Как проголосовать онлайн через госуслуги 2021

Обновлено: 30.06.2024

В 2020 году в моем доме прошло первое в Челябинской области общее онлайн-собрание собственников. Его организовал я.

Я участвую в организации общих собраний собственников жилья в своем доме уже четвертый год. Те, кто хотя бы раз это делал, знают, как это сложно и долго: собственники не понимают вопросов повестки, не приносят протоколы, а иногда их вообще заполняют посторонние люди.

В статье я расскажу, как все прошло, с какими сложностями я столкнулся и почему не уверен, что захочу повторить этот опыт.

Почему я занимаюсь общими собраниями собственников своего дома

В многоквартирном доме, о котором пойдет речь, я родился и провел большую часть жизни, поэтому мне небезразлична его судьба. Я предприниматель, сооснователь одного из сервисов бронирования жилья. С 2018 года участвую в жизни дома, вхожу в совет дома, организую общие собрания собственников. Это важно для меня, потому что я вижу многоквартирный дом как минимальную ячейку общества. Считаю, что без умения договариваться хотя бы с соседями никакой демократии в стране быть не может.

Наш дом был построен в 1979 году. В нем 344 квартиры на семь подъездов, два крупных магазина и 500 собственников. Дом обслуживает управляющая компания.

Первое общее собрание в доме провели в 2013 году. Тогда я в этом еще не участвовал, его организовали две активные жительницы. На первом собрании выбрали совет дома и его председателя, уполномочили совет принимать решения по текущему ремонту.

Например, совет дома привел в божеский вид лестничные площадки в подъездах. Раньше УК не хотела ничего делать, а когда у жителей появился официальный представитель — председатель совета дома, — работа закипела. Начали с одного подъезда: совет дома сам нашел подрядчиков и заплатил им свои деньги — 300 000 Р . УК потом вернула всю сумму по чекам.

Отремонтировав таким образом один подъезд, совет добился от УК ремонта остальных подъездов по такой же стоимости. Денег со взносов на текущий ремонт, правда, не хватило. Поэтому вместе с УК совет решил поднять плату за текущий ремонт с жильцов на 1 Р с квадратного метра в месяц сроком на полгода. Со скрипом, но большинство жителей согласились с таким повышением. Подъезды стали чистыми и красивыми.

На собраниях решаются и другие вопросы. Однажды наш совет обратился в фонд капремонта за информацией, когда планируются работы в доме. Фонд сказал, что только в 2035 году. Совет решил копить деньги на капремонт не у регионального оператора, а на специальном счете в банке, чтобы самостоятельно выбирать сроки и работы, которые будут выполнены в доме.

С тех пор почти каждый год наш дом проводит собрания по капремонту, на которых определяет перечень работ и подрядчиков. К 2021 году мы успели отремонтировать кровлю, заменить трубы водоснабжения и отопления. Если бы взносы копились у регионального оператора, нам пришлось бы ждать ремонта еще 15 лет.

Как победить выгорание

Что такое общее собрание собственников

Общее собрание собственников, ОСС — это орган управления многоквартирным домом. Собственники квартир в таких домах владеют не только своими квартирами, но и целым комплексом общего имущества: лестничными клетками, крышей, подвалом, чердаком, земельным участком около дома. Этим имуществом собственники распоряжаются совместно с соседями. Все решения собственники принимают на общих собраниях и фиксируют в протоколе.

Чтобы заменить перегоревшую лампочку, собрание не нужно — достаточно составить заявку в управляющую компанию. Чтобы сделать косметический ремонт подъезда, собрание тоже не понадобится, если у вас выбраны совет дома и его председатель и они уполномочены принимать решения о текущем ремонте. А вот чтобы выбрать такой совет и уполномочить его или сменить УК, которая никак не вкрутит лампочку, как раз и нужно ОСС.

Еще общее собрание собственников потребуется, чтобы благоустроить двор за счет государства, установить ограждение двора или шлагбаум, заработать на общедомовом имуществе. На ОСС можно изменить порядок выполнения капитального ремонта в вашем доме. Жители будут собирать взносы на счете дома, решать, что ремонтировать и кто это будет делать. Если захотите сменить управляющую компанию или перейти на ТСЖ, без общего собрания также не обойтись.

Как проводятся общие собрания собственников

У ОСС есть три формы проведения:

  1. Очная.
  2. Заочная, в том числе с использованием ГИС ЖКХ.
  3. Очно-заочная.

Очная и очно-заочная формы — это полноценное собрание людей. Собственники встречаются в определенном месте, как правило во дворе дома, и обсуждают вопросы. Заочная форма — это, по сути, не собрание, а голосование. А заочное ОСС через информационную систему — это онлайн-голосование.

Дальше расскажу, как проводили собрания в нашем доме, как пытались их упростить. И как на этом пути дошли до государственной информационной системы.

Как в нашем доме проводили собрания изначально

Я уже писал, что присоединился к организации собраний в нашем доме в 2018 году. К тому моменту весь процесс уже был налажен — собрания проходили в очно-заочной форме. Вот что делали инициаторы собрания, чтобы его провести:

  1. Готовили вопросы к собранию и голосованию.
  2. Оповещали жителей.
  3. Распечатывали бланки решений собственников — бюллетени.
  4. Проводили встречу собственников.
  5. Разносили бланки решений по квартирам.
  6. Собирали подписанные решения.
  7. Подсчитывали голоса и формировали протокол ОСС.

За одно собрание старались решить как можно больше вопросов, чтобы проводить их как можно реже, потому что каждое собрание занимало много времени.

Перечень и формулировки вопросов согласовывали с юристами УК, чтобы итоговый протокол был корректен и принят организациями, для которых он предназначался. Например, протокол голосования о заказе и оплате работ по капремонту должен принять банк, в котором открыт специальный счет для накопления взносов на капремонт.

Жителей оповещали о собрании через доски объявлений у входа в подъезды или внутри подъездов. На одном из первых собраний был принят такой вариант, и теперь он допустим для всех последующих ОСС.

Жители, которые не боялись объема повестки, приходили на очное собрание. Как правило, это были человек 50 из 500 собственников. Для кворума и тем более для принятия решений этого недостаточно. Решение на собрании считается принятым, если за него проголосовало более половины или более двух третей собственников, смотря какой вопрос.

Поэтому основное значение имеет заочная часть собрания — голосование на бумаге.

Для этого нужно распечатать бланки решений — бюллетени. Их совет дома готовил на всех 500 собственников. Бланк для голосования по нескольким вопросам мог занимать 2—3 страницы — на весь дом уходило три стандартные пачки бумаги. Это была первая проблема.

Вторая проблема заключалась в оформлении бюллетеней. По закону в решении собственника должны быть указаны его ФИО, номер и площадь квартиры, доля собственности и сведения о документе, подтверждающем право собственности. Сначала для всех этих сведений в бланке оставляли пустые поля, чтобы собственники вписали данные сами. Из-за этого было много ошибок: кто-то не помнил площадь, некоторым не хотелось искать номер документа о собственности. Из-за ошибок не все голоса собственников получалось засчитать.

Тогда старшие по подъездам сами стали заполнять данные вместо жителей. По закону УК обязана представить реестр собственников с данными о долях и собственности инициатору собрания. Но заполнение 500 листов вручную — сомнительное удовольствие. Тут я и подумал, что нам надо автоматизировать этот процесс.

Для создания именных бюллетеней нужно загрузить в сервис реестр собственников и заполнить вопросы собрания. Реестр загружается целиком, в виде эксель-таблицы с заданным порядком столбцов.

В итоге сервис создает документ в формате ПДФ с именными бюллетенями. Остается только разнести решения по квартирам, а потом собрать подписанные.

У именных решений есть еще одно преимущество перед пустыми бланками: они помогают не забыть и не перепутать собственников, если их в квартире несколько. Проводить собрания стало легче.

Считать голоса нам оказалось удобнее в обычной эксель-таблице, чем в сервисе. Члены совета дома вручную заносили информацию из бюллетеней в таблицу и считали с помощью формул. Просто посчитать голоса за и против было нельзя, потому что количество голосов у собственника пропорционально количеству квадратных метров, которые ему принадлежат. Чтобы посчитать голосующую долю собственника, нужно умножить площадь помещения на долю собственника и разделить на общую площадь дома.

Но главная проблема — по заполнению, доставке и сбору бумажных бюллетеней — оставалась. Этим занимались члены совета дома и старшие по подъездам на общественных началах.

Не все собственники открывали двери, не все проживали в своих квартирах, не все вовремя сдавали заполненные решения. Хотелось, чтобы собственники сами голосовали онлайн в какой-то системе, а результаты считались автоматически.

Оказалось, что такая система тоже есть.

Общие собрания собственников через ГИС ЖКХ

ГИС ЖКХ — это информационный портал, на котором можно создавать электронные голосования по любым вопросам, касающимся управления домом. Еще через систему можно направлять обращения в организации и контролирующие органы, вносить показания счетчиков, оплачивать выставленные счета, контролировать работы по дому.

В голосовании через ГИС ЖКХ я видел много плюсов. Чтобы проголосовать, собственнику нужно иметь только аккаунт на госуслугах, а он есть почти у всех. Голосовать можно и через сайт, и через мобильное приложение. Если собственник не может проголосовать онлайн, можно передать решение на бумаге через администратора. Еще плюсами были отсутствие формальных вопросов в голосовании и автоматический подсчет результатов. Это то, что нам было нужно.

В мае 2020 года в жилищный кодекс внесены изменения, которые еще больше облегчили процедуру голосования:

  1. Чтобы голосовать через ГИС ЖКХ, стало не нужно предварительное бумажное голосование по этому вопросу.
  2. Онлайн-голосование теперь может проходить до 60 дней, а раньше было максимум 5.

Все это выглядело заманчиво, и мы решили попробовать. Как раз накопились вопросы: ограждение двора от чужих автомобилей и замена лифтов, у которых подходил к концу срок службы.

Как мы готовились к голосованию в ГИС ЖКХ

Уже на этом этапе появилось первое препятствие: такой функции у председателя в личном кабинете не оказалось. После обращения в поддержку и разбирательств выяснилось, что в системе не привязана информация о его собственности в нашем доме. Эту информацию должна привязать УК. Более того, такая информация должна быть привязана у всех собственников, иначе они не увидят кнопки голосования.

Ссылка на голосование на главной странице личного кабинета в ГИС ЖКХ. Без привязанной информации о собственности ссылки нет

УК заинтересовалась голосованием через ГИС не меньше, чем мы. Поэтому они оперативно заполнили данные, и мы наконец отправили заявку на статус администратора.

Тут стоит отметить, что внесение данных о собственности со стороны УК не всегда дает результат. Вообще данные о собственности — главная проблема ГИС ЖКХ. Дальше я расскажу об этом подробнее.

После получения статуса администратора мы с другими членами совета дома подготовили перечень вопросов и создали электронное объявление о голосовании. Сканированную копию или фото бумажной версии объявления нужно прикрепить к голосованию. Удобно сначала сделать в текстовом редакторе бумажное объявление, потом скопировать вопросы из него в ГИС ЖКХ. Бумажное объявление нужно опубликовать для жильцов дома так же , как для обычного очно-заочного голосования. Мы вывесили его на досках объявлений в подъездах.

В день начала голосования мы провели подготовительную встречу с собственниками. Эта встреча не имела юридической силы, но для оповещения жителей была полезна.

Проблемы голосования в ГИС ЖКХ

После начала голосования быстро выяснилось, что онлайн голосует меньше собственников, чем мы рассчитывали. В первые несколько дней в системе появились голоса всего 30 человек. Еще 8 человек написали нам, что не видят кнопки голосования. Так получилось потому, что в системе не было данных о собственности этих людей. Мы попросили УК добавить данные. В итоге после добавления данных о собственности смогли проголосовать еще несколько жильцов.

Параллельно мы начали готовить голосование на бумаге для остальных собственников.

Здесь тоже были проблемы. По закону нет никаких требований к тому, в каком виде администратору должно быть передано на бумаге решение собственника, который не голосует онлайн.

Фрагмент страницы добавления решения. Изначально и СНИЛС, и паспорт помечены звездочками как обязательные. Но если ввести что-то одно, звездочка с другого пропадает

У нас паспортных данных собственников не было. Эти данные есть в УК, но она, конечно, не могла их нам предоставить. Оставалось только взять их у самих собственников, а для этого нужно было включать графу с паспортными данными в бланк решения собственника. Абсурд в том, что при бумажном голосовании мы паспортные данные не просили, а при онлайн-голосовании стали просить.

На удивление, большинство собственников предоставили СНИЛС либо номер паспорта. Но возникли новые проблемы. Вот самые распространенные из них:

  1. Если за собственника голосовал другой человек по доверенности, данные были предоставлены только за кого-то одного. А нужны данные обоих.
  2. Если собственник несовершеннолетний и за него голосовали родители, то для голосования нужно было прикреплять еще фото или скан свидетельства о рождении. Их предоставляли не всегда.
  3. Если в квартире несколько собственников, часто данные давали не на каждого.
  4. Некоторые собственники высылали СНИЛС супруги или супруга, ошибались в числе цифр. Их данные не проходили.

Даже с паспортными данными не получалось легко добавить информацию в систему.

Чтобы ввести решение собственника, нужно напечатать его ФИО в три разных поля, потом еще указать СНИЛС или номер паспорта. Затем добавить сведения о собственности. Система ищет их секунд десять, после чего в 30% случаях говорит, что ничего не нашлось, а потом предлагает продолжить заполнение вручную.

Почему данные не находятся, я понять не могу. Возможно, часть собственников приватизировали, купили или еще как-то получили квартиру до создания Росреестра в 1998 году, и данных об их собственности в федеральных базах просто нет. Но большая часть из них находилась в реестре управляющей компании.

Онлайн проголосовали всего 34 собственника. Чтобы ввести в систему 190 решений на бумаге, мы потратили 35—40 часов. Работали две группы по два человека: один за компьютером, другой помогал. Мы вводили результаты несколько вечеров на неделе голосования и всю субботу с утра до часа ночи.

Еще один недостаток системы: нет наглядной статистики, показывающей, какие собственники проголосовали, а какие еще нет. Есть только постраничная выдача списка отдельных голосов по каждому вопросу. Например, так: Иван Иванович проголосовал по вопросу № 1, Иван Иванович проголосовал по вопросу № 2, Петр Петрович проголосовал по вопросу № 1, Иван Иванович проголосовал по вопросу № 3 — все вперемешку. Для контроля за ходом голосования и понимания, кого еще не внесли, приходилось опять использовать таблицы.

Итог голосования. Мы набрали кворум, голосование прошло успешно. Но уйти от кипы бумаги у нас не получилось. От беготни по подъездам тоже. Мы потратили больше времени на внесение голосов в систему, чем на внесение заочных бумажных голосов в таблицу и подсчет по формулам в таблице. Автоматизация получилась так себе.

В довершение ко всем недостаткам есть еще один: при следующем голосовании данные собственников нужно будет вводить заново. То, что мы ввели, относилось к конкретным решениям. А в следующий раз все нужно будет начинать сначала.

Какие же собрания собственников удобнее: онлайн или офлайн

Попробую выделить плюсы и минусы собрания через ГИС ЖКХ по сравнению с очно-заочным, бумажным собранием с использованием вспомогательных сервисов.

  1. Прозрачность и удобство голосования для продвинутых собственников.
  2. Возможность охватить собственников, проживающих удаленно, в других городах и странах.
  3. Компактный состав вопросов, отсутствие счетных комиссий и секретарей.
  1. Необходимость запрашивать у собственников паспортные данные или СНИЛС.
  2. Невозможность добавить голос собственника, который не зарегистрировал собственность в ЕГРН.
  3. Большие затраты времени на то, чтобы ввести в систему данные жителей, которые не проголосовали самостоятельно онлайн.

Пока что голосование через ГИС ЖКХ я могу рекомендовать только новым домам со свежими данными о собственности и преимущественно молодыми собственниками, которые смогут голосовать самостоятельно.

Мы же всерьез подумаем, стоит нам проводить следующее голосование в таком псевдоонлайне или все-таки выбрать отработанную годами очно-заочную форму.

Надеюсь, эту статью прочитает кто-то из чиновников, ответственных за развитие ГИС ЖКХ.

Технических ошибок в системе я не увидел, кроме одной смешной: нельзя было указать площадь помещения больше трех знаков. Магазин с площадью 2400 м 2 , работающий на первом этаже, пришлось разбивать на три виртуальных помещения по 900, 900 и 600 м 2 . Но это мелочь.

А вот что действительно нужно изменить в ГИС ЖКХ, чтобы голосовать через систему стало удобно:

В сентябре российские избиратели будут выбирать депутатов Госдумы РФ, а также региональные и муниципальные органы власти. А 2 августа в семи субъектах РФ начинается запись на дистанционное электронное голосование (ДЭГ). По решению Центральной избирательной комиссии РФ оно будет проводиться в городах Москве и Севастополе, Нижегородской, Ярославской, Курской, Мурманской и Ростовской областях.

Кто может участвовать?

Дистанционное электронное голосование на выборах 2021 года пройдет в семи субъектах РФ: в городах Москве и Севастополе, Нижегородской, Ярославской, Курской, Мурманской и Ростовской областях.

При этом Москва, Нижегородская, Ярославская и Курская области были выбраны как регионы, уже имеющие опыт проведения ДЭГ. Мурманская область и Севастополь включены в список в качестве эксперимента, поскольку, по сведениям ЦИК, многие избиратели из этих регионов в сентябре будут находиться в отъезде.

В Ростовской области в настоящее время находятся и работают жители Донецкой и Луганской народных республик, получившие гражданство РФ в упрощенном порядке, но не имеющие постоянной регистрации на территории России. По мнению ЦИК, эксперимент по проведению там ДЭГ позволит в дальнейшем организовывать дистанционное голосование и за пределами страны. Жители Донбасса, включенные в списки избирателей Ростовской области, но не имеющие постоянной регистрации на территории РФ, могут голосовать на выборах депутатов Госдумы только по федеральному избирательному округу. По словам заместителя председателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктора Водолацкого, на сегодняшний день 611 тыс. 320 человек являются гражданами России на территории Донбасса.

Как стать участником электронного голосования?

Как пройдет голосование?

Анонимизированные результаты волеизъявления избирателей по мере их поступления будут шифроваться с использованием специального ключа шифрования и сохраняться в базе данных специального программного обеспечения ДЭГ Москвы. После завершения голосования они подлежат расшифровке.

К наблюдению за ДЭГ допускаются наблюдатели от избирательных объединений, кандидатов и субъектов общественного контроля (общественных палат и советов), но не более двух от каждого субъекта. Наблюдатели вправе знакомиться со списками участников голосования, присутствовать при формировании ключа шифрования и ключа расшифрования и пр.

Результаты голосования будут включены в систему ГАС "Выборы". В сводной таблице о результатах выборов они будут отображены в отдельной графе с наименованием "Дистанционное электронное голосование".

Как работает электронное голосование?

Дистанционное электронное голосование проводится с применением специального программного обеспечения без бумажного бюллетеня. Для участия избирателю не нужно находиться в дни выборов на территории своего избирательного участка. Проголосовать можно при помощи компьютера или телефона.

Возможность использования такой формы голосования на федеральных выборах была закреплена в российском законодательстве 23 мая 2020 года федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

ДЭГ проводится на основе ст. 64 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст. 81 федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

В соответствии с избирательным законодательством решение о проведении электронного голосования принимает Центральная избирательная комиссия РФ или по ее поручению соответствующая избирательная комиссия субъекта Федерации.

Это первое электронное голосование в России?

Нет. Ранее в России голосование с использованием информационных технологий применялось трижды: в 2019 году на выборах депутатов Мосгордумы, в 2020 году в ходе общероссийского голосования по принятию изменений в конституцию РФ и на дополнительных выборах в Госдуму. При этом, по данным ЦИК, явка на ДЭГ всегда превышала 90%.

Впервые ДЭГ было применено в единый день голосования 8 сентября 2019 года в Москве в ходе выборов депутатов городской думы. Оно проводилось в качестве эксперимента на основе регионального закона от 22 мая 2019 года и федерального закона от 29 мая 2019 года (оба документа имеют одинаковое название — "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва"). ДЭГ было организовано в трех столичных избирательных округах из 45: №1 (Зеленоград), №10 (Бибирево, Лианозово, Северный), №30 (Чертаново Центральное, Чертаново Южное). По данным ЦИК, возможностью электронного голосования воспользовались 10,2 тыс. избирателей из 11,2 тыс., подавших заявления. В целом при помощи ДЭГ проголосовали 9,95% от всех принявших участие в выборах.

В ходе общероссийского голосования по поправкам в Конституцию РФ, которое прошло 1 июля 2020 года, ДЭГ по решению ЦИК проводилось в двух субъектах Федерации: Москве и Нижегородской области. Заявки на участие в нем подали 1,19 млн избирателей, проголосовали 1,1 млн (17,5% от принявших участие в общероссийском голосовании). 13 сентября 2020 года в Курской и Ярославской областях при помощи ДЭГ избирали депутатов Государственной думы на дополнительных выборах. Из 31,57 тыс. избирателей, подавших заявления на электронное голосование, своим правом воспользовались 28,9 тыс. (9,67% от принявших участие в выборах).

23 мая 2020 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который сделал допустимым использование дистанционного электронного голосования при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдума субъекта РФ и местного референдума. В тот же день был подписан федеральный закон "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве". Позднее, 19 мая 2021 года, в столице был принят закон "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы и проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления в городе Москве в 2021 году".

Как пройдут выборы

В этом году голосование займет три дня и продлится с 17 по 19 сентября. Избирательные пункты будут работать с 8 до 20 часов по местному времени.


Голосование на участке пройдет привычным образом. Избиратель должен предоставить члену комиссии паспорт РФ или документ, заменяющий его; проверить личные данные в избирательном журнале, расписаться напротив своего имени и получить бюллетень.

Для семи регионов России будет доступно дистанционное электронное голосование (ДЭГ). Выбрать кандидата через интернет смогут жители Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской, Ярославской областей, а также жители Москвы и Севастополя.

Электронное голосование пройдет в то же время, что и выборы на участках.

По задумке Центральной избирательной комиссии (ЦИК), дистанционное голосование позволит понять, насколько востребован данный формат в городах, где ДЭГ уже проводилось, а также в субъектах, где электронные выборы пройдут впервые, — в Мурманской и Ростовской областях и городе Севастополе.

— Выводы, которые будут сделаны по итогам этого голосования, во многом определят вектор развития дистанционного электронного голосования в России, — заявил заместитель председателя ЦИК Николай Булаев.

из дома

Голосование из дома


Если у вас нет возможности прибыть на участок, вы сможете проголосовать, находясь у себя дома.

Для этого нужно письменно или по телефону обратиться в УИК с 9 сентября до 14 часов по местному времени 19 сентября. Вместо вас передать заявление в комиссию могут родственники или другие лица.

Также можно оставить заявку через портал госуслуг с 9 по 14 сентября.

В день выборов к вам приедут члены УИК и наблюдатели, предварительно позвонив по телефону.

Стоит учитывать, что если вы оставили устное обращение, то по прибытии членов УИК вам все равно придется заполнить письменное заявление о возможности проголосовать вне избирательного пункта. Вас также попросят указать номер и серию своего паспорта и поставить подпись о получении бюллетеня.

С вашего согласия серию и номер документа могут внести члены УИК.

на отдыхе

Голосование по месту нахождения


Подать заявление через УИК можно с 8 по 13 сентября, остальными способами — с 2 августа по 13 сентября.

Если у избирателя поменялись планы, он может аннулировать заявление. При этом он не будет исключен из списка избирателей по месту своего жительства.

Если по уважительной причине вы не можете прибыть в пункты для подачи заявления, обратитесь в ТИК или УИК по телефону или письменно, в том числе при содействии социального работника. В этом случае не позднее 13 сентября вас посетит уполномоченное лицо (член УИК). Во время посещения вы можете устно или письменно заявить о своем желании проголосовать на дому.

инвалид

Как голосовать людям с инвалидностью


Гражданин с инвалидностью также может воспользоваться любым из описанных выше способов голосования. Однако, если вы решили отдать свой голос непосредственно в избирательном участке, лучше заранее предпринять несколько простых шагов, чтобы выполнение гражданского долга не оказалось сопряжено с дискомфортом.

Позвоните в избирательный пункт и узнайте о наличии необходимого вам специального оборудования. Также обязательно сообщите в УИК, если вам необходима помощьпредоставление социального такси, специального автотранспорта с подъемником, услуг переводчика русского жестового языка, услуг по сопровождению.

Прибыв на участок, избиратель может ознакомиться с информацией о выборах, кандидатах и политических партиях. Такие материалы могут быть выполнены крупным шрифтом, с применением шрифта Брайля, а также в аудиоформате.

При необходимости вы можете попросить о помощи другого человека, устно известив об этом комиссию.

Вместо ящика для голосования на избирательном участке может стоять комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). Помощь в его использовании вам окажут члены УИК и волонтеры.

Также в избирательных пунктах могут находиться трафареты для самостоятельного заполнения бюллетеней, в том числе изготовленные с использованием шрифта Брайля и крупного шрифта.

Предварительное голосование 2021

Обращаем ваше внимание, что мы лишь информируем наших посетителей. Выбор всегда остается только за вами.

Как же проголосовать за определенного кандидата:

Внимательно смотрите, за кого вы бы хотели отдать голос. Это довольно важный этап.

Как подать заявление на выборы через личный кабинет Госуслуг

Как голосовать через Госуслуги? К сожалению, на данный момент невозможно проголосовать электронно через информационный веб-ресурс.

Портал дает возможность своим пользователям только прикрепиться к избирательному участку. Это удобно тем гражданам, которые будут находиться в день выборов не по адресу регистрации. Оформление заявки через портал займет не более 5 минут. Итак, пошаговая инструкция:

Важно! Заявление в электронной форме можно подать только единожды! В случае, если система дала сбой и, вы случайно отправили несколько заявлений, действительным будет считаться только первое.

Если персонального кабинета на Госуслугах у вас нет, придется лично посетить МФЦ и написать заявление.

Как проголосовать онлайн

Для того, чтобы проголосовать за кандидата, выполните шаги:

На сайте вы сможете найти информацию о кандидатах и адресах избирательных участков.

Электронное предварительное голосование 2021 через Госуслуги

Вот таким образом и можно зарегистрироваться на сайте электронного предварительного голосования 2021 через Госуслуги.

Голосование на дому

Действующее законодательство допускает осуществление права голосования на дому для нескольких категорий граждан. К ним относятся:

  • Инвалиды;
  • Граждане, не имеющие возможность личного посещения избирательного участка по состоянию своего здоровья.

Схема отправки электронной заявки для голосования вне избирательного участка на Госуслугах предполагает следующий порядок действий:

Пользователь может отслеживать статус своего электронного обращения в личном кабинете.

Заявление о голосовании по месту нахождения избирателя

Портал предлагает пользователям выполнить процедуру выбора нужного им участка для голосования. Данная опция доступна пользователям, располагающим личным кабинетом на сервисе Госуслуг.

Потребуется выполнить ряд последовательных несложных действий:

Добавление дополнительной документации и уведомление избирательного комитета по месту постоянного прикрепления не требуется. Сроки оформления и отправки обращения имеют привязку к дате конкретных выборов и установлены законодательно.

Заявителю необходимо принять во внимание, что возможность обратиться с подобным заявлением ограничена одним разом. При отправке нескольких заявок юридической силой обладает только первая из них. Проверить статус своей заявки можно в кабинете пользователя.

Важно знать, что часть заявления, которая предназначена для распечатывания, допускается скачать в память телефона.

В назначенный день заявителю достаточно посетить выбранный им участок с гражданским паспортом и частью заявления в электронном или распечатанном на бумажном носителе виде. На месте можно будет реализовать свое право голоса.

голосование по месту нахождения

Как изменить избирательный участок в Госуслугах

Если сейчас зайти на портал, можно увидеть, что там до сих пор размещены информация о прошлогодних выборах и инструкция по голосованию через Госуслуги .

Если вы будете находиться в день голосования в другом городе и не сможете проголосовать на избирательном участке по адресу регистрации, то стоит выбрать другой участок по месту пребывания. Как поменять избирательный участок через Госуслуги? Алгоритм действий очень прост. Итак, как прикрепиться к другому избирательному участку:

Как посмотреть кандидатов перед выбором

Информация о кандидате

Всю информацию эти люди предоставляют собственноручно. В одних анкетах можно найти подробное описание жизни и деятельности чиновника. В других сухо добавлена лишь личная информация. В связи с этим нелегко сделать выбор.

Как самому стать кандидатом

После этого, Вы перейдете в специальную онлайн-форму. Перед ее заполнением, авторизуйтесь через систему партийной идентификации через ссылку в верхней части сайта. После этого можно приступить к регистрации на сайте. Здесь необходимо ввести следующие персональные данные:

  • ФИО кандидата;
  • Пол;
  • Семейное положение, количество детей;
  • Дата и место рождения по паспорту;
  • Гражданство;
  • ИНН;
  • Место регистрации (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, улицы, квартиры);
  • Почтовый индекс;
  • Адрес фактического проживания;
  • Адрес электронной почты;
  • Паспортные данные (серия, номер, дата и место выдачи документа);
  • Уровень образования;
  • Наименование образовательного учреждения;
  • Год окончания обучения;
  • Наименование документа о существующей квалификации и образовании, серия и номер документа.

Важно, что кандидат может подавать заявление более, чем один раз.

Читайте также: