Возможно ли предоставление услуги называемой услуги склада в рамках виртуального офиса

Обновлено: 05.07.2024

Виртуальный офис для бизнеса – тема сложная и неоднозначная. Особенно если говорить об оффшорных структурах, когда регистрация компании выполнена в безналоговой юрисдикции, а её основное предназначение – минимизация налогообложения, защита активов или их диверсификация. При такой схеме задача ведения бизнеса часто не стоит вообще, необходимо просто выполнить конкретные требования законодательства.

Такой формат используется достаточно широко, почти во всех юрисдикциях он является совершенно законным, поэтому особых проблем не возникает. Но что делать, если виртуальный офис для бизнеса необходимо открыть для изначальных, номинальных целей – ведения коммерческой деятельности? Стоит ли ожидать юридических проблем, если Вы не планируете тратиться на обустройство реального представительства, но в силу определённых обстоятельств ограничиваться форматом абонентского ящика не готовы? Обязательно ли при регистрации компании иметь официальное представительство в той же юрисдикции или будет достаточно заказать виртуальный офис для бизнеса?

Офисы для бизнеса - картинка

Если после знакомства с материалом у Вас останутся вопросы, просим связаться с экспертами портала International Wealth (e-mail info@offshore-pro.info) и обговорить с ними удобным формат индивидуальной консультации. Также обращаем Ваше внимание, что статья задумывалась как информационная, поэтому авторы не готовы взять на себя ответственность за возможные негативные последствия каких-либо самостоятельных действий со стороны читателей.

Моменты, на которые стоит обратить самое пристальное внимание:

Базовые понятия

Но в конце XX века стало ясно, что виртуальный офис для бизнеса вполне покрывает большинство нужд компаний, позволяя сэкономить немало средств, оптимизировать бюджет и снизить риски форс-мажорных обстоятельств. Ситуация стала ещё более интересной после активного распространения COVID-19 и перевода большей части делопроизводства на дистанционный (удалённый) формат.

Наиболее типичные физические (фактические) услуги:

  • Юридический адрес.
  • Центр обработки и хранения корпоративной корреспонденции.
  • Стабильный канал связи с государственными / контролирующими органами.
  • Оборудованные конференц-залы.
  • Аренда офисного оборудования.
  • Консьерж-сервис.
  • Дополнительные рабочие места (предоставляются по запросу).

Цифровые услуги виртуального офиса для бизнеса:

  • Стабильные каналы цифровой коммуникации (интернет, факс, VoIP, электронная почта, голосовая почта, мессенджеры).
  • Телефонная связь.
  • Сервис удалённого администрирования.
  • Облачные- и интернет-сервисы.

Обратите внимание, что виртуальный офис для бизнеса юридически не будет отличаться от офиса реального, поэтому в большинстве юрисдикций при регистрации компании вполне можно выбрать именно такой вариант.

Альтернативные варианты

Базовые схемы, используемые чаще всего:

  • Классический офис. Повышенный уровень затрат компенсируется гарантированным отсутствием проблем в будущем.
  • Виртуальный офис для бизнеса. Оптимальный вариант для оффшорной компании, когда наличие выделенного помещения / здания не является обязательным.
  • Частный почтовый ящик. Не является офисом в привычном смысле этого слова. Фактически такой сервис позволяет просто хранить / пересылать корреспонденцию, чего для оффшорного бизнеса может не хватить. Чаще всего такие услуги предоставляют центры MBC (Mail and Business Center).
  • Коворкинг. Вариант на тему коллективного офиса, компромиссный между виртуальным и традиционным форматом представительства компании. Перечень услуг ограничен, репутационная составляющая на достаточно низком уровне. Коворкинг хорошо подходит для удалённой работы и фрилансеров, но виртуальный офис для бизнеса обладает лучшим соотношением характеристик.

Сравнение виртуального и физического офиса

Желание оптимизировать расходы на этапе становления бизнеса (регистрация компании, счёт в банке, планирование регулярной коммерческой деятельности) вполне понятно. Но, как мы уже говорили, экономия не должна становится самоцелью. Обязательно просчитайте все имеющиеся варианты, даже если некоторые из них на первый взгляд представляются невыгодными.

Функции виртуального офиса для бизнеса, совпадающие с возможностями традиционного офиса:

  • Оборудованное место для работы, деловых встреч, непосредственного управления деятельностью оффшорной компании.
  • Юридический адрес.
  • Канал связи с государственными и регулирующими органами.
  • Фиксация факта присутствия в конкретной юрисдикции (городе).
  • Базовый набор деловых (организационных, представительских) услуг.

Другие преимущества

Не стоит полагать, что виртуальный офис для бизнеса привлекает оффшорные компании только пониженными затратами на содержание и гибкостью в организации работы. На самом деле, преимуществ у такой схемы намного больше, поэтому мы опишем только наиболее значимые из них.


Внимание! Если при регистрации компании стоит требование по обеспечению фактического присутствия в юрисдикции (substance), схема с виртуальным офисом Вам не подойдёт!

Аргументы в пользу виртуального офиса для бизнеса в оффшорах:

Варианты использования

Эффективное применение новых технологий – задача сложная. Помимо финансовых затрат, Вам придётся заниматься вопросами обучения персонала, адаптации / корректировки бизнес-модели, отсеивать нежизнеспособные варианты. Избежать этого без применения виртуального офиса для бизнеса или аналогичной схемы с тем же набором свойств крайне сложно.

Типичные схемы применения:

Особенности выбора

Многообразие доступных вариантов зачастую провоцирует множество проблем, порой не меньше, чем отсутствие альтернатив. Соответствующие услуги предлагают множество фирм, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что действительно достойных внимания среди них очень мало. Если Вы выберете портал International Wealth, то можете быть безусловно уверены в качестве услуг. Но что делать, если важных причин Вам приходится выбирать виртуальный офис для бизнеса через сторонних исполнителей?

Базовые рекомендации по подбору оператора виртуального офиса:


Внимание! Чтобы Вы ни выбрали, помните, что фактическое присутствие в юрисдикции (substance) – вариант гораздо более надёжный!

Будьте внимательны!

Виртуальный офис для бизнеса постепенно становится стандартом де-факто для оффшоров. При регистрации компании многие деловые люди всё чаще выбирают именно такой вариант, причём не только из соображений оптимизации бюджета. Вследствие этого недобросовестные фирмы активно применяют технологии оптимизации своих корпоративных сайтов для привлечения клиентов, ищущих возможность обустроить собственный виртуальный офис. Реально такие услуги клиентам не предлагаются, либо уровень сервиса нельзя назвать хотя бы минимально достаточным.

Будущее виртуальных офисов

Наш прогноз на ближайшее будущее:

  • Переход бизнеса на удалённый формат.
  • Смещение акцентов на самозанятость (фрилансеры вытесняют наёмных сотрудников).
  • Снижение ценности традиционных офисов.
  • Дигитализация всех деловых процессов.
  • Виртуальные офисы для бизнеса становятся всё более востребованными.
  • Появление новых технологий / имплементация имеющихся в бизнес-процессы (виртуальная реальность, блокчейн).
  • Активное использование виртуальных каналов личной коммуникации (социальные сети, мессенджеры).

Станет ли виртуальный офис для бизнеса оптимальным вариантом именно для Вас? Однозначно ответить на этот вопрос, не зная особенностей и тонкостей функционирования компании, мы не можем. Но вряд ли есть смысл спорить с тем фактом, что ведения бизнеса в нынешних реалиях кардинально отличается от методов, актуальных ещё в конце XX века.

Одно можно сказать наверняка – регистрация компании в оффшоре не сопровождается обязательным требованием по наличию в ней офиса. Тонкостей при выборе конкретной безналоговой юрисдикции довольно много (например, налоговые обязательства или репутационный статус). И, чтобы выбрать наиболее приемлемый вариант для себя вариант, мы рекомендуем связаться с экспертами портала International Wealth для обсуждения условий индивидуальной консультации.

Дополнительная информация по теме:

Интересует виртуальный офис для бизнеса? Мы будем рады помочь! Эксперты портала предлагают наиболее оптимальные и сбалансированные решения, позволяющие защитить и диверсифицировать активы, зарегистрировать бизнес, открыть счёт в банке, получить гражданство за инвестиции или решить любой другой вопрос, связанный с международным бизнесом!

Чем можно заменить бизнес в оффшорах?

Вопрос крайне сложный и неоднозначный. С одной стороны, классические оффшоры сейчас расцениваются как фактор риска для бизнеса, банки и национальные регуляторы стремятся дистанцироваться от таких компаний. С другой стороны, безналоговые юрисдикции и компании, открытые в них, ещё вполне жизнеспособны, как минимум в краткосрочной перспективе. Если Вы хотите избежать использования оффшорной компании, стоит рассмотреть такие варианты: 1) Безналоговые партнёрства в подходящей юрисдикции (обычно – страны британского содружества, Канада, Шотландия, Ирландия). 2) Европейские низконалоговые юрисдикции (мидшоры) – Венгрия, Кипр (к сожалению, в них предусмотрен налог на прибыль). 3) Компании в юрисдикциях с высокой репутацией, если собственно ведение бизнеса не является приоритетным (Швейцария, Сингапур).

Где открыть счёт для компании оффшора?

Какие факторы влияют на налоговый статус оффшорной компании?


Если вы являетесь индивидуальным предпринимателем, вам должны быть известны тяготы постоянной изнурительной работы, которая требует решения множества проблем. Подумайте об использовании виртуального офиса, чтобы помочь своему бизнесу стать более успешным и конструктивным. Опытные специалисты укажут вам на позитивные аспекты такой работы.


Мечты и реальность

Вспомните то время, когда вы только начинали свой бизнес. Вы были свежи и полны идей, представляли, как быстро будете решать задачи и с легкостью укладываться в сроки. В своей фантазии вы довольствовались лишь мечтами и энтузиазмом. Перенесемся в текущую реальность. Сейчас почти полночь, вы устали, пьете шестую чашку кофе, а на повестке дня еще есть множество нерешенных дел. Это касается и помещения, в котором вы работаете, и сотрудников, и ваших личных домашних обязанностей. Дела откладываются с вечера и до утра, и так до бесконечности.

Правда в том, что управление любым бизнесом требует тяжелой работы, усилий и возможностей. И ошибаются те люди, которые считают, что имея собственное дело, можно просто отдыхать, лежа на кровати в пижаме. Итак, у вас есть работа. Как вам может помочь виртуальный офис?

Что такое виртуальный офис?

С виртуальным офисным пространством вы получаете практически все, что вы найдете в обычном офисе. Например, у вас будет место для приема и хранения почты, а также администратор для ответа на звонки. Тем не менее, у вас не будет самого офиса, но это и не обязательно. Виртуальный офис - это комбинация услуг для домашнего бизнеса или профессионалов, которые проводят большую часть своего времени в дороге. Более того, он не требует для вашей организации реального месторасположения (в реальном здании).

Разница между реальным и виртуальным офисом

Разница состоит в том, что вам не нужен офис на постоянной основе, поскольку он у вас уже есть дома. Ваш виртуальный офис - это просто почтовый адрес с множеством услуг на месте, а также с платным офисом или местом для встреч. Главное преимущество состоит в том, что это намного выгоднее, чем аренда офиса на полный рабочий день. Но если вам иногда понадобится физический офис, скажем, раз в неделю, вы сможете приходить и пользоваться услугами по часам. То же самое касается конференц-залов.

Основные функции

Виртуальный и физический офис удовлетворяют следующие аспекты:

Преимущества виртуального офиса

Поскольку предприятия, которые арендуют виртуальные офисные помещения, не используют здание на постоянной основе, а услуги совместно используются несколькими клиентами, виртуальный офис доступен по более низкой цене. Виртуальный офис работает как набор ресурсов по запросу. Поэтому виртуальный офис постоянен или изменчив в той степени, в какой вы захотите. Благодаря такой гибкости и общим ресурсам, он значительно сокращает капитальные затраты, связанные с типичными офисными инфраструктурами.

Способы усовершенствования виртуального офисного пространства

Если вы хотите повернуть маятник равновесия между работой и личной жизнью в свою пользу, воспользуйтесь следующими советами опытных специалистов.

  1. Служба поддержки Виртуальные офисы предоставляют приемные, доставку почты и другие услуги поддержки бизнеса. Если вы являетесь индивидуальным предпринимателем, а ваш бизнес успешен, то вы наверняка знаете, насколько это может быть непросто. Например, вы заняты выполнением множества задач, а ваш клиент просто хочет приятно пообщаться в чате или по телефону. Организуйте службу поддержки в лице помощников и распределите обязанности - так вы успеете сделать намного больше.
  2. Видимость реальной фирмы. Наличие служебного адреса создаст важные для вашего бизнеса положительные первые впечатления. В качестве реального адреса можно использовать свой дом или помещение, которое вы периодически арендуете. Дополнительные расходы на аренду окупятся сторицей, поскольку это показывает, что вы серьезный предприниматель и заботитесь о позиции своего бизнеса.
  3. Обслуживание клиентов. Наличие менеджера на стойке регистрации улучшает обслуживание клиентов. Создайте аналогичную видимость в своем офисе, это произведет гораздо лучшее впечатление. Ваши звонки будут обрабатываться профессиональным портье, имеющим навыки обслуживания клиентов в дружеской и профессиональной манере.
  4. Место проведения встреч. Наличие реального пространства для встреч с клиентами воспринимается совершенно иначе (в сравнении со встречей в кафе или дома). Если вы поддерживаете дружеские и неформальные отношения со своим клиентом или поставщиком – это замечательно. Однако если вы встречаетесь по деликатному вопросу, вам необходимо тихое уединенное место. Вам нужно, чтобы помещение было в хорошем состоянии и имело соответствующее оборудование для презентаций или конференций. Помните, первые впечатления - это все.


Вместо послесловия

Одна из замечательных особенностей виртуальных офисов - их гибкость. Если вам нужен рабочий почтовый адрес, служба приема в режиме реального времени, чтобы отвечать на звонки и назначать встречи, или просто случайное использование комнаты для собраний, вы без труда можете выбрать нужные вам услуги. Это помогает сэкономить время и оптимизировать операции, чтобы вы могли повернуть все процессы в свою пользу. Наконец, вы можете сами регулировать, что именно важно для вас на этом этапе: занятие бизнесом или проведение времени с семьей.

Обзор современных инструментов для создания виртуального офиса и расход на него

1. Что такое виртуальный офис

1.2. Юридические адреса и виртуальные номера

1.3. Виртуальный офис для сотрудников

2. Затраты на оборудование

2.1. Затраты на внешнюю связь

3. Приложение по управлению задачами и проектами

3.2. CRM – система управления взаимоотношениями с клиентами

4. Хостинг и сайт

5. Итоговые затраты

1. Что такое виртуальный офис

Всё, что связано с виртуальным офисом – необязательно должно существовать в реальности (кроме сотрудников, конечно). Ни помещений в центре города, ни почтового ящика, ни даже городских телефонов. Всё это могут заменить компьютерные программы и сетевое оборудование.

Рассмотрим всё по порядку.

1.2. Юридические адреса и виртуальные номера

На текущий момент активную деятельность ведут компании, которые предлагают всем желающим создание виртуального офиса. Сейчас речь идёт об учреждении фирмы где-нибудь за границей и предоставлении контактных номеров, относящихся к тому или иному государству, региону или городу. Список услуг таких компаний достаточно широк. Вот некоторые из них:



Цены включают в себя виртуальные номера, факсы, услуги по пересылке почты и т.д.

1.3. Виртуальный офис для сотрудников


2.1. Затраты на оборудование

Список и характеристики оборудования для возможности создания виртуального офиса полностью зависят от сферы деятельности компании. Однако в большинстве случаев достаточно наличие у сотрудников средних по мощности компьютеров. Главное, чтобы на них можно было запустить одновременно несколько офисных и бухгалтерских программ, мессенджеров, браузеров, редакторов изображений – всё, опять-таки, зависит от деятельности компании. Для этого вполне подойдут компьютеры с 4-мя Гб оперативной памяти и двуядерными процессорами частотой, скажем, 3 ГГц. А из периферийных устройств понадобится только web-камера и микрофон.

Средняя стоимость таких компьютеров варьируется в пределах 15-25 тыс. рублей (включая монитор и периферию). Но покупать всё это зачастую необязательно, ведь у удалённых сотрудников компьютеры, как правило, уже имеются.

2.1. Затраты на внешнюю связь

Понятно, что каждый учредитель компании стремится обеспечить своих сотрудников дешёвой и одновременно качественной связью. Для этих целей использование мессенджеров – идеальный вариант. Но как же быть клиентам? Понятное дело, что клиенту гораздо удобней позвонить на телефонный номер, чем связываться с компанией каким-то иным способом. И именно в этом плане без услуг организация, упомянутых в параграфе 1.2., невозможно обойтись.

3. Приложение по управлению задачами и проектами

В отдельную категорию стоит вынести программы, которые позволяют распределять задачи и проекты между сотрудниками. Такие ПО состоят, как правило, из двух отдельных модулей – один устанавливается на компьютер начальника, другой – на ПК сотрудников.

Данные приложения позволяют не только распределять задачи, но и вести всевозможную статистику, вести учет за действиями сотрудников в данный момент, оповещать о наступлении того или иного события и многое другое. Рассмотрим работу подобных программ на примере Time Doctor.


Конкретно из этой таблицы виден учет времени — сколько наработал каждый из сотрудников в тот или иной день.

Настройки работы программы на ПК сотрудника также выполняются из личного кабинета руководителя. К примеру, можно включить функцию отправки скриншотов с экрана компьютера сотрудников в определённом интервале времени (каждые 5, 10, 15 минут и т.д.). Все скриншоты попадают в специальный раздел личного кабинета. Выглядит это так:


Отсюда видно, какие окна были открыты на компьютере сотрудника в момент снятия скриншота.







3.2. CRM – система управления взаимоотношениями с клиентами

Система управления взаимоотношениями с клиентами (или CRM – Customer Relationship Management) – ещё одна категория приложений, предоставляющих массу возможностей для работы с большим количеством клиентов. Основная задача любой системы CRM – создание комфортных условий для клиента. Такие программы накапливают статистику и ведут учёт клиентов, позволяя на основе полученных данных менять политику работы компании, предсказывать риски и выявлять новые возможности на рынке.

4. Хостинг и сайт

Мало какая современная компания обходится без официального сайта. Тут говорить особо не о чем, поэтому сразу приведём примерные затраты на создание и содержание сайта:


Об исследовании

ОФИС В ОБЛАКЕ

Какие облачные сервисы/приложения вы уже предлагаете корпоративным клиентам? При ответе можно было выбрать несколько вариантов. В первую тройку предоставляемых клиентам облачных сервисов входят виртуальные серверы, сервисы безопасности и VDI/BaaS
Какие облачные сервисы/приложения вы уже предлагаете корпоративным клиентам? При ответе можно было выбрать несколько вариантов. В первую тройку предоставляемых клиентам облачных сервисов входят виртуальные серверы, сервисы безопасности и VDI/BaaS

Как правило, приложения облачного виртуального офиса просты в использовании и интуитивно понятны, поддерживают различные средства совместной работы, позволяют задействовать в бизнес-процессах персональные устройства, а для работы с ними не требуется предварительного обучения. Облачная среда дает возможность интегрировать информацию из разных источников данных и сделать ее доступной для конкретных сотрудников. Коллективная работа с информацией независимо от расстояния — самое ценное качество виртуального офиса.

Виртуальный офис (cloud office and collaboration productivity applications) стремительно набирает популярность по всему миру. Согласно прогнозу WinterGreen Research, в 2018 году объем этого рынка может достичь 21,6 млрд долларов. В России публичные облака наиболее востребованы предприятиями розничной и оптовой торговли, где велика доля SMB, организациями из сферы финансовых услуг, телекоммуникационными компаниями и СМИ.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПЛАНЫ РОССИЙСКИХ ПРОВАЙДЕРОВ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ

Провайдеры облачных сервисов, участвовавшие в опросе

NTT Communications Russia LLC

Orange Business Services

Телекоммуникационная компания Caravan

Вторую позицию по распространенности среди предложений занимают сервисы безопасности. За последние три года ситуация в данной области заметно изменилась в результате того, что спектр предоставляемых клиентам услуг ИБ постоянно расширяется и, судя по планам заказчиков, спрос на них будет расти. Третье место делят виртуальные рабочие места (VDI) и резервное копирование в облако (BaaS), занимающие схожие позиции (4–5-е места) среди предпочтений клиентов. Следующему за ними сервису электронной почты лишь немногим уступают виртуальные АТС, бухгалтерские системы и офисные приложения. Наименьшие доли у CRM и систем управления проектами, однако последние занимают ведущую позицию в планах провайдеров.

Спектр услуг провайдеров не ограничивается перечисленными сервисами. Некоторые компании относят к числу своих облачных предложений контактный центр, системы электронного документооборота, управление цифровым контентом (Digital Signage), видео-конференц-связь, корпоративный портал, Service Desk, системы для автоматизации логистической деятельности и бизнес-аналитики, хотя они не всегда попадают под определение облачных. Помимо этого, упоминаются сервисы PaaS — платформа разработки приложений (виртуальные серверы и ОС в аренду), резервная площадка в облаке (DRaaS), сервисы Azure Backup, виртуальный ЦОД, услуги центра управления ИБ (Security Operations Center, SOC), хостинг PCI DSS, ИСПДН в облаке (ФЗ 152). Однако, если исключить различные виды DRaaS, такие предложения единичны.

Нередко облачные сервисы сопровождаются сопутствующими услугами, к числу которых относятся миграция прикладных систем в облако и реализация различных сценариев перехода в облачную среду, автоматизация деятельности службы эксплуатации ИТ, администрирование и построение частных облаков (Dedicated Private Cloud), облачные хранилища, БД из облака, Web-хостинг, пул ресурсов для организации собственного виртуального центра обработки данных, сервис для организации резервной инфраструктуры на случай отказа основных серверов клиента (за рамками DRaaS), аренда виртуальных мощностей в российских ЦОД и др. Многие подобные услуги повышают ценность предложения провайдера (Value Added Services, VAD) и его привлекательность для клиента, позволяют заказчикам решить ряд актуальных проблем.

Сообщая о своих намерениях в отношении развития и расширения спектра облачных сервисов, провайдеры чаще всего упоминают системы управления проектами, что вполне соответствует ожиданиям клиентов. Доли остальных сервисов примерно одинаковы. Виртуальные же серверы занимают одно из последних мест в планах вывода на рынок новых услуг, что говорит о насыщенности данного сегмента. Очень немногие провайдеры намереваются реализовать такие сервисы, как аварийное восстановление (DraaS) и ВКС. Примечательно также, что лишь некоторые провайдеры не собираются расширять спектр сервисов. Между тем, если судить по ответам заказчиков, наибольшего роста спроса можно ожидать на сервисы резервного копирования в облако (BaaS), системы управления проектами, офисные приложения, виртуальные рабочие места и сервисы безопасности.

Предлагаемые многими провайдерами сервисы безопасности и BaaS отвечают скорее потенциальным, чем реальным потребностям. Можно сказать, что в этом направлении компании действуют с опережением. Офисные приложения и виртуальные рабочие места провайдеры тоже не оставили без внимания в своих планах. Однако спрос на виртуальные АТС, CRM и бухгалтерские системы может оказаться переоцененным, хотя у облачной телефонии есть серьезный потенциал роста, поскольку в связи с кризисом организации все чаще меняют офисы, чтобы оптимизировать затраты на их содержание.

Резонно рассчитывая на востребованность систем управления проектами, провайдеры недооценивают потенциал роста традиционных сервисов — электронной почты и виртуальных серверов (либо просто не относят их к категории облачных), а также офисных приложений и облачного резервного копирования.

СИЛА ТРАДИЦИЙ

Достаточно широкое распространение получили офисные приложения — Microsoft Office 365, Google Apps и др. Их применяют уже более 20% респондентов. А в малых компаниях такой сервис занимает второе по популярности место, хотя организации из этого сегмента не всегда пользуются корпоративными версиями Office и соответствующими услугами провайдера. Отсюда расхождение с данными о предложениях провайдеров, у которых эта услуга занимает пока далеко не первое место в перечне их сервисов.

Современные офисные приложения — это целый набор облачных сервисов, которые значительно упрощают большинство рабочих процессов. Такое облачное решение обеспечивает повсеместный доступ к почте и документам, контактам и календарям, позволяет создавать сайты для внешнего и внутреннего пользования, а также общаться с коллегами и партнерами через аудио- и видеосвязь. Благодаря разнообразию сервисов удается выстраивать эффективные коммуникации между сотрудниками и/или партнерами.

Такое решение хорошо вписывается в концепцию BYOD и зачастую оказывается оптимальным для организации удаленной работы. Знакомый и простой интерфейс офисных приложений понятен и привычен пользователям. Доступ к почте и документам можно получить откуда угодно и когда угодно. Нередко к тому же провайдеры включают в пакет услуг доступ в Интернет для мобильной работы с разных устройств. Заказчик приобретает необходимые ИТ-решения, при этом ему не надо покупать дорогостоящие лицензии и он платит только за реальное использование услуг. В текущих экономических условиях такая модель, определенно, будет набирать популярность.

Виртуальные рабочие места пока используют 14,4% респондентов, на облачные сервисы безопасности, такие как очистка/фильтрация трафика, антивирус/антиспам и др., полагаются в своей работе 12,7%. И это — несмотря на достаточно широкий спектр сервисов безопасности, предлагаемых многими провайдерами, и присутствие VDI в тройке наиболее распространенных предложений. Спрос в этих сегментах отстает от предложения.

Неожиданно мало респондентов задействуют в своих бизнес-процессах виртуальные АТС (облачную телефонию). Между тем виртуальная АТС вполне способна заменить офисную АТС с самым широким набором возможностей, а интеграция функций телефонии с бизнес-приложениями превращает ее в ценное коммуникационное решение, благодаря которому деятельность компаний разного профиля и их взаимодействие с клиентами становятся намного эффективнее.

Провайдеры облачной телефонии нередко предлагают ВАТС в комплекте с CRM, интегрируют эти продукты, дополняют виртуальные АТС функциями центра обработки вызовов. Ведущие поставщики таких решений заявляют о высоких темпах продаж (50% ежегодно) и быстром росте клиентской базы. Однако, как показал наш опрос, значительного дальнейшего роста в данном сегменте может не случиться: облачную телефонию собираются применять не так уж много новых заказчиков. По интересу среди заказчиков она уступает всем перечисленным облачным сервисам.

В своих планах респонденты демонстрируют постоянство: по-прежнему приоритет отдается электронной почте и виртуальным серверам, однако значительного роста спроса на эти виды сервисов ожидать не следует. Высокий потенциал роста — у сервисов резервного копирования в облако, систем управления проектами, офисных приложений, виртуальных рабочих мест и сервисов безопасности. Между тем для успешного развития облачного рынка необходимо преодолеть опасения потенциальных заказчиков, связанные с безопасностью и надежностью сервисов, а также оптимизировать их стоимость.

Какие сервисы российские заказчики уже используют по облачной модели? Самыми популярными облачными сервисами остаются электронная почта и виртуальные серверы, а из новых — офисные приложения, предлагаемые провайдерами по модели SaaS. При ответе можно было выбрать несколько вариантов
Какие сервисы российские заказчики уже используют по облачной модели? Самыми популярными облачными сервисами остаются электронная почта и виртуальные серверы, а из новых — офисные приложения, предлагаемые провайдерами по модели SaaS. При ответе можно было выбрать несколько вариантов

ГЛАВНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Что же мешает распространению облачных сервисов в России? Прежде всего, как и во всем мире, существуют опасения, связанные с информационной безопасностью. В нашем опросе данный фактор отметили более 66% респондентов. Регулярно публикуемые истории взлома сервисов и утечки конфиденциальных данных у крупных мировых провайдеров лишь усиливают эти опасения. Сомнения могут вызываться и неуверенностью в стабильности бизнеса провайдера, даже если он достаточно давно присутствует на рынке

В числе препятствий на пути перехода к сервисам публичных облаков респонденты называют и такие: риск несоответствия требованиям регуляторов в области обеспечения конфиденциальности информации, законодательству РФ в отношении госучреждений и корпоративным политикам информационной безопасности, сохранности банковской тайны и персональных данных; недостаточное финансирование и нехватка времени для разработки стратегии использования облачных технологий и развертывания облачных сервисов; невозможность адаптации сервисов под собственные потребности и отсутствие стандартизованного программного интерфейса управления; невозможность получения полного контроля над всеми данными, включая резервные копии; недостаточная пропускная способность и надежность каналов связи (эта проблема особенно актуальна для регионов). Определенно, провайдерам облачных сервисов есть над чем поработать. Как же они решают эти проблемы?

Какие сервисы российские заказчики планируют использовать по облачной модели? При ответе можно было выбрать несколько вариантов
Какие сервисы российские заказчики планируют использовать по облачной модели? При ответе можно было выбрать несколько вариантов

БЕЗОПАСНОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ, СТОИМОСТЬ

Итак, одним из главных препятствий на пути использования облачных сервисов компании-заказчики считают проблемы в сфере ИБ. Между тем облачные провайдеры не только уделяют повышенное внимание информационной безопасности своей инфраструктуры, но и предлагают сервисы ИБ для защиты ИТ-инфраструктуры клиентов. Причем доля таких сервисов оказалась неожиданно высокой. Это говорит о том, что провайдеры, как правило, обладают достаточными возможностями и квалификацией, чтобы не только обеспечить безопасность собственных продуктов, но и предложить различные решения для защиты данных клиентов, организации безопасного доступа и хранения информации.

Достаточно широк и спектр предлагаемых сервисов безопасности. Наиболее распространенные из них (в порядке убывания) — межсетевой экран, шифрование канала доступа (VPN) и защита от DDoS, фильтрация трафика, блокировка вредоносного контента, антивирус, гарантированное уничтожение данных клиента после завершения их жизненного цикла, шифрование данных заказчика и борьба со спамом.

Опасения пользователей вызывает также надежность предлагаемых им сервисов. Между тем, как показал опрос, подавляющее большинство провайдеров предусматривают заключение соглашения SLA, чаще всего обязательное. Как правило, для повышения уровня надежности сервисов используются несколько разнесенных площадок (ЦОД) и катастрофоустойчивые конфигурации ИТ-систем. Однако катастрофоустойчивость обеспечивают лишь немногим более 40% респондентов (подробная информация представлена в полной версии отчета). Впрочем, далеко не все облачные сервисы нуждаются в таком высоком уровне надежности. В текущей экономической ситуации критичным становится еще один фактор — стоимость услуг.

Как отмечалось, почти половина заказчиков считают высокую стоимость облачных сервисов одним из основных препятствий в развитии и распространении облачной модели. К сожалению, в нынешней кризисной ситуации лишь некоторые провайдеры планируют снизить стоимость услуг. Подавляющее большинство пока удерживают рублевые цены на уровне 2014 года, но сохранить их в текущем году намерены немногие. Остальные собираются повысить тарифы либо уже проиндексировали их с учетом валютного курса (подробная информация представлена в полной версии отчета).

Основные факторы, препятствующие переходу на облачную модель потребления услуг. Проблемы безопасности, высокая стоимость и недостаточная надежность облачных сервисов мешают их дальнейшему распространению
Основные факторы, препятствующие переходу на облачную модель потребления услуг. Проблемы безопасности, высокая стоимость и недостаточная надежность облачных сервисов мешают их дальнейшему распространению

ВЫВОДЫ

Российский рынок облачных сервисов все еще демонстрирует рост и далек от насыщения. Важными факторами его развития остаются появление новых игроков, особенно крупных телекоммуникационных компаний, оптимизация стоимости облачных сервисов, улучшение их качества, надежности и функциональности. Можно ожидать, что в условиях сокращения ИТ-бюджетов желание сэкономить и перевести капитальные затраты в операционные усилит интерес компаний к облачным решениям.

Кроме отмеченных выше препятствий, серьезным барьером является нежелание переходить на облачную модель из-за необходимости осуществления инфраструктурных и организационных изменений. К тому же расходы на миграцию в облако, особенно для крупных компаний, могут оказаться весьма существенными. Да и не всегда работа в облаке обходится дешевле. При этом провайдер должен предоставить соглашение об уровне обслуживания. Потребителям облачных сервисов следует внимательно изучить условия SLA, чтобы знать, кто и за что отвечает в разных ситуациях. Соглашения должны быть детально изложенными и понятными.

В контексте виртуального офиса особую ценность приобретают пакеты услуг: во-первых, такие комплексные сервисы зачастую являются интегрированными, что дает синергетический эффект (например, офисные приложения дополняются функциями облачной телефонии, а виртуальная АТС — функциями CRM), а во вторых, заказчик может получить их с дисконтом. Провайдерам следует формировать свои пакетные предложения, исходя из трех факторов: уже представленных на рынке пакетов услуг; синергетического эффекта от интеграции приложений и сервисов; существующих потребностей и планов имеющихся и потенциальных заказчиков. Весомым плюсом будут и дополнительные услуги (VAD), такие как миграция в облачную среду, построение частного облака на площадке заказчика или провайдера, а также различные услуги, связанные с развертыванием и эксплуатацией гибридных облаков.

Подавляющее большинство опрошенных заказчиков планируют расширение спектра используемых облачных сервисов. Поэтому возможность интеграции новых сервисов с уже востребованными, удобная схема оплаты при расширении услуг и комплексные предложения станут дополнительными факторами, повышающими привлекательность разработанных провайдерами решений.

К факторам роста рынка облачных сервисов можно отнести также увеличение числа компаний, стремящихся предоставить широкие возможности своим мобильным/удаленным сотрудникам, а также заинтересованных в том, чтобы их бизнес стал более гибким и легче адаптировался к новым условиям. Все больше предприятий и организаций станут использовать облачные сервисы как замену локальным решениям. Провайдерам придется адаптировать свои предложения в соответствии с меняющимися требованиями клиентов, а также осваивать иные модели взаимодействия с заказчиками в рамках реализации инфраструктурных и интеграционных проектов.

При правильном подходе к формированию линейки сервисов, их дополнении ценными для заказчика услугами, обеспечении необходимого уровня безопасности и надежности при приемлемой ценовой политике виртуальный офис позволит малым и средним компаниям динамично развиваться, повышать продуктивность, адаптировать сервисы в соответствии с потребностями и возможностями своей компании, выбрать оптимальный тарифный план и набор дополнительных опций.

Читайте также: