Верны ли следующие суждения о понятии гражданин

Обновлено: 05.07.2024

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

2. Что является признаком государства любого типа?

1) наличие двухпалатного парламента
2) наличие правоохранительных органов
3) всенародное избрание главы государства
4) многопартийность

3. Тоталитарный режим отличает

1) всесторонний контроль государства над жизнью общества
2) гарантия прав и свобод граждан
3) деятельность свободной прессы
4) наличие государственного аппарата

4. Совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные интересы граждан в различных сферах, называют

1) гражданским обществом
2) многопартийностью
3) федерацией
4) правовым государством

5. В государстве Н. президент формирует парламент и правительство. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Н.?

1) конституционная монархия
2) парламентская республика
3) абсолютная монархия
4) президентская республика

6. Инициативная группа граждан выступила против намеченного руководством города переименования нескольких улиц. Данный факт говорит о наличии

1) авторитарного режима
2) гражданского общества
3) местного самоуправления
4) политической системы

7. В государстве Z состоялись выборы, в которых приняли участие около половины граждан, обладающих правом голоса. Какая информация позволит сделать вывод, что выборы имели демократический характер?

1) Члены правящей партии получили дополнительные голоса на выборах.
2) Избиратели должны были ориентироваться на мнение властей о каждом из кандидатов.
3) Избиратели выбирали из нескольких альтернативных кандидатов, предлагающих свои программы.
4) Участвовать в выборах могли только те граждане, кто имеет постоянную работу.

8. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. Государство определяет нравственные ценности общества.

Б. Задача государства – защищать интересы граждан.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Исполнение норм права, в отличие от норм морали, обеспечивается

1) силой государственного принуждения
2) мнением юристов
3) силой общественного мнения
4) привычками и традициями общества

10. Бабушка с внуком, гуляя в лесу, нарвали букет цветов, которые занесены в Красную книгу. Нормы какой отрасли права регулируют данную ситуацию?

1) уголовного права
2) административного права
3) гражданского права
4) трудового права

11. Какая отрасль права регулирует имущественные и личные неимущественные права граждан?

1) трудовое право
2) административное право
3) уголовное право
4) гражданское право

1) деяние, виновность, общественная опасность
2) высшая юридическая сила, всенародное голосование
3) договор, право собственности, возмещение ущерба
4) правовой обычай, судебный прецедент

13. Родители восьмилетнего Алёши часто кричат на него, ругают грубыми словами. В этой ситуации нарушается право ребёнка.

1) жить и воспитываться в семье
2) на выражение собственного мнения
3) на уважение человеческого достоинства
4) на общение с родственниками

14. Что относится к полномочиям Президента Российской Федерации?

1) определение основных направлений внутренней политики
2) разработка и принятие законов
3) управление федеральной собственностью
4) разработка и исполнение бюджета РФ

15. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет

1) Государственная Дума
2) Правительство РФ
3) Совет Федерации
4) Общественная палата

16. Конституция РФ провозглашает нашу страну социальным государством. Это означает, что

1) политика государства направлена на создание условий для достойной жизни человека
2) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права
3) каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность
4) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью

17. Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право гражданина К. как собственника в отношении принадлежащего ему имущества

1) владеть
2) распоряжаться
3) пользоваться
4) наследовать

18. Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой.
Б. Конституция является сводом законов Российской Федерации.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

19. Сравните две формы политического участия граждан в демократическом государстве. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия:

1) граждане голосуют за представителей политических партий;
2) граждане участвуют в управлении делами государства;
3) граждане свободно выражают свое мнение в режиме тайного голосования;
4) граждане выражают одобрение или неодобрение какого- либо решения, закона.

20. Установите соответствие между примерами и элементами формы государства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

А) демократия
Б) федерация
В) республика
Г) унитарное государство
Д) монархия

1) форма государственно-территориального устройства
2) форма правления
3) политический режим

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

21. Заполните пропуск в таблице.

Отрасли права

Характеристики

Устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности.

Регулирует разнообразные имущественные и неимущественные отношения.

Прочитайте текст и выполните задания 22-24. Запишите сначала номер задания, а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Брак и условия его заключения

Брак должен быть основан на взаимных чувствах, уважении и дружбе супругов. В реальной жизни, это хорошо известно, в брак вступают и по экономическим (так называемые браки по расчёту), и по другим соображениям. Учёные считают самыми прочными браки, созданные любящими друг друга людьми.

Первое. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины вступить в брак. В отличие от дореволюционной России, где обязательным было благословение родителей, сегодня согласия третьих лиц не требуется. Однако практика показывает, что счастливы, как правило, те браки, на которые дали сердечное согласие близкие.

Второе. Закон требует, чтобы желающие заключить брак достигли брачного возраста. В России и для мужчин, и для женщин он составляет 18 лет. Это возраст совершеннолетия. В других странах брачный возраст может быть иным. Например, в Англии —nbsp; для женщин и мужчин —nbsp;16 лет, во Франции —nbsp;15 лет для женщин и 18 лет для мужчин. Согласно Семейному кодексу РФ, при наличии уважительных причин по решению местных органов власти брачный возраст может быть снижен не более чем на два года (до 16 лет).

Третье. Брак не может быть заключён, если хотя бы одна из сторон уже состоит в другом браке. В нашей стране существует принцип моногамии.

Четвёртое. Не допускается заключение брака между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными (общие отец или мать) братьями и сёстрами.

Пятое. Не могут вступать в брак лица, признанные судом недееспособными. Порядок регистрации брака включает личную подачу заявления будущими супругами в районный (городской) ЗАГС по месту жительства одного из них. ЗАГС определяет день регистрации брака не раньше чем через месяц после подачи заявления. Этот срок может быть сокращён по уважительным причинам или увеличен, но не более чем до трёх месяцев.

Государственная регистрация происходит в торжественной обстановке. Присутствие жениха и невесты при регистрации обязательно. Под записью регистрации брака в книге актов гражданского состояния молодожёны ставят свои подписи, а затем эта подпись скрепляется подписью должностного лица ЗАГСа. Супругам выдаётся свидетельство о браке.

22. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

23. Какие условия, согласно нормам Семейного кодекса РФ, обязательны для вступления в брак? Используя текст, укажите любые три условия, обязательные для регистрации брака.

24. Назовите место, где происходит государственная регистрация брака. Перечислите любые два правила порядка его регистрации.

Вариант 2.

1. Какие из перечисленных понятий используются для обозначения видов социальных норм?

Санкция, лишение свободы, право; обычай; совесть.

2. Способность и возможность отдельного человека или группы общества подчинять своей воле других людей — это

1) социализация
2) власть
3) политика
4) престиж

3. Что из перечисленного характеризует демократический режим?

1) верховенство исполнительной власти
2) командно-административные методы управления
3) господство одной общеобязательной идеологии
4) защита прав и свобод граждан

4. Что является признаком любого государства?

1) верховенство права
2) выборность высших органов власти
3) суверенитет
4) многопартийность

5. Парламент наложил вето на законопроект, предложенный монархом, обратился в Конституционный суд с просьбой дать заключение о соответствии законопроекта Конституции. В условиях какой формы правления возможна подобная ситуация?

1) парламентской республики
2) абсолютной монархии
3) ограниченной монархии
4) президентской республики

6. Активисты молодежного движения провели благотворительную акцию, направленную на сбор средств для поддержки детей, оставшихся без попечения родителей. В данном примере отразилось функционирование

1) местного самоуправления
2) гражданского общества
3) государственной власти
4) политической партии

7. Высший орган законодательной власти в стране Z формируется выборным путём. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в стране Z демократический политический режим?

1) на каждое место в парламенте претендует один кандидат.
2) население избирает коллегию выборщиков, которые избирают депутатов.
3) голосование проходит тайно.
4) избиратели, награждённые государственными наградами, имеют дополнительные голоса

8. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. К признакам правового государства относят незыблемость прав человека, их охрану и гарантированность.

Б. Отличительным признаком правового государства является наличие единой общеобязательной идеологии.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Право, в отличие от морали,

1) охраняется силой государства
2) опирается на представления о добре и зле
3) регулирует общественные отношения
4) опирается на общественное мнение

10. Среди приведённых примеров противоправного поведения административным проступком является

11. Отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения граждан и фирм

1) семейное право
2) административное право
3) трудовое право
4) гражданское право

12. Правонарушение — это

1) противоправное, виновное, общественно опасное деяние, причиняющее вред обществу
2) поведение, нарушающее принятые в данном обществе этические правила
3) деяние, наказанием за которое является лишение свободы
4) общественное отношение, участники которого имеют определённые права и юридические обязанности

13. Родители двухлетней девочки в силу разных причин не зарегистрировали в органах ЗАГС её рождение. Какое право ребёнка было нарушено?

1) быть защищённым от насилия
2) знать своих родителей
3) жить и воспитываться в семье
4) получить имя и фамилию

14. Президент Российской Федерации

1) решает вопрос о доверии Правительству РФ
2) осуществляет управление федеральной собственностью
3) разрабатывает федеральный бюджет
4) определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ

15. Президент государства М. заявил о своем намерении баллотироваться на следующих выборах президента, несмотря на то, что он уже занимает этот пост в течение двух сроков подряд. Таким образом, он нарушил Конституцию. Нормы какой отрасли права будут регулировать этот вопрос?

1) административного
2) трудового
3) конституционного
4) гражданского

16. Что относится к полномочиям Правительства Российской Федерации?

1) разработка и принятие законов
2) решение вопросов войны и мира
3) управление федеральной собственностью
4) введение чрезвычайного положения

17. Сергей Николаевич живет в одной квартире уже много лет. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что эта квартира является его собственностью?

18. Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации была принята путем всенародного референдума.

Б. Конституция Российской Федерации предусматривает особый порядок внесения в нее изменений и дополнений.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

19. Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) тайное голосование граждан;
2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона;
3) голосование за кандидатов на государственные должности;
4) правом голоса обладают только совершеннолетние граждане.

20. Установите соответствие между примерами и элементами формы государства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

А) демократия
Б) федерация
В) республика
Г) унитарное государство
Д) монархия

1) форма государственно-территориального устройства
2) форма правления
3) политический режим

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

22. Заполни пропуск в таблице.

Формы государственного (территориального) устройства

Характеристики

Имеет единые органы государственной власти, построенные по системе вертикального подчинения.

Представляет собой добровольное объединение нескольких административно-территориальных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью.

Прочитайте текст и выполните задания 22-24

Человек существует в обществе, т.е. в среде себе подобных, а следовательно, вступает в определённое общение с ними. Все виды взаимодействий между людьми так или иначе регламентируются. Эта регламентация осуществляется системой социальных норм.

Мораль как свод определённых норм и правил поведения, выступая от имени общих интересов, в конечном счёте, обеспечивает индивидуальные интересы. Безусловно, правила поведения всегда заключают в себе определённое ограничение свободы индивидуальных действий. Но, будучи осознанными как необходимые, они становятся предпосылкой свободного выбора наиболее целесообразного с точки зрения общества и личности поведения.

В отличие от других видов социальных норм, действующих в обществе (например, права), мораль опирается на неофициальные санкции. Но какими бы глубокими общественными потребностями ни порождалась мораль и какими бы многочисленными группами не поддерживалась, в конечном счёте, она проявляется в отдельных личностях: в их сознании, деятельности и отношениях, составляющих нравственный мир человека, степень его нравственной культуры.

В сферу нравственной культуры личности входят нравственные чувства (стыд, сострадание и т.д.), нравственное сознание (совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, ответственности), нравственные привычки, нравственные поступки.

22. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

23. Что, по мнению автора, входит в сферу нравственной культуры личности?

24. Какое отличие морали от других видов социальных норм отметил автор? Проиллюстрируйте это отличие двумя примерами.


I. Какое понятие характеризует меру свободы человека, его автономию по отношению к государству?

1) конституционная обязанность; 2) гражданское общество; 3) правовое государство; 4) права человека

II. Какое из перечисленных ниже прав относится к гражданским ( личным)?

1) право на неприкосновенность жилища;

2) право на участие в управлении делами государства;

3) право доступа к любым должностям;

4) право избирать и быть избранным

III. Очистные сооружения на комбинате в городе М. пришли в негодность, и промышленные выбросы загрязняют реку и воздух . Ремонт очистных сооружений , требующий значительных финансовых затрат, администрация комбината решила отложить на полгода. Какое право жителей города нарушается в этом случае?

На участие в управлении делами комбината;

На благоприятную окружающую среду;

На неприкосновенность частной собственности;

На социальное обеспечение

IV. Что из перечисленных ниже является конституционной обязанностью гражданина?

1) защита Отечества; 2) защита чести и достоинства; 3) неприкосновенность личной жизни; 4) обращение в государственные органы

V. Родители трёхлетнего мальчика в силу разных причин не зарегистрировали в органах ЗАГС его рождение . Какое право ребенка было нарушено?

1) знать своих родителей; 2) получить имя и фамилию; 3) быть защищенным от насилия; 4) жить и воспитываться в семье

VI. Верны ли следующие суждения о правах граждан?

А. Права граждан определяют обязательства гражданина.

Б. Права граждан имеют естественный характер.

1) верно только А; 2) верно только ; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

VII. Верны ли следующие суждения об обязанностях граждан РФ? Одна из конституционных обязанностей гражданина РФ -

А. Забота о несовершеннолетних детях т и нетрудоспособных родителях.

Б. Участие в разных объединениях, союзах , партиях.

1) верно только А; 2) верно только ; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

VIII. Верны ли следующие суждения о гарантиях защиты прав и свобод человека и гражданина? Конституция и законы РФ гарантируют -

А. право каждого гражданина на судебную защиту.

Б. право каждого гражданина защищать свои права , свободы и законные интересы любыми способами.

1) верно только А; 2) верно только ; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

IX. Установите соответствие между примерами и группами прав: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Никто не может подвергаться вмешательству в его личную жизнь

Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций

Каждый человек имеет право на отдых

Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной

Каждый человек имеет право на свободу мысли

X. Заполните пробел во фрагменте таблицы.

Элементы статуса гражданина Российской Федерации

Правомочия человека , которые он может реализовать самостоятельно: их реализация не зависит от социально- экономических ресурсов государства

Правомочия человека , которые он может реализовать только при условии исполнения государством своих обязанностей

XI. Ниже приведен ряд понятий Все они , за исключением одного, относятся к правам и свободам гражданина Российской Федерации . Найдите и выпишите номер понятия , выпадающего из этого ряда

Обращение в государственные органы; 2) неприкосновенность личной жизни; 3) выбор места жительства; 4) свобода и передвижения; 5) уплата налогов.

XII. Установите соответствие между конкретными правами человека и группами прав: к каждой позиции ,данной в первом столбце , подберите позицию из второго столбца.

Конкретные примеры человека

Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной

Каждый человек имеет право на отдых, включая право на оплачиваемый отпуск

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в личную жизнь

Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций

Каждый имеет право на жилище

XIII. Найдите в приведенном списке обязанности гражданина Российской Федерации , и запишите цифры , под которыми они указаны:

Доступ к государственным должностям;

Соблюдение Конституции РФ;

Труд в нормальных условиях;

Забота родителей о своих несовершеннолетних детях

XIV. Мать запретила сыну встречаться с оставившим их семью отцом. Какое право ребенка было нарушено? Назовите любые два других права ребенка.

XV. Ребенком считается любое лицо:

А) не достигшее 18 лет;

Б) не достигшее 16 лет;

В) не достигшее 14 лет.

I. Для характеристики меры свободы человека , его определенной независимости и самостоятельности по отношению к государству используется понятие:

1) конституционная обязанность; 2) гражданское общество; 3) правовое государство; 4) права человека

II. Согласно одной из классификаций прав человека , выделяют абсолютные права и относительные. Ограничение или временное приостановление абсолютных прав , в отличие от относительных , не допускается. К абсолютным правам относится право на :

1) обращение в органы государственной власти;

2) социальное обеспечение;

3) доступ к культурным ценностям;

4) защиту своей чести и достоинства

III. К гражданским ( личным) правам гражданина относят право:

На неприкосновенность частной жизни;

Избирать и быть избранным в органы власти;

На защиту материнства и детства;

На свободу творчества

IV. Что из перечисленных ниже является конституционной обязанностью гражданина?

1) участие в культурной жизни; 2) охрана здоровья; 3) участие в выборах; 4) уплата налогов.

V. Семья переехала в другой город. Родители не торопились устроить свою 12- летнюю дочь в школу. В результате девочка полгода не училась. Какое право ребенка было нарушено?

1) знать своих родителей; 2) свободно выражать свои мысли; 3) жить и воспитываться в семье; 4) получать образование

VI. Верны ли следующие суждения о правах граждан?

А. Степень реализации прав и свобод граждан определяется политическим режимом государства.

Б. Права человека неделимы: каждый человек обладает всей совокупностью прав.

1) верно только А; 2) верно только ; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

VII. Верны ли следующие суждения об обязанностях граждан РФ? Одна из конституционных обязанностей гражданина РФ -

А. обеспечивать своим детям получение высшего профессионального образования.

Б. сохранять природу и окружающую среду.

1) верно только А; 2) верно только ; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

VIII. Верны ли следующие суждения о гарантиях защиты прав и свобод человека и гражданина? Конституция и законы РФ гарантируют -

А. право на квалифицированную юридическую помощь

Б. право на презумпцию невиновности .

1) верно только А; 2) верно только ; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

IX. Установите соответствие между примерами и элементами правового статуса гражданина РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Верны оба суждения

Оба суждения неверны

Верно ли, что: а) к правоохранительным органам относятся таможня, ФСБ, прокуратура; б) судья должен иметь высшее юридическое образование?

Верны оба суждения

Оба суждения неверны

Лиц в возрасте от 14 до 18 лет называют

Способность иметь гражданские права называется

Какого возраста ребенок имеет право на получение паспорта?

Как называется международный документ, в котором закреплены права детей?

Всеобщая декларация прав человека

Конвенция о правах ребенка

Хартия прав человека

С какого возраста ребенок может вступать в детские общественные объединения?

Верны оба суждения

Оба суждения неверны

В современном мире увеличивается количество детей, которые ежедневно уходят из дома, спасаясь от агрессии отца или матери, что свидетельствует о нарушении прав ребенка на

Имя и приобретение гражданства

Защиту от всех форм насилия

Свободу мысли, совести и религии

Что из перечисленного относится к личным правам?

Право на охрану здоровья

Право на тайну переписки и телефонных разговоров

Право на собрания, митинги, шествия

Какое право реализовал Виктор А. поступив в автодорожный колледж?

Право на пользование учреждениями культуры

Право на свободное использование своих способностей

Право на поиск и получение информации

Право на образование

Долгом и обязанностью каждого совершеннолетнего гражданина Российской Федерации является

Получение высшего образования

Участие в деятельности общественной организации

Охрана общественного порядка

В какой из приведенных ситуаций речь идет о нарушении прав человека?

Гражданке К. отказали в оказании скорой медицинской помощи из-за отсутствия у нее регистрации по месту жительства.

Ректор университета издал приказ о запрете курения на территории учебного заведения.

Преподаватель запретил студентам пользоваться мобильными телефонами во время лекции.

Родители отказались покупать совершеннолетнему сыну машину.

Как называется должность, осуществляющего содействие людям, чьи права нарушены?

Уполномоченный по правам человека

Председатель совета по защите прав человека

Председатель союза правозащитников

С какого возраста приобретается гражданство в Российской Федерации?

Высшей ценностью государства, согласно Конституции Российской Федерации, является (-ются)

Человек, его права и свободы

В приведенном списке указаны черты сходства, а также черты отличия норм морали от норм права. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

Регулируют общественные отношения

Обязательны для исполнения

Утверждают в обществе справедливость

Установите соответствие между понятиями и соответствующими им примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. защита материнства и детства.

Б. оплата налогов

В. Защита чести и достоинства личности.

Г. Соблюдение Конституции.

Найдите в приведенном ниже списке правовые отношения граждан.

Заключение брачного договора

Получение грамоты за победу в олимпиаде по физике

Лишении е водительских прав

Покупка бытовой техники в кредит

Празднование дня рождения

Задания 1-24 оцениваются 1 балл за правильный ответ.

Задания 25 – 27 оцениваются в 2 балла ( если допущена 1 ошибка – 1 балл)

Максимальное количество баллов – 30 баллов.

1. Правила, устанавливающие, кто, в какой очередности, с помощью каких неизменных слов, жестов или предметов совершает действие:

2. К обязанностям граждан России относится:

1) Охрана природы

2) Участие в управлении государством

3) Приобщение к национальной культуре

4) Соблюдение моральных норм

3. В чем проявляется свобода человека?

1) В праве каждого поступать так, как ему хочется

2) В возможности не исполнять свои обязанности

3) В строгом соблюдении законов в обществе всеми гражданами

4) В нарушение прав других людей

4. К какому виду обязанностей относятся обязанности часового в армии?

5. Верны ли суждения о правах и обязанностях человека: а) государство обязуется принимать законы, гарантирующие каждому человеку его права; б) государство обязуется признавать Всеобщую декларацию прав человека основным законом страны?

1) Верно только а

2) Верно только б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

6. Верны ли суждения о внешней дисциплине: а) внешняя дисциплина основана на самосознании и самоконтроле; б) внешняя дисциплина основана на страхе наказания?

1) Верно только а

2) Верно только б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

7. Верны ли суждения о соучастниках преступления: а) соучастник преступления – человек, подстрекающий к совершению преступлению; б) соучастником преступления является человек, не сообщивший об увиденном им преступлении?

1) Верно только а

2) Верно только б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

1) Верно только а

2) Верно только б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

9. Верны ли суждения о заработной плате: а) заработная плата бывает сдельной и повременной; б) заработная плата – трудовое денежное вознаграждение?

1) Верно только а

2) Верно только б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

10. Верны ли суждения о прибыли: а) прибыль – это разница между доходами и расходами; б) прибыль можно рассчитать умножением цены на количество произведенного продукта?

1) Верно только а

2) Верно только б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

11. Способность приобретать и реализовывать права и обязанности называется

12. Верны ли суждения о дееспособности несовершеннолетних6 а) с 16 лет несовершеннолетний может заниматься предпринимательской деятельностью; б) только с 18 лет несовершеннолетний может осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства.

1) Верно только а

2) Верно только б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

13. С какого возраста подросток несет уголовную ответственность за любые преступления?

14. С какого возраста ребенок может совершать мелкие бытовые сделки?

15. Для подростков в 14-15 лет установлена рабочая неделя продолжительностью

16. Верны ли суждения о правонарушениях: а) правоотношения предполагают наличие у участников прав и обязанностей; б) правоотношения регулируются нормами морали ?

1) Верно только а

2) Верно только б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

17. Что из перечисленного относится к социальным правам?

1) Право на свободу совести

2) Право на человеческое достоинство

3) Право на труд

4) Право на защиту материнства и детства

18. Какое право реализовала Марина Л., приняв решение переехать из сельской местности в город?

1) Право на неприкосновенность жилища

2) Право на труд

3) Право на свободу передвижения

4) Право на неприкосновенность частной жизни

19. Что из перечисленного относится к культурным правам?

1) Право на жизнь

2) Право на равенство перед законом и судом

3) Право на свободу творчества

4) Право на судебную защиту своих прав и свобод

20. Какое из перечисленных прав могут реализовать в России только граждане Российской Федерации?

1) Право на неприкосновенность личной жизни

2) Право быть избранным в парламент

3) Право на благоприятную окружающую среду

4) Право иметь имущество в собственности

21. Что НЕ относится к правоохранительным органам РФ?

2) Федеральная служба судебных приставов

3) Администрация Президента

4) Следственный комитет

22. Согласно Конституции РФ обязанностью каждого гражданина является

1) Волонтерская деятельность

3) Сохранение памятников истории и культуры

4) Занятие физической культурой

23. В какой из приведенных ситуаций речь идет о нарушении прав ребенка?

1) Врач запретил подростку после болезни заниматься в спортивной секции.

2) Родители ученика 7 класса строго контролируют его занятия в школе.

3) Работодатель предложил подростку за дополнительную плату работать в ночную смену.

4) Продавец в магазине отказалась продать подростку алкогольный коктейль .

24. В развивающихся странах около 150 миллионов детей в возрасте до 5 лет живут в условиях абсолютной бедности, что свидетельствует о нарушении прав ребенка на

1) Сохранение своей индивидуальности

2) Личную жизни, честь и репутацию

3) Защиту от опасных форм труда и эксплуатации

4) Здоровое развитие

25. В приведенном списке указаны права человека, общие как для детей, так и для взрослых, и права, которые может реализовать только взрослый человек. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера общих прав, а во вторую - номера прав, которые может реализовать только взрослый человек.


I. Какое понятие характеризует меру свободы человека, его автономию по отношению к государству?

1) конституционная обязанность; 2) гражданское общество; 3) правовое государство; 4) права человека

II. Какое из перечисленных ниже прав относится к гражданским ( личным)?

1) право на неприкосновенность жилища;

2) право на участие в управлении делами государства;

3) право доступа к любым должностям;

4) право избирать и быть избранным

III. Очистные сооружения на комбинате в городе М. пришли в негодность, и промышленные выбросы загрязняют реку и воздух . Ремонт очистных сооружений , требующий значительных финансовых затрат, администрация комбината решила отложить на полгода. Какое право жителей города нарушается в этом случае?

На участие в управлении делами комбината;

На благоприятную окружающую среду;

На неприкосновенность частной собственности;

На социальное обеспечение

IV. Что из перечисленных ниже является конституционной обязанностью гражданина?

1) защита Отечества; 2) защита чести и достоинства; 3) неприкосновенность личной жизни; 4) обращение в государственные органы

V. Родители трёхлетнего мальчика в силу разных причин не зарегистрировали в органах ЗАГС его рождение . Какое право ребенка было нарушено?

1) знать своих родителей; 2) получить имя и фамилию; 3) быть защищенным от насилия; 4) жить и воспитываться в семье

VI. Верны ли следующие суждения о правах граждан?

А. Права граждан определяют обязательства гражданина.

Б. Права граждан имеют естественный характер.

1) верно только А; 2) верно только ; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

VII. Верны ли следующие суждения об обязанностях граждан РФ? Одна из конституционных обязанностей гражданина РФ -

А. Забота о несовершеннолетних детях т и нетрудоспособных родителях.

Б. Участие в разных объединениях, союзах , партиях.

1) верно только А; 2) верно только ; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

VIII. Верны ли следующие суждения о гарантиях защиты прав и свобод человека и гражданина? Конституция и законы РФ гарантируют -

А. право каждого гражданина на судебную защиту.

Б. право каждого гражданина защищать свои права , свободы и законные интересы любыми способами.

1) верно только А; 2) верно только ; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

IX. Установите соответствие между примерами и группами прав: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Никто не может подвергаться вмешательству в его личную жизнь

Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций

Каждый человек имеет право на отдых

Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной

Каждый человек имеет право на свободу мысли

X. Заполните пробел во фрагменте таблицы.

Элементы статуса гражданина Российской Федерации

Правомочия человека , которые он может реализовать самостоятельно: их реализация не зависит от социально- экономических ресурсов государства

Правомочия человека , которые он может реализовать только при условии исполнения государством своих обязанностей

XI. Ниже приведен ряд понятий Все они , за исключением одного, относятся к правам и свободам гражданина Российской Федерации . Найдите и выпишите номер понятия , выпадающего из этого ряда

Обращение в государственные органы; 2) неприкосновенность личной жизни; 3) выбор места жительства; 4) свобода и передвижения; 5) уплата налогов.

XII. Установите соответствие между конкретными правами человека и группами прав: к каждой позиции ,данной в первом столбце , подберите позицию из второго столбца.

Конкретные примеры человека

Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной

Каждый человек имеет право на отдых, включая право на оплачиваемый отпуск

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в личную жизнь

Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций

Каждый имеет право на жилище

XIII. Найдите в приведенном списке обязанности гражданина Российской Федерации , и запишите цифры , под которыми они указаны:

Доступ к государственным должностям;

Соблюдение Конституции РФ;

Труд в нормальных условиях;

Забота родителей о своих несовершеннолетних детях

XIV. Мать запретила сыну встречаться с оставившим их семью отцом. Какое право ребенка было нарушено? Назовите любые два других права ребенка.

XV. Ребенком считается любое лицо:

А) не достигшее 18 лет;

Б) не достигшее 16 лет;

В) не достигшее 14 лет.

I. Для характеристики меры свободы человека , его определенной независимости и самостоятельности по отношению к государству используется понятие:

1) конституционная обязанность; 2) гражданское общество; 3) правовое государство; 4) права человека

II. Согласно одной из классификаций прав человека , выделяют абсолютные права и относительные. Ограничение или временное приостановление абсолютных прав , в отличие от относительных , не допускается. К абсолютным правам относится право на :

1) обращение в органы государственной власти;

2) социальное обеспечение;

3) доступ к культурным ценностям;

4) защиту своей чести и достоинства

III. К гражданским ( личным) правам гражданина относят право:

На неприкосновенность частной жизни;

Избирать и быть избранным в органы власти;

На защиту материнства и детства;

На свободу творчества

IV. Что из перечисленных ниже является конституционной обязанностью гражданина?

1) участие в культурной жизни; 2) охрана здоровья; 3) участие в выборах; 4) уплата налогов.

V. Семья переехала в другой город. Родители не торопились устроить свою 12- летнюю дочь в школу. В результате девочка полгода не училась. Какое право ребенка было нарушено?

1) знать своих родителей; 2) свободно выражать свои мысли; 3) жить и воспитываться в семье; 4) получать образование

VI. Верны ли следующие суждения о правах граждан?

А. Степень реализации прав и свобод граждан определяется политическим режимом государства.

Б. Права человека неделимы: каждый человек обладает всей совокупностью прав.

1) верно только А; 2) верно только ; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

VII. Верны ли следующие суждения об обязанностях граждан РФ? Одна из конституционных обязанностей гражданина РФ -

А. обеспечивать своим детям получение высшего профессионального образования.

Б. сохранять природу и окружающую среду.

1) верно только А; 2) верно только ; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

VIII. Верны ли следующие суждения о гарантиях защиты прав и свобод человека и гражданина? Конституция и законы РФ гарантируют -

А. право на квалифицированную юридическую помощь

Б. право на презумпцию невиновности .

1) верно только А; 2) верно только ; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

IX. Установите соответствие между примерами и элементами правового статуса гражданина РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Читайте также: