Возможна ли реализация права вне правоотношений

Обновлено: 25.06.2024

Сторонники реализации норм права вне правоотношений обосновывают свою позицию тем, что этим путем реализуются нормы посредством воздержания от действий, запрещенных правом, т. е. речь идет о реализации запретов путем пассивного поведения. Аналогично реализуются нормы, устанавливающие право на честь, достоинство. Здесь не возникает конкретных правоотношений. В приведенных случаях реализация норм права происходит в рамках общих (общерегулятивных) правоотношений, которые определяются связью индивидов с государством. Следовательно, юридические предписания реализуются только в правоотношениях, модель которых закрепляется в этих предписаниях.

4. Применение права всегда считалось особой и наиболее сложной формой реализации права. Представляет собой властную деятельность государственных и иных уполномоченных на то органов, состоящую в рассмотрении конкретного юридического дела и вынесении по нему индивидуального решения. Другими словами, это конкретизация общих правовых предписаний (их "привязка") относительно конкретной жизненной ситуации и принятие соответствующего решения.

От иных форм реализации права (соблюдение, исполнение, использование) правоприменение отличается следующими признаками:

а) составляет прерогативу специально уполномоченных органов, прежде всего государственных и муниципальных, обладающих властными полномочиями;

б) имеет индивидуальный характер (рассматривается конкретное юридическое дело, по которому выносится решение приговор суда; решение суда по гражданскому делу); результатом правоприменительного решения является конкретизация (индивидуализация) субъективных прав и субъективных юридических обязанностей;

в) обязательность правоприменительного решения означает совершение необходимых действий и поступков, вытекающих из акта - действия соответствующего органа, должностного лица; обязательный характер проявляется не только в обязательности требований к непосредственным адресатам, но и обязательности всех, кто причастен к делу, его решению (например, Указ Президента РФ о награждении предполагает соответствующие действия должностных лиц его администрации, в необходимых случаях соответствующих структур администрации субъектов РФ);

г) правоприменительная деятельность строго регламентируется процессуальным законодательством, процедурными нормами, которые определяют последовательность и порядок тех или иных действий, операций.

16. Понятие и виды пробелов в праве. Причины пробелов в праве, способы их устранения и преодоления.

Пробелы в праве – это отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права. Имеют объективную и субъективную природу:

Объективные факторы: законодатель может быть не готов к изданию того или иного закона, законодательный орган раздирают противоречивые политические интересы, возможно столкновение политических партий, которое не позволяет принять закон, верхняя палата отклоняет законопроект принятый нижней палатой, а иногда общественные отношения являются настолько новыми, что непонятно с помощью каких правовых средств их регулировать.

Субъективные: отсутствие надлежащей законодательной техники, лоббирование интересов той или иной социальной группы, несовершенство законодательства.

Недопустимым является отказ субъекту права в правосудии под предлогом несовершенства законодательства. Правоприменитель должен оценить, что перед ним: пробел в праве или протест законодателя, не желающего урегулировать разногласия.

Основной способ устранения пробелов в праве: издание недостающей правовой нормы, необходимость которой обусловлена жизнью. Но когда законодатель не успел устранить пробел, используется правило применения права по аналогии.

17. Юридические коллизии и способы их разрешения.

Юридические коллизии и способы их разрешения.

Юридическая коллизия - это расхождение или противоречие между отдельными нормами, актами, регу-лирующими одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления государственными органами и должностными лицами своих полномочий.

1) между нормами права:

- темпоральные - расхождение норм во временных пределах, возникающее в результате издания нескольких норм, содержащих разные правовые предписания по одному и тому же вопросу, в разное время.

- пространственные - в случаях, когда общественные отношения, на которые распространяют свое действие нормы права, имеют разные пределы с этими нормами - границы отношений и границы действия норм не совпадают);

- иерархические (несогласованность норм разной юридической силы) на регулирование общественного отношения одновременно претендуют нормы разного уровня, содержащие различные предписания.

- содержательные (возникают между общими и специальными нормами права, т.е. между нормами, регулирующими род и вид общественных отношений);

2) между нормативно-правовыми актами: носят наиболее распространенный, массовый характер, причиняют интересам государства и граждан наибольший вред (причем общий объем подзаконных актов продолжает расти). Коллизии между законами и подзаконными актами разрешаются в пользу законов, поскольку они обладают верховенством и высшей юридической силой;

3) компетенция или отдельных полномочиях гос. органов и должностных лиц:

-во-первых, они могут быть не двумя противоречащими друг другу нормами, а действием целого комплекса не согласованных между собой правовых норм;

- во- вторых, могут быть причиной коллизий между конкретными правовыми нормами.

Могут выражаться: определенные гос. органы, должностные лица реализуют их в неполной мере или, наоборот, выходят за рамки своей компетенции, игнорируя компетенцию других субъектов.

4) противоречия, возникающие при реализации одних и тех же правовых предписаний, в том числе между актами правоприменения;

5) расхождения между актами толкования: интерпретирующий орган дает, в нарушение норм закона, либо ограничительное либо распространительное толкование тех или иных норм.

6) между юридическими процедурами;

7) между национальным и международным правом.

18. Толкование права: понятие, функции, виды и способы.

Толкование права - интеллектуальный процесс, направленный на выявление смысла норм права и-доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц.

Субъектами толкования права могут быть все - граждане, государственные органы, общественные объединения, должностные лица, научные учреждения, ученые.

Объект толкования - НПА и их совокупность.

Предмет толкования - воля законодателя, выраженная в законе.

Виды толкования норм права по объему:

1) буквальное (адекватное) – смысл, который вложил законодатель в норму права, полностью совпадает со смыслом, который вытекает из ее текста.

2) расширительное (распространительное)– , который вложил законодатель в норму права, шире смысла, вытекающего из текста нормы права;

3) ограничительное – смысл, который вложил законодатель в норму права, уже смысла, вытекающего из текста нормы права.

Различают следующие способы толкования:

1) грамматический.(филологический) - анализ нормы права с точки зрения лексико-грамматических, стилистических, морфологических требований, выяснения значения отдельных слов, фраз, выражений, союзов и т.д. Таким образом, выделяется буквальный смысл закона.

2) логический - интерпретация норм права на основе законов логики. Внутренняя (логическая) структура нормы, взаимосвязь: гипотезы, диспозиции и санкции.

3) систематический - установление смысла правовой нормы в связи с местом, которое она занимает в системе права.

4) историко-политический - социальные условия, в которых была принята та или иная норма, - не отпали ли эти условия, как изменилась и изменилась ли вообще экономическая и политическая ситуация. Важно выяснить, в чём заключалась необходимость принятия данной нормы.

5) специально-юридический - толкование специальных юридических терминов, непонятных для основной массы населения.

6) Телеологический (целевой) - выяснение тех целей, которые преследовал законодатель, издавая тот или иной НПА.

В зависимости от субъекта, дающего разъяснение, выделяют -разъяснения. По этому признаку оно может быть официальным и неофициальным.

1) Официальное толкование - обязательное толкование, дающееся уполномоченными гос. органами и должностными лицами, имеющее юр. значение.

- нормативное (общее): распространяется на широкий круг субъектов и носит характер общих установок.

- казуальное (индивидуальное): касается определённого факта, дела, поступка; его цель – разрешение данного уникального случая.

- аутентичное (авторское): исходит от органа или должностного лица, издавшего толкуемый НПА.

- легальное: официально разрешено, делегировано какому-либо органу со стороны вышестоящей инстанции.

- судебное: осуществляется судебными органами и, прежде всего Верховным Судом РФ, его Пленумом, а также Конституционным Судом РФ.

2) Неофициальное толкование.

Оно исходит от субъектов, деятельность которых не является официальной, государственной. Поэтому такое толкование не имеет юридической силы и никаких правовых последствий не влечёт.

Неофициальное толкование делится на виды:

- профессиональное (компетентное): даётся юристами-профессионалами. Его ценность – в глубоких знаниях и компетенции толкующих лиц.

- обыденное: это первичный, житейский уровень понимания права. Оно может быть как верным, так и ошибочным.

Пробел в праве — отсутствие в праве нормы, при помощи которой необходимо решать конкретные жизненные ситуации, требующие правового регулирования.

19. Юридическая техника и юридическая практика: понятие, типы, функции, значение.

Юридическая техника — это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

Основной объект - текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии не должно быть неясностей, двусмысленности.

Признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

Техническими средства: юридические термины и юр. конструкции.В качестве конструкций выступают правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п.

К техническим правилам относятся:

1)ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов;

2)сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;

3)последовательность в изложении юридической информации;

4)взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

Технические приемы — это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

Правила юр. техники: конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники.

* языковые (правила ясности, точности.);

* логические (структурирования текста правового актаи т. д.);

* гносеологические (точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекста разрабатываемого акта).

Юридическая техника подразделяется на следующие виды:

1. законодательная (правотворческая) - (правила построения, язые и стиль, правила обнародования)

2. систематизация - упорядочение и совершенствование нормативных актов;

3. учет ( сбор, хранение) нормативных актов;

Правоприменительная.

20. Понятие и основные элементы механизма правового регулирования. –Ольга Ф.

Правовое регулирование - форма регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права. Предполагает осознание субъектами своих прав и обязанностей, в которых содержится государственная воля, выступающая в виде требований - обязанностей и дозволений - прав.

(Механизм ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ соответствующих общественных отношений включает такие элементы, как правовые нормы, правовые отношения, правовая ответственность, правовое сознание и т.д. Субъекты права при этом, так или иначе реагируют на требования и дозволения государственной воли. Их положительная реакция образует правомерное поведение, соответствующее установленному правопорядку. Отклоняющееся поведение образует правонарушения.)

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Цель механизма правового регулирования - обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей.

Принято считать, что прямая и непосредственная цель механизма правового регулирования - регулировать общественные отношения, поведение людей и деятельность коллективов, а уже в процессе этого регулирования опосредуются (защищаются, охраняются, достигаются) разнообразные цели, интересы, потребности, которые присутствуют везде, во всех правовых явлениях. Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех иных.

Механизм правового регулирования - организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.

Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, обозначить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования:

2) юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);

4) акты реализации прав и обязанностей;

5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.

21. Правовые режимы: понятие и виды.

Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:

1.по предмету правового регулирования - конституционный, административный, земельный и т. д.;

2.по их юридической природе - материальный и процессуальный;

3.по содержанию — валютный, таможенный, пошлинный и т. п.;

4.по субъектам, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, гражданства, граждан и т. д.;

5.по функциям права — режим особого регулирования и особой охраны;

6.по формам выражения - законный и договорный;

7.по уровню нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральный, региональный, муниципальный и локальный.;

8.по сфере использования - внутригосударственный и межгосударственный (режим территориальных вод, экономических санкций и проч.).

22. Правовые стимулы и правовые ограничения: понятие и виды.

Правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Виды правовых стимулов:

1.в зависимости от элемента структуры нормы права — юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льгота (диспозиция), поощрение (санкция);

2.в зависимости от предмета правового регулирования — конституционные, гражданские, экологические и т. п.;

3.в зависимости от объема — основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота);

4.в зависимости от времени действия - постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия);

5.в зависимости от содержания - материально-правовые (заработная плата) и морально-правовые (благодарность).

Правовое ограничение - это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите.

Виды правовых ограничений:

1.в зависимости от элемента структуры нормы права — юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическая обязанность,, запрет, приостановление (диспозиция), наказание (санкция);

2.в зависимости от предмета правового регулирования — конституционные, гражданские, экологические и т. п.;

3.в зависимости от объема - полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);

4.в зависимости от времени действия - постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении);

5.в зависимости от содержания - материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор).

23. Понятие, структура и виды правосознания.

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.

По своей структуре правовое сознание включает три относительно самостоятельных компонента:

Правовую идеологию, олицетворяющую преимущественно результаты абстрактного мышления и включающую концептуально оформленные понятия и идеи о необходимости и роли права, его функциях и ценности, его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь; это наиболее видимая, активная часть правосознания;

Правовую психологию, состоящую преимущественно из созерцательных моментов познания, психологического восприятия правовых реалий: чувств, эмоций и переживаний людей, связанных с правом; она является менее заметной, но более устойчивой, консервативной частью правосознания;

Реализация права - процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений.

Вне деятельности людей реализация права немыслима.

Правореализация - это трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное поведение субъектов. Если этого не происходит, то власть оказывается неспособной обеспечить стабильность и порядок в обществе. При этом правомерное поведение может быть как добровольным, так и принудительным, т.е. совершаемым под угрозой применения санкций.

Важно, что в любом случае цели, которые ставил перед собой законодатель, достигаются. Само собой разумеется, что реализация права связана только с правомерным поведением , по каким бы мотивам оно ни совершалось: неправомерные действия, правонарушения не могут служить способом осуществления правовых норм.

Процесс реализации права протекает под влиянием целого ряда факторов - социально-экономических, политических, культурных, нравственных, психологических, организационных и других. Немалую роль здесь играют и финансовые возможности, материальные стимулы, государственные гарантии. Задача заключается в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия, среду для нормального правового регулирования, а стало быть, и успешного проведения реформ.

Право в любой его интерпретации (а вокруг данного понятия всегда велась и сегодня ведется оживленная полемика) - сложное, многогранное явление. Соответственно и механизм его реализации сложный и многоаспектный. Он представляет собой комплекс взаимосвязанной правовой деятельности, характер и направления которой зависят от особенностей тех или иных норм, их целей, содержания, юридической силы, иерархии, адресатов, сферы "приложения", отраслевой принадлежности и т.д.

Основные формы реализации права:

    1. соблюдение;
    2. использование;
    3. исполнение;
    4. применение.

    При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. С правовой точки зрения поведение индивида может быть либо

      • правомерным, либо
      • неправомерным, либо
      • юридически безразличным.

      В форме соблюдения реализуются запрещающие нормы , требующие пас­сивного поведения (воздержания от действий).

      Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения и в то же время первая, главная и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель. Право реализуется, претворяется в жизнь.

      Особенности данной формы:

        1. это в основном пассивная форма поведения субъектов - воздержание от совершения неправомерных действий;
        2. это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов - от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур до парламента и правительства;
        3. она касается главным образом правовых запретов;
        4. осуществляется вне конкретных правоотношений;
        5. происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.

        При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. В форме исполнения реализуются обязывающие нормы , требующие ак­тивного поведения (действий).

        Специфика данной формы:

          • распространяется в основном на обязывающие нормы;
          • предполагает активные действия субъектов;
          • отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции;
          • в большинстве случаев правоисполнительные действия так или иначе фиксируются, оформляются.

          Например, молодой человек призывного возраста обязан исполнить свой воинский долг - отслужить в армии, если нет никаких льгот и отсрочек; граждане обязаны платить налоги, оплачивать проезд на всех видах транспорта, являться в суд по повестке в качестве свидетелей; прокурор должен реагировать на нарушение законности, выдать ордер на арест преступника, если тот совершил уголовно наказуемое деяние, а суд - вынести обвинительный приговор, если вина злоумышленника доказана; следователь призван совершать все необходимые процессуальные действия при расследовании преступления и т.д. При этом реализация должностными лицами своих полномочий является не только их правом, но и обязанностью.

          Использование - это такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак данной формы - добровольность . Никто не может заставить гражданина во что бы то ни стало использовать свое право. Реализуются главным образом управомочивающие нормы .

          Управомоченный извлекает из процесса реализации необходимые ему полезные свойства, бла­га, удовлетворяет свой интерес. Использование может осуществляться как ак­тивным поведением, так и пассивным.

          Что касается использования как формы реали­зации, то оно обеспечивается таким мощным стимулом, как интерес, который содержат управомочивающие нормы и субъективные юридические права. Од­нако и здесь государство не должно оставаться безучастным: оно должно со­здавать условия для использования права и обеспечивать его защиту.

          В повседневной жизни люди постоянно совершают разнообразные юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают друг с другом, а также с организациями и учреждениями в определенные правоотношения, заключают разного рода гражданско-правовые сделки, договоры (продают, покупают, поступают и увольняются с работы, вступают в брак, разводятся и т.д.). Для совершения подобных действий не требуется каких-либо специальных разрешений компетентных органов - достаточно того, что их разрешил сам закон. В то же время в некоторых случаях в целях полного и беспрепятственного осуществления гражданином своего права необходимо содействие (помощь) упомянутых органов или должностных лиц (к примеру, гражданин не может назначить сам себе пенсию, предоставить жилье, выдать зарплату, вручить паспорт, зачислить себя в вуз, освободить от должности или, скажем, оформить завещание, доверенность и т.д.). Требуется "вмешательство" надлежащих властных служб, структур, инстанций, наделенных соответствующими полномочиями.

          Применение . В процессе своей реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям. Гипотеза любой правовой нормы как раз и указывает на условия, обстоятельства ее применения. Имеет особую значимость для юристов (судей, прокуроров, следователей), а также других работников госаппарата.

          Проблема методов (способов) реализации права — это проблема формиро­вания у граждан, должностных лиц, организаций мотивов к исполнению и со­блюдению юридических норм методами:

          Вообще-то праву свойственно качество принудительности , и оттого, что большинство субъектов реализуют правовые предписания добровольно, оно этого качества не утрачивает. Вместе с тем, чтобы государственно-властные веления исполнялись и соблюдались, государство должно издавать такие юридические нормы, которые отвечали бы интересам всех слоев населения. Это создает принципиальное соответствие между государственной волей и волей субъекта права, что является надежным фундаментом правомерного поведения. В то же время и в таком случае сохраняется необходимость в (в том числе и принуждении) к правомерному поведению со сторо­ны государства, поскольку сохраняется противоречие между индивидуальны­ми и общественными интересами субъектов.

          Сегодня в России принято немало нужных и важных законов, указов, правительственных постановлений, иных нормативно-правовых актов, но проблема состоит в том, что они плохо, неэффективно работают или даже совсем не действуют. Причин много: кризисное состояние общества, низкая правовая культура, неразвитое в должной мере правосознание, нравственно-правовой нигилизм, всеобщая разболтанность, неуправляемость, социально-политическая напряженность, нестабильность, высокая преступность, вседозволенность, экономические трудности и т.д.

          В проблеме реализации права важнейшее значение имеет социально-политический аспект - насколько полно и адекватно право выражает волю, потребности, устремления людей, иными словами, в какой мере оно легитимно. Отвечает ли право подлинным запросам, интересам членов общества, оправдывает ли их ожидания - этот вопрос является определяющим. Чем выше легитимность права, тем успешнее и полнее оно реализуется.

          Если тот или иной нормативный правовой акт оказывается чуждым народному правосознанию, если последнее не воспринимает данный акт как "свой", он обречен на бездействие. То же самое относится ко всей юридической системе. Сказанное не означает, что каждый отдельно взятый закон должен нравиться всем.

          Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права

          Казанский (Приволжский) федеральный университет

          420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 18, ауд. 305а

          E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

          Ключевые слова: норма права; право; правовое регулирование; правоотношение; применение права;
          реализация права; уровни правового регулирования; уровни правореализации

          Введение

          Правовое регулирование и реализация права представляют собой отдельные, обладающие специфическими чертами грани правовой жизни, связанные с функционированием права. Благодаря этому они тесно связаны друг с другом. Нормы права, являясь средством юридического воздействия на людей, реализуются через внешние и внутренние формы регуляции поведения субъектов права. Поэтому действия участников реализации права, которые завершаются изданием индивидуальных правовых актов, входят в правовое регулирование. Поведение же участников реализации правовых норм, которое не получает институционного воплощения в виде средств правового воздействия и характеризуется саморегулированием, не входит в правовое регулирование.

          В реализации права концентрируются результаты как специально-юридического (правового), так и информационного, воспитательного и ценностно-ориентационного воздействия права. Это нужно учитывать при анализе правового регулирования и реализации права, их связей.

          Важной характеристикой правового регулирования и реализации права является их системность. При этом системность проявляет себя и при их взаимодействии, при регулировании общественных отношений (см. [2, с. 54–77]), осуществлении субъектами права определенного юридически значимого поведения. Без этого элементы механизма правового регулирования и механизма реализации права не смогут выполнять своего предназначения.

          Реализации права присуща регулятивность. В отечественной теории права реализация прав и обязанностей нередко рассматривается в качестве элемента, стадии правового регулирования [1]. Существует и иное мнение, в соответствии с которым сводить реализацию права к элементу механизма правового регулирования будет ошибкой, так как этот механизм в целом и есть реализация права [4]. Однако правовое регулирование и реализация права не выступают в качестве части и целого. Так, соблюдение правовых норм, связанное с выполнением правовых запретов, представляет собой пассивное правомерное поведение, которое нельзя отнести к правовому регулированию, являющемуся всегда активным поведенческим процессом.

          Правовое регулирование и реализация права в их взаимодействии довольно сложно соотносятся с предметом правового регулирования. Предметом правового регулирования является то, на что оно направлено. Поэтому можно предположить, что предмет находится вне правового регулирования, отделен от него. Но это можно принять применительно к общественным отношениям, которые в результате правового регулирования становятся правовыми, приобретают юридическую форму, оставаясь фактически экономическими, семейными, управленческими, трудовыми и т.д. Иное происходит с общественными отношениями (налоговыми, пенсионными, процессуальными и др.), существование которых трудно представить без права. Порождаемые государственно-правовой действительностью, эти отношения предстают как чисто юридические. Здесь правовое регулирование осуществляется изнутри. А это сказывается на взаимодействии реализации права с правовым регулированием. Такая трактовка предмета правового регулирования позволяет понять, каким образом правовая деятельность становится относительно самостоятельным видом человеческой деятельности, выявить ее место в системе общественных отношений.

          Во взаимодействии правового регулирования и реализации права свою роль играет правотворчество. В ходе правотворчества происходит нормативное правовое регулирование, устанавливаются, изменяются и отменяются нормы права. Реализация же права охватывает собой поведение людей и их организаций по претворению норм права в жизнь. Это позволяет размежевать правотворчество и реализацию права. Но значимо и то, что это постоянно взаимодействующие процессы. Их нельзя представить друг без друга. Правотворчество создает нормы права для их реализации, так как только в ней они обретают смысл и действенность.

          Главный канал, в рамках которого происходит воздействие на реализацию права со стороны правотворческой деятельности, связан с ее итогом, результатом. Этот результат выражается в установленных правовых нормах. Будучи относительно стабильной системой, правовые нормы призваны отражать постоянное развитие общественных отношений. Но это лишь одно из проявлений реагирования системы правовых норм на изменения в жизни общества. Такое реагирование выражается также в совершенствовании реализации норм права. Реализация правовых норм обладает и своими, относительно самостоятельными, возможностями в преобразовании общества. Не случайно в системе норм права существуют разные по качеству правовые нормы. Выделяются даже специализированные нормы права, а именно системообразующие, системоупрощающие, системосохраняющие (см. [3, с. 28–35]).

          Правовое регулирование и реализация права не локализуются в одной из сфер жизни общества – они проникают в экономическую, социальную, политическую, духовную сферы жизни общества. В современных условиях связи основных сфер жизни общества и функционирования права предстают во всей своей сложности и многогранности. Главным же источником движения правового регулирования и реализации права выступают противоречия экономической сферы общества. Они непосредственно или опосредованно определяют характер и направление всей системы правового регулирования и реализации права, воплощают их первичный уровень. Особенно ярко это прослеживается при анализе указанных процессов с позиции материалистического правопонимания. В.М. Сырых неоднократно подчеркивает это, характеризуя конкретное право как результат действия правового регулирования и правореализации в их единстве (см. [7, с. 445–450]). Так, обновление процессов правового регулирования и реализации права во многом зависит от разных форм собственности, существования различных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, наличия сложной структуры рынка.

          Функционированию права присущи разнообразные связи его компонентов, примечательными из которых являются координация и субординация. При этом координация выражает упорядоченность компонентов системы по горизонтали (речь здесь идет о взаимодействии частей одного уровня организации). Субординация же есть вертикальная упорядоченность, выражающая подчинение и соподчинение компонентов, то есть взаимодействие компонентов различных уровней.

          Рассмотрим вначале структурные уровни реализации права. Для этого выделим следующие направления воздействия норм права на поведение людей: 1) закрепление в диспозициях правовых норм правил требуемого или дозволяемого поведения; 2) установление в нормах права мер юридического воздействия (санкций) в случае нарушения диспозиции. Правовые нормы не действуют в поведении людей автоматически непреложно. Напротив, их структура свидетельствует, что субъект права может отклоняться от требуемых от него норм поведения. Тем самым норматив как способ детерминации поведения предполагает его альтернативность (предписано поступать так, но может произойти и другое). К социальным нормам общество прибегает тогда, когда имеет место отклонение от социальной направленности в поведении его членов, т.е. когда совершаются асоциальные поступки. Соответственно, можно выделить две стороны в реализации права. Первая предстает как осуществление диспозиций правовых норм, а вторая – реализация санкций, причем ведущей является первая сторона. Нормы права воздействуют на поведение людей прежде всего своими диспозициями. Связи между этими сторонами реализации права носят субординационно-структурный характер.

          Выделение реализации диспозиций и реализации санкций правовых норм позволяет представить реализацию права в вертикальном срезе.

          Реализация диспозиций правовых норм и осуществление правовых санкций – противоречивые составляющие. Важной формой существования этой противоречивости является взаимосвязь непрерывности и прерывности процесса реализации права. Прерывность воплощается в делимости и относительно самостоятельном существовании реализации диспозиций и реализации санкций правовых норм как качественно определенных сторон осуществления права. Единство же этих сторон, их взаимообусловленность выражают непрерывность реализации права, представляющей собой целостное образование. Выделение реализации диспозиций и санкций правовых норм обусловлено противоправным поведением. Это поведение – антипод правомерного поведения, составляющего содержание реализации права. Граница между правомерным и противоправным поведением проходит там, где начинается невыполнение субъектами права своих обязанностей. Противоправное поведение сказывается на реализации права. Но это отнюдь не означает, что оно может быть включено в содержание реализации права. Характерная черта совокупности правонарушений – иррегулятивность. Правовое регулирование и реализация права стремятся к достижению определенного результата, они функционируют для достижения одной цели – установления правопорядка.

          Реализация права представляет собой единство социальной предметности и правомерности в деятельности людей. При этом правомерность есть не сама деятельность в ее субстанциональном виде, а ее нормативное свойство или сторона. С помощью правомерности утверждаются четкость, устойчивость, государственная обеспеченность, определенная направленность в поведении людей. Правомерная деятельность, составляющая содержание реализации санкций правовых норм, направлена на обеспечение оптимального течения реализации диспозиций правовых норм.

          Уровневый подход позволяет верно определить место в реализации права процедурно-процессуальной юридической деятельности. Понять эту деятельность нельзя без соотнесения ее с реализацией материального права. Реализация материально-правовых и реализация процедурно- процессуальных норм права представляют собой такие стороны единого процесса правореализации, которые воплощают субординационно-функциональные связи ее компонентов. Зависимость, существующая между материально-правовыми и процессуально-правовыми нормами права, выражается в следующем: процедурно-процессуальная правореализующая деятельность производна от деятельности, составляющей содержание реализации материально-правовых норм.

          Важнейшей чертой реализации современного российского права является ее демократизация. А этого не достичь без совершенствования процессуальных гарантий реализации прав и свобод, законных интересов личности. Юридическая процессуальная форма рассчитана на воплощение в жизнь подлинно демократических принципов государственного управления обществом. Она предстает в качестве конструктивного фактора предупреждения и разрешения противоречий между интересами управляющих и управляемых.

          Реализация процедурно-процессуальных норм права не ограничивается юрисдикционной правоприменительной деятельностью, а распространяется и на иные правовые формы государственной деятельности. Это наблюдается в деятельности, связанной с формированием, ликвидацией или преобразованием органов государства, должностных лиц, иных субъектов права, в организационно-исполнительной и контрольно-надзорной деятельности. Действие процедурно-процессуальных норм права должно в той или иной степени затрагивать всю правотворческую и правоприменительную деятельность. Конечно, процедурно-процессуальная деятельность, существование которой связано с применением диспозиций правовых норм, отличается от деятельности, сопряженной с применением санкций правовых норм. Однако в юрисдикционной процедурно-процессуальной деятельности возможно усматривать лишь видовую разновидность реализации процедурно-процессуальных норм.

          Уровневый подход целесообразно использовать при характеристике российской правотворческой деятельности. С точки зрения юридической силы правотворческую деятельность возможно разделить на законодательную и подзаконную. Российский федерализм знает правовое регулирование на следующих уровнях: федеральном, региональном и местном.

          При характеристике правового регулирования и реализации права нужно учитывать присущие им взаимосвязи внутренних и внешних побудительных сил. Внутренние побудительные силы должны стать более значимыми. Но раз существует право, будут сохраняться и внешние формы государственного контроля за правовым регулированием и реализацией права. В современных условиях эти формы преобразуются, открывают больший простор для инициативы и самостоятельности участников правового регулирования и реализации права. Такое развитие предопределяется потребностями перехода к оптимальной экономике, гражданскому обществу, правовому государству.

          Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права

          Казанский (Приволжский) федеральный университет

          420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 18, ауд. 305а

          E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

          Ключевые слова: норма права; право; правовое регулирование; правоотношение; применение права;
          реализация права; уровни правового регулирования; уровни правореализации

          Введение

          Правовое регулирование и реализация права представляют собой отдельные, обладающие специфическими чертами грани правовой жизни, связанные с функционированием права. Благодаря этому они тесно связаны друг с другом. Нормы права, являясь средством юридического воздействия на людей, реализуются через внешние и внутренние формы регуляции поведения субъектов права. Поэтому действия участников реализации права, которые завершаются изданием индивидуальных правовых актов, входят в правовое регулирование. Поведение же участников реализации правовых норм, которое не получает институционного воплощения в виде средств правового воздействия и характеризуется саморегулированием, не входит в правовое регулирование.

          В реализации права концентрируются результаты как специально-юридического (правового), так и информационного, воспитательного и ценностно-ориентационного воздействия права. Это нужно учитывать при анализе правового регулирования и реализации права, их связей.

          Важной характеристикой правового регулирования и реализации права является их системность. При этом системность проявляет себя и при их взаимодействии, при регулировании общественных отношений (см. [2, с. 54–77]), осуществлении субъектами права определенного юридически значимого поведения. Без этого элементы механизма правового регулирования и механизма реализации права не смогут выполнять своего предназначения.

          Реализации права присуща регулятивность. В отечественной теории права реализация прав и обязанностей нередко рассматривается в качестве элемента, стадии правового регулирования [1]. Существует и иное мнение, в соответствии с которым сводить реализацию права к элементу механизма правового регулирования будет ошибкой, так как этот механизм в целом и есть реализация права [4]. Однако правовое регулирование и реализация права не выступают в качестве части и целого. Так, соблюдение правовых норм, связанное с выполнением правовых запретов, представляет собой пассивное правомерное поведение, которое нельзя отнести к правовому регулированию, являющемуся всегда активным поведенческим процессом.

          Правовое регулирование и реализация права в их взаимодействии довольно сложно соотносятся с предметом правового регулирования. Предметом правового регулирования является то, на что оно направлено. Поэтому можно предположить, что предмет находится вне правового регулирования, отделен от него. Но это можно принять применительно к общественным отношениям, которые в результате правового регулирования становятся правовыми, приобретают юридическую форму, оставаясь фактически экономическими, семейными, управленческими, трудовыми и т.д. Иное происходит с общественными отношениями (налоговыми, пенсионными, процессуальными и др.), существование которых трудно представить без права. Порождаемые государственно-правовой действительностью, эти отношения предстают как чисто юридические. Здесь правовое регулирование осуществляется изнутри. А это сказывается на взаимодействии реализации права с правовым регулированием. Такая трактовка предмета правового регулирования позволяет понять, каким образом правовая деятельность становится относительно самостоятельным видом человеческой деятельности, выявить ее место в системе общественных отношений.

          Во взаимодействии правового регулирования и реализации права свою роль играет правотворчество. В ходе правотворчества происходит нормативное правовое регулирование, устанавливаются, изменяются и отменяются нормы права. Реализация же права охватывает собой поведение людей и их организаций по претворению норм права в жизнь. Это позволяет размежевать правотворчество и реализацию права. Но значимо и то, что это постоянно взаимодействующие процессы. Их нельзя представить друг без друга. Правотворчество создает нормы права для их реализации, так как только в ней они обретают смысл и действенность.

          Главный канал, в рамках которого происходит воздействие на реализацию права со стороны правотворческой деятельности, связан с ее итогом, результатом. Этот результат выражается в установленных правовых нормах. Будучи относительно стабильной системой, правовые нормы призваны отражать постоянное развитие общественных отношений. Но это лишь одно из проявлений реагирования системы правовых норм на изменения в жизни общества. Такое реагирование выражается также в совершенствовании реализации норм права. Реализация правовых норм обладает и своими, относительно самостоятельными, возможностями в преобразовании общества. Не случайно в системе норм права существуют разные по качеству правовые нормы. Выделяются даже специализированные нормы права, а именно системообразующие, системоупрощающие, системосохраняющие (см. [3, с. 28–35]).

          Правовое регулирование и реализация права не локализуются в одной из сфер жизни общества – они проникают в экономическую, социальную, политическую, духовную сферы жизни общества. В современных условиях связи основных сфер жизни общества и функционирования права предстают во всей своей сложности и многогранности. Главным же источником движения правового регулирования и реализации права выступают противоречия экономической сферы общества. Они непосредственно или опосредованно определяют характер и направление всей системы правового регулирования и реализации права, воплощают их первичный уровень. Особенно ярко это прослеживается при анализе указанных процессов с позиции материалистического правопонимания. В.М. Сырых неоднократно подчеркивает это, характеризуя конкретное право как результат действия правового регулирования и правореализации в их единстве (см. [7, с. 445–450]). Так, обновление процессов правового регулирования и реализации права во многом зависит от разных форм собственности, существования различных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, наличия сложной структуры рынка.

          Функционированию права присущи разнообразные связи его компонентов, примечательными из которых являются координация и субординация. При этом координация выражает упорядоченность компонентов системы по горизонтали (речь здесь идет о взаимодействии частей одного уровня организации). Субординация же есть вертикальная упорядоченность, выражающая подчинение и соподчинение компонентов, то есть взаимодействие компонентов различных уровней.

          Рассмотрим вначале структурные уровни реализации права. Для этого выделим следующие направления воздействия норм права на поведение людей: 1) закрепление в диспозициях правовых норм правил требуемого или дозволяемого поведения; 2) установление в нормах права мер юридического воздействия (санкций) в случае нарушения диспозиции. Правовые нормы не действуют в поведении людей автоматически непреложно. Напротив, их структура свидетельствует, что субъект права может отклоняться от требуемых от него норм поведения. Тем самым норматив как способ детерминации поведения предполагает его альтернативность (предписано поступать так, но может произойти и другое). К социальным нормам общество прибегает тогда, когда имеет место отклонение от социальной направленности в поведении его членов, т.е. когда совершаются асоциальные поступки. Соответственно, можно выделить две стороны в реализации права. Первая предстает как осуществление диспозиций правовых норм, а вторая – реализация санкций, причем ведущей является первая сторона. Нормы права воздействуют на поведение людей прежде всего своими диспозициями. Связи между этими сторонами реализации права носят субординационно-структурный характер.

          Выделение реализации диспозиций и реализации санкций правовых норм позволяет представить реализацию права в вертикальном срезе.

          Реализация диспозиций правовых норм и осуществление правовых санкций – противоречивые составляющие. Важной формой существования этой противоречивости является взаимосвязь непрерывности и прерывности процесса реализации права. Прерывность воплощается в делимости и относительно самостоятельном существовании реализации диспозиций и реализации санкций правовых норм как качественно определенных сторон осуществления права. Единство же этих сторон, их взаимообусловленность выражают непрерывность реализации права, представляющей собой целостное образование. Выделение реализации диспозиций и санкций правовых норм обусловлено противоправным поведением. Это поведение – антипод правомерного поведения, составляющего содержание реализации права. Граница между правомерным и противоправным поведением проходит там, где начинается невыполнение субъектами права своих обязанностей. Противоправное поведение сказывается на реализации права. Но это отнюдь не означает, что оно может быть включено в содержание реализации права. Характерная черта совокупности правонарушений – иррегулятивность. Правовое регулирование и реализация права стремятся к достижению определенного результата, они функционируют для достижения одной цели – установления правопорядка.

          Реализация права представляет собой единство социальной предметности и правомерности в деятельности людей. При этом правомерность есть не сама деятельность в ее субстанциональном виде, а ее нормативное свойство или сторона. С помощью правомерности утверждаются четкость, устойчивость, государственная обеспеченность, определенная направленность в поведении людей. Правомерная деятельность, составляющая содержание реализации санкций правовых норм, направлена на обеспечение оптимального течения реализации диспозиций правовых норм.

          Уровневый подход позволяет верно определить место в реализации права процедурно-процессуальной юридической деятельности. Понять эту деятельность нельзя без соотнесения ее с реализацией материального права. Реализация материально-правовых и реализация процедурно- процессуальных норм права представляют собой такие стороны единого процесса правореализации, которые воплощают субординационно-функциональные связи ее компонентов. Зависимость, существующая между материально-правовыми и процессуально-правовыми нормами права, выражается в следующем: процедурно-процессуальная правореализующая деятельность производна от деятельности, составляющей содержание реализации материально-правовых норм.

          Важнейшей чертой реализации современного российского права является ее демократизация. А этого не достичь без совершенствования процессуальных гарантий реализации прав и свобод, законных интересов личности. Юридическая процессуальная форма рассчитана на воплощение в жизнь подлинно демократических принципов государственного управления обществом. Она предстает в качестве конструктивного фактора предупреждения и разрешения противоречий между интересами управляющих и управляемых.

          Реализация процедурно-процессуальных норм права не ограничивается юрисдикционной правоприменительной деятельностью, а распространяется и на иные правовые формы государственной деятельности. Это наблюдается в деятельности, связанной с формированием, ликвидацией или преобразованием органов государства, должностных лиц, иных субъектов права, в организационно-исполнительной и контрольно-надзорной деятельности. Действие процедурно-процессуальных норм права должно в той или иной степени затрагивать всю правотворческую и правоприменительную деятельность. Конечно, процедурно-процессуальная деятельность, существование которой связано с применением диспозиций правовых норм, отличается от деятельности, сопряженной с применением санкций правовых норм. Однако в юрисдикционной процедурно-процессуальной деятельности возможно усматривать лишь видовую разновидность реализации процедурно-процессуальных норм.

          Уровневый подход целесообразно использовать при характеристике российской правотворческой деятельности. С точки зрения юридической силы правотворческую деятельность возможно разделить на законодательную и подзаконную. Российский федерализм знает правовое регулирование на следующих уровнях: федеральном, региональном и местном.

          При характеристике правового регулирования и реализации права нужно учитывать присущие им взаимосвязи внутренних и внешних побудительных сил. Внутренние побудительные силы должны стать более значимыми. Но раз существует право, будут сохраняться и внешние формы государственного контроля за правовым регулированием и реализацией права. В современных условиях эти формы преобразуются, открывают больший простор для инициативы и самостоятельности участников правового регулирования и реализации права. Такое развитие предопределяется потребностями перехода к оптимальной экономике, гражданскому обществу, правовому государству.

          Читайте также: