Власть дана свыше волею бога и только бог имеет право решать достоин ли правитель

Обновлено: 19.05.2024

(Апостол) много рассуждает об этом предмете и в других посланиях, когда говорит о покорности слуг господам и подначальных начальникам. А это он делает с целью показать, что Христос ввел Свои законы не для ниспровержения общего гражданского устройства, но для лучшего его исправления, и вместе хочет научить, чтобы мы не предпринимали лишних и бесполезных войн. С нас достаточно тех козней, какие строятся против нас за истину, а лишних и бесполезных испытаний присоединять не следует. Заметь же, как благовременно завел (апостол) речь об этом предмете. После того, как предложил слушателям различные требования любомудрия, расположил их жить в мире с друзьями и врагами, научил быть полезными для счастливых, для несчастных, для нуждающихся и, кратко сказать, для всех, после того, как насадил житие, приличное ангелам, истощил гнев, смирил высокомерие и совершенно умягчил их сердце, - после всего этого предлагает наставление о повиновении властям. В самом деле, если обижающим должно воздавать противоположным, то тем более надлежит повиноваться делающим добро. Но это побуждение (апостол) отлагает к концу своего увещания, а пока не представляет таких доказательств, о которых я упомянул, а призывает нас делать это по сознанию долга. И, желая внушить, что это всем повелевается, не одним только мирянам, но и священникам, и монахам, он объявляет об этом в начале, говоря так: всяка душа властем предержащим да повинуется; хотя бы ты был апостол или евангелист, хотя бы ты был пророк и кто-либо другой, но подчинение власти не подрывает благочестия. И (апостол) не просто сказал - да будет послушна, но - да повинуется. Первое основание такого законоположения, удовлетворяющее и правильным рассудочным доводам, состоит в том, что власти учреждены от Бога. Несть бо власть, аще не от Бога, - говорит (апостол). Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает (апостол). У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, - все это я называю делом Божьей Премудрости. Потому (апостол) и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти и говорит: несть власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть. Так и Премудрый, когда говорит, что от Господа сочетавается жена мужеви (Притч. XIX, 14), разумеет здесь, что брак установлен Богом, а не то, что Бог сочетает каждого вступающего в брак, так как мы видим, что многие вступают в брак с дурным намерением и не по закону брака, и этого мы, конечно, не можем вменить Богу. Но что сказал Христос: сотворивый искони, мужеский пол и женский сотворил я есть; и рече: сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей (Mф. XIX, 4, 5), то же самое разумел и Премудрый. Так как равенство часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды власти и подчинения, как-то: между мужем и женою, между сыном и отцом, между старцем и юношею, рабом и свободным, между начальником и подчиненным, между учителем и учеником. И почему ты удивляешься этому в отношении к людям, когда то же самое Бог устроил и в теле? И здесь Он не все члены устроил равночестными, но сделал один меньше, другой важнее, одни для управления, другие для подчинения. То же самое можно заметить и у бессловесных: у пчел, у журавлей, в стадах диких овец. Даже и море не лишено такого благоустройства, и там многие породы рыб управляются одной, которая и предводительствует прочими и под начальством которой они отправляются в отдаленные путешествия. А безначалие везде есть зло и бывает причиной беспорядка.

Беседы на Послание к Римлянам.

Восемь слов на книгу Бытия. Слово четвертое.

Свт. Василий Великий

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены

Не спасается царь многою силою, но благодатью Божией.

Гомилии на Псалмы.

Свт. Феофан Затворник

Всяка душа властем предержащим да повинуется: несть бо власть аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Свт. Филарет Московский

Всяка душа властем предержащим да повинуется: несть бо власть аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть

Изыскателю беспристрастному нетрудно уразуметь, каким образом власть по учению Христианскому происходит от Бога. Откуда сие множество людей, соединенных языком и обычаями, которое называют народом? Очевидно, что сие множество народилось от некоего меньшего племени, а сие произошло от семейства. Итак в семействе, собственно так называемом, лежат семена всего, что потом раскрылось и возросло в великом семействе, которое называют государством. Следственно, там должно искать начатки и первый образ власти и подчинения, видимые ныне в обществе. Отец, который естественно имеет власть дать жизнь сыну и образовать его способности, есть первый властитель; сын, который ни способностей своих образовать, ни самой жизни сохранить не может без повиновения родителям и воспитателям, есть природно подвластный. Но как власть отца не сотворена самим отцом и не дарована ему сыном, а произошла вместе с человеком от Того, Кто сотворил человека, то и открывается, что глубочайший источник и высочайшее начало первой, а следственно, и всякой последующей между человеками власти есть в Боге. Из Него, во-первых, как изъясняется Апостол, всяко отечество на небесех и на земли именуется (Еф.3:15); потом, когда сыны сынов разраждаются в народ и из семейства возрастает государство, необъятное для естественной власти отеческой, Бог дает сей власти новый, искусственный образ и новое имя, и, таким образом, Его премудростью царие царствуют (Притч.8:15). И далее, сколько бы ни продолжались народы, как бы ни изменялись государства, всегда посредством вседействующего Промысла владеет Вышний царством человеческим (Дан.4:22).

Слово в день венчания на царство Государя Императора Александра I.

Прп. Ефрем Сирин

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены

Всякая душа, говорит, которая, если подчинена будет властям, да повинуется им, - ибо нет власти (если) не от Бога. Несправедлив ли, или жесток будет кто (из начальников), для укрощения несправедливых и для одобрения праведных дается он (начальник). Если же ласков и правдив будет, то по милосердию он дан.

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Прп. Анастасий Синаит

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены

Поэтому, возлюбленный [брат мой], когда ты видишь недостойного и дурного либо царя, либо начальника, либо архиерея, не удивляйся, но знай и веруй, что за беззакония наши мы преданы [во власть] такого тирана. Но даже тогда мы не воздерживаемся от зол и, пребывая в скорбях, творим лукавые деяния. Поверь моим словам: если сегодня удалятся от нас сарацины, то завтра же прасины и венеты восстанут и начнут резать друг друга. Либо возникнут нестроения на Востоке, в Аравии, в Палестине и многих других областях.

Вопросы и ответы.

Прп. Исидор Пелусиот

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены

Писал ты: что значит несть бо власть, аще не от Бога? - и спрашивал: неужели каждый начальник поставляется Богом? Скажу на сие (и не прогневайся на меня, ибо скажу не нечто пустое): мне кажется, что ты или не читал Павловых изречений, или же не понял их. Апостол Павел не сказал: несть начальник, аще не от Бога, но рассуждал о самом начальствовании, говоря: несть власть, аще не от Бога.

То самое, что у людей есть начальства, и одни начальствуют, другие живут под начальством, происходит не просто и не случайно, чтобы народы, подобно волнам, увлекались туда и сюда, но, по словам св. Павла, это есть дело Божией премудрости. Поскольку равноправие обыкновенно возжигает войну, то Бог не попустил быть народоправлению, но установил царскую власть, а потом за нею и многие начальства. Какие же, спросишь? Начальника и подначального, мужа и жену, отца и сына, старца и юношу, господина и раба, учителя и ученика.

Даже и у бессловесных животных можно видеть подобное. Поручители в этом - пчелы, которые подчинены царской власти, журавли и стада диких овец. Если же посмотришь и на море, то и оно окажется не лишенным сего благочиния. И там многие породы рыб имеют одного правителя и вождя, посему осуществляют дальние переселения. Ибо безначалие везде всего ужаснее и бывает причиною замешательства и беспорядка. Посему, и в теле, хотя оно есть нечто единое, не все имеет равное достоинство, но одни члены начальствуют, а другие подначальны. Потому мы вправе сказать, что самое дело, разумею власть, то есть начальство и власть царская, установлены Богом, чтобы общество не пришло в неустройство.

Но если какой злодей захватил сию власть беззаконно, то не утверждаем, что он поставлен Богом, но говорим, что попущено ему или изблевать все свое лукавство, как Фараону, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна и жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил Иудеев.

Письма. Книга II.

Прп. Серафим Саровский

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены

Не должно входить в дела начальнические и судить оныя; сим оскорбляется величество Божие, от Коего власти поставляются, ибо несть… власть аще не от Бога, сущыя же власти от Бога учинены суть.

Не должно противиться власти во благое, чтоб не согрешить пред Богом и не подвергнуться Его праведному наказанию: Темже противляяйся власти Божию повелению противляется: противляющиися же себе грех приемлют. Должно быть у начальника в повиновении, ибо послушливый чрез сие много к созиданию души преуспевает, кроме того, что он приобретает чрез сие понятие в вещах и приходит в умиление.

Поучения.

Блж. Августин

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены

Когда Павел говорит: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, то совершенно правильно он предупреждает тех, кто кичится тем, что призван Господом к свободе и стал христианином, и потому полагает, что в этой жизни он не обязан служить в принадлежащем ему статусе и подчиняться вышестоящим властям, которым вверено на время управление вещами временными. Но поскольку мы состоим из души и тела, и покуда живем этой временной жизнью и пользуемся временными вещами для потребностей этой жизни, то нам следует покоряться властям в той части, которая к этой жизни относится. А власти - это люди, которые с определенным авторитетом управляют делами человеческими. В той же части, что относится к нашей вере в Бога и призванию в Царство Его, мы не должны подчиняться никому, кто желает преодолеть в нас то, что Бог удостоил нас обрести к жизни вечной. А если кто считает, что если он христианин, то не должен платить налоги или подати или оказывать должное почтение властям, заботящимся об этих предметах, то он находится в великом заблуждении. Подобным же образом, если кто думает, что должен подчиняться до такой степени, что начальствующий над ним в делах людских имеет авторитет и в вопросах веры, то впадает в еще большую ошибку. Следует соблюдать меру, которую Сам Господь установил: отдавать кесарю кесарево, а Богу - Богово (Мф. 22:21). И хотя мы призваны в такое Царство, где не будет власти мира сего, на пути к нему, пока еще не достигнуто состояние, когда всякое начальство и всякая власть отменены будут, давайте справляться с нашими условиями ради порядка в людских делах, ничего не делая притворно и покоряясь в этом не людям, а Богу, Который повелевает нам так поступать.

Некоторые темы из Послания к Римлянам.

Блж. Феодорит Кирский

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены

Если кто священник, или архиерей, или давший монашеский обет, то пусть уступает тем, кому вверено начальство. Ясно, что они должны делать это с благочестием, ибо не следует подчиняться начальникам, если это ведет к противлению заповедям Божиим. Следует, однако, знать, что божественный апостол ставит начальство и подчинение ему в зависимость от провидения Божия, а не говорит, что тот или иной человек поставлен Богом для управления. Ведь не власть неправедных от поставления Бога, но устроение самой этой власти… поскольку, желая воспитать согрешающих, Он попускает и то, чтобы ими правили дурные властители.

Толкования на послания святого Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены

Всякая душа да будет покорна высшим властям

Предложив слушателям достаточно наставлений касательно нравственности и научив их быть благосклонными даже ко врагам, предлагает и настоящее увещание, научая всякую душу, хотя бы кто был священник, хотя бы монах, хотя бы апостол, подчиняться начальникам; ибо подчинение это не подрывает благочестия. А предлагает это увещание апостол с целью - показать, что Евангелие учит не измене или неповиновению начальству, но благородному образу мыслей и повиновению.

Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены

Что ты говоришь? Неужели всякий начальник поставлен Богом? - Не то говорю я, - отвечает. У меня теперь слово не о каждом начальнике в отдельности, но о самом начальстве. Что есть начальства, что одни начальствуют, а другие подчинены, и что нет смешения между высшими и низшими, это я называю делом премудрости Божией. Ибо не сказал: нет начальника, но нет власти не от Бога. Поэтому, говорю, рассуждает о самом Предмете, о начальстве. Подобно сему, когда премудрый говорит: разумная жена - от Господа (Притч. 19:14), высказывает не то, что Бог соединяет каждого, вступающего в брак, но то, что брак установлен Богом. Итак, все власти, какие бы ни взял в рассмотрение, отца ли над сыном, мужа ли над женой, все ли прочие, даже те, которые существуют между животными, например, между пчелами, журавлями, рыбами, - все установлены Богом.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены

Павел говорит: Нет власти не от Бога. Кто-нибудь может возразить: как же так? Неужели и та власть, которая преследует слуг Божиих, враждебна вере и подрывает религию, тоже от Бога? На это мы кратко ответим так: всякому известно, что и зрение дано нам от Бога, и слух, и разумение. Но хотя мы имеем все это от Бога, в нашей власти обратить зрение либо на добрые дела, либо на дурные; и то же самое можно сказать о слухе, о движениях руки и о помыслах. Так что праведен суд Божий, когда данное нам на добро мы употребляем во зло, то есть на совершение нечестивых и постыдных дел. Так и всякая власть дана от Бога - добрым на хвалу, злому в отмщение, как говорит сам апостол в последующих строках. И потому праведен будет суд Божий в отношении тех, кто пользуется полученной властью для своих нечестивых дел, а не в соответствии с божественными законами.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Амвросиаст

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены

Когда Павел уже вменил в необходимость исполнение закона праведности небесной, он теперь предписывает ту же необходимость и закону земному, дабы не показалось, что он пренебрегает им. Несомненно, что, если не будет исполняться закон земной, не будет исполнен и закон небесный. Земной закон подобен педагогу, помогающему малым детям встать на путь возрастания в праведности. Ведь никому не может быть навязана милость, если он не ищет праведности. Дабы утвердить власть и страх естественного закона, Павел свидетельствует, что Бог - его установитель и что его исполнители назначение имеют от Бога. Потому он добавляет: Существующие же власти от Бога установлены, чтобы никто не думал, что ими можно пренебречь как людским устроением. Павел полагает, что божественная власть делегирована человеческим властям и что тот, кто в страхе Господнем воздерживается от запрещаемого властями, считается подчиненным власти.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены

Ст. 1-6 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые

В гражданской жизни христианин должен проявлять свое благоговение пред Богом в повиновении установленным от Бога властям. Очень вероятно, что Апостолу было уже известно что-нибудь о неповиновении римских христиан властям. Это могло быть отзвуком того возбуждения, какое в то время иудеи предъявляли по отношению к римской власти; вместе с тем ожидание скорого наступления конца мира должно было делать христиан несколько холодными к исправлению тех обязанностей, какие они были обязаны нести, как граждане Рима. Наконец, культ императоров также побуждал христиан протестовать против распоряжений властей римских, которые не терпели, чтобы римские граждане отказывались от воскурения фимиама пред статуями императоров.


Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены (Римлянам 13:1).

В современном переводе с греческого языка это звучит так:

Власть не есть власть, если не от Бога. Существующие власти под Богом установлены (Римлянам 13:1).

Сегодня люди придерживаются разных политических взглядов. Даже в одной семье муж и жена спорят на предмет политики. Кто-то за красных, кто-то за белых — в остальном они едины, но тут начинаются разногласия.

Даже в нашей церкви люди придерживаются разных политических предпочтений. Есть группы людей, которые являются сторонниками действующей власти. Есть группа людей, которые хотели бы перемен и предпочитают новое правительство. Также те, кому всё равно, какая будет власть, — главное, чтобы колбаса была в магазине. Существую люди, которые не покоряются никакой власти и считают, что любая власть — это зло. На выборы они не ходят. У каждого есть конституционное право выбирать ту власть, которая по душе, — и в этом плане каждый из нас абсолютно свободен. Наступает время выборов — и каждый гражданин имеет право сделать этот выбор. Президенты — это не цари и не помазанники. Конечно, отчасти они унаследовали черты царей — и ведут себя, как цари, и армии собирают, и налоги назначают. Но президент в демократическом обществе — это не царь и не помазанник. Елей с помазанием на президента никто не изливал. Большинство президентов, вступая в полномочия, дают клятву на Конституции, а не на Библии. Поэтому считать их помазанниками, как во времена израильского народа и Царств, — это неверно.

Президент — это человек, которому народ дал власть на какое-то определенное время быть президентом. У народа есть конституционное право выбирать президента. Потому что главной властью страны является народ. Будьте гражданами своей страны и участвуйте в политических процессах. Потому что это ваше конституционное право.


Само устроение власти задумано Богом — и это хорошо по сравнению с тем, когда нет института власти, по сравнению с хаосом и анархией, когда власть не установлена. Во времена Судей (это описано в 17 главе, 6 стихе) каждый делал то, что ему казалось справедливым. Человеческая природа стремится к тому, чтобы делать то, что она желает. Но если посмотреть историю, то это всегда приводило к крайностям, это не было хорошо.

Таким образом, институт власти установлен Богом. Что же стало причиной установки института власти и почему Бог сделал это?

Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию (Бытие 9:6).

Это установление пришло как следствие того, что грех вошел в мир и развращенная природа человека стала неуправляема Божьими принципами, поэтому понадобился регулятор — власть — полиция, милиция, армия – это сдерживающий фактор греховной природы людей путем наказания. Той природы, которая способна лгать, грабить, убивать и творить другие беззакония. Это вынужденная мера, чтобы защищать жизнь, справедливость и род человеческий.

Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение (Римлянам 1:2).

Апостол Пётр разъясняет, для чего нужна власть:

Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро (1-е Петра 2:13-14).

Власть — это наказание делающим зло и поощрение делающим добро.

Вчера ко мне пришёл человек, который проверял пломбы, установленные на газовом счётчике. Мы разговорились, и он рассказал, что за последние полмесяца он обнаружил 15 нарушений. Это значит, 15 человек попробовали изменить измерительный прибор, чтобы меньше платить. За это выписывают большие штрафы — последний нарушитель получил предписание оплатить 4000 рублей. Таким людям, с греховной природой, нужна милиция и власть.

Если власть противостоит злу, тогда мирные люди живут в безопасности — и это хорошо. Власть — это благословение для тех, кто не нарушает закон.

Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые (Римлянам 1:3-6).

Власть призвана поощрять делающих добро, поддерживать в обществе всякую позитивную инициативу, ратовать за хорошие поступки, замечать их, хвалить и награждать, а также сотрудничать с теми, кто является носителем и ревнителем добра. Действуя подобным образом, власть создаёт условия для хорошей жизни людей, для развития способностей, чтобы каждый человек мог приносить пользу обществу, процветать.

Власть призвана проявлять заботу о своем народе.

Превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране (Екклесиаст 5:8).

Это превосходство, когда президент, царь, император заботится о своей стране.

Власть — это ответственность. И управление — сложное дело. Устроение общества — это кропотливый труд.

Чтобы учредить все необходимые министерства в стране, здравоохранения, образования, трудоустройства, безопасности, транспорта, финансирования, порядка, законодательства, спорта, питания, водоснабжения, сельского хозяйства, производства, наладить работу различных сфер и даже своевременную уборку снега и мусора, — всё это требует массу усилий. Их надо ценить и уважать.

Я встречался с власть имущими в нашем городе и вник однажды в их работу. Я решил почитать, чем занимается, например, заместитель мэра, к которому я шёл на встречу. Список его дел оказался огромным! Он очень занятой человек. Обычно мы этого не понимаем.

Президент – это тяжкое бремя, и мы должны уважать его труд и молиться, потому что от него многое зависит.

Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Римлянам 1:7).

Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите (1-е Петра 2:17).

И сказал Самуил: не малым ли ты был в глазах твоих, когда сделался главою колен Израилевых, и Господь помазал тебя царем над Израилем? (1-е Царств 15:17)

Зачем же ты не послушал гласа Господа и бросился на добычу, и сделал зло пред очами Господа? (1-е Царств 15:19)

Люди, испорченные властью, превращают Божий институт власти в в мирскую систему господства.

Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Марка 10:42-45).

Божья власть служит народу, защищает и гарантирует права. Мирская власть господствует над народом и угнетает народ.

Когда господствует нечестивый, народ стенает (Притчи 29:2)

Таким образом Божья модель превратилась в мирскую систему господства. Но власть должна олицетворять Божью власть.

Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием (2-е Царств 23:3).

Вот какой должна быть власть! Но большинство людей власти, не знают Бога и не имеют страха Божьего. И в результате люди, находящиеся у власти, позорят институт власти тем, что не ведут себя как служители Божии, о которых написано в Писании. Вместо этого видны коррупция, обман, несправедливость, права бедных ущемляются, правительство не слышит голос своего народа и люди, получившие власть, творят беззаконие. Это не о всех, конечно: есть люди, живущие по совести, но таких редко встретишь.

Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший (Екклесиаста 5:7).

Это настолько распространено, что Соломон говорит даже не удивляться. Власть была испорченной во все времена.

Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Луки 3:12).

Это слово очень откликается в моём сердце: никого не обижайте! К сожалению, есть обиженные, угнетение, есть насилие там, где власть превышает свои полномочия. В нашей стране мы видим, как хватают на улице мирных людей и судят, используя лжесвидетелей. Суды неправедные и манипуляции. За что?

Как-то на улице схватили одного верующего человека из нашей церкви. В суде тут же появилось два лжесвидетеля, которые стали утверждать, что он ругался матом на правительство. Он ответил, что не ругался, так как уже десять лет, с тех пор как покаялся, Господь полностью освободил его от матерной лексики. У него чистый разум! Он в принципе не мог ругаться, а лжесвидетели говорили обратное.

Если ты верующий, ты будешь переживать за всё и за всех, кого обидели. Это как буд-то рана в твоём сердце. Поэтому не обижай! Любовь пребывает в тебе.

Для меня это шок: лжесвидетели, неправедные суды, манипуляции. За то, что люди просто хотят честных выборов. Как можно судить человека, который хочет, чтобы честно и справедливо жить? Поэтому нарастает недоверие народа властью. И это результат того, что власть не ведет себя честно.

Я вижу выход. Чтобы восстановить доверие – нужно попросить прощения. У обиженных и угнетённых. Если не будет извинения, то недоверие перерастёт в нечто другое. Мы видим это в истории повсюду.

Существует ли граница повиновения властям? Мы признаем и поддерживаем власть в том, где законы власти не идут вразрез с требованиями Бога. И не важно, исходит это от президента, министра или от какого-то мелкого начальника на твоей работе.

Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деяния 5:29).

Фараон приказывал повивальным бабкам умерщвлять новорожденных еврейских мальчиков.

Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых. За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался. И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их (Исход 1:17-21).

Бог всегда будет стоять на стороне истины. Бог не поддержит человека, наделенного властью, если тот уклонится от истины.

Ненавидящий правду может ли владычествовать? И можешь ли ты обвинить Всеправедного? (Иов 34: 17)

Мы поддерживаем власть там, где власть действует справедливо и во благо народа. И даже сотрудничаем во благо, с любой властью. Бог имел дело с фараоном ради спасения и благополучия людей, Он давал вещие сны Фараону, а Иосиф стал катализатором, проводником Божиим для благословения Египта. Но в злых делах Бог не учавствует.

Бог сотрудничал со многими языческими царями. Царь Кир даже назван помазанником. И другие цари, которые исполняли Его волю. И мы должны поддерживать власть в том, что она поддерживает Божье, то, что стоит в Божьей системе ценностей.

Какой бы правитель не пришел, не слишком предавайтесь иллюзии справедливости при земной власти. Иисус жил во время оккупации своей страны римлянами и во время правления Ирода.

А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой (Марка 8:15).

Закваска Иродова представляет собой политическую власть. Как только люди чувствуют власть (закваску), они начинают вести себя по-другому.

В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя. И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий [день] закончу (Луки 13:31-32).

Церковь вне политики. Я пастор — и хочу насадить Слово Божье в их разумы. Кто бы ко мне не пришёл, я открыт для всех. Иисус так поступал. Он исцелил слугу римского сотника. Во всяком добром деле я могу и буду сотрудничать.

Церковь не должна пасовать ни перед каким правительством, потому что она совесть нации. И, конечно, церковь и каждый из нас лично может пострадать от своего правительства.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Матфея 5:10).

Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо (1-е Петра 2:19).

Мы не должны поддерживать власть в ее беззаконии, потому что Бог не поддерживает это. Беззаконие во власти — начало ее конца, рано или поздно придут ветра перемен и будет установлен другой порядок.

Он сокрушает сильных без исследования и поставляет других на их места; потому что Он делает известными дела их и низлагает их ночью, и они истребляются. Он поражает их, как беззаконных людей, пред глазами других, за то, что они отвратились от Него и не уразумели всех путей Его, так что дошел до Него вопль бедных, и Он услышал стенание угнетенных (Иов 34:24).

Вокруг происходят волнения. Поэтому нужно молиться! Люди очень сильно переживают. Они готовы даже отдать свои жизни, чтобы изменить что-то в этом вечно меняющемся мире. Конечно же, причина в том, что они за хорошую жизнь. Но это — всё, что они знают. Господь нам даёт и хочет дать не просто хорошую жизнь, но вечную жизнь и жизнь с избытком.

Поэтому пророк Даниил увидел такую картину: истукана, который символизировал все царства мира, в нём золото, серебро, медь, глина, — какое величие! И вдруг он увидел, как камень оторвался от горы. Он летел с огромной скоростью, ударил истукана по ногам — и тот рассыпался. Он увидел, как камень растёт, наполняет всю землю. Камень — это Иисус Христос и Его рождение. Свет пришёл в этот мир. Истина явилась. И он ударил истукана по ногам — и все царства, которые гордились своим величием, задрожали. И царство Иисуса Христа, которое пребудет вечно, набирает свои обороты. Это царство станет горою. Все царства этого мира пройдут. И нам как верующим надо чаять и жаждать этого царства.

Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Титу 2:11-14).

Римлянам 13 глава 1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
2 Посему противящийся власти противится Божию установлению . А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители , сим самым постоянно занятые.
7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.

Всякая ли власть на Земле-от Бога?

конечно.

Вспомните фараона Нехао,да и вообще есть очень много примеров из Писания которые подтверждают,что всякая власть на земле от Бога.

Книга 2-я Паралипоменон > Глава 35 > Стих 21:
И послал к нему Нехао послов сказать: что мне и тебе, царь Иудейский? Не против тебя теперь иду я, но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать; не противься Богу , Который со мною , чтоб Он не погубил тебя.

а вот слова Иисуса к Пилату

Книга От Иоанна > Глава 19 > Стих 11:
Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

Книга Притчи > Глава 21 > Стих 1:
Сердце царя -- в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его.

всякий кто злословит власти-злословит Бога.

Книга Притчи > Глава 24 > Стих 21:
Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся,22. потому что внезапно придет погибель от них (от Господа и царя ), и беду от них обоих кто предузнает.


а на против

Книга 1-е Тимофею > Глава 2 > Стих 1:
Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,2. за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте,3. ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу .

"5 И возвед Его на высокую гору,диавол показал Ему ВСЕ ЦАРСТВА ВСЕЛЕННОЙ(то бишь мира)во мгновение времени, 6 И сказал Ему диавол:Тебе дам власть над всеми царствами и славу их,ибо ОНА ПРЕДАНА МНЕ,и я,кому хочу,даю ее;".Ваш коммент.

Какой тут может быть коммент? сатана - лжец, обманщик, он ничего не творит и ничего не имеет , я в том смысле, что он всего лишь может, что - либо скопировать и извратить. Как он может дать то, что ему не принадлежит ? Понятно, что временно Адам сам отдал ему эту власть, но в духовном мире ему это не принадлежит. Знаете Виталий, вы приписываете полномочия тому, кому они не принадлежат. Думаю, если бы Вы познали Бога ВСЕМОГУЩЕГО у Вас бы таких вопросов не возникало. "Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий ; ходи предо Мною и будь непорочен;
(Быт.17:1)

Всякая власть от Бога. Даже та, которая против Бога. Ибо в трудностях прохождения земной жизни заключается наше воспитание, которое является планом Всевышнего.

Как он может дать то, что ему не принадлежит ? Понятно, что временно Адам сам отдал ему эту власть, но в духовном мире ему это не принадлежит.

Как он может дать то, что ему не принадлежит ? Понятно, что временно Адам сам отдал ему эту власть, но в духовном мире ему это не принадлежит.

Да,ему дана эта власть,но опять же-временно.
В Слове сказано:-. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,
3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.
(Откр.20:2,3)
Так что -вся власть от Бога
.

Да,ему дана эта власть,но опять же-временно.

В Слове сказано:-. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,
3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.
(Откр.20:2,3)

Как он может дать то, что ему не принадлежит ? Понятно, что временно Адам сам отдал ему эту власть, но в духовном мире ему это не принадлежит.

Да,ему дана эта власть,но опять же-временно.
В Слове сказано:-. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,
3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.
(Откр.20:2,3)
Так что -вся власть от Бога
.


Гелена, приветствую!
Согласен: вся власть - от Бога, но ведь наша Земля - это лишь малая часть пространства, подвластного Богу, не так ли?
И здесь, сейчас, на нашей Земле князь Мира сего кто? Вот-вот, пусть и временно, да, согласен с вами - лукавый правит в этом Мире временно и главное - ведь Иисус победил его и дал нам такую же возможность - побеждать, аминь?


В современном мире существует множество выражений, которые со временем становятся крылатыми. Это размышления людей на темы жизни, власти, существования Бога. Одна из таких фраз за столетия стала как аксиома. Ее пытались толковать на разный лад, использовать в качестве оправдания тех беззаконий, которые часто творит государственное правительство, или для обличения народа, попускающего эти действия.

Греческий философ

Сократ и философское собрание

Властвует тот правитель, которого выбирает большинство, а, значит, это большинство достойно подчиняться тому, кого посадило на престол. Времена идут, но то, что говорил Сократ, цитаты, которые стали крылатыми выражениями, до сих пор актуальны. Их повторяло и повторяет не одно поколение мыслителей.

Греческий философ написал много трудов на тему социума. Он не один раз задумывался о целесообразности правительства и подчинения ему народа.

Кто такой Жозеф Де Местр, и что он имел в виду, произнося знаменитую цитату

Жозеф-Мари, граф де Местр

В одном письменном диалоге фигурировала фраза: "Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает" – это была переписка придворного посланника Александра I и правительства Сардинии. О чем она говорит? При каких обстоятельствах была произнесена?

27 августа 1811 года в качестве реакции на новые законы правительства Российской империи Жозефом де Местром были оценены действия Александра I. Весь смысл и гнев придворного был вложен в одну фразу, которая стала крылатой. Что именно хотел сказать Де Местр?

Народ должен внимательно следить за действиями правящих верхов. Если общество хочет жить достойно, правитель должен быть соответственный.

народ и доверие к правительству

Право на выбор

Демократическое общество - это не безликая масса людей и не стадо немых. Оно имеет глаза и уши и в первую очередь умеет мыслить. Делая ошибку, народ расплачивается за нее в виде недобросовестной власти.

протест народных масс

Жозеф Де Местр прожил в России более десяти лет. За это время политический философ успел написать много трудов на тему власти и народа. Среди отечественных русских мыслителей нашлись единомышленники де Местра, которые смело черпали вдохновение из его трактатов и книг. По данным литературных исследований, философские мысли этого автора прослеживаются в творчестве Л. Толстого, Ф. Достоевского, Ф. Тютчева и других.

Русский Ильин

Безусловно, если есть приверженцы, значит есть и противники. Среди тех, кто не согласен с выражением, что каждый народ достоин своего правителя, был Иван Александрович Ильин. Он считал, что общество – это в первую очередь люди, которых связывают общие интересы. Характер человеческих масс формируется столетиями и целыми поколениями. Выбирая себе главу, массы руководствуются принципом выживания.

портрет русского философа Ильина

Заблуждение и общественная ответственность

Ильин считал ошибкой мыли, которые высказал Жозеф де Местр. Последний же просто интерпретировал в соответствии с окружающей его действительностью слова великого философа древности. Возможно, цитаты Сократа либо не так трактуют, либо они просто являются фальшью. Ильин был категорически не согласен с этими философами. По мнению Ильина, хороший правитель может и народ сделать лучшим.

А чего стоили людям эпохи революций во Франции свирепость Конвента и деспотизм Наполеона! Этот список можно продолжать еще очень долго. Чехи, сербы, румыны, славяне.

казнь Марии-Антуанетты в 1793 году

Разве заслуживали они зверского отношения к себе во все времена? Безусловно, любое общество не может быть одноликой и одинаковой массой. Среди них есть как праведники, так и безбожники. Ильин отмечает, что современная демократическая система выборов правителя не может полностью удовлетворить потребности каждого. Мы же голосуем за образ, созданный другими, а не за человека, которого хорошо знаем. Поэтому доля ответственности лежит на обществе, но она настолько мизерная, что выбрать прохвоста вполне реально, даже не зная об этом.

Библейские истоки

Крылатая фраза про то, что каждый народ достоин своего правителя, имеет свои корни в христианских писаниях. Многое сказано в Библии. Для некоторых людей это сама родная и понятная книга. Но есть те, что совсем не разумеют смысл сказанного. Есть и такие люди, кто частично принимает к сердцу написанное в Святых письменах, а частично не может понять и принять. К сожалению, эту Великую Книгу слишком много людей трактует по-разному. Поэтому и фраза про то, что каждый народ заслуживает своего правителя, вызывает разные споры и становится поводом для философских бесед. Так или иначе, согласно Писанию, вся власть от Бога. Нравится она нам или нет, но Бог - вседержитель, и ничто не может пройти мимо Всевидящего Ока.

Христос и народ

Зачем иметь правительство?

А вот для тех, кто не познал Христа, как раз и нужно государственное регулирование законов. Может, потому что общество в большей своей массе безбожное или принимающее Бога абстрактно, без исполнения его заповедей. И сказано, что каждый народ заслуживает своего правительства, даже если в целом народ кажется мирным. Всегда есть подводные камни. Железо прежде окунают в огонь, потом куют и только потом остужают. Так и люди, поддаются, видимо, такой ковке, чтобы обнажить смрад душ и выявить лучших, как мы говорим, – героев. Тогда, глядя на героев, мы хоть немного стремимся быть похожими на них. Наша душа смягчается и очищается в страданиях. Да, это больно, но почему-то, когда мы сыты, все имеем, в большей степени становимся неблагодарными, ленивыми и похотливыми.

Что нам всем необходимо?

Стоит задуматься над этим. Тему эту можно еще долго продолжать. Но можно сказать: нам всем нужно покаяние прежде, чем просить у Бога другое правительство.

Иоанн Креститель был религиозным экстремистом? Зачем патриарх захлопнул двери храма перед царем? Неужели Иоанну Златоусту необходимо было обличать властвующую чету всего лишь из-за того, что на ипподроме установлена серебряная статуя императрицы? Зачем святые спорили с властью, если она от Бога?

Иоанн Креститель был религиозным экстремистом? Зачем патриарх захлопнул двери храма перед царем? Неужели Иоанну Златоусту необходимо было обличать властвующую чету всего лишь из-за того, что на ипподроме установлена серебряная статуя императрицы? Зачем святые спорили с властью, если она от Бога?


Раннехристианские мученики были официально преследуемы за государственные преступления: они отказывались приносить жертву богам, в том числе и императору. Им никто не запрещал верить в Христа, даже не заставлял их всерьез верить в Юпитера или Зевса, надо было только поучаствовать в обязательном для всех подданных империи культе, хотя бы чисто символически. Они шли на смерть, не желая лицемерить.

Тогда, может быть, принцип тут такой: полностью подчиняться любому повелению властей кроме тех случаев, когда они требуют лично от тебя чего-то противного вере и Божьей воле?


Иоанн Креститель обличает Ирода Антипу (Мазолино да Паникале, 1435)

Обратим внимание на условие: священство должно быть беспорочно, а царство – правильно и упорядочено, иначе никакого согласия быть не может.

И по какому, интересно, поводу обострился конфликт? Да по самому ничтожному: серебряную статую императрицы установили на ипподроме, чтобы потешить матушку-государыню, воздавая ей почести.

И это далеко не единственный пример… Вот император Лев VI, нарушив церковные обычаи и гражданский закон, изданный его отцом Василием I, вступил в четвертый брак. Как и в случае с Иродом, и с Евдоксией – казалось бы, его частное дело. Но когда император во главе торжественной процессии на Рождество 906 г. отправился в собор Святой Софии, патриарх Николай Мистик захлопнул перед ним двери храма и при всем народе обличил его грех.

Еще один подобный эпизод связан с именем Михаила Палеолога, ослепившего в 1261 г. своего формального соправителя и единственного законного наследника престола Иоанна IV, тогда еще ребенка. Этот было не только зверством, но и клятвопреступлением, ведь прежде Михаил поклялся не причинять вреда мальчику-наследнику. Церковь не могла согласиться с таким поступком; император, не желая принимать обличений, после долгих споров низложил сперва законного патриарха Арсения (1265 г.), потом и собственного ставленника Германия (1266 г.), но все же в 1267 г. ему пришлось публично каяться в своем грехе перед третьим патриархом, Иосифом.

Откуда такая неуступчивость и принципиальность? Ну что стоило промолчать, да еще и оправдать свое молчание цитатой из апостола… И как вообще совместить эти протесты с той самой цитатой? Как же спорить с властью, если она от Бога?

Тот же святитель Иоанн Златоуст вполне ясно разрешил эти недоумения в своем комментарии на это Послание:

Иными словами, христиане не призваны поддерживать любую наличную власть во всех ее действиях, они обязаны уважать ее законные требования, и только. А как же соотнести этот самый установленный Богом принцип власти, как его трактует Златоуст, с конкретным государственным устройством, явно несовершенным, и с конкретными правителями, явно небезгрешными. Что же, сказать, что нам важен лишь общий принцип, а люди и учреждения нам безразличны?

Вовсе нет. Иоанн Креститель, Иоанн Златоуст, Николай Мистик и многие другие обличали властителей именно потому, что те были им небезразличны. Заметим, что они при этом не устраивали дворцовых переворотов или революций.


Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия (Жан-Поль Лоран, 1880-е)

Точно так же и в России святитель Тихон решительно анафематствовал в 1918 г. большевиков, но отказался явно поддержать Белое движение: гражданская война не может получить христианского благословения.

Точно так же апостолы не пытались свергнуть Синедрион, а мученики не поднимали восстания против римского владычества. Их оружием было слово, а не меч.

Формы государственного устройства переменчивы, и в самих этих переменах мы видим проявление Божьей воли. Церковь свидетельствует об этом в Рождественской стихире монахини-поэтессы Кассии:

Действительно, христианская проповедь смогла распространиться по всему Средиземноморью только потому, что это была территория единого государства с развитой инфраструктурой. Если бы вместо Рима на этой территории сохранялось множество мелких царств, воюющих друг с другом, сделать это было бы намного труднее. Сам апостол Павел попал в Рим, воспользовавшись своим правом римского гражданина просить суда у императора – он, кстати, не колеблясь, напоминал власти о своих законных правах, когда это помогало делу проповеди.

Каков же общий христианский принцип отношения к власти? Если она противится христианству, христиане должны оставаться собой, исполняя ее требования в той части, которая не противоречит их христианской совести. Зло и насилие побеждается добром, а не ответным насилием, учил в Нагорной проповеди Христос. Это трудно исполнить, но вполне легко понять.

А вот как быть в тех случаях, когда власть считает себя христианской или хотя бы сочувствует христианству? Сотрудничать с ней, но неукоснительно напоминать ей о законах, если она их нарушает, даже там, где это не затрагивает лично нас.

Мирно, но твердо напоминать властителям о тех нормах и законах, которые они на словах сами признают для себя, но не спешат на деле исполнять – вот это вполне по-христиански.

Можно только поздравить нашу Родину с тем, что постперестроечной правящей элите по состоянию на декабрь 2011 так и не удалось возвести свой Мандат к какой-то надчеловеческой идее. Мне как православному вдвойне отрадно, что не удалось возвести этот Мандат к Православию.

Читайте также: