Власти положены известные границы какие границы имеет в виду автор

Обновлено: 28.06.2024

: выявить качество и уровень владения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.

совершенствовать навыки общения, создать условия для реальной самооценки обучающихся, реализации их как личностей, вовлечь в активную практическую деятельность.

Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, научить работать с различными источниками информации, развивать коммуникативные навыки работы в группе.

учащиеся смогут раскрыть сущность понятия “правовое государство”, выявлять признаки правового государства.

смогут продемонстрировать коммуникативные компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности; вызвать в учащихся заинтересованность в построении в России правового государства, заставить задуматься над тем, что необходимо для этого сделать.

продолжат учиться работе

историческими (выделять главное, делать выводы на основе анализа информации из текста.), продолжат учиться составлять кластер.

Формы, связи и ресурсы

Межпредметные связи : история, правоведение.

Формы деятельности : парная

Формы обучения : деятельностный способ обучения с применением технологии проблемного обучения.

Ресурсы: презентация по теме, интерактивная доска, раздаточный материал, Конституция РФ.

Тип и цель урока

Тип урока : урок изучения нового материала.

Сформировать представление учащихся о правовом государстве как основном институте политической системы, его особенностях и признаках.

Способствовать развитию умения рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии, работать с документами.

Формировать отношение к проблеме создания и построения справедливого общества

Видеофрагмент: мультфильм Чипполино

Аппаратное и программное обеспечение

ПК, проектор, экран,

Образовательные интернет ресурсы

Добрый день! Я рада приветствовать вас сегодня на уроке!

Какие основные виды политических режимов существуют и в чем их главное отличие?

По каким признакам вы это определили?

А вы хотели бы жить в таком государстве?

А в каком государстве вы бы хотели жить?

Могли бы вы вообразить идеальное государство, в котором господствовала бы абсолютная справедливость, закон, право? Как можно назвать такое государство?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Сформулируйте тему нашего урока.

Тема урока: Правовое государство .

Подумайте, какая цель нашего урока?

Цель урока: Познакомиться с понятием и структурой правового государства, понять, как же это государство защищает права и свободы человека.

. Каким должно быть государство, чтобы в нем человек был полноправным гражданином, чувствовал себя уверенно и свободно? Обоснуйте ответ.

Что такое правовое государство.

Развитие идеи правового государства.

Каковы принципы правового государства.

1 Что такое правовое государство .

Как вы думаете , какое государство называют правовым?

Это государство, в котором господствует право. Да, но это не полный ответ.

Давайте посмотрим Конституцию РФ ст. 2 ( Самостоятельная работа с текстом Конституции РФ стр. 3 )

Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права

Давайте рассмотрим еще одну точку зрения на понятие правового государства. Принадлежит она русскому философу и правоведу Б. А. Кистяковскому . О ткрывае м учебник на странице 26 и в течение 1-2 минут работае м с документом и отве чаем на вопросы (или на слайде)

Характеризуя правовое государство надо признать, что основной его признак заключается в том, что в нем власти положены известные границы, здесь власть ограниченная и подзаконна… Правовому государству тоже необходимо присуща власть, но эта власть введена в известные рамки, она осуществляется в определенных формах и носит строго правовой характер…

Итак, попробуем сформулировать определение правового государства .

Правовое государство – это государство, в котором обеспечены (признаны и защищены) права и свободы человека и гражданина, а государственная власть ограничена правом.

Т.о., высшая цель правового государства – обеспечить права и свободы человека и гражданина .

Развитие идеи правового государства.

Прочитайте изречения мыслителей различных стран и эпох о правовом государстве. Определите, кому принадлежит каждое из высказываний и п рокомментируйте как менялись взгляды на правовое государство с течением времени.

При изучении этого вопроса организуется работа учащихся с учебником, в ходе которой они заполняют таблицу.

Характеристика правового государства

Государство возможно только там, где господствует справедливый закон

Где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя.

Право должно быть выше власти

Верховенство юридических законов (провозглашаются юридические законы, признаются естественные, неотчуждаемые права человека, о которых мы поговорим на следующих занятиях, осуществляется разделение властей)

Принцип разделения властей (как вы думаете, как разделял власть Монтескье? – законодательная, исполнительная, судебная)

Категорический императив (абсолютно обязательное требование) – государство должно быть правовым, с разделением властей

С. А. Котляревский

Будущее страны – господство права

Каковы принципы (признаки) правового государства

Несмотря на особые признаки , правовому государству присущи все те черты (признаки) государства, о которых вы уже знаете. Давайте вместе вспомним эти черты! (Единство территории, публичная власть, суверенитет, законодательная деятельность, налоговые сборы ) Кластер

Принцип верховенства права означает, что закон одинаков для всех , все должны действовать в рамках закона. Это относится и к гражданам и к государству. Закон суров, но это закон! – с почтением говорили древние римляне, имея в виду принцип абсолютного господства закона в обществе .

Незыблемость прав и свобод человека

(права человека – главный естественный ограничитель государственной власти)

(законодательная, исполнительная и судебная, что способствует ограничению государственной власти)

Запись в тетради схемы

! Но в ваших рабочих листах, надо правильно записать ветви власти!

Первый ряд работает со ст.15

Второй ряд ст. 2 и 17

Третий ряд 10 и 11.

* Т.е. мы можем назвать Россию правовым государством? (ответы детей)

Знакомство с государственной властью в РФ мы продолжим на следующем уроке.

Итак, подведем итог.

Проблемный вопрос ? ?? Итак, давай те вернемся к нашей проблеме “Каким должно быть государство, чтобы в нем человек был полноправным гражданином, чувствовал себя уверенно и свободно?”

Какой вывод вы можете сделать?

Развитое государство принято называть правовым. Правовое государство – это некий идеал, к которому стремятся все государства.

Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к проблеме.

Первая строка — одно ключевое слово (существительное), определяющее содержание синквейна .

Вторая строка — два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка — три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка — короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к рассматриваемой проблеме.

Пятая строка — одно слово (обычно существительное), выражающее чувства, ассоциации автора, связанные с данным понятием.

О беспечивает, реализует, защищает

Суров закон, но он закон!

Спасибо за урок!

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

1 . Что такое правовое государство

Правовое государство- ________________________ _____________________________________

2. Развитие идеи правового государства

Характеристика правового государства

Государство возможно только там, где господствует справедливый закон

Где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя.

Право должно быть выше власти

Верховенство юридических законов (провозглашаются юридические законы, признаются естественные, неотчуждаемые права человека, о которых мы поговорим на следующих занятиях, осуществляется разделение властей)

Принцип разделения властей (как вы думаете, как разделял власть Монтескье? – законодательная, исполнительная, судебная)

Категорический императив (абсолютно обязательное требование) – государство должно быть правовым, с разделением властей

Будущее страны – господство права

3. Каковы принципы (признаки) правового государства

Создаёт правовые законы, которые признают, га

рантируют и защищают права чело

Избирается всем на

родом, выражать его волю и представляет его интересы.

Её еще называют представительной.

Исполняет, принятые представительной властью решения, законы.

Действует на основе принятых представительной властью законов.

Не избирается, а чаще всего назначается.

Самостоятельная и независимая ветвь власти.

Защищать право путем осуществления правосудия

Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к проблеме.

Первая строка — одно ключевое слово (существительное), определяющее содержание синквейна .

Вторая строка — два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка — три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка — короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к рассматриваемой проблеме.

Пятая строка — одно слово (обычно существительное), выражающее чувства, ассоциации автора, связанные с данным понятием.


Вывод: Правовое государство – государство, а) высшей целью является обеспечение прав человека и гражданина; б) государственная власть ограничена правом. в) где признаются, соблюдаются и защищаются права человека

2. Развитие теории правового государства Личность Характеристика правового государства Платон Государство возможно только там, где господствует справедливый закон Аристотель Поддерживал точку зрения Платона Цицерон Право должно быть выше власти Дж. Локк Верховенство юридических законов (провозглашаются юридические законы, признаются естественные, неотчуждаемые права человека, о которых мы поговорим на следующих занятиях, осуществляется разделение властей) Ш. Монтескье Принцип разделения властей (как вы думаете, как разделял власть Монтескье ) – законодательная, исполнительная, судебная И. Кант Категорический императив (абсолютно обязательное требование) – государство должно быть правовым, с разделением властей С. А. Котляревский Будущее страны – господство права

2. Развитие теории правового государства

Характеристика правового государства

Государство возможно только там, где господствует справедливый закон

Поддерживал точку зрения Платона

Право должно быть выше власти

Верховенство юридических законов (провозглашаются юридические законы, признаются естественные, неотчуждаемые права человека, о которых мы поговорим на следующих занятиях, осуществляется разделение властей)

Ш. Монтескье

Принцип разделения властей (как вы думаете, как разделял власть Монтескье ) – законодательная, исполнительная, судебная

Категорический императив (абсолютно обязательное требование) – государство должно быть правовым, с разделением властей

С. А. Котляревский

Будущее страны – господство права

Русский правовед Б.А. Кистяковский

Как вы понимаете эти положения? Какую проблему

общественной жизни пытались разрешить философы?

3. Признаки правового государства: Верховенство права ст.19 Незыблемость прав и свобод человека ст 15 Разделение властей. глава 1 ст. 10 , 11 ; глава 5

3. Признаки правового государства:

  • Незыблемость прав и свобод человека ст 15

Верховенство права

Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону

Незыблемость прав и свобод человека Этот принцип определяет сущность правового государства. Права человека – главный естественный ограничитель государственной власти

Незыблемость прав и свобод человека

Разделение властей

  • - это политико-правовая теория, согласно которая государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга, но при необходимости контролирующими друг друга ветвями

Разделение властей

Разделение властей Законодательная Судебная Исполнительная Правительство РФ Конституционный суд Парламент: Федеральное Собрание Суды общей юрисдикции Совет Федерации Арбитражный суд Государственная дума

Разделение властей

Парламент: Федеральное Собрание

Суды общей юрисдикции


Тест Основным признаком правового государства является: А) верховенство исполнительной власти Б)верховенство законодательной власти В)разделение властей Г)верховенство судебной власти

  • Основным признаком правового государства является:

А) верховенство исполнительной власти

Б)верховенство законодательной власти

Г)верховенство судебной власти

2. Основными ветвями власти являются А) законодательная, исполнительная, судебная Б) административная, финансовая, экономическая В) федеральная, региональная, местная Г) консервативная, либеральная, социалистическая

2. Основными ветвями власти являются

А) законодательная, исполнительная, судебная

Б) административная, финансовая, экономическая

В) федеральная, региональная, местная

Г) консервативная, либеральная, социалистическая

3. Какой из указанных признаков характеризует правовое государство А) отсутствие цензуры Б) административно-командная плановая экономика В) введение всеобщей трудовой повинности Г) ограничение въезда и выезда из страны

3. Какой из указанных признаков характеризует правовое государство

А) отсутствие цензуры

Б) административно-командная плановая экономика

В) введение всеобщей трудовой повинности

Г) ограничение въезда и выезда из страны

4. Выберите признак, характеризующий любое государство А) многообразие политических партий Б) равенство всех граждан перед законом В) разделение и независимость властей Г)принятие законов и сбор налогов

4. Выберите признак, характеризующий любое государство

А) многообразие политических партий

Б) равенство всех граждан перед законом

В) разделение и независимость властей

Г)принятие законов и сбор налогов

Проверь себя! 1. В 2. А 3. А 4. Г

Проверь себя!

Российская Федерация является правовым государством?

Российская Федерация является правовым государством?

Домашнее задание


-75%

Читайте также: