Верно ли следующее утверждение идея правового государства зародилась еще в античности

Обновлено: 16.06.2024

Первый этап развития теории П.Г. Понятия П.Г. Как такового не существует. Одним из первых о правовом гос-ве говорит Платон, говоря, что в идеальном государстве закон владыка (тем самым выразил первый принцип — верховенства закона), а правители в нем рабы его. Говорит о том что не должны учитываться интереы нескольких.

Марк Туллий Цицерон создает понятия естественного право и говорит, что в идеальном государстве оно должно учитываться. Вводит понятия правопорядка и принципа всеобщности закона.

В средневековье о правовом государстве рассуждают католические философы и теологи Фома Аквинский и Падуанский. Марсилий Падуанский отстаивал очень смелый (по тем временам) тезис о том, что настоящий источник всякой власти -- народ. От него исходит как власть светская, так и духовная. Только он один -- носитель суверенитета и верховный законодатель. Правда, под народом Марсилий Падуанский разумел отнюдь не все население государства, а лишь лучшую, достойнейшую его часть. Сколь глубокой оставалась в XIV в. убежденность в естественности неравенства людей, говорит тот факт, что и Марсилий Падуанский делил членов общества на две категории: высшую и низшую. Высшая (военные, священники, чиновники) служит общему благу; низшая (торговцы, земледельцы, ремесленники) заботится о своих частных интересах. Впервые говорится о принципе разделения властей.

40. Развитие концепции правового государства в Новое время.

В теоретически развитом и развернутом

41. Развитие концепции правового государства в XVIII–XX вв.

42. Принцип разделения властей.

Принцип разделения властей - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Идея, лежащая в основе современного разделения властей, была в конституции Римской республики. Древние римские правительства были разделены на три основные силы: консулов,сената и сборки. Таким образом, каждая часть которой представляла собой отдельное тело.

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

43. Проблемы формирования правового государства в современных условиях.

44. Место и роль государства в политической системе общества.

45. Партии: понятие и виды. Партии, профсоюзы и их место в политической системе.

Политическая партия — общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли.

Классификация политических партии

-по идеологической ориентации выделяют партии либеральные, консервативные, коммунистические и проч.;

-по территориальному признаку - федеральные, региональные и т.д.;

-по социальной базе — рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;

-по отношению к социальным преобразованиям - радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;

46. Особенности отношений государства и церкви в светских и теократических государствах.

47. Основы взаимоотношений государства и личности.

Подходы соотношения государства и личности:

1.Этатисткий подход (человек винтик в государстве)

2.Индивидуалистический подход (государство как совокупность граждан, личностей)

48. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

Правовой статус личности — система прави и обязанностей, законодаельно закрепляемых государством в конституции и иных юридических актах.

49. Понятие и классификация прав и свобод человека и гражданина.

Права и свободы человека — это социальные и юридические возможности пользоваться материальными, социальными и иными благами.

мера возможного поведения человека в обществе, то есть возможность совершать действия, не запрещенные законом.

Классификация прав и свобод в зависимости от времени их принятия


Классификация прав и свобод по сфере общественной жизни общества


50. Понятие правовой системы. Соотношение правовой системы и системы права.

Правовая система — конкретно-историческая совокупность законодательства, юридической практики и господствующей практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве.



Элементы ПС

1.Система права (нормативный элемент)

2.Правовая идеология (идеологический элемент)

3.Юридическая практика (организационный элемент)

51. Критерии классификации правовых систем. Правовые семьи.

Французкая классифкация Рене Давида:

Правовые системы

Романо-Германская ПС. ПС Общего права. ПС Социалистического права

Немецкая классификация Цвайгер, Кейтц. (правовые круги)

Романская, Германская, Социалистическая, Общее, Северная, Ислам, Индусское, Иудейское.

Американская классификация ПС (Кристофер Сартр)











52. Общая характеристика англосаксонской правовой семьи.

Страны: Великобритания, США, Австралия.

Особенности:

Основной источник права судебный прецедент;

Преобладание процессуальных норм;

Отсутствие деления права на частное и публичное;

Приоретет прав над обязанностями

53. Общая характеристика романо-германской правовой семьи.

Страны: Германия, Франция, Италия.

Особенности:

Рецпция Римского права;

Основным иточником прав является НПА

Деление на публичное и частное право, а также на отрасли права;

Законодательство ноит кодифицированный характер;

Существует общий понятийный фонд;

Относительно единая система правовых принципов;

В законодательстве ведующую роль занимает Конституция;

Преобладание материального права над процесууальным.

54. Общая характеристика семьи мусульманского права.

Страны: Иран, Ирак, Саудовская Аравия.

Особенности:

1. Норма права воспринимается как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. В силу божественного происхождения этого правила оно не подлежит изменению, но нуждается в разъяснении и толковании для практического использования. По содержанию нормы мусульманского права не носят предписывающего или запрещающего характера, а представляют собой обязанность, долг совершать те или иные поступки. Так, мусульманское право определяет мотивы, которые мусульманин должен знать; посты, которые должен соблюдать; милостыни, которые необходимо подавать; паломничества, которые надо совершать. При этом нельзя принуждать к соблюдению установленных правил.

2. Выделяются четыре главных источника мусульманского права: Коран - священная книга мусульман, где собраны речи и проповеди пророка Мухаммеда; она посвящена вопросам религии, нравственности и лишь в очень незначительной части затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман. Второй источник - Сунна - сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий.

В Сунне также доминируют нравственно-религиозные положения. Она содержит, по существу, интерпретации и пояснения правил Корана. Третий источник - Иджма - согласие мусульманского сообщества об обязанностях мусульманина. Четвертый источник - Кияс (Кийяс) - суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной и Иджмой.

К второстепенным источникам относится закон, который не может противоречить исламу и религиозно-правовой доктрине. Судья при рассмотрении дела ссылается не на Коран или Сунну, а лишь на автора, авторитет которого общепринят.

3. В структуре мусульманского права отсутствует публичное и частное право, однако в современный период выделяются в качестве основных отраслей уголовное, судебное и семейное право. Мусульманское уголовное право различает твердо установленные наказания (за воровство, убийство, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков и др.) и дискреционные, назначаемые по усмотрению судьи, который может наказать за любое другое нарушение закона.

Эта создававшаяся веками учёными разных стран теория правового государства практически воплотилась на Западе только в середине XX в.

Современное общество ориентировано на предоставление человеку больших свобод, гарантированных не доброй волей правителя, а законами, одинаково обязательными для всех. Идея правового государства признана одним из ценнейших достижений мировой юридической и социальной мысли. Противятся ей лишь те, кто мечтает о всевластии государства, о могуществе собственной власти.

Признаки правового государства. Правовое государство – это более высокая ступень развития института государства, поэтому ему свойственны новые признаки.

Каковы же основные признаки правового государства? Их несколько.

1. Верховенство (господство) закона.

2. Развитая система реальных прав и свобод граждан и хорошо налаженный механизм защиты этих прав и свобод.

3. Чёткое разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

4. Сильная независимая судебная власть.

5. Развитая правовая культура населения.

О правах и свободах человека, разделении властей, судебной власти и правовой культуре мы будем говорить позже весьма подробно. Остановимся поэтому на первом (и чрезвычайно важном) признаке правового государства.

Законы должны носить правовой характер, быть справедливыми, отвечать реалиям времени. Они должны обязательно приниматься с соблюдением определённой процедуры. Так, в России она установлена Конституцией. Принятые законы не должны противоречить Основному Закону страны – Конституции РФ. И наконец, показателем правового государства является соблюдение международных правовых норм при подготовке законов и в процессе их реализации.

Примат закона означает, что исполнение его предписаний обязательно, вне зависимости от целей, которые ставят перед собой люди. Закон определяет пространство, в рамках которого можно или нельзя делать определённые вещи. Цели, мотивы, интересы людей с точки зрения закона не важны. Он устанавливает нормы деятельности, а не оценивает намерения.

Возьмём предпринимательство. Одни бизнесмены завышают цены потому, что им продают сырьё втридорога, а другие – просто чтобы быстро обогатиться. В обоих случаях их действия законны, тогда как их моральная оценка различна.

Верховенство закона состоит и в том, что он не признаёт различий между людьми. Для него все равны и все одинаково подчинены его требованиям.

Вопросы и задания к параграфу

1. Почему теория правового государства, идея которого возникла ещё в Античности, воплотилась только в XX в.? Обоснуйте свой ответ, привлекая свои знания по истории.

2*. Расскажите о философах, создавших эту теорию, используя ресурсы Интернета.

3. Какие государства стали первыми правовыми государствами? Почему?

4. Что такое правовое государство?

5. Каковы признаки правового государства?

6. Как вы думаете, можно ли выделить какой-нибудь из этих признаков как главный?

8. Как вы думаете, можно ли считать Россию правовым государством? Обоснуйте свой ответ.

9. Почему Конституция РФ содержит норму о правовом государстве? Приведите свои аргументы.

Обсудите на уроке

Человек имеет два притязания: во-первых, на защиту от насилия; во-вторых, на значимость своих взглядов и своей воли. Защиту предоставляет ему правовое государство, значимость его взглядам и воле – демократия (К. Ясперс, философ).

Основной принцип правового, или конституционного, государства состоит в том, что государственная власть в нём ограничена. В правовом государстве власти положены пределы, которых она не должна и не может переступать. Ограниченность власти в правовом государстве создаётся признанием за личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав (Б. А. Кистяковский, правовед).

Защищаясь от злоупотреблений чиновников, не спешите называть свою деятельность борьбой с государством. Государство всего лишь орудие в руках людей, обладающих властью. Оно становится неправовым, если неправовые методы управления устраивают властей предержащих (А. Воропаев, литератор).

Задания для самостоятельной работы

1. Какие признаки правового государства не получили в России должного развития? Приведите примеры.

Работа с текстом

Правовое государство – реальное воплощение конституционной государственности. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа…

Появление правовой государственности было обусловлено развитием самого общества и стало возможным в результате вызревания гражданского общества (В. П. Пугачёв, политолог).

Темы для проектной деятельности, рефератов, дискуссий

1. История развития идеи правового государства.

2. Основные документы США, Англии и Франции о правовом государстве.

3. Взаимная ответственность государства и личности. Примеры из жизни.

4. Признаки правового государства в России.

Словарь урока

Взаимная ответственность государства и личности – с одной стороны, это ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение закона или невыполнение ими своих прямых обязанностей; с другой стороны, это ответственность личности перед государством за нарушение правовых норм.

Правовая культура личности – единство глубоких правовых знаний, уважения к праву и правомерного поведения человека (см. § 33 учебника).

Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия ли же государством законности

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия ли же государством законности. Разумеется, смысл и содержание идеи правового государства у одних мыслителей, политических и общественных деятелей зачастую расходились со смыслом и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей. Если у одних, например, идея такого государства ассоциировалась в конечном счете с частной собственностью, богатством определенных классов и слоев, с использованием в различных формах чужого труда, то у других все выглядело наоборот. При частной собственности, заявлял, например, еще в XVI веке известный гуманист, лорд-канцлер английской монархии и автор первого коммунистического произведения Утопия Т. Мор, невозможно говорить ни о справедливости, ни о благополучии всего общества, ни о наилучшем устройстве государства. При неоднократном и внимательном созерцании ныне процветающих государств, вещал автор устами своего героя Рафаила Гитлодея, я могу клятвенно утверждать, что они представляются ни чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах. Они измышляют и изобретают, продолжал автор, всякие способы и хитрости, прежде всего для того, чтобы удержать без страха потери то, что стяжали разными мошенническими хитростями, а затем для того, чтобы откупить себе за возможно дешевую плату работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их. Раз богачи постановили от имени государства, делал вывод автор из своих наблюдений и размышлений, значит также и от имени бедных соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами. А в простой констатации непреложного факта, что не зависимо от взглядов и суждений о правовом государстве (как бы оно ни называлось), существование последнего неизменно ассоциировалось с торжеством гуманизма, закона и законности, добра и справедливости. Вопросы правового государства широко обсуждаются и в наше время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления. Конечно, данные и перекликающиеся с ними мысли и воззрения наивно было включать напрямую в их первозданном виде в систему принципов и идей, формирующих современную концепцию правового государства. Идея правового государства нашла значительное освещение и развитие в произведениях современных зарубежных юристов, политологов и социологов. В прямой, а чаще в косвенной форме она закрепляется в текущем законодательстве и даже в конституциях ряда западных государств. Прямое закрепление идея правового государства нашла, например, в Конституции Испании 1978 г., провозглашающей в п. 1 ст. 1 о том, что Испания это социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм. Она закрепляется в Основном законе ФРГ 1949 г., в ст. 20 и 28 прокламирующем, что Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством и что Конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного закона. Косвенное закрепление идея правового государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других высокоразвитых капиталистических государств.

Зарождение и развитие идеи правового государства

Идея правового государства впервые возникла в эпоху античности. Древнегреческие философы Платон и Аристотель последовательно отстаивали мысль о том, что государственность возможна лишь там, где господствует справедливые законы. Однако в Древней Греции правовое государство не было реализовано, поскольку там отсутствовало господство права. Например, народное собрание греческого города могло принимать любые решения вплоть до казни гражданина по произвольным основаниям.

Впервые принципы правового государства были реализованы в Древнем Риме. В период республики там была создана сильная и независимая судебная власть, обеспечивалось равенство граждан перед законом. Ряд исследователей полагают, что мощь Рима была обеспечена именно наличием правового государства и гражданского общества, а его падение — упадком данных институтов. В то же время, в Древнем Риме правовое государство установилось далеко не в полном объеме: правовые гарантии не распространялись на рабов и не граждан, обеспечение реализации судебных решений было не очень эффективным, императоры стояли выше закона.

Правовое государство (как институт) в Древнем Риме пришло в упадок в III веке н.э., однако идея верховенства права сохранялась. В Европе (в отличие от стран Востока) в течение всего Средневековья социальные и прочие взаимоотношения, как правило, оформлялись в виде письменных законов или договоров. Со времен Рима продолжали действовать многие правовые установления, которые правители были не вправе отменить.

Формирование концепции господства права в Новое время было инициировано конфликтом нарождающегося гражданского общества и абсолютистского феодального государства, претендующего на деспотическую власть. Смысл теорий права Нового времени — оградить нарождающуюся частную сферу от произвольного вмешательства в неё государства. Особое место в разработке этих идей принадлежит философам Дж. Локку и Шарлю Луи де Монтескье (XVII— XVIII века).

У Локка идея господства права предстает в виде государства, в котором верховенствует закон, соответствующий естественному праву, признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, реализующий разделение властей. Закон, согласно Локку, будет правовым только в том случае, если он не ограничивает, а сохраняет и расширяет свободу.

Отдельные принципы правового государства (разделение властей, верховенства закона) имели место в Статусе Великого княжества Литовского (1588 год). Автор и активный участник издания Статуса канцлер Лев Сапега (1557—1633) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статусы разделял государственную власть на законодательную, исполнительную, судебную.

Принципы правового государства были реализованы на практике при образовании США. Американский опыт интересен тем, что впервые в истории человечества концепция правового государства была воплощена в жизнь осознанно и целенаправленно, а также реализован эффективный механизм обеспечения свободы человека.

Теория правового государства наиболее полно была разработана в XIX веке. Наиболее значительными представителями теории правового государства были нем. юристы Г. Еллинек и Л. Штейн. Термин Rechtsstaat введён в научный оборот Кантом. Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В процессе углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировались идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей.

Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини Правосудия(с повязкой на глазах, с мечом и весами право- судия), олицетворяющей единение силы и права: охраняемый бога- ней порядок в равной мере обязателен для всех. По представлениям древних этот образ правосудия(остающийся, кстати говоря, и сегодня наиболее подходящим символом для правового государства) выражает смысл и идею не только справедливого суда как специального органа, но и идею справедливой государственности вообще (справедливой организации власти в человеческом обществе).

Целый ряд положений, значимых для последующих представлений о правовом государстве, был разработан уже античными авторами. В их числе положения о власти закона как сочетании силы и права(Аристотель и другие); о различении правильных и неправильных форм правления, о смешанном правлении и о роли права в типологии государственных форм(Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон); о соотношении естественного и волеустановленного права(Демокрит, софисты и др.); о равенстве людей по естественному праву(некоторые софисты, римские юристы); о праве как мериле справедливости и регулирующей нормы политического общения(Аристотель); о государстве(республике), как "деле народа", как правовом общении и "общем правопорядке"(Цицерон); о сферах частного и публичного права; о свободном индивиде как юридическом лице, субъекте права(римские юристы).В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение приобретают проблемы политическом власти и её формально равной для всех правовой организации в виде упорядоченной системы разделенных государственных властей, соответствующей новому отношению социально-классовых и политических сил. Юридическое мировоззрение нового восходящего класса требовало утверждения новых представлений о свободе человека посредством режима господства права и в частных, ив публично-политических отношениях.В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиции историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. Боден же определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы. В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли философы-мыслители и просветители, такие как Г. Гроций, Б. Спиноза, т. Гоббс, Ш. Монтескье.

Понятие и основные принципы правового государства

Государство и право теснейшим образом связаны друг с другом. Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правые нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство это совсем особый тип взаимоотношений права и государства.

Первые представления о правовом государстве как об определенном государственном устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе закона, стали формироваться еще в Древнем мире. Значительное влияние на формирование теоретических представлений, а затем и практики правовой государственности, оказали политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима.

Главное направление поиска таких мыслителей античности, как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и др., связано со стремлением к более совершенным и справедливым формам общественной жизни. Античные философы последовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Они старались найти такое взаимодействие между правом и государственной властью, которое бы обеспечивало гармоничное функционирование общества и при котором закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

В период буржуазных революций возникают новые подходы к идее правового государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Значительный вклад в теорию правового государства в этот период внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие видные мыслители XVIII-XIX вв. С их именами связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей.

Размышляя о пределах государственной власти, Д.Локк, например, среди неотчуждаемых прав особо выделяет собственность, свободу мнений. Любое покушение на право собственности (лишение части собственности, повышение налогов) рассматривается Локком как проявление деспотизма. Чтобы не допустить злоупотребления властей, он предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью. Другим средством от произвола, по Локку, является законность. "Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества" .

На качественно новую ступень обоснование идеала правового государства было поднято в теории родоначальника классической немецкой философии Иммануила Канта (1724-1804 гг.). Согласно знаменитому определению государства, сформулированному Кантом в "Метафизике нравов", оно представляет собой "объединение множества людей, подчиненных правовым законам" . Хотя Кант не употреблял еще термина "правовое государство", он использовал такие близкие по смыслу понятия, как "правовое гражданское общество", "прочное в правовом отношении государственное устройство", "гражданскоправовое состояние". Особенность кантовского определения заключалась в том, что конститутивным признаком государства здесь было названо верховенство правового закона.

Народу, согласно Канту, принадлежит законодательная власть. Исполнительная власть подчинена законодательной. Судебная власть назначается исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равновесие властей, а не просто их разделение.

Термин "правовое государство" (по-немецки Rechtstaat) ввел в научный оборот Роберт фон Моль, и таким образом он прочно утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в.

Тема правового государства в русской политико-правовой мысли

В русской политико-правовой мысли тема правового государства поднималась трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева и других мыслителей.

В завершенном виде русская концепция правового государства сложилась в работах видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского, П. И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева и других. Большинство из них принадлежали к представителям русского либерализма. Либерализм в России во второй половине XIX в. стремился преобразовать государственный строй Российской империи в соответствии с образцами европейского пути развития.

Основными идеями либеральных доктрин были права и свободы личности, светский характер общества, политический плюрализм, всеобщее избирательное право, парламент, правовое государство и режим законности.

Советская государственно-правовая наука идею правового государства считала буржуазной.

В период перестройки и после краха социалистической системы в нашей стране произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право, обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Опираясь на научный потенциал прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных демократических государствах, отечественное правоведение и политическая мысль наметили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе.

Возникновение и развитие идеи правового государства

Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.

Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини Правосудия (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), олицетворяющей единение силы и права -правопорядок, в равной мере обязательный для всех.

Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и развитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени. Новое юридическое мировоззрение требовало новых представлений о свободе и достоинстве личности путем их утверждения посредством права. Обеспечение политической свободы личности возможно только на основе правовой организации и деятельности системы законодательной, исполнительной и судебной властей.

В основе современных концепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами и свободами. Впервые законодательное закрепление права и свободы человека получили в конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789). С точки зрения концепции естественного права люди по договору образуют государство для охраны своих прав и свобод.

Идея правового государства вместе с этим тесно связана с концепцией разделения властей. Либеральное правовое государство заинтересовано в известном ослаблении государственной власти путем осуществления принципа ее разделения. Смысл этой идеи заключается в том, что государство не должно возлагать все свои полномочия на какого-либо одного правителя (или органа). Сосредоточение всей власти в одних руках порождает произвол, уничтожает свободу.

Свобода может быть там, где власть ограничена правом. Речь идет о том, что надо различать законодательную, исполнительную и судебную власти. Они должны быть самостоятельны. Принцип разделения властей исключает какое-либо сосредоточение власти в одних руках или в одном органе, что служит гарантией от произвола, неограниченного и бесконтрольного самовластия.

Концепция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине XVIII-XX веков, включает:

  • установление реальных гарантий прав и свобод личности;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • верховенство правового закона; взаимную ответственность личности и государства;
  • осуществление высшего конституционного контроля.

Таким образом, мы видим, что идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей многих столетий превратилась в стройную теорию, а затем нашла свое практическое применение в развитых странах мира, в том числе и в Российской Федерации на современном этапе ее развития.

В современной западной политико-юридической мысли утвердилась концепция либерального правового государства. По существу теория правового государства основана на признании незыблемости прав и свобод человека и принципа разделения властей. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Для того чтобы понять суть правового государства, недостаточно ограничиться набором внешних характеристик и определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства заключается именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение прав и свобод личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие его блеска.

Читайте также: