Кто имеет право проводить ревизию

Обновлено: 04.07.2024

. В течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования инициатора ревизионная комиссия должна принять решение о проведении проверки (ревизии) или дать мотивированный отказ в проведении проверки (ревизии).

41. Ревизионная комиссия вправе по собственной инициативе (в том числе по предложению члена ревизионной комиссии) принять решение о проведении внеочередной проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности.

42. При принятии ревизионной комиссией решения о проведении проверки (ревизии) председатель ревизионной комиссии обязан организовать проверку (ревизию) и приступить к ее проведению в течение 30 календарных дней со дня принятия решения. Срок проведения внеочередной проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности как правило не должен превышать 60 календарных дней, однако может быть продлен по мотивированному решению ревизионной комиссии, принятому большинством голосов членов ревизионной комиссии, присутствующих на заседании ревизионной комиссии, но не более чем на 30 календарных дней.

43. Отказ в проведении внеочередной проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности может быть дан ревизионной комиссией в следующих случаях:

а) лица, предъявившие требование о проведении проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности, не обладают правом инициировать указанную проверку (ревизию);

б) по фактам, являющимся основанием для предъявления требования о проведении проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности, проверка (ревизия) проведена и ревизионной комиссией подписано соответствующее заключение;

в) требование не соответствует законодательству Российской Федерации, уставу.

44. Об отказе в проведении проверки (ревизии) ревизионная комиссия сообщает заявившему требование о проведении проверки (ревизии) лицу в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения письмом, подписанным председателем ревизионной комиссии, либо лицом, его замещающим.

45. По результатам проверок (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия составляет акт и заключение. Акт и заключение рассматриваются на заседании ревизионной комиссии, подписываются председателем и членами ревизионной комиссии, проводившими проверки (ревизию), и направляются обществу, комитету по аудиту при совете директоров общества, совету директоров общества в течение 10 рабочих дней после дня окончания проведения проверок (ревизии). При этом акт и заключение по итогам годовой проверки (ревизии) должны быть направлены ревизионной комиссией в совет директоров не позднее чем за 50 календарных дней до даты проведения годового общего собрания акционеров.

VII. Порядок выдвижения ревизионной комиссией требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров общества

46. Требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров принимается большинством голосов от общего числа избранных членов ревизионной комиссии.

47. Требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров подписывается председателем ревизионной комиссии и направляется в письменной форме в адрес общества. Дата предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров определяется по дате получения требования обществом.

48. Требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров должно содержать:

а) формулировки вопросов повестки дня и решений по ним;

б) четко сформулированные мотивы постановки данных вопросов повестки дня;

в) указание на форму проведения собрания.

VIII. Председатель ревизионной комиссии

49. Председатель ревизионной комиссии избирается членами ревизионной комиссии из их числа открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов на первом заседании ревизионной комиссии. По решению членов ревизионной комиссии на первом заседании могут быть избраны заместители председателя ревизионной комиссии.

50. Председатель ревизионной комиссии:

а) формирует повестку дня заседаний ревизионной комиссии;

б) созывает и проводит заседания ревизионной комиссии;

в) организует текущую работу ревизионной комиссии;

г) представляет ревизионную комиссию на общем собрании акционеров, заседаниях совета директоров, органов управления общества;

д) подписывает протокол и иные документы ревизионной комиссии;

е) осуществляет руководство деятельностью ревизионной комиссии, подготовку проектов планов ее работы, обеспечивает созыв и проведение заседаний, председательствует на них, распределяет обязанности между членами ревизионной комиссии, подписывает протоколы заседаний, заключения и иные документы ревизионной комиссии, решает другие вопросы, предусмотренные настоящим Положением.

51. Ревизионная комиссия вправе в любое время переизбрать председателя (его заместителей) большинством голосов от общего числа избранных членов ревизионной комиссии.

52. Председатель ревизионной комиссии может добровольно сложить свои полномочия, оставаясь при этом членом ревизионной комиссии, со дня получения ревизионной комиссией его заявления о сложении полномочий. На время отсутствия председателя ревизионной комиссии временно исполняющий обязанности председателя ревизионной комиссии избирается ревизионной комиссией из числа его заместителей большинством голосов членов ревизионной комиссии, принявших участие в заседании.

IX. Секретарь ревизионной комиссии

53. Секретарь ревизионной комиссии осуществляет функции по организационному и информационному обеспечению работы ревизионной комиссии. Секретарь ревизионной комиссии может являться как ее членом, так и работником общества. Секретарь, не являющийся членом ревизионной комиссии, не обладает правом голоса на заседаниях ревизионной комиссии.

54. Ревизионная комиссия вправе в любое время переизбрать секретаря ревизионной комиссии.

55. Секретарь ревизионной комиссии:

а) уведомляет членов ревизионной комиссии и приглашенных лиц о проведении заседаний;

б) уведомляет членов ревизионной комиссии о проведении заседаний комитета по аудиту и рискам при совете директоров общества, совета директоров общества при рассмотрении результатов проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности общества, а также по иным вопросам, касающимся компетенции ревизионной комиссии;

в) осуществляет организационное обеспечение деятельности ревизионной комиссии и подготовку ее заседаний;

г) организует подготовку и представление документов (информации) по запросам ревизионной комиссии;

д) присутствует на заседаниях ревизионной комиссии и ведет протоколы, оформляет выписки из них;

е) обеспечивает хранение протоколов и иных материалов заседаний ревизионной комиссии;

ж) обеспечивает акционерам доступ к заключениям ревизионной комиссии.

X. Акт и заключение ревизионной комиссии

56. Акт и заключение составляются не позднее 5 рабочих дней со дня проведения проверки (ревизии). Акт и заключение подписываются всеми членами ревизионной комиссии, участвующими в проведении проверки (ревизии), а также председателем ревизионной комиссии.

57. Акт должен состоять из 3 частей: вводной, аналитической, итоговой.

58. В вводной части акта указываются:

а) наименование документа;

б) состав и дата избрания ревизионной комиссии, нормативные основания ее деятельности;

в) проверяемый период;

г) дата и место составления акта;

д) место и сроки проведения проверки (ревизии);

е) фамилии, имена, отчества (при наличии) членов ревизионной комиссии, принимавших участие в проведении проверки (ревизии);

ж) основание проведения проверки (ревизии).

59. Аналитическая часть акта включает следующие основные разделы:

краткий анализ организации деятельности общества, состава и деятельности его органов управления, выполнения обществом решений органов управления общества;

анализ деятельности и результатов работы внешних и внутренних проверяющих, контрольных и надзорных органов;

анализ системы учета и формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности общества;

анализ имущественного, финансового состояния и результатов деятельности общества;

анализ основных составляющих финансового результата и особенности их учета, финансовый анализ;

анализ операционной деятельности общества;

анализ прочих аспектов деятельности общества.

60. Итоговая часть акта по итогам годовой проверки (ревизии) должна содержать заключение о подтверждении достоверности данных годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Итоговая часть акта может содержать информацию о соблюдении обществом нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих его деятельность, соблюдении устава и внутренних документов общества, законности совершаемых обществом операций, выполнении обществом поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, описание основных выявленных рисков, нарушений и недостатков деятельности общества с анализом причин их возникновения, а также предложения и рекомендации по выявленным в ходе проверки (ревизии) рискам и фактам нарушений, информацию по устранению недостатков, установленных в ходе предыдущих проверок (ревизий), краткое заключение относительно результатов финансово-хозяйственной деятельности общества.

61. Заключение должно содержать:

состав и дату избрания ревизионной комиссии, нормативные основания ее деятельности;

фамилии, имена, отчества (при наличии) членов ревизионной комиссии, принимавших участие в проведении проверки (ревизии);

дату и место составления заключения;

цель и объект проверок (ревизий);

выводы по результатам проверки (ревизии), содержащиеся в итоговой части акта.

Заключение может содержать:

место и период проведения проверки (ревизии);

основание проверки (ревизии);

требования о предоставлении информации, заявленные в ходе проведения проверки (ревизии);

полученные отказы в предоставлении информации;

сведения о письменных объяснениях, полученных от членов совета директоров общества, должностных лиц и работников общества;

сведения о требованиях ревизионной комиссии созыва совета директоров общества и внеочередного общего собрания акционеров.

62. Заключение по итогам годовой проверки (ревизии) должно содержать:

а) заключение о подтверждении, подтверждении с оговоркой или неподтверждении ревизионной комиссией достоверности данных годового отчета и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Ревизионная комиссия должна обосновать причины оговорки или неподтверждения достоверности годового отчета и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) в случае выявления в ходе проверки (ревизии) рисков и нарушений финансово-хозяйственной деятельности общества - информацию об основных выявленных рисках, нарушениях и недостатках в деятельности общества, а также рекомендации по снижению данных рисков, устранению последствий выявленных нарушений;

в) заключение по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе предыдущих проверок (ревизий).

63. Если акт и заключение предполагают формирование мнения по вопросам, не связанным с годовым отчетом и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью общества, эти документы могут составляться в произвольной форме. При этом они должны содержать подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества, а также информацию о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

65. Ревизионная комиссия формирует акт и заключение в 3 экземплярах не позднее 5-го рабочего дня со дня окончания проверки (ревизии).

66. Все 3 экземпляра подписываются всеми членами ревизионной комиссии, принимавшими участие в проверке (ревизии), а также председателем ревизионной комиссии. Один экземпляр акта и заключения остается у председателя ревизионной комиссии, 2 других экземпляра передаются обществу путем направления одного экземпляра в аппарат корпоративного секретаря общества и одного экземпляра - на имя генерального директора - председателя правления общества.

67. Если член ревизионной комиссии не согласен с актом, заключением или их отдельными положениями, он вправе представить в письменном виде особое мнение, которое прикладывается к акту и заключению и является их неотъемлемой частью. В таком случае в акте и (или) заключении делается отметка о наличии особого мнения члена ревизионной комиссии.

68. Не позднее чем за 55 дней до дня проведения годового общего собрания акционеров ревизионная комиссия в порядке, предусмотренном пунктом 66 настоящего Положения, предоставляет обществу 2 экземпляра акта по итогам годовой проверки (ревизии) и заключения по итогам годовой проверки (ревизии) для их последующего рассмотрения генеральным директором - председателем правления общества. Не позднее чем за 50 дней до дня проведения годового общего собрания акционеров ревизионная комиссия направляет соответствующие материалы корпоративному секретарю общества для организации их рассмотрения на комитете по аудиту и рискам при совете директоров общества, совете директоров общества и общем собрании акционеров.

69. Заключение по итогам проверки (ревизии) по требованию акционера (акционеров), владеющего в совокупности не менее чем 10 процентами голосующих акций общества, направляется его представителю в течение 3 рабочих дней с момента получения обществом данного требования.

71. Учет и хранение протоколов заседаний с приложениями к ним, актов и заключений, хранение материалов, предоставляемых для проведения проверок (ревизий) и подготовленных к заседаниям ревизионной комиссии, осуществляется ее секретарем. В месячный срок после проведения очередного общего собрания акционеров все документы ревизионной комиссии, связанные с проведением проверок общества за истекший корпоративный год, передаются на хранение в административно-организационный аппарат общества. Прием-передача документов в рамках проводимых в обществе проверок (ревизий) осуществляется через секретаря ревизионной комиссии на основании соответствующего акта.

Выездная налоговая проверка: сроки и порядок проведения в 2021 году

Выездная проверка сегодня явление не такое частое, каким было в начале действия Налогового кодекса. В последние годы налоговая служба постоянно проводит риск-анализ деятельности налогоплательщиков. Выездная проверка назначается лишь после того, как инспекторы соберут достаточное количество косвенных доказательств, свидетельствующих о нарушениях со стороны налогоплательщика. Однако от выездной проверки по-прежнему никто не застрахован. Именно поэтому важно знать, что может стать поводом для этого мероприятия, а также его сроки и порядок проведения в 2021 году.

Что такое выездная налоговая проверка

Основания для выездной налоговой проверки

Такие проверки уже давно носят исключительно плановый характер. Кандидаты для этого мероприятия отбираются налоговой службой на основании критериев риска. Часть из них носит общедоступный характер и приведена в приказе ФНС от 30.05.07 № ММ-3-06/333@. Перечислим основные критерии.

Доля вычетов по НДС. Здесь применяется следующий критерий отбора претендентов на проверку: сумма вычетов составляет 89 и более процентов от начисленного за 12 месяцев НДС.

Среднемесячная зарплата на одного работника. В зоне риска находятся налогоплательщики, у которых этот показатель ниже, чем в целом по отрасли в регионе. Данные о среднем уровне зарплаты по видам деятельности должны публиковаться на сайтах территориальных органов Росстата и УФНС по субъектам РФ.

Рентабельность деятельности. С проверкой могут прийти к тем, у кого она на 10 и более процентов меньше среднеотраслевого показателя. Данные для сравнения можно найти на сайте ФНС.

Соотношение расходов и доходов. В план проверок попадут налогоплательщики, у которых рост расходов опережает рост доходов. Также подозрение вызывают ситуации, когда доходы падают быстрее, чем расходы, либо доходы падают, а расходы растут.

Убыточность деятельности. Внимание проверяющих привлекут организации, которые показывают убыток на протяжении двух и более календарных лет.

Ведение деятельности через цепочку контрагентов. В этом случае контролеры оценят, была ли разумная экономическая или иная причина для привлечения посредников.

Ведение деятельности с высоким налоговым риском. В частности, рискованным является привлечение фирм-однодневок, работников-инвалидов и т.д.

Получайте требования из ИФНС и отправляйте запрошенные документы через интернет Подключиться

Сумма профессионального вычета. Предприниматели на ОСНО могут стать кандидатами для выездной проверки, если сумма профессионального налогового вычета по декларации составит более 83% от суммы дохода.

Сроки проведения выездных налоговых проверок

По общему правилу, выездная ревизия длится два месяца. Этот срок начинает течь со дня, следующего за тем, которым датировано решение руководителя ИФНС (его заместителя) о назначении проверки (п. 2 и 5 ст. 6.1, п. 6 и 8 ст. 89 НК РФ). Например, проверка, начатая 6 октября, должна закончиться 6 декабря. Однако на практике ВНП часто занимают гораздо больший промежуток времени.

СПРАВКА

Поводом для приостановки ВНП также являются следующие обстоятельства: проведение экспертизы; истребование информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров; необходимость перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Порядок и правила проведения выездных налоговых проверок

Как уже упоминалось, сначала руководство ИФНС выносит решение о назначении проверки. Принять его может только та инспекция, в которой налогоплательщик состоит на учете. В решении указываются данные о контрольном мероприятии. Например, по каким налогам и за какой период пройдет проверка, кто именно входит в ревизионную группу.

ВАЖНО

Налоговый кодекс не требует вручать налогоплательщику копию решения о назначении проверки. Однако форма решения предусматривает передачу его копии проверяемой организации или ИП (прил. № 5 к приказу ФНС от 07.11.18 № ММВ-7-2/628@). И налоговики, как правило, вручают этот документ.

Далее инспекторы, указанные в решении, приступают непосредственно к контрольным мероприятиям. А именно: направляют требования о представлении документов; проводят выемки, осмотры, экспертизы, допросы и совершают прочие необходимые действия.

ВНИМАНИЕ

В ходе ревизии состав проверяющих может меняться, но только при условии внесения соответствующих корректив в решение о назначении проверки.

В последний день ВНП составляется справка. В ней указываются предмет проверки и ее сроки. Справка вручается налогоплательщику (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Как проходит выездная налоговая проверка

По общему правилу она проводится в офисе (на территории) налогоплательщика. Исключение сделано для ситуаций, когда компания не может выделить для проверяющих помещение. В этом случае проверка переносится по месту нахождения налоговой инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ).

На практике самое частое мероприятие, осуществляемое в рамках ВНП, проходит в заочном режиме — инспекторы присылают по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) или по почте требования о предоставлении документов. А проверяемый налогоплательщик (либо его контрагент, в т. ч. банк) направляет ответ в адрес ИФНС.

Во время выездной проверки могут проходить допросы свидетелей, в том числе действующих и бывших работников налогоплательщика (ст. 90 НК РФ). При этом работодатель не вправе присутствовать при таких допросах (определение Верховного суда от 16.06.20 № 301-ЭС20-8110).

ВНИМАНИЕ

Руководитель организации тоже может быть допрошен в качестве свидетеля (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.05.18 № Ф01-1539/2018).

Также при проведении выездной проверки инспекторы вправе осматривать помещения и территорию налогоплательщика, проводить инвентаризацию и выемку оригиналов документов и других предметов (п. 13 ст. 89, ст. 92 и ст. 94 НК РФ ). В том числе допустимо изымать флешки, диски, компьютеры или ноутбуки (определение Верховного суда от 10.07.19 № 305-ЭС19-11972).

По инициативе инспекции в рамках ВНП возможно назначение экспертиз, а также привлечение специалистов в различных областях ( ст. 95 и 96 НК РФ ). Кроме того, в выездной проверке могут участвовать сотрудники полиции (п. 1 ст. 36 НК РФ).

ВАЖНО НА ПЕРИОД КОРОНАВИРУСА

Как подготовиться к выездной налоговой проверке

Заранее подготовиться практически невозможно, поскольку план проведения данных мероприятий в открытых источниках не публикуется. Налогоплательщики узнают о предстоящей ВНП непосредственно от контролеров. (На практике инспекторы направляют решение о назначении проверки вместе с первым требованием о предоставлении документов по ТКС, либо передают это решение руководителю или представителю компании лично).

Также желательно заранее озаботиться вопросами правовой (в т.ч. адвокатской) помощи на случай вызова сотрудников и руководства на допросы. Работники должны быть осведомлены о том, что компания предоставляет услуги защитника. А в его отсутствие они вправе отказаться давать показания на основании статьи 51 Конституции РФ. Либо могут сообщать только ту информацию, которая является общедоступной (размещена на сайте компании, рассылается контрагентам и т.п.).

Наконец, целесообразно самостоятельно проводить ту же работу, что выполняет ИФНС, то есть осуществлять риск-анализ собственной деятельности. Это позволит уменьшить вероятность назначения выездной проверки (если удастся устранить подозрительные, по мнению налоговиков, обстоятельства деятельности), либо заранее подготовить аргументы и документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов.

ВАЖНО

Результаты выездной налоговой проверки

Как уже упоминалось, ВНП завершается в день составления соответствующей справки, которая вручается налогоплательщику (п. 8 и 15 ст. 89 НК РФ). Этот документ запускает процедуру оформления результатов ревизии.

Все выявленные нарушения фиксируются в акте, на составление которого у налоговиков есть два месяца (п. 1 ст. 100 НК РФ). Подготовленный акт со всеми приложениями предъявляется на подпись налогоплательщику (п. 2 ст. 100 НК РФ). Отказываться от проставления автографа не имеет смысла, так как подписание данного документа не означает согласие с изложенными в нем фактами. Напротив, подпись налогоплательщика на акте не позволит инспекторам в дальнейшем вносить в него изменения и дополнения. После подписания один экземпляр акта передается налогоплательщику (п. 5 ст. 100 НК РФ).

ВНИМАНИЕ

Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, документ направляется по почте и считается врученным на шестой день с даты отправки (абз. 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).

С момента получения акта начинает течь время, отведенное на составление письменных возражений (если таковые имеются). На их подготовку и отправку в ИФНС у налогоплательщика есть ровно один месяц (п. 6 ст. 100 НК РФ). Возражения можно готовить как по акту в целом, если проверяемый не согласен со всеми выводами контролеров, так и по отдельным его частям.

СПРАВКА

Представление письменных возражений — право, а не обязанность налогоплательщика. Никаких штрафов или иных негативных последствий за отсутствие данного документа не предусмотрено.

Письменные возражения налогоплательщика с прилагаемыми документам, а также акт проверки со всеми приложениями формируют материалы налоговой проверки. Они поступают на рассмотрение руководителя ИФНС или его заместителя (п. 1 ст. 101 НК РФ). Рассмотрение материалов — мероприятие открытое, на которое в обязательном порядке должны пригласить руководителя компании или другого представителя налогоплательщика (п. 2 ст. 101 НК РФ). Нарушение этого правила влечет безусловную отмену решения, принятого по результатам ВНП (п. 14 ст. 101 НК РФ).

В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель ИФНС (его заместитель) еще раз изучает все данные, указанные в акте, а также возражения, если таковые поступили. При этом налогоплательщик вправе дополнительно давать свои пояснения, в том числе письменные. Поэтому, собираясь на рассмотрение дела, возьмите с собой чистые листы бумаги и письменные принадлежности. А если будете давать устные пояснения, следите, чтобы они были отражены в протоколе рассмотрения. Непредоставление налогоплательщику возможности дать пояснения или объяснения непосредственно в ходе рассмотрения дела — еще одно грубейшее нарушение, которое влечет безусловную отмену принятого решения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Подать жалобу на решение ИФНС через оператора ЭДО Подать бесплатно

По итогам рассмотрения выносится решение. Оно может либо быть окончательным — о привлечении к ответственности или об отказе в таковой, либо промежуточным — о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. В первом случае в тексте решения о привлечении к ответственности ИФНС должна детально разобрать все доводы, которые проверяемый привел в свою защиту (как в возражениях, так и в процессе рассмотрения материалов), указав, по каким причинам они принимаются или не принимаются (п. 8 ст. 101 НК РФ).

Во втором случае в решении отмечается, какие именно дополнительные мероприятия и для каких целей надо провести. При этом допустимы только три действия: экспертиза, допросы, а также истребование документов у налогоплательщика или третьих лиц. А цель такого контроля — сбор дополнительных доказательств для подтверждения или опровержения фактов, изложенных в акте. Поэтому ИФНС не может искать в рамках допмероприятий новые нарушения. Срок проведения дополнительных мероприятий ограничен одним месяцем. Продлевать его нельзя.

По окончании допмероприятий вышеописанная процедура повторяется: составляется дополнительный акт, налогоплательщик предоставляет свои письменные возражения (при наличии) и проходит новое рассмотрение всех материалов в ИФНС.

ВАЖНО НА ПЕРИОД КОРОНАВИРУСА

Налогоплательщик (его представитель) может участвовать в рассмотрении материалов проверки через телекоммуникационные каналы связи или каналы видеоконференцсвязи. Для этого надо представить в инспекцию по ТКС заявление об обеспечении такого участия и копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия. Если налогоплательщик не направит такое заявление (либо ходатайство об отложении рассмотрения дела), то налоговики смогут рассмотреть материалы проверки без его участия (п. 3 приказа ФНС от 20.03.20 № ЕД-7-2/181@).

Повторная выездная налоговая проверка

Второй раз проверить те же налоги (страховые взносы) за тот же период, по которому уже проводилась выездная проверка, можно только в трех случаях. Первый — для контроля за работой инспекции, которая осуществляла первую ВНП. Такую повторную ревизию назначает и проводит вышестоящий налоговый орган (УФНС по субъекту РФ или непосредственно ФНС).

ВАЖНО

Наконец, третья ситуация, когда допускается повторная ВНП, — реорганизация или ликвидация компании (п. 11 ст. 89 НК РФ, п. 3.2 письма ФНС от 25.07.13 № АС-4-2/13622).

Подведем итог. Выездная налоговая проверка — мероприятие, способное на некоторое время парализовать деятельность компании или ИП. Избежать этого можно, если понимать, как организуется такая проверка, каковы ее сроки и порядок проведения, какие права и обязанности есть у контролеров и проверяемого налогоплательщика. А знание критериев, на основании которых ИФНС отбирает налогоплательщиков для проведения выездной проверки, поможет настроить бизнес таким образом, чтобы свести риск визита инспекторов к минимуму.


Инспекционный визит как вид контрольно-надзорной деятельности — недавнее нововведение в области проверок бизнеса. Что собой представляет такой визит? Какие мероприятия могут быть произведены в рамках инспекционного визита? Является ли он запланированным, и как можно к нему подготовиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашем материале.

Что может быть проконтролировано в ходе визита?

ВАЖНО! Инспекционный визит — это контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта.


Также отметим, что анализ соблюдения требований закона в следующих сферах происходит на основании соответствующего федерального законодательства:

  • пожарный надзор,
  • энергетический надзор,
  • строительный надзор,
  • метрологический надзор,
  • санитарно-эпидемиологический надзор,
  • ветеринарный надзор.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Налоговый контроль не входит в сферу действия рассматриваемого закона, поэтому опасность инспекционного визита в части налоговых проверок организациям и ИП не грозит.

Порядок и длительность визита

Применяется инспекционный визит с 1 июля 2021 года, так как с этой даты введен в действие закон, его утвердивший.

Куда придут с инспекцией?

Инспекторы явятся по месту нахождения контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных подразделений) или месту нахождения объекта контроля. Таким образом, инспекционный визит происходит при непосредственном участии проверяемого лица. Не исключен дистанционный способ проведения визита — по телефону или по видеосвязи.

Когда проверяющие применят рассматриваемый способ контроля?

Рассмотрим обоснования использования инспекционного визита:


Какие мероприятия можно проводить при инспекционном визите?

Проверяющие при внеплановом или плановом инспекционном визите вправе осуществить:


Порядок проведения инспекционного визита предполагает, что проверяемое лицо обеспечивает свободный доступ визитеров на контролируемый объект.

Какова длительность проверки?

Максимальный срок проведения инспекционного визита не может превышать одного рабочего дня.

Необходимо ли предупреждать об инспекционном визите?

Уведомление контролируемого лица о грядущей проверке не входит в обязанности надзорного ведомства при нанесении инспекционного визита. Таким образом, инспекционный визит всегда будет неожиданностью для проверяемого лица.

Какие органы инициируют инспекционный визит?

Могут проводить инспекционный визит как новый вид проверки ГИТ, Роспотребнадзор, Россельхознадзор и прочие контролирующие органы.

Посмотрите, что могут проверять:

Внеплановый инспекционный визит можно провести исключительно по согласованию с прокуратурой. Однако из этого правила есть исключения:


Документальное оформление визита

Один из важнейших вопросов: как оформляется инспекционный визит?

Изначально оформляют решение о проведении инспекционного визита. По результатам инспекционного визита составляют акт инспекционного визита.

Форма акта инспекционного визита и форма решения о его проведении имеют унифицированные бланки.

Бланки решения и акта утверждены приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 151.

Бесплатно скачать бланки можно в начале нашей статьи.


Помимо этого в решении должен быть размещен специальный QR-код, отмечающий:

  • факт размещения сведений о выборочном контроле в едином реестре надзорных мероприятий;
  • при необходимости — факт согласования или несогласования контроля с прокуратурой.

Данные отметки ставят после проведения надзорных мероприятий.


Нюансы проведения инспекционного визита

Инспекционный визит очень похож на обычную выездную проверку. Но все-таки это отдельный вид надзорных мероприятий. Рассмотрим, чем отличается проверка от инспекционного визита.


Может ли быть произведена замена плановой проверки на инспекционный визит?

Такую возможность предоставило постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969. Исходя из положений этого нормативного акта, допускается после 01.07.2021, но не позднее 20 дней до начала плановой выездной проверки сменить плановую выездную проверку на инспекционный визит.

Итоги

Инспекционный визит — новый вид контроля. Он похож на выездную проверку, но является более мягким контролирующим мероприятием. Инспекционный визит проходит на территории контролируемого объекта в течение одного рабочего дня. Контролеры вправе нанести инспекционный визит неожиданно, без предупреждения. Они могут осматривать территорию, проводить допрос и истребовать документы, которые закон обязывает хранить на контролируемом объекте.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: