Верны ли следующие суждения о правовом регулировании семейных отношений каждый из супругов свободен

Обновлено: 02.07.2024

Тест по обществознанию Семейное право для 11 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).

Задания с выбором ответа

1. К субъектам семейных правоотношений относится(-ятся)

1) родители и дети
2) муж и жена, состоящие в браке
3) мачехи и отчимы
4) все перечисленные

2. В органах ЗАГС осуществляется

1) расторжение брака при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей
2) расторжение брака при взаимном согласии супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей
3) расторжение брака при отсутствии согласия на это одного из супругов
4) признание брака недействительным

3. Брачный договор не может

1) регулировать личные неимущественные отношения между супругами
2) устанавливать способы участия супругов в до-ходах друг друга
3) определять имущество, которое должно быть передан о каждому из супругов при расторжении брака
4) устанавливать права и обязанности супругов по взаимному содержанию

4. Ребёнок имеет право выражать своё мнение при решении в семье вопросов, затрагивающих его интересы с

1) 8 лет
2) 10 лет
3) 14 лет
4) 16 лет

5. Верны ли следующие суждения об общей совместной собственности супругов?

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о заключении брачного договора?

А. Брачный договор может быть заключён только после регистрации брака.
Б. Брачный договор может быть заключён как до регистрации брака, так и в любое время в период брака.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения об обязанностях несовершеннолетнего ребёнка по отношению к родителям?

А. Несовершеннолетний ребёнок по отношению к родителям несёт обязанности морального характера.
Б. Несовершеннолетний ребёнок по отношению к родителям несёт правовые обязанности личного характера.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Совершеннолетние юноша и девушка обратились в орган ЗАГС с заявлением о регистрации брака. Однако им было отказано. Что могло послужить причиной отказа?

1) родители не дали согласия на брак
2) невеста проживает в другом городе
3) невест а признана судом недееспособной
4) жених и невеста являются двоюродными братом и сестрой

9. Граждане С. и П. обратились с заявлением о регистрации брака. Приняв заявление, заведующая отделом ЗАГС назначила день регистрации через месяц. Будущие супруги попросили сократить срок. В результате заведующая отделом ЗАГС оформила брак после подачи заявления. Что могло стать основанием для такого действия?

1) жених С. и невеста П. любят друг друга
2) жених С. и невеста П. уезжают через два дня по путёвке за границу на отдых
3) невеста П. уезжает в командировку от предприятия на две недели
4) жениха С. призывают на военную службу

10. Родители А. уделяют большое внимание воспитанию своего ребёнка, постоянно заботятся о нём. Они не мыслят того, чтобы их ребёнок проживал даже короткое время у бабушки. Это пример реализации права несовершеннолетнего ребёнка

1) на защиту своих прав и законных интересов
2) жить и воспитываться в семье
3) на имя, отчество и фамилию
4) выражать своё мнение

Задания с кратким ответом

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Схема

2. Найдите в приведённом списке виды общего имущества супругов и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) награды и подарки
2) доходы каждого из супругов от трудовой деятельности
3) пенсии, пособия, иные денежные выплаты
4) вещи личного пользования
5) имущество, полученное во время брака по праву наследования
6) движимое и недвижимое имущество

3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) В соответствии с Семейным кодексом РФ при устройстве детей, оставшихся без опеки и попечительства родителей, предпочтение отдаётся семейным формам воспитания. (Б) Приёмной семьёй является семья, которая взяла на воспитание хотя бы одного ребёнка. (В) Она образуется на основании договора о передаче ребёнка на воспитание в семью. (Г) Представляется, что приёмная семья в силу договорного характера отношений отличается от других форм воспитания ребёнка, оставшегося без опеки и попечительства родителей.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер
2) характер оценочных суждений

Запишите рядом с буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

1.Нормы семейного права применяются
1) если необходимо определить размеры алиментов
2) если нарушены правила поведения в общественных местах

3) в случае забастовки шахтёров

4) в случае обмена жилой площади

2. Гражданской дееспособности гражданин может быть лишён

2)районным отделом внутренних дел

3.Верны ли следующие суждения о праве?

А. Право — это совокупность всех правовых явлений, то есть правовая система.
Б. Право — это система правовых (юридических) норм.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4.Установите соответствие между видами проступков и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПРОСТУПКОВ ВИДЫ ПРОСТУПКОВ

А) неисполнение договора аренды 1) административный

Б) несоблюдение правил дорожного движения 2) гражданско-правовой

В) оскорбление чести и достоинства человека 3)дисциплинарный

Г) нарушение правил внутреннего трудового распорядка

Д) нарушение авторского права

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

5. Брачный договор не может

устанавливать права и обязанности супругов по взаимному содержанию

регулировать личные неимущественные отношения между супругами

устанавливать способы участия супругов в доходах друг друга

определять имущество, которое должно быть передано каждому из супругов при расторжении брака

6.Органом защиты прав человека, учреждённым Советом Европы, является

Комитет по правам человека

Европейский суд по правам человека

Экономический и социальный совет

Международный уголовный суд

7. Верны ли следующие суждения о трудовом договоре?

А. Трудовой договор может заключаться в устной форме.

Б. Расторжение трудового договора означает прекращение трудовых правоотношений.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8.Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы

Лица, способствующие проведению уголовного процесса

Незаинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также следствия, хода и результатов следственного действия

Лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний

9. Гражданин Р. перед Новым годом срубил в лесу три ёлки, за что был задержан государственными лесными инспекторами. Выберите из приведённого ниже списка позиции, связанные с правовой оценкой данной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.

дисциплинарная ответственность 4) административное право

гражданское право 5) преступление

штраф 6) проступок

10. Верны ли следующие суждения об уголовном процессе?

А. Главная задача уголовного процесса состоит в деятельности по расследованию и

разрешению уголовных дел.

Б. Уголовный процесс охватывает только судебное разбирательство.

верно только А 3) верны оба суждения

верно только Б 4) оба суждения неверны

11. Запишите слово, пропущенное в схеме.

12.Каждый гражданин РФ обладает активным избирательным правом

с 14 лет 3) с 18 лет

С 16 лет 4) с 20 лет

13.К административным правонарушениям относится

2) жестокое обращение с животными

3) мелкое хищение

14. Верны ли следующие суждения о личных правах и обязанностях супругов в РФ?

А. В РФ каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии.

Б. В РФ каждый из супругов не свободен в выборе мест пребывания и жительства.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

15. Установите соответствие между видами права и его отраслями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТРАСЛИ ПРАВА ВИДЫ ПРАВА

А) финансовое право 1) публичное

Б) трудовое право 2) частное

В) семейное право

Г) административное право

Д) уголовное право

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

16. Установите соответствие между видами нормативных правовых актов и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца .

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

А) Указ Президента РФ 1) законы

Б) локальный нормативный акт 2) подзаконные акты

В) Семейный кодекс РФ

Г) постановление Правительства РФ

Д) Уголовный кодекс РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

17.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

Обязывающая правовая норма ; 2) подотрасль права; 3) правовая норма локального действия; 4) отрасль права; 5) институт права.

18. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Судебное следствие; 2) прения сторон; 3) судебное разбирательство; 4) последнее слово подсудимого; 5) вынесение приговора.

19. Увольнение работника по инициативе администрации происходит в следующем случае

1) поступление работника в ВУЗ

2) сокращение численности работников

3) призыв работника на военную службу

4) вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к лишению свободы

20.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«По форме конституция—это всегда (А) государства, принимаемый

( Б) (или специальной конституционной ассамблеей, или непосредственно

голосованием народа). Конституция стоит на первом месте в ___-(В) страны и со
держит исходные начала национальной системы (Г). Главные вопросы её

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

норма 6) парламент

право 7) правосознание

собственность 8) законодательство

отрасль 9) институт

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Прочитайте текст и выполните задания

«Общество не может обойтись без социального регулирования, в системе которого праву принадлежит ведущая роль. Право — часть социального контроля, оно выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся на государственное обеспечение. Право как социальный институт — это способ регулирования поведения людей, мера их свободы, находящая своё выражение в системе общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством, регулирующих действия, поведение и отношения людей (их групп, государственных и общественных органов, организаций и учреждений) и обеспеченных государственным принуждением или его угрозой.

Общеобязательная системно-нормативная природа и сущность права предопределяют его первостепенную роль в социальном управлении общественной жизнью, где объектами и одновременно субъектами такого управления выступают как отдельные люди и их группы, так и социальные институты и организации. С тех пор как возникла политическая организация общества, именно праву принадлежит важнейшая роль в удержании людей от антисоциального поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во благо цивилизованного общества. Данное положение объективно отражает место и роль права в историческом развитии человечества и, понятно, не направлено ни на то, чтобы искусственно принизить значение морали и религии, обычаев и традиций в социальном контроле, ни на то, чтобы признавать любое право всегда и при всех условиях воплощением гуманизма и цивилизованности.

21. Опираясь на текст, раскройте сущность права. Какие признаки отличают его от других социальных институтов?

22. Какова роль права, по мнению автора, в историческом развитии человечества? Объясните, чем данная роль обусловлена.

23. В тексте утверждается, что не любое право и не при всех условиях является воплощением гуманизма и цивилизованности. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса два примера государств с такими правовыми системами.

своему содержанию? Используя обществоведческие знания, приведите три соответствующих обоснования.

Правовое регулирование общественных отношений.

Право — часть социального контроля, оно выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся на государственное обеспечение. К признакам, отличающим право от других социальных институтов, можно отнести следующие: право регулирует поведение людей; право находит своё выражение в системе общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; право обеспечивается государственным принуждением или его угрозой

По мнению автора, роль права в историческом развитии человечества заключается в удержании людей от антисоциального поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во благо общества. Данная роль обусловлена общеобязательной системно-нормативной природой и сущностью права

В качестве примеров государств могут быть приведены: фашистские; расистские и др.

Тестовые задания по обществознанию Семейные правоотношения 9 класс с ответами. Тест включает в себя 10 заданий части А и 3 задания части В.

А1. Гражданским браком называются/называется

А2. Константин и Елена решили зарегистрировать брак, но получили отказ в органах ЗАГС. Причиной отказа было то, что

1) молодые люди не имели собственного жилья
2) Елене было 17 лет
3) Константин расторг свой первый брак всего неделю назад
4) Елена проживала в другом городе

А3. Выберите среди перечисленных обязательное условие для заключения брака

1) отсутствие хронических заболеваний у жениха и невесты
2) согласие родителей
3) единобрачие
4) длительный период знакомства

А4. После заключения брака

1) всё имущество супругов переходит в совместную собственность
2) супруги пользуются равными правами на имущество, нажитое в браке
3) супруги теряют право на личную собственность
4) супруги распоряжаются долей имущества, выделенной в соответствии с доходами каждого из них

А5. Игорь и Анна решили заключить брачный договор и составили список его условий. Какое условие будет признано неправомерным?

1) Анна переедет жить к Игорю.
2) В случае развода, если его инициатором будет Анна, она обязуется выплатить определённую сумму денег Игорю.
3) В случае развода, если его инициатором будет Игорь, он обязуется выплачивать определённую сумму денег Анне до её вступления в новый брак.
4) Купленный в браке автомобиль будет находиться в личной собственности мужа.

А6. Алиментные обязательства — это

1) обязанность материально поддерживать членов семьи и бывших членов семьи в случаях, определённых законом
2) обязанность родителей содержать своих детей до достижения ими совершеннолетия
3) обязанность выплачивать пособия детям, которую берёт на себя государство
4) содержание неработающих членов семьи теми, кто работает

А7. Верны ли следующие суждения о семейных правоотношениях?

А. Семейные правоотношения возникают на основе брака или родства.
Б. Семейные права и обязанности неотчуждаемы.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А8. Верны ли следующие суждения о праве ребёнка на защиту от неправомерных действий родителей?

А. В случае нарушения родителями прав ребёнка он может обра­титься в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд.
Б. Ребёнок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А9. Верны ли следующие суждения об обязанностях родителей и детей?

А. Взрослые дети не обязаны оказывать помощь и поддержку своим родителям.
Б. Родители обязаны содержать своих детей до тех пор, пока они проживают совместно с детьми.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А10. Верны ли следующие суждения о праве детей выражать своё мнение?

А. Ребёнок имеет право выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.
Б. Родители не обязаны учитывать мнение ребёнка, если оно противоречит его интересам.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

В1. Правоотношения членов семьи бывают личными неимуществен­ными и имущественными. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера ситуаций, связанных с реализацией лич­ных неимущественных отношений, а во вторую — порядковые номе­ра ситуаций, связанных с реализацией имущественных отношений.

1) Молодая жена сохранила фамилию, которую носила до брака.
2) Супруги решили переехать из Санкт-Петербурга в Москву.
3) При оформлении сделки о продаже квартиры гражданкой Ивановой нотариус потребовал у неё документ о согласии мужа на сделку.
4) У супругов Петровых есть машина и дача.

Реализация личных неимущественных отношений Реализация имущественных отношений

В2. Установите соответствие между видами деятельности родителей и их юридической классификацией: к каждому элементу, приведён­ному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Деятельность

А) воспитание детей
Б) обеспечение получения детьми ос­новного общего образования
В) содержание ребёнка после развода
Г) общение с ребёнком, который про­живает отдельно
Д) получение информации о ребёнке из воспитательных учреждений

Классификация

1) право
2) обязанность
3) и право, и обязанность

В3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Семейный кодекс РФ гласит, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. (Б) Очевидно, что предметом основной заботы родителей должна быть защита интересов детей. (В) Родители, которые причиняют вред физи­ческому или психическому здоровью ребёнка, несут ответствен­ность перед законом.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты
2) выражают мнения

Запишите цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Регулируются семейные правоотношения особой отраслью российского права – семейным правом.

Семейное право – это система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание.




Брак – это юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности.




Основаниями для прекращения брака являются следующие:

– смерть одного из супругов или объявление любого из них умершим;

– расторжение брака – оформляется в органах ЗАГСа при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей; по заявлению одного из супругов, если другой признан судом недееспособным или безвестно отсутствующим, и в судебном порядке при взаимном согласии супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей; при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака; при уклонении одного из супругов от расторжения брака в органах ЗАГСа, несмотря на отсутствие возражений.

– признание брака недействительным – оформляется только в судебном порядке.

Вступая в брак, мужчина и женщина приобретают многочисленные права и обязанности, которые можно разделить на личные и имущественные.

Личные права и обязанности супругов: свобода каждого из супругов в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства; равенство супругов в вопросах материнства и отцовства, воспитания и образования детей, других вопросов жизни семьи; право каждого из супругов по своему желанию выбирать при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, или сохранить свою добрачную фамилию, либо присоединить к своей фамилии фамилию другого супруга.

Имущественные права и обязанности супругов:

на совместную собственность, которая включает в себя: 1) имущество, нажитое супругами во время брака; 2) имущество, нажитое каждым из супругов до вступления в брак. Данное имущество может быть признано совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака каждым супругом были произведены вложения, существенно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция и т. п.).

на личную собственность, которая включает в себя: 1) имущество, нажитое каждым из супругов до вступления в брак, если не будет установлено, что в период брака супруги произвели вложения, значительно увеличившие стоимость этого имущества; 2) имущество, полученное одним из супругов в порядке наследования; 3) имущество, полученное одним из супругов по безвозмездным сделкам (например, по договору дарения); 4) вещи индивидуального пользования (обувь, одежда и т. п.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши; 5) награды, денежные призы, ценные подарки, полученные одним из супругов за спортивные достижения, за заслуги в научной деятельности, за деятельность в области искусства.

При расторжении брака ставится вопрос о разделе только совместного имущества. Собственность каждого из супругов разделу не подлежит. Также не подлежат разделу вещи, приобретенные для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей. Эти вещи должны быть переданы супругу, с которым будут проживать дети. Не учитываются при разделе имущества денежные вклады на имя общих несовершеннолетних детей.

При расторжении брака совместное имущество делится в равных долях, если иное не предусмотрено договором между супругами. Долги супругов также распределяются между ними пропорционально присужденным им долям. В интересах несовершеннолетних детей суд вправе отступить от принципа равенства долей при разделе совместного имущества супругов и принять решение о распределении большей его доли тому супругу, с которым будут проживать дети.

Ныне действующий Семейный кодекс РФ ввел в семейные правоотношения новый правовой институт – институт брачного договора.

Брачный договор – соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Он может быть оформлен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака.

При вступлении в брак брачный договор может быть заключен только при обоюдном добровольном согласии супругов, так как наличие данного договора не является обязательным условием брака. Расторжение брачного договора не ведет к расторжению брака, но расторжение брака ведет к прекращению брачного договора.

Брачный договор устанавливает: режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на отдельные его виды или на имущество каждого из супругов; права и обязанности супругов по взаимному содержанию; способы участия в доходах друг друга и порядок несения каждым из супругов семейных расходов; какое имущество и в каких долях должно быть передано каждому из супругов в случае расторжения брака.

Брачный договор не может: ограничивать правоспособность или дееспособность супругов; ограничивать право супругов на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, их права и обязанности в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; включать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.

Супруги вправе включать в брачный договор и иные положения, касающиеся имущественных отношений. Брачный договор может быть заключен применительно к имеющемуся имуществу, так и в отношении будущего имущества супругов.

Брачный договор можно изменить или расторгнуть в любое время по соглашению супругов. Соглашение об изменении или расторжении брачного договора совершается в той же форме, что и сам брачный договор. По требованию одного из супругов брачный договор может быть изменен или расторгнут только в судебном порядке.

Права и обязанности родителей (родительские права) основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Материнство устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне этого учреждения – на основании медицинских документов, свидетельских показаний или иных доказательств. Отцовство устанавливается по факту состояния мужчины в браке с матерью ребенка. Отцовство лица, не состоявшего в браке с матерью ребенка, может устанавливаться: путем подачи в органы ЗАГСа совместного заявления отца и матери ребенка; в судебном порядке по заявлению одного из супругов либо по заявлению самого ребенка по достижении им совершеннолетия.

Дети, родившиеся от лиц, не состоящих между собой в браке, имеют по отношению к своим родителям такие же права и обязанности, как и дети, рожденные в браке, при условии, что их происхождение было удостоверено в установленном порядке.

Равенство прав и обязанностей обоих родителей в отношении их детей – один из основных принципов семейного законодательства.

Воспитание, образование и забота о детях – равное право и обязанность родителей. Каждый родитель должен заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, осуществлять материальное содержание ребенка. При этом мать и отец несут ответственность за его воспитание и развитие.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах.

Расторжение брака родителей (или их раздельное проживание) не влияет на объем родительских прав. Отдельно проживающий родитель не только вправе, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой не вправе ему в том препятствовать. В случае спора между родителями в отношении воспитания детей все вопросы разрешаются органом опеки и попечительства или судом.

Ребенком признается лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста.

Ему гарантируются права и свободы, установленные Конституцией РФ, законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права, в частности Конвенцией о правах ребенка 1989 г.




Родительские права и обязанности не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, т. е. причинять вред их физическому и психическому здоровью, нравственному развитию.

Лишение родительских прав – мера защиты, детей, которая приводит к утрате всех прав, основанных на факте родства с ребенком, в том числе права на воспитание, общение с ним, защиту его прав и интересов, льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей, на содержание в старости.

Случаи, ведущие к ограничению или полному лишению родительских прав, определенные российским законодательством

– Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, в том числе злостное уклонение от уплаты алиментов.

– Отказ родителей без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социального обслуживания граждан или из других аналогичных учреждений.

– Злоупотребление родителями своими правами.

– Жестокое обращение родителей с детьми, в том числе осуществление физического и психического насилия над ними, покушение на их половую неприкосновенность.

– Родители – хронические алкоголики или наркоманы.

– Совершение родителями умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Лишение родительских прав производится в судебном порядке.

Закон обязывает детей заботиться о своих родителях и оказывать им помощь, а если они нетрудоспособны и нуждаются, – содержать их. При отказе в материальном обеспечении родителей необходимые средства (алименты) взыскиваются с детей по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности. Размер участия каждого из детей в содержании родителей определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей в твердой денежной сумме, выплачиваемой помесячно.

В отличие от обязанностей содержать родителей суд не может принудительно заставить взрослых детей проявлять к ним внимание. Правовым последствием пренебрежения детей своим долгом является возможность взыскания с них сверх алиментов дополнительных денежных сумм, в том числе для оплаты труда лиц, осуществляющих уход за родителями.

Семейное законодательство РФ исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности их судебной защиты.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о механизме расторжения брака в судебном порядке?

А. Расторжение брака в судебном порядке происходит при наличии у супругов несовершеннолетних детей.
Б. Расторжение брака в судебном порядке происходит при обоюдном согласии сторон.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Читайте также: