Влияет ли форма государства на жизнь граждан

Обновлено: 02.07.2024

Влияние государства на личную жизнь граждан, на их убеждения и верования – вот проблема, над которой рассуждает И. А. Ильин.

Размышляя над данным вопросом, автор утверждает, что “.внутренние убеждения человека, любовь, вера в Бога не создаются приказами”. По его мнению, подобные указы могут вызвать в человеке лицемерие или протест. С точки зрения И. А. Ильина, государство не может влиять на убеждения граждан, потому что нельзя ни полюбить, ни поверить во что-то по распоряжению “сверху”.

Я согласна с позицией автора и считаю,

что человек сам решает, во что ему верить, кого любить, а влияние государства на его убеждения могут “вынудить в ответ только внешнее, лицемерное подчинение и лицемерную “любовь” к навязываемым ценностям”. Вспомним роман Е. Замятина “Мы”, в котором государство подчинило себе каждого человека-нумера, отняло у своих граждан возможность интеллектуального и художественного творчества, заменив его Единой государственной наукой, механической музыкой и государственной поэзией. Сведя любовь к чистой физиологии, оно лишило человека личных привязанностей, чувства родства, ибо всякие связи, кроме связи

с Единым государством, преступны, тем самым государство сделало людей несчастными и беззащитными перед верховной властью. В повести А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” среди всех заключенных выделяется Алешка-баптист, попавший в заключение из-за своей веры.

Но юноша не изменил своим убеждениям, не потерял надежды; запрет государства не повлиял на него, а наоборот, в Гулаге Алешина вера только укрепилась и стала сильнее. Могу сделать вывод, что никакая верховная власть, никакое государство не сможет повлиять на убеждения и верования человека. По тексту К сожалению, человек несовершенен, поэтому в своей жизни нуждается в идущих извне запретах, причем их иногда необходимо подкреплять силой. Таковы законы государственной власти, таковы неписаные законы общества.

Подобными законами можно успешно регулировать внешнюю жизнь человека. 4. Но есть области, где прямое вмешательство не достигает цели, где насилие всегда оказывается бессильным и вредным. 5. Внутренние убеждения человека, любовь, вера в Бога не создаются приказами и запретами.

6. Требования государства и общества всегда наплывают, надвигаются на человека, так сказать, “сверху”. 7. Но если эти требования касаются не внешнего порядка дел, а нарушают внутренние, живые границы человеческой души, душа отвечает обычно сопротивлением, возмущением или даже хуже – ожесточением, упрямством и ненавистью. 8. Тогда человек начинает взывать к своей свободе, он ссылается на свои неотъемлемые права и вступает в борьбу за них, даже если приказы и запреты содержат очевидную пользу и истину. 9. Подобные приказы и запреты, даже если их обращают к людям в самых лучших целях, могут вынудить в ответ только внешнее, лицемерное подчинение и лицемерную “любовь” к навязываемым ценностям.

10. Все нажимы достигают здесь только того, что уважение, любовь гибнут в душе у человека, а значит, осуществлять их бессмысленно и безнравственно. 11. Бывает и так: человек, понимая благую направленность приказов, но душою не соглашаясь с ними, пытается следовать им.

12. Не любя, притворяется любящим, не веруя, симулирует веру. 13. И иногда такие неискренние упражнения приводят к ряду полезных действий, которые производятся, например, в сфере так называемой “общественной благотворительности”.

14. Однако могут ли они принести пользу душе, внутренне сопротивляющейся насилию над собой? 15. Никогда еще ни одному человеку не удалось и никогда ни одному не удастся полюбить на основании приказа или искоренить в себе веру на основании запрета.

16. Божественный огонь в человеке, который в нем любит, верует и творит, не может быть ни произвольно зажжен, ни произвольно погашен. 17.

Все, чего здесь можно достигнуть напрямую, и то лишь из-за человеческой слабости и робости, – это притворяющегося смирения, лгущего согласия. По И. А. Ильину. . Иван Александрович Ильин 1883 – 1954. – русский христианский философ, писатель и публицист.

Население большинства прогрессивных стран имеет возможность влиять на принятие законов и выбор представителей органов власти. Способы участия граждан в политической жизни государства закреплены в Конституции РФ. От принятых решений зависит благополучие людей. По этой причине всякий человек должен не только знать свои права, но и активно их реализовывать.

Участие граждан в политической жизни

Характерные черты деятельности

Участие граждан в политической жизни страны — это осознанное влияние конкретного человека на принятие и реализацию важных общественных решений или формирование органов государственной власти. Такая деятельность всегда осуществляется на добровольной основе и является главным признаком демократической системы. Степень вовлечённости населения в политическую жизнь страны зависит от множества факторов, среди которых:

Вовлечённость населения в политическую жизнь страны

  • установленный политический режим;
  • наличие соответствующих традиций;
  • уровень развития общества;
  • текущая политическая обстановка в стране;
  • личные качества гражданина (темперамент, социальное положение, религия, возраст).

По степени политической вовлечённости всех граждан условно делят на активных, пассивных и отчуждённых. Кроме этого, в обществознании есть такое понятие, как абсентеизм. Это абсолютное уклонение индивида от участия в политической жизни страны. С точки зрения демократии это явление принято считать отрицательным.

Пассивное отношение граждан к выборам и обсуждению законопроектов тормозит развитие политической системы, лишая её гибкости.

Основные формы участия

В обществознании выделяют два вида воздействия населения на жизнь государства. Первый тип опосредованного влияния осуществляется через выбранных представителей. Второй тип называется непосредственным и включает в себя основные формы политического участия граждан. Какова бы ни была степень вовлечённости населения в общественную жизнь в государстве, эти способы участия обязаны использовать все демократические страны.

Выборы и референдумы

Выборы — самая массовая форма участия в политической жизни. Так называют процесс избрания депутатов, президента или иных должностных лиц на ограниченный период. Выборы обеспечивают сменяемость и обновление власти. В период предвыборной кампании кандидаты демонстрируют свои политические программы. Любой человек может изучить основные положения и осуществить выбор в соответствии с собственными интересами. Участие в выборах производится на основании принципов избирательного права:

Выборы — самая массовая форма участия в политической жизни

  1. Голосование осуществляется тайно.
  2. Право на голос имеют все лица, достигшие 18 лет.
  3. В рамках одного мероприятия гражданин может отдать только 1 голос.
  4. Осуществлять голосование можно только лично.

Принципы избирательного права не распространяются на недееспособных лиц и граждан, находящихся в тюремном заключении на основании приговора суда. Мероприятие может проводиться на федеральном, региональном или местном уровне.

Референдум — всенародное голосование, организованное для обсуждения проектов закона или других важных вопросов. К примеру, такое мероприятие проводилось в 1993 г. для принятия российской Конституции и в 2014 г. для присоединения Крыма.

Как и выборы, референдум проводится посредством тайного голосования. Но принятое решение имеет наивысшую юридическую силу, то есть не подлежит обжалованию. На референдуме нельзя обсуждать вопросы:

  • изменения статуса субъекта РФ;
  • досрочного прекращения полномочий президента, парламента;
  • продления сроков полномочий главы государства и правительства;
  • переноса сроков выборов;
  • принятия ЧС.

Отменить референдум можно только в случае объявления военного положения или ЧС. Голосовать по одному и тому же вопросу чаще одного раза в 2 года запрещается. При этом срок отсчитывается с момента опубликования решения, принятого на предыдущем референдуме.

Жалобы и публичные выступления

Гражданин участвует в политике, когда подаёт официальные обращения в органы власти в виде жалобы, заявления или предложения. Несмотря на отсутствие строгих правил оформления документов, сроки рассмотрения обращений и предоставления ответа регламентированы законом. За нарушение предусмотренных правил должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности. Обращения граждан отличаются по цели и содержанию:

Подача заявления

  1. Жалоба — требование о восстановлении нарушенного гражданского права и привлечения к ответственности должностного лица.
  2. Заявление — просьба о реализации какого-либо права в установленном законом порядке.
  3. Предложение — инициатива, в которой гражданин может кратко высказать идеи по совершенствованию деятельности органов власти или перечислить способы решения наиболее важных общественных проблем.

Ещё одно право граждан, закреплённое в 31-й статье Конституции, заключается в возможности принимать участие в публичных мероприятиях. К ним относятся митинги, шествия, демонстрации, пикеты, забастовки. Публичные собрания проводятся для привлечения внимания к злободневным темам.

В России принята уведомительная схема проведения публичных мероприятий. Это значит, что организаторы собраний обязаны предупредить местные органы власти о предстоящем митинге, шествии, демонстрации. Граждане могут собираться только в мирных целях и без оружия. Правопорядок обеспечивается полицией. В случае нарушения предусмотренного плана или массовых беспорядков правоохранители могут применять специальные средства защиты.

Государственная служба и политическая карьера

Государственная служба

Люди, занимающие должности в органах власти, имеют больше возможностей влиять на политическую деятельность в стране, поэтому все граждане в РФ имеют равный доступ к государственной службе. Чтобы стать должностным лицом, необходимо иметь соответствующие профессиональные навыки. Кроме того, кандидат должен пройти установленный законом порядок назначения на должность.

Отправление правосудия можно осуществлять в качестве присяжного заседателя. Граждане имеют право сами участвовать в общественных объединениях (союзах, ассоциациях и политических партиях). В этом случае появляется возможность создания собственной программы развития государства. Основные формы участия личности в политической жизни представлены в таблице.

Опосредованная форма (представительная) Непосредственная форма (прямая)
Официальные обращения граждан в виде жалоб, заявлений и предложений. Действие должностных лиц и политических лидеров Участие в выборах, референдуме, публичных мероприятиях. Организация ассоциаций, объединений, партий и участие в их деятельности

Для выражения мнения по поводу общественных вопросов человеку нужно владеть всей информацией, поэтому политика должна быть гласной. Это означает, что политические партии должны проводить презентацию своих проектов в СМИ, а органы государственной власти обязаны составлять доклады об осуществлённой деятельности. Ключевую роль в развитии демократических институтов играет свобода слова, мысли и массовой информации, запрет цензуры.

Материал может быть использован учениками старших классов для составления эссе и реферата, а также учителями для оформления конспекта и технологической карты урока.

Читайте также: