Верно ли что сми осуществляют пропаганду официальной идеологии

Обновлено: 02.07.2024

Задание 2.
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последовательность стадий жизни человека, при которой детство сменяется юностью, юность – зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные нормы.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

А) наблюдение
Б) эксперимент
В) описание объекта
Г) объяснение существующих взаимосвязей
Д) формулирование закономерностей

Задание 4.
Один из телевизионных каналов снял многосерийный фильм о жизни нескольких поколений одной семьи. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений массовой культуры.
1) ориентация на вкусы и запросы узкого круга знатоков и ценителей
2) использование в фильме народной музыки и эпических сюжетов
3) расчёт на усреднённый потребительский вкус
4) пропаганда традиционных семейных ценностей, понятных большинству зрителей
5) реализация создателями фильма в полной мере своих потребностей в самовыражении, высказывании взглядов, не разделяемых большинством
6) позиционирование фильма как продукта для отдыха и развлечения

Задание 5.
Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Коммерческие банки занимаются производством материальных благ, торговлей и страхованием имущества.
2) Паевые инвестиционные фонды объединяют средства для совместного приобретения активов и раздела связанных с этим рисков, прибыли или убытков.
3) Целью деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля.
4) Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.
5) Коммерческие банки осуществляют эмиссию денег.

Задание 8.
Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
2) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
3) Один из критериев дифференциации социальных групп – доход.
4) Социологи различают индивидуальную и групповую мобильность.
5) Одним из критериев социальной стратификации общества является доступ к власти.

Задание 10.
Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.
2) Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.
3) По способу легитимации власти различают легальный (рационально-легальный), традиционный и харизматический типы лидерства.
4) Политическое лидерство – это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.
5) Любой политический лидер обязательно является лидером партии.

Задание 11.
В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы выборов в парламент был осуществлён переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной.
Что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры.
1) зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей
2) свободное и добровольное участие граждан в выборах
3) наличие этапа предвыборной агитации
4) возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов
5) процедура тайного голосования
6) голосование по одномандатным округам

Задание 12.
Какие из перечисленных позиций относятся к основам конституционного строя Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) единство экономического пространства
2) наличие официальной идеологии
3) правовое государство
4) приоритет судебной власти
5) светское государство



Задание 14.
Выберите верные суждения о правоохранительных органах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одна из функций правоохранительных органов – укрепление законности и правопорядка.
2) Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением
законов, называется адвокатура.
3) Правоохранительные органы могут принимать соответствующие законы.
4) На полицию возложены задачи выявления и расследования преступлений.
5) В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.


Задание 15.
Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) предупреждение
Б) лишение свободы на определённый срок
В) взыскание неустойки
Г) возмещение убытков
Д) дисквалификация



Задание 16.
Александр, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z, решил стать гражданином Российской Федерации.
При каких условиях Александр может подать заявление о приёме в гражданство Российской Федерации в общем порядке? Запишите цифры, под которыми указаны эти условия.
1) наличие законного источника средств к существованию
2) обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство России
3) наличие документа о профессиональном образовании
4) владение русским языком
5) наличие родственных связей в Российской Федерации
6) наличие собственности на территории России

Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.

Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.

Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется ему и начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.

С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

(С.И. Самыгин)

Задание 17.
Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее предложение из текста.)
Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности?

правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: государство, как и обычные
граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает
нормы, то должно нести ответственность;
2) ответ на второй вопрос, например: когда государство
оказывается выше права ИЛИ отказ государства действовать
в соответствии с юридическими нормами ИЛИ государство
не действует в соответствии с установленными им же самим
нормами;
3) ответ на третий вопрос, например: именно государству
принадлежит право последнего голоса при принятии того или
иного закона ИЛИ государство устанавливает правовые нормы,
обеспечивает их выполнение.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат,
так и в форме сжатого воспроизведения основных идей
соответствующих фрагментов текста

В правильном ответе должно быть приведено объяснение,
например: государство – обладающая суверенитетом на
определённой территории организация политической власти,
осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нём
порядок и стабильность.
Может быть дано другое объяснение смысла понятия




Задание 19.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия, регулируемые тремя различными отраслями российского права.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

В правильном ответе могут быть следующие примеры и отрасли:
1) совершеннолетний гражданин Сергей Петров принял участие
в выборах в качестве кандидата в муниципальное собрание
(конституционное право);
2) 16-летний гражданин Макар Иванов прошёл предварительный
медицинский осмотр при заключении трудового договора
(трудовое право);
3) Лидия и Олег заключили брак (семейное право).
Могут быть приведены другие примеры, иллюстрирующие
действия, регулируемые другими отраслями права.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто
(отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве
примеров)


Задание 20.
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли права в жизни государства.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

В правильном ответе могут быть следующие суждения:
1) право закрепляет форму государственного устройства,
политический режим и форму правления определённого
государства;
2) право определяет компетенцию государственных органов
и компетенцию должностных лиц, которые представляют
государственные органы;
3) право защищает граждан от произвола со стороны государства;
4) посредством права осуществляется государственная
правотворческая деятельность, которая, в свою очередь, определяет
потребность в регламентации (юридического характера)
определённых отношений. Таким образом, при помощи
правотворческой деятельности государства создаются законы,
указы и иные рациональные юридические формы;
5) право регламентирует государственную деятельность: придаёт
ей юридическую форму и вводит её в рамки юридических
требований;
6) право упорядочивает жизнь общества, определяет границы
дозволенного, делает поведение граждан более предсказуемым.
Могут быть приведены другие суждения в соответствии
с требованием задания.
Засчитываются только суждения, сформулированные как
распространённые предложения (отдельные слова
и словосочетания не засчитываются в качестве суждений)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: равновесная цена уменьшилась;
2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор)
с объяснением влияния), например: благодаря внедрению новых
высокопроизводительных технологий сократилось время
производства одного автомобиля, что позволило увеличить
количество произведённых автомобилей;
(Может быть названо и объяснено другое обстоятельство / другой
фактор.)
Засчитывается только объяснение, данное применительно
к рынку, указанному в тексте задания.
Ответ на второй вопрос засчитывается только при правильном
указании обстоятельства/фактора и объяснения).
3) ответ на третий вопрос: рост доходов населения приведёт
к увеличению спроса и увеличению равновесной цены.
(Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном
указании изменения спроса и равновесной цены.)
Элементы ответа могут быть представлены в других формулировках

Задание 22.
В стране Z основные процессы производства и управления компьютеризированы, активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации. В структуре экономики высока доля сферы услуг.
Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.
В период с 2013 по 2018 г. наметился рост популярности дистанционного обучения, в школах страны Z на 25% увеличилось количество занятий с использованием интернет-технологий. В среднем доля учеников, имеющих доступ к видеоурокам, методическим материалам, выросла в 2,5 раза.
Социологические опросы позволили установить, что в Z преобладают семьи демократического типа.
К какому типу относится общество страны Z? Каков тип экономической системы страны Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Какие черты характеризуют семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: Z относится к обществу
постиндустриального/информационного типа;
2) ответ на второй вопрос: рыночная;
3) ответ на третий вопрос: информатизация/компьютеризация
образования;
4) ответ на четвёртый вопрос (две характеристики), например:
– муж и жена обладают в семье равными статусами (являются
равноправными партнёрами);
– все виды домашних работ выполняются супругами
взаимозаменяемо (нет чёткого распределения домашних
обязанностей по гендерному признаку);
– решения по семейным вопросам принимаются совместно.
(Могут быть приведены другие характеристики.
Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при
правильном указании двух или более характеристик.)
Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках,
не искажающих смысла соответствующих элементов ответа



Задание 23.
Конституцию Российской Федерации называют социально-ценностной конституцией.
На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.
(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания.)

Могут быть приведены такие подтверждения:
1) в Конституции Российской Федерации утверждается ценность
прав и свобод человека, гражданского мира и согласия;
2) в Конституции закреплены социальные ценности исторической
памяти, патриотизма, детства и семьи;
3) в Конституции закреплена ценность российской культуры,
разнообразия культур народов России;
4) в Конституции закреплён социальный характер Российского
государства.
Могут быть приведены другие подтверждения в соответствии
с требованием задания.
Засчитываются только подтверждения, сформулированные как
распространённые предложения (отдельные слова
и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений)
с опорой на конкретное положение Конституции Российской
Федерации.
Не требуется указания в ответе номеров соответствующих
статей Конституции и дословного воспроизведения их
содержания!

Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие политической партии.
2. Особенности политических партий как общественных
организаций:
а) наличие программы;
б) наличие устава;
в) наличие организационной структуры;
г) наличие партийного аппарата и др.
3. Функции политических партий в демократическом обществе:
а) представительство интересов большинства социальных групп;
б) политическая социализация;
в) участие в выборах (электоральная функция) и др.

4. Классификации политических партий:
а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные,
социалистические и т.п.);
б) по организационному признаку (массовые, кадровые);
в) по отношению к проводимой политике (правящие,
оппозиционные);
г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).
5. Типы партийных систем:
а) однопартийная система;
б) двухпартийная система;
в) многопартийная система и её разновидности.
6. Политические партии в современной России.
Возможны другое количество и (или) иные корректные
формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть
представлены в назывной, вопросной или смешанной формах



Задание 25.
Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие политические партии действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три партии.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по обществознанию за 1 четверть 9 класс

1. Мера воздействия, средство социального контроля:

А) санкция Б) мораль В) политика Г) власть

2. В чем отличие моральных норм от государственных законов?

А) моральные нормы знают все Б) моральные нормы регулируют отношения в обществе

В) за нарушение моральных норм не предусмотрено официальное наказание

Г) моральные нормы исполняются большинством людей

3. Какой из признаков характерен для парламентской монархии?

В) выборы органов судебной власти Г) вся власть в стране в руках монарха

4. Способы и средства, которыми власть осуществляет воздействие на общество:

А) форма правления Б) государственная власть В) государственное устройство Г) политический режим

5. К гражданскому обществу относится:

А) Федеральное собрание Б) Кабинет министров В) Верховный суд РФ Г) общество охраны природы

6. Верно ли, что: а) референдум – это всенародные выборы главы государства;

б) в референдуме принимают участие все граждане РФ?

А) верно только а Б) верно только б В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

7. Верно ли, что: а) политический экстремизм нарушает действующие законы РФ;

б) политическим экстремизмом является разжигание национальной ненависти

А) верно только а Б) верно только б В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

8. Верно ли, что: а) верхней палатой Федерального собрания РФ является Государственная Дума

б) Федеральное собрание РФ является законодательным органом власти?

А) верно только а Б) верно только б В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

9. Верно ли, что: а) демократия может осуществляться непосредственно и через представительные органы власти;

б) демократия возникла в Древнем мире?

А) верно только а Б) верно только б В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

10. Назовите формы правления.______________________________________________________

11. Назовите формы демократии:

В государстве Z существует парламент, осуществляющий законодательную деятельность, Кабинет министров, выполняющий решения главы государства и парламента, а также Верховный суд, ведающий системой судопроизводства. В государстве Z существует:

1. многовластие 2. Двоевластие 3. разделение властей 4. авторитарная власть главы государства

Контрольная работа по обществознанию за 1 четверть 9 класс

1. Какая из ветвей государственной власти в демократическом обществе избирается всенародно:

А) конституционная Б) законодательная В) судебная Г) исполнительная

2. При каком политическом режиме власть становится полностью бесконтрольной со стороны общества?

А) тоталитарном Б) демократическом В) авторитарном Г) либеральном

3. Признаком государства являются:

А) существование соседской общины Б) религиозные взгляды В) единый язык Г) налоговые сборы

4. Федеративное государство характеризуется:

А) наличием административных округов Б) демократическим режимом В) значительной самостоятельностью регионов Г) республиканской формой правления

5. Главным отличием политической партии от других политических объединений является:

А) участие в борьбе за власть Б) наличие большой группы сторонников

В) критика правительства Г) выдвижение экстремистских лозунгов

6. Верно ли, что: а) выборы в РФ являются прямыми и тайными;

б) в выборах не имеют права участвовать граждане, выставившие свою кандидатуру

в депутаты законодательного органа власти?

А) верно только а Б) верно только б В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

7. Верно ли, что: а) СМИ формируют в обществе представление о работе властных структур;

б) в России в СМИ запрещена пропаганда политического экстремизма?

А) верно только а Б) верно только б В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

8. Верно ли, что: а) многопартийность исключает наличие легальной оппозиции в стране;

б) в России многопартийность существовала в начале ХХв.?

А) верно только а Б) верно только б В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

9. Верно ли, что: а) Общественная палата – орган местного самоуправления;

б) создание Общественной палаты в стране – пример диалога высшей власти с гражданским обществом?

А) верно только а Б) верно только б В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

10. Какие политические режимы существуют?______________________________________________

11. Назовите государственно-территориальное устройство:

. В государство Z практически полностью отсутствуют политические свободы, плюрализм в политической, экономической, идеологической сферах, связь между гражданами и властью. Какой политический режим существует в государстве Z?

7. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что:
1. выборы являются всеобщими и равными
2. избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных объединений
а) правильно только 1
б) правильно только 2
в) оба варианта правильные +

8. Что является исключительным признаком правового государства:
а) разделение властей +
б) суверенитет
в) институт президентства

9. Правильны ли следующие суждения о политической системе: Политическая система является механизмом:
1. формирования политической власти
2. осуществления политической власти
а) правильно только 1
б) правильно только 2 +
в) оба варианта правильные

10. При характеристике человека как гражданина указывают на его:
а) права и обязанности
б) профессию +
в) семейное положение

11. Что из указанного связано с таким понятием как “власть”:
а) авторитет +
б) урбанизация
в) самопознание

12. Принцип разделения властей реализуется при:
а) абсолютной монархии
б) демократической республике +
в) коммунистическом государстве

13. Что является институтом политической системы, обладающим монополией на правотворчество, представляющим интересы общества в целом:
а) Государство +
б) СМИ
в) партии

14. Республику от других форм отличает этот признак:
а) передача верховной власти по наследству
б) выборная власть +
в) передача власти по наследству

15. Правильны ли следующие суждения о средствах массовой информации: СМИ как политический институт:
1. не оказывают существенного воздействия на формирование настроений в обществе
2. служат для распространения в обществе определенных политических взглядов и идей
а) правильно только 1
б) правильно только 2 +
в) оба варианта правильные

16. Политической партией является организация, которая:
а) объединяет людей по интересам
б) борется за власть +
в) образуется стихийно

17. Что относится к формам территориально государственных устройств:
а) Монархия
б) Республика
в) Федерация +

18. Правильны ли следующие суждения о либеральной политической идеологии:
1. ЛПИ в качестве основной ценности выделяет равенство людей перед законом и судом
2. ЛПИ в качестве основной ценности выделяет поддержку богатыми неимущих социальных слоев
а) правильно только 1 +
б) правильно только 2
в) оба варианта правильные

19. Термин “открепительный талон для голосования” используется для характеристики:
а) деятельности судов
б) системы местного самоуправления
в) избирательной системы +

20. Признак, который не характеризует государство:
а) публичная власть
б) политические партии +
в) правоохранительные органы

21. Оппозиционные политические партии:
а) выражают интересы определенных социальных групп +
б) имеют большинство в законодательном собрании
в) определяют состав правительства

22. Что не относится к политической деятельности:
а) выборы Президента РФ
б) выпуск акций открытым акционерным обществом +
в) реформа монетизации льгот

23. Как называется цепь политических событий и состояний, которые изменя­ются с течением времени:
а) исторический процесс
б) политическая деятельность
в) политический процесс +

24. Что не относится к большим социальным группам как субъектам политики:
а) нации
б) политические элиты +
в) классы

25. Какое название имеет политическая организация, которая управляет совместной деятельностью и отношениями людей в целях сохранения целостности общества и поддержания порядка:
а) политическая партия
б) международная организация
в) государство +

26. Кто является автором знаменитого изречения “Цель оправдывает средства”:
а) Ленин
б) Макиавелли +
в) Маркс

27. Политическими не являются эти отношения:
а) между иностранным гражданином и Федеральной ми­грационной службой +
б) между Президентом США и Президентом РФ
в) между РФ и Советом Безопасности ООН

28. Для кого был характерен философско – иррационалистический взгляд на власть, под которой понималась воля и способность к самоутвержде­нию:
а) Энгельса
б) Ницше +
в) Маркса

29. Выберите философа, который причину и сущность власти видел в неравенстве и расколе общества на классы:
а) Фрейд
б) Макиавелли
в) Маркс +

30. Как называются действия осознанные, спланированные, с ясным пониманием целей и необходимых средств:
а) рациональными +
б) самопроизвольными
в) иррациональными

ОГЭ. ПОЛИТИКА

Политический режим (от лат. управление) – совокупность методов, средств и приёмов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы.

Особенности политического режима:

  • объем прав и свобод человека,
  • методы осуществления государственной власти,
  • характер отношений между государством и обществом,
  • наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений,
  • пути формирования политических институтов,
  • методы выработки политических решений.

Типы политических режимов.

Демократический режим.

Демократический режим – политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод; основывается на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан.

Признаки демократического режима.

Примеры.

Австрия, Россия, США, Швейцария, Швеция и многие другие современные страны.

Антидемократические режимы.

Антидемократический режим — политический режим, для которого характерно отсутствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права, неприятие демократических принципов управления, политического плюрализма.

Виды антидемократических режимов:

Авторитарный режим

Авторитарный режим – это политический режим, который занимает промежуточную позицию между демократией и тоталитаризмом, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения, принижении или подавлении роли других , прежде всего представительных, органов власти, общественных и политических организаций.

Признаки авторитарного режима.

  • Небольшое число носителей власти (один человек, или группа лиц).
  • Неограниченность власти, отсутствие реальных демократических механизмов контроля за ее осуществлением.
  • Стремление использовать силу для разрешения конфликтных ситуаций.
  • Широкое использование принудительных мер, включая насилие.
  • Недопущение реальной политической оппозиции и политической конкуренции.
  • Относительная закрытость правящей элиты, назначения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе открытых и честных выборов.
  • Контроль политической жизни страны, относительная свобода в остальных сферах жизни.
  • Централизованная (командная) экономика.

Примеры.

Восточные деспотии, тирании Древнего мира, абсолютные монархии Средневековья, Чили в период правления генерала Пиночета и др.

Тоталитарный режим.

Тоталитаризм — режим, при котором государство осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества, подавляя права и свободы насильственными методами. (Термин был введен в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссолини).

Признаки тоталитарного режима.

  • Политическая цензура и пропаганда в СМИ.
  • Культ личности, вождизм.
  • Единственная общеобязательная государственная идеология.
  • Отсутствие реальных прав и свобод граждан.
  • Однопартийная система, сращивание государственного и партийного аппарата.
  • Подавление любой оппозиции.
  • Общая обязательная официальная идеологи.
  • Жёсткая цензура, надзор за СМИ.
  • Чрезвычайно широкие полномочия полиции, преобладание карательных функций поддерживания правопорядка и законности.
  • Широкое использование принудительных мер, включая массовый террор.
  • Изоляция от внешнего мира (“железный занавес”).
  • Преследование инакомыслия, создание в общественном сознании образа “врага народа” (внутреннего и внешнего).
  • Жесткая централизация государственного управления, разжигание социальной и национальной розни. Развязывание террора по отношению к собственному народу.
  • Командно-административная экономика, отсутствие частной собственности и экономических свобод; в некоторых странах мощный государственный сектор может соседствовать с рыночной экономикой.
  • Политический монополизм, подавление региональной самостоятельности и упразднение местного самоуправления.

Примеры.

Итальянский и немецкий фашизм, советский социализм периода И.В. Сталина, китайский маонизм и др.

ОГЭ. ПОЛИТИКА

Политический режим (от лат. управление) – совокупность методов, средств и приёмов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы.

Особенности политического режима:

  • объем прав и свобод человека,
  • методы осуществления государственной власти,
  • характер отношений между государством и обществом,
  • наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений,
  • пути формирования политических институтов,
  • методы выработки политических решений.

Типы политических режимов.

Демократический режим.

Демократический режим – политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод; основывается на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан.

Признаки демократического режима.

Примеры.

Австрия, Россия, США, Швейцария, Швеция и многие другие современные страны.

Антидемократические режимы.

Антидемократический режим — политический режим, для которого характерно отсутствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права, неприятие демократических принципов управления, политического плюрализма.

Виды антидемократических режимов:

Авторитарный режим

Авторитарный режим – это политический режим, который занимает промежуточную позицию между демократией и тоталитаризмом, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения, принижении или подавлении роли других , прежде всего представительных, органов власти, общественных и политических организаций.

Признаки авторитарного режима.

  • Небольшое число носителей власти (один человек, или группа лиц).
  • Неограниченность власти, отсутствие реальных демократических механизмов контроля за ее осуществлением.
  • Стремление использовать силу для разрешения конфликтных ситуаций.
  • Широкое использование принудительных мер, включая насилие.
  • Недопущение реальной политической оппозиции и политической конкуренции.
  • Относительная закрытость правящей элиты, назначения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе открытых и честных выборов.
  • Контроль политической жизни страны, относительная свобода в остальных сферах жизни.
  • Централизованная (командная) экономика.

Примеры.

Восточные деспотии, тирании Древнего мира, абсолютные монархии Средневековья, Чили в период правления генерала Пиночета и др.

Тоталитарный режим.

Тоталитаризм — режим, при котором государство осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества, подавляя права и свободы насильственными методами. (Термин был введен в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссолини).

Признаки тоталитарного режима.

  • Политическая цензура и пропаганда в СМИ.
  • Культ личности, вождизм.
  • Единственная общеобязательная государственная идеология.
  • Отсутствие реальных прав и свобод граждан.
  • Однопартийная система, сращивание государственного и партийного аппарата.
  • Подавление любой оппозиции.
  • Общая обязательная официальная идеологи.
  • Жёсткая цензура, надзор за СМИ.
  • Чрезвычайно широкие полномочия полиции, преобладание карательных функций поддерживания правопорядка и законности.
  • Широкое использование принудительных мер, включая массовый террор.
  • Изоляция от внешнего мира (“железный занавес”).
  • Преследование инакомыслия, создание в общественном сознании образа “врага народа” (внутреннего и внешнего).
  • Жесткая централизация государственного управления, разжигание социальной и национальной розни. Развязывание террора по отношению к собственному народу.
  • Командно-административная экономика, отсутствие частной собственности и экономических свобод; в некоторых странах мощный государственный сектор может соседствовать с рыночной экономикой.
  • Политический монополизм, подавление региональной самостоятельности и упразднение местного самоуправления.

Примеры.

Итальянский и немецкий фашизм, советский социализм периода И.В. Сталина, китайский маонизм и др.

Читайте также: