Воспитательный центр как новый вид исправительного учреждения для несовершеннолетних осужденных

Обновлено: 19.05.2024

Форма – способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением. Содержание – единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в форме и неотделимое от неё[87].

Отношение формы и содержания характеризуется единством, отражая взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности. Однако это единство является относительным.

Во взаимоотношении содержания и формы содержание представляет подвижную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета.

Педагогический процесс в ИУ имеет своё содержание и соответствующую ему форму. Изменение в содержании любой составной части исправления осуждённых (трудовом, нравственном, правовом и т. д.) неизбежно влечёт за собой определённые изменения и формы воспитательных воздействий. Форма зависит от содержания, но и обладает относительной устойчивостью и самостоятельностью.

В теории исправления осуждённых существует множество классификаций форм воспитательных воздействий на осуждённых, произведённых по разным основаниям. Наиболее общей является следующая классификация форм: индивидуальные, групповые, коллективные и массовые[90]. Эта классификация основана на объекте педагогического процесса.

Основу индивидуальной воспитательной работысоставляют индивидуальные формы педагогических воздействий. Они применяются с учётом индивидуальных особенностей личности. Индивидуальные формы педагогического взаимодействия осуществляются в основном через индивидуальную воспитательную работу, которая, как свидетельствуют теория и практика исправления осуждённых, является важнейшим направлением деятельности исправительных учреждений и базируется на индивидуальном подходе. Индивидуальный подход как принцип педагогики предполагает организацию педагогического воздействия на конкретного осуждённого, основанного на всестороннем знании личности и условий жизни. Индивидуальная работа проводится в течение всего периода взаимодействия с осуждённым, поэтому её можно определить следующим образом: индивидуальная воспитательная работа с осуждённым – это комплекс целенаправленных воздействий субъекта на объект, результатом которых является изменение (исправление) личности осуждённого. Следовательно, объектом индивидуальной работы выступает конкретный осуждённый, а субъектом – не только отдельный сотрудник – воспитатель осуждённых, но и коллектив осуждённых, группы и отдельные, положительно направленные осуждённые, а также представители благотворительных, общественных, религиозных организаций (объединений) и родственники осуждённых[91].

Индивидуальная работа предусматривает изучение личности осуждённых, прежде всего характера и направленности совершённого преступления, составление программы индивидуальных воспитательных воздействий на каждого человека, организацию самовоспитания и т. п.

Формы, в которых осуществляется воспитательное воздействие в процессе индивидуальной работы – аттестование осуждённых; дисциплинарная практика; индивидуальное шефство; самовоспитание; индивидуальная беседа; переписка с родственниками; общественные и личные поручения; вовлечение осуждённых в общественно полезную деятельность; контроль за поведением осуждённых.

Как уже отмечалось ранее, в рамках реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года разрабатываются индивидуальные формы работы, обеспечивающие оказание социальной, психологической и педагогической помощи каждому осуждённому с учётом его характеристики.

В приведённом определении можно выделить несколько заложенных в него смысловых компонентов. Прежде всего, это механизмизменения условий отбывания наказания, т. е. некая процедура, соблюдение которой является обязательной для принятия решения об изменении правовых ограничений для осуждённых. Этот механизм предполагает сбор документов, характеризующих поведение осуждённого, порядок рассмотрения личного дела, принятие решения об изменении условий и т. п. Во внимание принимаются условия отбывания наказания как среда нахождения осуждённого, которая может оцениваться им и окружающими с положительной или отрицательной стороны. С правовой точки зрения, среда отбывания наказания определяется различными видами режимов, видами исправительных учреждений, которые могут улучшать или ухудшать положение личности вследствие правовых ограничений и (или) дозволений, т. е. быть благоприятной или неблагоприятной[95].

Объектом воспитательного воздействия при групповых формах является группа и личность в группе. Воспитатель организует воздействие не на личность непосредственно, а на группу. В процессе проведения диспута или беседы на нравственную тему важно вызвать в группе благоприятный настрой, используя для этих целей внушение, доказательство, пример собственного поведения.

В коллективных формах воздействия объектом являются коллектив и личность в коллективе. Включение личности в систему коллективных отношений способствует проявлению её индивидуальных свойств и качеств. Организуя воспитательное воздействие на коллектив осуждённых, воспитатель-сотрудник должен знать и коллектив как группу людей, и каждую личность в нём, используя при этом организационное влияние коллектива на своих членов через систему требований, правил поведения, традиций.

Формами коллективного воздействия являются собрания бригады, отряда, класса, День отряда, лекция, диспут, викторина, выпуск стенной печати и оформление наглядной агитации и т. д.

Объектом массовых форм воздействия является масса осуждённых, как правило, в масштабе колонии. Основу таких форм составляют такие мероприятия, как митинги, общие собрания, торжества, посвящённые знаменательным датам, спартакиады и т. д.

При развитых коллективных отношениях в массовых формах воздействия отражаются перспективы развития, цели и результаты деятельности коллективов отрядов колонии. Они являются ожидаемым событием, в подготовке которого участвует большинство осуждённых. Во избежание формализма в проведении массовых мероприятий необходимо применять принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

Результативная организация педагогического процесса в ИУ предполагает оптимальные соотношения индивидуальных и групповых (коллективных, массовых) форм воспитательных воздействий на осуждённых. Нужно отметить, что действенность всех форм в решающей степени зависит от личности воспитателя.

В процессе исправления нельзя ограничиваться какой-либо одной формой воспитательного воздействия на осуждённых. Важнейшее требование к воспитательной работе – это применение разнообразных форм её организации и постоянное их совершенствование. Несмотря на многообразие и сложность форм воспитательных воздействий на осуждённых, все они служат общей цели – исправлению лиц, лишённых свободы.

Раздел IV. Содержание воспитательной работы
с осуждёнными в исправительных учреждениях


Аннотация
В статье раскрываются особенности процесса исправления несовершеннолетних осужденных в условиях пенитенциарного учреждения, приводится их социально-педагогическая характеристика, выявляется специфика применения некоторых средств исправления лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательной колонии.

Gorina Elena Evgenevna 1 , Kapustin Kirill Vyacheslavovich 2 , Yershov Sergey Vladimirovich 3
1 Vladimir Juridical Institute of the Federal Penitentiary Service, Senior Lecturer of Department of Penitentiary Pedagogy, Psychology and Social Work, PhD in sociology, senior lieutenant of internal service
2 Vladimir Juridical Institute of the Federal Penitentiary Service, Lecturer of Crime Detection Department, captain of internal service,
3 Vladimir Juridical Institute of the Federal Penitentiary Service, 5th year Cadet, second lieutenant of internal service


Abstract
The features of process of correction of the minors condemned in the conditions of penal institution reveal in article, their social and pedagogical characteristic is provided, the specifics of application of some cures of the minors condemned come to light.

Современная пенитенциарная система России состоит из разных видов исправительных учреждений, в число которых входят и исправительные колонии для содержания несовершеннолетних осужденных. Безусловно данные исправительные учреждения обладают спецификой ввиду содержания в них несовершеннолетних, исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении которых, во многом отличается от других категорий специального контингента.

В настоящее время в составе Федеральной службы исполнения наказания России функционируют 36 воспитательных колоний, расположенных в 36 субъектах Российской Федерации. Из них 33 колонии – для содержания несовершеннолетних осужденных мужского пола и 3 колонии (в Белгородской, Рязанской и Томской областях) – для содержания несовершеннолетних осужденных женского пола. На 1 января 2015 года в данных исправительных учреждениях отбывали наказание 1776 осужденных, в том числе 95 осужденных женского пола. [1]

Стоит отметить, что в последние годы в России наметилась устойчивая тенденция к снижению количества несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности и, соответственно, содержащихся в воспитательных колониях. Согласно статистической отчетности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2011 году было осуждено 38287 несовершеннолетних, в 2012 году – 32572 несовершеннолетних, в 2013 году – 29200 несовершеннолетних, в первом полугодии 2014 года – 10065 несовершеннолетних. [2] В это же время в воспитательных колониях ФСИН России содержалось: в 2011 году – 3004 человек, в 2012 году – 2354 человек, в 2013 году – 2021 человек, в 2014 году – 1774 человека. [3]

На наш взгляд, данную тенденцию можно объяснить, с одной стороны, низкой рождаемостью в России в период с 1993 года по 2006 год включительно, названный отечественными социологами и демографами периодом демографической ямы, а с другой – гуманизацией политики уголовных наказаний в отношении лиц, совершивших преступления, и в особенности, в отношении таких категорий, как женщины и несовершеннолетние.

Деятельность исправительных учреждений и правовое положение осужденных в России регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом. Одной из приоритетных целей функционирования уголовно-исполнительной системы законодатель определил исправление осужденных, уделив особое внимание средствам исправления. В действующем уголовно-исполнительном законодательстве России их выделено шесть: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. [4]

Безусловно, необходимость исправления осужденного особенно остро ощущается именно в воспитательных колониях, т.к. воспитание будущего поколения, в т.ч. и его представителей с девиантным и даже делинквентным поведением, обеспечение перехода представителей данной социальной группы из состояния маргинальности в социальные группы, обеспечивающие стабильное развитие страны, [5] на протяжении всей истории человечества остается одной из наиболее приоритетных задач.

Построение процесса исправления личности на высоком качественном уровне предполагает выявление специфических социально-педагогических характеристик воспитуемого объекта. В отношении осужденных принято выделять социально-демографическую, криминологическую и социально-психологическую характеристики.

Социально-демографическая характеристика предполагает выявление возраста, особенностей семейного воспитания и уровня образования несовершеннолетних осужденных.

Из статистических данных ФСИН России следует, что из 1774 несовершеннолетних, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, основную массу составляют осужденные в возрасте от 16 до 17 лет включительно (1242 человека). [6]

Основным агентом социализации личности является семья. Социологи, педагоги, психологи и другие специалисты, конфликтные отношения между родителями, насилие, агрессию, алкоголизм, наркоманию, асоциальный образ жизни, отсутствие обоих или одного из родителей определяют как наиболее деструктивные факторы, обусловливающие резко негативное влияние на становление личности ребенка. Социально-демографическая характеристика несовершеннолетних осужденных подтверждает это.

Более половины несовершеннолетних осужденных воспитывались в неполных семьях. Наблюдается увеличение доли несовершеннолетних, воспитывающихся в детских домах. Только треть несовершеннолетних осужденных воспитывались в полных семьях, которые в свою очередь имеют ряд неразрешенных социальных проблем – физическое, психическое, сексуальное насилие над одним из супругов или детьми; алкоголизм или наркомания родителей и, как следствие, безнадзорность детей; высокая криминальная зараженность семьи (наличие неоднократных судимостей родителей, создание криминальной династии и т.д.) и др.

Другим социальным институтом, отвечающим за становление личности в обществе, является образование, и связанные с ним агенты социализации – детские сады, школы, учреждения среднего и высшего профессионального образования – выполняют соответствующие функции. Вместе с тем, наблюдается снижение уровня образования несовершеннолетних осужденных. В воспитательную колонию несовершеннолетний может попасть не ранее четырнадцатилетнего возраста, при этом уровень его образования соответствует уровню начальной школы. В последнее десятилетие появились такие несовершеннолетние осужденные, которые вообще не получали образования, т.е. уголовно-исполнительная система столкнулась с последствиями такого явления конца 90-х ХХ века – начала 00-х годов ХХI века, как безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних при отсутствии действенной государственной системы решения этой проблемы. Статистические данные ФСИН России подтверждают это – за 2014 год из общего числа несовершеннолетних осужденных до поступления в исправительное учреждение 259 человек нигде не учились и не работали. [6]

Отсутствие или недостатки семейного воспитания и образования обусловили развитие таких качеств у несовершеннолетних осужденных, как низкие духовно-культурный и образовательный уровни, непосредственным образом предопределяющие поступки несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Кроме того, следует назвать такие негативные социальные явления, характеризующие несовершеннолетних осужденных, как распространение алкоголизма, наркомании и социально значимых заболеваний (главным образом, ВИЧ, туберкулез). Из общего количества несовершеннолетних осужденных, поступивших в воспитательные колонии ФСИН России в 2014 году – 1296 человек имели различные заболевания, из них: 125 человек страдали наркоманией, 71 человек – алкоголизмом, 840 человек имели разные психические отклонения, 9 человек имеют ВИЧ-заболевание. [6]

Криминологическая характеристика несовершеннолетних осужденных предполагает выявление основных составов, причин и особенностей совершения преступлений. Из общего количества осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, градация по составам преступлений выглядит следующим образом: отбывают наказание за кражу – 17 %; за грабеж – 16 %; за разбой – 13,1 %; за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – 12,1 %; за изнасилование – 9,6 %; за убийство – 8,7; за прочие преступления – 23,5 %. Ранее отбывали наказание в воспитательных колониях – 47 человек. Ранее имели условную судимость, обязательные или исправительные работы 49 %
от несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы. [1]

Отечественные криминологи отмечают увеличивающуюся жестокость совершения насильственных преступлений несовершеннолетними. Определенное влияние в данном направлении специалисты усматривают в увеличении роли интернета, компьютерных игр, мультфильмов и фильмов, пропагандирующих жестокость и асоциальные формы поведения. Подавляющее число подобных преступлений совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, что является следствием увеличения доли несовершеннолетних осужденных, имеющих алкогольную или наркотическую зависимость.

В большей степени, чем другим возрастным группам осужденных, несовершеннолетним свойственна коллективность совершения преступлений и распространение криминальной субкультуры, объяснение чему можно найти в их социально-психологической характеристике.

Качества личности, определяющие социально-психологическую характеристику несовершеннолетних осужденных, условно можно разделить на две группы:

- общие, свойственные подросткам в силу возраста и развития;

- специфические, свойственные именно тем подросткам, кто отбывает наказание в виде лишения свободы.

Ко второй группе следует отнести высокую криминализацию сознания; низкий духовно-нравственный уровень, самым тесным образом связанный с проблемами допенитенциарной социализации (о чем упоминалось выше) и вытекающие отсюда нравственная неустойчивость, лживость, грубость, превалирование собственных интересов, безответственность, неадекватность реагирования на определенные ситуации, неразвитость моральных саморегуляторов и др. При этом также наблюдаются отрицательное отношение к труду и нежелание изменить асоциальный образ жизни и свойственные последнему поступки.

Анализируя процесс исправления несовершеннолетних осужденных, упомянем, что в воспитательных колониях, как и в других исправительных учреждениях ФСИН России уголовно-исполнительным законодательством установлен определенный порядок исполнения и отбывания наказания (режим).

В виду содержания в воспитательных колониях несовершеннолетних процесс исполнения наказания и правовое положение осужденных отличается от основной массы специального контингента, содержащегося в местах лишения свободы.

В отличие от других исправительных учреждений ФСИН России в воспитательных колониях устанавливаются 4 вида условий отбывания наказания, в соответствии с которыми определяется объем прав и свобод осужденного в исправительном учреждении, а именно: строгие, обычные, облегченные и льготные, в то время как в других исправительных колониях действуют 3 вида условий (строгие, обычные, облегченные).

Считаем целесообразным рассмотреть именно льготные условия отбывания наказания, поскольку в действующем уголовно-исполнительном законодательстве они предусмотрены только для несовершеннолетних осужденных.

Осужденному, отбывающему наказание в льготных условиях, разрешается расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на его лицевом счете без ограничения, а так же иметь шесть длительных свиданий в течение года с проживанием за пределами воспитательной колонии и краткосрочные свидания без ограничения их количества.

Несовершеннолетнему осужденному, отбывающему наказание
в льготных условиях, может быть предоставлено право по постановлению начальника воспитательной колонии проживать в общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации исправительного учреждения. В этом случае ему также разрешается пользоваться деньгами и носить гражданскую одежду.

Следует отметить, что для несовершеннолетних осужденных предусмотрены специфические меры поощрения и взыскания по сравнению с взрослым специальным контингентом. Отличными мерами поощрения несовершеннолетних осужденных являются: предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников данной колонии; предоставление права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников; досрочный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные.

Отличными мерами взыскания несовершеннолетних осужденных по сравнению с взрослым специальным контингентом являются: лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца или водворение в дисциплинарный изолятор на срок до семи суток с выводом на учебу. [4]

При исполнении наказания в воспитательных колониях большое внимание уделяется образовательному процессу. Такое положение обусловлено тем что, у лиц, прибывающих в воспитательную колонию очень низкий уровень знаний, а в некоторых случаях вообще их полное отсутствие. Несовершеннолетние осужденные, не имеющие основного общего образования, в обязательном порядке зачисляются в общеобразовательную школу. Зачисление проводится на основании имеющихся в личных делах осужденных документов об образовании. Если документы отсутствуют, то проводится аттестация, на которой присутствует весь педагогический коллектив воспитательной колонии. На основании заключения аттестационной комиссии воспитанник зачисляется в школу в соответствующий его уровню знаний класс.

Еще одним средством исправления несовершеннолетних осужденных является привлечение общественности. В каждом исправительном учреждении для содержания несовершеннолетних действует попечительский совет. Основной целью совета является оказание помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса, укреплении материально-технической базы, решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц. В целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации воспитательных колоний при отрядах колоний могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. [7]

Если говорить о воспитательной работе, то наиболее актуальными направлениями, исходя из их социально-педагогической характеристики несовершеннолетних осужденных, являются:

- правовое: способствует приобретению знаний об особенностях взаимоотношений личности и государства, возможностях самого осужденного в трудовой, семейной, жилищной сферах жизнедеятельности, в сфере социальной защиты и социального обеспечения;

- трудовое: обеспечивает приобретение знаний и навыков выбора будущей профессии в соответствии с интересами рынка труда (тот факт, что российская система профориентации несовершеннолетних не всегда отвечает требованиям отечественного рынка труда, еще больше увеличивает актуальность данного направления [8]), взаимодействия с работодателем, способствует получению необходимых умений и навыков по определенной профессии;

- политическое: позволяет вовлекать несовершеннолетних в обсуждение глобальных и общенациональных проблем, развивает способность к логическому мышлению и рассуждению, способствует формированию патриотических установок личности;

- патриотическое: значительным образом расширяет круг знаний об истории собственной страны, особенностях ее существования и развития, способствует формированию духовно-нравственных качеств;

- религиозное: способствует формированию духовно-нравственных качеств личности, обусловливает приобретение навыков саморегуляции и самокритики, расширяет знания о традициях народностей, проживающих на территории страны, профилактирует распространение экстремизма в среде несовершеннолетних осужденных;

- духовно-нравственное: способствует воспитанию нравственных чувств, обучению несовершеннолетних этическим нормам, формированию морально-нравственных качеств, принимаемых социумом;

- физическое: способствует приобщению несовершеннолетних осужденных к занятиям физической культурой и спортом, дисциплинирует, укрепляет здоровье;

- формирование основ здорового образа жизни: помимо предыдущего направления включает в себя укрепление у несовершеннолетних осужденных целевых установок трезвого образа жизни, профилактики заболеваний, передающихся половым путем, личной гигиены, здорового питания и т.д.

- семейное воспитание: особенно актуально в женских колониях, способствует формированию нравственных идеалов в сфере полового поведения воспитанниц, обучению основам взаимного общения в семье, особенностям ролевого распределения обязанностей внутри семей;

- нравственно-эстетическое: также наиболее актуально в женских воспитательных колониях, способствует развитию у осужденных чувства красоты, обеспечивает приобретение ими знаний о различных видах искусства, формирует стиль и манеру поведения и т.д.

Таким образом, в данной статье рассмотрены основные особенности процесса исправления, организуемого в воспитательных колониях ФСИН России. Безусловно, несовершеннолетние осужденные представляют собой специфический специальный контингент. Возраст обусловливает особую актуальность организации на высоком уровне воспитательной работы с ними. В данном направлении делаются попытки реформирования уголовно-исполнительной системы: воспитательные колонии планируется перепрофилировать в воспитательные центры, во главу угла которых ставится социально-педагогическая составляющая. Данный проект испытывает ряд трудностей, в том числе законодательного характера: так, по настоящий момент не внесены необходимые изменения в уголовно-исполнительный кодекс РФ, обеспечивающие правовое положение данного вида пенитенциарных учреждений. Однако можно говорить о том, что без построения комплексной системы исправления невозможно обеспечить эффективное сопровождение процесса ресоциализации личности несовершеннолетнего осужденного.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

6.3. Воспитательная работа в исправительных учреждениях

Особенности воспитательной работы в исправительных учреждениях обусловлены тем, что она проводится в местах лишения свободы и с лицами, совершившими преступление. Поскольку воспитательная работа организуется в специальных условиях с лицами, преступившими закон, наиболее важные вопросы подлежат правовой регламентации. Однако вследствие того, что она в основном носит педагогический характер, законодатель не преследует цели урегулировать все формы и методы ее организации. Наоборот, администрации исправительных учреждений, особенно сотрудникам воспитательной службы: начальникам отрядов, воспитателям в колониях для несовершеннолетних предоставляется возможность творческого применения наиболее эффективных средств, методов и приемов педагогического и воспитательного воздействия, если они не противоречат закону и требованиям режима наказания.

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы должна быть направлена на достижение целей исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений с их стороны.

Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания.

Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие которых обязательно для осужденных. В распорядке дня также должно быть отведено определенное время на проведение различного рода религиозных служб, чтений, занятий и других мероприятий религиозного характера. При этом целесообразно не совмещать его по времени с проведением иных массовых мероприятий. Отправление религиозных обрядов – дело сугубо личное (в том числе и выбор религии, религиозные течения, формы обрядов т.п.), и командование со стороны администрации учреждений просто недопустимо.

В законе закрепляется (точнее развивается) принцип дифференциации и индивидуализации воспитательного воздействия: воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершения ими преступлений.

Персонал исправительных учреждений в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы осуществляет нравственное, правовое, трудовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных, способствующее их исправлению.

Нравственное воспитание осужденных в исправительной (пенитенциарной) педагогике рассматривает сквозь призму формирования всей личности осужденных, их жизненной позиции. Воспитание такой позиции является делом исключительно важным и сложным, ведь именно отсутствие устойчивых нравственных начал и привело осужденных к преступлению.

Правовое воспитание осужденных предполагает формирование у них правосознания, включающего знание принципов и норм права, а также убеждение в необходимости следовать им. Кроме того, оно предполагает организацию правомерного, ответственного, социально активного поведения. В этой работе внимание следует обращать, прежде всего, не на знание осужденными правовых норм (при всей важности таких знаний), а на формирование у них уважения к закону, понимания необходимости следовать предписаниям правовых норм, несмотря на распространенные ныне в обществе нигилистическое отношение к законности и веру во всемогущество денежного мешка.

Трудовое воспитание осужденных представляет собой процесс закрепления или формирования трудовых навыков и умений, психологической готовности к труду, нравственное к нему отношение, осознание потребности трудиться.

Религиозным воспитанием и просвещением в местах лишения свободы занимаются различные религиозные организации. Но в этой работе необходимо проявлять определенную осторожность. Нельзя командными методами приучать человека к религии, введя в ранг обязанности посещать религиозные обряды, изучать вероучения; тем более недопустимо вводить в программу требования изучать православие в обязательном порядке, а иные вероучения по желанию. Кроме протеста, игнорирования и недовольства такая практика ничего другого вызвать не может. Только спокойная, вдумчивая, кропотливая и долгая работа может дать положительные результаты в такой деликатной сфере жизнедеятельности человека и общества.

В исправительных учреждениях достаточно много внимания уделяется физическому воспитанию осужденных, для чего в каждом из них создается необходимая спортивная база (за исключением тюрем и колоний особого режима). Причем в ряде исправительных учреждений, особенно в воспитательных колониях, где позволяют площади, имеются достаточно хорошо оборудованные спортивные площадки и спортивные залы. Среди осужденных в основном культивируются игровые и силовые виды спортивных занятий. С точки зрения обеспечения безопасности нецелесообразно проводить занятия по борьбе всех видов, боксу, метанию диска, молота и копья, прыжкам с шестом и некоторым другим видам спорта.

Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания Формы проведения этой работы могут быть массовыми, групповыми и индивидуальными, они реализуются на основе педагогических и психологических знаний и методов воздействия.

В воспитательной работе с осужденными заметное место отводится участию в самодеятельных организациях, которые организуются в исправительных и воспитательных колониях. Эти организации создаются для решения внутриколлективных проблем самых осужденных, возникающих в процессе совместной жизнедеятельности в исправительном учреждении. Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на исправление осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям. Перед самодеятельными организациями осужденных могут стоять и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания.

В целях поддержания надлежащего порядка в исправительных учреждениях, стимулирования осужденных к правопослушному поведению применяется развернутая система мер поощрения и взыскания.

Меры поощрения к осужденным применяются за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активно участие в работе самодеятельных организаций и в проводимых воспитательных мероприятиях.

К осужденным, отбывающим лишение свободы, применяется следующая система мер поощрения:

б) награждение подарком;

в) денежная премия;

г) разрешение на получение дополнительной посылки или передачи;

д) (утратил силу – ФЗ от 08.12.2003 № 161-ФЗ);

е) предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания;

ж) разрешение дополнительно расходовать деньги в сумме до одной четверти минимального размера оплаты труда на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости;

з) увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях и тюрьмах, до двух часов в день на срок до одного месяца;

и) досрочное снятие ранее наложенного взыскания.

Статья 115 УИК РФ определяет меры взыскания, которые могут быть объявлены осужденным; они выносятся за нарушения установленного порядка отбывания наказания и включают:

б) дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей;

в) водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток;

г) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима – в одиночные камеры на срок до шести месяцев;

д) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года;

е) перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев.

Современное общество и Русская Православная Церковь уделяют все большее внимание проблемам, связанным с духовно-нравственными и морально-этическими аспектами воспитания несовершеннолетних. Церковь считает своим долгом участвовать в создании, развитии и духовном сопровождении таких учреждений, поскольку религиозность воцерковленного человека дарует ему надежду на лучшее и способна помочь обрести свой путь к праведной и законопослушной жизни. Вместе с тем исправительные учреждения, призванные социализировать малолетних преступников, не могут моделировать жизнь осужденного на свободе, поскольку исполнение наказания определяется пенитенциарными стандартами принудительного режима.

В соответствии с поручением Святейшего Патриарха Кирилла в Синодальном отделе по тюремному служению подготовлены два документа, которые на этой седмице будут рассматриваться на очередном заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви:

  • Концепция создания, функционирования и развития реабилитационных центров для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также освободившихся из мест лишения свободы;
  • Организационные принципы работы православных воспитательных центров для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

Эти документы предусматривают основные принципы оказания помощи подросткам, имеющим конфликт с законом, и при этом выбравшим путь возвращения к правопослушному образу жизни. Комплексный подход к проблеме реабилитации несовершеннолетних позволяет решать соответствующие вопросы, начиная с момента установления правоохранительными органами факта совершения преступления, далее в период отбывания уголовного наказания, и заканчивая оказанием всесторонней помощи после освобождения из мест лишения свободы. При этом подростки, через воцерковление и катехизацию в вере обретшие желание встать на путь исправления, привлекаются к участию в различных реабилитационных курсах.

Значительная часть подростков стремится к улучшению своего социального статуса, самоутверждению среди сверстников и взрослых. Но каждый из них помышляет о прощении через освобождение, надеется на доброе и понимающее к ним отношение. Однако не все желания заключенных несовершеннолетних выполнимы. Сегодня место доверительного человека для них зачастую занимают только сотрудники исправительного учреждения, проводящие с ними значительную часть времени, но воспринимаемые нередко как представители недружественного по отношению к ним карательного аппарата.

И вот здесь Церковь может и должна воздействовать на сердца подростков, чтобы облегчить их пребывание в колонии, помочь осознать свое преступление, раскаяться и встать на путь исправления. Если несовершеннолетнему предоставляется возможность выговориться, а в дальнейшем и довериться священнослужителю, то он уже должен быть удостоен внимания и поддержки, потому что имеет стремление к исправлению и покаянию.

Учитывая зарождающуюся при содействии Церкви практику создания реабилитационных Центров для несовершеннолетних (далее — Центр), целесообразно уже сегодня во взаимодействии с уголовно-исполнительной системой обратить особое внимание на духовное окормление учреждений — воспитательных колониях с оставлением за ФСИН России организации надзора и исполнения режимных требований государственного пенитенциарного стандарта. При этом в Центре подростки смогут добровольно получать полноценное общение со священнослужителем. Преимуществом такого варианта являются упрощенный процесс катехизации воспитанников, минимальные материальные затраты и стабильный контакт с человеком, нуждающимся в духовной поддержке.

Реализация Концепции позволит частично или полностью реабилитироваться несовершеннолетним, относящимся к группе риска, за счет привития им морально-нравственных навыков, а при их желании — и основ православной веры.

Нахождение несовершеннолетних в Центре может сопровождаться учебным процессом, в том числе предусматривается обучение профессиональным навыкам рабочих специальностей. Центр не дублирует функций государственных учреждений, предназначенных для детей, имеющих конфликт с законом.

Реализация Концепции призвана заменить негативную среду, окружающую несовершеннолетних, на истинные ценности жизни, скорректировать их поведение и отношения в социуме, и в результате вернуть обществу здорового духовно и нравственно человека.

Концепция разработана и реализуется на основании действующего законодательства Российской Федерации.

Форма реабилитационного процесса осуществляется на основании действующих методических рекомендаций Министерства здравоохранения и социального развития. За основу работы берется педагогический подход, который заключается в том, что несовершеннолетний, который поступил в Центр — не клиент и не пациент. Он — ученик, воспитанник, который пришел обучаться социальным навыкам и получать знания, которые сможет использовать в дальнейшей самостоятельной жизни.

Активную работу с несовершеннолетними, вступившими в конфликт с законом, и членами их семей важно осуществлять с момента попадания в следственный изолятор. Социальное сопровождение подростка и его семьи должно проводиться по индивидуальному плану, который представляет собой комплексный непрерывный процесс:

а) Работу с подростком в СИЗО (психологическое консультирование по запросу несовершеннолетнего, первичное анкетирование);

б) Подготовка досудебных докладов; сопровождение в суде;

в) Консультирование родителей.

Основные направления деятельности Центра организуются по трем программам и осуществляются сотрудниками православного Центра непосредственно в воспитательной колонии (далее — ВК) с осужденными подростками под контролем соблюдения пенитенциарных стандартов со стороны ФСИН России:

Территория свободного общения

Это способствует тому, чтобы определенная часть занятий для осужденных подростков имела направленность некоторой рискованности, которая свойственна данной категории несовершеннолетних преступников и которая, зачастую, бездумно толкает их в омут правонарушений. А занятия, к примеру, на скалодроме, находящиеся в сфере определенного риска, не допускают ослабления внимания не только к своей безопасности, но и своего партнера по спорту, воспитывают в нем ответственность и внутреннюю силу духа, способную подтолкнуть к самостоятельному решению своих внутренних и внешних проблем и препятствий, возникающих на жизненном пути любого законопослушного гражданина.

Занятия должны проводиться (при соблюдении пенитенциарных стандартов) специалистами и волонтерами. Важно привлекать для работы в ВК видных деятелей искусства и спорта.

Карантин

Реабилитационное отделение

Численность занимающихся по отдельным программам может корректироваться в зависимости от возможностей епархии — ее финансовых и человеческих ресурсов.

Работа в воспитательной колонии с осужденными подростками осуществляется под контролем соблюдения режима содержания со стороны ФСИН России.

У нас есть совместный опыт организации Центра социальной адаптации святителя Василия Великого в Санкт-Петербургской епархии, хотя оценка его деятельности со стороны некоторых сотрудников УИС отличается противоречивостью.

Нет сомнений, что инициатива создания такого рода центров, с безусловным участием и сохранением за ФСИН России функций надзора и соблюдения требований государственного пенитенциарного стандарта, будет также поддержана и иными традиционными религиозными объединениями России.

Реализация проекта позволит адаптировать таких несовершеннолетних к полноценной жизни в обществе, привить им навыки здорового образа жизни, развить в них духовно-нравственные качества. Все это отразится на улучшении криминогенной обстановки среди лиц, имеющих конфликт с законом, и приведет к снижению количества повторных преступлений с их стороны.

Благословение Божие да пребывает на вас и ваших трудах по реабилитации подростков, имеющих проблемы с законом.

Читайте также: