Как повысить избирательную активность граждан в рф

Обновлено: 04.07.2024

Проблемы и методы повышения электоральной активности молодёжи в Российской Федерации .Одной из актуальнейших проблем на сегодняшний день современного российского общества является нежелание жителей, и молодежи в первую очередь, участвовать в политической и социальной жизни. Многие молодые люди не ходят на выборы, позволяя политической жизни течь в русле, диктуемом другими возрастными группами. Не все молодое поколение, недавно достигшее возраста, дающего активное избирательное право, используют его. Еще меньше тех, кто участвует в выборах в роли кандидатов.

Оценить 876 0

II . Условия, влияющие на электоральную активность молодёжи……….. 5-6

III . Проблемы и методы повышения электоральной активности молодёжи в Российской Федерации ……………..……………………………………… 7-13

IV . Заключение …………………………………. 14

V . Список использованной литературы…………………………………. 15-16

I . Введение.

В современном обществе выборы являются одним из ведущих институтов демократии, так как с ними связана реализация политических прав граждан. Выборы являются главной формой проявления суверенитета народа. Обеспечивают смену правящих элит. В процессе выборов происходит политическая социализация населения, развитие политического сознания и участия. В ходе избирательного процесса граждане усваивают политические ценности и нормы, приобретают навыки и опыт.

Выборы должны опираться на основополагающие начала избирательного права, основными принципами которого являются - всеобщность, равенство, тайна выборов, прямое голосование. Избирательное право регулирует вопросы кто может избираться, кто избирает, порядок голосования, подведение итогов выборов.

Одной из актуальнейших проблем на сегодняшний день современного российского общества является нежелание жителей, и молодежи в первую очередь, участвовать в политической и социальной жизни. Многие молодые люди не ходят на выборы, позволяя политической жизни течь в русле, диктуемом другими возрастными группами. Не все молодое поколение, недавно достигшее возраста, дающего активное избирательное право, используют его. Еще меньше тех, кто участвует в выборах в роли кандидатов.

Молодежь – не только потенциал перемен, но и возможный фактор политической нестабильности. Сегодняшняя молодежь – это не только люди, которые скоро придут в большую политику и будут управлять страной, но и часть электората, пусть и не самая большая и надежная, но зато, возможно, самая потенциально активная.

Участие в выборах – важнейший акт, характеризующий гражданскую позицию и политическую культуру человека.

В наши дни условием эффективного развития электоральной активности является существование объективных знаний о политическом процессе и поведении всех субъектов этого процесса. Актуальность необходимости таких исследований возрастает с каждым днем, особенно, когда статистические данные указывают на снижение интереса общества к политической деятельности и нежелании участвовать в ней. Многие молодые люди не ходят на выборы, позволяя политической жизни течь в русле, диктуемом другими возрастными группами. Не все молодое поколение, недавно достигшее возраста, дающего активное избирательное право, используют его. Еще меньше тех, кто участвует в выборах в роли кандидатов.

Проблема участия молодежи в выборах является сегодня одной из самых актуальных, так как именно эта возрастная группа людей представляет собой социально активную часть населения, более того, перспективную.

Актуальность проблемы исследования обусловлена:

- спецификой поведения различных социальных и социально-демографических групп в избирательном процессе.

- феноменом электоральной пассивности молодежи. Необходимо найти эффективные пути для становления выборов как формы реального политического участия молодых людей.

- необходимостью исследования проблемы электорального поведения молодежи с целью его прогнозирования и регулирования в Российской Федерации.

II .Условия, влияющие на электоральную активность молодежи.

К условиям, влияющим на электоральную активность молодёжи можно отнести политическую, экономическую и социальную обстановка в стране.

Правовая культура общества - это вся сфера материального и духовного воспроизводства права, юридическая практика народа в конкретный исторический период.

Сегодняшнее состояние правовой культуры российского общества напрямую зависит от действующей в стране системы правового воспитания и образования, от требований к уровню правовых знаний работников государственного аппарата, от внимания со стороны общества и государства к деятельности судебной и правоохранительной системы.

Одним из элементов правовой культуры является правосознание. Оно формируется двумя способами: во-первых, под влиянием общества и, во-вторых, при помощи самовоспитания и самообучения.

Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре.

Политическая культура, как и любая другая, характеризует уровень интеллектуального эмоционального развития человека и общества в области политических отношений, она производна от качества и глубины усвоения политических знаний и имеет своим результатом деятельность по преобразованию общественных отношений. Высокая политическая культура общества, в том числе молодого поколения, и является необходимым условием подлинной демократизации, которое означающего широкое участие населения в процессах организации общества и системы власти в нем.

К экономическим условиям относится: низкая заработная плата, безработица, высокие цены и т. п. Так, например, люди с наименьшими доходами - они не живут, а выживают. Поэтому где уж тут думать о предстоящих выборах, кандидатах и их предвыборных программах. Платное образование делает невозможным получение знаний молодежи из малообеспеченных семей, и они идут работать, а те же, кому удалось поступить и окончить высшее учебное заведение, не могут устроиться по специальности.

Уровень социального положения молодых людей и их семей также оказывает влияние на отношение к избирательному процессу. Право избирать и быть избранным существует только у молодых людей, достигших 18 лет. В этом возрасте молодежь более оптимистично настроена, легко поддается каким-либо переменам в государстве и влиянию со стороны рекламы предвыборных кампаний кандидатов, зачастую голосуя не умом, а эмоциями или по примеру родителей и за того же кандидата, которого выбрали они (родители). К тридцати годам молодые люди - набираются жизненного опыта, у них формируется своя жизненная позиция, они точно знают, чего ждут от жизни, делая в соответствии с этим свой выбор. Таким образом, существует прямая зависимость от того, на сколько обдумано сделан выбор от возраста молодого человека.

III . Проблемы и методы повышения электоральной активности молодёжи в Российской Федерации

В Российской Федерации молодежью принято называть социально-демографическую группу лиц в возрасте от 14 до 30 лет. Именно с 18 лет в России гражданин является совершеннолетним и может принимать участие в выборах. 1

От активности этой группы, формирования и проявления ее гражданской и жизненной позиции, от активности ее в электоральном аспекте, зависит дальнейшее процветание государства. Пройдет время, и нынешняя молодежь будет определять будущее страны. От молодых людей зависит, будут ли выборы инструментом манипулирования обществом или действенным инструментом демократии.

Молодежь является поколением, обеспечивающим сохранение целостности нашего общества, посредством принятия участия в его изменении на основе своего инновационного потенциала. Ценностные ориентиры всех социальных групп, в том числе и молодежи, напрямую зависят от экономического и социального развития общества.

Реализация молодежи в общественной жизни находится во власти политики государства по поддержанию активной деятельности всех его социальных институтов.

Выборы являются одним из моментов нравственного, политического самоутверждения граждан.

Выборы – это одновременно и способ политической самоорганизации гражданского общества, и юридически признанная за гражданами возможность быть субъектами государственной власти.

Факторы, влияющие на участие в выборах:

- знакомство с основами участия в жизни общества и демократии еще во время обучения в школе;

- условия окружающей среды и здравоохранения;

-социально-экономические условия, в которых находятся молодые люди.

Можно выделить следующие модели объяснения нежелания участвовать в выборах.

Это объясняет неучастие молодёжи в выборах, исходя из общего неприятия действующей власти и института выборов.

Исходя из этой модели неучастие молодёжи в выборах, объясняется тем обстоятельством, что на политической сцене отсутствуют политические силы, способные представлять и реализовать интересы молодёжи, что неизбежно ведёт к неверию молодых людей в собственные силы.

С одной стороны, эта часть молодёжи считает, что на выборы ходить бессмысленно, поскольку уже всё давно решено, с другой стороны, молодые люди уверены, что один голос - это всего лишь капля в море, и их неявка никак не отразится на результате голосования.

Эта модель характерна для значительной части молодёжи, которая занята своими собственными делами и для которой политическая жизнь вообще не представляет никакого интереса. Это удобная формула, за которой скрывается первая или вторая модель поведения.

Выделяют две наиболее распространенные формы привлечения молодежи к участию в выборах: устную и письменную.

Письменная форма выражается с помощью таких методов, как изучение всевозможной литературы, работа в библиотеках, чтение популярной политической литературы и т. п., то есть, мы имеем дело с письменными либо электронными источниками.

Выражение устной формы – это то, что мы воспринимаем через органы слуха и зрения, когда смотрим телевизор, слушаем радио, участвуем во всевозможных обсуждениях и т. д.

Несомненно, первоочередные меры, должны быть направлены, прежде всего, на правовое сознание молодых людей: низкий уровень электоральной активности этой части населения показывает низкий уровень их правовой культуры, поэтому его необходимо кардинально и качественно повышать.

Изменение социальной структуры молодежи заключается:

Во-вторых, в стремлении самим разобраться в действительном положении дел и приводит это к тому, что социальное мышление юношей и девушек, ориентированных ранее на решение личных потребительских проблем быта и будней, все больше начинает переплетаться с политическим мышлением, которое порождает новые потребности, интересы и ценности.

В-третьих, в повышении информированности о политических процессах, что непосредственно сказывается на образе мыслей и действия молодых людей: уменьшается их конформизм, переоцениваются традиционные схемы объяснения общественных противоречий, ведутся интенсивные поиски новых радикальных решений возникающих вопросов.

Современное поколение молодежи, в основном, ведет пассивный образ жизни, что отражается в том числе и на политической активности. Очень малый процент молодежи ходит на выборы. Опираясь на статистические данные, можно сделать вывод, что наиболее политически пассивным населением в наши дни в России, являются представители молодежи мужского пола.

Одна из главных причин низкой электоральной активности, это то, что молодые люди уверены в том, что им не под силу изменить что-либо.

Отсутствие желания у молодежи в том, чтобы ходить на участки и голосовать проявляется в недоверии к предложенным кандидатурам.

Касаясь вопроса о доверии или недоверии молодых людей к избирательной системе, хочется сказать, что большинство представителей молодежи не верят в соблюдение законов и правил и считают, что все происходит в обход их.

Не маловажно отметить тот факт, что молодежь практически в равной степени как одобряет, так и не одобряет деятельность органов государственной власти.

Обращаясь к проявлению интереса к деятельности органов власти, можно сказать, что большинство представителей современной молодежи периодически интересуется происходящим. Самым распространенным источником информации являются СМИ.

Политическая деятельность и участие в программах политических партий, общественных движений, государственных организаций, несомненно влияет на электоральную активность молодежи.

В нашей стране, как и в любой другой демократической существует большое количество политических партий. Принятие участия в деятельности одной из таких партий несомненно является одной из форм проявления политической активности.

Не секрет, что в наше время, основным проявлением молодежной активности является участие в различных политических и общественных мероприятиях: благоустройстве территории, сборе вещей и средств для малоимущих и т. д. Занимаются подобной деятельности молодые люди по своим личным убеждениям.

Возрастающая роль молодежи в современной российской политике обуславливает проведение мероприятий и компаний, связанных с повышением правовой грамотности и электоральной активности молодежи.

Молодежь не ходит на выборы из-за того, что не доверяет организации выборов. Такая модель объясняет неучастие в выборах исходя из недоверия к власти и неприятия действующего института выборов.

Молодые люди не ходят на выборы потому что им не интересна политика и выборы в целом. Такая модель поведения присуща большинству людей, которые занимаются своими делами и до выборов им нет никакого дела, а политическая жизнь не представляет никакого интереса.

Приведу несколько эффективных методов, способствующих повышению электоральной активности молодых людей: 3

1. Первый метод можно применять к любой возрастной группе. Этим методом является анонимное анкетирование с указанием таких критериев, как: пол, возраст, социальный статус. Подобные опросы можно проводить в людных местах, в местах, где собирается наибольшее количество молодежи. Можно проводить анкетирование в интернете.

2. Вторым методом является метод мотивации. Возможно проведение круглых столов, мероприятий в формате встреч и обсуждения вопросов связанными с политикой и выборами.

Мотивами для голосования могут быть разные доводы, некоторые из них, например:

• Реализация конституционного права избирать и выполнение гражданского долга.

• Шанс сменить правительство в случае недовольства принимаемых им решений.

• Показ недоверия к существующим политикам.

• Самый главный фактор: возможность избрать людей, которые защитят интересы избирателей.

Также, можно организовывать встречи участников Территориальных Избирательных Компаний с избирателями, организовать семинарские занятия, конференции, выставки, конкурсы, форумы.

Можно распечатать памятки для молодых избирателей и инструкции для тех, кто голосует в первый раз.

3. Третий метод – создание специальных обучающих программ, которые дадут возможность тщательнее разбираться в избирательном процессе.

Организаторы из Территориальных Избирательных Компаний объясняют студентам о правилах проведения выборов. В процессе обсуждения студенческая молодежь выражает свое отношение к выборам и политике, объясняет свою точку зрения и негативные, и положительные, в их понимании, стороны.

4. Четвертый метод – сеть Интернет.

Как уже говорилось выше, для решения проблемы необходимо проводить опросы в социальных сетях, но для полной коммуникации с молодежью так же стоит модернизировать сайты Территориальных Избирательных компаний.

Говоря об интернете, достаточно полезным является проведение интернет-акций. Интернет акции являются краткими информационными текстами, несущими в себе максимальную смысловую нагрузку в сжатом формате. С определенным промежутком времени эти баннеры всплывают в социальных сетях по принципу контекстной рекламы, только без поиска по ключевым словам.

Для тех, кто еще не имеет права голоса, то есть молодых людей от 14 до 17 лет включительно, возможно проведение уроков по повышению электоральной активности, уроков по избирательному праву с приглашением партийных деятелей или муниципальных служащих.

Можно даже приглашать студентов, обучающихся на факультете Юриспруденции, так как тогда будет легче наладить контакт с молодежью.

IV . Заключение.

Я считаю, что для изменения стиля политической жизни молодежи от пассивного к более активному, необходимо показать молодым людям к чему они могли бы стремиться и готовы были бы идти.

Так каким же образом можно изменить отношение молодёжи к участию в выборах? В ходе изучения литературы я выяснил условия, влияющие на электоральную активность молодежи, формы и методы привлечения молодежи к участию в выборах.

Мною сделаны следующие выводы:

- современное демократическое государство сегодня немыслимо без существования института выборов;

- необходимо дать право молодым на законодательную инициативу;

- не только на федеральном, но и на региональном уровне необходимо создавать целевые программы по обеспечению развития политико-правовой культуры населения (причем, они должны быть направлены в большей мере именно на избирателей, а не на организаторов выборов);

- право голосовать необходимо трансформировать в конституционную обязанность гражданина, закрепив положение на законодательном уровне.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учащимися и учителями для уроков обществознания и дополнительных занятий по правовому просвещению.

V . Список использованной литературы:

1. Алексеев Б.Л., Тихомирова Г.Г. Студенческая молодежь: на пути к новым жизненным ориентациям/По материалам социологических исследований/. Чебоксары, 2004.

2. Алиев Т.И. Формирование политического сознания молодежи в современных условиях. М., 2015.

3. Андреева И.Н., Голубкова И.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей//Социологические исследования. 1989. - № 4.

4. Афанасьев Д.В., Мехова А.А. Теории электорального поведения и факторы, влияющие на избирателей // Политическая жизнь региона: Электоральное поведение россиян. Обеспечение избирательных прав органами конституционной юстиции. – 2014. –Выпуск 5.

6. Гимпельсон В., Чугров С. Модели электорального поведения российских регионов // Мировая экономика и международные отношения. – М., 2015. – №4.

7. Голосов Г. В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов // Полис. — 2007. - № 4.

8. Конституции РФ, ст. 32.

9. Малькевич А. А. Проблемы повышения электоральной активности молодежи: опыт избирательных кампаний последних лет // Проблемы развития политических коммуникаций в условиях демократизации и глобализации общества. Материалы межвузовской научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во МИЭП, 2016.

10. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Методология целостного подхода в социологии молодежи // Россия: новые цели и приоритеты / Под редакцией Г.В. Осипова, В.Н. Кузнецова, В.В. Локосова. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2006.

2 Малькевич А. А. Роль молодежи в современном политическом и избирательном процессе в России // Гражданские свободы и образование на рубеже веков и континентов. Материалы международной конференции. - Екатеринбург: ЕОМА "Профессионалы за сотрудничество", 2000.


КАК ПОВЫСИТЬ АКТИВНОСТЬ ИЗБИРАТЕЛЕЙ НА МЕСТНЫХ ВЫБОРАХ.

В связи с принятием закона об отмене порога явки на голосование необходимо выработать механизм повышения активности избирателей, особенно на местных выборах.

Для этого нужны предложения, способные привлечь заинтересованное внимание населения к результатам избирательного процесса, изжить засорившие нашу жизнь "черные" политтехнологии подкупа избирателей.

Это вполне возможно сделать путем создания избирательных округов первичного уровня на базе окружных ТОС (органов территориального общественного самоуправления), которые в соответствии с п. 7 статьи 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделены большими правами для выражения интересов населения. Они могут быть юридическими лицами и использовать законную возможность вносить на рассмотрение и утверждение проекты муниципальных правовых актов, в том числе и по формированию бюджетов, выработке социальных программ.

Что сегодня наиболее остро волнует население? Прежде всего это жизнеобеспечение территорий: вопросы ЖКХ, обустройство и санитарное состояние придомовых территорий и улиц, утверждение здорового образа жизни. К решению этих вопросов и нужно активно привлекать самих граждан, которые в ходе такой повседневной работы могут дать оценку деловой активности тех или иных общественных деятелей, претендующих на депутатское место.

Окружные ТОС могут также взять на себя и функции клубов избирателей на весь период между выборами. На заседаниях клубов можно проводить ежеквартальный, полугодовой и годовой анализ деятельности депутатов округа всех уровней, осуществлять повседневный контроль за ходом выполнения наказов избирателей, вырабатывать коллективные оценки деятельности депутатов, а также формировать предложения по лучшим кандидатам на будущие выборы.

Этим клубам по силам обеспечить контроль за состоянием списков избирателей, проведение разъяснительной и организационной работы по предотвращению "черных" выборных технологий и особенно подкупа избирателей, дабы все хорошо поняли, что продажные избиратели получают и продажных депутатов.

Но постоянной заботой клубов избирателей все-таки остается контроль за соблюдением устава муниципального образования как самими гражданами, так и местными властями. Нужно прежде всего озаботиться тем, чтобы в уставах муниципалитетов было как можно больше демократизма. Случаи, когда депутаты под давлением руководства исполнительной власти всячески ужимают демократию в уставных документах, противоречат букве и духу Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию РФ, где сделан упор на расширение демократизма в нашей повседневной жизни.

К сожалению, в уставах некоторых муниципалитетов количественный состав групп населения, осуществляющих права на внесение проектов решений в представительный орган местной власти и на изменения в устав, определен в пять тысяч человек. Эту цифру трудно назвать демократичной, тогда как, по моим наблюдениям, вполне можно было ограничиться и одной тысячей.

Федеральное законодательство крайне усложнило процедуру отзыва главы муниципалитета и депутата представительного органа. Сложности этих процедур являются, по сути дела, самообманом, поскольку не только не способствуют повышению авторитета власти, а, напротив, резко снижают уровень ответственности местных властей перед населением и, следовательно, уровень активности избирателей.

Для выполнения перспективных задач движения к гражданскому обществу нужно привлекать к местному управлению как можно больше активных, профессионально подготовленных и авторитетных граждан. С этой целью в статьях уставов о количественном составе представительного органа необходимо определять максимально возможное количество депутатов. Бесспорен и тот факт, что большим составом депутатского корпуса администраторам манипулировать труднее, а коррупционерам сложнее покупать их голоса.

И вообще для повышения межвыборной активности избирателей необходимо иметь сильные, подробно расписанные уставы муниципальных образований, с помощью которых местную власть можно заставить настойчиво и повседневно трудиться над повышением качества жизни населения, добиваться заметных положительных результатов. А для этого устав муниципалитета следует подкрепить целым набором регламентов действий исполнительных органов местной власти, которые станут практическим руководством к действию, своего рода "дорожной картой" для местных чиновников, включающей стройную систему жестких и детально изложенных официальных процедур. При точном выполнении этих документов

можно действовать своевременно и в точном соответствии с интересами граждан.

Руководители и рядовые служащие муниципалитета должны твердо знать, что за нарушение любого положения устава муниципалитета, содержащего обязательства местной власти перед жителями, они по заявлению граждан неизбежно понесут ответственность в административном или судебном порядке, вплоть до снятия с работы, возмещения материального ущерба, морального вреда и упущенной выгоды.

Я вижу необходимость того, чтобы кандидаты на выборные должности и в депутаты всех уровней представительной власти вступали с избирателями в договорные отношения с указанием сроков и качества

реализации принятых на предвыборных собраниях наказов граждан, а также установления порядка проведения ежеквартальных отчетов о ходе их выполнения.

Особенно печально то, что с победой на выборах нового руководителя нередко нарушается преемственность власти. У нас стихийно утвердилась американская система подбора кадров, при которой пришедший к власти руководитель производит почти полную смену существующего аппарата управления. По этой причине нередко образуется опасная смесь хаоса и паралича власти, коррупционных явлений и служебного протекционизма. Власть еще "не в курсе" проблем, а уже торопится принимать управленческие решения без оценки их реальных последствий, что негативно сказывается на положении населения.

Хочется заметить, что в Англии, к примеру, давно отказались от таких тотальных перемен и перешли к вполне оправдавшейся на практике системе, при которой высококвалифицированный и проверенный аппарат с приходом нового главы исполнительной власти остается и продолжает полноценно работать. В таком случае добропорядочные и знающие чиновники действуют с полной уверенностью в прочности своих позиций и действуют, обеспечивая максимальную результативность функционирования

всей системы управления.

Отсутствие в муниципалитетах подробно расписанных и подлинно демократических регламентов, то есть правил организации и функционирования местной власти, чрезвычайно больно бьет не только по населению, но и по депутатам. Лишенные необходимого контроля снизу и со стороны депутатов, руководители исполнительной власти нередко начинают игнорировать мнение населения, предложения законодателей, решения судов и даже действующие правовые акты. И потому на заседаниях представительных органов власти нередко господствует безропотное выслушивание депутатами разного рода комментариев главы исполнительной власти по любым своим поправкам и инициативам. Мало того, депутаты позволяют покрикивать на себя и даже соглашаются с требованием не перечить руководителю муниципалитета. Отсюда неизбежно вытекает верный вывод о том, что ничего, кроме пустой депутатской риторики про защиту интересов жителей, от такого состава представительного органа не дождешься. И если в таких условиях находятся депутаты, которые проявят подлинную заботу об избирателях независимо от своего "рейтинга" у главы муниципалитета, то они заслужат подлинное уважение и доверие населения.

кандидат философских наук, доцент кафедры государственного управления ТвГУ

Читайте также: