Военнослужащие как субъект социального обеспечения

Обновлено: 06.07.2024

Военнослужащие контрактной службы и члены их семей пользуются установленными Конституцией и российским законодательством правами и свободами наравне с другими гражданами Российской Федерации. Их право на социальное обеспечение закреплено в статье 39 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение.

Правовая защита военнослужащих контрактной службы и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативно-правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанным лицам и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Его элементами в настоящее время являются:

- правовое закрепление порядка и правил предоставления военнослужащим и их семьям прав и льгот, а также обязанности должностных лиц в данной сфере;

- определенный бюджетом и государственными целевыми программами объем материальных средств, направляемых на социально-экономическое обеспечение военнослужащих;

- юридическая ответственность должностных лиц и государственных органов за непредоставление военнослужащим и их семьям законных прав и льгот, а также ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье, достоинство, честь и имущество;

- процедуры обжалования и контроля обеспечения должностными лицами и государственными органами социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.

Вместе с тем специфика возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил, других государственных военных организаций влечет за собой некоторые установленные законами ограничения военнослужащих в общегражданских правах и свободах. Так, свобода передвижения и право на выбор места жительства реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия военнослужащих к месту службы.

Система правовых гарантий - это закрепленные в законодательстве средства (способы), специальные меры, которые призваны непосредственно обеспечить правомерную реализацию и защиту прав и свобод военнослужащих, удовлетворение их интересов, пользование благами.

Среди юридических гарантий прав и свобод следует четко различать условия, которые обеспечивают их правомерную реализацию (гарантии реализации прав) и условия их защиты (гарантии защиты прав).

Правовые гарантии непосредственно связаны с применением правовых норм и выражаются в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и самих военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей предусматривает:

- реализацию прав, льгот, гарантий и компенсаций военнослужащих органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

- совершенствование механизмов и институтов социальной защиты военнослужащих;

- охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

- военнослужащих и членов их семей;

- граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников СНГ, и членов их семей;

- граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах СССР, Пограничных, Внутренних и Железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях СССР, и членов их семей.

В системе органов законодательной власти решением проблем социальной защиты военнослужащих занимаются комитеты
Государственной Думы по обороне, безопасности; делам ветеранов и социальной политике.

Наиболее заметную роль в решении этих вопросов играет Комитет Государственной Думы по обороне. Ему принадлежит основная роль в создании законодательной базы социальной защиты военнослужащих.

В Совете Федерации этими вопросами в той или иной степени занимаются Комитет по вопросам социальной политики и Комитет по вопросам безопасности и обороны.

В системе исполнительной власти общее руководство деятельностью по осуществлению социальной защиты военнослужащих возложено на Правительство РФ.

Круг органов и должностных лиц, занимающихся социальной защитой военнослужащих, определен и статьей 10 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Главенствующая роль в организации социально-правовой работы непосредственно в войсках принадлежит командиру (начальнику).

Пользуясь предоставленными ему правами и выполняя возложенные на него обязанности, командир (начальник) издает приказы и другие акты военного управления, посредством которых он осуществляет реализацию законодательства о социальной защите военнослужащих. С этой целью командир (начальник) в изданных им актах указывает конкретных исполнителей и что им предписывается сделать, а также определяет сроки выполнения поставленных задач и порядок действия подчиненных при их выполнении. Например, в соответствии с Уставом внутренней службы ВС РФ командир полка утверждает график отпусков военнослужащих, устанавливает распорядок дня и регламент служебного времени; принимает меры по улучшению быта военнослужащих, сохранению и укреплению здоровья личного состава.

Заместитель командира полка (корабля 1 ранга) по воспитательной работе в мирное и военное время отвечает за действенность работы по правовой и социальной защите военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.

Он участвует в отборе кандидатов для поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования; организует и проводит военно-социальную работу, участвует в реализации социальных прав и гарантий военнослужащих, а также в решении правовых, социальных, бытовых и жилищных проблем военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала полка (корабля); осуществляет взаимодействие с органами государственной власти и общественными организациями в целях повышения социального статуса военнослужащих и престижа военной службы.

Обеспечение социальной и правовой защищенности военнослужащих и ее совершенствование - одна из важнейших обязанностей командиров (начальников) всех рангов. Это определено законами, воинскими уставами и является необходимым и существенным фактором воспитания личного состава, укрепления морально-психологического состояния военнослужащих, повышения боевой готовности и боеспособности войск.

Законодательство устанавливает, что государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увеличение количества льгот, гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.

Помимо общегражданских прав и свобод военнослужащие имеют права, обусловленные военной службой. К их числу относится право на государственное материальное обеспечение в период нахождения на военной службе. Оно реализуется путем получения от государства денежного довольствия и натурального обеспечения (продовольственного, вещевого, предоставления жилых помещений).

Таким образом, законодательство Российской Федерации по вопросам, связанным с социально-правовой защитой военнослужащих контрактной службы и членов их семей, гарантирует им соблюдение основных прав и льгот, как в период военной службы, так и после увольнения с военной службы.

Основные виды социального обеспечения военнослужащих

Необходимым условием успешного решения проблем социальной защиты и социального обеспечения военнослужащих и членов их семей является управление этой сложной сферой, которое предполагает:

1) систематический анализ структуры и особенностей жизни военных, ее тенденций и перспектив, а также состояния деятельности всех управленческих структур;

2) социальное прогнозирование изменений жизни и деятельности военнослужащих и членов их семей;

3) определение первоочередных проблем в данной сфере и формирование целей и задач деятельности органов социальной защиты на федеральном, региональном и местном уровнях;

4) выбор из альтернативных вариантов наиболее оптимальных средств и способов решения актуальных проблем;

5) постоянный контроль за происходящими изменениями методом сбора и анализа информации и на этой основе корректировка основных направлений деятельности, а также форм и методов работы.

Центральное место в системе социально-правовой защиты военнослужащих занимает их денежное довольствие. Необходимо, чтобы оно по размеру было сопоставимо с уровнем цен в стране, индексировалось с учетом инфляции, а также не было ниже денежного содержания федеральных государственных служащих. Не вызывает сомнений тот факт, что денежное содержание военнослужащих, при наличии моральных стимулов к службе Отечеству, должно также стимулировать военную службу.

Законодательство закрепляет дополнительные денежные выплаты и надбавки, установленные подзаконными актами (постановлениями Правительства РФ и приказами министра обороны РФ).

Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск. Продолжительность основного отпуска устанавливается военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет:

• менее 10 лет - 30 суток;

• 10 лет и более - 35 суток;

• 15 лет и более - 40 суток;

• 20 лет и более - 45 суток.

При переезде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства в связи с назначением на воинскую должность, зачислением в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором более одного года, или в связи с передислокацией воинской части им производятся выплаты:

• подъемного пособия в размере двух окладов денежного содержания на военнослужащего, одного оклада денежного содержания на супруга (супругу) и половины оклада денежного содержания на каждого члена семьи военнослужащего, переехавшего на новое место военной службы военнослужащего или в близлежащие от указанного места населенные пункты, либо (из-за отсутствия жилой площади) в другие населенные пункты. В размере твердой ставки (суточных), установленной (установленных) Правительством Российской Федерации для командированных работников, за каждый день нахождения в пути на военнослужащего и каждого члена семьи военнослужащего, переезжающего с ним.

Члены семьи военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, имеют право на основаниях, установленных для военнослужащих, на бесплатный проезд:

• от места жительства к месту военной службы военнослужащего в связи с его переводом на новое место военной службы;

• один раз в год - к месту проведения отпуска и обратно;

• на лечение в лечебные учреждения по заключению военно-врачебной комиссии и обратно;

• при увольнении военнослужащего с военной службы, а также в случае гибели (смерти) военнослужащего - к избранному месту жительства.

При увольнении с военной службы по достижении предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности военной службы:

• до 10 лет - в размере 5 окладов;

• от 10 до 15 лет - 10 окладов;

• от 15 до 20 лет - 15 окладов;

• от 20 лет и более - 20 окладов.

Военнослужащим, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно -штатными мероприятиями без права на пенсию за выслугу лет или по инвалидности, при наличии у них выслуги на военной службе от 15 до 20 календарных лет назначается и выплачивается в течение пяти лет ежемесячное социальное пособие в размере: за выслугу 15 календарных лет -40 процентов и за каждый полный год этой выслуги сверх 15 лет - 3 процента окладов денежного содержания.

Основными видами социального обеспечения военнослужащих и членов их семей являются:

- страхование жизни и здоровья военнослужащих;

- пенсии (за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

Страхование жизни и здоровья военнослужащих - один из основных видов социального обеспечения военнослужащих, представляющий собой государственную систему их материального обеспечения в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, в целях охраны жизни и здоровья.

В случае гибели (смерти) военнослужащих, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (военных сборов), членам семей погибших либо самим военнослужащим выплачивается в равных долях единовременное пособие в определенных законом размерах.

Вторым основным видом социального обеспечения военнослужащих является исчисление и выплата пенсий.

Пенсия - это денежное обеспечение, получаемое военнослужащими по достижении соответствующего пенсионного возраста или выслуги лет, при наступлении инвалидности, а также нетрудоспособным членам семьи кормильца по случаю его смерти.

1. За выслугу лет.

2. По инвалидности.

3. По случаю потери кормильца.

Необходимо обратить внимание на то, что лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. А пенсии по инвалидности им и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы.

Таким образом, рассмотренные виды социального обеспечения предоставляют военнослужащим и членам их семей возможность для реализации своих основных прав и использования льгот в вопросах обязательного государственного страхования жизни, здоровья и пенсионного обеспечения.
В связи с выполнением воинских обязанностей некоторые военнослужащие имеют право на льготы.

Конкретное содержание льгот определяется органами государственной власти путем издания соответствующих законодательных актов.

Льготы военнослужащим, членам их семей, другим гражданам, установленные в связи с выполнением воинских обязанностей, по своему содержанию весьма разнообразны. К ним относятся: жилищные льготы; льготы в области здравоохранения; льготы в области образования и культуры; льготы по перевозкам и т.д.

Жилищные льготы заключаются в сохранении жилплощади (жилых помещений) и праве на нее; в сохранении права на дополнительную жилплощадь; в содействии индивидуальному жилищному строительству.

Льготы в области здравоохранения состоят в бесплатном отпуске лекарств или их продаже по пониженным ценам, предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение со скидкой оплаты их стоимости или бесплатно и некоторых других преимуществах.

Льготы в области образования и культуры охватывают преимущества при поступлении (восстановлении) в учебные заведения, обучении в них и т.д.

Военнослужащие наравне с другими гражданами пользуются правами и свободами в области культуры. Так, в расположении воинских частей они бесплатно пользуются услугами библиотек, читальных залов, имуществом культурно-просветительного назначения, спортивными сооружениями и инвентарем, просматривают кино и видеофильмы.

Таким образом, государством прилагаются усилия по созданию достойных условий жизни и деятельности всех категорий военнослужащих и членов их семей, чтобы поднять престиж военной службы, сделать ее почетной. Совершенствование и развитие нормативно-правовой базы социальной защиты личного состава - одно из направлений этой деятельности.

Методические рекомендации

Учитывая, что тема данного занятия предполагает знакомство со значительным объемом нормативно-правовых актов, на занятии рекомендуется иметь оригиналы законов с последними изменениями и уточнениями, которые помогут лучшему усвоению темы.

При рассмотрении первого вопроса занятия целесообразно подчеркнуть роль законодательных актов по усилению системы социальной защиты военнослужащих.

При рассмотрении второго вопроса рекомендуется более подробно разъяснить слушателям, что гарантированное материальное обеспечение военнослужащих, проходящих службу по контракту, поднимает престиж военной службы.

В ходе занятия желательно тщательно разъяснять положения законов по реализации военнослужащими своих прав на отдельные виды социального и материального обеспечения и порядка предоставления различных отпусков.

Рекомендуемая литература:

3. Лунин А., Самосват Д. Правовые основы прохождения военной службы // Ориентир. - 2006. № 2.

Военнослужащие сегодня выступают в качестве отдельной социальной группы, которая выделяется в обществе. Они исполняют свою ключевую функцию, которая заключается в защите государства от нападений врага. При этом, они ежедневно на протяжении всей службы подвергают опасности свою жизнь и здоровье, что отличает их от остальных граждан государства. Это фактор ведет к тому, что государство обязано гарантировать военнослужащим достойное социальное обеспечение, страхование и, безусловно защиту, которая будет соответствовать их социальному статусу.

Социальное обеспечение военных – одна из отраслей военного права, которая сегодня выделяется в общей правовой системе. В основе регулирования и контроля прав военнослужащих лежат такие законодательные акты Российской Федерации, как:

Государство полностью берет на себя обязанность давать гарантии и осуществлять особую социальную защиту в отношении военнослужащих граждан. Причем, эта социальная защита будет осуществляться и в момент службы гражданина, и после его увольнения или отставки.

Что касается финансовой составляющей, то финансирование этой сферы производится исключительно за счет федерального бюджета. Средства, которые выделяются со стороны Пенсионного Фонда или иных Фондов нашей страны, не принимают участия в социальном обеспечении военных.

Те военнослужащие, которые вышли в отставку и более не осуществляют свои непосредственные обязанности, имеют право на следующие формы социального обеспечения: во-первых, это особые льготные условия, а также материальные пособия и выплаты, в том числе по инвалидности. Сюда же относятся иные виды социального обеспечения, которые при этом не предназначены для других категорий граждан, которые оказались в особой жизненной ситуации. Во-вторых, военнослужащие, которые вышли в отставку, имеют право на особый размер пенсионных выплат, в которых будут учитываться все заслуги перед государством и отечеством.

Готовые работы на аналогичную тему

Безусловно, учитывая все вышеперечисленные права, которыми обладают отставные военнослужащие, специалисты делают вывод об их особом статусе в современном обществе. Учитывая внутреннюю законодательную систему, а также акты, которые предусмотрены правительством Российской Федерации, военнослужащие и члены их семей являются отдельными субъектами социального обеспечения, поэтому в их отношении применяются особые меры по социальному обеспечению, страхованию и помощи. Конечно же, военнослужащие рискуют своей жизнью во время ведения службы, поэтому им необходимы особые гарантии и страховые основания для того, чтобы быть уверенными в том, что государство возьмет на себя ответственность за самого военного и его семью в случае возникновения непредвиденной ситуации.

Виды социального обеспечения военнослужащих граждан

Социальное обеспечение военнослужащих в некоторой степени специфично и осуществляется в соответствии с отдельными видами и формами. Сегодня оно включает в себя такие виды, как:

  1. Предусмотренные денежные и финансовые вознаграждения военнослужащих;
  2. Вещевое обеспечение как самих военнослужащих, так и членов их семей;
  3. Продовольственное довольствие как военных, так и членов их семей.

Сумма денежных выплат является прямо пропорциональной рангу военнослужащего, а также тому, сколько лет он посвятил себя обороне страны, каковы его заслуги перед государством и обществом. Говоря об объеме суммарного вознаграждения, следует отметить, что, как правило, оно состоит из двух окладов, первый зависит от занимаемой должности военнослужащего, а второй – от того звания, которое он носит. Соответственно, если военнослужащий занимает высокую должность, то размер надбавок и самих окладов будет значительно выше. Данная система вознаграждений в большей степени стимулирует военнослужащего к тому, чтобы совершенствовать свои воинские навыки, постоянно повышать собственную квалификацию.

Еще одна форма социального обеспечения военнослужащих – вещевое обеспечение. Оно также подразделяется на несколько основных видов. Во-первых, это текущее обеспечение, во-вторых – постоянное обеспечение. Третья форма вещевого обеспечения военнослужащих – мобилизационное обеспечение, которое военнослужащие получают в различных случаях, а также за особые заслуги перед Отечеством. Предметами вещевого обеспечения является одежда первой необходимости, постельные и гигиенические, хозяйственные и бытовые принадлежности. Также, поскольку военный несет службу зачастую в довольно экстремальных условиях, то он нуждается в обеспечении военным и полевым снаряжением, чтобы вести службу в соответствии со всеми требованиями и нормами государства.

В последнее время достаточно часто используется практика перевода продовольственных пайков военнослужащих в денежную форму. Те, кто может получать денежный эквивалент продовольственного пайка – это служащие, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с контрактом (то есть, контрактники) и служащие по призыву. Схема выдачи пайков или денежных компенсаций определяется приказом со стороны воинской части.

Также сегодня военнослужащие в нашей стране пользуются особыми льготами и правами, которые в некоторой степени делают их привилегированными категориями граждан. Тем не менее, государство акцентирует внимание на том, что от качества военной службы зависит уровень обороны нашей страны, а также разрешение наиболее острых конфликтов, которые возникают в современном и достаточно нестабильном мире. Поэтому сегодня эта категория граждан действительно обладает некоторыми преимуществами. Военная служба привлекает большое количество молодых людей, которые, вместе с тем, ощущают свою ответственность за страну и за своих близких, и получают за это некоторые социальные и финансовые дивиденды.

Лица, защищающие свою Родину, берут на себя огромную ответственность перед обществом и государством - долг служить верой и правдой. Социальными проблемами здесь является слабая защищенность данного слоя населения перед сложными условиями сегодняшней жизни при переходе на уровень рыночной экономики и т.п. социальная защита и социальное обеспечение призвано держать под контролем обеспечение благоустройства данной категории граждан. Социальная работа берет на себя обязанность дилера между государством и членами семьи военнослужащих, исполняя медико-социальную, образовательную, правовую и подобные социальные роли. Социальная работа проводится с гражданами, нуждающимися в материальной, морально-психологической, юридической или иной социальной помощи. В данной работе раскрывается сущность некоторых социальных проблем военнослужащих, особое внимание уделяется социальной защите инвалидов военных действий и указывается путь их разрешения, апеллируя к социологическим, психологическим, правовым знаниям и умениям.

Актуальность: деятельность государства приобретает в официальных документах все большую и большую социальную направленность, т.е. при определении приоритетов развития все более учитываются потребности человека как высшие ценности общества, в соответствии с которыми строится государственная социальная политика. Неотъемлемой сферой деятельности любого цивилизованного общества становится создание и совершенствование разветвленной и эффективной системы социальной защиты, основной целью которой является всестороннее оказание разовой или постоянной помощи индивиду (группе), попавшему в трудную жизненную ситуацию, с целью обеспечения наиболее полной ее самореализации.

Пользуясь Федеральными законами, рассматривающими социально-правовое обеспечение, страхование, профессиональную ориентацию и трудоустройство военнослужащих и членов их семей, можно выявить состояние социально-правовой защиты данной категории населения, а также пользуясь различными методами исследования можно выявить несоответствие между социально-правовым аспектом и реальными социальной помощью и поддержкой данной категории граждан.

Цель работы: рассмотреть военнослужащих и членов их семей как объект социальной работы, описать методы социальной работы с гражданами данной категории, раскрыть основные социальные проблемы военнослужащих.

Объект: военнослужащие и их семьи в современных социально-экономических условиях жизнедеятельности.

Предмет: сущность, принципы и методы социальной работы с военнослужащими и членами их семей.

Глава 1. Военнослужащие и члены их семей как объект социальной работы

Социально-правовой статус военнослужащих и членов их семей

Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации [9, стр.4].

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом. Военная служба - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах РФ, других войсках (пограничные войска; внутренние войска; войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления; железнодорожные войска Российской Федерации; войска гражданской обороны), органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности. [10, разд.VI, стр. 35].

Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с законодательством могут также содействовать общественные объединения. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах, гарантированных Законом о статусе военнослужащих [9, ч.3]. Должностные лица органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, кроме лиц, уполномоченных на то законодательством. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия, нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением обязанностей военной службы, признаются отягчающими обстоятельствами при определении ответственности и назначении наказания.

Жены и мужья военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия, в государственные и муниципальные учреждения и организации и на оставление на работе на государственных и муниципальных предприятиях, в государственных и муниципальных учреждениях и организациях при сокращении численности штата работников, а также на первоочередное направление для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с отрывом от производства с выплатой в период обучения стипендии в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Конституцией РФ (п. 2 ст. 59) предусмотрено, что гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Согласно преамбуле Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей. В соответствии с п. 1 ст. 13 данного Закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, добросовестно исполняющим обязанности военной службы, по итогам календарного (учебного) года по решению командира воинской части может быть выплачено единовременное денежное вознаграждение в размере, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания [17, стр.1].

Можно сказать, что военнослужащие и члены их семей в РФ обеспечиваются правовой и социальной защитой и поддержкой государства и государственных социальных институтов надежно. Возникает вопрос - почему же тогда на деле такое обеспечение наблюдается на самом минимальном уровне, и благосостояние данной категории населения оставляет желать лучшего?

Основные социальные проблемы военнослужащих и членов их семей

Вследствие социально-экономических трудностей, которые испытывает страна, задерживается выплата денежного содержания военнослужащим, распадается система материально-технического снабжения, устаревают техника и вооружение. Крушение прежней идеологической системы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности, патриотизма, священного долга защиты Отечества от внешних врагов, отсутствие других ценностей, которые должны были прийти на смену прежним, являются причиной морально-психологического кризиса многих военнослужащих, ощущения ими бесцельности своей деятельности, падения престижа воинской службы, массового уклонения от призыва в армию, неуверенности военнослужащих в стабильности своего существования, своем будущем.

Особую группу составляют проблемы участников войн и вооруженных конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни.

Психологический стресс приводит к развитию таких психосоматических заболеваний, как язва, гипертония, астма и др. Самое болезненное воздействие на участников таких войн оказывают отчужденность общества, развенчание целей и методов войны.

Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка - нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка.

Еще одна проблема семьи военнослужащего - малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом.

Относясь к специфической сфере занятости, военнослужащие выполняют социально-ответственные функции, возложенные да них государством и обществом и, как и все люди, нуждаются в предметах потребления, услугах, жилье, необходимых им для качественного выполнения воинского долга. Невозможность удовлетворить те или иные потребности сказывается на полноте выполняемых обязанностей.

В настоящее время в РФ для военнослужащих права и социально-экономические гарантии определены пакетом законов, юридически обеспечивающих средний уровень удовлетворения их потребностей. Но их практическая реализация по некоторым на направлениям будет затруднена, несмотря на то, что приняты в законодательном плане соответствующие решения. Сюда следует отнести: обеспеченность жильем, трудоустройство членов семей увольняемых военнослужащих, социально-бытовое обслуживание.

В связи с этим их семьи встают на грань полунищенского существования, так как компенсация за наем жилья на практике составляет лишь незначительную долю затрат. Удовлетворить потребности за счет наращивания объемов строительства в создавшейся ситуации невозможно из-за недостатка строительных материалов, техники, энергоносителей и их дороговизны. Высокая рыночная стоимость и продолжительные сроки строительства не позволяют воспользоваться уволенным в запас военнослужащим безвозвратной ссудой на приобретение жилой площади, так как размер их пенсий и возможных накоплений не дает возможность сделать соответствующие взносы в кооперативные организации либо строить жилье самим.

Возведение служебного жилья проблематично по той же причине. На военнослужащих и членов их семей оказывает давление и безработица. В настоящее время значительное число членов семей военнослужащих, находящихся в отдаленных гарнизонах, большинство которых имеют высокую профессиональную подготовку, подвержены вынужденной безработице. Причем она порой длится годами.

Жены военнослужащих, даже несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия [18, стр. 354 - 357]. Кроме того, увольняемые военнослужащие испытывают трудности о устройством на работу в силу специфики их военной деятельности. В первом случае Законом предусмотрены выплаты компенсаций или пособий со стороны государства беззаботным членам семьи. Во втором - предписывается профессиональная ориентация и соответствующая доподготовка уволенных, предоставление им условий для проживания и возможности трудоустроиться в течение определенного периода на новом, топора уже постоянном месте жительства. При отсутствии условий реализации законов соответствующей инфраструктуры данные вопросы решить будет затруднительно.

Основные методы социальной работы с военнослужащими и их семьями

Реальная социальная работа с военнослужащими и членами их семей осуществляется посредством определенных методов.

Организационные методы - это приемы и способы деятельности, используемые для решения организационных задач в области социальной работы, - подразделяются на: организационно-распорядительные; организационно-координационные; организационно-инструктивные; организационно-технические и др. Данные методы помогают социальному работнику адекватно организовывать социально-правовую помощь и поддержку военнослужащим и их семьям, информировать их о полномочиях и обязанностях различных звеньев управления, органов социальной защиты и социальных служб.

Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности. Выделяют три основные группы этих методов: методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок); методы организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций); методы стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.).

Данные методы помогают решать проблемы развития личности военнослужащих и членов их семей в общественнополезном русле, обеспечивать адекватный процесс их социализации, одновременно влияя на сознание, деятельность и поведение.

Данные методы позволяют социальному работнику выявлять психологические отклонения сознания военнослужащих и их семей и помогая им осознать свои болезни, наставить их на путь, ведущий к разрешению как внутриличностных, так и межличностных конфликтов.

Социально-экономические методы - совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляются действия, учитывающие социальные интересы и потребности людей, определяются пути их удовлетворения: натуральная и денежная помощь, установление льгот и единовременных пособий, патронажное и бытовое обслуживание, санкции и др. В социальной работе используются следующие экономические методы: статистические; математические; анализ целенаправленных действий и объективная сравнительная оценка возможных результатов действий (метод принятия оптимальных решений); балансовый; индексный; выборочный; технологический анализ рядов динамики и др.

Данные методы помогают социальному работнику формировать оптимальные социальные нормативы военнослужащим и их семьям, создавать эффективную систему их социальной защиты, повышение социальной мобильности, а так же результативности работы государственной социальной службы.

Методы социальной работы с военнослужащими и членами их семей в можно разделить на метод индивидуальной социальной работы, метод социальной работы с группой и общинный метод.

Метод индивидуальной социальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни. Этот метод предусматривает не только планирование помощи, но и проведение необходимых процедур для выявления оптимального взаимодействия (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация). В процессе работы социальный работник должен: установить первичную связь и определить потребности военнослужащих и членов их семей в социальных услугах; изучить проблему; мотивировать необходимость социальной помощи; концептуализировать проблему; определить и исследовать предполагаемое решение; выбрать стратегическое направление; реализовать решения проблемы и др.

Метод социальной работы с группой предполагает работу как в целом с группой военнослужащих и членами их семей, так и в группе - с каждым из ее членов отдельно. В этом случае изучаются различные области человеческой деятельности, что способствует более эффективному разрешению возникших проблем и трудностей. Групповая работа может проводиться и с объединенными группами (семьями), имеющими схожие проблемы или однородные задачи. Цель использования метода групповой работы - оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Реализация этой цели может быть достигнута за счет либо организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность.

Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам военнослужащих и членам их семей, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. При этом основными методами работы являются: социальная диагностика; социальное прогнозирование; социальное планирование микросоциальной среды; социально-терапевтическая работа; развитие системы территориального самоуправления; благотворительные акции в микросоциальной среде; практическая работа в общине. Главная цель социальной работы в общине - добиваться кооперации и создания организационной базы для деятельности региональных специалистов, а также активизации различных групп населения, коммун или сообществ. Социальная работа в общине строится по территориальному принципу и охватывает многие целевые группы. Более того, микросоциальная среда выдвигает особые требования к социальной работе с семьей военнослужащего как основной ячейкой нашего общества, так как здесь в качестве пациента выступает вся семья. Социальный работник должен помнить, что трудное для понимания или даже странное поведение члена семьи может быть обусловлено его скрытым страданием, душевной болью, с чем необходимо считаться, если социальный работник действительно хочет помочь семье и нормализовать в ней обстановку.

В общем можно сказать, что социальный работник должен владеть всеми методами социальной работы, как теоретическими, эмпирическими, так и всеобщими, общенаучными.

Глава 2. Социальная работа с военнослужащими и членами их семей

Содержание

Введение

Глава 1. Военнослужащие и члены их семей как объект социальной работы

презентация в урочной деятельности, право социального обеспечения, социальное обеспечение военнослужащих, презентация по праву социального обеспечения, пенсионное обеспечение военнослужащих, льготы военным, пенсия по случаю потери кормильца, пенсия по инвалидности, право военнослужащих на охрану здоровья и медицинскую помощь

ВложениеРазмер
Социальное обеспечение военнослужащих и членов их семей по законодательству РФ 2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

СОДЕРЖАНИЕ Цели и задачи урока; Актуальность темы урока; Актуализация знаний; Военнослужащие как субъект социального обеспечения; История развития системы социально-правовой защищенности военнослужащих; Основные виды социального обеспечения военнослужащих и членов их семей по Российскому законодательству; Рефлексия урока; Список литературы.

Цели урока: Формирование новых знаний в области социального обеспечения военнослужащих; Обобщение знаний по теме социальное обеспечение; Развитие умений обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы; Воспитание положительного интереса к изучаемому предмету. Задачи : 1 ) Исследовать историю становления и развития системы социально-правовой защищенности военнослужащих и членов их семей; 2 ) Рассмотреть статус военнослужащих как субъектов социального обеспечения; 3 ) Изучить правовое регулирование страхования жизни и здоровья военнослужащих; 4 ) Исследовать проблемы правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих; 5) Изучить проблемы реализации права военнослужащих на жилище; 6 ) Исследовать проблемы реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Актуальность темы обусловлена правовым статусом (правосубъектностью) военнослужащих в системе социального обеспечения, что, безусловно, является одной из наиболее актуальных проблем современной юридической науки . Объект исследования – комплекс общественных отношений по поводу системы государственного социального обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей, на современном этапе развития Вооруженных Сил Российской Федерации. Предмет исследования – нормы действующего законодательства, регулирующие комплекс общественных отношений по поводу системы государственного социального обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей, на современном этапе развития Вооруженных Сил Российской Федерации.

ПОСОБИЕ- это ПЕНСИЯ-это КОМПЕНСАЦИЯ-это Соотнесите понятия ежемесячная денежная выплата, назначенная указанным в законе лицам в качестве основного источника средств к существованию возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных государством денежная выплата, назначаемая гражданам периодически или единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи

э к о н о м и ч е с к а я д е м о г р а ф и ч е с к а я Назовите функции социального обеспечения

Кейс-задача Гражданину Иванову И.Ю. исполнилось 60 лет, он имеет страховой стаж 35 лет, из них 15 лет он замещал государственную должность Российской Федерации. Возникло ли у Иванова право на пенсионное обеспечение по старости? Может ли Иванов рассчитывать на иную пенсию? Куда необходимо обратиться Иванову для оформлении пенсии? Какие документы необходимо представить Иванову для назначения пенсии? В какой срок будет рассмотрено заявление Иванова о назначении пенсии?

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом. Социальная защищенность и уверенность в завтрашнем дне необходима не только тем, кто в строю сегодня, но и тем, кто отдал свои силы и здоровье, защищая Отечество. Социальное обеспечение военнослужащих имеет продолжительную историю.

Социальное обеспечение военнослужащих при Петре I С именем Петра I связано открытие первых в России Сухопутного и Морского госпиталей, а также инвалидного дома для военнослужащих.

Социальное обеспечение военнослужащих в современной России В настоящее время, согласно действующему законодательству, социальная защита военнослужащих и членов их семей включает выплату пособий, предоставление льгот, а также помощь в поиске работы после увольнения из Вооруженных Сил РФ.

Основные виды социального обеспечения военнослужащих и членов их семей по Российскому законодательству: - страхование жизни и здоровья военнослужащих; - пенсионное обеспечение: - за выслугу лет, - по инвалидности, - по случаю потери кормильца. - право военнослужащих на жилище; - право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Страхование жизни и здоровья военнослужащих П редставляет собой государственную систему их материального обеспечения в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, в целях охраны жизни и здоровья.

Пенсионное обеспечение Пенсия - это денежное обеспечение, получаемое военнослужащими по достижении соответствующего пенсионного возраста или выслуги лет, при наступлении инвалидности, а также нетрудоспособным членам семьи кормильца по случаю его смерти. В иды пенсий : 1. По инвалидности. 2. За выслугу лет. 3 . По случаю потери кормильца .

Право военнослужащих на жилище В оеннослужащим предоставляются: - Постоянное жилье: - Служебное жилье: - Государственные жилищные сертификаты.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь бесплатное получение медицинской помощи бесплатное обеспечение лекарственными препаратами бесплатное обеспечение медицинскими изделиями

Рефлексия урока Сегодня я узнал(а)… Было интересно… Было трудно…

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дальневосточный государственный гуманитарно- технический колледж осуществляет образовательную деятельность с применением различных форм, в том числе с использованием дистанционных технолог.


Рабочая программа производственной практики (по профилю специальности) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01 «Право и .


Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (.


Рабочая программа производственной практики ПМ 01 "Обеспечение и реализация прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты" по специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (базовая подготовка)

Рабочая программа производственной практики ПМ 01 "Обеспечение и реализация прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты" по специальности 400201 "Право и организация социального о.


КТП производственной практики ПМ 01 "Обеспечение и реализация прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты" по специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (базовая подготовка)

Календарно-тематический план производственной практики ПМ 01 "Обеспечение и реализация прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты" по специальности 400201 "Право и организация со.

Читайте также: