Возлагаемое на кого либо или взятое кем либо обязательство отчитываться

Обновлено: 10.05.2024

В настоящее время не существует устоявшегося определения ответственности. Так, в самом широком смысле ответственность понимается как осознание субъектом своей деятельности, ее последствий, социальной значимости. Речь идет об ответственности, связанной с активной, инициативной, сознательной, правомерной деятельностью субъектов.

ответственный (за исполнение поручения, при выполнении задания, с полным сознанием своей ответственности за исполнение поручения); необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях,

поступках. Чувство ответственности. Нести ответственность за что-то [5].

серьезность, важность чего-либо. [2].

В отечественной философии проблема ответственности стала активно разрабатываться с 60-х годов прошлого столетия в исследованиях Л. И. Грядуновой, К. Муздыбаева, А. Ф. Плахотного, В. И. Сперанского, В. А. Шабалина и др. Исходным моментом теории ответственности при этом являлся

вопрос об отношениях личности и общества, т. к. к возникновению ответственности приводит целый ряд объективных условий, характеризующих общественное бытие людей.

Ответственность – это форма объективной зависимости людей и коллективов друг от друга в условиях общественного разделения труда, форма зависимости судьбы человека, условий его жизни, труда, отдыха [9].

Положение человека в системе общественных отношений отмечено противоречивым, диалектическим единством необходимости и свободы. Оно характеризуется объективной включенностью субъекта в относительно устойчивую цепь причинно-следственных связей, детерминирующих его поведение, а с другой стороны, возможностью в определенных рамках по-разному, избирательно реагировать на ситуации. Возможность выбора является предпосылкой ответственности перед другими людьми и перед обществом в целом. Общественная природа человека, его жизнь в социуме – это предпосылки ответственности. Ответственность возникает как единство необходимого и должного при относительно свободном выборе путей и средств их реализации. Речь идет о свободе волеизлияния. Если свобода означает возможность выбора, то ответственность – это оценка выбора, принятого решения, совершенного поступка, оценка их пользы или принесенного вреда.

Ответственность понимается как осознание нравственного долга и правовых норм, находит отражение во многих философских трудах (Л. Н. Архангельский, И. А. Головко, Л. В. Коган, др.); выступает как “компонент морального сознания“ (Архангельский Л. Н.), основывающийся на внутреннем убеждении самой личности, на ее сознании, чувствах и воле”. Ответственность – это соответствие моральной деятельности личности ее долгу, рассматриваемое с точки зрения возможностей личности, готовность соблюдать правовые или нравственные нормы; один из первичных фундаментальных принципов человеческого бытия [4].

В широком смысле ответственность понимается как осознание субъектом своего поведения, его последствий, социальной значимости. Речь идет

об ответственности, связанной с активной, инициативной, сознательной правомерной деятельностью субъектов. Ответственность – определяется как возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в

каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия. Здесь речь идет об обязательствах. Такая трактовка ответственности затрагивает лишь конечный этап деятельности субъекта и выполняет контрольные выводы. Однако объем данного понятия несколько расширяется, если рассмотреть приведенные в словаре примеры его употребления:

1. брать, принимать на себя ответственность;

2. ответственность лежит на ком-либо, падает на кого-либо и т. п.;

3. нести ответственность за что-либо;

4. снимать с себя, с кого-либо ответственность;

5. привлекать к ответственности [8].

При освещении социальной ответственности такие авторы, как Л. И. Грядунова, А. П. Дьяков, Ж. Е. Заводская, А. Т. Панов определяли точку зрения, отдавая волевому компоненту наибольшее предпочтение, а рациональный

и эмоциональный освещая реже.

Социальную ответственность К. Муздыбаев рассматривает, с одной стороны, как обобщённую психологическую характеристику личности, тогда когнитивная и социальная активность личности, её эмоциональные реакции, выраженности именно данного качества; с другой стороны, ответственность рассматривается как зависимая переменная.

Социальная ответственность – это элемент взаимодействия между индивидами, индивидом и коллективом, индивидом и обществом, организациями и т. д.

В широком смысле социологическая ответственность выступает как определенные ожидания окружающей социальной среды по отношению к лицам, общественным органам. В этом смысле ответственность возникает на основе социальных норм и реализуется как через формы социального контроля (общественное мнение, устав, закон), так и через понимание своей общественной роли ответственными субъектами.

В зарубежной психологии проблема ответственности рассматривается в двух основных аспектах: моральном (Ж. Пиаже, Л. Колберг, К. Хелкама) и в аспекте причинности (исследования Ф. Хайдера).

Представители первой концепции рассматривают ответственность как моральное сознание, развивающееся не в результате непосредственного присвоения социального опыта, а в ходе активного творческого взаимодействия с социальной средой. Так. Л. Колберг выделяет пять стадий развития морального сознания:

1. Оценка ответственности на основе материального результата действия

5. Стадия, на которой предполагается понимание ответственности, основанной на принципах морали, принятых в обществе.

В основе второго аспекта – причинности, лежат гипотезы, сформулированные Ф. Хайдером.

Адекватное понимание социального поведения человека во многом зависит от того, как этот человек воспринимает и объясняет окружающий

мир. Люди хотят предсказать и управлять средой, своим окружением.

Так, воспринимая любое сочетание как причинное, люди приписывают

локус причинности либо действующему лицу, либо среде. При этом реализация ответственности зависит от внешних условий, от действий субъекта и от степени трудности решаемых им задач.

Некоторыми исследователями ответственность связывается с высшими

или внутренними детерминантами. В частности, согласно концепции локуса контроля, предложенной Дж. Роттером, выделяются два вида контроля – внутренний (интернальный) и внешний (экстернальный). Если индивид приписывает ответственность за события своей жизни себе, объясняет их, исходя из собственных возможностей, способностей, особенностей

характера, то это проявление внутреннего контроля. В том случае, когда

ответственность приписывается внешним факторам – другим людям, случайным обстоятельствам – это указывает на наличие экстернального контроля. По мнению Дж. Роттера, интернальность и экстернальность локуса

контроля являются устойчивыми свойствами личности.

Концепция Дж. Роттера, делающая акцент на локус контроля, не единственная в западной психологии. Существует целый ряд теорий, пытающихся объяснить поведение человека, исходя из понятия локуса контроля.

Примерами таких теорий являются: теория мотивации Маккеланда и Аткинсона, концепция Уиткина, концепция фрустрации Розенцвейга. Каждая из них, опираясь на детерминант поведения личности на внешние и внутренние, делает акцент на каком-либо одном из параметров ответственности (когнитивном, эмоциональном, и т. д.).

Важные для нашей работы аспекты ответственности раскрыты в работах известных психологов: К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцыферовой, А. А. Бодалева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. Г. Ковалева, А. И. Крупнова, А. Н. Леонтьева, К. Муздыбаева, В. Н. Мясищева, К. К. Платонова, Л. С. Рубинштейн, Д. Б. Эльконина, П. М. Якобсона и др.

В наиболее общем виде с позиции психологического научного знания ответственность рассматривается как волевое качество личности и регулятор ответственного поведения (К. Муздыбаев), напрямую связанное с ценностными ориентациями, морально-ценностными мотивами (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, С. П. Иванов, Э. Фромм) и уровнем осмысленности отношений субъекта к выполняемому действию (Ж. Е. Завадский, К. Муздыбаев,

В. Н. Мясищев, В. М. Пискун, А. Л. Слободский, Л. В. Шевченко и др.).

В работах Т. Г. Гаевой и Н. М. Тен ответственность рассматривается как интегральное качество личности, основанное на моральных знаниях и определяющее поведение человека, находящееся в зависимости от ценностей общества. Ответственное отношение к природе выступает объектом психологических трудов С. Д. Дерябо. Зарубежные психологи рассматривают ответственность и вопросы ее формирования в моральном аспекте (Ж. Пиаже, Л. Колберг) и аспекте причинности (Ф. Хайдер).

Механизмы формирования ответственности как психического образования раскрыты в работах отечественных ученых Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева, К. К. Платонова,

С. Л. Рубинштейна, Ю. Е. Сосновиковой.

А. В. Петровский трактует ответственность как осуществляемый в различных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил.

В психологической литературе ответственность часто рассматривается как волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности (А. Н. Голубева, Р. С. Немов, Л. С. Славина).

Соотношение свободы и ответственности в своих работах рассматривали К. А. Абульханова – Славская, М. М. Бахтин, А. В. Брушлинский, Р. Косолапов, В. Марков, С. Ф. Одуев, А. И. Ореховский, А. Ф. Плахотный, Э. И. Рудковский, Г. Л. Тульчинский.

Большинством авторов исследуемой проблемы установлено:

личность может быть ответственна в той мере, в какой она свободна в своих действиях, а подлинно свободна она лишь в реализации своего собственного замысла и несет ответственность лишь за то, что находится в пределах ее прямого или косвенного влияния (Рудковский, Спиркин).

в условиях предопределенного развития социальной ситуации, как и при непредсказуемости ситуации в условиях хаоса, социальная ситуация лишена свободы рационального выбора, внутри нее нет места ответственности, а значит, и нравственному действию; и в первую очередь это касается тех лиц, которые принимают чужой сценарий, как безусловное руководство к действию (Ильин, Разумов, Тульчинский).

К. К. Платонов, исследуя психологический характер ответственности, определяет ее как согласованность познанной необходимости с внутренними убеждениями человека. Ответственность, воплотившись в индивидуальное сознание, становится чертой личности, способной действовать самостоятельно [6].

В ряду выполняемых субъектом действий – от бессознательных и непроизвольных до произвольных и сознательных – ответственные действия занимают место среди действий произвольных, имеющих социальный характер и социальную значимость. Прежде, чем приступить к выполнению ответственного действия, субъект прогнозирует возможную реакцию на свои поступки со стороны окружающих (Ломов, Рудковский и др.). Этот подход рассматривается в исследованиях К. Муздыбаева, А. Л. Слободского, Л. С. Славиной, К. А. Климовой, Ж. Е. Завадской, Л. В. Шевченко и др.

Ответственность рассматривали по количественным параметрам: по норме (Е. Н. Сидорова), по мере ответственности (С. Масгутова, С. Ф. Одуев, А. Г. Спиркин, и др.), степени (И. А. Маврина, И. С. Марьенко К. С. Пахомова, и др.), уровню (на сознательном и бессознательном; внешнем и внутреннем); исследовали ответственность за результат, за действие или бездействие.

Анализ отечественной литературы позволяет выделить различные подходы к изучению ответственности.

Во-первых, ответственность рассматривается как зависимость переменных, где отчужденность от социальных норм и неумение находить смысл своего бытия снижает ответственность и активность личности. К. Муздыбаев особый акцент делает на волевых качествах.

В центре внимания второго подхода находится исследование мотивационных характеристик ответственности.

Значение мотивации в организации деятельности человека и его ответственного поведения представлено А. Абульхановой-Славской, В. Г. Асеевым, Л. И. Божович, К. А. Дусавицким, А. К. Марковой, Т. А. Матис, В. И. Селивановым и др.

К третьему из подходов в изучении ответственности можно отнести исследование ее когнитивной стороны. Наиболее детально когнитивные характеристики ответственности рассматривались в работах К. Муздыбаева, А. Л. Слободского, Л. С. Славиной, К. А. Климовой, Ж. Е. Завадской, Л. В. Шевченко и др.

Работы, выполненные в контексте этого подхода, изучают прежде всего факторы, определяющие уровень осмысленности отношений субъекта к выполняемому действию.

Центром внимания четвертого подхода в изучении ответственности является вычленение нескольких ее составляющих.

Т. Н. Сидорова выделяет когнитивные, мотивационные и поведенческие аспекты ответственности [7].

Н. М. Тен выделяет четыре компонента, отмечая, что ответственность, как отношение к действительности, включает в себя рациональный, эмоциональный и волевой компоненты, которые выступают и проявляются в

действиях личности [10].

Т. Г. Гаевая определяет качество моральной ответственности как интегральное системное качество личности, в котором сфокусированы ее субъективные положительные отношения к людям, к обществу, природе,

Отдельные характеристики ответственности изучались автономно. Вместе с тем, недостаточно привлекались к анализу ответственного поведения регуляторные, эмоциональные и продуктивные характеристики, которые были обнаружены при анализе различных свойств личности (Барабаш, Крупнов, Кудинов, Промашкова, Тучак и др.).

В изучении ответственности превалируют аналитические стратегии (в рамках которых накоплен огромный экспериментальный материал) в противовес положению о том, что каждое свойство личности является целостным, системным образованием (Абульханова-Славская, Ломов, Крупнов, Рейнвальд, Фельдштейн).

Попытка преодолеть недостатки аналитических стратегий сделана в рамках целостно-функционального подхода к изучению свойств личности, предложенного А. И. Крупновым. Им же разработана модель системного анализа свойств личности.

В целом же в работах по психологии можно выделить два основных подхода в исследовании ответственности: исследование отдельных аспектов ответственности и системное исследование ответственности.

В исследовании отдельных сторон ответственности выделяют следующие направления:

-соотношение свободы и ответственности;

социальная и личная ответственность;

ответственность как нравственная категория;

соотношение внутреннего и внешнего в ответственности личности;

ответственность как действие;

ответственность с позиции каузальной атрибуции;

Системное исследование ответственности в работах исследователей представлено через:

-анализ взаимодействия функциональных блоков;

системный анализ качества ответственности.

(Материал взят из книги Антропологические основы современной теории и практики образования: Материалы V Международной научно-практической конференции)

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основе решения ситуационных задач обучающиеся повторяют виды юридической ответственности.

Тема: Когда наступает ответственность? (час раздумья)

Цель: создать условия для формирования ответственного правового сознания

-закрепить знания о видах юридической ответственности;

- корригироватьвнимание, мышление, навыки коммуникации, речь;

- воспитывать правовое самосознание обучающихся, ответственность, способность осознанно совершать нравственный выбор в трудных жизненных ситуациях.

1.Вступительное слово соц.педагога.

Доверив мальчику охранять огонь, племя доверило ему себя, свои жизни. Он же обрек их на смерть. Мальчик не понял всей ответственности за порученное дело. За это, тогдашним понятиям, он сам был достоин смерти.

- А теперь у меня к вам вопрос: сможет ли кто-нибудь из вас назвать тему нашей беседы, о чем мы будем говорить?

- Да, правильно, мы будем говорить об ответственности. Из курса обществознания, вы помните о видах юридической ответственности. Мы сегодня еще раз повторим эти понятия.

1.- Что такое ответственность?

Ответственность – это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться о каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия.

- Когда возникает это чувство?

- Когда за что-то надо нести ответственность.

- Какие чувства мешают человеку взять на себя ответственность?

Например забрать из детсада младшего брата или признаться во лжи.

- Трусость, лень, эгоизм.

- Какие черты характера приводят к неправильным поступкам?

- Стыд, страх, боязнь унижения, опасение, что люди не смогут понять провинившегося.

Я вам предлагаю на каждую букву этого слова придумайте новые слова обозначающие черту характера человека , как положительные, так и отрицательные.

О –осторожный, отважный, обаятельный, обидчивый, озорной, озлобленный, отходчивый, очаровательный, отчаянный

Т - трусливый, терпеливый, трудолюбивый, требовательный, тревожный

В – вежливый, воспитанный, великодушный, верный.

Е – егозливый, единоличный, ершистый;

Т – торопливый, талантливый, тактичный, твердолобый, творческий.

- Молодцы, хорошо справились с заданием. Смотрите, сколько мы назвали черт характера человека вы назвали. И увидели, что в любом человеке есть как положительное, так и отрицательное.

Многое зависит от того, какие цели ставит перед собой человек. Не отступиться в жизни трудно, стать настоящим гражданином, соблюдающим законы, стать сильной личностью очень сложно.

Известная пословица гласит: незнание закона не освобождает от ответственности.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Правильно. Да, даже не зная закона, при его нарушении ты понесешь ответственность.

3. На уроках обществознания вы уже говорили о видах юридической ответственности. Давайте их вспомним.

Существует 4 вида юридической ответственности при правонарушениях: (памятки для учащихся)

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, грабеж, разбой, вымогательство уголовная ответственностьнаступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности, мелкое хулиганство, мелкое хищение, распитие спиртных напитков. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

- Какая ответственность по вашему мнению является самой суровой и жёсткой? Почему?

- Скажите, а если правонарушение совершил подросток, которому ещё нет 14 лет, кто будет отвечать за совершенное?

- Родители, а вас могут поставить на учёт в инспекцию по делам несовершеннолетних.

- Вы правы. Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органы полиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, он может быть помещен в ЦВСНП (центр временной изоляции несовершеннолетних).

- А какова цель наказания?

В Статье 43 УК РФ сказано, что цель наказания — это восстановление справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений.

Прежде чем перейти к практической части нашего занятия проведем небольшую физминутку.

4. Практическая часть.

- Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. С помощью сигнальных карточек определите вид юридической ответственности.

А) Виды нарушений:

1. Порвал учебник одноклассника (Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Ударил, избил человека (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона (У)

5. Прогулял уроки (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

9. Совершил мелкое хищение из магазина (А)

10. Угнал автомобиль (У)

11. Умышленно испортил школьное имущество (Г)

12. Вымогал деньги у младших школьников (У)

13. Курил в общественном месте (А).

Б) Разбор ситуаций на слайдах.

№ 1. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание его ждёт?( Уголовное преступление. Кража. С 14 лет)

№ 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? (Уголовное. Вымогательство с 14 лет)

№ 4. В класс вбегают мальчишки:

– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

– Клево, вот люди порадуются!

– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было! (Уголовное. Вандализм, порча осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. С 14 лет)

5. Подведение итогов.

- И последнее, о чем я хочу вам напомнить, это о так называемом Комендантском часе, который установлен в Оренбургской области. С 22 часов до 6 часов несовершеннолетние не могут находиться на улице одни.

- А как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему?

- Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.

-А как надо себя при этом вести вам?

Во-первых, отвечать спокойно на вопросы сотрудника полиции, не бояться, говорить правду. Например, вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…

Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.

- А за какие правонарушения вас могут доставить в полицию?

1.Нарушение правил дорожного движения

2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.

3. Хулиганство (драка, порча имущества, оскорбления, фото и видеосъёмки на уроке, в перемены на сотовые телефоны, злословие и т.д.).

4.Незаконная продажа вещей.

- Я напомню вам о ваших правах.

1.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать.

Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.

Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы?

Да. В этом случае вы можете пойти в отделение полиции, только в присутствии ваших родителей. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.

Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия.

Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

Предположим, вас привели в отделение полиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям (законных представителей). Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.

Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге и при законных представителях.

6. Рефлексия.

Наш разговор об ответственности подошел к концу, и я предлагаю вам

продолжить одну из предложенных фраз:

- Я не знал, но сегодня узнал, что…

- Меня удивило, что…

- Я сделал вывод, что…

- Новым для меня было…

-Я желаю вам расти и становиться законопослушными гражданами своей страны. Всем спасибо за работу.

Когда наступает ответственность? (час раздумья)

Когда наступает ответственность? (час раздумья)

Определение Ответственность – это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться о каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия.

Ответственность – это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться о каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия.

Виды юридической ответственности

Виды юридической ответственности

Виды юридической ответственности

Виды юридической ответственности

применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности, мелкое хулиганство, мелкое хищение, распитие спиртных напитков

Виды юридической ответственности

Виды юридической ответственности

Виды юридической ответственности

Какие правонарушения совершили несовершеннолетние лица ?

Какие правонарушения совершили несовершеннолетние лица ?

  • Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.

В класс вбегают мальчишки:

– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

– Клево, вот люди порадуются!

– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Проверь себя Какие правонарушения совершили несовершеннолетние лица ?

Какие правонарушения совершили несовершеннолетние лица ?

С 21 часа до 6 часов нельзя находиться на улице без сопровождения законных представителей.

В словарях это понятие, обычно, трактуется, как обязательство отчитываться в своих действиях перед кем-либо. Например, в словаре Т.А. Ефремовой:

ответственность Возлагаемое на кого-л. или взятое кем-либо обязательство, отчитываться в каких- либо своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия.

Такая ответственность очень часто бывает навязанной. Поэтому зачастую ее избегают.

Поскольку нас интересуют сейчас вопросы достижения целей, то в таком понимании ОТВЕТСТВЕННОСТЬ нас не интересует. Пусть ей занимается общество (что оно собственно и делает).

Существуют другие дефиниции ответственности. Мы рассмотрим те, что касаются именно вопросов достижения целей — здесь и сейчас.

Ответственность: готовность и способность быть причиной.

(Здесь Причина (CAUSE): То, что производит следствие или последствия; Лицо, событие или состояние, ответственное за действие или результат. Источник действия).

Ответственность: Область или сфера влияния, в которой человек способен воздействовать на других людей, жизнь, физическую вселенную.

Из этих определений следует, что ответственность – это способность. Значит, у разных людей она может быть развита в разной степени или вовсе атрофирована. Также это значит, что как и любую способность, ответственность можно развить.

Первое и второе определение означают примерно одно и то же. А именно, что адекватно действовать (создавать что-то, управлять чем-то или добиваться чего-то) человек способен только в тех областях или сферах влияния, где он способен и готов быть причиной какого-либо результата.

(Примеры.

  1. Если Вы, решили утопить Луну в море, но у Вас не получилось, как Вы ни старались, то у Вас, может и есть готовность, но, явно, не хватает способности для этого дела. То есть, Вы не можете быть ответственны за то, чтобы утопить Луну.

2. Если Вы, решили вырастить розу в цветочном горшке, и даже посадили ее, но Вам было лень поливать ее, и она засохла, то у Вас, опять-таки, есть готовность, но нет способности (а значит, нет ответственности). Если же Вам удалось преодолеть свою лень, Вы стали регулярно поливать цветок, и он расцвел, то Вы к готовности добавили способность. В результате Вы сумели стать ответственным за выращивание розы, и у Вас все получилось.

3. Допустим, что у Вас хорошая физическая подготовка, и Вы способны пробежать марафонскую дистанцию, но не хотите (не готовы морально, просто Вам это не нужно) это сделать. А хотите, вместо этого, играть на скрипке. Значит, Вы не берете на себя ответственность за то, чтобы пробежать марафон.)

Способность быть ответственным в какой-то сфере, в свою очередь, состоит из двух способностей:

  • способность быть причиной, то есть быть источником какого-либо рационального действия, приводящего к заранее задуманному следствию.

Если ответственности как способности не хватает для того чтобы стать причиной, то при попытке что-то сделать либо ничего не произойдет, либо произойдет не то, на что человек рассчитывал. Следствия безответственных поступков могут быть очень не хорошими.

Если человек не умеющий управлять самолетом попытается доставить пассажиров на этом самолете в другой город, то цель гарантированно не будет достигнута. Если повезет, то никто не погибнет.)

  • способность (готовность) воспринимать последствия своих действий без отрицательных эмоций.

Когда человек не способен спокойно воспринимать последствия своих поступков, то это тоже может закончиться печально (в первую очередь для него самого).

Таким образом, человек может достигнуть только тех целей, которые находятся в области или сфере влияния его ответственности. В противном случае если повезет, то просто цели не будут достигнуты. А если не повезет, то, в пределе, все может закончиться катастрофой.

С другой стороны великие цели рождают и великую ответственность. Это вещи взаимосвязанные.

Во-втором определении говорится также о том, что ответственность – это рациональность в поступках. Рациональным мы будем считать поступок, ведущий к наилучшему выживанию.

Здесь мы выходим за рамки данной статьи. И рассмотрим этот вопрос позже.

Контакты:

Scype : sergey2345671

В настоящее время не существует устоявшегося определения ответственности. Так, в самом широком смысле ответственность понимается как осознание субъектом своей деятельности, ее последствий, социальной значимости. Речь идет об ответственности, связанной с активной, инициативной, сознательной, правомерной деятельностью субъектов.

ответственный (за исполнение поручения, при выполнении задания, с полным сознанием своей ответственности за исполнение поручения); необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях,

поступках. Чувство ответственности. Нести ответственность за что-то [5].

серьезность, важность чего-либо. [2].

В отечественной философии проблема ответственности стала активно разрабатываться с 60-х годов прошлого столетия в исследованиях Л. И. Грядуновой, К. Муздыбаева, А. Ф. Плахотного, В. И. Сперанского, В. А. Шабалина и др. Исходным моментом теории ответственности при этом являлся

вопрос об отношениях личности и общества, т. к. к возникновению ответственности приводит целый ряд объективных условий, характеризующих общественное бытие людей.

Ответственность – это форма объективной зависимости людей и коллективов друг от друга в условиях общественного разделения труда, форма зависимости судьбы человека, условий его жизни, труда, отдыха [9].

Положение человека в системе общественных отношений отмечено противоречивым, диалектическим единством необходимости и свободы. Оно характеризуется объективной включенностью субъекта в относительно устойчивую цепь причинно-следственных связей, детерминирующих его поведение, а с другой стороны, возможностью в определенных рамках по-разному, избирательно реагировать на ситуации. Возможность выбора является предпосылкой ответственности перед другими людьми и перед обществом в целом. Общественная природа человека, его жизнь в социуме – это предпосылки ответственности. Ответственность возникает как единство необходимого и должного при относительно свободном выборе путей и средств их реализации. Речь идет о свободе волеизлияния. Если свобода означает возможность выбора, то ответственность – это оценка выбора, принятого решения, совершенного поступка, оценка их пользы или принесенного вреда.

Ответственность понимается как осознание нравственного долга и правовых норм, находит отражение во многих философских трудах (Л. Н. Архангельский, И. А. Головко, Л. В. Коган, др.); выступает как “компонент морального сознания“ (Архангельский Л. Н.), основывающийся на внутреннем убеждении самой личности, на ее сознании, чувствах и воле”. Ответственность – это соответствие моральной деятельности личности ее долгу, рассматриваемое с точки зрения возможностей личности, готовность соблюдать правовые или нравственные нормы; один из первичных фундаментальных принципов человеческого бытия [4].

В широком смысле ответственность понимается как осознание субъектом своего поведения, его последствий, социальной значимости. Речь идет

об ответственности, связанной с активной, инициативной, сознательной правомерной деятельностью субъектов. Ответственность – определяется как возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в

каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия. Здесь речь идет об обязательствах. Такая трактовка ответственности затрагивает лишь конечный этап деятельности субъекта и выполняет контрольные выводы. Однако объем данного понятия несколько расширяется, если рассмотреть приведенные в словаре примеры его употребления:

1. брать, принимать на себя ответственность;

2. ответственность лежит на ком-либо, падает на кого-либо и т. п.;

3. нести ответственность за что-либо;

4. снимать с себя, с кого-либо ответственность;

5. привлекать к ответственности [8].

При освещении социальной ответственности такие авторы, как Л. И. Грядунова, А. П. Дьяков, Ж. Е. Заводская, А. Т. Панов определяли точку зрения, отдавая волевому компоненту наибольшее предпочтение, а рациональный

и эмоциональный освещая реже.

Социальную ответственность К. Муздыбаев рассматривает, с одной стороны, как обобщённую психологическую характеристику личности, тогда когнитивная и социальная активность личности, её эмоциональные реакции, выраженности именно данного качества; с другой стороны, ответственность рассматривается как зависимая переменная.

Социальная ответственность – это элемент взаимодействия между индивидами, индивидом и коллективом, индивидом и обществом, организациями и т. д.

В широком смысле социологическая ответственность выступает как определенные ожидания окружающей социальной среды по отношению к лицам, общественным органам. В этом смысле ответственность возникает на основе социальных норм и реализуется как через формы социального контроля (общественное мнение, устав, закон), так и через понимание своей общественной роли ответственными субъектами.

В зарубежной психологии проблема ответственности рассматривается в двух основных аспектах: моральном (Ж. Пиаже, Л. Колберг, К. Хелкама) и в аспекте причинности (исследования Ф. Хайдера).

Представители первой концепции рассматривают ответственность как моральное сознание, развивающееся не в результате непосредственного присвоения социального опыта, а в ходе активного творческого взаимодействия с социальной средой. Так. Л. Колберг выделяет пять стадий развития морального сознания:

1. Оценка ответственности на основе материального результата действия

5. Стадия, на которой предполагается понимание ответственности, основанной на принципах морали, принятых в обществе.

В основе второго аспекта – причинности, лежат гипотезы, сформулированные Ф. Хайдером.

Адекватное понимание социального поведения человека во многом зависит от того, как этот человек воспринимает и объясняет окружающий

мир. Люди хотят предсказать и управлять средой, своим окружением.

Так, воспринимая любое сочетание как причинное, люди приписывают

локус причинности либо действующему лицу, либо среде. При этом реализация ответственности зависит от внешних условий, от действий субъекта и от степени трудности решаемых им задач.

Некоторыми исследователями ответственность связывается с высшими

или внутренними детерминантами. В частности, согласно концепции локуса контроля, предложенной Дж. Роттером, выделяются два вида контроля – внутренний (интернальный) и внешний (экстернальный). Если индивид приписывает ответственность за события своей жизни себе, объясняет их, исходя из собственных возможностей, способностей, особенностей

характера, то это проявление внутреннего контроля. В том случае, когда

ответственность приписывается внешним факторам – другим людям, случайным обстоятельствам – это указывает на наличие экстернального контроля. По мнению Дж. Роттера, интернальность и экстернальность локуса

контроля являются устойчивыми свойствами личности.

Концепция Дж. Роттера, делающая акцент на локус контроля, не единственная в западной психологии. Существует целый ряд теорий, пытающихся объяснить поведение человека, исходя из понятия локуса контроля.

Примерами таких теорий являются: теория мотивации Маккеланда и Аткинсона, концепция Уиткина, концепция фрустрации Розенцвейга. Каждая из них, опираясь на детерминант поведения личности на внешние и внутренние, делает акцент на каком-либо одном из параметров ответственности (когнитивном, эмоциональном, и т. д.).

Важные для нашей работы аспекты ответственности раскрыты в работах известных психологов: К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцыферовой, А. А. Бодалева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. Г. Ковалева, А. И. Крупнова, А. Н. Леонтьева, К. Муздыбаева, В. Н. Мясищева, К. К. Платонова, Л. С. Рубинштейн, Д. Б. Эльконина, П. М. Якобсона и др.

В наиболее общем виде с позиции психологического научного знания ответственность рассматривается как волевое качество личности и регулятор ответственного поведения (К. Муздыбаев), напрямую связанное с ценностными ориентациями, морально-ценностными мотивами (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, С. П. Иванов, Э. Фромм) и уровнем осмысленности отношений субъекта к выполняемому действию (Ж. Е. Завадский, К. Муздыбаев,

В. Н. Мясищев, В. М. Пискун, А. Л. Слободский, Л. В. Шевченко и др.).

В работах Т. Г. Гаевой и Н. М. Тен ответственность рассматривается как интегральное качество личности, основанное на моральных знаниях и определяющее поведение человека, находящееся в зависимости от ценностей общества. Ответственное отношение к природе выступает объектом психологических трудов С. Д. Дерябо. Зарубежные психологи рассматривают ответственность и вопросы ее формирования в моральном аспекте (Ж. Пиаже, Л. Колберг) и аспекте причинности (Ф. Хайдер).

Механизмы формирования ответственности как психического образования раскрыты в работах отечественных ученых Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева, К. К. Платонова,

С. Л. Рубинштейна, Ю. Е. Сосновиковой.

А. В. Петровский трактует ответственность как осуществляемый в различных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил.

В психологической литературе ответственность часто рассматривается как волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности (А. Н. Голубева, Р. С. Немов, Л. С. Славина).

Соотношение свободы и ответственности в своих работах рассматривали К. А. Абульханова – Славская, М. М. Бахтин, А. В. Брушлинский, Р. Косолапов, В. Марков, С. Ф. Одуев, А. И. Ореховский, А. Ф. Плахотный, Э. И. Рудковский, Г. Л. Тульчинский.

Большинством авторов исследуемой проблемы установлено:

личность может быть ответственна в той мере, в какой она свободна в своих действиях, а подлинно свободна она лишь в реализации своего собственного замысла и несет ответственность лишь за то, что находится в пределах ее прямого или косвенного влияния (Рудковский, Спиркин).

в условиях предопределенного развития социальной ситуации, как и при непредсказуемости ситуации в условиях хаоса, социальная ситуация лишена свободы рационального выбора, внутри нее нет места ответственности, а значит, и нравственному действию; и в первую очередь это касается тех лиц, которые принимают чужой сценарий, как безусловное руководство к действию (Ильин, Разумов, Тульчинский).

К. К. Платонов, исследуя психологический характер ответственности, определяет ее как согласованность познанной необходимости с внутренними убеждениями человека. Ответственность, воплотившись в индивидуальное сознание, становится чертой личности, способной действовать самостоятельно [6].

В ряду выполняемых субъектом действий – от бессознательных и непроизвольных до произвольных и сознательных – ответственные действия занимают место среди действий произвольных, имеющих социальный характер и социальную значимость. Прежде, чем приступить к выполнению ответственного действия, субъект прогнозирует возможную реакцию на свои поступки со стороны окружающих (Ломов, Рудковский и др.). Этот подход рассматривается в исследованиях К. Муздыбаева, А. Л. Слободского, Л. С. Славиной, К. А. Климовой, Ж. Е. Завадской, Л. В. Шевченко и др.

Ответственность рассматривали по количественным параметрам: по норме (Е. Н. Сидорова), по мере ответственности (С. Масгутова, С. Ф. Одуев, А. Г. Спиркин, и др.), степени (И. А. Маврина, И. С. Марьенко К. С. Пахомова, и др.), уровню (на сознательном и бессознательном; внешнем и внутреннем); исследовали ответственность за результат, за действие или бездействие.

Анализ отечественной литературы позволяет выделить различные подходы к изучению ответственности.

Во-первых, ответственность рассматривается как зависимость переменных, где отчужденность от социальных норм и неумение находить смысл своего бытия снижает ответственность и активность личности. К. Муздыбаев особый акцент делает на волевых качествах.

В центре внимания второго подхода находится исследование мотивационных характеристик ответственности.

Значение мотивации в организации деятельности человека и его ответственного поведения представлено А. Абульхановой-Славской, В. Г. Асеевым, Л. И. Божович, К. А. Дусавицким, А. К. Марковой, Т. А. Матис, В. И. Селивановым и др.

К третьему из подходов в изучении ответственности можно отнести исследование ее когнитивной стороны. Наиболее детально когнитивные характеристики ответственности рассматривались в работах К. Муздыбаева, А. Л. Слободского, Л. С. Славиной, К. А. Климовой, Ж. Е. Завадской, Л. В. Шевченко и др.

Работы, выполненные в контексте этого подхода, изучают прежде всего факторы, определяющие уровень осмысленности отношений субъекта к выполняемому действию.

Центром внимания четвертого подхода в изучении ответственности является вычленение нескольких ее составляющих.

Т. Н. Сидорова выделяет когнитивные, мотивационные и поведенческие аспекты ответственности [7].

Н. М. Тен выделяет четыре компонента, отмечая, что ответственность, как отношение к действительности, включает в себя рациональный, эмоциональный и волевой компоненты, которые выступают и проявляются в

действиях личности [10].

Т. Г. Гаевая определяет качество моральной ответственности как интегральное системное качество личности, в котором сфокусированы ее субъективные положительные отношения к людям, к обществу, природе,

Отдельные характеристики ответственности изучались автономно. Вместе с тем, недостаточно привлекались к анализу ответственного поведения регуляторные, эмоциональные и продуктивные характеристики, которые были обнаружены при анализе различных свойств личности (Барабаш, Крупнов, Кудинов, Промашкова, Тучак и др.).

В изучении ответственности превалируют аналитические стратегии (в рамках которых накоплен огромный экспериментальный материал) в противовес положению о том, что каждое свойство личности является целостным, системным образованием (Абульханова-Славская, Ломов, Крупнов, Рейнвальд, Фельдштейн).

Попытка преодолеть недостатки аналитических стратегий сделана в рамках целостно-функционального подхода к изучению свойств личности, предложенного А. И. Крупновым. Им же разработана модель системного анализа свойств личности.

В целом же в работах по психологии можно выделить два основных подхода в исследовании ответственности: исследование отдельных аспектов ответственности и системное исследование ответственности.

В исследовании отдельных сторон ответственности выделяют следующие направления:

-соотношение свободы и ответственности;

социальная и личная ответственность;

ответственность как нравственная категория;

соотношение внутреннего и внешнего в ответственности личности;

ответственность как действие;

ответственность с позиции каузальной атрибуции;

Системное исследование ответственности в работах исследователей представлено через:

-анализ взаимодействия функциональных блоков;

системный анализ качества ответственности.

(Материал взят из книги Антропологические основы современной теории и практики образования: Материалы V Международной научно-практической конференции)

Классный час на тему

Задачи: 1) подвести к размышлениям о личной ответственности за свои действия;
2) подвести к пониманию необходимости развивать в себе чувство ответственности;
3) учить определять свою позицию по отношению к различным проявлениям жизни.

Не надо думать, что ответственность придёт к вам сама в дальнейшем вместе с взрослостью. Кто не воспитал в себе чувство ответственности в юном возрасте, тот не научится этому в зрелые годы. Да, пока в основном ответственность за вас несут ваши родители. Но это не значит, что у вас нет никаких обязательств. Ваша учёба, ваше поведение, умение общаться, навыки самообслуживания и многое другое, то, с чем вы войдёте в свою взрослую жизнь – вот в чём есть ваша ответственность.

Употребление спиртных напитков

(Ответы детей) Если подумать, можно сказать, что человек курящий – безответственен, в первую очередь к самому себе, к своему здоровью, затем к близким людям, которые дышат одним с ним воздухом. Человек, который выпивает, также вредит своему здоровью, он как бы снимает с себя ответственность за своё здоровье, за своё будущее, за будущее своих детей. Наркоман ломает не только свою жизнь, но и жизнь окружающих. Таким образом, эти люди снимают с себя свою ответственность за себя и за других людей. Я вам предлагаю проверить свои знания о влиянии разных наркотических веществ на организм человека.

Инструкция. Проставьте по вертикали числа от 1 до 19. Сейчас вам будут зачитываться вслух некоторые суждения, касающиеся наркотических веществ. Если вы считаете утверждение истинным, то рядом с его порядковым номером ставите +, если не согласны, то - .
Тест
Выписываемые врачами наркотические вещества (лекарства) безопасны.

Ничего страшного нет, если взять и смешать лекарства друг с другом.

Табак в сигаретах не является наркотиком.

Однажды употребивший наркотики – навсегда наркоман!

Наркотики не влияют на течение беременности.

Алкоголь является наркотическим веществом.

Люди, которые злоупотребляют наркотиками, вредят лишь себе.

Большинство алкоголиков – пропащие люди и лентяи.

Можно стать алкоголиком, употребляя одно лишь пиво.

Чёрный кофе и хороший душ очень хорошо отрезвляют человека.

На равное количество какого-либо наркотика все люди реагируют одинаково.

Алкоголики пьют ежедневно.

Если родители не пьют, их дети тоже не будут пить, и наоборот.

Алкоголь не повышает температуру тела.

Алкоголь – это стимулирующее, возбуждающее средство.

Большинство лекарств безопасны, например аспирин.

Наркотики разрешают личные проблемы


Правильные ответы (называются с одновременным обсуждением данного ответа).

Неверно – выписываемые наркотические вещества – это тоже наркотики, которые назначаются конкретному лицу при конкретной болезни в конкретное время. Эти наркотики, употребляемые другим лицом в другое время или в сочетании с другими наркотиками, такими как алкоголь, могут стать опасными для жизни.

Неверно – употребление более одного лекарства за один приём может быть крайне рискованным и дать непредсказуемый результат. Нередко смерть человека наступает из-за смешивания разных нарковеществ, включая алкоголь.

Неверно – табак содержит никотин и является наркотиком, который вызывает зависимость. Табак увеличивает пульс, сужает кровеносные сосуды, уменьшает аппетит и изменяет нормальные функции организма.

Неверно – люди, которые пристрастились к наркотикам или не контролируют употребление алкоголя, могут изменять своё поведение при проведении специального лечения и воспитания.

Верно – кофе содержит наркотик – кофеин, который является стимулятором для нервной системы и мозга.

Неверно – все наркотики, включая алкоголь, сигареты и многие другие, имеют опасное воздействие на беременность.

Верно – систематическое употребление алкоголя приводит к физической и психической зависимости от него. И если у взрослого человека алкогольные психозы возникают в среднем через 10 – 15 лет систематического потребления алкоголя, то у подростка – через год – два!

Неверно - кроме себя, они причиняют боль и вред своим семьям и друзьям, сотрудникам по работе и многим другим.

Неверно - около 95-98 % алкоголиков – обычные люди, которые работают, имеют семьи.

Верно – не имеет значения, какой тип алкоголя употребляет человек. Предрасположенность к тому, чтобы стать алкоголиком, сопряжена с личностью. Пиво содержит этиловый спирт, но в меньшем количестве по сравнению с вином или водкой. Например, бутылка пятипроцентного пива по содержанию спирта равна 60 граммам водки. Поэтому люди, пьющие пиво, должны больше его выпить, чтобы опьянеть. Две бутылки пива, с лёгкостью выпитые в жаркий день, - это как 120 граммов, то есть полстакана водки.

Неверно – единственное, что может отрезвить человека, - это время. Избавление организма от 30 г алкоголя занимает у печени примерно один час работы.

Неверно – реакция на наркотик очень индивидуальна. Она зависит от многих факторов, включая общее состояние здоровья, возраст. Толерантность (переносимость), способ приёма наркотика и даже мировоззрение. Большинство доз наркотиков рассчитано, как правило, на мужчин 20-30 летнего возраста, поэтому взрослая доза будет слишком сильной (и поэтому опасной для жизни) для детей или старшеклассников.

Неверно – некоторые алкоголики выпивают только по выходным дням. Некоторые не пьют (воздерживаются) месяцами. Но нередко бывает так, что как только алкоголик выпил, он уже не может остановиться.

Неверно – молодые люди принимают собственные решения, исходя из того, чему они научились в семье, на улице, в школе.

Верно – алкоголь понижает температуру тела. Он вызывает у пьющих ощущение тепла, поскольку кровь приливает к поверхности кожи. Когда это происходит, температура тела понижается. Поскольку тепло на поверхности тела легко утрачивается.

Неверно – алкоголь – это депрессант. Он отрицательно влияет на рассудительность и самоконтроль. Да, сначала он может в какой – то мере повысить настроение, но через определённое время настроение снижается, человек становится раздражительным, вспыльчивым и агрессивным. Именно поэтому часто возникают ссоры, драки между людьми в алкогольном опьянении. Люди в нетрезвом состоянии с лёгкостью идут на преступления, так как утрачивается контроль за свои действия, поступки.

Неверно – даже общеупотребляемые лекарства типа аспирина могут быть вредными для здоровья. Любое лекарство, если оно употребляется неправильно или не по назначению, может быть опасным.

Неверно – люди принимают наркотики разными способами: нюхают, глотают, вводят внутривенно. Зависимость возникает не от способа принятия наркотика, а от него самого.

Неверно – у людей всегда имеются проблемы, и обращение к наркотикам их не разрешает, а скорее порождает новые. Не наркотики разрешают проблемы, а люди. Наркотики создают видимость решения проблем, так как человек, принимающий наркотики, находится в состоянии эйфории и не может верно судить о чём – либо.


Таким образом, вы проверили, насколько верные представления у вас о влиянии наркотических веществах на организм человека. Что – то освежили в памяти, что-то оказалось новым для вас. Но вы должны помнить одну правовую истину: незнание закона не облегчает вашу вину. То есть вы уже сейчас ответственны за свои поступки в отношении к курению, алкоголю, наркотикам. От ваших родителей, от воспитателей, от других взрослых, из телевидения, газет, вы знаете о вреде этих веществ. Выбор за вами.

Есть поучительная притча об ответственности, которую я хочу представить вашему вниманию.

Как-то раз три друга, которым очень не нравилось, как живут в современном мире люди, решили спросить у Бога: отчего же Он допускает все происходящие в мире беззакония. Они вышли в поле и крикнули в небо:

- Господи, если Ты есть и Ты благ и всемогущ, как же Ты допускаешь в мире войны, смерть, насилие, ложь, хаос?!

- А разве вам всё это не нравится? - донёсся до них голос с небес.

-Тогда зачем же вы убиваете, воюете, лжёте, насилуете?… - удивлённо спросил Господь.

- что нового узнали из сегодняшней встречи?

- о чём бы вы хотели поговорить ещё?

Советы вашего Ангела - хранителя. М.: АСТ; Спб.: Сова, 2007. - 336 с.

Кротов В. Массаж мысли. Притчи, сказки, сны, парадоксы, афоризмы. - М.: Совершенство, 1997. - 176 с.

Читайте также: