Внеурочная занятость подростков как способ профилактики совершения правонарушений

Обновлено: 04.07.2024

Школьные каникулы – прекрасная пора. Они бывают осенью и зимой, весной и самые долгожданные – летом.

Каникулы для детей – это разрядка накопившейся напряженности, восстановление израсходованных сил и здоровья, развитие творческого потенциала, время открытий, игры и интересных событий.

Для педагогов и родителей это тревожное время, потому что у детей появляется много свободного времени и есть опасность заполнения его негативом.
Известно, что подростковый возраст – это период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью. Считается, что подростком ребенок становится в 10 лет. И будет им до 19. Только с 10 до 14 лет – это ранний подростковый возраст, а с 15 до 19 – поздний.

Сегодняшние дети чрезвычайно информированы в различных областях знаний, испытывают информационное пресыщение, которое имеет отрицательный характер и сказывается не только на психическом, но и на физическом здоровье школьников. Зачастую информация, используемая детьми, не рассчитана на возраст, бессистемна, откровенно безнравственна и противоречива. Это приводит к неуверенности, тревожности, безразличию детей.

Профилактическая беседа сотрудников полиции

Профилактическая беседа сотрудников полиции

Достаточно много обучающихся нашей школы растут в неполных, малообеспеченных семьях, где не получают должного внимания и заботы со стороны родителей, поскольку родители вынуждены больше времени уделять своей работе, чем детям. Живое общение детей с родителями часто заменяется компьютерными играми, телевизором.

И самое опасное то, что зачастую родители не в состоянии проконтролировать времяпрепровождение своих детей. Среди наших учащихся есть те, кто состоит на внутришкольном учете и на учете в КДН и ЗП, опекаемые дети и дети из неблагополучных, малообеспеченных и многодетных семей, которые требуют особого контроля и внимания.

Именно в каникулярный период возрастает опасность совершения подростками преступлений и административных правонарушений. Особое внимание хочется обратить на правонарушения, связанные с употреблением алкоголя и психоактивных веществ.

Не смотря на проводимые нами профилактические мероприятия, данная проблема остается актуальной. Профилактика должна в первую очередь начинаться с правильного воспитания в семье. Если родители хотят, чтобы их ребенок был здоров, нужно подавать ему пример. Не забывать, что ребенок видит все, что происходит в семье. Даже безобидная, на первый взгляд, рюмка водки по праздникам может подтолкнуть его к употреблению алкоголя. Что же делать, чтобы не допустить этого?

Находить время, чтобы разговаривать с ребенком по душам как можно чаще. Стараться установить с ним доверительные отношения. Вместе с ним читать книги, смотреть фильмы или заниматься спортом.

Главное, ни в коем случае не давить на подростка и не стремиться контролировать всю его жизнь. Это только настроит его против взрослого. Если говорить с подростком на равных, поменяется его отношение к взрослому.

Если нет времени на общение с ребенком, нужно увлечь его спортом или творчеством. Не стоит жалеть денег на занятия, ведь в противном случае ребенок будет бродить по улицам или сидеть в подъездах. Необходимо заботится о том, чтобы ребенок был занят делом. Ведь легче предупредить развитие негативного процесса, чем преодолевать его.

Конституцией РФ установлено, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ). В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Все эти обязанности закреплены в статьях 64 и 65 Семейного кодекса РФ.

Чтобы подростки как в период каникул, так и по их завершении были отдохнувшими и здоровыми, родителям и законным представителям надо помнить ряд правил и условий при организации отдыха:

  • поздним вечером и ночью (с 22.00 до 6.00 часов) несовершеннолетним законодательно запрещено появляться на улице без сопровождения взрослых;
  • несовершеннолетним запрещено курить, употреблять токсические, наркотические вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
  • в случае нарушения подростками указанных требований, несовершеннолетние и их родители согласно действующему законодательству Российской Федерации могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности.

В целях организации досуговой занятости детей и подростков в период школьных каникул мы проводим различные мероприятия, организуем работу объединения дополнительного образования, работает школьная библиотека, компьютерный класс, школьные спортивные секции, работает школьный лагерь "Планета детства".

Особое внимание уделяется занятости на каникулах учащихся, состоящих на профилактическом учете, детей из семей, находящихся в социально опасном положении.

Школьные каникулы – время активного отдыха и интересного времяпрепровождения. Но именно в этот период взрослым очень важно помнить о детях и не оставлять их без присмотра!

Хочется, чтобы дети любили жизнь, чтобы были устойчивы к ее превратностям и поворотам, чтобы всегда стремились к совершенствованию себя, чтобы дарили радость и тепло всем, кто рядом.


Материал расскажет учащимся о правонарушениях, которые чаще всего совершают подростки, а также об их причинах.

Описание разработки

Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами человека является право на жизнь и на личную неприкосновенность. Для того чтобы гарантировать гражданам эти права в нашем государстве, действует Конституции РФ, создаются специальные законы, работают правоохранительные органы и службы спасения.

Проблема правового воспитания была и остается всегда актуальной. Насилие и преступность подростков–не абстрактные цифры и проценты, а реальные судьбы конкретных мальчишек и девчонок. Откуда же берется у подростков деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к совершению тяжких насильственных преступлений.

Организовываются беседы с участием специалистов, изучаются личности детей и семейного климата для организации индивидуальной работы с детьми из неблагополучных семей, проводятся внеклассные занятия на темы ПДД, этических норм поведения, по изучению законов , проводятся родительские собрания. В своей работе я использую различные методы и приемы. Со своими учениками изучаю в доступной им форме правила поведения учащихся, провожу классные часы, где дети знакомятся со своими правами и обязанностями, знакомятся со статьями из Конвенции о правах ребенка, Конституцией РФ. Провожу беседы с детьми о вреде наркомании, курении, пьянстве и других вредных привычек, о правилах дорожного движения, о противопожарной безопасности, по пропаганде здорового образа жизни.

Я считаю, что такие занятия и встречи нужно проводить часто, потому что они имеют большое воспитательное значение в работе по профилактике правонарушений среди подростков. Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации.

Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивных веществ и алкоголя, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. Поэтому на педагогов возложена огромная ответственность за воспитание личности с социально-активной позицией.

Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий , обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.

Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования, культурно-образовательных центров для всего района, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга, детских объединений - мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.

Перед нашей школой стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса.

Развитие гражданской и правовой культуры является важной составляющей процесса формирования гражданского общества в современной России, что предполагает сознательное и инициативное участие граждан в жизни страны, общества. Следовательно, в школе необходимо формирование социальных норм и правил поведения, поскольку без этого невозможно эффективное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

В связи с этим, наш педагогический коллектив поставил перед собой, и успешно решает следующие задачи:

- содействие повышению роли ученического самоуправления в планировании и анализе жизнедеятельности класса и школы, формирование активной жизненной позиции;

- создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

- привлечение обучающихся к здоровому образу жизни, формирование осознания здоровья, как одной из главных жизненных ценностей;

- создание условий для открытого воспитательного пространства, в котором принимают активное участие родители, укрепление связи семьи и школы;

заседания Совета профилактики с привлечением инспектора по делам несовершеннолетних;

совещание при директоре, методические объединения классных руководителей, педагогические советы (где рассматриваются вопросы совместных действий);

родительские лектории по проблемам профилактики правонарушений, родительские собрания с приглашением специалистов всех заинтересованных ведомств;

диагностика информированности подростков, учащихся школы по вопросам профилактики вредных привычек и по умению несовершеннолетних противостоять социальным проблемам;

беседы с детьми, подростками и их родителями по вопросам профилактики наркозависимости, вредных привычек и правонарушений, преступлений среди несовершеннолетних индивидуального и группового характера, проходящие с привлечением инспектора ОпДН, участковых милиционеров.

Бывает, что ресурсы школы по профилактике правонарушений и преступлений используются только отчасти. Сложившаяся система оценки деятельности побуждает скрывать реальную картину. Органы управления в большинстве интересуются лишь статистикой правонарушений и гораздо меньше проявляют интерес к тонкостям профилактики девиантного поведения. Школе выгоднее скрыть своих трудных детей, чем показать работу с ними, ибо на конкретном этапе эта работа может не дать ясно видимых положительных результатов.

Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима.

Содержимое разработки

Тарасова Алла Юриевна

ЯНАО, Пуровский район, г.Тарко-Сале

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Профилактика правонарушений у подростков

Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами человека является право на жизнь и на личную неприкосновенность. Для того чтобы гарантировать гражданам эти права в нашем государстве, действует Конституции РФ, создаются специальные законы, работают правоохранительные органы и службы спасения.

Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий , обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.

Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования, культурно-образовательных центров для всего района, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга, детских объединений - мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.

Перед нашей школой стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса.

Развитие гражданской и правовой культуры является важной составляющей процесса формирования гражданского общества в современной России, что предполагает сознательное и инициативное участие граждан в жизни страны, общества. Следовательно, в школе необходимо формирование социальных норм и правил поведения, поскольку без этого невозможно эффективное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

В связи с этим, наш педагогический коллектив поставил перед собой, и успешно решает следующие задачи:

- содействие повышению роли ученического самоуправления в планировании и анализе жизнедеятельности класса и школы, формирование активной жизненной позиции;

- создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

- привлечение обучающихся к здоровому образу жизни, формирование осознания здоровья, как одной из главных жизненных ценностей;

- создание условий для открытого воспитательного пространства, в котором принимают активное участие родители, укрепление связи семьи и школы;

заседания Совета профилактики с привлечением инспектора по делам несовершеннолетних;

совещание при директоре, методические объединения классных руководителей, педагогические советы (где рассматриваются вопросы совместных действий);

родительские лектории по проблемам профилактики правонарушений, родительские собрания с приглашением специалистов всех заинтересованных ведомств;

диагностика информированности подростков, учащихся школы по вопросам профилактики вредных привычек и по умению несовершеннолетних противостоять социальным проблемам;

беседы с детьми, подростками и их родителями по вопросам профилактики наркозависимости, вредных привычек и правонарушений, преступлений среди несовершеннолетних индивидуального и группового характера, проходящие с привлечением инспектора ОпДН, участковых милиционеров.

Бывает, что ресурсы школы по профилактике правонарушений и преступлений используются только отчасти. Сложившаяся система оценки деятельности побуждает скрывать реальную картину. Органы управления в большинстве интересуются лишь статистикой правонарушений и гораздо меньше проявляют интерес к тонкостям профилактики девиантного поведения. Школе выгоднее скрыть своих трудных детей, чем показать работу с ними, ибо на конкретном этапе эта работа может не дать ясно видимых положительных результатов.

Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима.


-75%

Документ из архива "Значение досуговой занятости подростков в профилактике правонарушений", который расположен в категории "курсовые работы". Всё это находится в предмете "педагогика" из раздела "Студенческие работы", которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "курсовые/домашние работы", в предмете "педагогика" в общих файлах.

Онлайн просмотр документа "235961"

Текст 6 страницы из документа "235961"


Данные графика 2 показывают следующие результаты. Родители всех учащихся (100%) выражают интегральное эмоциональное отношение к своему ребенку, то есть, родители воспринимают своих детей такими, какие они есть, уважают индивидуальность ребенка, одобряют его интересы и планы. Также нужно отметить, что ни один из родителей (0%) не считает поведение своего ребенка отклоняющимся от нормы, не находит асоциальных признаков в поведении. Не смотря на этот факт, все же, у 26,7% (4 человека) учащихся выявляется склонность к преодолению норм и правил. Следовательно, мы делаем вывод, что положительное отношение родителя к своему ребенку, в большей части, оказывает влияние на его поведение. Это явление можно объяснить следующим: развитие подростков происходит на разном уровне, поэтому, у некоторых уже сформированы азы поведения, а у других способ поведения формируется продолжительный период. Все же, рано или поздно подростки копируют поведение своих родителей.

Классным руководителям: взаимосвязь с семьей, помощь семье в воспитании школьника; вовлекать учащихся в занятость школьного досуга. Наиболее эффективным способом заинтересовать учащихся является креативный подход к созданию кружков и секций;

Учителям-предметникам: изучать наклонности учащихся, вовлекать их в различные кружки и секции; готовить массовые мероприятия в школе привлекать к их проведению родителей; приглашение в школу интересных людей;

Заведующему учебной частью: организация и работа кружков, секций; организация индивидуальной работы учителей с учащимися; проведение консультаций для школьников по месту жительства; работа с детьми, которые нуждаются в особом педагогическом внимании;

Социальному педагогу: создание индивидуальной профилактической программы с несовершеннолетним правонарушителем, непосредственное взаимодействие с родителями;

Общественности: содействие в бытовом и трудовом устройстве; принятие мер, направленных на устранение обстоятельств, оказывающих отрицательное влияние на условия жизни и воспитания несовершеннолетних правонарушителей, привлечение их к участию в спортивных и других кружках, секциях, направление в летнее время в военизированные, спортивно-трудовые и другие лагеря.

Органам управления: принимать участие в развитии школы, оказывать финансирование школе по организации досуга. Также проявлять собственную инициативу в решении создания центров дополнительного образования.

Таким образом, мы делаем вывод, что мотивом для совершения правонарушений подростками является отсутствие интересов, мотивов, наклонностей. Также необходимо учесть, что причиной также может являться отсутствие возможностей применения своих способностей, то есть необходимо создавать такие кружки, которые бы с удовольствием посещали подростки. Следовательно, чем выше уровень занятости подростков, тем ниже уровень совершаемых правонарушений.

Таким образом, если в школе выявлена группа чаще всего подростков с антиобщественными формами поведения, педагогический коллектив должен вести с этим явлением решительную борьбу; постараться развести этих подростков в разные классы, задерживать их в школе, пока остальные дети разойдутся по домам. Используя влияние других учеников в классе, надо добиться выхода из группы всех колеблющихся ее членов: вести с ними индивидуальные беседы, привлекать к участию в коллективных мероприятиях класса, давать ответственные поручения.

Борьба с такими групповыми правонарушениями в школе требует постоянного внимания и последовательных действий социального педагога. Здесь нельзя ограничиваться разовой акцией.

Чтобы профилактическая работа по предупреждению девиантного поведения подростков была эффективной необходимо сформировать их личную и социальную компетентность, то есть развить у них позитивное отношение к самим себе и к окружающему обществу, укрепить чувство самоуважения, уметь принимать ответственные решения.

В современной практике воспитателю приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера. В этих случаях воспитатель использует разумные методы и приемы педагогического влияния.

Для выбора нужного метода и приема весьма важно определить характер и преобладающие мотивы поведения и поступков, психическое состояние и внутренний мир воспитанника. Затем необходимо создать ситуацию, в которой ребенок вынужден, будет менять свое поведение. Действия и поведение воспитателя должны вызвать у ребенка положительный эмоциональный отклик, новое отношение к своим поступкам, что и послужит причиной дальнейших изменений в поведении к лучшему.

Ансамбль [23, с. 107] - небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений, выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив;

Группа [5, с. 251] - это неформальное сообщество детей и педагога, особое добровольное самодеятельное объединение;

Клуб [14, с. 223] - объединение детей и подростков на основе совпадения интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга и отдыха;

Клубная работа [17, с. 106] видов социальной деятельности, сфера реализации интересов и индивидуально-творческой активности личности;

Кружок [9, с. 122] - это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее;

Мастерская [5, с. 106] - чаще всего это слово употребляют при описаний помещения, в котором работает художник, скульптор, архитектор, или небольшого производственного предприятия, связанного с выпуском какой-либо продукции или выполнением услуг;

Правонарушение [11, с. 65] - вид действий или деятельности, противоречащий правовым нормам. Проявляется как проступок или преступление и является обычно результатом низкого уровня правоправных способностей и девиантных ситуаций

Правонарушение несовершеннолетним [11, с. 65] - антисоциальные действия несовершеннолетнего, которые следовало бы рассматривать как уголовные по своему характеру, если бы они совершались взрослым;

Студия [15, с. 18] - творческий коллектив в определенном виде деятельности, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, эмоциональным характером межличностных отношений;

Театр [23, с. 109] - творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене;

Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.– с 54 –55.

Бочарова В.Г. Социальная педагогика. – М., 1994.

Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – стр. 249.

Евладова Е.Б. Дополнительное образование: проблема взаимосвязи// Внешкольник, 2000 г.

Зайнычев И.Г. Технология социальной работы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г. – стр. 208 –218.

Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология: учебник. – М.: 1995 г.

Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников: пособие для классных руководителей. – М., 1983 г.

Мардахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога. –М., 2002 г.

Маслова М.Ф. Рабочая книга социального педагога. – Орел, 1994 г.

Полукаров В.В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды // Моделирование воспитательных систем: теория–практике. – М., 2000 г.

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000 г.

Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. – М., 2000 г.

Рябов И.И, Развитие клубных любительских объединений в условиях социального педагогического комплекса // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. – Т.2. – с 102 – 109.

Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. стр. 177.

Фалькович Т.А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 11 кл. – М.: ВАКО, 2007 г.

Холостова Е.И. Словарь – справочник по социальной работе. – М., 1997

Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005.

Школьная пресса. Воспитание школьников, 2002 г.

Щуркова Н.Е, Классное руководство. Настольная книга для учителя. – М., 1999г.

Анкета для опроса учащихся

Чем ты занимаешься в свободное от учебы время?

Ты посещаешь какие-либо кружки, секции?

Что бы хотел (а) изменить в деятельности кружков?

Какими учебными предметами ты увлекаешься?

Есть ли у тебя нелюбимые предметы?

Помимо школы ты посещаешь какие-либо спортивные секции, вне школы?

Какие кружки ты бы хотел еще посещать, добавь свои.

Помимо кружков, есть ли у тебя другие интересы?

Методика склонности к отклоняющемуся поведению

Методика содержит 7 шкал:

Шкала установки на социальную желательность – 15 пунктов;

Шкала склонности к нарушению норм и правил -17 пунктов;

Шкала склонности к аддиктивному поведению – 20 пунктов;

Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению – 21 пункт;

Шкала склонности к агрессии и насилию – 25 пунктов;

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций – 15 пунктов;

Шкала склонности к делинквентному поведению – 20 пунктов.

Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов;

Бывает, что откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня;

Я охотно бы записался добровольцем для участия в каких-нибудь боевых действиях;

Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями;

Тот, кто в детстве не дрался, вырастет маменькиным сынком и ничего не сможет добиться в жизни;

Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили;

Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте;

Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.

Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга - мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

В школе необходимо формирование социальных норм и правил поведения, поскольку без этого невозможно эффективное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

В связи с этим необходимо:

- создать уклад норм школьной жизни;

- помочь школьникам узнать свои права и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения;

- помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека;

- помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами;

- воспитать навыки правовой культуры.

Если же меры ранней профилактики окажутся недостаточными, то они могут быть восполнены мерами другого уровня, так как для этого остается определенный резерв времени.

Раннюю профилактику, можно определить как совокупность мер, осуществляемых с тем чтобы:

1) оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;

2) пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния;

3) воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам.

Основными направлениями ранней профилактики являются:

  1. Выявление и установление неблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков.
  2. Выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных влияний на подростков, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений.

Это направление предполагает:

- применение мер по оздоровлению неблагополучных условий семейного воспитания подростка с помощью различных мер воздействия к его родителям;

- изъятие подростков из отрицательно воздействующей на подростка обстановки;

- применение предусмотренных законом мер к лицам, вовлекающим подростков в пьянство, и иную антиобщественную деятельность;

  1. Оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на подростков с социально отклоняющимся поведением.

Причем могут быть выделены меры: воздействия на подростков, антиобщественные взгляды которых еще не укрепились и проявляются в совершении отдельных малозначительных проступков.

Цель их применения не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам; воздействия, применяемые к подросткам с достаточно выраженной антиобщественной позицией личности, совершающим правонарушения, не носящие преступного характера. Их цель - не дать возможности реализоваться в преступление антиобщественной позиции личности;

  1. Здесь наряду с оказанием, в случае необходимости, помощи подростку, попавшему в неблагоприятные условия семейного воспитания, вплоть до изъятия из отрицательной среды и направления в детский дом, школу-интернат и т. д., возможно применение конкретных мер по организации контроля за его поведением и индивидуальной воспитательно-профилактической работы (постановка на учет и инспекцию по делам несовершеннолетних, назначение шефа, общественного воспитателя и т. д.). Сюда же относится и применение различных мер воздействия (общественных, административных, гражданско-правовых, принудительных мер воспитательного характера) к подросткам, допускающим правонарушения.

Исходя из вышеизложенного социальная работа с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям должна решать следующие задачи:

  • осуществление комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с целью определения причин возникновения проблем в обучении, общении и других;
  • выбор оптимального способа обучения для каждого ребенка и выбор мер психокоррекционного воздействия на его личность;
  • оказание индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам
  • группы риска;
  • консультативная помощь родителям или лицам, их заменяющим;
  • методическая и практическая помощь специалистам, занимающимся вопросами реабилитационно-коррекционной деятельности.

Следовательно можно выделить следующие направления действия:

— выявление учащихся с отклонениями в поведении в первом классе и своевременная организация работы по коррекции их поведения;

— изучение уровня развития и воспитанности учащихся;

— наблюдение за учащимися в различных ситуациях;

— определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;

—проведение социометрического исследования по определению референтных групп и положения ребенка в коллективе;

— определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;

— выявление положительных качеств и недостатков в поведении, общении;

— изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;

— изучение особенностей характера и темперамента ребенка;

— определение мотивов поведения и общения;

— учет состояния здоровья ребенка;

— наблюдение за контактом ребенка с родителями (опекунами).

— индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;

— изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся и на основе изученного определение конкретных задач и методов дальнейшего педагогического воздействия;

— ведение дневника психологических наблюдений за поведением, общением, положением ребенка в коллективе, начиная с 1 -го класса и передача дневника классному руководителю 4-го класса для дальнейшей последовательной работы;

— индивидуальная работа классного руководителя, социального педагога психолога, администрации школы с учащимися, требующими коррекции поведения;

— создание условий для развития творческих способностей ребенка, помощь в организации разумного досуга (кружки, клубы по интересам, спортивные секции и др.);

— вовлечение учащихся в активную общественную работу;

— ненавязчивый контроль со стороны учителя, классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации школы за поведением ребенка в классном коллективе и во внеурочное время;

— проведение тренингов общения;

— проведение тренингов психологической разгрузки;

— привлечение к чтению художественной литературы, запись в библиотеку;

— индивидуальные беседы, встречи с интересными людьми.

— изучение социального положения ребенка в семье;

— выступление учителей на родительских собраниях;

— посещение семей с целью проведения бесед по вопросам профилактики преступлений и правонарушений;

— встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних, прокуратуры, следственных органов;

— индивидуальные консультации для родителей, организация службы доверия;

—вовлечение в работу с семьей Совета по профилактике правонарушений и преступлений;

— привлечение родителей к проведению родительских собраний, бесед с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях;

— проведение творческих встреч, тематических родительских собраний;

— привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и встреч с родителями (психологов, наркологов, сексопатологов, гинекологов, венерологов и др.);

— приглашение родителей неблагополучных семей на школьные праздники, кинолектории и др.;

  1. Взаимодействие с заинтересованными организациями

— сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних района;

—сотрудничество с врачами: психологами, наркологами и др.;

— сотрудничество с городским Центром детского творчества.

  1. Информационная, организационно-методическая деятельность

— проведение совместных малых и больших педагогических советов, целевых совещаний, дискуссий и т.п.;

— взаимодействие методических объединений классных руководителей старших классов и учителей начальных классов (преемственность в работе);

— разработка индивидуальной программы коррекции поведения трудновоспитуемых подростков;

— составление психолого-педагогической карты учащихся, состоящих на контроле в ИДН;

— разработка материалов в помощь классному руководителю;

— составление психолого-педагогической характеристики класса;

— организация выставок литературы, плакатов;

— проведение социометрического исследования классов.

— изучение и обсуждение Правил для учащихся;

— изучение Уголовного кодекса РБ об ответственности несовершеннолетних;

— организация встреч с работниками РОВД, ИДН;

— проведение месячника правовых знаний;

— проведение тематических кинолекториев;

— проведение диспутов, конференций.

Особый упор необходимо сделать на учебно-воспитательное и социально-правовое направление в деятельности школы.

Учебно-воспитательное направление деятельности - это осуществление образования детей, имеющих трудности в усвоении образовательных программ в связи с особенностями психофизического развития и неблагополучными социальными условиями жизни, в пределах государственного образовательного стандарта. Создание условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего вариативный характер образования с постановкой коррекционно - развивающих задач; для восстановления обучаемости и повышения уровня воспитанности.

Социально-правовое направление предусматривает оказание помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоустройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов; консультирование несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактика асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовершеннолетних.

В начале каждого учебного года в нашей школе создаётся банк данных обучающихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Оформляются социальные паспорта каждого класса, и впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. Работниками социально-педагогической службы – тщательно планируется работа с подростками с девиантным поведением: составляется план работы Совета профилактики правонарушений, план совместной работы школы и подразделения по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений среди подростков, план работы по профилактике употребления психически активных веществ среди несовершеннолетних, план мероприятий по антиалкогольной, антиникотиновой пропаганде; планируются санитарно-просветительская работа.

В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые Месячники профилактики правонарушений. В их организации участвуют сотрудники ГИБДД, ППС, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы.

Планирование и проведение комплекса мероприятий в рамках месячника по профилактике правонарушений позволяет привлечь к работе по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних всех участников воспитательного процесса, что, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на оперативную обстановку и способствует качественному улучшению профилактической работы в подростковой среде.

Педагогический коллектив школы прилагает максимум усилий для организации свободного времени учащихся. В школе работают бесплатные кружки. Успешно работают спортивные секции по настольному теннису, футболу, шахматам. В них в свободное от уроков время охотно занимаются обучающиеся.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в ее реализации. Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию обучающихся согласно их возрастных особенностей, родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

С 05.09.2011 в Беларуси вступило в силу постановление Совета министров, согласно которому подросткам в возрасте до 18 лет без сопровождения взрослых запрещено находиться на улице с 23.00 до 6.00.

Профилактика правонарушений и преступлений

несовершеннолетних

Сегодня мы поговорим на тему профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Вы должны хорошо понимать, что у человека есть не только права, но и обязанности и ответственность.

Итак, что же такое правонарушения и преступления и чем они отличаются друг от друга?

Правонарушения и преступления – это противоправные общественно-опасные деяния, причиняющие вред интересам государства, общества и граждан, запрещённые законом под страхом административного и уголовного наказания. Преступления отличаются от правонарушения большей степенью общественной опасности, наличием более тяжёлых последствий и тяжестью наказания. Правонарушения предусмотрены КоАП, а преступления - УК РФ.

По общему правилу ответственность за правонарушения и преступления наступает с 16 лет. За некоторые особо тяжкие преступления уголовная ответственность начинается уже с 14 лет, а именно за:

- насильственные действия сексуального характера

- умышленное причинение вреда здоровью (тяжкого или средней тяжести) Например, если в ходе драки сломан нос или челюсть, то это уже причинение вреда здоровью средней тяжести.

- кражи, грабежи, разбои, вымогательства,

Которые, к сожалению, популярны среди нашей молодежи;

- хулиганство при отягчающих обстоятельствах

- вандализм, когда разрушают памятники и обелиски;

- угон автомобиля, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества;

За совершение преступлений несовершеннолетним назначаются наказания в виде штрафов, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, лишения свободы на определённый срок.

Во всех случаях совершения подростками правонарушений или преступлений его родителей (законных представителей) привлекают к ответственности по ст. 5.35 КоАП за ненадлежащее воспитание.

Судом на виновное лицо или его родителей (законных представителей) возлагается обязанность возместить вред, причинённый здоровью потерпевшего, моральный вред, а в случае порчи имущества – возместить убытки.

Или, например, нередко между подростками случаются драки. В случае причинения даже лёгкого вреда здоровью с виновной стороны может быть в судебном порядке взыскан вред, причинённый здоровью, материальный и моральный вред, судебные издержки.

Так, например, недавно ВС РФ в апелляционном порядке было рассмотрено такое дело по случаю, произошедшему в Уфе. В конечном итоге с родителей виновника взыскали более 100 тыс. рублей.

Или, например, за лесной пожар, произошедший по вине несовершеннолетнего, с его родителей взыскивается ущерб, причинённый лесному фонду и затраты государства на тушение лесного пожара. А это порою суммы, исчисляемые в миллионах.

Если же это же хулиганство совершено:

а) с применением предметов, используемых в качестве оружия;

б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды,

в) на любом виде транспорта общего пользования.

то это уже преступление и наказывается штрафом до 500 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет.

Ежегодно в республике несовершеннолетними совершается более 400 преступлений. 83% из них составляют преступления против собственности: кражи, угон автомототранспорта, грабежи, мошенничество, разбои, вымогательства. Объектами преступных посягательств подростков в основном являются деньги, денежные средства на банковских картах, сотовые телефоны, иные личные вещи, велосипеды, автомашины. Все хищения на сумму свыше 2,5 тыс. – являются уголовным преступлением (ст. 158, 158.1 УК РФ)

Так, например, многие подростки не знают, что найдя чужой телефон и присвоив его себе - они совершают кражу, а спивав деньги с банковской карты, привязанной к этому телефону – хищение.

Второй категорией по количеству являются преступления против личности. Как это не прискорбно, но подростками совершаются убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, разбои и т.д.

Здесь необходимо сказать несколько слов о буллинге.

Буллинг – это травля в школе. К сожалению, явление более распространённое, чем кажется. В прошлом году на учёт поставлено более 1 тыс. пострадавших детей.

Под травлей подразумевается систематическое психологическое или физическое давление, т.е. угрозы, оскорбления, насмешки, шантаж, издёвки, нанесение побоев и т.д., в т.ч. совершаемые в социальных сетях.

Когда вымогают что-либо или пытаются отобрать силой, действия квалифицируются. как вымогательство, хулиганство или мелкое хулиганство.

С эмоциональной травлей труднее, но все равно привлечение к ответственности возможно.

Зачастую начиная и поддерживая травлю подростки не задумываются о том, что стоят на грани преступления. Одно неосторожное движение: толчок¸ подножка и даже просто обидное слово, может повлечь смерть человека.

Подростки, которые позволяют себе такие вещи должны знать, что человек, доведённый до отчаяния (а заметить душевные переживания человека порою невозможно) нередко идут на крайние меры и тогда жертвой преступления может стать сам агрессор. Слышали, наверно, о случаях расстрела в школах.

О том, как в такой ситуации себя вести детям-жертвам, чтобы избавиться от тирании и самим не совершить преступление, я расскажу в следующей лекции о защите прав несовершеннолетних. Главное – не терпеть, а сразу обращаться за помощью к классному руководителю, родителям, завучу, директору, в управление образования, а если ни кто не помогает – смело идите в районную прокуратуру, там точно помогут.

Сейчас очень распространено общение по ватсапу и в социальных сетях. Но с этим тоже следует быть особенно осторожными.

Приведу пример. В прокуратуру города поступила жалоба женщины, в которой она просила привлечь к ответственности другую женщину по факту ее оскорбления в групповом чате в Ватсапе путем высказывания оскорбительных слов, в том числе в нецензурной форме. По постановлению прокуратуры города виновная женщина привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Мировой судья назначил штраф.

И таких заявлений поступает достаточно много. Часто люди оскорбляют других в социальной сети Инстаграм, в Ватсапе. Но теперь вы знаете, что это противозаконно.

Также крайне осторожно нужно быть с перепостами - пересылкой поступающей информации, поскольку законом установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды. Запрещается публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций. Такие действия признаются экстримистскими проявлениями и за них предусмотрена административная ответственность. Даже хранение фото и видео экстремистских материалов влечёт административную ответственность по ст.20.29 КоАП РФ.

Поэтому, вдруг если по Ватсапу, в Телеграм или других мессенджерах и социальных сетях вы получите по фотографии и видеоролики с нацистской или иной экстремистской символикой или с изображением людей в одежде с экстремисткой символикой, либо фото и видео, содержащие унижение человека и гражданина по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, то распространять это дальше нельзя! А человеку, который это прислал надо разъяснить, что он совершает правонарушение.

Вы сейчас старшеклассники, скоро перейдёте в категорию молодёжь. В этом возрасте психология и физиология человека такова, что он склонен к импульсивным, протестным настроениям, крайне негативно относится к запретам, обострено чувство справедливости, нетерпимости к негативным поступкам и т.д. В этот период некоторые ребята сильно восприимчивы к разного рода влиянию и часто встают на протестный путь, примыкают к радикальным или опозиционным движениям, участвуют в незаконных публичных мероприятиях (митингах).

Почему подростки совершают преступления?

До половины всех преступлений происходит в состоянии алкогольного опьянения. Выпив человек теряет рассудок. Ему кажется, что он отдаёт себе отчёт в своих действиях, но жизнь показывает, что это не так. Алкоголь отключает разум и человек начинает вести себя и действовать неадекватно.

Помимо разрушительного воздействия наркотиков на организм человека, существуют и правовые последствия потребления наркотиков.

Хранение при себе наркотика для личного потребления и его незаконное потребление без назначения врача влечёт адм ответственностиь в виде штрафа или административного ареста (по ст. 6.8, 6.9 КоАП РФ). За это также в административном порядке штрафуют родителей (законные представители) по ст. 20.22 КоАП РФ.

Будучи наркозависимыми, подростки, как правило, вовлекаются в незаконный оборот (начинают перепродавать, содействовать распространению) наркотических средств и психотропных веществ, что подпадает под действие УК РФ. Ст. 228 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за такие деяния в виде лишения свободы до 3 лет, а если изъяты наркотики в крупном размере, то до 15 лет.

Кроме указанного наркозависимый человек уже не может быть полноправным членом общества. Наркоман, который вследствие своего пристрастия ставит свою семью в тяжёлое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности по заявлению заинтересованных лиц. Кроме того, это влечёт ограничение прав гражданина на управление транспортным средством, в будущем он не сможет работать учителями, воспитателями, осуществлять медицинскую деятельность, деятельность, связанную с оборотом оружия, выполнять подводные, подземные, аварийно-спасательные работы и многое другое.

Чтобы вы не оказались в таких обстоятельствах, Вы должны знать что те, кто предлагают вам понюхать, пожевать, покурить, проглатить, выпить или уколоть что-либо - зарабатывают на вас деньги! Хотят обратить вас в зависимость, которая настолько сильна, что подросток незадумываясь убивает самого любимого человека – свою мать, чтобы забрать у неё последние деньги и купить на них наркотик.

Обязательно наберите в интернете последствия употребления наркотиков, посмотрите во что превращаются люди, употребляющие наркотики.

Чтобы жить и радоваться жизни, нужно не наркотики употреблять, а найти своё увлечение и хороших друзей. Надо общаться и дружить с людьми, имеющими правильные жизненные установки.

Что делать, если тебе одиноко и нет друзей? Нужно найти своё увлечение, начать заниматься тем, что тебе действительно интересно, искать информацию кто ещё в городе занимается тем же, попробовать пообщаться с ними. Они однозначно станут твоими друзьями.

Разнообразьте свою жизнь: летом найдите возможность поехать на сплав по реке Ботуме, осенью и зимой – научитесь кататься на коньках, играть в бильярд, в весеннее время, это горные лыжи, сноуборды и т.д. Это все не с 1 раза получается, но потом - приносит огромное удовольствие. Главное не заменяйте живое общение и жизнь сидением в интернете. Этого в жизни вы ещё успеете.

Вторая основная причина совершения подростками преступлений - нужны деньги.

Что бы не становится преступником надо учиться их зарабатывать. Это может быть работа по найму или предпринимательская деятельность. Лучше с детства учиться заниматься бизнесом и в будущем всегда иметь возможность заработать деньги, чем сейчас тратить время на ерунду и в будущем спиться из-за отсутствия работы. Ежегодно в летний период работу для учащихся и молодёжи организует орган занятости. В трудовых правоотношения у несовершеннолетних очень много льгот. Это и неполный рабочий день при полной оплате и отсутствие испытательного срока и т.д.

Третья – нечем заняться, отсутствие досуга.

Я могу привести примеры, конечно, больше для девочек. Сейчас девочки подростки могут учиться тому, что им интересно – мэйкап, маникюр, парикмахерские услуги, выпечка хлеба, кондитерских изделий, вязание, шитье. Если уже сейчас, занимаясь эти как хобби, научиться делать это профессионально, вы уже никогда не останетесь без работы, потому, что эти услуги восстребованы всегда.

Парень, способный построить теплицу, имеющий водительские права, способный настроить или починить компьютер тоже никогда не останется без денег. Но, естественно, это не должно быть вашей основной работой в жизни, надо стремиться осваивать более важные профессии, а те навыки, что я навала будут вашей страховкой.

Почему не стоит совершать административные правонарушения и тем более преступления?

Пока молодые, люди особо не задумываются о последствиях своего поведения. Но в будущем это может принести проблемы не только самому человеку, но и его детям. Например, если вы совершаете серьёзное административное или тем более уголовное преступление вы ставите крест на своей карьере в правоохранительных органах, в т.ч. МВД, ФСБ, прокуратура, и в суде. И не только на своей, но и на карьере ваших будущих детей. Для государства вы на долгое время или навсегда остаётесь правонарушителем или преступником. Вас никогда не возьмут на работу в организацию работающую со сведениями, составляющими государственную тайну и даже в организацию, которая занимается установкой сигнализации. Даже когда истёк срок привлечения к административной ответственности данные об этом факте навсегда остаются в базе данных ИЦ МВД.

Читайте также: