Возможна ли такая ситуация при которой действия власти незаконны но при этом легитимны

Обновлено: 04.07.2024

7. Возможна ли такая ситуация, при которой действия власти незаконны, но при этом легитимны?

а) Да, поскольку эти характеристики власти отражают ее различные свойства;

б) нет, поскольку действия власти, противоречащие существующим законам, не могут вызвать поддержки граждан;

8. Какой тип политического господства предполагает систему государственной власти, основанную на альтернативных, справедливых и периодически проводимых выборах?

а) Традиционное господство;

б) рационально-легальное господство;

в) харизматическое господство.

9. По мнению американского социолога Т. Парсонса, таким же мобилизующим стимулом, каким в экономике являются деньги, в политике выступает…

в) стремление к свободе;

г) привычка к подчинению.

10. Правомерно ли следующее утверждение: политика есть везде, где есть власть?

a) Нет, поскольку властные отношения существуют и вне политики;

б) нет, поскольку ряд политических явлений не имеет никакого отношения к власти;

в) да, поскольку вне политики власти не существует.

1. Большаков, А.А. Легальность и легитимность власти в политической идеологии и практике древнерусского государства / А.А. Большаков // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. – 2001. – № 2.

2. Воробьев, Д.М. Носитель легитимности. Российская политическая традиция организации социального адреса власти / Д.М. Воробьев // Политические исследования. – 2003. – № 5.

3. Дахин, А.В. Система власти в России в 2000-х годах и модели политического управления регионами / А.В. Дахин // Политические исследования. – 2009. – № 2. – С. 52-60.

4. Дибиров, А.Н. О природе политической власти / А.Н. Дибиров, Л.М. Пронский // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. – 2002. – № 32.

5. Завершинский, К. Методологические и семантические вызовы политической легитимности / К. Завершинский. – Великий Новгород, 2002.

6. Кабанов, К.В. Коррупция: общая ситуация и текущие реалии / К.В. Кабанов // Общественные науки и современность. – 2011. – № 5.

7. Кармадонов, О.А. Социальная коррупция как институциональная среда / О.А. Кармадонов // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 6. – С. 242-251.

8. Мамычев, А. Уровни легитимной государственной власти и правового действия / А. Мамычев, А. Сухомлинов, Б. Щеглов // Власть. – 2009. – № 12. – С. 133-136.

9. Морозов, И.Л. Построение эмпирической модели структуры власти в экстремистской группировке / И.Л. Морозов // Политические исследования. – 2009. – № 5. – С. 32-41.

11. Ратленд, П. Россия и Китай: сага о двух переходах к рыночной экономике / П. Ратленд // Политические исследования. – 2009. – № 3. – С. 162-177.

12. Столетов, О.В. Тренды трансформации властных отношений в мировой политике: smart power? / О.В. Столетов // Политические исследования. – 2009. – № 4. – С. 173-179.

Тема 4 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

4.1 Сущность политической системы.

4.2 Типы политических систем.

Основные понятия: политическая система; структура политической системы; закрытые политические системы; открытые политические системы; модернизированные политические системы.

Затем она получила развитие в трудах Г. Алмонда, Д. Пауэлл, У. Митчелла, К. Дойча и многих других ученых.

Политическая система (ПС) – это совокупность отношений политических институтов и общественных структур, осуществляющих власть и управление обществом.

Стержень политической системы – власть. Отсюда – особенности ПС:

1) она характеризует власть, ее деятельность;

2) имеет политическое верховенство (выше, главнее ее нет систем в обществе);

3) зависит от социально-экономических условий и активно влияет на них.

Структура политической системы включает в себя следующие составляющие (подсистемы):

– институциональная подсистема, включающая в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую организацию общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству.

– нормативную, включающую в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан;

– функциональную подсистему, то есть методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе;

– коммуникативную подсистему – все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств.

Главная задача ПС – обеспечить существование общества как единого самоуправляющегося организма. С ней связаны основные функции ПС – т. е. роли, которые она выполняет в обществе, и элементы, составные части ее структуры.

Кого и в чем ограничат законопроекты о QR-кодах

Правительство подготовило законопроекты, которые позволят регионам требовать подтверждений вакцинации при посещении почти любых общественных пространств, а также при междугородних поездках. Эксперты считают новые меры ожидаемыми и предсказуемыми, объясняют, чем они помогут гражданам и бизнесу, и критикуют предшествующие шаги властей по борьбе с COVID-19.

Законопроекты касаются только угрозы распространения коронавируса (а не любых ЧС) и носят временный характер — их действие закончится 1 июня 2022 года.

Все указанные в них меры касаются только граждан, достигших 18 лет.

Законопроект № 17357-8 позволяет региональным властям устанавливать правила посещения массовых мероприятий, учреждений культуры, кафе, ресторанов, торговых центров и магазинов. Для этого потребуется QR-код о вакцинации, официальное подтверждение, что гражданин переболел коронавирусом, либо медицинский отвод от прививки. До 1 февраля 2022 года также можно будет использовать отрицательный ПЦР-тест. Предъявить код можно в том числе и на бумажном носителе, такие документы будут выдавать в МФЦ. Как будут посещать такие места иностранцы, которые не могут получить QR-код, решит Главный санитарный врач России.

Судьбу российских граждан, сделавших иностранную прививку, законопроект не проясняет. Но пока они не признаются в РФ. Первый шаг сделали в Ленобласти, где 1 ноября разрешили посещать музеи и театры по зарубежным QR-кодам.


Решение, для каких конкретно мероприятий и мест будет действовать такой пропускной режим, смогут принять власти субъекта в зависимости от ситуации с COVID-19.



Новеллы напрямую связаны с провалом правительства и органов исполнительной власти, которые не смогли выстроить правильную и открытую политику внутри государства и наладить диалог с гражданами.

Михаил Герман, партнер GRATA International GRATA International Федеральный рейтинг. группа Морское право группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал Профайл компании ×

Ограничения на транспорте

Требования будут вводиться в два этапа. На первом QR-код потребуется только при посадке в транспорт. Если человек купил билет, но QR-кода у него нет, ему вернут деньги в течение 30 дней.

На втором этапе код потребуется предъявить уже при покупке билета на поезд или самолет. Первый этап начнется сразу после вступления закона в силу, а срок наступления второго этапа кабмин определит отдельным актом.


Ряд субъектов ввели или запланировали ограничительные меры для пассажиров. С 23 ноября QR-коды будут требоваться для посадки на авиарейсы и междугородние автобусы внутри Камчатского края. С 7 ноября такие требования ввели для междугородних поездок автомобильным и железнодорожным транспортом в Хабаровском крае, а с декабря их распространят и на авиаперелеты.

Но все эти нормы до сих пор касались только передвижений внутри регионов, а не между ними. В случае принятия правительственной новеллы ситуация изменится.

Конституционно или нет?

Александр Павлов отметил, что конституционное право на свободное передвижение по территории страны и выезд за ее пределы, безусловно, будет ограничено для не имеющих QR-кодов граждан, если законопроект примут. В то же время государство уполномочено ограничивать одни права граждан для того, чтобы соблюсти другие — в данном случае право на охрану здоровья.

Герман отметил, что законопроекты не прошли даже первое чтение с Госдуме и могут претерпеть существенные изменения.

В то же время новые нормы могут в любом случае вызвать раскол в обществе, хотя в последнее время многие россияне и изменили свое отношение к вакцинации, опасается партнер GRATA International GRATA International Федеральный рейтинг. группа Морское право группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал Профайл компании × .

40 млн непривитых пассажиров и коллективный иммунитет

Министр транспорта Виталий Савельев отметил, что с августа 2020-го по август 2021-го около 58 млн россиян воспользовались авиа- и железнодорожным транспортом, и только 29,5% из них вакцинированы от коронавируса. Именно поэтому новые меры затрагивают поездки этими видами транспорта.

взыскание ущерба с приставов ФССП

Главная обязанность службы судебных приставов – помочь взыскателям реализовать решения суда, иные ненормативные акты, в том числе, истребовать от должников деньги, вещи, ценные бумаги. Для этого приставы наделены полномочиями, такими, как запрашивать информацию об имуществе и имущественных правах должника, о состоянии их расчетных счетов, налагать аресты и запрещать регистрировать переход прав, изымать и реализовывать имущество.

Если пристав не выполняет свои обязанности либо, наоборот, злоупотребляет своими правами, совершает незаконные действия, то в результате вред может быть причинен как взыскателям, так должникам, и даже третьим лицам. Но чтобы взыскать убытки, необходимо доказать наличие всех компонентов: их размер, неправомерность поведения приставов, причинно-следственную связи между ними. Поэтому иски о возмещения вреда и взыскании убытков в связи с незаконным поведением должностных лиц - одни из самых сложных.

Поможем взыскать убытки с ФССП

Адвокаты АБ "Правовая гарантиЯ":

-Составят жалобу на действия/бездействия приставов;
-Взыщут ущерб в судебном порядке;
-Защитят Ваши интересы в суде.

Итак, поговорим про взыскание ущерба с ФССП.

Вред и ущерб, в чем разница?

В статье 16 ГК РФ упоминается о взыскании убытков с должностных лиц и государственных органов, а в статье 1064 ГК РФ - о возмещении вреда.

Верховный суд для целей применения статьи 1064 ГК РФ трактует вред как уменьшение материального или нематериального блага, охраняемого законом. В свою очередь причинение такого имущественного вреда влечет обязательства виновного лица возместить убытки (Определение ВС РФ №81-КГ14-19 от 27 января 2015 г.).

В силу п. 2 ст. 15, ст. 16 ГК РФ убытки – это расходы, которые потерпевший вынужден нести, чтобы восстановить свои нарушенного права, свое поврежденное благо, а также гибель или повреждение его имущества (реальный ущерб). Кроме того, к убыткам относят и упущенную выгоду.


Таким образом, вред - понятие более широкое, оно предполагает повреждение, уменьшение каких-то благ, вред может быть как моральным, так и материальным. А ущерб – это материальное последствие причиненного имущественного вреда, выраженное в несение расходов на восстановление права или в утрате определенного имущества.

Моральный вред

Моральный вред подлежит компенсации, когда нарушены личные неимущественные права или нематериальные блага (ст. 151 ГК). В силу части 2 статьи 1099 ГК РФ, если пострадали только имущественные интересы, то моральный вред компенсируется только, если это прямо установлено законодательством. ВС РФ в Определении от 21.03.2016 года №309-ЭС16-813) указал, что исполнительное законодательство не содержит указания на возможность возмещения морального вреда, поэтому причинение материального ущерба не влечет за собой возмещения морального вреда.

Это возможно только, если удастся доказать, что в результате неправомерного поведения должностных лиц пострадали нематериальные блага (жизнь, здоровье, деловая репутация, неприкосновенность жилища, свобода передвижения, семейная тайна и т.п.).

Например, был возмещен моральный вред гражданину, который не смог выехать на отдых за рубеж вместе с женой, так как пристав не сообщил своевременно о снятии ограничений в пограничную службу. Неправомерное поведение пристава посягало на принадлежащее истцу нематериальное благо (ст. 150 ГК РФ) - свободу передвижения, а также было нарушено право на семейный отдых, кроме того, истец являлся потребителем туристических услуг (Апелляционное определение Костромского областного суда от 14 января 2019 г. N 33-55/2019).

Есть интересное письмо ФССП России от 23.12.2011 N 12/01-31392-АП, в котором приводится пример решений Заволжского районного суда г. Твери по делу N 2-2069/2011 и делу N 2-2070/2011. Должник получил компенсацию морального вреда в связи с тем, что во время принудительного выселения его самого и несовершеннолетних детей приставом велась видео-съемка, в последствие видео показали по телевидению без согласия должника.

А вот в другом деле истец не получил возмещения морального вреда, так как он не доказал, что именно длительное неисполнение решения суда приставом привело к его болезни (Апелляционное определение Костромского областного суда от 15 апреля 2019 г. N 33-641/2019).

ущерб с фссп

Какие действия (бездействия) судебных приставов могут привести к возмещению вреда

Вред может возникнуть из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей приставами, например, продано имущество, которое нельзя изымать или по заниженной цене.

Чаще всего взыскание ущерба с судебных приставов связано с:

  • несвоевременным снятием ограничения выезда за пределы страны;
  • бездействием приставов;
  • ненадлежащим хранением арестованного имущества.

Несвоевременно снятие ограничения на выезд

Если должник, оплатив всю задолженность, купил туристическую путевку, билет на самолет, заказал гостиницу, а уже в аэропорту его не выпускают из-за запрета ФССП, потому что пристав просто забыл передать пограничникам постановление о снятия ограничения.

В такой ситуации должникам обязаны возместить стоимость билетов, путевок и бронирования. Обычно доказать связь между неправомерным поведением пристава и ущербом в таких делах несложно (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда по делу № 33-15629/2016; Решение Московского районного суда г. Калининграда по делу № 2-3425/2017, Апелляционное определение Московского городского суда от 16.07.2019 по делу N 33-23996/2019, Апелляционные определение Курганского областного суда от 16.08.2018 по делу N 33-2623/2018).

Утрата арестованного имущества

Еще одна популярная категория дел – возмещение реального ущерба в связи с гибелью или имущества в результате неподобающего хранения. Например, приставы забрали машину и передали на ответственное хранение. Она была исправна, без повреждений, что подтверждается описью и картой осмотра. Когда торги не состоялись, один из кредиторов согласился забрать машину себе, но увидел, что она сильно повреждена. Стоимость необходимых деталей и ремонта посчитал эксперт (Решение Ленинского районного суда г. Костромы по делу № 2-1936/2017).

В другом деле имущество также передали третьему лицу, при этом пристав не контролировал его сохранность, и оно было утрачено. Передача изъятого имущества в целях его хранения не влечет освобождения ФССП России от ответственности за ущерб по причине его утраты или повреждения (Определение ВС РФ от 08.02.2021 по делу N А07-28014/2019).

Пристав изъял у компании норковые шкурки и передал на ответственное хранение. В последствие компания обанкротилась, арест был отменен, но при вскрытии контейнера обнаружилось, что шкурок нет. Компания взыскала более 30 миллионов рублей ущерба с казны РФ, так как пристав неоднократно передавал имущество от одного хранителя к другому, при этом контейнер не вскрывал, шкурки не пересчитывал, опись не составлял (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 октября 2018 года по делу N А21-8914/2016)

жалоба на бездействие

Взыскание убытков, причиненных незаконным бездействием судебного пристава-исполнителя

Самые сложные дела - это дела о взыскании убытков, причиненных незаконным бездействием судебных приставов-исполнителей.

Приставы сами не исполняют судебные акты, уплата денежных сумм, выполнение определенных действий является обязанностью должника за счет его средств, государство не должно расплачиваться за должника, если тот ничего не имеет. Задача приставов - обеспечить принудительное исполнение должником решения суда. Поэтому не каждое неисполнение влечет возмещение ущерба.

Если пристав предпринял все необходимые действия, но денежные средства так и не были взысканы по причине отсутствия их у должника, то и ответственности пристав нести не может. Возместить причиненный вред он должен только тогда, когда будет доказано, что у должника имелось имущество для взыскания, и что именно вследствие бездействия пристава от этого имущества или денежных средств должник избавился, в результате чего взыскатель не смог ничего получить.

Например, решением Арбитражного суда Омской области от 27.06.2017 года по делу А46-1383/2017 были удовлетворены требования компании о взыскании более 3 миллионов рублей с РФ в лице ФССП. Истцу удалось убедит суд в том, что невозможность взыскать долг с должника возникла в результате несвоевременного принятия судебным приставом-исполнителем необходимых мер. Пристав не установил наличие счетов должника в кредитных организациях, не наложил на них арест. Должник вывел со счета более 5 миллионов рублей, этой суммы было достаточно, чтобы погасить все долги. Позже должник был признан банкротом. Бездействие пристава привело к невозможности взыскать полную сумму долга, банкротству юридического лица - должника, тем самым имущественным интересам взыскателя был причинен ущерб.

Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями пристава

Истцами по подобным искам могут выступать не только взыскатели, но и должники, если пристав незаконно взыскал с них несуществующий долг или иным образом нарушил их интересы.

В деле А83-6215/2018 было доказано, что компания понесла убытки, так как пристав незаконно отправил в банк инкассовое поручение после добровольной уплаты долга (Определение Верховного Суда РФ от 24.02.2021).

В другом деле требование о взыскании ущерба было удовлетворено, так как пристав неправомерно списал одну и ту же сумму два раза (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.11.2020 по делу N А40-272851/2019).

А вот взыскать в качестве убытков разницу курса валют, если пристав ошибочно денежную сумму списал, а потом вернул, не получится, так как суды считают, что она является объективным фактором, не состоящим в причинно-следственной связи с результатом оценки незаконного поведения должностного лица (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 03.07. по делу N 2-115/2018) .

Кстати, как возместить ущерб, причиненный преступлением, Вы можете прочесть в статье.

Что необходимо доказать?

Чтобы побудить суд вынести решение в пользу истца необходимо подтвердить доказательствами: неправомерность поведения пристава, сам факт и сумму ущерба, а также связь между ними.

Кроме того, необходимо собрать доказательства того, что должник имел деньги, недвижимость или иные вещи, на которые можно было обратить взыскание, но по вине пристава должник от него избавился, а другого ликвидного имущества нет.

Суды очень часто отказывают во взыскании убытков с приставов, поэтому в таких делах необходимо привлекать адвокатов, специализирующихся в этой области. Так как доказательство всех необходимых элементов для возмещения вреда требует профессионализма, опыта, умения убедить суд в своей правоте. Опытный юрист сможет, зная права и обязанности пристава, сможет доказать, что пристав предпринял не все возможные действия или что его поведение незаконно. Адвокат имеет право направлять адвокатские запросы, на которые обязаны отвечать органы и должностные лица, тем самым он может получить подтверждение, что у должника были деньги на момент начала исполнительного производства, но так как пристав не выяснил этого, то деньги были растрачены, а ничего другого у должника нет.

Если пристав делал все возможное, но решение не исполнено по вине должника, то отвечать за это ФССП не должна (например, постановления Арбитражного суда Московского округа от 12.03.2021 по делу N А40-30052/2020, от 09.07.2020 по делу N А40-3755/2019, Определение Верховного Суда РФ от 06.02.2019 по делу N А60-33019/2017, Апелляционное определение Московского городского суда от 04.07.2017 по делу N 33-25734).

Как вести себя взыскателю с ФССП?

Взыскателю необходимо помнить, то часто суды указывают, что взыскатель сам должен занимать активную позицию, запрашивать сведения о ходе исполнения судебного акта, обжаловать недобросовестное поведение пристава. Поэтому не дожидайтесь, пока вам будет причинен ущерб, следите за исполнением решения суда, жалуйтесь в суд и прокуратуру.

Если ваши действия ни к чему не привели, решение суда не исполнено по вине пристава, то подавайте исковое заявление. Самое главное в таких делах -доказать, что долг не взыскали не потому, что должник изначально ничего не имел, поэтому и не платил, а потому, что пристав, который мог узнать о наличии у должника имущества и взыскать его, ничего не сделал. Имущество было продано или передано другим лицам, а другой возможности исполнить решение нет.

Чтобы взыскать ущерб с РФ в лице ФССП необходимо предпринять следующие действия:

  • правильно определить подсудность спора (арбитражный суд по месту нахождения отдела ФССП, если потерпевший – компания или ИП, суд общей юрисдикции по месту расположения отдела ФССП, если с иском обращается гражданин);
  • правильно определить ответчика;
  • описать неправомерное поведение приставов со ссылкой на конкретные законодательные нормы;
  • рассчитать размер убытков, если необходимо, привлеките эксперта;
  • доказать причинно-следственную связь между незаконным поведением пристава и ущербом;
  • подтвердить свои доводы необходимыми доказательствами.

Кто является ответчиком по спорам с ФССП

Истцы часто проявляют своеобразное творчество, предъявляя требование и к Казначейству, и к конкретному приставу, и к другим органам и должностным лицам.

Необходимо помнить, что постановлением ВС РФ от 17.11.2015 N 50 определено, что иск о взыскании убытков, возникших по вине приставов, предъявляется к Российской Федерации, а ФССП России участвует в судебных заседаниях от ее имени.

При этом, если вы неправильно определили ответчика, то суд не должен отказывать в удовлетворении требований, оставлять заявление без движения, а обязан сам указать правильного ответчика и привлечь ФССП к участию в судебном разбирательстве.

А какова вероятность положительного решения по спору с приставами?

Вероятность выиграть дело тем выше, чем быстрее Вы привлечете к защите опытного адвоката. Изначально необходимо дать оценку перспективности спора и целесообразности подачи искового заявления - на очной юридической консультации, на которую рекомендуем взять с собой все имеющиеся документы по делу.

В ходе консультации Вы с адвокатом решаете вопрос об обращении в суд, оформляете доверенность, став доверителем Адвокатского бюро, и далее наш правовед защищает Ваши интересы в суде.

Мы имеем опыт успешных споров с ФССП (пусть они в практике любого адвоката случаются редко) и делимся с Вами кейсом о взыскании убытков и судебных расходов с ФССП за счет средств казны.

Наши адвокаты взыскали 3 819 783,96 руб. убытков и 15 020 руб. судебных расходов с ФССП за счет средств казны.

Наши адвокаты взыскали 3 819 783,96 руб. убытков и 15 020 руб. судебных расходов с ФССП за счет средств казны.


Образцы документов (заявлений), которые могут понадобиться для судебного процесса по спорам с судебными приставами:

Заявление в Арбитражный суд о снятии ареста с имущества в судебном порядке

Заявление в Арбитражный суд о снятии ареста с имущества в судебном порядке

Административное исковое заявление о признании бездействий судебного пристава исполнителя незаконными.

Административное исковое заявление о признании бездействий судебного пристава исполнителя незаконными.

Заявление об отсрочке исполнения решения суда

Заявление об отсрочке исполнения решения суда

Заявление об отмене судебного приказа (и взыскании неустойки)

Заявление об отмене судебного приказа (и взыскании неустойки)

Заявление о взыскании судебных расходов с проигравшей суд стороны

Заявление о взыскании судебных расходов с проигравшей суд стороны

Если у Вас есть какие либо вопросы по данному кейсу или Вашему спору с ФССП, Вы можете оставить свой контактный номер, мы ответим и поможем Вам.

Как написать жалобу на бездействие пристава? Читайте в статье!

От имени юридического лица в хозяйственном обороте выступает его руководитель, ему доверили управление компанией акционеры…

Минфин предлагает создать в РФ институт частных судебных приставов. Предполагается, что частные приставы будут взыскивать…

В прошлом году Члены Совета Федерации на заседании проголосовали за новую редакцию закона "Об исполнительном…

Президиум Верховного Суда утвердил и опубликовал обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей. Всего обзор содержит двадцать важных…

Практика Верховного Суда Российской Федерации «Лишение защитника права высказать в прениях сторон мнение по поводу допустимости доказательств признано существенным нарушением…

Возможно ли прекращение уголовного дела с назначением судебного штрафа за приобретение и хранение наркотических средств без цели сбыта в значительном…

Пандемия новой коронавирусной инфекции, которая уже более полутора лет существует во всем мире, постоянно подталкивает российские власти к поиску новых методов борьбы с ней. Временный локдаун, жесткий масочный режим, социальное дистанцирование, перевод части сотрудников на удаленный режим работы – эти и другие меры позволили держать эпидемиологическую ситуацию под контролем, но оказались недостаточными для полной победы над вирусом.

Правовым, медицинским и политическим аспектам этой и других антиковидных мер была посвящена пресс-конференция на тему: "Нет вакцины – нет зарплаты. Санкции для непривитых становятся неизбежны?". В качестве экспертов выступили член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Фёдоров, Президент Союза профсоюзов России Дмитрий Галочкин и Президент Союза адвокатов России Игорь Трунов.

Правовой аспект

Правовой аспект обязательной вакцинации и негативных последствий за отказ от нее в настоящее время является наиболее проблематичным. Несмотря на наличие в Федеральном законе от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее – Закон № 157-ФЗ) прямой нормы, предусматривающей в числе негативных последствий отсутствия профилактических прививок отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (ч. 2 ст. 5 Закона № 157-ФЗ), существует ряд нерешенных противоречий. На некоторые из них обратил внимание Игорь Трунов. В первую очередь, у эксперта вызывает сомнение законность расширения главным государственным санитарным врачом региона перечня работников, подлежащих обязательной вакцинации.

  • больными инфекционными заболеваниями;
  • живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний;
  • кровью и биологическими жидкостями человека;
  • осуществлением образовательной деятельности;
  • убоем скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовкой и переработкой полученных от него мяса и мясопродуктов;
  • отловом и содержанием безнадзорных животных;
  • обслуживанием канализационных сооружений, оборудования и сетей и некоторые иные виды работ.

Именно к указанным видам работ применима норма об отказе в приеме на работу или отстранение от работы непривитых сотрудников.

Однако эксперт подчеркнул, что реализованное в региональных постановлениях право главных государственных санитарных врачей субъектов РФ принимать решения (п. 2 ст. 10 Закона № 157-ФЗ) о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям – а профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, включена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям – вышло далеко за пределы указанного правительственного перечня. Так, например, в Постановлении Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 15 июня 2021 г. № 1 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" речь идет об обязательной вакцинации против COVID-19 работников торговли, салонов красоты, сфер бытовых услуг, общественного питания, МФЦ, транспорта общего пользования, такси, соцзащиты и соцобслуживания, ЖКХ и т. д. В рассматриваемом контексте пересекаются с перечнем, утвержденным Правительством РФ, только работники сферы образования и частично – здравоохранения.

В связи с этим представитель адвокатуры указал не только на безосновательное расширение перечня работников, подлежащих обязательной вакцинации – ведь в числе полномочий региональных главных санитарных врачей нет полномочий по подмене Правительства РФ, по изменению или дополнению решений кабинета министров, но и на то, что перечень 1999 года является более профессиональным и проверенным временем.

Что касается недавнего Письма Роструда от 13 июля 2021 г. № 1811-ТЗ, в котором приводятся пояснения относительно возможности отстранения работников, подлежащих обязательной вакцинации, от работы на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса, то, по мнению адвоката, оно не только не носит нормативного характера, но и содержит противоречивые тезисы. Например, в одних пунктах говорится о праве работодателя отстранить отказавшегося от прививки сотрудника от работы без сохранения зарплаты (абз. 5 п. 1, п. 6 Письма), а в других – о его обязанности это сделать (п. 5, п. 8 Письма).

В целом Игорь Трунов видит два пути решения указанных проблем – расширение Правительством РФ перечня работ, выполнение которых требует обязательной вакцинации, либо корректировка решений главных санитарных врачей о введении обязательной вакцинации некоторых категорий работников.

Относительно увольнения с работы за отказ от вакцинации эксперт высказался однозначно – такое действие со стороны работодателя является незаконным, поскольку перечень закрепленных в ч. 1 ст. 77 ТК РФ оснований прекращения трудового договора не содержит такого основания, как увольнение в связи с отказом от профилактических прививок. "Основная работа должна вестись на уровне убеждения, а не отстранения и тем более – увольнения", – подытожил он.

Признавая несовершенство правового обеспечения борьбы с пандемией, участники мероприятия полагают, что было бы более рационально принять федеральный акт, содержащий нормы о мерах борьбы с COVID-19, а не отдавать решение этих важных вопросов на региональный уровень. Так, Дмитрий Галочкин призывает переводить антиковидные решения на уровень актов Правительства РФ и Президента РФ, предусматривая при этом помимо "кнута" также "пряники". А по мнению депутата Госдумы Евгения Фёдорова, законодательного акта более высокого уровня о введении жестких мер борьбы с пандемией нет, поскольку принимаемые меры не могут противоречить Конституции Российской Федерации, а в ней приоритет прав человека доминирует над общим благом общества, то есть персонифицированное доминирует над национальным. "Мы не можем ввести жесткие законы по борьбе за выживание российского народа и государства. Чтобы использовать более жесткие меры в рамках правового поля, нужно иметь правовую систему суверенного типа", – подчеркнул он.

Политический аспект

На политическом аспекте современных мер борьбы с новой коронавирусной инфекцией остановился депутат Госдумы Евгений Фёдоров. Он отметил, что главная проблема России состоит в незавершенности конституционной реформы, которая бы предоставила стране больший суверенитет в решении вопросов, связанных с антиковидными мерами. То есть, чтобы власти могли разрабатывать свою стратегию действий в случае серьезных эпидемий, а не руководствоваться теми методами, которые предписывает ВОЗ. Эксперт напомнил, что в советское время использовался метод карантина – когда выдавались продовольственные пайки по месту нахождения человека и на определенный период полностью прекращалось распространение эпидемии. Депутат уверен, что если бы в самом начале эпидемии Россия ввела хотя бы пограничный карантин (пересечение границы с обязательной двухнедельной самоизоляцией), то заболевание не достигло бы таких масштабов.

"Мы находимся в очень узком коридоре возможностей, вызванном особенностями нашей Конституции РФ и особенностями статуса российской структуры управления", – подчеркнул эксперт, добавив, что слабая позиция РФ с точки зрения проведения своей политики является главной проблемой, требующей решения, потому что она касается не только эпидемии, но и экономики, социальной сферы, уровня жизни. "Надо менять принципы устройства страны, как и предлагал Президент РФ – деофшоризация, изменение принципов Банка России, национализация капитала, национализация судебной системы – на суверенные", – заключил парламентарий.

С тезисом Евгения Фёдорова о том, что более точечно должна быть отработана система госуправления в области потребительских отраслей, с которыми соприкасаются массы людей, согласился и Дмитрий Галочкин. Он считает, что в действиях властей нужна последовательность, потому что "непредсказуемые действия со стороны власти порождают недоверие со стороны людей". Отношение общества к вводимым мерам хорошо иллюстрирует пример с QR-кодами в Москве. "Есть недоверие к органам власти сначала в связи с введением QR-кодов, потом – их отменой. Многие в этой сфере считают себя обманутыми, потому что одни поддались призыву и пошли прививаться, другие этого не сделали, и через какое-то время QR-коды отменили", – отметил эксперт, добавив, что многие из тех, кого введение QR-кодов стимулировало сделать прививку, не пойдут прививаться вторым компонентом вакцины.

Немаловажным здесь является и контроль за пропагандой, отлаженная информационная работа – управление этими процессами тоже требует повышенной эффективности. А в целом необходимы логичные и последовательные действия с подробным разъяснением для людей, уверен Президент Союза профсоюзов России.

Медицинский аспект

Что касается медицинского аспекта, то эксперты единогласно признают важность вакцинации. Евгений Фёдоров считает, что нужно поднять уровень вакцинации до европейских показателей. "Это вопрос национальной безопасности. Общественный здравый смысл должен быть", – заключил эксперт. Но необходима разумная политика без избыточных требований – возможно, не всех работников необходимо подвергать обязательному медицинскому контролю, включая вакцинацию, а только часть из них, которая непосредственно работает с людьми.

"Я считаю, что эпидемия надолго – пока мы не найдем метод защиты нашего народа, то есть введение карантина или поднятие уровня вакцинации, чтобы он сработал как механизм обеспечения безопасности народа и государства", – подытожил парламентарий. При этом права на вакцинацию должны быть реализованы на 100%, а если возникает ситуация с нехваткой вакцины, из-за которой работник не успевает к назначенному сроку привиться, то вопрос безопасности услуги, оказываемой таким работником, должен быть выше вопроса трудовых прав работника.

В свою очередь, Игорь Трунов предложил организовать горячую линию, где бы врачи-эпидемиологи, инфекционисты давали профессиональные ответы гражданам по вакцинации. Это предотвратит ситуацию, когда врачи, не являющиеся специалистами в области вакцинации, дают непрофессиональные комментарии по поводу прививок или критикуют своих коллег-медиков. "Такие советы в рамках этического поведения должны наказываться", – считает эксперт. Между тем, профессиональные врачи тоже должны нести ответственность за распространение сведений, не соответствующих действительности. Но в целом медицинская информация, касающаяся вируса, вакцин и т. д. должна быть общедоступной. Кроме того, он призвал использовать опыт прошлых лет – например, посмотреть действовавший в дореволюционный период карантинный кодекс, в котором имеются ответы на многие вопросы, накопившиеся в том числе и за период текущей пандемии.

В ходе конференции Дмитрий Галочкин обратил внимание на неразумность призывов к отказу от вакцинации и призвал подумать над мерами борьбы с такими призывами. А Евгений Фёдоров сравнил призывы к отказу от вакцинации против COVID-19 с призывами к суициду. "Наряду с запретом пропаганды курения и алкоголя должен быть запрет пропаганды против своего здоровья, включая прививочную кампанию", – заметил депутат.

Что касается вакцинации детей, то здесь мнения экспертов едины – дети должны будут делать соответствующую прививку, иначе они могут быть ограничены в возможности зачисления в образовательные учреждения. Евгений Фёдоров напомнил, что с самого рождения детям делают прививки – против вирусного гепатита В, туберкулеза, пневмококковой инфекции, дифтерии, коклюша, столбняка и т. д. "По 15 вакцин у каждого человека, который сейчас живет в нашем государстве. И если человек отказывается от 16-ой, это не здравый смысл, это пропаганда", – уверен он.

Стоит признать, что федеральные власти знают об обсуждаемых на мероприятии проблемах и пытаются предпринимать шаги по их решению. В частности, на сегодняшнем заседании президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории РФ премьер-министр Михаил Мишустин отметил, что ситуация с коронавирусом по-прежнему остается напряженной. Он признал, что на сегодняшний день самым эффективным способом защиты от COVID-19 остается вакцинация. И несмотря на то что в целом по стране за последнее время ее темпы выросли почти вдвое, ситуация по регионам различается. "Очень важно рассказывать людям о необходимости сделать прививку, о том, какие препараты есть в наличии, отвечать на интересующие вопросы, чтобы у них не оставалось сомнений", – подчеркнул Председатель Правительства РФ.

39. По мнению В. Гессена, конституционная монархия может быть воплощением правового гос-ва. Прав ли он? б) Да, если в своей деятельности такое гос-во связано и огра­ничено правом

40. Сторонники каких воззрений в русской полит. мысли выступали против введения в России инсти-тутов народного представи­тельства, рассматривая парламент, в частности, как «учреждение, слу­жащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей?а) Консерваторы

41. Выберите утверждение, верно характеризующее появление сравнения как метода политического исследования: г) в работах античных мыслителей

42. Определите, какой их постулатов явл-ся исходным для либе­рализма: в) идея свободы личности

43. Примером какой модели объяснения феномена политики мож­но считать марксизм? г) Конфликтной

44. Сторонники какого подхода рассматривают политику прежде всего как сферу совокупной полит. активности индивидов? г) Бихевиористского

45. Какая из полит.идеологий опирается на след. цен-ности: преемственность развития, приоритет интере-сов гос-ва над интересами личности, культ традиций, постепенность, мин. соц. изменений? а)Консерватизм

46.Какая из полит. идеологий основными считает след. ценности; свободу, справедливость, равенство и солидарность? в) Социал-демократизм.

47. Какое из направлений полит. мысли утверждает сле­дующее: класс, правящий экономически, правит и политически; гос-во не явл-ся институтом предс-тавительства интересов всего на­рода, оно отстаи-вает лишь интересы правящего класса? б) Марксизм

48. Какие идеи соединяет либертаризм? а) Либеральные и консервативные

49. Выберите верное утверждение: а) объектами сравнительного анализа могут быть любые полит. явления и процессы

50. Определите представителей бихевиористского подхода к изуче­нию политики: г) П. Лазарсфельд и Г. Лассуэл

51. Выберите правильное утверждение: власть-это феномен. в) характеризующий взаимоотно-шения людей на любом уровне и в любой сфере общественной жизни

52. По М. Веберу, полит. господство-это.

В) полит. порядок

в) Нет, так как эти феномены могут быть лишь ресурсами власти

54. Возможна ли такая ситуация, при которой действия власти не­законны, но при этом легитимны? а) Да, поскольку эти характеристики власти отражают ее различные свойства

55. Какой тип полит. господства предполагает сис-тему го­с. власти, основанную на альтернативных, справедливых и периодически проводимых выборах? б) Рационально-легальное господство

56. Установите соответствие:

1) традиционное-а)власть переходит по наследст-ву; г) опирается на веру в священный характер обычаев,кот.рассматриваются как не­рушимые

2) рационально-легальное господство - б) граждане подчиняются не столько конкретным лицам, сколько закону; е) признание выборов в качестве основного механизма передачи власти

3) харизматическое господство - в) базируется на вере в исключительные качества носителя власти; д) относительная кратковременность и недол­говечность данного типа господства

57. По мнению американского социолога Т. Парсон-са, таким же мобилизующим стимулом, каким в эк-ке явл-ся деньги,в по­литике выступает б)власть

58. Правомерно ли следующее утверждение: поли-тика есть везде, где есть власть? а) Нет, поскольку властные отн-ния существуют и вне политики

59. Какое из утверждений правильное?

в)Властные отношения отличает доминирование субъекта во взаи­модействии с объектом власти

60. Можно ли считать народ как объектом власти, так и ее субъек­том? в) Да, поскольку народ явл-ся источником власти, но при этом бе­рет на себя обязанность подчиняться соответствующим властным структурам

62. Правильно ли утверждение, что гос-во с респуб-ликанс-кой формой правления- это непременно де-мократическое гос-во?а) Нет, тк авторитарное или тоталитарное гос-во может характеризоваться республиканской формой правления

63. Выберите верное положение: б) члены конфедерации обладают гос. суверенитетом

64. Гос. суверенитет — это. в) верховенство и независимость государственной власти

65. За совершение уличного ограбления прохожего с целью добычи средств к существованию гражданин был приговорен судом к лишению свободы. Согласуется ли такая жесткая мера воздействия с принципами правового государства? б) Да, поскольку реализация прав одного человека не должна на­рушать прав другого человека

66. Какая форма правления делает возможной ситуацию, когда правительство и парламент контролируются различными партиями? в) Президентская республика

67. В США существует классический вариант двухпартий-ной сис­темы. Означает ли это, что в США есть только две полит. пар­тии? б) Нет, поскольку тип партийной системы определяется количест­вом реальных претендентов на овладение и использование власти

68. Выделите основной отличительный признак политической пар­тии: г) борьба за власть

69. В некоей стране проводятся выборы и существует парламент. Можно ли на основании двух этих признаков говорить о существова­нии демократии в данной стране? в) Нет, тк в странах с авторит. или тоталит. режи­мом также могут проводиться выборы и сущ. парламент

70. Существуют две разновидности форм гос. правле­ния: монархия и республика. Определите, какое из приведен-ных ниже утверждений верно отражает соотношение этой характеристики гос. устройства с типом полит. режима: в) если гос-во авторитарное, то оно может быть как монархи­ческим, так и республиканским

72. Определите, какое из суждений явл. верным: а)действия полит. субъектов, имеющие целью выразить личное несогласие с гос. политикой, относятся к ав­тономному участию

73. Во второй половине XX в. Бельгия переживала острое противо­стояние двух языковых общностей (франкогово-рящей и нидерландогово­рящей), кот. усугублялось разли-чиями в уровне эк. разви­тия двух частей страны. Для раз-решения конфликта были предприняты изменения Конс-титуции, проведенные в 1970-1993 гг, кот. ознаме­новали переход Бельгии от унитарного гос. устройства к фе­де-ративному. Какая пара характеристик отражает суть этих полит.изменений?в)Реформационные, прогрессивные

74. Участие в голосовании на референдуме по вопросу об отделе­нии части территорий от государства — это. д) форма конвенционального участия

75. Какие из следующих действий можно отнести к неконвенциальным формам полит. участия? а) Участие в несанкционированной демонстрации; б) Покушение на государственного деятеля; д) Захват заложников

76. Полит. процесс вкл.режим функционирования и режим развития. Установите соответствие между этими двумя характ-ми полит. процесса и их реальным воплощением:

1) полит. функционирование - а) смена монарха на троне в результате передачи власти по наслед­ству; в) смена кабинета министров в парлам. республике; д) передача власти от одного президента др. по итогам выбо­ров

2) полит. развитие - б) переход от монархической к республиканской форме правления в результате бур-жуазной революции; г)трансформация авторит. полит. режима в демократи­ческий

77. Какое из понятий означает изменение полит. системы в процессе перехода от традиционного общества к современному? в) Модернизация

78. К какому типу изм-ний следует отнести внесение в дейст­вующий закон поправок, одобренных большин-ством парламента? г)Однозначно ответить нельзя

80. Какие из действий можно отнести к конвенциаль-ным формам полит. участия? б) Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты;

Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы.

Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное .

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

Читайте также: