Как называют последователей и наследников учения декарта

Обновлено: 30.06.2024

Латинизированное имя – Картезий. По характеру горячий человек, но умел сохранять самообладание. Жизнь размеренна. Объяснил, кстати, явление радуги.

Французский математик и философ, поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта.

Декарт был выдающимся математиком (декартовы координаты). Он также выявил рефлекторную основу психики.

Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предполагающего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания. Рационализм (от лат. – разум) – философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием истинности.

Воззрения Декарта на природу носили чисто механический характер: Вселенная – это огромный механизм. Первоначальный импульс дает Бог, но в последствии развитие мира определяется самостоятельной творческой силой. Мировая материя беспредельная, однородна, не имеет пустот и делима до бесконечности. Материя находится в непрерывном количественном и качественном движении, определяемом универсальными законами механики. Тем же законам подчиняется органический мир: животные – это сложные машины. Познание живой и неживой природы исходит из принципов, которые мы обнаруживаем в разуме интуитивным путем. Более сложные высказывания мы получаем дедуктивным путем.

Человек в отличие от животных обладает душой, разумом и речью, что выходит за пределы действия законов механики. Движение внешнего мира нужно понимать исключительно как механическое, явления внутреннего, духовного мира как рассудочного самосознания. Он отвергал одушевленность животного мира, душа присуща только человеку, составляя особую субстанцию. Связь души и тела осуществляется с помощью особого органа – шишковидной железы.

Фундаментальным понятием рационалистических воззрений Декарта является субстанция. Субстанция как сущее вообще, которое самодостаточно в отличие, например от свойств, функций. По сути, под субстанцией он имел в виду Бога: ведь все остальное есть нечто тварное, т.е. созданное богом. Декарт разделил мир на два рода субстанций – духовную и материальную. Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами – мышлением и протяженностью, прочие производны от них. Так, впечатление, воображение, желание – модусы мышления, а фигура, положение – модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте. Т.о. духовный мир есть нечто врожденное. В своем подходе к субстанции он был дуалистом. Однако причиной этих двух субстанций выступает Бог, как бесконечная субстанция.

Д – дуалист, он признает существование двух независимых друг от друга субстанцией – мыслящей и материальной (телесной). Мыслящая субстанция открывается человеку непосредственно, материальная – опосредованно, через познание отдельных вещей. Обе субстанции сотворены Богом и обладают неотъемлемыми качествами – атрибутами.

У мыслящей субстанции – непротяженность,

Атрибут телесной – величина (протяженность в длину, ширину и глубину).

Метод Декарта (дедуктивный) называется аналитическим или рационалистическим. Метод в четырех правилах.

Первое, нельзя принимать за истинное то, что не является очевидным.

Второе требует делить исследуемую проблему на множество частей.

Третье, от простого к сложному.

Четвертое требует постоянно составлять детальные перечни и обзоры исследуемого явления.

Картезиа́нство — (от Картезий (лат. Cartesius) — латинизированного имени Декарта) направление в истории философии, идеи которого восходят к Декарту.

Для картезианства характерны скептицизм, рационализм, критика предшествующей схоластической философской традиции. Помимо этого картезианство характеризуется последовательным дуализмом — предельно чётким разделением мира на две самостоятельные (независимые) субстанции — протяжённую (лат. res extensa) и мыслящую (лат. res cogitans), при этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе оказалась в принципе неразрешимой в рамках учения самого Декарта. Спиноза решал проблему признанием субстанций Декарта атрибутами одной субстанции.

к материалистическому монизму (Х. Де Руа (лат. Henricus Regius), Б. Спиноза)

к идеалистическому окказионализму (А. Гейлинкс, Н. Мальбранш).

Немецкие картезианцы: Бальтазар Беккер, И. Клауберг в Дуйсбурге, Штурм в Альтдорфе и др.

В Англию картезианство перенёс Антуан Легран.

И в Италии, несмотря на папское запрещение, картезианство приобретало приверженцев; к числу их принадлежал не избранный папой из-за вето представителя Священной Римской империи кардинал Гердил [1], примыкавший, впрочем, более к Мальбраншу и написавший сочинение против "Эмиля" Руссо. Синодом в Дордрехте в 1656 г. картезианство было запрещено богословам; в Риме соч. Декарта в 1663 году внесены были в индекс; в 1671 году король воспретил преподавание Декартова учения в Парижском университете.

В наше время идеи научного метода были использованы членами международного Картезианского научного общества (названного в честь Рене Декарта ), созданного в 1930-х гг. Дж.Б.С. Холдейном . Общество объединяло ученых, внесших вклад в развитие разных отраслей науки.

Дж. Вико. Критика картезианства:

Реальность полна противоречий, неясностей.

Невозможно построить физику геометрическим методом, опираясь лишь на ло-гику. Мир не логичен. Бог не геометр. Есть как порядок, так и хаос.

История доступна нашему познанию. История сотворена человеком.

Гоббс: мир не подобен механическому агрегату, а подобен организму; нельзя выде-лить части мира в которой не отражалась бы целостность мира.

Беркли: от Декарта материи присущи личные (первичные) свойства и субъективно-воспринимаемые, Беркли отвергает деление, ибо все эти св-ва воспринимаются субъективно.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Рационализм (лат.разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.

Главное понятие – субстанция. Она позволяет понять смысл дуалистической философии Декарта. Субстанцией является только Бог. При этом Декарт делил мир на 2 рода субстанций: духовную и материальную. Духовная субстанция обладает врожденными идеями, к которым он относил прежде всего идею Бога, а также математические и научные идеи. Материальная субстанция отожествляется с природой, главным свойством которой является протяженность.

Декарт говорил о параллелизме материальной и духовной субстанций, согласно которому каждому состоянию и изменению материальной субстанции (например, в человеческом теле) соответствует изменение в субстанции духовной (в человеческих чувствах, желаниях, мыслях). Сами субстанции не могут непосредственно влиять друг на друга, но их действия строго скорректированы благодаря Богу, наподобие того, как два часовых механизма могут показывать одно и то же время, будучи заведенным мастером, который синхронизировал их часовые стрелки.

Но врожденные науки – это еще не готовые истины, а предположение разума. Вместе с тем разум неизбежно достигнет истинного знания, если будет исходить из достоверного метода (дедукции), которые включают в себя:

· ясность и отчетливость познания, не вызывающего никаких сомнений;

· разделение всякого исследуемого вопроса на столько частей, сколько требуется для лучшего его осмысления;

· осмысление предмета исследования по порядку, начиная с вещей наиболее простых и постепенно поднимаясь до самых сложных.

Абсолютизировав роль разума в познании, Декарт полагал, что с помощью дедуктивного метода можно вывести его истинные знания о мире.

Слабым пунктом в учении Декарта был неопределенный статус субстанции: с одной стороны подлинной являлась только бесконечная субстанция - Бог, а конечные, т.е. сотворенные субстанции находились в зависимости от бесконечной. Это затруднение и попытался преодолеть Спиноза, последователь Декарта, но в его учении не признававший дуализм.

Он создал монистическое учение о единой субстанции, которую назвал Богом или природой. Его учение – крайний реализм, переходящий в пантеизм. Он определяет субстанцию как причину самой себя, т.е. как то, что существует через само себя и познается из самого себя. Бог Спинозы НЕ Творец природных вещей, НЕ есть личность, наделенная сознанием, могуществом и волей, а бесконечная безличная сущность, главным определением которой является существование, бытие в качестве начала и причины всего сущего. Представление о слиянии Бога и природы, которое лежит в основе учения Спинозы, наз. пантеизмом.

Единичные вещи, такие как мыслящие существа, так и протяженные предметы – это модусы (видоизменения) субстанций. Как и у Декарта, у Спинозы все явления в физическом мире, будучи модусами атрибута протяжения, развиваются в той же последовательности, как и все модусы в сфере мышления. Поэтому порядок и связь идей соответствует порядку и связи вещам, причем и те и другие суть только следствия божественной сущности. Отсюда вытекает определение души как идеи человеческого тела.

Готфрид Лейбниц (1646-1716)

16. ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (Д. ЛОКК, Т. ГОББС).Томас Гоббс(1588 — 1679), ставший учеником и продолжа­телем философской традиции Ф. Бэкона: решительно отвергал теологическую схоластическую фило­софию; целью философии видел достижение практических результа­тов в деятельности человека, способствовании научно-техни­ческому прогрессу; в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рацио­нализмом (познанием с помощью разума) выступил на сто­роне эмпиризма; критиковал рационалистическую филосо­фию Декарта; был убежденным материалистом; считал важнейшей философской проблемой вопросы обще­ства и государства; разработал теорию государства;Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание глав­ным образом благодаря чувственному восприятию.Чувственное восприятие— это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Проблема общества и государства, по Гоббсу, — главная в философии, поскольку цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.Джон Локк(1632 — 1704) развил многие философские идеи Бэ­кона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эм­пирическую и материалистическую традицию английской фило­софии нового времени.Можно выделить следующие основные положения филосо­фии Дж. Локка:мир материалистичен; в основе познания может лежать только опыт ("нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах"); сознание — пустое помещение (emptycabinet), которое в те­чение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о "чистой доске", на которой записывается опыт — tabularasa); источником опыта выступает внешний мир; цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности; идеал человека — спокойный, законопослушный, добропоря­дочный джентельмен, который повышает свой уровень образо­вания и добивается хороших результатов в своей профессии; идеал государства — государство, построенное на основе разде­ления властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую).

Читайте также: