Верны ли суждения о функциях религии религия осуществляет

Обновлено: 30.06.2024

Данный тест составлен на основе материала открытого банка заданий к ОГЭ по обществознанию ФИПИ (раздел "Сфера духовной культуры") Тест может быть использован учителем при проверке знаний учащихся по этому разделу предмета и при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ. Тест будет полезен учащимся при самостоятельной подготовке к сдаче ОГЭ.

Содержимое публикации

01. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Образование служит для передачи социального опыта от одних поколений людей к другим.

Б. В основе образования лежат культурные традиции конкретного общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

02. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. В основе образования лежат культурные традиции, система ценностей и норм, способов деятельности, накопленные людьми.

Б. Образование помогает продвижению человека по социальной лестнице.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

03. Кирилл учится в 7 классе гимназии. Дополнительно он посещает занятия по изобразительному искусству в центре детского творчества. На каком уровне образования находится Кирилл?

1) основное общее образование 2) среднее общее образование 3) высшее образование 4) среднее профессиональное образование

04. Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На каком уровне образования находится Виталий?

1) основное общее образование 2) среднее общее образование 3) начальное общее образование 4) среднее профессиональное образование

1) дополнительного образования 2) среднего общего образования 3) среднего профессионального образования 4) высшего образования

06. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Человек обладает способностью сознательно преобразовывать самого себя и окружающий мир. (Б) Вряд ли мы найдём хотя бы одно, даже самое примитивное, общество, которое не создало свою культуру. (В) Уровень развития культуры учёные рассматривают в качестве одного из критериев общественного прогресса. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения

07. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) В современном мире распространены десятки религий, последователи которых проживают в одних странах и регионах. (Б)Жизненно важным, в этой связи, на наш взгляд, является формирование чувства уважения к людям, исповедующим другую веру. (В)Очевидно, без толерантного отношения людей друг к другу совместное проживание представителей разных религий может вызвать многочисленные конфликты. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения

08. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Сергей Петрович 15 лет работает нотариусом. (Б) Он регулярно посещает курсы повышения квалификации, осваивает новые компьютерные программы, отслеживает изменения в законодательстве. (В) Сергей Петрович правильно поступает: в современном, постоянно развивающемся обществе работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения

09. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Борис Александрович 20 лет работает учителем обществознания. (Б) Он регулярно посещает курсы повышения квалификации, осваивает новые компьютерные программы, отслеживает изменения в методике преподавания. (В) Борис Александрович правильно поступает: в современном, постоянно развивающемся обществе работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения

10. Религию от других форм (областей) духовной культуры отличает

1) отражение мира в художественных образах

2) особая значимость субъективного восприятия мира

3) доказательность теоретических положений

4) признание идеи сотворения мира сверхъестественными силами

11. Вера в существование внешних сверхъестественных сил, которые определенным образом влияют на жизнь человека, характеризует

1) мораль 2) религию 3) искусство 4) материальную культуру

12. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия требует от верующих соблюдения определённых правил.

Б. Религия объясняет принципы и механизмы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

13. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия помогает верующему решать его психологические проблемы.

Б. Религия влияет на формирование мировоззрения верующих.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

14. Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?

1) многообразие стилей и направлений

2) вера в сверхъестественное

3) эмоциональное воздействие на человека

4) система объективных знаний о природе и обществе

15. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия помогает верующему найти смысл жизни.

Б. Религия влияет на отношение верующих к миру.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

1) норму права 2) научный закон

3) политическое требование 4) норму морали

17. Систему ценностей и требований, регулирующих поведение людей с позиции добра и зла, называют

1) культурой 2) искусством 3) наукой 4) моралью

18. Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям.

Б. Патриотизм проявляется в готовности служить интересам своей Родины.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

19. Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм проявляется в готовности человека отстаивать интересы своего Отечества.

Б. Патриотизм человека может проявиться только во время войны, в тяжёлое для Отечества время.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

20. Социальные нормы, принятые в обществе, основанные на представлениях о добре и зле, – это

1) мораль 2) право 3) культ 4) догма

21. Для обозначения особых духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, окружающей среде и самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, используют термин

1) гражданственность 2) гуманизм 3) мораль 4) право

22. Что отличает науку от других форм (областей) культуры?

1) стремление получить истинное знание

2) использование художественных образов

3) опора на представления о добре и зле

4) отражение окружающего мира

23. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Достижения современной науки способствуют возникновению новых отраслей промышленности.

Б. Последствия научных достижений не всегда можно достоверно предсказать.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

24. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

1) наукой 2) искусством 3) образованием 4) творчеством

25. Установите соответствие между признаками и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ

А) обоснованность и доказательность выводов

Б) регулирование поведения людей с позиции добра и зла

В) опора на общественное мнение

Г) получение достоверных знаний о природе и обществе

Д) образное отражение действительности

26. На уроке учитель рассказывал о том, что в мире существует огромное количество религиозных верований. Сравните два типа религии: мировые и национальные религии.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия

1) вера в чудо, в сверхъестественное

2) неразрывная часть с культурой одного народа

3) наличие культа, обрядов, религиозных традиций

4) распространение среди народов различных стран и континентов

27. Лиза учится в 9 классе общеобразовательной школы, после сдачи государственной итоговой аттестации она планирует продолжить обучение в старших классах гимназии. Сравните два уровня образования: основную школу и старшую школу. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия

1) углубленное изучение профильных учебных предметов

2) соблюдение правил поведения

3) возможность поступления в вуз

4) получение общего образования

28. Елизавета учится в 9 классе общеобразовательной школы, после государственной (итоговой) аттестации она планирует продолжить обучение в старших классах гимназии.

Сравните два уровня образования: основную школу и старшую школу. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия

1) углубленное изучение предметов

2) соблюдение правил поведения

3) возможность поступления в вуз

4) получение общего образования

29. Инна учится в 9 классе общеобразовательной школы, после сдачи выпускных экзаменов она планирует продолжить обучение в старших классах своей школы, получить общее среднее образование.

Сравните два уровня образования, упомянутые в условии задания – основную школу и среднюю школу. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия

1) выполнение домашних заданий

2) возможность поступления в вуз

3) соблюдение в школе определенных норм и правил

4) углублённое изучение профильных предметов и элективных курсов

30. Анна – ученица 11 класса средней школы, а её сестра – студентка медицинского университета.

Сравните два уровня образования, упомянутые в условии задания: среднее общее и высшее образование. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия

1) наличие возможности продолжить обучение в учреждении среднего профессионального образования

2) обязательная аттестация в конце обучения

3) соблюдение распорядка образовательного учреждения

4) получение специальности

31. Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта?

1) начальном общем 2) основном общем 3) среднем общем 4) среднем профессиональном

32. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь.

Б. Религия устанавливает определённые правила поведения.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

33. Что отличает религию от других областей (форм) духовной культуры?

1) многообразие художественных стилей

2) поклонение сверхъестественным силам

3) получение достоверных знаний о природе и обществе

4) эмоциональное воздействие на человека

34. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Каждый ученик изучает сегодня в школе большое количество учебных предметов. (Б) Такое многообразие, несомненно, полезно, т.к. помогает решать сложные образовательные и воспитательные задачи, стоящие перед школой. (В) Однако, дальнейшее расширение круга изучаемых предметов может отрицательно сказаться на здоровье учащихся. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения

35. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Жители обеих стран неоднозначно оценивают качество образования.

2) Правительствам обеих стран следует обратить внимание на проблемы повышения качества образования.

3) Большинство граждан обеих стран занимается самообразованием, не обращаясь в образовательные учреждения.

4) Бóльшая часть опрошенных отмечает недостаточный уровень общего образования.

5) Образование в обеих странах недоступно для большинства населения.

37. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы (См.36), и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наибольший процент опрошенных обеих стран считает качество образования неудовлетворительным.

2) Половина респондентов каждой из стран считает, что нужно повысить качество профессионального образования.

3) В стране Z тех, кто удовлетворён качеством образования, меньше, чем тех, кто считает, что самое важное – это самообразование.

4) В стране Y доля тех, кто удовлетворён уровнем образования, выше доли тех, кто отмечает неудовлетворительное качество образования.

5) Наименьший процент опрошенных обеих стран считает, что важнее всего самообразование.

А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Выберите один правильный вариант ответа.

Верны ли следующие суждения о целях науки?

А. Цель науки — теоретическое отражение действительности в форме теоретических знаний.

Б. Цель науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Выберите один правильный вариант ответа.

Верны ли следующие суждения об образовании в Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам бесплатное основное общее образование.

Б. В Российской Федерации предусмотрена возможность бесплатного высшего образования на конкурсной основе.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. В приведённом списке указаны черты сходства науки и религии и их отличия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт отличия.

1) является основой для мировоззрения

2) основана на безусловной вере

3) всё подвергает сомнению

4) является элементом духовной жизни общества

Черты сходства

Черты различия

8. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Социологические опросы показывают, что люди все реже читают книги. (Б) Это отрицательно влияет на общий кругозор и интеллектуальное развитие человека. (В) В перспективе доля образованных людей может значительно снизиться.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты 2) выражают мнения

Запишите ответ в таблицу

9. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б) Она читает профессиональную литературу, отслеживает измененияв законодательстве. (В) Мария правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты 2) выражают мнения

Запишите ответ в таблицу

10. Выберите один правильный вариант ответа.

В Российской Федерации создана единая система непрерывного образования, которая включает начальное и среднее образование (11 классов). Какой принцип образовательной политики здесь соблюдается?

1) гуманитарная направленность

2) свобода обучения

3) общедоступность и преемственность

4) светский характер

1. Выберите один правильный вариант ответа.

Какая из перечисленных религий относится к мировым?

1) даосизм 2) зороастризм

3) ислам 4) индуизм

2. Выберите один правильный вариант ответа.

1) среднее профессиональное образование

2) основное общее образование

3) среднее общее образование

4) начальное общее образование

3. Выберите один правильный вариант ответа.

Четвероклассница Ира увлекается рисованием. Она посещает изостудию в Доме детского творчества. На какой ступени образования находится Ира?

1) общее среднее образование

2) среднее специальное образование

3) общее начальное образование

4) общее основное образование

4. Выберите один правильный вариант ответа.

Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука является важнейшим источником объективных знаний о современном мире.

Б. Как и при своем зарождении, наука остается делом талантливых одиночек.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Выберите один правильный вариант ответа.

Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука — часть духовной сферы, она может обходиться без взаимодействия с другими сферами.

Б. Наука не нуждается в поддержке общественного мнения.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Выберите один правильный вариант ответа.

Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Благодаря науке общество приобретает специальным образом проверенные и обоснованные знания.

Б. Наука участвует в формировании культуры и мировоззрения людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. В своем реферате ученик провел сравнительный анализ религии и искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.

1) может оказывать сильное эмоциональное воздействие

2) основывается на вере в сверхъестественное

3) является видом духовной культуры

4) основным выразительным средством является художественный образ

Черты сходства

Черты различия

8. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Бурную реакцию вызвало у общественности обсуждение реформирования системы образования в России. (Б) Более 20 тысяч человек подписали обращение к государственной власти с просьбой пересмотреть предлагаемую реформу образования. (В) При этом 66 % опрошенных считают, что родители должны непосредственно участвовать в выборе дисциплин для изучения учащимися в старшей школе. (Г) Проблема получения качественного образования в нашей стране становится всё более актуальной.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите ответ в таблицу

9. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Каждый современный школьник изучает большое количество учебных предметов. (Б) Такое многообразие, на наш взгляд, является полезным, так как расширяет его кругозор, знакомит с основами наук, помогает правильно выбрать будущую профессию, готовит ко взрослой и самостоятельной жизни. (В) Однако дальнейшее увеличение нагрузки на ученика может отрицательно сказаться на его здоровье.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите ответ в таблицу

10. Выберите один правильный вариант ответа.

Верны ли следующие суждения об атеизме?

А. Атеизм — система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил, существ, религию вообще.

Б. Атеизм возник в ответ на неспособность религии решать встающие перед человеком проблемы.


Вера — штука личная, и обсуждать ее открыто не всегда уместно. Но понимать, в чем функция религии в обществе, и знать виды современных мировых религий — важно для образованного человека.

О чем эта статья:

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Что такое религия

мировоззрение и поведение людей, которое определяет вера в существование какой-либо сверхъестественной силы;

система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия;

вера в сверхъестественное (в Бога);

совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, которая собирает людей в единую общность;

одна из форм приспособления человека к окружающему миру, способ удовлетворения духовных потребностей.

Религиозное сознание тесно связано с верой, и эти понятия часто используют как синонимы.

Вера — это безоговорочное принятие чего-либо за истину без поиска доказательств и дополнительных рассуждений.

Главные признаки религии — это:

иррациональность — вера в абсолютную истинность;

догматизм — отсутствие необходимости в доказательствах;

ритуальность — молитвы и другие священнодействия;

вера в сверхъестественное;

Мы раскрыли определение религии. Давайте рассмотрим функции религии и узнаем, как она воздействует на общество.

Функции религии

Основные функции религии:

Мировоззренческая. Религия формирует определенную картину мира у последователей. Через призму веры человек видит и понимает мир, общество и себя.

Ценностно-смысловая. Религия отвечает на вопросы о смысле и цели жизни, участвует в создании ценностных ориентиров.

Психологическая (компенсаторная). Через молитву, медитацию или обращение к Богу верующий получает утешение в трудную минуту, снимает стресс.

Коммуникативная. Общая вера объединяет людей, дает возможность ощущать себя сопричастным и не одиноким. Кроме того, через религиозные обряды верующий может обращаться к святым, Богу, ангелам и т. п.

Культурно-транслирующая. Религия может быть фактором развития искусства, через религиозные произведения происходит передача культурного наследия.

Воспитательная. Религия способствует социализации человека, прививает определенные правила поведения в обществе.

Регулятивная. Вера упорядочивает стремления и деятельность человека.

Интегрирующая и дезинтегрирующая. Религия объединяет группы верующих, но в то же время противопоставляет друг другу социальные группы, исповедующие разные религии.

Примеры функций религии: самопроверка

Подумайте, какие функции религии проявляются в этих примерах. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.

В 1815 году Россия, Пруссия и Австрия заключили так называемый Священный союз, целью которого было подавление революционных настроений. Позднее в союз вступили и другие христианские монархии.

При синагоге работают языковые курсы, на которых любой желающий может бесплатно выучить иврит и лучше узнать еврейские традиции и культуру.

В заведении не продают алкоголь, так как хозяин и большинство посетителей — мусульмане, а Коран запрещает употребление алкоголя.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Ранние формы религии

Есть четыре типа древних религий, которые существовали много веков: тотемизм, шаманизм, фетишизм, анимизм.

Тотемизм — это способ связи человека с окружающим миром через поклонение тотему. В качестве тотема чаще всего выступает животное, реже — растение или какой-то неодушевленный предмет.

Шаманизм — взаимодействие с миром духов через проводника, который называется шаманом. Считается, что шаманы умеют общаться с духами и высшими силами, поэтому все племя прислушивается только к его словам и указам.

Фетишизм — вера в предметы, которые обладают сверхъестественными силами. Такие предметы называют фетишами. Ими может быть что угодно, например, камень необычной формы или драгоценный металл.

Анимизм — вера в духов. Это могут быть духи умерших людей, животных и растений или духи, которые обитают в определенной местности.

По количеству почитаемых богов все религии делят на политеистические и монотеистические.

Политеизм — это многобожие или язычество. Буддизм, синтоизм, индуизм — это политеистические религии.

Монотеизм — вера в одного Бога-творца. Примеры монотеистических религий: ислам, христианство, иудаизм.

Современные религии

В наши дни выделяют три типа религиозных верований:

Родоплеменные верования — те самые тотемизм, шаманизм, фетишизм и анимизм, о которых мы рассказали выше. Это архаические религии, но они сохранились в некоторых обществах, например, у племен Африки или канадских индейцев.

Национально-государственные религии тесно связаны с отдельным народом, этнической общностью. Например, индуизм и джайнизм преимущественно распространены на территории Индии, иудаизм — в Израиле, синтоизм — в Японии, даосизм и конфуцианство — в Китае.

Мировые религии выходят за пределы одной нации или государства и охватывают большое число верующих по всему миру. Таких религий три: христианство, буддизм и ислам.

Каждая религия построена на целом своде правил, ограничений, норм поведения, включает систему культовых действий, обрядов. Давайте узнаем немного о каждой из трех мировых религий, а потом обобщим знания в сводной таблице.

Христианство

Христианство зародилось в I веке нашей эры на востоке Римской Империи и быстро распространилось по другим провинциям. Уже в V веке религия вышла за пределы Римской Империи и охватила европейские государства, а в XVI–XX веках миссионеры активно обращали в христианство жителей других материков. Сегодня религия насчитывает ориентировочно 2,4 миллиарда приверженцев.

Это монотеистическая религия. В центре христианской веры — идея единства Бога Отца, Сына и Святого Духа. Бог в представлении христиан совершенен, он воплощает абсолютный разум и любовь.

Христиане считают, что душа бессмертна, и верят в воскресение всех людей. Духовный мир для приверженцев этой религии важнее материального. Цель жизни человека — духовный рост, а достичь его можно через смирение, посты и молитвы.

Главная книга — Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Завета, символ — крест.

В христианстве есть три направления:

Православие исповедуют в России, некоторых странах СНГ и Восточной Европы.

Католицизм распространен в Западной Европе, Литве, Чехии, Польше.

Протестантизм характерен для США, Канады, Австралии и Великобритании.

Ислам

Ислам — это самая молодая мировая религия. Он возник в Западной Аравии в VII веке, а его основоположником был пророк Мухаммед. Первое мусульманское государство, Халифат, активно вело завоевательные войны с соседями и обращало их в ислам. Благодаря этому уже в первые сто лет своего существования религия обрела последователей в Передней и Средней Азии, Индии и Закавказье, Северной Африке и на Балканском полуострове. Сегодня ислам исповедуют примерно 1,9 миллиарда людей.

Это монотеистическая религия, родственная иудаизму и христианству. Всемогущий Бог, которого почитают мусульмане — Аллах. Как и христиане, мусульмане верят в бессмертие души и возможность ее спасения после смерти. Символы ислама — звезда и полумесяц, главная книга — Коран. Доказательства веры мусульманина — ритуальная молитва, соблюдение поста и паломничество в Мекку (город, в котором зародился ислам).

Наиболее крупных ветвей ислама — две:

Суннизм распространен в Центральной и Южной Азии, Африке.

Шиизм характерен для Азербайджана, Ирана и Ирака.

Буддизм

Буддизм — самая древняя из трех мировых религий, он зародился в VI веке до нашей эры. За первые два тысячелетия своего существования буддизм проник на Шри-Ланку, в Китай, Японию и Тибет, распространился по Юго-Восточной и Средней Азии. Сегодня буддизм исповедуют около 500 миллионов жителей Земли. В России эта религия распространена на территории Бурятии, Калмыкии, Тувы.

В отличие от христианства и ислама, в буддизме нет ни Бога-творца, ни идеи о бессмертной душе, ни представления о грехе и его искуплении.

Основа религии — учение о четырех благородных истинах, в которых говорится о страдании, его причине (жажде), прекращении страдания (нирване) и Благородном пути, ведущем к прекращению страдания. Буддисты верят в бесконечную цепь перерождений — сансару, и в карму — закон связи между действиями человека и его дальнейшей жизнью.

Два основных течения буддизма:

Хинаяна распространена в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.

Махаяна распространена на Дальнем Востоке, в Центральной Азии, на Западе

blank

Религия — одна из самых важных и объемных тем, встречающихся в блоке Человек и общество в ЕГЭ по обществознанию. Сегодня мы разберем с вами самое главное, что необходимо понять и запомнить. Готовы? Тогда начинаем!

Понятие религии

Религия — понятие достаточно обширное, поэтому невозможно дать ей только одно определение.

Во-первых, можно сказать, что религия — вера в сверхъестественные силы, в Бога. Во-вторых, религию можно определить как совокупность взглядов и представлений, систему верований и обрядов. В-третьих, религия — это объединение людей в единую религиозную группу (общность).

blank

Происхождение религии

Вопрос происхождения религии и по сегодняшний день является спорным, однако выделяют две главные теории происхождения религии:

  1. Богословско-теологическая (религия — результат сверхъестественной связи человека с Богом. Религия появляется вместе с человеком);
  2. Материалистическая (религия — продукт развития человеческого сознания).

Признаки религии

Религии свойственны следующие признаки:

Понятие культа

Культ — система религиозных действий, связанных со сверхъестественными силами (обряды, поклонения, хадж и т.д.).

Разновидности культа

Мировые религии

Мировые религии — группа религий, распространенных по всему миру, которые характеризуются наибольшим числом последователей независимо от их этнической или политической принадлежности.

blank

Выделяют всего три основные мировые религии:

Структура религиозного культа

  1. Субъект (религиозная группа, верующий человек или человек, осуществляющий руководство: шаман, священник, жрец);
  2. Объект (силы и явления в форме религиозных образов);
  3. Способы;
  4. Средства культурной деятельности (церковные здания и предметы: свечи, крест);
  5. Культурные акты (молитва, проповедь, исповедь и др.);
  6. Результат.

Ранние формы религии (родоплеменные архаические верования)

  • Тотемизм — вера в сверхъестественное родство между человеком и тотемом;
  • Фетишизм — религиозное поклонение материальным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства;
  • Магия — ритуалы, направленные на использование потусторонних сил;
  • Анимизм — вера в существование души и духов;
  • Шаманизм — вера в то, что человек (шаман) может общаться с духами в состоянии транса.

Национально-государственные религии

  • Иудаизм (религия евреев);
  • Даосизм (учение о дао или пути, основанное Лао Цзы);
  • Синтоизм (вера в духов природы и предков);
  • Конфуцианство (философское учение, основоположником которого является Конфуций;
  • Индуизм (древнейшая индийская религия).

Религия в современном мире

Итак, как вы уже поняли, религии бывают:

  1. Национально-государственные;
  2. Мировые;
  3. Родоплеменные примитивные (которые до сих пор существуют).

Понятие церкви

Церковь — это:

  1. Объединение последователей определенной религии, совместно проводящих вероучения;
  2. Социальный институт общества, в основе которого лежит вероучение и религиозная деятельность.

Функции религии

Из всех функций религии следует запомнить следующие:

  1. Мировоззренческая (формирование определенного мировоззрения);
  2. Коммуникативная (общение верующих между собой, а также с богами, духами и душами умерших);
  3. Регулятивная (установки и нормы, определяющие поведение человека);
  4. Культурная (религия распространяет культуру: письменность, музыка, мораль, философия, этикет);
  5. Терапевтическая или компенсаторная (человек способен найти в религии утешение или духовное наслаждение);
  6. Интегративная (объединение людей в единую общность).

Теперь давайте перейдем к практике и посмотрим, какие примерно тестовые задания могут попасться вам на ЕГЭ по обществознанию. После решения нижеприведенных заданий обязательно закрепите пройденный материал самостоятельно: на официальном сайте ФИПИ найдите задания из открытого банка заданий ЕГЭ по обществознанию.

Рассмотрим примерные тестовые задания

«Выберите верные суждения о религии и запишите цифры. Под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

  1. К мировым религиям относятся христианство и иудаизм
  2. Древнейшей мировой религией является буддизм
  3. Компенсаторная функция религии проявляется в том, что религия дает верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций
  4. Одним из признаков национальных религий является эгалитарность
  5. Воспитательная функция религии заключается в том, что она способствет социализации индивида, прививая определенные правила и навыки поведения в обществе.

Правильный ответ: 235

Выберите верные суждения о религии и запишите цифры. Под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания

  1. религиозная вера включает в себя нормы морали, нарушение которых считается грехом
  2. К мировым религиям относится иудаизм
  3. Одним из признаков мировой религии является эгалитарность
  4. Регулятивная функция религии обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры
  5. К ранним формам религии относятся тотемизм и анимизм.

Правильный ответ: 135

Р. И м. являются прихожанами лютеранской церкви в г. Стокгольме. Они познакомились на службе, создали семью. Если у них в семье происходят какие-то размолвки, неприятности, они первым делом идут са советом к пастору. Они убеждены, что их толкование Священного Писания является единсвенно верным. Выберите в приведенном ниже функции религии, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Мировоззренческая
  2. Компенсаторная
  3. Коммуникативная
  4. Эстетическая
  5. хозяйственная

Правильный ответ: 123

blank

Оставить Комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

blank

Выбери тему

Самые популярные записи

StudyWay

Помощь

© 2021 StudyWay. Все права защищены.

Записаться можно через Instagram

Для этого напиши в Direct (в личку) кодовое слово «Пробный«

Что за курс и что тебя там будет ждать?

12 мощнейших онлайн занятий по 2 часа в формате вебинаров.
Содержание вебинара: повторение предыдущей темы, теория, перерыв и практика.

Воркбук (рабочая тетрадь)абсолютно к каждому уроку со всей необходимой теорией к этой теме и практикой.

Личный куратор — это твой помощник во всех учебных вопросах.
Они занимаются проверкой твоих домашних заданий, поддерживают и мотивируют двигаться дальше, даже когда хочется сдаться.

blank

На собственной онлайн платформе тебя ждут
Домашние задания, которые необходимо решать после каждого занятия.
Все задания построены на базе создателей ЕГЭ — Котова / Лискова.

К каждому тестовому вопросу будет подробный разбор от главного куратора.
А задания, где необходимо оценить ответ (вторая часть) — будет проверять твой личный куратор и писать подробный комментарий про ошибки

Ты будешь двигаться сообща с однокурсниками, поддерживая и мотивируя друг друга.
За лучшую командную успеваемость всей команде будут выделены призы в конце каждого месяца (скидка на обучение, стикерпаки и т.д).

blank

Личный помощник — это твой верный друг и помощник, который поможет тебе со всеми техническими вопросами, ответит на вопросы про поступление, да и просто может обсудить какие-то личные вопросы, поделиться переживаниями.

blank

Там ты сможешь найти:
Банк теории, банк планов, банк аргументов, курсы по работе со всей второй частью, термины, курсы по саморазвитию, полезные лайфхаки и всю подробную информация о ЕГЭ.

Игровая система на нашей платформе StudyWay👇

За выполнение заданий получаешь баллы (XP).

При достижении нового уровня у тебя открываются новые персонажи из Marvel, DC Comics, Игра престолов и Star Wars, а также на каждом новом уровне тебя ждут призы от нашей школы.

blank
blank

Основная ценность курса
1. Изучение теории и практики с учетом изменений в ЕГЭ 2022
2. Заложение фундамента и основы предмета
3. Прохождение всей теории для первой части
4. Нарешивание всех возможных типов заданий
5. Повышение результата с 0 до 60 баллов

Дополнительные домашние задания
необходимо выполнять. Это значительно повысит твою успеваемость и улучшит показатели.

Дополнительное объяснение
твой личный куратор объяснит тебе тему повторно, если останется что-то не понятным

Групповые зачеты
у тебя будут зачеты с твоим личным куратором в мини группах по 5 человек. Там спрашиваются пройденные темы, термины и так далее.

Карта памяти
будешь восполнять все пройденные в удобной интеллект карте и в конце учебы у тебя выйдет файл с полноценной теорией по всем темам и разделам.

Персональный звонок куратору
1 раз в месяц ты можешь позвонить своему куратору и обсудить все волнующие тебя вопросы в течении 20 минут.

Секретный квест
1 раз в месяц ты будешь созваниваться с другим учеником курса и проводить совместные зачеты, тем самым познакомишься с новыми ребятами из других городов, уберешь страхи знакомства, повторишь и закрепишь пройденные темы.

Читайте также: