объективно исторический процесс, проходящий без решающего влияния внешних обстоятельств. В то же время нельзя забывать о влиянии ряда сопутствующих факторов.

Этому процессу в определенной степени способствовало изменение природно-климатических условий. Наступившее похолодание привело к исчезновению крупных животных и лесных массивов. Люди разбивались на небольшие семейные коллективы и кочевали вместе с мигрирующими животными. Уменьшение биомассы животных и расширение ареала степей побуждали людей к занятию земледелием и скотоводством, а также последующему оседлому проживанию на определенной территории. Однако природно-климатические и иные обстоятельства, стимулирующие специализацию трудовой деятельности, лишь ускорили процесс государствообразования, стали условием, но не послужили его причиной.

Причинами возникновения государства являются:

2) создание (в результате повышения производительности труда) относительно избыточного продукта активизировало самостоятельность индивида, изменение в организации семейной и общественной жизни. Производство продукта для обмена обусловило разрыв между трудом и собственностью, стимулировало появление частной собственности на орудия и продукты труда;

3) социально-классовое расслоение членов общества, вызванное накоплением собственности у отдельных лиц, на социальные группы с различными, порой противоположными интересами. Этому процессу первобытное общество, основанное на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны;

4) поляризация интересов, обострение межклассовых противоречий, связанные с усложнением общественного производства и воспроизводства самого человека породили потребность по-новому организовать общество и обеспечить централизованное управление социальными процессами на основе независимого согласования интересов и обеспечения его консолидации. Этому способствовало и достижение определенного уровня благосостояния общества, которое позволило содержать профессиональный специализированный аппарат управления. Симптоматично, что возникновению государства предшествовал переходный период военной демократии, сопровождающийся постоянными войнами, позволяющими властной верхушке быстро и легитимно обогатиться за счет разграбления других племен и укрепиться на определенной территории. Это способствовало возвышению вождя и ближайшего окружения. Вождь наделялся сверхъестественными качествами и потому часто выполнял жреческие функции. Его власть постепенно становилась наследственной, а подати на содержание дружины и ближайших помощников превращались в налоги.

Перечисленные обстоятельства послужили основой формирования государства и государственной власти, главной задачей которой стало поддержание единства и устойчивости человеческого общества.

Следует иметь в виду конкретно-историческую специфику и различный удельный вес влияния этих причин на формирование государств у отдельных народов, обусловливающих их типологические и иные особенности.

Основные формы возникновения государства:

афинская – классическая, проявившаяся в реформах Тезея, Солона и Клисфена, поделивших население Аттики сначала по роду трудовой деятельности, затем по имущественному признаку и потом закрепивших их проживание на определенной территории;

римская – образование государства ускорила борьба чуждых плебеев против патрициев (коренного населения Рима), приведшая к формированию аппарата управления на паритетных началах;

древнегерманская – возникновению государства способствовало завоевание дикими германскими племенами (варварами) больших территориальных пространств, населенных различными народами и нуждающихся в централизованном управлении;

азиатская – формированию государства способствовал климат, обусловивший необходимость выполнения грандиозных ирригационных и строительных работ.

К этим работам привлекались огромные массы людей, совместная деятельность которых нуждалась в скоординированном управлении. При этом родоплеменная знать, обеспечивающая управление тысячами рабов, постепенно трансформировалась в государственные органы. Политическое господство возникло из выполнения общественной функции. Выросла численность аппарата управления, стабилизировалась специализация и профессионализм управления. Государство стало организатором производства и повседневной жизни. Коллективная собственность превратилась в государственную и только потом появились ее частные формы (которые первоначально были неустойчивы, так как собственность терялась при потере должности) и классовое разделение общества.

Как свидетельствуют последние археологические сведения и исторические исследования, типичной и наиболее распространенной формой образования государства могут быть не Афины (хотя именно они стали локомотивом истории), а восточный (азиатский) путь возникновения государства, отражающий постепенное преобразование общественных властных структур в государственный механизм, защищающий первоначально интересы всей общины, так как имущественная дифференциация и классовое деление идут параллельно образованию государства.

Выделим признаки, отличающие государство от общественной власти родового строя.

1. Объединение людей в первобытном обществе основывалось на кровно-родственных связях. В государстве в интересах управления и взимания налогов деление населения закреплялось по территориальному признаку.

2. Если организация общественной жизни при родовом строе обеспечивалась самоуправлением, то в условиях расслоения общества для управления общественными делами создается особая организация не только публичной, но и политической власти, специального аппарата, состоящего из служащих, профессионально осуществляющих управление, ориентированное на интересы определенного класса или социальной группы.

3. Для содержания аппарата государственной власти нужны материальные средства, которые собираются с населения путем налогов и сборов.

Неолитическая революция” - это
переход от присваивающей экономики к производящей
Автором трактата “Об общественном договоре, или Принципы политического права” (1762 г.) и одним из идеологов школы естественного права является
Жан-Жак Руссо
Аналогия человеческого общества, государства с развивающимся биологическим организмом лежит в основе такой теории происхождения государства и права, как
органическая
Аристотель, Р. Фильмер, Н. Михайловский были сторонниками такой теории происхождения государства и права, как
патриархальная


В логической структуре правовой нормы, характерной для раннего права, по формуле “если - то - иначе” санкцией является элемент
иначе
В основу работы Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства” положено исследование трудов
Льюиса Г. Моргана
В рамках договорной теории происхождения государства и права такие этапы, как - 1) естественное состояние людей; 2) заключение общественного договора; 3) возникновение государства - в логической последовательности выглядят следующим образом:
1, 2, 3
В современной науке выделяют следующие пути возникновения государственности
восточный и западный
В установлении позитивных правил поведения членов раннеклассового общества, в регулировании общественных отношений проявляется такая функция права, как
регулятивная
Видным представителем органической теории происхождения государства и права был
Герберт Спенсер
Воззрение о том, что государство возникает в ходе “естественного отбора” (борьбы, войны), вследствие завоевания сильными племенами слабых, подчинения одного класса людей другому, характерно для такой теории происхождения государства и права, как
теория насилия
Возникновение и развитие права и государства как продукта закономерного и непрерывного процесса, аналогичного развитию самого народа, обычаев, языка и т.п. - это представление свойственно такой теории происхождения государства и права, как
исторической
Высказывание о том, что “государство есть продукт общества на известной ступени развития” принадлежит
Фридриху Энгельсу
Высказывание о том, что человек есть существо общественное по своей природе, принадлежит
Аристотелю
Высокий уровень способа производства и организации государственно-правового механизма, отсутствие пережитков первобытнообщинного строя - эти черты характерны для такого пути развития раннеклассовых государств, как
западный
Гуманитарные науки фактически можно назвать
общественными
Денежные взносы населения, собираемые специально уполномоченными органами государства для содержания государственно-властного аппарата, - это
налоги
Денежный штраф, взыскиваемый в качестве наказания в раннеклассовом государстве, обращался в пользу
государства
Для анализа сходства, различия и классификации правовых явлений и правовых систем в теории государства и права используется метод
сравнительного правоведения
Для государственной власти, в отличие от общественной власти при родовом строе, характерной чертой является
появление специального слоя людей, осуществляющих власть и управление
Для присваивающей экономики характерным видом деятельности является
охота
Для регулирования общественных отношений в первобытном обществе характерно
существование обычаев, носивших характер мононорм
Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский были сторонниками такой теории происхождения государства и права, как
теория насилия
Естественные права и свободы человека в Конституции РФ
закреплены
Естественным правам человека свойственна
неотчуждаемость
Идеологическая функция теории государства и права заключается в
утверждении общедемократических, гуманистических идеалов
Идея о том, что государство происходит из семьи как первоначальной ячейки общества, является результатом разрастания семьи, лежит в основе такой теории происхождения государства и права, как
патриархальная
Из перечисленных методов изучения - 1) анализ; 2) статистический; 3) компьютерной обработки; 4) дедукция - теория государства и права использует
1, 2, 3, 4
Из перечисленных признаков - 1) социальная дифференциация (расслоение) общества; 2) укрепление поселения и превращение его в административно-хозяйственный центр; 3) развитие производительных сил, рост прибавочного продукта - для раннеклассовых городов-государств являлись характерными
1, 2, 3
Из перечисленных признаков - 1) территориальная организация населения; 2) сохранение кровнородственных связей; 3) выделение из общества особого слоя управленцев - для раннеклассовых городов-государств являлись характерными
1, 3
Из перечисленных признаков - 1) территориальная организация общества; 2) наличие аппарата государственной власти; 3) налоги; 4) наличие органов, осуществляющих государственное принуждение, - к признакам государства относятся
1, 2, 3, 4
Из перечисленных субъектов - 1) общее собрание; 2) старейшины; 3) военачальники и жрецы; 4) специально созданный аппарат принуждения - власть в первобытном обществе осуществляли
1, 2, 3
Из перечисленных теорий происхождения государства и права - 1) договорная; 2) органическая; 3) историческая; 4) патриархальная - основанными на нематериалистическом мировоззрении - являются
1, 3, 4
Из перечисленных теорий происхождения государства и права - 1) классовая; 2) теория насилия; 3) теологическая; 4) естественно-правовая - материалистическими являются
1, 2
Из перечисленных утверждений - 1) государство и право возникают в связи с делением общества на классы, в результате классовой борьбы и общественного разделения труда; 2) возникновение государства и права связано с заключением общественного договора; 3) с исчезновением классов государство и право отмирают - для марксистской теории происхождения государства и права характерно
1, 3
Из перечисленных утверждений - 1) государство и право существуют только в классовом обществе; 2) развитие государства и права обусловлено производственными отношениями; 3) государство и право - орудия классового господства - для марксистской теории происхождения государства и права характерно
1, 2, 3
Из перечисленных функций - 1) теоретическая; 2) методологическая; 3) идеологическая; 4) воспитательная; 5) прогностическая - теория государства и права выполняет
1, 2, 3, 4, 5
Из перечисленных функций права - 1) регулятивная; 2) охранительная; 3) гуманистическая; 4) идеологическая; 5) воспитательная - в раннеклассовых государствах право осуществляет такие функции, как
1, 2, 3, 4, 5
Из перечисленных элементов - 1) органы государственного управления; 2) органы по сбору налогов; 3) судебные органы - в структуру органов государственной власти входят
1, 2, 3
Из перечисленных элементов - 1) совместный коллективный труд; 2) общая собственность на продукты производства; 3) объединение членов общины по территориальному признаку; 4) производящая экономика, наличие прибавочного продукта - для первобытной родовой общины характерно:
1, 2
Из следующих признаков - 1) общеобязательность; 2) обеспеченность государственным принуждением; 3) персонифицированность; 4) системность - к признакам права относятся
1, 2, 4
Из следующих элементов - 1) правовые идеи и переживания; 2) нормы права; 3) социальные нормы; 4) общественные отношения, регулируемые нормами права (правоотношения), - право в широком смысле слова включает в себя
1, 2, 4
К числу отраслевых юридических наук относятся
административное право, гражданское право, уголовное право
К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин являлись основоположниками такой теории происхождения государства и права, как
историко-материалистическая
Концепция о “гидравлическом” происхождении и развитии государственности в некоторых странах Древнего Востока лежит в основе такой теории происхождения государства и права, как
ирригационная
Мононормы регулируют общественные отношения в обществе
первобытном
На вере в Бога, божественный разум основана такая теория происхождения государства и права, как
теологическая
На естественных, неотъемлемых правах человека базируется такая теория происхождения государства и права, как
договорная
Необходимость изучения государственно-правовых явлений и процессов в их развитии и взаимосвязи отражает принцип
историзма
Неолитическая революция, в соответствии с концепцией А.Б. Венгерова, произошла в результате
экологического кризиса
Общественное порицание нарушителя, телесное наказание, изгнание из общины в первобытном обществе - это разновидности
санкций
Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как явлений общественной жизни, их взаимосвязь и взаимовлияние характеризуют
предмет теории государства и права
Один из признаков государства, выражающийся в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим видам власти, а также другим государствам - это
суверенитет
Одним из основных представителей исторической школы права был
Карл-Фридрих Савиньи
Одним из памятников права раннеклассового общества является
Законы Хаммурапи
Одной из закономерностей возникновения государства является
возникновение государства как особой силы, возвышающейся над обществом для ослабления классовой борьбы
Определение “Общее правило поведения людей, представляющее собой образец, которым они должны руководствоваться” относится к понятию
норма
Определение “Общепринятое исторически сложившееся традиционное правило поведения, закрепленное многократным повторением в ходе длительной общественной практики” относится к понятию
обычай
Определение “Организация политической власти, необходимая как для выполнения классовых задач, так и для решения организационных вопросов любого общества на определенном этапе его развития, призванная обеспечивать внутренний порядок и внешнюю безопасность” относится к понятию
государство
Определение “Превращение решения суда по конкретному делу в общую норму, подлежащую применению при аналогичных обстоятельствах” относится к понятию
судебный прецедент
Определение “Система методов, приемов, способов и принципов исследовательской деятельности, получения знаний об изучаемом явлении” относится к понятию
методология
Определение “Система объективных знаний об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, государственно-правовых явлениях и процессах” относится к понятию
теория государства и права
Определение “Система правил (норм) поведения, установленных или санкционированных государством” относится к понятию
право
Основные направления деятельности государства, которые меняются в связи с его развитием, - это его
функции
Основным разработчиком ирригационной теории происхождения государства является
Карл Виттфогель
Основными сторонниками и идеологами историко-материалистической (классовой) теории происхождения государства и права были
К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин
Первые государства, которые пришли на смену первобытной организации общества, были
раннеклассовыми городами-государствами
Первые излишки продуктов жизнеобеспечения появились в связи с
отделением земледелия от скотоводства
Перечисленные этапы - 1) появление мононорм; 2) возникновение обычаев; 3) возникновение раннеклассовых государств - можно перечислить в логической последовательности следующим образом:
2, 1, 3
Позитивное право - это
право, исходящее от государства в виде законов, юридических прецедентов и т.д.
Познание и осмысление сущности, содержания и форм государства и права, а также других государственно-правовых явлений и процессов - в этом проявляется такая функция теории государства и права, как
теоретическая
Право в качестве средства защиты государственного строя, собственности и т.д. в раннеклассовом обществе, осуществляет такую функцию, как
охранительную
Право в раннеклассовом обществе, закрепляя представления о необходимых принципах и правилах поведения, духовных и моральных ценностях, выполняет тем самым такую свою функцию, как
идеологическую
Право в раннеклассовом обществе, смягчая социальное напряжение, противоречия и остроту классовой борьбы путем закрепления компромиссов, выполняет тем самым такую свою функцию, как
гуманистическую
Право на жизнь, свободу, собственность и прочее, принадлежащее человеку от рождения и заложенное в самой его сущности - это право
естественное
Правовые обычаи, по сравнению с обычаями, существовавшими при родовом строе, - это обычаи,
одобренные, обеспеченные и охраняемые государством
Представителями договорной теории происхождения государства и права являлись
Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев
Представителями психологической теории происхождения государства и права являлись
Л. Петражицкий, З. Фрейд, Э. Дюркгейм
Представление о делении права на интуитивное (присущие человеку правовые взгляды, убеждения, переживания) и позитивное (совокупность официальных правовых норм) свойственно такой теории происхождения права, как
психологическая
Прогностическая функция теории государства и права заключается в
определении устойчивых тенденций развития государственно-правовых явлений и процессов и конструировании гипотез их дальнейшего развития
Санкции, свойственные праву в раннеклассовом государстве, классифицируются на
уголовные и имущественные
Санкция в первобытном обществе - это
общественное порицание или наказание, применяемое по отношению к нарушителям социальных норм
Соединение в раннеклассовом государстве в одних руках светской и верховной религиозной власти носит название
теократия
Сосредоточение в раннеклассовых государствах в руках господствующего класса власти, основанной на праве распоряжения и управления общественной собственностью, характерно для такого типа возникновения государств, как
восточный
Сосредоточение в раннеклассовых государствах в руках господствующего класса власти, основанной на частной собственности на средства производства, характерно для такого типа возникновения государств, как
западный
Социальные нормы первобытного общества, имеющие слитный, единый характер и включающие в себя элементы традиций, морали, религиозных норм называются
мононормами
Способ регулирования отношений в первобытном обществе, который заключался в обеспечении выполнения членами рода определенных общественных дел, называется
обязывание
Способ регулирования отношений в первобытном обществе, который заключался в разрешении человеку выбирать для себя определенное поведение или заниматься определенной деятельностью в соответствии с интересами его рода, называется
дозволение
Способ регулирования отношений в первобытном обществе, который сводился к установлению табу на совершение определенных действий под страхом наказания, называется
запрет
Способы регулирования отношений, применяемые в первобытном обществе
дозволение, позитивное обязывание, запрет
Среди способов регулирования - 1) запреты; 2) дозволения; 3) обязывания - для социальных норм первобытного общества характерны
1, 2, 3
Сторонниками теологической теории происхождения государства и права были
Сократ, Платон, Ф. Аквинский
Структура системы юридических наук состоит из наук
теоретико-исторических, отраслевых, межотраслевых, международно-правовых, прикладных
Такие юридические науки, как криминология, криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия относятся к числу
специальных (прикладных)
Такой метод, применяемый в теории государства и права, как метод сравнительного правоведения, является
частным
Теорий происхождения государства и права существует всего
около ста
Теория государства и права именуется общей потому, что
исследует государственно-правовые явления, общие и закономерные для большинства государств
Теория государства и права относится к числу юридических наук
фундаментальных
Томизм - учение богослова Фомы Аквинского - возникло из такой теории происхождения государства и права, как
теологическая
Три крупных общественных разделения труда - 1) отделение ремесла от земледелия и скотоводства; 2) отделение земледелия от скотоводства; 3) появление торговцев и рынка - хронологически можно расположить следующим образом:
2, 1, 3
Школа естественного права возникла и сформировалась в
XVII-XVIII вв.
Юриспруденция - это
совокупность знаний о государстве и праве, усвоение которых дает основание для занятия юридической деятельностью

Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Как мы выяснили, этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной ин­станцией.

Постепенно первобытные коллективистские производствен­ные отношения стали видоизменяться и разрушаться. Три круп­ных общественных разделения труда (выделение скотоводства, от­деление ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена - торговли), а также постепенное совершенство­вание орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, спе­циализирующейся на выполнении каких-либо общественно зна­чимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает.

Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет со­держание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций.

Например, в германских племенах во времена Цезаря и Та­цита все их члены обрабатывали землю, пасли скот, участвова­ли в военных походах, ходили на народные собрания. Позднее, к V-VI вв. н.э., когда завоеватели-германцы расселились на об­ширных территориях, положение изменилось. Войны велись те­перь где-то далеко, многие общинники не желали участвовать в дальних походах. Это вызвало численный рост дружины, занятой прежде всего войной. Увеличивалось число приближенных ко­роля, среди них выделились служители культа - духовенство. Таким образом, общинники, которые раньше занимались всеми делами социума, силой обстоятельств понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций становилось все менее возможным. В результате подобной спе­циализации появилась значительная группа людей, которая не участвовала в создании материальных ценностей. Они воевали, выполняли судебные и полицейские функции, т.е. все то, что при­суще государству как воплощению уже не общественной, а госу­дарственной власти.

Переход от первобытно-общинного строя к государственно-организованному обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни - укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной мест­ности, соседством. С этого момента территория стала важным фак­тором в процессе формирования государственности.

Чем отличается государство от органов управления первобыт­ного общества? Можно указать следующие признаки государства.

1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Пуб­личная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, ко­торый отделен от остального общества. Во-первых, он представ­ляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в обществен­ном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого себя.




2. Взимание налогов и сборов, поскольку для содержания го­сударственного аппарата необходимы средства.

3. Разделение населения на территории. В отличие от перво­бытного общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности к роду, племени, в условиях государства на­селение разделено по признаку проживания на определенной тер­ритории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с наилучшими условиями управления, поскольку разложение первобытно-общинного строя приводит к постоянным пере­мещениям людей.

Необходимо выделить и признаки государства, отличающие его от других, существующих в обществе организаций.

1. Государство - единственная организация власти в масшта­бе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, об­щественная и т.п.) не охватывает всего населения. Каждый чело­век уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и об­ретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государствен­но-властным велениям, а с другой - право на покровительство и защиту государства.

2. Государство обладает суверенитетом, как внешним, т.е. не­зависимостью от других государств в международных отношени­ях, так и внутренним - независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим ор­ганизациям.

3. Наличие специального аппарата принуждения. Только го­сударство включает такие структуры, как суд, прокуратура, ор­ганы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государст­венных решений, в том числе по необходимости и принудитель­ными средствами.

4. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, поста­новления и т.п.

Имея в виду указанные признаки государства, следует рассмат­ривать и основные закономерности его возникновения, общие для любого региона, для любой исторической эпохи.

Государство возникает как закономерный, объективно обу­словленный результат естественного развития первобытного об­щества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и преж­де всего совершенствование экономики, связанное с ростом про­изводительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализа­ция управления, а также изменения в нормативном регулиро­вании, отражающие объективные процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: эко­номическое развитие определяет возможность укрупнения об­щественных структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Норма­тивное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию обще­ственных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.

Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от воз­никающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю - государственной или частной.

Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, кото­рый позволяет содержать государственный аппарат. Поэтому не случайно, что первоначально государства возникают в эпоху брон­зы, а в Южной Европе - позднее, в эпоху железа.

Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что в свою очередь опре­делялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм соб­ственности на землю. Это в конечном итоге приводило к факти­ческому появлению единой государственной собственности, и воз­никало восточное (азиатское) государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной се­мьей и влекло появление частной собственности. Возникало за­падное (рабовладельческое или феодальное) государство.

Государственный аппарат сформировался из аппарата управ­ления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказы­валась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остально­го общества, либо верхушка господствующего класса, также экс­плуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.

Основными причинами появления государства были следую­щие:

- необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отрас­лей, разделением труда, изменением условий распределения об­щественного продукта, обособлением социальных структур, их ук­рупнением, ростом численности населения, проживающего на оп­ределенной территории и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;

- необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно про­являлось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъ­емников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;

- необходимость подавления сопротивления эксплуатиру­емых. Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем - к появлению соци­альных антагонизмов и сопротивления той части общества, кото­рая подвергалась эксплуатации;

- необходимость поддержания в обществе порядка, обеспе­чивающего функционирование общественного производства, со­циальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопо­рядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарож­дающегося права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, несправедливые;

- необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных бо­гатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобыт­ное общество. Поэтому появление какого-либо государства неиз­бежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства.

В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демо­графических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинства восточ­ных государств наибольшее значение имела необходимость совер­шенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств зна­чительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов.

Право формировалось одновременно и параллельно с государ­ством (а в определенном смысле и раньше государства). Их воз­никновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводил к дальнейшему развитию пра­вовой системы, и наоборот.

Господствующая в обществе форма собственности на основные средства производства самым существенным образом влияет на характер и содержание появляющихся государств и правовых сис­тем. Так, частная собственность делает необходимым создание ме­ханизмов, обеспечивающих согласование интересов и воли собст­венников. Отсюда республиканские формы правления и развитая рабовладельческая демократия, а также широкое законодательное регулирование общественных отношений в Афинах и Риме. Фак­тически государственная форма собственности на землю при об­щинном землепользовании в Китае, Индии и других азиатских государствах влекла возникновение деспотических, авторитарных систем, причем роль законов выполняли нравственно-религиоз­ные догмы и правовые обычаи. Государственная собственность на землю, сочетающаяся с ее разделением между членами общест­венной элиты в Спарте, привела к существованию там аристокра­тической республики.

Читайте также: