Влияет ли административное правонарушение на трудоустройство рб

Обновлено: 02.07.2024

Водитель автомобильной фуры, принадлежащей белорусской транспортной компании, на территории Польши был задержан за вождение в нетрезвом состоянии и привлечен по решению польского суда к ответственности в виде 10 суток административного ареста условно и 1 года лишения права управления транспортным средством.

Какие правовые последствия возможны на территории Республики Беларусь для водителя и для организации, в которой он работает?

Административная ответственность на территории другой страны

Привлечение гражданина Республики Беларусь к административной ответственности на территории другого государства обоснованно, если деяние, которое он совершил, является наказуемым по административному законодательству той страны. Гражданин Беларуси, управляя транспортным средством за пределами Республики Беларусь, подчиняется правилам дорожного движения, действующим в той стране. В большинстве стран вождение в нетрезвом виде является административно наказуемым деянием. Что касается законодательства Польши, то за вождение в состоянии алкогольного опьянения предусмотрено наказание в виде ареста или штрафа, а также лишения водительских прав (Art. 87, Kodeks wykroczeń).

Справочно:

В описанной выше ситуации водитель – гражданин Беларуси уже привлечен к административной ответственности на территории Польши, поэтому второй раз на территории Беларуси он к административной ответственности за данное правонарушение привлекаться не будет. Этот принцип вытекает из нормы ч. 5 ст. 1.4 КоАП.

Обратите внимание! Если бы водитель – гражданин Беларуси, совершивший административно наказуемое деяние на территории Польши, не был привлечен к административной ответственности на территории Польши, то он был бы привлечен к ответственности на территории Республики Беларуси, поскольку в нашей стране его действия также признаются административным правонарушением (ч. 5 ст. 1.4 КоАП). В этом случае назначается административное взыскание в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части белорусского КоАП, но не выше верхнего предела санкции, предусмотренной законом Польши за соответствующее правонарушение.

Документ:

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Справочно:

Ответственность перед нанимателем

Вернемся к рассматриваемой ситуации. Как мы уже пояснили, к административной ответственности на территории Беларуси водитель привлекаться не будет. Он сможет получить водительские права в подразделении ГАИ по месту их выдачи (если они переданы на основании ст. 42 Венской конвенции о дорожном движении) и управлять транспортным средством на территории Республики Беларусь без ограничений. Водитель не сможет теперь управлять транспортным средством на территории Польши в течение 1 года, поскольку там действует срок наказания.

Документ:

Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.) (далее – Венская конвенция о дорожном движении).

Транспортная организация, где работает водитель, может обязать его возместить ущерб, причиненный по его вине нанимателю, по правилам гл. 37 ТК. В данном случае имеются все признаки, предусмотренные п. 1 ст. 400 ТК:

– наличие ущерба, выразившегося в расходах нанимателя по организации доставки транспортного средства и груза на территорию Республики Беларусь, а также возможные выплаты клиентам в связи с задержкой доставки груза;

– противоправность поведения самого работника (водителя);

– связь между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом;

– вина работника в причинении ущерба.

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

У нанимателя (транспортной организации) также есть основания привлечь работника (водителя) к дисциплинарной ответственности, так как его действия являются дисциплинарным проступком (ст. 197 ТК). К работнику могут быть применены все меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные ст. 198 ТК, включая и увольнение, потому что его действия подпадают под норму п. 7 ст. 42 ТК.

Преюдициальное значение привлечения к административной ответственности за рубежом

При привлечении гражданина Беларуси в другом государстве к административной ответственности за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии возникает вопрос: может ли такое решение признаваться обязательным при повторном совершении этим же гражданином аналогичного правонарушения, но уже на территории Республики Беларусь? Дело в том, что повторное задержание за вождение в нетрезвом виде в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение порождает уголовно наказуемое преступление по ст. 317¹ УК. В рассматриваемой нами ситуации, если водитель еще раз будет уличен в управлении автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, но уже в Республике Беларусь, возникнет проблема квалификации его правонарушения в качестве первоначального или повторного.

Документ:

Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК).

Исходя из нормы ст. 8 УК преюдициальное значение преступления, совершенного на территории иностранного государства, имеет уголовно-правовое значение для решения вопроса об уголовной ответственности этого лица за преступление, совершенное на территории Республики Беларусь, и определяется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Проще говоря, если международным договором Республики Беларусь предусмотрена обязательность решений иностранных государственных органов о наложении на гражданина Республики Беларусь уголовных, а равно и административных взысканий, для наших государственных органов, то такие решения будут иметь преюдициальное значение.

Справочно:

преюдициальное решение – это решение суда, содержащее уже установленные факты, которые не надо вновь доказывать.

Республика Беларусь не имеет договоров с Республикой Польша, устанавливающих обязательность решений государственных органов (должностных лиц) о наложении административных взысканий за нарушения правил дорожного движения. Таким образом, считаем, что решение польского суда о привлечении гражданина Беларуси к административной ответственности не будет приниматься во внимание при квалификации правонарушения в качестве первоначального или повторного.

Для сравнения: в соответствии со ст. 2 Конвенции СНГ страны-участницы признают решения компетентных органов, вынесенные за нарушения правил дорожного движения в отношении лиц, проживающих на территории одной из стран-участниц, а материалы по делам об административных нарушениях правил дорожного движения страны места совершения правонарушения имеют в стране проживания такую же юридическую силу и не требуют их легализации. Конвенция СНГ действует для Республики Беларусь, Республики Армения, Республики Казахстан, Республики Таджикистан и Российской Федерации. Таким образом, если гражданин Беларуси будет привлечен к административной ответственности за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии на территории одной из перечисленных стран, то соответствующее решение будет иметь преюдициальное значение на территории Республики Беларусь и аналогичное правонарушение, совершенное тем же лицом уже в Беларуси, будет считаться повторным.

Документ:

Конвенция Содружества Независимых Государств о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения (Москва, 28.03.1997) (далее – Конвенция СНГ).

Как сообщалось, с 1 марта в Беларуси будут действовать новые КоАП и ПиКоАП – Лукашенко подписал кодексы по вопросам административной ответственности.

Некоторые нововведения прокомментировал директор Национального центра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов в интервью Pravo.by.

Главная особенность новых кодексов – закрепление приоритета профилактических мер воздействия перед наказанием. В этих целях в Общей части КоАП устанавливаются принципиально новые правила наложения административных взысканий и освобождения от ответственности.

В свою очередь административный процесс (ПИКоАП) изменяется не столь существенно. Он уже достаточно отработан и не вызывает серьезных нареканий у правоприменителей, отметил Вадим Ипатов.

Новый КоАП предусматривает категоризацию правонарушений в зависимости от степени общественной вредности и тяжести последствий. Все административные правонарушения разделены на три категории, а именно: административные проступки, значительные административные правонарушения, грубые административные правонарушения. От категории совершенного деяния будет зависеть характер применяемых мер воздействия.

При совершении впервые административного проступка вместо административного взыскания (как правило, это штраф) лицо в обязательном порядке будет освобождаться от ответственности и только предупреждаться.

Предупреждение можно будет применить и по категории значительных административных правонарушений, но в этом случае возможно и наложение административного взыскания. Решение о выборе меры воздействия (профилактическая мера или взыскание) будет приниматься с учетом конкретных обстоятельств произошедшего, наступивших вредных последствий, личности правонарушителя.

При этом в целях обеспечения безопасности на дорогах предусмотрен ряд исключений из общего правила об освобождении от ответственности за впервые совершенный административный проступок. Законодатель выделил 17 наиболее серьезных и часто совершаемых административных проступков, за которые сразу может налагаться штраф. К примеру, это нарушение скоростного режима, проезд на красный свет, нарушение правил проезда перекрестков.

Вадим Ипатов приводит пример: водитель во время движения использует мобильный телефон. Его остановит сотрудник ГАИ и установит, что данное лицо ранее не совершало такого правонарушения. Поскольку данное правонарушение отнесено к категории административных проступков, в этом случае будет проведена профилактическая беседа и вынесено предупреждение.

Если в течение года водитель вновь совершит аналогичное правонарушение, то к нему уже будет применено взыскание в виде штрафа. Если нарушитель признает вину на месте, то применяется ускоренный административный процесс, штраф составит не более 0,5 базовой величины. В случае несогласия нарушителя на ускоренную процедуру процесс ведется по общим правилам, штраф может достигать 2 базовых величин.

"Таким образом, создается правовая основа для бесконфликтного и справедливого привлечения к административной ответственности", – уверен Ипатов.

Следующая важная новелла – изменение подходов в части сроков, в течение которых лицо считается подвергнутым административному взысканию. Сегодня лицо считается не подвергавшимся административному взысканию по истечении одного года после исполнения административного взыскания. То есть "клеймо" правонарушителя закрепляется за ним на длительный период за любое административное правонарушение.

В новом КоАП заложен дифференцированный подход. Годичный срок сохраняется только для лиц, совершивших грубое административное правонарушение. Лицо, совершившее административный проступок, не будет считаться подвергавшимся взысканию со дня исполнения наложенного взыскания (к примеру, уплаты штрафа), а значительное административное правонарушение – по истечении шести месяцев.

Вадим Ипатов еще раз подчеркнул: "Предупреждение уже не будет являться административным взысканием. Как я говорил, оно переводится в разряд профилактических мер и при вынесении предупреждения лицо не будет считаться привлеченным к административной ответственности. При этом важно подчеркнуть, что сегодня предупреждение применяется лишь за четвертую часть общего количества предусмотренных законом административных правонарушений. Это те случаи, когда предупреждение прямо указано в санкции конкретной нормы об ответственности. В новом КоАП закреплено общее правило, согласно которому предупреждение можно будет применять практически за все административные проступки и значительные административные правонарушения. Это составляет более 90 процентов в общем количестве норм об ответственности. Таким образом, кардинально расширена сфера применения профилактических мер в качестве альтернативы административному взысканию".

В КоАП введено новое правило, допускающее наложение штрафа в размере, меньшем нижнего предела, предусмотренного санкцией нормы об ответственности.

В то же время за отдельные грубые правонарушения ответственность ужесточается. За такое серьезное нарушение, как управление транспортным средством в нетрезвом виде (свыше 0,8 промилле), штраф возрастает вдвое, с трех до пяти лет увеличивается срок лишения водительских "прав". При доработке в парламенте законодатель также усилил ответственность за ряд нарушений, связанных с проведением массовых мероприятий, неповиновением законным требованиям должностных лиц государственных органов, публичными оскорблениями и незаконным распространением персональных данных.

Законодателем введено новое административное взыскание – общественные работы. Отсутствие такого взыскания ограничивает выбор правоприменителя либо исключительно денежно-имущественными взысканиями, либо жесткой, граничащей по строгости с уголовным наказанием, мерой в виде ареста. Новый вид административного взыскания вводится в санкции норм об ответственности только за грубые административные правонарушения в качестве альтернативы административному аресту. Тем самым создается правовая база для минимизации применения ареста за счет использования менее сурового административного взыскания , не связанного с изоляцией от общества.

Общественные работы будут налагаться судом и только с согласия лица, совершившего административное правонарушение, и заключаться в выполнении бесплатных работ на срок от 8 до 60 часов. Вид этих работ будет определяться местными органами власти.

Такое взыскание, например, может быть применено к лицам, которые нигде не работают либо не могут оплатить штраф (например, каждый день в течение недели несколько часов могут убирать улицу, обустраивать парки и т.п.).

В новом КоАП прописаны категоризации административных правонарушений, а также меры административных взысканий.


Что говорится в документах?

Новый КоАП предусматривает категоризацию административных правонарушений. В частности, все они делятся на:

  • административные проступки – нарушения, предусматривающие санкции для физического лица в размере до 10 базовых величин (БВ), для индивидуального предпринимателя – до 25 БВ, для юридического лица – до 50 БВ;
  • значительные административные правонарушения – нарушения, предусматривающие санкции в виде конфискации, депортации, штрафа, определенного в процентном либо кратном отношении, либо штрафа для физического лица более 10 БВ, для индивидуального предпринимателя – более 25 БВ, для юридического лица – более 50 БВ;
  • грубые административные правонарушения – нарушения, за которые предусмотрены взыскания в виде общественных работ, административного ареста, лишения права заниматься определенной деятельностью, а также повторное совершение которых влечет уголовную ответственность.

В документе также говорится, что лица не будут считаться подвергавшимися административному взысканию при совершении административного проступка со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания. В случае значительного административного правонарушения – через 6 месяцев со дня исполнения постановления. В случае грубого административного правонарушения – через год со дня исполнения постановления.

Кроме того, в новом КоАП предусмотрены профилактические меры воздействия: устное замечание, предупреждение или меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Применяться они будут при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности.

Сколько придется платить и как отрабатывать?

В Кодексе, в том числе, прописаны меры административных взысканий. Согласно документу, за нарушение порядка можно получить:

  • штраф,
  • общественные работы,
  • административный арест,
  • лишение права заниматься определенной деятельностью,
  • депортацию,
  • конфискацию,
  • взыскание стоимости,
  • запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений.

При этом взыскания в виде общественных работ, административного ареста, конфискации, взыскания стоимости, запрета на посещение физкультурно-спортивных сооружений могу налагаться только судом. Исключение сделано лишь для статьи об уклонении родителей от обязательного трудоустройства. В этом случае данные взыскания могут налагать органы внутренних дел.

Что касается штрафов, то их минимальный размер для физических лиц установлен в 0,1 БВ, для индивидуальных предпринимателей предусмотрено 2 БВ, для юридических лиц – 5 БВ. При этом ИП и юрлица за нарушения порядка налогообложения могут караться минимальным штрафом в 0,1 БВ.

Максимальный штраф, согласно КоАП, для физических лиц будет составлять 30 базовых величин. Исключение сделано для правонарушений, которые посягают на права и свободы человека и гражданина, правонарушений в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, в области связи и информации, против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также против порядка налогообложения, порядка управления. В этих случая максимальный штраф для физического лица может достигать 200 БВ.

Для индивидуальных предпринимателей, в зависимости от типа правонарушений, потолок штрафа составит 200 или 500 базовых величин, а для других юридических лиц – 1000 БВ.

Общественные работы и административный арест

Согласно новому КоАП, взыскание в виде общественных работ физические лица должны выполнять без оплаты в свободное от основной работы, службы или учебы время, но не более 4 часов в день. Такое наказание может налагаться судом (только при наличии согласия физлица на ее применение) на срок от 8 до 60 часов. Общественные работы не могут применяться к лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, к беременным и находящимся в декретном отпуске, инвалидам I и II группы, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также к тем, кто не проживает постоянно в Беларуси.

Продолжительность административного ареста может составлять до 15 суток. При этом при повторном нарушении порядка, суд вправе назначить от 15 до 30 суток.

Максимальный размер взысканий при совершении двух и более правонарушений, дела о которых рассматриваются одновременно одним и тем же судом или органом, ведущим административный процесс для физлица, составит 100 базовых величин в случае штрафа, если речь идет о нарушении ПДД – 200 БВ, а за правонарушения, посягающие на права и свободы человека и гражданина, правонарушения в области связи и информации, в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования, порядка управления – 400 БВ.

Кроме того, документом предусмотрено, что срок общественных работ может быть увеличен до 120 часов, административного ареста – до 30 суток, а лишение прав заниматься определенной деятельностью – до 5 лет.

Административное взыскание может быть наложено на физлицо не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения, а за административное правонарушение, растянутое во времени, – не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда данное правонарушение было прекращено до его обнаружения. По некоторым статьям срок давности составляет один год.

Водитель автомобильной фуры, принадлежащей белорусской транспортной компании, на территории Польши был задержан за вождение в нетрезвом состоянии и привлечен по решению польского суда к ответственности в виде 10 суток административного ареста условно и 1 года лишения права управления транспортным средством.

Какие правовые последствия возможны на территории Республики Беларусь для водителя и для организации, в которой он работает?

Административная ответственность на территории другой страны

Привлечение гражданина Республики Беларусь к административной ответственности на территории другого государства обоснованно, если деяние, которое он совершил, является наказуемым по административному законодательству той страны. Гражданин Беларуси, управляя транспортным средством за пределами Республики Беларусь, подчиняется правилам дорожного движения, действующим в той стране. В большинстве стран вождение в нетрезвом виде является административно наказуемым деянием. Что касается законодательства Польши, то за вождение в состоянии алкогольного опьянения предусмотрено наказание в виде ареста или штрафа, а также лишения водительских прав (Art. 87, Kodeks wykroczeń).

Справочно:

В описанной выше ситуации водитель – гражданин Беларуси уже привлечен к административной ответственности на территории Польши, поэтому второй раз на территории Беларуси он к административной ответственности за данное правонарушение привлекаться не будет. Этот принцип вытекает из нормы ч. 5 ст. 1.4 КоАП.

Обратите внимание! Если бы водитель – гражданин Беларуси, совершивший административно наказуемое деяние на территории Польши, не был привлечен к административной ответственности на территории Польши, то он был бы привлечен к ответственности на территории Республики Беларуси, поскольку в нашей стране его действия также признаются административным правонарушением (ч. 5 ст. 1.4 КоАП). В этом случае назначается административное взыскание в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части белорусского КоАП, но не выше верхнего предела санкции, предусмотренной законом Польши за соответствующее правонарушение.

Документ:

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Справочно:

Ответственность перед нанимателем

Вернемся к рассматриваемой ситуации. Как мы уже пояснили, к административной ответственности на территории Беларуси водитель привлекаться не будет. Он сможет получить водительские права в подразделении ГАИ по месту их выдачи (если они переданы на основании ст. 42 Венской конвенции о дорожном движении) и управлять транспортным средством на территории Республики Беларусь без ограничений. Водитель не сможет теперь управлять транспортным средством на территории Польши в течение 1 года, поскольку там действует срок наказания.

Документ:

Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.) (далее – Венская конвенция о дорожном движении).

Транспортная организация, где работает водитель, может обязать его возместить ущерб, причиненный по его вине нанимателю, по правилам гл. 37 ТК. В данном случае имеются все признаки, предусмотренные п. 1 ст. 400 ТК:

– наличие ущерба, выразившегося в расходах нанимателя по организации доставки транспортного средства и груза на территорию Республики Беларусь, а также возможные выплаты клиентам в связи с задержкой доставки груза;

– противоправность поведения самого работника (водителя);

– связь между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом;

– вина работника в причинении ущерба.

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

У нанимателя (транспортной организации) также есть основания привлечь работника (водителя) к дисциплинарной ответственности, так как его действия являются дисциплинарным проступком (ст. 197 ТК). К работнику могут быть применены все меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные ст. 198 ТК, включая и увольнение, потому что его действия подпадают под норму п. 7 ст. 42 ТК.

Преюдициальное значение привлечения к административной ответственности за рубежом

При привлечении гражданина Беларуси в другом государстве к административной ответственности за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии возникает вопрос: может ли такое решение признаваться обязательным при повторном совершении этим же гражданином аналогичного правонарушения, но уже на территории Республики Беларусь? Дело в том, что повторное задержание за вождение в нетрезвом виде в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение порождает уголовно наказуемое преступление по ст. 317¹ УК. В рассматриваемой нами ситуации, если водитель еще раз будет уличен в управлении автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, но уже в Республике Беларусь, возникнет проблема квалификации его правонарушения в качестве первоначального или повторного.

Документ:

Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК).

Исходя из нормы ст. 8 УК преюдициальное значение преступления, совершенного на территории иностранного государства, имеет уголовно-правовое значение для решения вопроса об уголовной ответственности этого лица за преступление, совершенное на территории Республики Беларусь, и определяется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Проще говоря, если международным договором Республики Беларусь предусмотрена обязательность решений иностранных государственных органов о наложении на гражданина Республики Беларусь уголовных, а равно и административных взысканий, для наших государственных органов, то такие решения будут иметь преюдициальное значение.

Справочно:

преюдициальное решение – это решение суда, содержащее уже установленные факты, которые не надо вновь доказывать.

Республика Беларусь не имеет договоров с Республикой Польша, устанавливающих обязательность решений государственных органов (должностных лиц) о наложении административных взысканий за нарушения правил дорожного движения. Таким образом, считаем, что решение польского суда о привлечении гражданина Беларуси к административной ответственности не будет приниматься во внимание при квалификации правонарушения в качестве первоначального или повторного.

Для сравнения: в соответствии со ст. 2 Конвенции СНГ страны-участницы признают решения компетентных органов, вынесенные за нарушения правил дорожного движения в отношении лиц, проживающих на территории одной из стран-участниц, а материалы по делам об административных нарушениях правил дорожного движения страны места совершения правонарушения имеют в стране проживания такую же юридическую силу и не требуют их легализации. Конвенция СНГ действует для Республики Беларусь, Республики Армения, Республики Казахстан, Республики Таджикистан и Российской Федерации. Таким образом, если гражданин Беларуси будет привлечен к административной ответственности за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии на территории одной из перечисленных стран, то соответствующее решение будет иметь преюдициальное значение на территории Республики Беларусь и аналогичное правонарушение, совершенное тем же лицом уже в Беларуси, будет считаться повторным.

Документ:

Конвенция Содружества Независимых Государств о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения (Москва, 28.03.1997) (далее – Конвенция СНГ).

Читайте также: