Воспитание гражданина и патриота как приоритетная образующая модели школьного воспитания

Обновлено: 02.07.2024

Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства, качеством личности проявляющемся в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине, привязанности человека к родной земле, языку, культуре и лучшим традициям своего народа

Патриотическое воспитание - это часть общегражданской культуры и общегражданского воспитания, опирающаяся на общечеловеческие ценности (жизнь, здоровье, духовно-нравственное воспитание человека, права и свободы личности ).

Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

В настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами.

Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые пока не выработаны.

Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи.

Патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания.

На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации.

На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. Таким образом, патриотизм представляет собой одну из составных элементов структуры общественного сознания, в которой отражено: отношение личности к Отечеству, к Родине, к народу.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования:

- необходимость успешной самореализации личности в период обучения и после его окончания, ее социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда;

- усиление воспитательной функции образования, формирование трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.

Сегодня в системе образования Российской Федерации сложились определенные направления, формы и методы патриотического воспитания детей. Одной из главных задач образования является формирование у них чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор.

Школа - интернат, ведущая работу по патриотическому воспитанию воспитанников, должна воспитывать человека - патриота, который любит свою Родину, учится и трудится на ее благо. Патриотическое воспитание подрастающего поколения представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие воспитанников.

При планировании воспитательной работы учитываются традиционные общеинтернатские и школьные мероприятия, связанные с юбилейными и значимыми государственными датами.

Воспитательная работа включает в себя следующие направления:

• Ценностно - ориентировочная деятельность

• Художественно – творческая деятельность

• Физкультурно – оздоровительная деятельность

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

1. Проведение памятных дней:

- День защитников Отечества.

2. Проведение спортивно-массовых мероприятий:

- проведение спортивных секций;

- работа кружков по интересам;

- национальные виды спорта.

3. Изучение родного края:

- экскурсии в музеи при школе;

- изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств;

- викторины, конкурсы, презентации;

- благоустройство территории интерната;

- создание этнокультурного парка в интернате, где воспитатели проводят свои мастер – классы в чуме, возле чума.

- помни корни свои.

4. Организация конкурсов:

- концертные программы, где дети сами берут инициативу на себя (готовят номера).

Поэтому считаю, что патриотическое воспитание в школе – интернате на данный момент является приоритетной задачей.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

В результате осуществления воспитательной работы ожидается:

- повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с воспитанниками;

- формирование гражданской грамотности воспитанников;

- внедрение новых форм работы и повышение эффективности патриотической работы;

- возрождение духовных ценностей детей улучшение условий для формирования патриотических чувств.

Таким образом, можно сказать, что школа - интернат выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития.

Необходимость воспитать в человеке любовь к Родине ставилась всегда. Ведь на этой основе человек осознает себя как личность - гражданина, берет на себя ответственность перед другими за свои поступки. И, конечно же, лучше всего воспитывать патриотизм именно со школьной скамьи.

Актуальность вопроса воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения обусловлена процессами в мире, на Украине и в российском обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма. Президент В. В. Путин 18 марта 2014 г. впервые публично сказал о том, что западные политики угрожают активизацией деятельности пятой колонны, т. е. деятельности национал - предателей. Кто мог иметься в виду? Очевидно, что лидеры политической оппозиции, возглавляющие массовые митинги и шествия, которые, как правило, направлены на срывы стабильности и смену действующей политической власти. Информационная империя пятой колонны в России работает круглосуточно, калечит миллионы сознаний, прежде всего подрастающего поколения, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции формирующейся личности.

Поэтому сегодня образование призвано способствовать сохранению традиционных позитивных форм патриотического воспитания и поиск новых, современных технологий формирования гражданско-патриотического сознания и поведения у школьников в целях:

* недопущения вовлечения их в экстремистские группировки, которые

маскируются под разного вида спортивные секции, религиозные группы и

* социальной адаптации молодого человека, тем более с ограниченными возможностями здоровья;

* жизненного самоопределения, становления и развития личности ребенка;

* сохранения мирной стабильности.

Предлагаю вспомнить,разобрать ключевые понятия: патриот, патриотизм, гражданственность.

Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества.

В патриотизме заложены высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел. Патриотизм – это стержень духовно-нравственного воспитания, на который ориентированы Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

В современном мире патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, народу, который, возможно,переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор или военные конфликты.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в обществе, к инициативному труду, к реализации прав и обязанностей, а также процесс укрепления ответственности за свой нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

В коррекционной школе-интернате для слабовидящих, умственно отсталых детей, патриотическое воспитание имеет свои педагогические и социально – психологические особенности деятельности, связанные с тем, что сокращение получения информации из внешнего мир, свойственное слабовидящим, умственно отсталым детям, может привести к обедненности их эмоциональной жизни, сужению разнообразных видов чувств. Поэтому важно проводить еще и компенсаторную, коррекционную работу по патриотическому воспитанию.

Все вышеперечисленные доводы доказывают важность и необходимость осуществления гражданско-патриотического воспитания школьников.

Слайд 5. Нормативно-правовой и теоретико-методологической основой гражданско-патриотического воспитания являются:

Федеральный закон от 13 марта 1995г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях России) /с изменениями от 22 августа 2004г. /;

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02. 2011 г. 61).

Слайд 6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы: А. Я. Данилюк, А. М. Кандаков и др.);

Концепция социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области на 2012-2015 годы /А. М. Фактор, м. В. Шакурова, А. В. Енин, Н. С. Кириченкова и др. ;

Рабочие программы воспитательной деятельности по группам, в которых отображена работа по гражданско-патриотическому воспитанию.

План работы школьно-краеведческого музея и др.

Согласно Концепции социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области на 2012-2015 годы инвариантным направлением, (т. е. обязательным) является воспитание гражданина и патриота России.

Проанализировав данную нормативно-правовую базу и уровень формирования высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России мы пришли к необходимости разработки Программы гражданско-патриотического воспитания школьников на 2014-2018 г. г.

Слайд 7. Предлагаю педагогическому Совету проанализировать Программу и рассмотреть возможность принятия ее к реализации.

Цель Программы: развитие системы патриотического воспитания слабовидящих школьников, формирование у детей и подростков патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

воспитание подрастающего поколения в духе любви к Родине, к своему народу, отчему краю, понимания необходимости уважения культуры и духовных традиций, обычаев своего народа;

формирование и развитие патриотических чувств, навыков и привычек проявления гражданско-патриотического сознания и поведения; осознания и принятия ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального русского народа, человечества;

овладение базовыми национальными ценностями (патриотизм социальная солидарность гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество, которые призвана формировать российская школа, которые должны быть присущи гражданину России;

приобщение, включение в различные виды гражданско - патриотической деятельности;

коррекция и компенсация первичных и вторичных отклонений в развитии слабовидящих детей, расширение сфер их деятельности гражданско-патриотической направленности, развитие эмоциональной чувственности;

повышение профессионализма педагогов, реализующих Программу патриотического воспитания;

внедрение в практику новых форм работы по патриотическому воспитанию.

Слайд 8.Сроки и этапы реализации Программы:

I этап – организационно-мобилизационный (2013г.):

поиск форм, методов, способов развития гражданско-патриотического направления;

изучение современных технологий.

II этап – практический (2014 -2017 гг.):

использование на практике форм, методов, приемов развития гражданско-патриотического воспитания;

III этап - итогово-обобщающий (январь-май 2018г.):

обработка и интерпретация данных;

соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;

определение перспектив и путей дальнейшего развития гражданско-патриотического воспитания.

В воспитании патриотизма ничто не является несущественным или малосущественным. Мы не сможем воспитать любви к Родине, не пробудив любви к деревьям, цветам, труду, отчему дому. Нам не воспитать любви к русскому народу, не воспитав любви к людям, окружающим ребенка.

Слайд 9. Поэтому, представленная модель наглядно представляет особенность школьной системы патриотического воспитания. Основным механизмом реализации модели патриотического воспитания являются 7 направлений, действующих в школе-интернате.

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися:

Слайд 10. Получение представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации,гербом и флагом субъекта Российской Федерации в процессе:

-изучение плакатов, картин,

-просмотр и обсуждение DVD фильмов,

-деятельность знаменной группы, группы барабанщиков,

-использование государственной символики на мероприятиях и др.

Слайд 11. Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны,содержанием и значением государственных праздников в процессе:

-просмотр и обсуждение фильмов

-праздники, месячники, посвященные дням воинской славы и памятным датам России.

Слайд 12. Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина в процессе:

-встречи с ветеранами

-путешествия по историческим местам

-поклонение памятным местам, мемориалу павших воинов

-просмотр и обсуждение фильмов

-мероприятия патриотической тематики

-Вахта Памяти и др.

Слайд 13.Освещение подвигов защитников Отечества через:

-Чтение документальной и художественной литературы.

-Встречи с ветеранами и военнослужащими.

-Игры военно-патриотической тематики

-Подготовка статей в газету

-Подготовка презентаций и др.

Слайд 14. Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, Воронежской области, Павловского района. Получение опыта общения с детьми и взрослыми —представителями других национальностей в процессе:

-участие в творческих фестивалях, конкурсах народного творчества,

-изготовление фольклорных поделок, костюмов,

-встречи с представителями народного песенного, танцевального творчества,

-экскурсии в музеи,

- организации и проведения национально-культурных праздников,

- участия в смотрах музеев гражданско-патриотической направленности,

- встречи с историками, этнографами и др.

Слайд 15. Ознакомление с деятельностью общественных организаций и участие в деятельности детско-юношеских движений гражданско-патриотической направленности:

-Общественно полезная деятельность.

-Социально- значимая проектная деятельность и др.

-Участие в праздниках, спортивных мероприятиях, фестивалях, слетах,

Слайд 16. Знакомство с достойными примерами гражданственностии патриотизма сотрудников и выпускников школы:

-встречи, беседы, ознакомление с биографиями

-создание аллеи Памяти и др.

(Выступления педагогов).

Все эти мероприятия очень важны для поколения, не знавшего войны, каждое соприкосновение с живой историей, каждый рассказ о славных страницах нашего народа и государства наполнен особым смыслом для детей. Их участие в конкретных делах способствует гражданско-патриотическому и нравственному становлению личности гражданина, патриота своей страны.

Слайд 17.Программа содержит перечень планируемых результатов реализации Программы:

развитие образовательной системы по формированию и развитию личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, родного Воронежского края,

готовность ребенка к сознательной патриотической деятельности и к выполнению гражданского долга,

сформированность патриотического самосознания, толерантности учащихся в условиях образовательного процесса,

возрастание социальной активности, созидательного вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства,

возрождение духовности. Сохранение лучших исторических и культурных традиций,

Знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, народа.

Патриотическое воспитание – это управление процессом развития личности юного гражданина, патриота через создание благоприятных для этого условий и осуществление диагностики. В Программе представлена разработанная методическим Советом диагностическая программа, которая направлена на изучение количественных и качественных показателей гражданско-патриотического воспитания.

Слайд 18. (диагностическая программа)

- участие в жизни класса, школы;

- участие в школьных, районных, республиканских мероприятиях обучающихся;

- изготовление и представление различных проектов (на бумажных и электронных носителях);

- освоение новых технологий и форм работы по патриотическому воспитанию;

- удовлетворенность обучающихся и родителей проводимой работой (ее организацией, содержанием, методами, задействованностью учеников);

- изменения в гражданской активности учеников и родителей в жизни класса, школы, города;

- повышение статуса класса в школе;

-личностный рост ребенка.

Портрет выпускника начальной школы (в соответствии с ФГОС):

• любящий свой народ, свой край и свою Родину;

• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Слайд 19. На данный период времени, по итогам 1 полугодия, уровень сформированности патриотизма и гражданственности

в 1-4 классах равен 63%, в 5-10 классах -84%.В целом по школе: 74%.

Данные показатели свидетельствуют о том, что процесс гражданско-патриотического воспитания в нашей школе развивается, мероприятия, носят системный характер. Но нам есть к чему стремиться, над чем работать.

В свое время Наполеон Бонапарт говорил, что любовь к Родине – это первое достоинство цивилизованного человека.

Каждое поколение вносит свой вклад в историю страны. Настанет время, и наши воспитанники, став взрослыми, возьмут на себя заботу о своей Родине. И важно, чтобы они были патриотами. Мы не имеем права растить детей Иванами, не помнящими родства.

Но для этого необходимо, чтобы центральной фигурой духовно-нравственной, гражданско-патриотической педагогики стал компетентный, неравнодушный учитель, воспитатель, занимающийся самообразованием, саморазвитием, ибо нельзя передать нравственно-патриотические знания, чувства, если не владеешь ими.

Прикреплённые файлы:

Гражданско-патриотическое воспитание детей средствами физической культуры в старшей группе В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением.


Данная разработка поможет провести анализ патриотического воспитания не только в школе, но и в отдельно взятом классе.

Содержимое разработки

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

Цель педсовета:

Определение состояния патриотического воспитания в школе и способов совершенствования работы в данном направлении.

Задачи педсовета:

обсудить проблемы воспитания патриотизма в условиях образовательного процесса;

проанализировать результаты анкетирования на предмет эффективности патриотического воспитания учащихся школы;

обобщить опыт работы учителей с учащимися по формированию патриотизма.

По мнению советского психолога Льва Семеновича Выгодского, патриотизм включает в себя:

• чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

• уважительное отношение к языку своего народа;

• заботу об интересах Родины;

• осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

• проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

• гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

• гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

• уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

• ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

• гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности

Различают несколько уровней формирования патриотизма

Биологический, по определению Л.Н. Гумилева и других сторонников социально-демографической космической теории, формируется на генно-клеточном уровне.

Психологический уровень патриотизма формируется на основе второй сигнальной системы, описанной И.П. Павловым. Основные составляющие психологического патриотизма как базовая культура формируются в процессе национального воспитания в младшем и среднем детском возрасте.

Духовный уровень патриотизма связан с традиционными верованиями, сформированным неформальным мировоззрением.

Анализируя философские, психологические, педагогические исследования, посвященные изучению различных аспектов патриотизма, позволяет определить его как сложное интегральное психологическое явление, которое включает в себя три аспекта:

когнитивный (знания, представления);

эмоциональный (отношение, чувства);

поведенческий (готовность к действию, установка и непосредственное действие).

Из человека, у которого формируются в результате развития эти три аспекта патриотизма вырастает Патриот.

Согласно толковым словарям

ПАТРИОТ- любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. (толковый словарь Даля)

ПАТРИОТ - (греч. patriotes - земляк). человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. (толковый словарь Ушакова)

Воспитание патриотов своей страны и патриотизма осуществляется через патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины (Леонтьев 2002).

Как один из видов многоплановой и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание:

включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты,

охватывает своим воздействием все поколения,

пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую,

опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов.

Для реализации патриотического воспитания необходимы нормативно-правовые условия. К настоящему времени уже сформирована определенная нормативно-правовая база патриотического воспитания.

Нормативно-правовые условия:

ФЗ№32 от 13.03.95 г.“О днях воинской славы (победных днях) России”(с изм.от 22.08.04 г.);

Письмо МО РФ от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении”;

Письмо МО РФ от 1.03.02 г. №30-51-131/16 “О рекомендациях “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”;

Письмо МО РФ от 15.01.03 г. №13-51-08/13 “О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации” и др.

Письмо МО РФ от 10.05.01г. № 22-06-626 “Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ”.

Письмо МО от 02.04.02г. № 13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении”.

Закон Кемеровской области “Об утверждении среднесрочной региональной целевой программы “Патриотическое воспитание граждан в Кемеровской области на 2011-2015г.”

Программа “Патриотическое и интернациональное воспитание детей и молодежи Топкинского муниципального района на 2011-2015 годы

Патриотическое воспитание осуществляется по следующим направлениям:

Духовно-нравственное, которое предполагает осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Историко-краеведческое, включая система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

Гражданско-патриотическое воспитание, воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиций, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Социально-патриотическое, направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно-патриотическое, ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Героико-патриотическое, составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

Спортивно-патриотическое, направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Для определения сформированности патриотизма у учеников и эффективности патриотического воспитания. Нами была разработана анкета и проведен мониторинг.

В анкетировании приняли участие учащиеся 3, 5, 8, 10 классов.

1 вопрос: Назовите символы нашего государства?


Флаг, герб, гимн -11% -3 кл, 59% - 5кл., 38% -10 кл

Не включили гимн, а выбрали только Флаг, герб 54% -3 кл, 32%, 36% соответственно 5,8,10 классы;

В ответах 3,5,8, классов также символом отмечен двухглавый орел;

5%- 10-ков указали Кремль, Красная площадь

Не смогли ответить на данный вопрос около 5% респондентов;

К символам нашего государства некоторые ребята отнесли президента В.В. Путина, валенки, Тольятти (АвтоВАЗ_ -10-ки),

3-ки указывали: СССР, Россия, Красная звезда, белая полоса, красная полоса, синяя полоса.


В статье идёт речь о роли гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в формировании личности современного школьника.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, патриотизм, гражданственность.

В условиях современного общественного кризиса России, который определяется, прежде всего, кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской беспризорности, детской и подростковой преступности, наркомании, сектантства, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей.

Главной задачей школы является формирование личности, проникнутой духом родной культуры.

Понимая, что в обществе произошло снижение воспитательного воздействия национального фактора на формирование нравственности и патриотизма, необходимо возрождать патриотизм и нравственность в наших детях.Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым России.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. Духовно-нравственное воспитание, будучи стержнем формирования нравственной личности, гражданина и патриота России, является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у детей и подростков высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Говоря о патриотическом воспитании необходимо определить, что такое патриотизм и кого мы можем назвать патриотом. Патриотизм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Понятие патриотизма включает в себя не только любовь к стране, но и к своей малой родине, отчему дому, родителям. Изучая историю своей родины, своего родного края, ученики не только приобретают знания, они знакомятся с отличительными чертами и характером народов, который формировался на протяжении многих столетий. Патриот — человек, тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание, в настоящее времяот школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся.

Для достижения цели по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию школа решает следующие основные задачи:

• изучение истории своего края;

• воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;

•развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;

• создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.

Правильное определение цели и задач работы данных направлений помогает выбрать оптимальные методы и формы организации воспитательных мероприятий: конкурсы сочинений, рисунков, стихотворений, просмотр видеофильмов, экскурсии по родному краю, беседы встречи с интересными людьми.

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание начинается с познания ценности Родины. В процессе развития человек постепенно осознает свою принадлежность к коллективу, классу, школе, народу, Родине. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином страны.

Планирование и организация воспитательной работы в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитаниядолжны содействовать развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей учащихся. Воспитательная работа будет считаться эффективной, если учащиеся овладеют знаниями истории России, познакомятся с традициями и обычаями русского народа и народов, которые проживают на территории России, современно-экономической, социально-политической культурной жизни общества. Если у них будет развито чувство гордости за свою страну – Россию, а идейно-политическое сознание, информационная и правовая культура будут на высоком уровне. Ребята в полной мере должны овладеть знаниями конституции, символики России, стремиться отстаивать свои идеалы, сформировать активную жизненную позицию, участвовать в жизни класса, школы и семьи.

Будущее любой страны, любой нации – это подрастающее поколение. В зависимости от того, как воспитывать детей, как готовить их к взрослой жизни, зависит судьба государства и всех в нем живущих.

Читайте также: