Возможно ли использовать при изучении правоотношений метод контент анализа и анкетирования

Обновлено: 02.07.2024

Цель: изучить метод контент - анализа и применить данный метод для исследования конкретной проблематики.

Задачи :
1. Дать общую характеристику контент - анализа.
2. Выделить основные процедуры контент - анализа.
3. Изучить процедуры подсчета.
4. Рассмотреть контент - анализ на примере конкретной проблематики.
5. Составить программу исследования.

Содержание работы

Ведение
1. Контент-анализ как метод анализа документов
1.1 Общая характеристика метода контент - анализа
1.2 Основные процедуры контент - анализа
1.3 Процедуры подсчета
2. Контент - анализ на примере исследования конкретной проблематики
2.1 Программа исследования
2.2 Классификация категорий анализа в исследовании
2.3 Выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая моя(оригинал).docx

1.3 Процедуры подсчета

В общем виде процедуры подсчета при контент - анализе аналогичны стандартным приемам классификации по выделенным группировкам, ранжирования и шкального изменения. Например, изучая тематику газеты, мы произведем процентовку по сгруппированным смысловым единицам разного содержания. Можно предпринять перекрестную классификацию (содержание выдвигаемых идей, средства, предложенные для их осуществления, аргументы).

По такой таблице целесообразно получить коэффициент энтропии распределения (Е) и коэффициент ассоциации (?*). Мы увидим, в какой мере та или другая группа идей связана со специфической аргументацией и средствами реализации идеи.

Для исчисления результатов контент - анализа используются и специально разработанные формулы.

Так, А. Н. Алексеев предложил формулу оценки "удельного веса" смысловых категорий в общем объеме текста . Формула указывает на уровень интенсивности представленной в тексте определенной темы (или аргументации, способов обращения к читателю и т. д.). Эта формула:

Где Укс-- "удельный вес" данной смысловой единицы; Кгл — число случаев, когда смысловая единица оказалась главной; Квт — число случаев, когда та же единица оказывается второстепенной; ∑ — сумма анализируемых текстов (документов).

Применяются также статистические расчеты доходчивости текста (терминов, предложений), его интересности для читателя и более сложные приемы изучения взаимосвязи распределений смысловых единиц .

Техника контент - анализа находит широкое распространение в социальных исследованиях.

Большой эффективности при использовании контент - анализа добились в 60-е гг. эстонские социологи, работавшие в сотрудничестве с газетой "Эдази" в Тарту (руководитель исследований Юло Вооглайд). Содержание газеты подвергалось ежедневному контент - анализу по специальной программе, данные заносились на перфокарты, приспособленные для ручной обработки, и еженедельно обобщались на редакционных совещаниях. Результат — повышение оперативности, обогащение содержания, удвоение тиража районной газеты за счет подписчиков по всей республике.

2. Контент - анализ на примере исследования конкретной проблематики

2.1 Программа исследования

Тема исследования: Насилие в семье над женщинами со стороны мужчин.

Формулировка проблемы: насилие над женщинами в семье является распространенным явлением ввиду достаточно полноценной информированности общества о вреде и последствиях данной девиации.

Теоретический объект исследования: насилие в семье как форма проявления жестокого обращения с женщинами в современном российском обществе.

Предмет исследования: причины применения насилия мужчин над женщинами.

Цель: проанализировать личностные истории женщин, подвергшихся насилию со стороны мужчин, для выявления основных факторов и причин, способствующих применять насилие над женщинами, и разработки дальнейших рекомендаций по устранению данной проблемы.

1. Выделить основные причины применения насилия в семье мужчин над женщинами.

2. Определить основной вид насилия в семье, которому больше всего подвержены женщины.

3. Изучить последствия насилия над женщинами со стороны мужчин.

4. Выявить места помощи, куда чаще всего обращаются женщины, подвергшиеся насилию со стороны мужчины.

1. Применение насилия в семье мужчин над женщинами идет высокими темпами и характеризуется опасной тенденций. (гипотеза-основание)

2.Это происходит потому, что употребление наркотиков и психоактивных веществ становится определенной ценностью, молодежной культурой потребления, т. е. начинает быть образом жизни современного молодого человека. (гипотеза - следствие)

3.Если не принимать радикальных мер по борьбе с данной девиацией, то в ближайшие 10 лет она приобретет характер эпидемии.( прогностическая гипотеза)

2.2 Классификация категорий анализа в исследовании

Характеризуя темы на форумах, выступающие объектом исследования надо отметить, что, во-первых, эти темы посвященные актуальным событиям, проблема насилия в семье женщин со стороны мужчин занимает не последнее место в нашем обществе.

Использование данного метода поможет осуществить выполнение следующих задач:

2.Выявить основные причины применения насилия мужчин к женскому полу;

3.Определить виды насилия над женщинами, мужья которых часто применяли;

4.Выявить места, куда чаще всего обращаются женщины за помощью защитить их от насилия в семье;

5. Проанализировать количество случаев жестокого насилия по отношению к женщине со стороны мужа.

Единица анализа Единицы счета

Причины применения насилия над женщинами со стороны мужчин

-Социокультурная природа насилия 101

-Личный жизненный опыт индивида 102

-Травма детства 103

-Социальная и психологическая декомпенсация 104

-Личностные особенности индивида 105

Виды насилия, применяемые мужчинами к женщинам

-Физическое насилие 201

-Сексуальное насилие 202

-Психологическое насилие 203

-Экономическое насилие 204

Места помощи женщинам, подвергшимся насилию

- кризисные центры 302

- убежища (приюты) 303

- "телефоны доверия" 304

-учреждения социального обслуживания семьи 305

-психолого-медико-социальные центры 306

- временные или постоянные приемные семьи 307

-пансионаты для престарелых 308

Последствия насильственных методов по отношению к женщинам

- ущерб здоровью 401

- самоизоляция от общества 404

- суицидальные попытки 405

- чувства унижения и оскорбления 406

Собственные методы избавления от наркотической зависимости

- лечение в реабилитационных клиниках 501

-посещение целителей 502

- собственная сила воли 505

Ощущения, испытываемые после принятия наркотика

-поднятие настроения 603

-безудержный смех 604

- чувство апагэ 609

- немотивированные истерики 612

2.3 Выводы и рекомендации

Наркомания, в широком смысле, это проблема не только тех, кто употребляет или продает наркотики. Наркомания – это проблема личного выбора каждого человека.

Насилие в семье над женщинами со стороны мужчин в последнее время стала настолько распространенным явлением, что каждый человек, прямо или косвенно, вынужден встречаться с ней в своем ближайшем окружении.

Анализ документов представляет собой метод сбора социологической информации о социальных явлениях и процессах с помощью документальных источников.

Назначение данного метода – извлечь и зафиксировать информацию из документа, которая потом будет использоваться для изучения проблемы исследования.

Предмет анализа документов включает в себя те характеристики и свойства содержания изучаемого явления, которые соответствуют цели и задачам исследования.

Метод анализа документов применяется во многих эмпирических исследованиях. Ограничение составляет неполная документальная информация, которая требует подтверждения с помощью использования других социологических методов. Также в документах могут содержаться фактические ошибки, на их качество могут повлиять субъективные оценки авторов.

Документ как объект анализа

Документ как объект анализа представляет собой носитель информации, необходимый для фиксирования, передачи и хранения информации.

Документы делятся по различным основаниям:

1.По способу фиксации информации:

  • письменные (печатные, машинописные, рукописные);
  • иконографические (воспринимаемые визуально: кино-, видео-, фотодокументы и т.д.);
  • фонетические (грамзаписи, магнитофонные записи, лазерные диски и др.).

2. В зависимости от статуса автора документа:

  • официальные (законодательные акты, правительственные постановления, данные статистической отчетности, документы организаций, материалы архивов и т.п.);
  • неофициальные (письма, дневники, семейные альбомы и др.).

3. По источнику информации:

  • первичные (составленные на базе прямого наблюдения, обследования);
  • вторичные (результаты обработки, обобщения содержащихся в первичных источниках данных, их копии).

4. По характеру персонификации:

  • личные (автобиографии, мемуары, дневники и т.п.);
  • безличные (отчеты, архивы, протоколы и т.д.).

Основным источником социологической информации являются документы, которые специально созданы для целей исследования: анкеты, опросные листы, бланки интервью, протоколы наблюдений, данные контент-анализа в отчетной форме и т.д.

Для того, чтобы информация, полученная при анализе документов, была достоверной, необходимо учитывать два правила:

  1. Важно различать описание событий и фактов,уметь оценивать их;
  2. Первичные документы надежнее вторичных, а официальные достовернее неофициальных.

Существует два способа анализа документов:

  • традиционный (классический);
  • формализованный (контент-анализ).

Традиционный анализ документов

Традиционный анализ документов - это совокупность действий, необходимых для раскрытия содержания материала документа. Здесь социологу нужно установить авторство документа, время, социальный контекст его создания.
Изучая необходимый документ, социолог получит информацию, необходимую ему для исследования.

Традиционный анализ документа - это самостоятельный, творческий процесс, содержание которого зависит от вида документа, цели и задач исследования, от научной квалификации и опыта исследователя.
Важно отметить, что традиционный анализ документов нельзя отделить от личности исследователя, его субъективной оценки и интерпретации.

Контент - анализ

Контент-анализ представляет собой метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения социальных тенденций и фактов.

В сфере политики контент- анализ стал использовать в 1930-е гг. социолог Г. Лассуэл, однако широкое распространение данный метод получил вначале 1950-х гг. после издания в США фундаментального труда Б. Берельсона "Контент-анализ в коммуникационных исследованиях".

Метод контент-анализа направлен на извлечение социологической информации из больших массивов документов, которые трудно поддаются традиционному анализу.

Суть данного метода заключается в переводе текстовой информации в количественные показатели, а также нахождение подсчитываемых признаков изучаемого документа.

Контент – анализ имеет свои категории. К ним относятся смысловые единицы и единицы счета.

Единицы контент-анализа представляют собой объекты, которые определяются целью и задачами социологического исследования.

К числу наиболее стандартных единиц социологического исследования относятся:

  • Понятие (выражается с тексте отдельным термином, например, "безработный", "предприниматель");
  • Тема (выражается в единичных суждениях, смысловых абзацах или целостных текстах, например, проблема создания эффективной правовой системы для развития предпринимательства);
  • Персонаж события или действия (в зависимости от выделенной темы контент-анализа персонажем может выступать, менеджер, рабочий, президент страны);
  • Ситуация (рассматривается в контексте проблемы, например, необходимость постройки атомной электростанции угрожает экологической обстановке региона);
  • Действие (происходит с отдельными индивидами, группами, в пределах избранной для контент-анализа темы, например, забастовки рабочих, арест протестующих).

Единицы счета (измерения) в контент-анализе исследуемого текста бывают двух видов:

1. Единицы протяженности располагаются в координатной сети "пространство – время". Например, количество времени, занимаемое в телевизионном эфире. 2.Частота появления искомого признака в документе является самым распространенным в прикладных исследованиях способом измерения характеристик изучаемого содержания документа (со стороны выделенных социологом задач).

Процедура контент-анализа состоит из ряда операций, которые осуществляются с тремя стандартными документами:

Основные направления применения контент-анализа как формализованного метода изучения текстовой и графической информации. Составление кодировальной матрицы для регистрации единиц анализа. Применение анализа в социально-психологических исследованиях.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.10.2012
Размер файла 46,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Контент-анализ как метод исследования

контент анализ кодировальный матрица

1. Контент-анализ как метод исследования

2. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры

3. Контент-анализ медиа текстов

Список использованной литературы

1. Контент-анализ как метод исследования

Контент-анализ (от англ, contens -- содержание) -- специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами. Особенность его состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте.

Существуют три основных направления применения контент-анализа:

а) выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта -- окружающей действительности, автора или адресата);

в) выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).

При выборе категорий необходимо избегать двух крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда же необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми.

После того, как категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую единицу анализа -- лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явлений. Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а одновременно несколькими единицами анализа.

Наконец необходимо установить единицу счета -- количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).

Для регистрации единиц анализа составляется другая таблица -- кодировальная матрица:

Если объем выборки достаточно велик (свыше 100 единиц), то кодировщик, как правило, работает с тетрадью матричных листов. Если выборка сравнительно невелика (до 100 единиц), то можно проводить двумерный или даже многомерный анализ. В этом случае для каждого текста должна быть своя кодировальная матрица. Однако эта работа очень трудоемка и кропотлива, поэтому при больших объемах выборки сопоставление интересующих исследователя признаков осуществляется на компьютере.

Иногда таблица может быть необходимой и на этапе количественной обработки данных. Например, при использовании анализа случайностей, разработанного американским социальным психологом Ч. Осгудом, строится т.наз. матрица случайностей:

С помощью такой матрицы выявляются меры случайности совпадения каждой классификационной единицы со всеми остальными. Например, единица А встречается в 30% анализируемых текстов (Р = 0,3), а единица В -- в 50% текстов (Р = 0,5), тогда ожидаемая частота совместного появления этих единиц будет равна: РАВ = РА * Рв=0,3 * 0,5 = 0,15. В действительности же признаки А и В совместно встретились лишь в 5% текстов АВ = 0,05. Сравнивая ожидаемые и реальные совпадения признаков, можно определить, какие фактические зависимости оказались не случайными (напр., из приведенной выше таблицы видно, что совместное появление единиц А и В -- случайное, т.к. реальное совпадение меньше ожидаемого, а единиц В и С -- не случайное, т.е. реальное совпадение выше ожидаемого). Цели применения данной матрицы могут быть различными: проследить случайность-неслучайность совпадения признаков для проверки гипотезы, отметить устойчивые-неустойчивые парные сочетания признаков, что может оказаться значимым для характеристики деятельности отправителя информации, и т.д.

Важным условием К.-А. является разработка инструкции кодировщику -- системы правил и пояснений для того, кто будет собирать эмпирическую информацию, кодируя (регистрируя) заданные единицы анализа. В инструкции точно и однозначно излагается алгоритм действий кодировщика, даются операциональное определение категорий и единиц анализа, правила их кодирования, приводятся конкретные примеры из текстов, являющихся объектом исследования, оговаривается, как следует поступать в спорных случаях, и т.д.

Процедура подсчета при количественном контент-анализе. в общем виде аналогична стандартным приемам классификация по выделенным группировкам ранжирования и измерения ассоциаций. Существуют также специальные процедуры подсчета применительно к контент-анализу, напр., формула коэффициента Яниса (с), предназначенного для вычисления соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции) оценок, суждений, аргументов. В случае, когда число положительных оценок превышает число отрицательных, коэффициент Яниса подсчитывается по формуле

где;- число положительных оценок; п -- число отрицательных оценок; г -- объем содержания текста, имеющего прямое отношение к научаемой проблеме; t -- общий объем анализируемого текста.

В случае, когда число положительных оценок меньше, чем отрицательных, коэффициент Яниса находится по формуле

Есть и более простые способы измерения. Удельный вес той или иной категории можно вычислить с помощью формулы

2. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры

Контент-анализ (англ. content analysis; от content -- содержание) -- формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных.

Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг XX в. в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном.

Г. Лассуэлл его использовал в конце 1930-х годов для исследований в сфере политики и пропаганды. Лассуэл модернизировал контент-анализ, ввел новые категории и процедуры, особое значение придавал квантификации данных.

Развитие средств массовой коммуникации вызвало увеличение контент-аналитических исследований в этой области. Во время второй мировой войны контент-анализ применялся некоторыми государственными учреждениями США и Англии для изучения эффективности пропаганды в разных странах, а также в разведывательных целях.

Западноевропейские исследователи в использовании метода контент-анализа опирались в основном на американский опыт. Тем не менее, здесь тоже появилось несколько оригинальных методик качественно-количественного анализа содержания (Ж. Клейзер, А. Моль).

В настоящее время к основным процедурам контент-анализа относятся:

1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:

а) понятия, выраженные в отдельных терминах;

б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;

в) имена, фамилии людей;

г) события, факты и т. п.;

д) смысл апелляций к потенциальному адресату.

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м -- исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

а) физическая протяженность текстов;

б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста);

г) длительность трансляции по радио или ТВ;

д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях,

е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

Контент-анализ в психологии

Можно выделить основные области применения контент-анализа в социально-психологических исследованиях:

Кроме того, можно выделить виды применения контент-анализа во вспомогательных целях:

- для обработки и уточнение данных, полученных другими методами в социально-психологических исследованиях;

- специальное -- применение для изучения научной литературы.

3. Контент-анализ медиа текстов

Концептуальные основания метода контент-анализа

Важной является и количественная ориентация метода контент-анализа. Посылка здесь состоит в том, что количественные характеристики текста являются его важными параметрами, позволяющими делать те или иные выводы. Показательно, что в рамках контент-анализа не делается различий по степени значимости между исследуемыми единицами -- в центре внимания лишь частота их появления.

Возможность проверки выдвигаемых гипотез в отношении конкретного содержания предполагает оперирование с конкретными единицами, позволяющими классифицировать материал с необходимой степенью подробности. В этой связи перед исследователем встает задача определения категорий анализа, единиц анализа и единиц счета.

Наиболее высоким по уровню абстракции элементом в технике контент-анализа является категория анализа. Категории анализа должны соотноситься с понятийной схемой исследования в целом. В сложившейся практике исследований в качестве категории анализа рассматривается краткое выражение некоторой проблемы, относительно которой будут классифицироваться составляющие содержания.

Единица анализа представляет собой фрагмент содержания, который соответствует той или иной категории анализа. Обычно выделяют смысловые и качественные единицы анализа.

Смысловой единицей контент-анализа может быть, например, какая-либо идея, социально значимая тема. В качестве единицы анализа часто используется слово, высказывание, заголовок, абзац, персонаж и т.д.

Единицей счета является некоторая характеристика текста, наличие или отсутствие которой позволяет выявлять особенности содержания. Применительно к телевидению единицей счета может быть, например, время, отведенное освещению того или иного события. Наиболее распространенный способ измерения характеристик содержания состоит в подсчете частот их употребления.

Адекватное использование метода контент-анализа сопряжено с соблюдением ряда условий. Отметим наиболее важные из них применительно к анализу текста. Используемые категории должны быть четкими, приемлемыми для описания и понятными для работающих с текстами. Категории анализа должны быть взаимно исключающими, выстроенными так, чтобы один интерпретируемый фрагмент текста одновременно не мог быть отнесен к двум разным категориям. Кроме того, предлагаемые категории должны быть в равной мере приемлемыми для анализа всех изданий, являющихся предметом исследования. Важно также и то, чтобы систематическое использование категорий различными исследователями позволило бы получить одинаковые результаты. Наконец, контент-анализ предполагает выборку из генеральной совокупности исследуемых текстов. В этой связи немаловажной является проблема репрезентативности выборочной совокупности.

Практика контент-аналитических исследований

Исследования с использованием метода контент-анализа широко распространены в практике изучения массовой коммуникации во всем мире.

Контент-анализ был введен в исследовательскую практику в связи с потребностями журналистики. Первые попытки провести статистически точные измерения различных сторон содержания газет, выявить динамику изменений в их тематике наблюдались в США в 80-х годах XIX века. С тех пор контент-анализ стал неотъемлемым элементом совершенствования редакционной политики. Причем по мере распространения контен-анализа все большее внимание уделялось методике исследования, прежде всего вопросам совершенствования критериев классификации текстов.

Естественно, что возможные результаты применения контент-анализа определяются целями и задачами исследования в целом. Последние могут быть самыми разнообразными. Заметим в этой связи, что поле приложения контент-анализа также чрезвычайно широко. Применяться он может как в обществе находящемся в стабильном состоянии, так и в случае иных, специфических условий. Широко известной в этом плане является практика использования контент-анализа в США во время Второй мировой войны.

Цель этих исследований состояла в определении политической линии той или иной газеты, в выявлении того, какой вклад -- позитивный или негативный вносили американские издания в поддержание морального духа народа в связи агрессивными действиями фашистской Германии. По результатам анализа Верховный Суд США принимал решения о закрытии некоторых изданий. Существенный вклад в научное обеспечение этих исследований внес такой известный специалист как Г. Лассвелл. С помощью специально разработанных категорий контент-анализа определялось, например, насколько совпадают публикуемые материалы с тезисами немецкой пропаганды. Кроме того, контент анализ позволял выявить частоту появления про- и антиамериканских, британских и немецких тем в информационном источнике, сравнении его с эталонным изданием. Техника контент-анализа использовалась и для сопоставления характера освещения отдельного события разными изданиями, а также для определения соотношения в информационном потоке материалов, предоставленных каждой из противоборствующих сторон.

Список использованной литературы

1. Аверьянов Л. Социология: искусство задавать вопросы. - М., 1998.

2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. - М.: Аспект Пресс, 1995.

3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. -Екатеринбург, 1998.

4. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1,2 / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. - М.: Наука, 1990.

5. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. - М.: Ава-Эстра, 1993.

6. Основы прикладной социологии / Под ред. М. Горшкова, Ф. Шереги. - М.: Интерфакс, 1996.

8. Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии. - М.: Стратегия, 1998.

9. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. - М.: Инфра-М, 1998.

10. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, 2003.

Подобные документы

Контент-анализ как метод качественно-количественного анализа содержания документов на основе ее кодирования, понятие и общая характеристика метода. Выявление и оценка характеристик текста. Стадии разработки и применения, смысловые единицы контент-анализа.

контрольная работа [20,3 K], добавлен 31.01.2011

Изучение здорового образа жизни в мультфильме "Маша и медведь" с помощью контент-анализа. Мультфильм как предмет анализа визуальной социологии. История развития контент-анализа в социологических исследованиях, его основные достоинства и недостатки.

презентация [1,6 M], добавлен 15.02.2016

Понятие контент-анализа в социологии, общая характеристика метода. Методология и технология интервью. Сущность анкетирования, типы анкетных вопросов. Социологическое наблюдение: особенности применения. Основные положения социологического эксперимента.

курсовая работа [46,9 K], добавлен 13.02.2011

Классификация статистической документации. Виды документов: письменные, иконографические, статистические и фонетические. Методы и способы анализа материалов: неформализованные (традиционные) и формализованные. Порядок осуществления контент-анализа.

презентация [701,0 K], добавлен 16.02.2014

Особенности изучения общественного мнения блогосферы методом контент-анализа. Специфика социологических методов сетевых сообществ. Методики измерения отчуждения в современной социологии. Психиатрическая изоляция как практика социального отлучения.

контрольная работа [23,5 K], добавлен 16.11.2009

Природа метода опроса в социологическом исследовании. Два основных класса опросных методов: интервью и анкетирование. Принципы построения анкеты по В. Ядову. Контент-анализ: возможности использования; техника проведения; преимущества; недостатки.

курсовая работа [35,4 K], добавлен 09.01.2011

Задачи сбора социологической информации о журналистах. Способы социологического исследования работы журналистов и редакций. Анализ содержания материалов средств массовой информации (контент-анализ). Смысловые единицы анализа журналистских текстов.

Контент-анализ представляет собой метод сбора и обработки данных об изучаемом объекте (явление, процесс). Особенностью этого приема является то, что проводится анализ количественных данных, которые должны быть отражены в конкретных документах. Под документом следует понимать все данные, которые были зафиксированы, доказаны или известны.

Методика проведения контент-анализа

Контент-анализ представляет собой метод сбора и обработки данных об изучаемом объекте (явление, процесс). Особенностью этого приема является то, что проводится анализ количественных данных, которые должны быть отражены в конкретных документах. Под документом следует понимать все данные, которые были зафиксированы, доказаны или известны.

Какие данные подвергаются контент-анализу?

Этот способ обработки информации успешно пользуется на протяжении многих десятков лет. Чаще всего он применяется в социологии с целью определения позиции большинства или статистике для конкретизации частоты использования конкретных сведений, материалов. Также этот прием эксплуатируется в следующих сферах деятельности: психология, экономика, педагогика, культурология и пр.

Контент-анализу подвергаются книги, научные публикации, различные статьи, фотографии, лозунги, картины, официальные документы. С помощью этой методики можно конкретизировать причины возникновения противоречий, конкретных ситуаций. Все зависит от цели исследования, его предмета и объекта.

Правила организации контент-анализа

Основными принципами контент-анализа являются:

— систематизированность (распределение информации по классу ее значимости, смысловой нагрузке и пр.),

— строгость (четкое распределение данных для минимизации погрешности, использование четких формул и алгоритмов),

— формализованность (предполагает использование только проверенных методик, общепринятых стандартов).

Контент-анализ позволяет изучить явления, процессы не только со стороны теории, но и объективных реальных данных (численных, количественных), зафиксированных на бумагах и закрепленных в конкретных нормах (например, правила поведения, сведения о численности конкретных пациентов и т.д.).

Этапы проведения контент-анализа

Любой аналитический алгоритм предполагает проведение конкретных мероприятий и реализацию определенных действий, которые в конечном итоге приведут исследователя к конечному результату, выводу.

Контент-анализ предполагает выполнение следующего механизма:

Этап №1. Подготовка данных.

На данном этапе следует определить цель анализа и проблему. Здесь важно обозначить конкретный объект и предмет (ситуацию, человек, новый закон (документ) и пр.), определить, с каких ракурсов возможен анализ, какие данные этому будут способствовать. Таким образом, на начальной стадии исследователю необходимо конкретизировать и как можно подробнее описать проблему.

Также на данной стадии определить совокупность критериев, которые помогут упростить анализ. Здесь чаще всего задают три основных параметра:

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этап №2. Сбор и систематизация данных.

На данном этапе исследователю необходимо собрать все возможные сведения по проблеме, разбить ее по основаниям (отдельным структурным элементам).

Чтобы анализ был проведен грамотно, следует установить единицу анализа. Данный критерий предполагает, что весь материал должен быть разбит на небольшие взаимосвязанные смысловые фрагменты, которые должны быть проанализированы. Единицей анализа может быть:

— признак материала. Этот постулат должен внести определенные ограничения в исследование: дата размещения информации, функциональная принадлежность данных (развлекательная, учебная, методическая и др.), источник информации (СМИ, ведомство, финансовая отчетность, статические данные и пр.)

— фрагмент текста: абзац, предложение, словосочетание, фраза и пр.

После определения единицы анализа необходимо конкретизировать единицу счета. Этот показатель призван отразить количественную характеристику происходящих явлений, частоту употребления единицы анализа. Фактически здесь ведется подсчет, где и сколько раз встречалась утвержденная единица анализа.

Также на данном этапе следует определить единицу контекста, то есть тот фрагмент собранных материалов (статья, абзац, объявление, заметка), который оказывает сильное влияние на их восприятие, указывает главную идею, смысл.

Этап №3. Подсчет данных и проведение анализа.

Этап №4. Отражение результатов анализа.

На данном этапе формируются выводы на основе полученных данных, сравнении. Автор отмечает наличие тех или иных совпадений, тенденций и делает на их основе умозаключения.

Таким образом, контент-анализ является дополнительным элементом стандартного анализа информации, который позволяет углубленно изучить тему, проблему, открыть новые (невидимые невооруженным глазом) стороны.

Контент-анализ

Включает в себя:

- выделение системы опорных понятий (категорий анализа);
- отыскание их индикаторов - слов, словосочетаний, суждений и т. п. - (единиц анализа);
- статистическую обработку данных.

Данный метод зародился в 20-е годы в американской журналистике как средство количественно-качественного изучения содержания прессы. В настоящее время активно применяется в социальной психологии, социологии, психодиагностике, политологии, психологии рекламы и пропаганды.

К числу его несомненных достоинств относятся возможность точной регистрации внешне неразличимых показателей в объемных массивах эмпирических данных, способность к выявлению скрытых тенденций и закономерностей, допустимость осуществления отсроченного по времени анализа событий и ситуаций, относительная объективность процедур и надёжность результатов, отсутствие проявлений эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых.

По сути, контент-анализ предполагает перевод качественно представленной информации на язык счета. Для этого необходимо, во-первых, иметь достаточно объемный и содержательно богатый текст, а во-вторых, обладать определенным уровнем исследовательской подготовленности, позволяющим эффективно реализовать потенциал данного метода.

Наряду с этим следует помнить, что контент-анализу присущи и некоторые ограничения. Так, известно, что характер информации во многом определяется замыслами ее автора и спецификой форм предъявления. Поэтому вполне возможно принятие исследователем вымысла за документальность или упущение каких-либо существенных данных вследствие недостаточной выраженности их в обрабатываемом материале. Искажения информации могут возникать и по вине исследователя, неспособного, к примеру, адекватно выделить категории анализа или учесть все имеющиеся варианты их словесного выражения. Кроме того, далеко не всякий материал поддается необходимой формализации. Предельно трудно было бы применить данный метод, скажем, к описанию поведения лирического героя поэтического произведения.

Описывая особенности применения контент-анализа, принято указывать меру устойчивости полученных сведений при замене кодировщиков (лиц, регистрирующих параметры и признаки) и давать характеристики, степени согласованности результатов этого метода с иными, собранными другими способами. Рассмотрим содержание основных этапов контент-анализа.

1. Подготовительный этап (разработка программы анализа материала)

Он включает постановку цели исследования, предварительную проверку адекватности избранного метода особенностям предстоящей работы, составление классификатора (опорной схемы для контент-анализа), подготовку инструкций для лиц, участвующих в реализации метода, пилотажное исследование, последующую коррекцию программы.

Особое внимание следует здесь обратить на составление классификатора, представляющего собой перечень категорий анализа, соответствующих им индикаторов, принятых единиц счета. Это основа алгоритма последующих действий, от качества которой зависит эффективность работы в целом.

Главное, чтобы список категорий был предельно исчерпывающим, а также давал возможность однозначного соотнесения той или иной части текста с конкретной категорией.

Единицы анализа или индикаторы, признаки выраженности смысловых единиц, представляют собой части текста, характеризующиеся принадлежностью к определенной категории. Это могут быть символы, слова, термины, сочетания слов различной протяженности, ситуации, суждения, реплики, интонации и т. д. Это тот материал, который позволяет судить о значении в тексте каждой категории.

Следует помнить, что одна и та же категория бывает выражена в тексте по-разному: от отдельных символов или слов до законченных суждений или абзацев. Поэтому выделение единиц анализа является непростым делом и требует от исследователя вдумчивости и проницательности.

Помимо того, необходимо учитывать, что категория может быть представлена в тексте различными по знаку единицами анализа. Например, в отрицательной (критической), нейтральной или же положительной форме. Разумеется, количество вариантов такого рода отношений бывает и более разнообразным.

Единицы счета - это количественные характеристики отношений категорий друг к другу или единиц анализа к категориям. В практике исследований обычно используют два их варианта:

- частоту проявлений в тексте категории или ее признака;
- пропорцию представленности категории (её признака) или, иначе, объём внимания, уделяемый ей автором текста.

Так, это может быть: сравнительное количество печатных знаков, площадь соответствующих частей текстов (в квадратных единицах или процентах), необходимое время произнесения и т.д.

Разработка классификатора завершается составлением инструкций кодировщику и подготовкой кодировочной матрицы.

Инструкции содержат предельно четкие указания на то, каковы все выделенные категории, какой набор признаков в тексте соответствует каждой из них, какого типа единицы счета при этом используются. Объективность результатов контент-анализа будет более полной, если исследователь письменно сформулирует инструкции даже в том случае, когда он сам является кодировщиком.

Пилотажное исследование, завершающее подготовительный этап контент-анализа, способствует выявлению недостающих категорий, упущенных из виду единиц анализа, неточностей инструкций.

2. Исполнительный этап

Кодировщики могут допускать здесь такие ошибки как:

- неверное соотнесение единиц анализа с категориями;
- пропуск тех или иных единиц анализа;
- фиксация того, чего нет на самом деле.

Все это нарушает устойчивость результатов контент-анализа. Причины низких показателей устойчивости следует искать в качестве инструкций, недостаточной умелости кодировщиков, в неподходящей обстановке их работы, наконец, в отсутствии внимательности, терпения или добросовестности.

3. Этап обработки данных

Содержание его определяется целью исследования. В зависимости от этого при обработке результатов (одной или нескольких кодировочных матриц) могут быть использованы частотные или процентные распределения, коэффициенты корреляции, сопоставительные таблицы и т.д.

В тех случаях, когда анализируется большой массив данных, иногда используются специальные математико-статистические способы, разработанные для нужд контент-анализа.

Факторный анализ применяется, когда возникает необходимость определить совокупность вероятных причинно-следственных связей между переменными, установить наличие феноменов, объясняющих существование взаимосвязи.

В последние десятилетия все чаще при обработке данных контент-анализа или корреляционного анализа используется особый метод математической статистики, позволяющий выявить скрытые от непосредственного восприятия дензнаки (факторы), а также уточнить степень их влияния на те или иные рассматриваемые характеристики.

Приведем пример - расчёт коэффициента Яниса, при помощи которого может быть установлено соотношение положительных и отрицательных оценок относительно определенных категорий. Данный коэффициент исчисляется по формуле:

Читайте также: