Входит ли в обязанности медсестры участие в формировании зож

Обновлено: 30.06.2024

Вывод. Результатом выполнения медицинской сестрой мероприятий по формированию здорового образа жизни является следующая цель. Человек, взвесив свои возможности, особенности своей жизнедеятельности, резервы свободного времени, состояние здоровья, поставив цель и задачи перехода к здоровому образу жизни, должен выбрать из перечня указанных вариант программы, по которому собирается работать. Важно… Читать ещё >

Роль медсестры в развитии здорового образа жизни среди населения ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • 1. Изучение понятия и сущности здорового образа жизни
  • 2. Роль медицинской сестры в развитии здорового образа жизни
  • Заключение
  • Список литературы

Личная гигиена. В целом гигиена как раздел профилактической медицины, сосредоточена на изучении влияния факторов внешней среды на организм человека, установлении их предельно допустимых значений. В ее задачи входит разработка мероприятий по профилактике заболеваний и охране здоровья населения.

Личная гигиена предусматривает целенаправленные действия и поступки человека по сохранению, укреплению и восстановлению своего физического и психического здоровья. Она включает в себя уход за телом, кожей, волосами и ногтями, зубами и ротовой полостью, глазами, носовой полостью, органами пищеварения и дыхания, половыми органами, контроль за протеканием ментальных и эмоциональных процессов, функционированием нервной системы.

Роль медицинской сестры как проводника здорового образа жизни в этой области огромна: это определяется самой профессиональной деятельностью медицинской сестры и ролью личной гигиены, как для здоровых, так и для больных людей. Проводимые по этой теме опросы показывают, что респонденты хотели бы расширить свои знания по различным аспектам обеспечения здоровья:

о лечебных травах;

о свойствах своего организма;

о признаках наиболее распространенных заболеваний;

о нетрадиционных методах лечения;

о способах оказания первой медицинской помощи.

Труд и отдых. По мнению большинства геронтологов мира, труд и только труд должен быть поставлен первым в ряду факторов, обеспечивающих долгожительство. Жить долго нужно, прежде всего, для свершения полезных дел: нельзя предаваться только удовольствиям.

Ритмичный режим труда и отдыха, их рациональное чередование являются одним из важнейших условий поддержания высокой работоспособности организма, сохранения здоровья. Одной из типичных причин развития нервных и телесных заболеваний является несоблюдение оптимального сочетания труда и полноценного отдыха, неправильное распределение времени между ними. Пагубно на здоровье могут сказаться как полное отсутствие профессиональной занятости (безработица), безделье, так и работа на износ, сопровождающаяся непростительной экономией времени за счет пренебрежения элементарными правилами режима питания и сна, нежеланием и неумением правильно распорядиться свободным временем для восстановления физических и психических сил.

Достаточная медицинская активность. Далеко не все авторы, которые пишут о здоровом образе жизни, вводят этот фактор в рассмотрение. Его содержанием является определенная активность людей по отношению к собственному здоровью. Медицинская активность и роль в этой области медицинской сестры, определяют область гигиенического, медицинского обучения, воспитания, образования, медицинской информированности, психологической установки людей в отношении своего здоровья и здоровья своих близких. Здесь необходимо учитывать:

уровень медицинской грамотности;

отношение к своему здоровью;

частота обращений (в том числе и профилактических) к врачу;

поведение при заболевании и лечении, профилактике, реабилитации, в том числе самолечении, других медицинских мерах;

степень выполнения врачебных рекомендаций, предписаний;

посещение медицинских учреждений;

преодоление вредных привычек.

Несоблюдение перечисленных условий свидетельствует о низкой медицинской активности и является фактором риска. Проявление должной медицинской активности предполагает информированность и грамотность людей в отношении здоровья. Предметом информированности медицинской сестры должны быть:

знание о вреде для здоровья тех или иных привычек, факторов риска наиболее распространенных заболеваний;

в знание элементарных диагностических признаков наиболее типичных заболеваний;

знание навыков оказания первой помощи и самолечения;

знание гигиенической культуры.

Формирование здорового образа жизни лежит в основе любой профилактической деятельности, многочисленных программ, направленных на повышение общественного здоровья. Пропаганда ЗОЖ является важнейшей функцией и задачей всех органов здравоохранения (особенно учреждений первой медико-санитарной помощи), центров санитарного просвещения, учреждений образования, органов социальной защиты и т. д.

Основные предпосылки к здоровому образу и качеству жизни:

индивидуально-типологические наследственные факторы;

объективные социальные условия и общественно-экономические факторы;

конкретные условия жизнедеятельности, в которых осуществляется семейно-бытовая и профессиональная деятельность;

личностно-мотивационные факторы, определяемые мировоззрением и культурой человека, степенью их ориентации на здоровье и здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни должен формироваться по следующим двум направлениям: усиление и создание положительного в образе жизни, преодоление, уменьшение факторов риска.

Изучение и формирование общественного мнения относительно оценки собственного здоровья — одна из трудных задач формирования здорового образа жизни. Наряду с органами здравоохранения большая роль в этом принадлежит средствам массовой информации. Необходимо понимание того, что общественное здоровье обеспечивается не только ответственностью государства и общества, но и ответственностью каждого из нас за свое здоровье и здоровье всех.

Здоровый образ жизни базируется на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление здоровья: рациональное питание; физическая активность; закаливание; отсутствие вредных привычек; умение выходить из стрессовых состояний; высокая медицинская активность (своевременность прохождения медосмотров, своевременность обращения за медицинской помощью в случае заболевания, активное участие в диспансеризации).

Заключение

В заключении следует подчеркнуть, что одним из основных направлений профилактической медицины в области формирования здорового образа жизни является санитарное просвещение. Санитарное просвещение пропагандирует здоровый образ жизни, физическую и медицинскую активность и т. д. Распространение медицинских знаний зависит от методов санитарного просвещения.

Методы санитарного просвещения подразделяются по виду передачи информации на методы индивидуального воздействия, воздействия на группу лиц, массового воздействия. По видам используемой пропаганды различают методы устной (беседы, доклады, дискуссии), печатной (плакаты, брошюры, листовки, лозунги) и изобразительной (выставки, санитарные бюллетени и т. д. ) рекламы.

Роль медицинской сестры в методе индивидуального воздействия заключается в санитарно-просветительном воздействии на индивидуума (больного или его родственника). Групповой метод заключается в воздействии на различные возрастные, половые и профессиональные группы населения. Этот метод достаточно эффективен, так как группа однородна по интересам — есть обратная связь. Метод массового воздействия позволяет воздействовать одновременно на большое число людей.

Санитарное просвещение носит государственный характер и является обязанностью всех медицинских работников, оно должно быть планомерным и организованным, соответствовать современному состоянию науки. Санитарное просвещение должно быть дифференцировано в методическом отношении в зависимости от аудитории.

Вывод. Результатом выполнения медицинской сестрой мероприятий по формированию здорового образа жизни является следующая цель. Человек, взвесив свои возможности, особенности своей жизнедеятельности, резервы свободного времени, состояние здоровья, поставив цель и задачи перехода к здоровому образу жизни, должен выбрать из перечня указанных вариант программы, по которому собирается работать. Важно лишь, чтобы при ее реализации он был уверенным в себе, настойчивым и последовательным, систематически анализируя свое состояние и внося соответствующие коррективы в образ жизни. Несомненно, что все это даст свои результаты как в отношении эффективности и продуктивности жизнедеятельности человека, так и в уровне и динамике его здоровья.

Список литературы

Гулова С.А., Казакова Т. Ф. , Галахова И. Е. Медицинская сестра: Практическое руководство по сестринскому делу. М.: ПРОФИ-ИНФОРМ, 2004. — 16 с.

Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб.: Речь, 2002. — 256 с.

Тен Е. Е. Основы медицинских знаний. М.: Мастерство, 2004. — 256 с.

Гулова С.А., Казакова Т. Ф. , Галахова И. Е. Медицинская сестра: Практическое руководство по сестринскому делу. М.: ПРОФИ-ИНФОРМ, 2004 — 16 с.

Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб.: Речь, 2002 — 85 с.

Гулова С.А., Казакова Т. Ф. , Галахова И. Е. Медицинская сестра: Практическое руководство по сестринскому делу. М.: ПРОФИ-ИНФОРМ, 2004 — 34 с.

Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб.: Речь, 2002 — 89 с.

Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. М. ЭКСМО-Пресс, 2005. — 46 с.

Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. М. ЭКСМО-Пресс, 2005. — 73 с.

Гулова С.А., Казакова Т. Ф. , Галахова И. Е. Медицинская сестра: Практическое руководство по сестринскому делу. М.: ПРОФИ-ИНФОРМ, 2004 — 35 с.

Тен Е. Е. Основы медицинских знаний. М.: Мастерство, 2004. — 103 с.

Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. М. ЭКСМО-Пресс, 2005. — 142 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В первичной профилактике пропаганда ЗОЖ может быть направлена на изменение образа жизни, общественных норм поведения больших групп населения или на обеспечение профилактического обслуживания лиц, подвергающихся особому риску заболевания (стратегия повышенного риска). Во вторичной профилактике пропаганда ЗОЖ направлена на предупреждение рецидивов и прогрессирования болезни у тех, у кого она уже есть.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Саломова Малика Фахриддиновна-

БУХАРСКИЙ ТЕХНИКУМ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ИМЕНИ АБУ АЛИ ИБН СИНО, УЗБЕКИСТАН

Пропаганда здорового образа жизни является компонентом первичной и вторичной профилактики заболеваний.

В первичной профилактике пропаганда ЗОЖ может быть направлена на изменение образа жизни, общественных норм поведения больших групп населения или на обеспечение профилактического обслуживания лиц, подвергающихся особому риску заболевания (стратегия повышенного риска). Во вторичной профилактике пропаганда ЗОЖ направлена на предупреждение рецидивов и прогрессирования болезни у тех, у кого она уже есть.

Медицинская сестра вместе с врачом почти 30 % рабочего времени должны отводить на профилактические мероприятия и гигиеническое воспитание. Сюда относятся:

1) оказание помощи в оптимизации семейного уклада, режима труда, отдыха, питания;

2) работа по нормализации в семье психологического микроклимата и интимных отношений;

3) борьба с имеющимися вредными привычками;

В настоящее время работу медицинской сестры можно рассматривать как новый вид профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, целью которого является сохранение, укрепление и восстановление здоровья.

В рамках концепции медико-социальной работы можно выделить 5 основных групп пациентов:

1) группа повышенного риска заболеваний;

2) семья и ближайшее окружение больного;

3) длительно, часто и тяжело болеющие;

4) больные с выраженными социальными проблемами;

В каждой из перечисленных групп пациентов медицинская сестра осуществляет работу разной направленности, используя методы, сложившиеся в здравоохранении (профилактические, реабилитационные, психотерапевтические и др.), а также в системе социальной защиты населения (социальная диагностика, социальное консультирование, активный патронаж, стационар на дому, организация дневного пребывания в стационаре, ведение школ для пациентов).

Активный патронаж больных на дому составляет основную часть профилактической работы медицинской сестры. Это, прежде всего хронические больные с нестабильным течением или обострением заболевания, а также больные, находящиеся в периоде подбора медикаментозной терапии. В задачу медсестры при патронаже входит: наблюдение за динамикой состояния больного, соблюдение им диеты и режима, правильностью приема лекарств. Особое внимание необходимо уделять пациентам, которые заболели впервые, мало знают о своем заболевании, не имеет опыта оценки своего состояния. В этой ситуации роль медицинской сестры может быть неоценимой. Она может помочь пациенту адекватно оценить симптомы болезни, особенности действия препаратов, их побочные эффекты. Может предостеречь о ненужной активности пациентов во время обострения болезни.

Очень важным компонентом сестринского патронажа является обучение пациента самоконтролю за своим состоянием и оказанию самопомощи при его ухудшении. Члены семьи больного обучаются медсестрой приемам и правилам ухода, выполнению несложных медицинских манипуляций и оказанию доврачебной помощи при ухудшении состояния. Одновременно методом анкетирования может проводиться работа по выявлению у членов семьи (при их желании) заболеваний или факторов риска их возникновения, а также ведется санитарно-просветительская работа.

Медицинская сестра общей практики — это равноправный участник, наряду с врачом общей практики, всех видов лечебно-профилактической работы на участке. В соответствии с мировыми стандартами медицинская сестра общей практики должна относиться к пациентам как к уникальным личностям; уметь выявлять их проблемы, в том числе внутрисемейные, координировать медицинскую помощь в течение всей жизни пациентов. Хорошая, дружная работа тандема: врач и медсестра общей практики — залог снижения заболеваемости и повышение показателей здоровья семьи!

Существует множество методов обучения и много возможностей для пропаганды здорового образа жизни. Важно, прежде всего, заинтересовать пациентов, а затем приступить к обучению, и дать ему как можно больше информации и на примерах показать, как влияет выполнение всех условий на здоровье каждого.

Роль медицинской сестры в формировании здорового образа жизни, так же имеет место быть еще и введению сестринского процесса.

Сестринский процесс — научный метод организации и исполнения системного ухода за пациентами, ориентированный на удовлетворение потребностей человека, связанных со здоровьем.

Сестринский процесс включает в себя обсуждение с пациентом и (или) его близкими всех возможных проблем, помощь в их решении в пределах сестринской компетенции.


Здоровье — это самое ценное, что есть у человека. Мы не часто задумываемся над собственным здоровьем, подвергая свой организм риску. Не задумываемся до тех пор, пока всё хорошо. Но только когда начинаются проблемы, как никогда остро ощущаем свою ранимость и необходимость в постоянной заботе о здоровье.

Политика современного здравоохранения делает акцент на развития первичной медико - санитарной службы, поэтому особое место в деятельности среднего медицинского персонала занимает профилактическая медико- санитарная помощь, лечебно - диагностическая, обучение населения здоровому образу жизни. Функции медицинской сестры - это работа с населением по предупреждению заболеваний, в том числе и заболеваний сердечно - сосудистой системы.

- обработать данные, полученные в результате реализации студентами Сыктывкарского медицинского колледжа, проанализировать показатели здоровья по возрастным группам;

Одними из основных показателей здоровья, которые можно продиагностировать в рамках специалиста со средним профессиональным медицинским образованием - это соотношение массы тела и роста человека, другими словами определение индекса массы тела. Избыточный вес является зачастую результатом неправильного питания и малоподвижного образа жизни. Дальнейшие последствия - это повышение артериального давления, а это уже результат нарушения работы сердечно сосудистой системы.

Оценить работу дыхательной системы можно по определению объема легких, чем больше объем легких, тем больше человек может вдохнуть кислорода, который необходим для питания наших органов и тканей.

Студентами Сыктывкарского медицинского колледжа под руководством преподавателей проводится ряд мероприятий, посвященных здоровому образу жизни, целью которых является, привлечение населения, в том числе молодежи, к заботе о своем здоровье.

1. С момента регистрации данных было обследовано 304 человека, из них: 81% молодежи и 19% взрослого населения.


Рис.№1 Соотношение по возрастам.

Группа молодежи значительно больше, так как в основном нашими базами были образовательные учреждения.


Рис. №2. Показатели веса.


Рис.№3 Показатели артериального давления.

4. У 33% обследуемых из группы молодежи имеют недостаточные показатели объема легких и 46% из группы взрослых.


Рис. № 3 Показатели спирометрии.

Таким образом, можно сделать вывод, что молодые люди, студенты, школьники интересуются своим здоровьем, с интересом принимают участие в мероприятиях, как в качестве организаторов, так и в качестве обследуемых.

Необходимость контроля своего веса и артериального давления возникает у лиц старшего возраста, так как возникают проблемы со здоровьем.

Низкие показатели объема легких можно расценить как-то, что некоторые молодые люди курят, что ведет к нарушению функции легких.

Можно отметить важность проведения таких мероприятий - это вызывает большой интерес как у молодежи, (некоторые никогда не измеряли свое давление и объем легких и результаты иногда заставляют задуматься) так и у взрослых (кто то не контролирует свой вес или же не находит связь веса и давления).

Поддерживать здоровье в хорошем состоянии не так сложно — достаточно выполнения не сложных рекомендаций. Но как часто бывает — именно не сложные рекомендации выполнять труднее всего. Либо к ним относятся не серьёзно, либо не хватает дисциплинированности или мотивации для того, чтобы следить за собой. Вот основные из них: правильный образ жизни и регулярное медицинское обследование.


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Общеизвестно, что здоровье человека на 20 % зависит от наследственных факторов, на 20 % – от природного окружения, на 7 – 10 % – от уровня здравоохранения и на 50 % – от образа жизни человека.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Рассматривая проблему формирования здорового образа жизни, необходимо осознать само понятие здоровье, так как от смысла, вложенного в него, зависит направленность воспитания.

Существуют разные трактовки этого понятия. По мнению Ю.Ф.Змановского, здоровье по отношению к растущему организму следует рассматривать как соответствие основных физиологических функций организма данному возрастному периоду или соответствие паспортного возраста биологическому [2]. Е.А Терпугова определяет здоровье как механизм адаптации жизненного потенциала, расширение зон применения жизненных сил [10]. И.В. Кривошеиной здоровье трактуется как полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка [4].

Проявляя заботу о сохранении и укреплении здоровья, необходимо уделить особое внимание формированию потребности в здоровом образе жизни, его основ у воспитанников. Изучением данной темы занимались разные авторы: О.А.Кулаковский, М.М.Волкова, М.В.Чечета, В.Г.Игнатович, Е.В.Фролова, Е.А.Терпугова и др.

В структуре здорового образа жизни принято выделять:

системные знания и представления у дошкольников по основным направлениям здорового образа жизни;

практическую реализацию системы знаний в привычках и поведении;

осознанное ценностное отношение к своему здоровью и окружающим.

Таким образом, под здоровым образом жизни понимается система поведения ребенка в процессе его жизнедеятельности, которая основана на личном опыте, традициях и принятых нормах поведения. Здоровый образ жизни − это индивидуальная система привычек и поведения человека в процессе его жизнедеятельности, которая обеспечивает ему хорошее здоровье.

Формирование здорового образа жизни может иметь активный, управляемый характер в случае, если обеспечена его исходная диагностика, создаются условия для удовлетворения мотивов деятельности детей, реализация мотивов и ценностей детей получает эмоциональное подкрепление, ребенок осознает его субъективное положение в образовательной деятельности.

Диагностирование позволяет выявить реальный уровень развития ребёнка и степень соответствия возрастным нормам, а также определить недостатки сформированных знаний и представлений. Все диагностические методики по изучению сформированости здорового образа жизни у детей дошкольного возраста можно разделить на три группы:

выявление представлений детей о здоровом образе жизни;

выявление умений и привычек здорового образа жизни детей дошкольного возраста;

определение ценностного отношения к своему здоровью.

В.Г.Кудрявцев [5]с целью выявления представлений о здоровом образе жизни у дошкольников предлагает проводить беседу. И.Новиковой [8] был сконструирован диагностический комплекс, включающий диагностическое задание, проблемную ситуацию. Е.А.Терпугова [10] предлагает осуществлять наблюдение за детьми.

На наш взгляд, диагностирование по методикам И. Новиковой наиболее точно определяет уровень сформированности понятия о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста, так как позволяет провести оценку по трем ранее указанным группам.

Предложенные различными авторами программы, технологии, системы, предусматривают проведение занятий для закрепления в практическом опыте детей осознанного отношения к своему здоровью, обучения основам здорового образа жизни в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.

Основными направлениями учреждения дошкольного образования по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста должны быть следующие:

формирование системных знаний и привычек у дошкольников по основным направлениям здорового образа жизни;

создание условий для улучшения и сохранения здоровья детей,

приобщение их к ценностям здорового образа жизни,

развитие у детей мотивации здорового образа жизни, потребности в освоении способов сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается штатным медицинским персоналом в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере здравоохранения.

Задачи медицинского обслуживания в дошкольном учреждении

получение объективной информации о физическом состоянии и здоровье детей;

анализ физического, нервно-психического развития и здоровья детей для планирования профилактических и оздоровительных мероприятий;

осуществление эффективной организационно-медицинской работы в дошкольном образовательном учреждении, своевременное внесение соответствующих коррективов в медицинское обслуживание детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

проведение консультационно-просветительской работы с работниками детского образовательного учреждения и семьями воспитанников по вопросам физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста.

На наш взгляд, помимо медицинской сестры к работе по формированию здорового образа жизни у дошкольников должны присоединиться и воспитатели. Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место.

Анализ планов работы воспитателей показал, что недостаточно времени уделяется процессу физического воспитания в дошкольном учреждении, так как основное время занимает образовательная деятельность.

В исследовании приняли участие дошкольники двух подготовительных групп (5-6 лет). Одна группа является экспериментальной, вторая – контрольной. Общее количество детей – 70 человек, по 35 детей в каждой группе. Количество девочек и мальчиков в группах было примерно одинаково. В одной подготовительной группе (контрольная группа КГ) занятия по формированию здорового образа жизни проводились с детьми, а в другой группе (экспериментальная группа ЭГ) с детьми и их родителями.

С целью получения информации об изучаемой проблеме была разработана анкета для родителей, вопросы которой направлены на выявление представлений родителей о здоровом образе жизни, их отношении к физическим упражнениям.

При организации исследования в двух подготовительных группах проводились беседы с детьми и ролевые игры.

В экспериментальной группе, кроме того проводилась работа с родителями.

Анкетирование родителей контрольной группы и экспериментальной группы проводилось до и после реализации деятельности медицинской сестры по формированию здорового образа жизни.

В дошкольном образовательном учреждении в период проведения эксперимента использовались следующие приемы закаливания:

сон без маек при открытых фрамугах (при температуре воздуха в спальне не ниже 14 градусов);

хождение босиком во время физкультурных мероприятий;

воздушные контрастные ванны (использование разницы температуры (под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате);

гимнастика после сна;

массаж рук (интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам, что благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм).

Активно применялась кислородотерапия. Кислородный коктейль – один из способов введения кислорода в организм ребенка. Он позволяет не только насыщать ткани кислородом, но и вводить полезные вещества в организм ребенка.

Были проанализированы табели посещаемости в обеих группах за полгода до начала эксперимента и за полгода до окончания проведения эксперимента и посчитано количество дней, пропущенных воспитанниками по болезни. На начало эксперимента состояние здоровья детей примерно одинаково. В контрольной группе до начала эксперимента было пропущено 401 день, а на дату окончания эксперимента 305 дней, в экспериментальной группе до начала эксперимента было пропущено 398 дней, а на дату окончания эксперимента 132 дня.

Сравнительный анализ результатов анкетирования до и после реализации программы показал следующее:

количество детей, посещающих спортивные секции увеличилось в обеих группах;

увеличилась доля семей, где установлен и соблюдается режим дня ребенка;

больше детей стали соблюдать правила личной гигиены и выполнять утренний комплекс гимнастических упражнений (особенно в экспериментальной группе);

46% вовлеченных в программу семей экспериментальной группы проводят закаливающие процедуры дома;

уменьшилась продолжительность просмотра телепередач в пользу подвижных игр и других видов активности;

количество семей, где придерживаются рационального питания, увеличилось почти на 20% в экспериментальной группе, на 10 % в контрольной группе;

родители из экспериментальной группы отметили, что дети стали болеть реже, состояние их здоровья улучшилось;

основным источником информации о здоровом образе жизни для контрольной группы остался интернет, как и до начала исследования, в экспериментальной группе на первое место вышла медицинская сестра детского сада;

подавляющее большинство родителей экспериментальной группы теперь стараются привить детям здоровый образ жизни личным примером.

Выводы: Таким образом, на основании полученного материала в ходе эксперимента, можно заключить следующее:

физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня и уроки здоровья помогают в личностном развитии, формировании навыков здорового образа жизни;

соблюдение режима дня и вовлечение родителей в жизнь дошкольного образовательного учреждения позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие;

навыки здорового образа жизни, работа с родителями способствуют снижению заболеваемости.

Ведущая роль при реализации программ по формированию здорового образа жизни у детей отводится медицинской сестре дошкольного образовательного учреждения. Подобная активная деятельность повышает уважение общества к профессии медицинской сестры и способствует приобретению авторитета в коллективе.

Формирование культуры здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики, укрепления здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией.

Список использованных источников

Змановский, Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю. Ф. Змановский. − М.: Медицина, 1989. − 127 с.

Игнатович, В. Г. Формирование культуры здорового образа жизни / В. Г. Игнатович // Пачатковая школа. − 2010. − № 9. − С.45-47.

Кривошеина, И. В. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни / И. В. Кривошеина // Начальная школа плюс до и после. − 2009. − № 2. − С.6-

Кудрявцев, В. Г., Егоров, Г. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) / В. Г. Кудрявцев, Г. Б. Егоров. – М.: Линка-Пресс, 2000. – 296 с.

Кулаковский, О. А. Формирование культуры здорового образа жизни / О. А. Кулаковский // Адукацыя і выхаванне. − 2004. − № 8. − С.53-58.

Новикова, И. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И. Новикова. − М.: Мозаика-синтез, 2010. − 96 с.

Сташевская, Н. Тело и душа в гармонии. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста / Н. Сташевская // Пралеска. – 2002. − №5. – С. 42-45.

Терпугова, Е. А. Валеологическое воcпитание детей дошкольного возраста / Е. А. Терпугова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. − 254 с.

Фролова, Е. В. Условия формирования здорового образа жизни у дошкольников / Е. В. Фролова, К. И. Шишкина // Начальная школа плюс до и после. − 2010.− № 10. − С.17-21.

Читайте также: