Военная организация как субъект гражданского права

Обновлено: 03.05.2024

ВОЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Государство и право

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2014, № 12, с. 69-78

ВОЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

© 2014 г. Татьяна Викторовна Дубынина1

Краткая аннотация: в статье на основе различных взглядов военных ученых-юристов автором уточняются понятие и определяющие признаки военной организации с учетом изменений законодательства, регулирующего правовое положение государственных (муниципальных) учреждений, к числу которых относятся военные организации, обладающие статусом юридического лица. В силу того что коммерческий характер деятельности не может соответствовать основной цели деятельности военных организаций, а также комплектование военнослужащими коммерческих организаций входит в противоречие с предназначением военной службы, автором излагается точка зрения, что предприятия, подведомственные Министерству обороны РФ, не следует рассматривать в качестве военных организаций.

Annotation: Review. In article on the basis of different views military scientists-lawyers, the author clarifies the definition and the defining characteristics of the military organization, with changes in the legislation regulating the legal status of state (municipal) institutions, which include military organization with a status of a legal entity. Due to the fact that commercial activities may not meet the basic purpose of activity of military organizations, and staffed by persons of commercial organizations contradicts to the purpose of military service, the author presents the point of view that the enterprises subordinate to the Ministry of defense, should not be considered as military organizations.

Ключевые слова: военная организация, юридическое лицо, учреждение, предприятие, аутсорсинг, юридическое лицо публичного права.

Key words: military organization, the legal person institution, enterprise, outsourcing, legal entity of public law.

Военной организации государства свойственны особая организационная структура и специфические способы решения стоящих перед ней задач. Присущие ей дисциплина, строгая централизация и соподчиненность людей, жесткая регламентация всех видов деятельности, наличие системы военного законодательства, внешняя атрибутика превращают армию в особый общественно-государственный институт, в сложно организованный, структурно упорядоченный социальный объект, существование, функционирование и развитие которого отличаются постоянством, устойчивостью и целостностью.

Содержание понятия "военная организация" в военной правовой науке применяется в двух смыслах. В широком смысле содержание данного понятия раскрыто в Военной доктрине Российской Федерации2, а структурный состав "военной организации" - в ст. 1 Федерального закона РФ "Об обороне" от 31 мая 1996 г.3 (далее - Закон

2 См.: п. 6 п/п "к" Указа Президента РФ "О Военной доктрине Российской Федерации" от 5 февраля 2010 г. // Собрание законодательства РФ. 2010. № 7. Ст. 724

3 См.: Собрание законодательства РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.

"Об обороне"). Согласно указанным документам военная организация государства (военная организация) - совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность военными методами, а также части производственного и научного комплексов страны, совместная деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

Несомненно, одним из ключевых элементов военной организации государства являются сами военные организации (учреждения и предприятия), составляющие ее форму, внешнюю структуру.

В узком смысле под военными организациями понимаются организации, входящие в состав Вооруженных Сил РФ, иных войск, воинских формирований и органов. О двух смыслах содержания понятия "военная организация" говорит и Л.Н. Сморчкова, которая указывает, что в широком смысле под военной организацией подразумеваются государственная структура или совокупность нескольких структур, функции которых связаны с защитой государства военными сред-

ствами. В узком смысле - определенным образом обособленное подразделение такой военной государственной структуры4.

Несколько иной подход у С.В. Терешковича, который указывает, что в самом широком смысле российское законодательство относит к военным организациям самостоятельные структуры, входящие в военную организацию государства, которые, в свою очередь, можно разделить на три крупные составляющие: 1) Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, решающие задачи военной безопасности военными методами; 2) органы управления войсками, воинскими формированиями и органами, не входящими в состав этих войск, воинских формирований и органов5; 3) организации промышленного и научного комплексов страны, предназначенные для обеспечения задач военной безопасности.

Кроме того, по мнению С.В. Терешковича, к военным организациям следует отнести не только Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, но и входящие в их состав самостоятельные организационные структуры, признаваемые законодательством Российской Федерации субъектами права6.

Действительно, в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона "Об обороне" Вооруженные Силы РФ -это государственная военная организация, составляющая основу обороны России7. В то же время понятие "военная организация" может быть в полной мере применено и к структурным подразделениям вышеуказанных формирований (центральным органам военного управления,

4 Сморчкова Л.Н. Правовой режим имущества, полученного организациями Пограничной службы Российской Федерации за счет внебюджетных источников. Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2002. С. 36. Я.А. Гейвандов также говорит о различном содержании термина "военная организация" в нормативных актах (см.: Гейвандов Я.А. Организации, обеспечивающие вооруженную защиту Российской Федерации (Некоторые аспекты соотношения публично-правового содержания и организационно-правовой формы) // Гос. и право. 1999. № 2. С. 5, 6).

5 К ним можно отнести Министерство внутренних дел Российской Федерации, осуществляющее управление внутренними войсками, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющее управление войсками гражданской обороны.

6 См.: Терешкович С.В. О правовом понятии "военная организация" // Право в Вооруженных Силах. 2005. № 10. С. 75, 76.

7 См.: ст. 1 Федерального закона "О Пограничной службе Российской Федерации" от 4 мая 2000 г. // Собрание законодательства РФ. 2000. № 19. Ст. 2021 (Утратил силу).

объединениям, соединениям, воинским частям и т.п.). Так, в некоторых научных исследованиях военными организациями называют "органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации, предприятия, учреждения, военные образовательные учреждения профессионального образования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов государственной власти, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба"8.

В федеральном законодательстве9, в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти отмечаются случаи применения термина "военные организации" в одном ряду с терминами "воинские части" и "учреждения", что является не совсем корректным. С.В. Терешкович справедливо отметил, что выделение законодателем наряду с военными организациями воинских частей и учреждений представляется логически неверным, так как по правовому смыслу понятия "военная организация" воинские части и учреждения являются лишь разновидностями военных организаций10.

Резюмируя вышеизложенное, можем констатировать, что понятие "военная организация" рассматривается как в широком смысле - в качестве государственной структуры (военной организации государства), составляющей основу обороны государства, так и в узком смысле - как юридическое лицо либо его структурное подразделение, входящее в военную организацию государства.

Вопросы понятия, сущности и правового положения военных организаций рассматривались в работах В.В. Бараненкова11, А.Ю. Виноградова12,

8 См.: Загорский М.Г. Организационно-правовые основы участия военных организаций в арбитражном суде. Дисс. . канд. юрид. наук. М., 1997. С. 55; см. также: ч. 2 ст. 1 проекта федерального закона "О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций" от 4 ноября 1998 г.

9 См., например: п. 3 ст. 27 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" от 28 июня 2004 г. // Собрание законодательства РФ. 2004. № 27. Ст. 2710; п. 2 ст. 93 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. (с посл. изм.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

10 См.: Терешкович С.В. Указ. соч. С. 75, 76.

11 См.: Бараненков В.В. Военная организация как юридическое лицо в системе Федеральной пограничной службы Российской Федерации. Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2000.

12 См.: Виноградов А.Ю. Гражданская правосубъектность воинской части. Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2000.

В.В. Манова13, И.А. Нагорного14, С.В. Терешковича15, С.С. Харитонова16 и других ученых.

Для того чтобы научно обосновать определение понятия "военная организация", необходимо выявить его квалифицирующие признаки (позволяющие отграничить такую организацию от других) и исследовать правовую природу военных организаций, обусловливающую особенности их правового положения.

С.В. Терешкович, проведя анализ понятия "военная организация", пришел к выводу, что определенные разногласия возникают лишь при рассмотрении вопроса о том, какие из военных организаций следует относить к самостоятельным субъектам гражданских правоотношений. По его мнению, существенной недоработкой является определение не сущности понятия "военная организация", но лишь круга организац

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

ДУБЫНИНА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА — 2015 г.

ВЛАСОВ ВАЛЕРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, РАДЕЦКИЙ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2012 г.

ЕЛИНА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА — 2012 г.

ГУБЕРНИЦКАЯ СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА, МОСЯГИН ИГОРЬ ГЕННАДЬЕВИЧ, СВЕТЛИЧНАЯ ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА — 2013 г.

Читайте также: