Верно ли что правовая система древней индии носила светский характер

Обновлено: 02.07.2024

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Специфические черты права, отразившие особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древней Индии и Древнего Китая проявились прежде всего в его источниках. На сегодняшний день Восток с его культурой, историей и правом все чаще становится предметом научного исследования, так как это важно для самопознания и самоидентификации, а нам, как представителям другой культуры, все это интересно вдвойне.

Актуальность заявленной темы состоит в том, что при исследование исторических аспектов возникновения, становления и развития права в Древней Индии и Древнем Востоке, и проведении сопоставительного анализа права этих двух стран, во-первых, мы приобретаем опыт проведения научного исследования и применения методов научного познания, обретенных за годы учебы, во-вторых, мы имеем возможность проследить при помощи полученных знаний влияние древнего права на современное состояние права Индии и Китая, в-третьих, мы можем провести сравнительный анализ права нашей страны и права Востока с целью выявления общего и особенностей, наличия или отсутствия тех или иных источников права и правовых институтов.

Целью проведения научного исследования по заявленной теме является анализ права Древнего Китая и Древней Индии с выявлением общих и особенных закономерностей своего развития.

1. Выявить предпосылки, повлекшие возникновения права в Древней Индии и в Древнем Китае и оказавшие на характер права решающее влияние;

3. Рассмотретьособенности правовой регламентации института имущественных отношений в источниках права Древнего Китая и Древней Индии;

4. Раскрыть особенности правового регулирование брачно-семейных отношений в праве Древней Индии и Древнего Китая;

5. Выявить особенности правового закрепления институтов уголовного права в источниках права Древней Индии и Древнего Китая.

В основе права Индии положены религиозные принципы: понятие драхмы, закрепление неравенства варн, особое значение ритуала, ритуальной чистоты и нечистоты индуса, системы искупления с целью очищения, в том числе и за совершенные преступления. Древняя Индия понятия права, как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, не знает. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, носившим ярковыраженный религиозный характер. Древняя Индия также имеет весьма слабую государственность, характерным проявлением для Индии является исторически сложившиеся слои общества – варны. В Индии пожизненно фиксированный социальный статус индивида почти не представлял простора для престижных устремлений и это сыграло существенную роль в устремлении людей в сторону поиска мокши и нирваны, поэтому для Индии не характерна социально-политическая активность, что проявилось и в формирование права.

Для Китая характерна наоборот социально-политическая активность, через источники права. их содержание возможно стремиться к качественному улучшению жизни и личной доли каждого.

Особое место среди источников права Индии занимают дхармашастры – сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и артхашастры – трактаты о политике и праве. Понятие дхармы имеет несколько значений. Под ним понимается и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности. Наряду с термином дхарма в древнеиндийском праве существовало понятие, "ньяя", сходное с европейским понятием – закон. Ньяя уже по содержанию понятие чем дхарма и обозначает общепринятую норму поведения, нарушение которой влекло за собой наказание, применяемое государством.

С появлением Законов Ману (далее ЗМ) и последующих дхармашастр начался новый этап в развитии права в Древней Индии. В первую очередь произошло переосмысление и углубление понятия дхармы. Она стала трактоваться в контексте не 4 стадий жизни индуса, а правил жизни четырех варн. Качественное изменение коснулось и содержания дхарашастр: большее внимание стало уделяться договорным и имущественным отношениям, ответственности за их нарушение (о неуплате долга, закладе, границах земельных участков и пр.). Правовые нормы в них были более упорядочены, классифицированы. Все это можно объяснить тем, то Индия испытывала светское влияние и как следствие – приспособление к нуждам практического применения. Также необходимо сказать о структуре дхармашастр. Начиная с ЗМ, правовые нормы стали строиться на основе 18 поводов судебного разбирательства: поводы (нормы) - договорные отношения (VIII, 4); затем идут нормы, касающиеся неуплаты жалования, нарушения соглашения, отмены купли-продажи, спора хозяина с пастухом (VIII, 4), нормы, касающиеся конкретных деликтов-преступлений, далее поводы, связанные с брачно-семейным и наследственным правом, а также азартными играми, приравниваемых к преступлениям. Еще одна дхармашастра – Яджнавалкья – в рамках 18 членной системы более пристальное внимание уделяет процессуальным нормам. И наконец, Нарадсмрити представляет собой законченный юридический памятник права Древней Индии, в котором на достаточно высоком уровне сформулированы абстрактные рекомендация, что говорит о практическом назначение дхармашастры.

Между дхармашастрами не может быть противоречий. Если же они выявляются, то должны быть разрешены соответствующим толкованием: ЗМ гласит, что когда имеются противоречия в двух отрывках священного откровения, они оба . объявлены правильной дхармой" (III, 14).

Особое место в системе источников права Индии занимала литература светского жанра, относящаяся к науке политики – артхашастры. Ее содержанием является рассмотрение дхармы царя, внутренней и внешней политики,

Дхармашастры признают артхашастры в качестве источника права, но вместе с тем в Ядж. Говорится, "что дхармашастра имеет большее значение, чем артхашастр" и в последствии прекратилось дальнейшее развитие литературного жанра артхашастр. Учитывая исторические особенности развития Древней Индии (слабая государственная власть, автономность общин), мы можем сделать вывод, что именно они легли в основе возможности наличия права двух уровней: государственного (артхашастра) и общинного (дхармашастра). Значение этих письменных памятников велико, но помимо них на всех этапах развития страны за обычаем признавалась роль его приоритетного источника. Так, в дхармашастрах содержатся отсылки к обычаю и в общей декларативной форме, и по конкретным нормам права. Под обычаем понималось поведение "добрых, благоразумных людей" в соответствии с моралью, общественной пользой.

Но, появление писаных законов не могло изменить свойственный всему древнему праву Китая порядок, при котором непосредственному приказу вышестоящего лица, вплоть до правителя, или правилам нравственности, возведенным в ранг общепринятых установлений Конфуцием или его последователями, отводилось главное место в регулировании жизнедеятельности китайского общества. Законы не вытеснили и широко распространенных во все времена на общинном уровне норм обычного права, регулирующих многие стороны общественных отношений.

Таким образом, на виды источников права Древней Индии и Древнего Китая оказали влияние, выявленные нами предпосылки возникновения права. Религиозные учения в Индии и философские учения в Китае легли в основу появившихся источников права. Для Индии источниками права выступали: артхашастры, дхармашастры и обычаи, а для Китая – законы, правила нравственности, возведенные в ранг общепринятых правил и обычаи.

Правовая регламентация института имущественных отношений в источниках права Древнего Китая и Древней Индии

Из анализа Ядж. и ЗМ можно увидеть о том, что Древняя Индия знает понятие право собственности. Об этом свидетельствует, например, наличие в ЗМ норм о сроках давности пользования, владения вещью, влекущих за собой превращение владения в собственность (VIII., 147). Индия хорошо понимала разницу между собственностью и владением. Законы указывают на семь возможных способов приобретения права собственности. Право Китая также знает право собственности.

Помимо земли важнейшим объектом права собственности в Китае выступали рабы. В период Инь рабы находились на положении скота. Они считались государственной собственностью и, хотя находились во владение частных лиц, купли-продажи еще не было. Во времена Чжоу стал возможен обмен, покупка раба. В V—III вв. до н.э. существовали две категории рабов: государственные и частные, причем частное рабовладение играет все большую роль. Для периода Цинь характерна широкая свободная торговля рабами.

Для Индии характерно уделение внимания охране частной собственности: например, за незаконное присвоение чужой собственности накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.

Так же необходимо сказать о регламентации обязательств. Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров. Одним из первых является договор мены, который постепенно по значимости уступает место договору купли-продажи. При совершении торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме и, кроме того, уплачивалась пошлина. Довольно широкое распространение получил договор дарения: земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. В период Чжаньго был известен договор займа, развивается ростовщичество. Договор займа оформлялся долговой распиской. Были известны отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Развитие договора займа привело к появлению долгового рабства. В У—Ш вв. до н.э. довольно часто заключался договор аренды земли. К III в. до н.э. относятся сведения о договоре личного найма.

Применение труда свободных наемных работников послужило регламентации в ЗМ этого вида договора. Многовековой практикой были установлены нормы оплаты труда работника — 1/10 часть урожая, но они, как правило, не соблюдались, из-за его зависимости. Он вынужден был отказываться от остатков личной свободы, становясь рабом "за содержание". Наемный труд презирался высшими варнами, в ЗМ (примечание шлоке 4, гл. IV) услужение характеризуется как "собачий образ жизни", а брахману всячески рекомендуется избегать его.

Таким образом, право и Древней Индии и Древнего Китая знало основные институты, регламентирующие имущественные отношения: право собственности и обязательственное право. Для права Индии характерна более детальная проработка основных понятий, касающихся сделок в целом, и отдельно взятых договоров.

Для древнего Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества не имела, права женщин в наследовании были ограничены. Первейшей целью брака было обеспечение физического и духовного воспроизводства семьи, которое достигалось рождением прежде всего мужского потомства. Брак заключался родителями и скреплялся частным соглашением. Нарушение которого влекло за собой не только определенные материальные потери, но и наказание в уголовном порядке старших в семье. В Китае требовалась строгая верность жены мужу. Существовал принцип: одна жена – один муж.

Для Индии также было характерно приниженное, подчиненное положение женщины. Здесь сохранились большие патриархальные кланы, в которых глава семьи обладал огромной, почти неограниченной властью. В сфере семейных отношений наиболее отчетливо проявилось влияние социокультурных традиций, норм обычного права. Об этом свидетельствует, например, указание на восемь разноречивых форм брака, которые были распространены в Индии и которые шастры не могли не учитывать. Главным назначением женщины считалось рождение и воспитание детей, прежде всего сыновей, на которых падала обязанность совершать поминальные обряды по умершим предкам. Потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства. В силу этого законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Женщина в данном случае приравнивалась к домашним животным, рабыням, потомство которых принадлежало хозяину (ЗМ, IX, 52 — 55). Допускалась также, хотя и считалась грехом, продажа жены и детей (ЗМ, XI, 69). Продажа сыновей не влекла, как правило, обращения их в рабов. Подаренные и проданные в крайних обстоятельствах сыновья (видимо, в бездетные семьи) получали все права прямых родственников в новых семьях. Жена считалась не 'только собственностью мужа, она составляла как бы часть его самого. Не случайно даже проданная жена не освобождалась от мужа (ЗМ, IX, 46), а право на нее в представлении древнего индийца сохранялось и за умершим мужем. Традиционные установки лежали и в основе запрещения повторных браков вдов (ЗМ, IX, §4) и обычая самосожжения вдов на погребении своего мужа.

Таким образом, для семейного права Древней Индии и Древнего Китая было характерно приниженное положение женщины в семье. Ее правовой статус зависел от мужа. Главное предназначение семьи было в воспроизводстве и в первую очередь сыновей. Хотя и имелись особенности в правовой регламентации семейно-брачных отношений, например, в заключении брака.

Особенности правового закрепления институтов уголовного права в источниках права Древней Индии и Древнего Китая

Перечень преступлений, закрепленных источниками права Китая велик. В эпоху Чжоу насчитывалось 3000 различных преступлений. Среди них государственные (мятеж, заговор), религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу), против личности (убийство, нанесение телесных повреждений), против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота), воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, непроявление мужества воином). Как преступления рассматривались отказ от уплаты налога, пьянство, которое влекло за собой смертную казнь. В праве Индии на первом месте стояли преступления против государства (служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот). Полного перечня не содержится в памятниках права Индии. Также говорится о преступлениях против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений уделяется внимание краже. ЗМ четко разграничивает кражу как тайное хищение и грабеж как совершаемое в присутствии потерпевшего и с насилием к нему.

Для Индии больше чем для Китая были характерны пережитки старины: принцип талиона, ответственность общины за преступление, совершенное на его территории. ЗМ определяют наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применять наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени осознанности его. Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменялась бритьем головы), через посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление,; членовредительские наказания; штрафы; изгнание; тюремное заключение. Во времена закона Ману кровная месть не применялась.

Для Индии характерно довольно высокий уровень развития уголовного права, так как четко проявляется указание на формы вины, на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне, чего не было в уголовном праве Китая, но с другой стороны, для Индии дольше было характерно использование кровной мести, чем в Китае.

Таким образом, проведя сравнительный анализ права Древней Индии и Древнего Китая, можно сделать следующие выводы:

2. На виды источников права Древней Индии и Древнего Китая оказали влияние, выявленные нами предпосылки возникновения права. Религиозные учения в Индии и философские учения в Китае легли в основу появившихся источников права. Для Индии источниками права выступали: артхашастры, дхармашастры и обычаи, а для Китая – законы, правила нравственности, возведенные в ранг общепринятых правил и обычаи;

3. Право и Древней Индии и Древнего Китая знало основные институты, регламентирующие имущественные отношения: право собственности и обязательственное право. Для права Индии характерна более детальная проработка основных понятий, касающихся сделок в целом. И отдельно взятых договоров;

4. Для семейного права Древней Индии и Древнего Китая было характерно приниженное положение женщины в семье. Ее правовой статус зависел от мужа. Главное предназначение семьи было в воспроизводстве и в первую очередь сыновей. Хотя и имелись особенности в правовой регламентации семейно-брачных отношений, например, в заключение брака;

5. Для Индии характерно довольно высокий уровень развития уголовного права, так как четко проявляется указание на формы вины, на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне, чего не было в уголовном праве Китая, но с другой стороны, для Индии дольше было характерно использование кровной мести, чем в Китае.

3.История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов./Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф.Жидкова О.А.

4.Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под. ред. К.И. Батыра и Е.В.Поликарповой.-М.. 1996.-Ч. 1,2

5.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М.Черниловского – М.: 1984 г.;

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Выполнила студентка 1 курса юридического факультета Сидоренко Юлия. Презента.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнила студентка 1 курса юридического факультета Сидоренко Юлия. Презента

1 слайд

Описание слайда:

Выполнила
студентка 1 курса юридического факультета
Сидоренко Юлия.

Источники права Древней Индии.Веды — священные книги глубокой древности — з

2 слайд

Описание слайда:
Описание слайда:

Существует четыре Веды:

Дхармасутра - древнейшие индийские законники, относящиеся к ведийской

4 слайд

Описание слайда:

- древнейшие индийские законники, относящиеся к ведийской литературе. Они написаны стихами вперемежку с прозой и представляют собой большею частью короткие, афористические правила, предназначенные для заучивания наизусть. Они относятся к V-VI в. до н.э. Впоследствии из них выработались метрические законники, так называемые Дхармашастры (см.), образчиком которых служит законник Ману.
Среди дхармашастр бесспорный авторитет имеют Законы Ману, предписания которых охватывают широкий круг проблем. В Законах Ману уже четко прослеживается тенденция к распространению регулирующей роли права на те сферы общественных отношений, которые ранее регламентировались обычаем, религиозным предписанием.
Собственно праву в Законах Ману посвящены две главы из. Здесь же предпринимается попытка систематизировать нормы права.

Смрити — ритуальные, научные, правовые трактаты, возникшие на основе брахман,

5 слайд

Описание слайда:

Смрити — ритуальные, научные, правовые трактаты, возникшие на основе брахман, комментирующие веды. Сами трактаты известны под названием дхармасутр. Теоретически, если текст смрити расходился с ведическим текстом, он не может действовать в качестве источника права, ибо веды — источник всех знаний. Там, где имеются расхождения между ведическим текстом и смрити, преимущество признается за ведой — таков основной принцип древнеиндийского права.

Дхармашастры В широком значении этого слова, включающие и дхармасутры, — р

6 слайд

Описание слайда:

Артхаша́стра — древнеиндийский политический и экономический трактат, составит

7 слайд

Описание слайда:

Сборник Нарада примечателен прежде всего тем, что носит характер правовых пре

8 слайд

Описание слайда:

Сборник Нарада примечателен прежде всего тем, что носит характер правовых предписаний. Несмотря на то, что он имеет текстуальное сходство с Законами Ману, в него включены некоторые важные положения, свидетельствующие о действии сил, направленных против старых религиозно-ортодоксальных канонов древнего права.

Нарада — законченное юридическое произведение, свидетельствующее о достаточно высоком уровне правовой культуры, своеобразная вершина развития древнего права Индии, прошедшего многовековой и сложный процесс формирования — от брахманских учебников-наставлений до судебников, затрагивающих почти все аспекты материального и процессуального права.

Но как бы ни было велико значение писаны

9 слайд

Описание слайда:


Но как бы ни было велико значение писаных памятников права в Древней Индии, следует отметить, что на всех этапах развития страны за обычаем признавалась роль его приоритетного источника. В дхармашастрах содержатся отсылки к обычаю и в общей декларативной форме, и по конкретным нормам права.

Спасибо за внимание!

10 слайд

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Основные источники права Древней Индии - сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и артхашастры - трактаты о политике и праве. Дхармы - свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса.

Специфические черты права, отразившие особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древней Индии, проявились прежде всего в источниках права, среди которых особое место занимают дхармашастры - сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и артхашастры - трактаты о политике и праве. Понятие дхармы многогранно. Это и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности.

Наряду с термином дхарма в древнеиндийском праве существовало понятие "нъяя", сходное с европейским - закон, более узкое понятие, чем дхарма, обозначающее общепринятую норму поведения, нарушение которой влекло за собой наказание, применяемое государством.

Дхармашастры, составленные брахманами сначала для своих учеников, со временем были признаны не только авторитетными источниками права, но на определенном этапе даже вытеснили артхашастры, взяв из них то, что относилось к собственно праву. Включение в дхармашастры правовых тем и предписаний явилось вначале прямым следствием определения дхармы царя (раджа-дхармы) как охранителя мира и порядка.

К важной потере для исторической науки относится то, что не установлено ни полного количества дхармашастр, писавшихся и распространявшихся в Древней Индии в течение столетий, ни точного времени их появления. Они содержали материалы разного происхождения и достоверности, следы поздних вставок, многочисленных исправлений. Практически ни одна дхармашастра не может быть датирована более точно, чем в пределах двух-трех веков, ибо эти брахманские произведения строились по традиционным канонам, свойственным литературе данного жанра, комментирующей священные книги индусов - веды, с неизменными ссылками на древних мудрецов.

Старейшие дхармашастры - Гаутама, Баудхаяна, Апастамба, Васиштха, носившие название дхармасутр (сутра - нить), появились, видимо, в начале второй половины I тысячелетия до н.э. и на рубеже н.э. На их основе возникла обширная литература собственно дхармашастр - Манусмрити, или Законы Ману (II в. до н.э. - II в. н.э.) (в дальнейшем - ЗМ), джнавалкьясмрити (II-III вв. н.э.), Нарадасмрити (III-IV вв. н.э.). Законы Ману, содержание которых чаще всего воспроизводилось в более поздних произведениях этого жанра, среди других дхармашастр занимают особое место.

Появление ЗМ и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии, которая стала все больше испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения. Это сказалось в углублении самого понятия дхармы, трактуемой в контексте правил жизни четырех варн (а не четырех стадий жизни индуса - ашрам), и в большем разнообразии, обособлении собственно правовых предписаний, входящих в раздел раджадхарма.

Если в дхармасутрах в основном рассматривались деликты-преступления против личности: убийство, прелюбодеяние, оскорбление, воровство, которые объединялись общим понятием - хим-са (нанесение ущерба, обиды личности), то в более поздних дхармашастрах все большее внимание стало уделяться договорным и имущественным отношениям, ответственности за их нарушение (о неуплате долга, закладе, границах земельных участков, разделе наследства и пр.). Правовые нормы в этих дхармашастрах были более упорядочены, классифицированы. Начиная с ЗМ, они стали строиться на основе 18 поводов судебного разбирательства.

Первая группа поводов (норм) судебного разбирательства по ЗМ касается договорных отношений - неуплата долга, заклад, продажа чужого, участие в торговом или ином объединении, неотдача данного (VIII, 4); затем идут нормы, касающиеся неуплаты жалования, нарушения соглашения, отмены купли-продажи, спора хозяина с пастухом (VIII, 5). Следующая группа носит иную направленность. От обязательственных отношений составитель переходит к конкретным деликтам-преступлениям. Это споры о границе (земельных участков), клевета и оскорбление действием, кража, убийство, насилие и прелюбодеяние (ЗМ, VIII, 6). Все эти деяния, а также потрава скотом урожая, ранее других были закреплены в дхармашастрах, составив ядро древнеиндийского деликтного права. Они входили в понятие вреда, нанесенного личности человека (химса).

Последующие поводы судебного разбирательства, ассоциативно связанные с предыдущими, касались нарушения норм брачно-семейного и наследственного права (VIII, 7), а также азартных игр, приравниваемых к преступлениям. Таким образом, имеющая внутреннюю логику система изложения норм в шастрах в соответствии с 18 поводами судебного разбирательства значительно отличалась от современной отраслевой системы, ибо здесь нельзя разделить нормы гражданского и уголовного права и пр.

Нарадсмрити предстает законченным юридическим произведением, целиком посвященным вопросам права, которое свидетельствует о достаточно высоком уровне развития правовой культуры. Составитель Нарады отходит от указаний на конкретные наказания по каждому виду преступления, ограничиваясь абстрактными рекомендациями в форме: "заслуживает штрафа", "пусть его накажет царь или судья", отсылая в большинстве случаев к обычаю, к признанным на местах нормам обычного права. Это обстоятельство - явный признак сугубо практического назначения данной дхармашастры.

При большом разнообразии дхармашастр можно увидеть глубокое сходство между ними, взаимовлияние, взаимозависимость, текстуальное совпадение, а главное - единство религиозно-философских концепций, принципов, на которых они основывались. Это прежде всего понятие самой дхармы, закрепление неравенства варн, особого значения ритуала, ритуальной чистоты и нечистоты индуса, системы искупления с целью очищения, в том числе и за совершенные преступления.

К этим концепциям относится и традиционный религиозный взгляд на источники права Древней Индии, согласно которому все его содержание, границы действия норм предопределены ведами - священными источниками "всех знаний" Отсюда делается вывод, что между дхармашастрами не может быть противоречий. Если же они выявляются, а их в действительности было множество, то они должны быть разрешены соответствующим толкованием. "Когда имеются противоречия в двух отрывках священного откровения, они оба. объявлены правильной дхармой", - записано в ЗМ (III, 14).

Особое место среди источников права Древней Индии на определенном этапе ее истории занимала литература чисто светского жанра, относящаяся к науке политики, - артхашастры. Одно из таких произведений, дошедших до нас, представляет собой научный трактат об искусстве политики и управления государством, предписываемый Каутилье, советнику царя из династии Маурьев Чандрагупты (конец IV в. до н.э.). В этом произведении (по уточненным данным относящемся к рубежу I тысячелетия до н.э. - I тысячелетия н.э.) содержатся обширные сведения, имеющие прикладной, деловой смысл: об администрации и финансах Древней Индии, судопроизводстве, организации суда, преступлениях и наказаниях.

Главное содержание Артхашастры (в дальнейшем - Арт.). - рассмотрение дхармы царя, внутренней и внешней политики, в центре внимания которой стоит понятие государственной выгоды, пользы (артхи), отодвигающей на второй план и религиозную мораль, и греховность правонарушения, и необходимость религиозного искупления.

Эта кшатрийская литература опиралась, видимо, на другую предшествующую ей литературу практического характера, а также на нормы царского законодательства. Об этом свидетельствуют содержащиеся в Арт. сведения о хранящихся в государственном архиве записях обычаев отдельных мест, общин, каст, копиях царских указов, а также о специальной "науке о поимке воров" и руководстве по организации "пыток, наказаний, сопряженных с истязаниями" (Арт., IV, 11(26).

Важное значение для изучения права имеет книга III Арт. - "Область деятельности суда", логически связанная с книгой IV "О поддержании общественного порядка". В III книге легко найти отражение 18 поводов судебного разбирательства, известных дхармашастрам, но в ней более полно представлена картина правовой системы страны. Здесь в логико-тематической последовательности рассматриваются вопросы, касающиеся судебного процесса, брака, наследования, собственности, обязательственного права и пр.

Дхармашастры признают неортодоксальную артхашастру в качестве источника права. Вместе с тем в Ядж. (II, 21) подчеркивается, "что дхармашастра имеет большее значение, чем артхашастра". Уже в этих положениях нашел отражение процесс постепенного изменения роли Арт. в судопроизводстве, которая стала все больше уступать место дхармашастрам, активно заимствующим ее правовые нормы и положения. Эти же процессы привели, видимо, в начале I тысячелетия н.э. к прекращению дальнейшего развития литературного жанра артхашастр, в котором Артхашастра, приписываемая Каутилье, являлась последним, обобщающим произведением.

Одновременное появление двух традиционных жанров в правовой литературе было связано с историческими особенностями развития Древней Индии, с той же слабостью государственной власти, автономностью общин, особым положением в социальной структуре варны брахманов. Оно демонстрирует развитие права в Древней Индии как бы двух уровней: государственного (артхашастра) и общинного (дхармашастра). Сами же юридические трактаты, развивающиеся в одной и той же культурной среде, за счет отбора и включения в свои тексты многочисленных обычаев тесно взаимодействовали друг с другом, о чем свидетельствует сходство их многих положений.

Как бы ни было велико значение писаных памятников права в Древней Индии, следует отметить, что на всех этапах развития страны за обычаем признавалась роль его приоритетного источника. В дхармашастрах содержатся отсылки к обычаю и в общей декларативной форме, и по конкретным нормам права.

Обычай (ачара, адачара и пр.) трактовался в плане поведения "добрых, благоразумных людей" в соответствии с моралью, общественной пользой. Постепенно под влиянием ряда факторов, в частности непрекращающегося воздействия на общинно-кастовую систему соседствующего с индийскими общинами первобытного окружения, установилась практика, что не только одобренный брахманом обычай, но и всякий другой (в том числе обычай шудр и лиц, имеющих смешанное происхождение, а также жителей завоеванных стран) мог признаваться в царских судах.

На отдельных этапах эволюции правовой системы Древней Индии менялось отношение к царскому узаконению, повелению (эдикту) как источнику права. Ранние дхармашастры (дхармасутры), такие как Гаутам, Васишхта, не говорят о законодательных полномочиях царей и объявляют дхармой правителя лишь наказание преступников и суд над ними в соответствии с положениями "священного закона". В этих дхармасутрах нет свидетельств о вмешательстве царей в деятельность общинных судов. Иначе решается вопрос в "светской" Артхашастре. Здесь эдиктам царей отводится большая сила, чем дхармашастрам. Одна из особенностей поздней из дхармашастр - Нарады в том, что согласно ее предписаниям (XVIII, 24, 25) царские повеления превосходят любые положения смрити. Вместе с тем в Нараде указано, что по мере возможности эдикты царя не должны нарушать фундаментальных принципов и правил, которые содержатся в дхармашастрах.

Основным источником изучения государства и права Древ­ней Индии являются религиозно-правовые трактаты — дхармашастры. Дхарма — непереводимое понятие, означает порядок в мире, который пронизывает все живое и неживое; шастра — трактат, дхармашастра — наставления в дхарме. Трактаты явля­лись не юридическими сборниками, фиксировавшими общеобя­зательные нормы, а только сводами предписаний, составленных богословскими школами. Общая численность полностью или час­тично сохранившихся дхармашастр превышает 20, но древнейшей и наиболее почитаемой в древности и Средние века оставалась манавадхармашастра.

Манавадхармашастра записана на санскрите и подразделяется на 12 тематических глав, состоит из 2685 двустиший (шлоков):

гл. I развивает религиозную концепцию происхождения Вселенной, человеческого общества и варн;

гл. II содержит нормы и правила в период учебы;

гл. Ill—V посвящены обычаям и правилам домохозяина- семьянина, в том числе нормам и требованиям к оформлению правильного брака, семейной жизни и т.д.;

гл. VI описывает правила отшельнической жизни;

гл. VII регламентирует государственное управление и обя­занности правителя;

гл. VIII посвящена судопроизводству и юридической практике;

гл. IX посвящена семейному праву, обязанностям членов варн, санкциям за преступления;

гл. X определяет статусы детей, рожденных от межварновых и межкастовых браков, обязанности членов варн при экст­раординарных обстоятельствах;

гл. XI содержит предписания об искуплении грехов;

гл. XII дает представления о посмертном воздаянии за гре­хи в земной жизни.

К периоду I—II вв. относится дхармашастра легендарного свя­того мудреца Яджнавалкьи (Яджнавалкья-смрити; букв, смрити — память). Дхармашастра представляет собой типичный сборник наставлений религиозного и правового порядка. Сборник со­держит предписания в области религиозных обрядов, статусных и профессиональных обязанностей членов варн, имущественных правоотношений, семейного права, судебной практики и т.д. Дхар­машастра со специальными комментариями действовала в каче­стве основного источника права и в средневековый период.

Одной из поздних дхармашастр является и нарада-смрити (законы Нарада), авторство которой традиционно приписывает­ся брахману Нарада. Составление сборника относится к периоду IV—VI вв. В отличие от других дхармашастр нарада-смрити не рассматривает вопросы культа и религиозного поведения, пред­ставляет собой собрание норм гражданского и уголовного права, а также содержит важные данные по семейному праву и рабо­владению.

Ценнейшим источником сведений о правовых институтах Древней Индии, в том числе о правах и взаимоотношениях варн и каст, семейном праве, формах рабства, является артхашастра Каутильи. Ее авторство приписывается брахману Каутилье Вишнугупте (Чанакье), советнику Чандрагупты, однако есть достаточ­ные основания полагать, что этот трактат относится к I в. н.э. Артхашастра (артха — польза) состоит из 15 книг, третья и час­тично четвертая посвящены правовым вопросам. Трактат содер­жит практические наставления по управлению государством, приводит много сведений об административной, экономической, военной и других сторонах жизни Древней Индии, об отноше­ниях между социальными группами населения и др.

Манавадхармашастра подробно и обстоятельно фиксирует варновое деление общества и устанавливает отдельные нормы и правила для представителей отдельных варн, а также для соци­альных групп выпадающих из этой системы. Однако сборник признает и общую дхарму для всех варн, укладывающуюся в рамки универсальной морали (правдивость, ненанесение вреда, умеренность и т.д.).

Вещное право по законам Ману соответствует периоду домини­рования патриархального общинного строя. Собственность (преж­де всего на землю) классифицируется следующим образом: об­щинная, частная, царская, священная (храмовая).

Имущество могло быть приобретено семью законными спо­собами: наследование, получение, покупка, завоевание, ростовщиче­ство, исполнение работы, получение милостыни (способ, преду­смотренный только для брахманов).

Приобретение вещи признается законным только в случае приобретения ее у собственника. Украденная вещь в любом слу­чае возвращалась прежнему владельцу. Отдельно рассматривает­ся способ приобретения по давности владения, для чего требо­валось фактическое обладание вещью в течение десяти лет.

Обязательства рассмотрены в манавадхармашастре довольно подробно. Четко регламентируются правила заключения догово­ра, не имели права заключать договор неправомочные лица (су­масшедшие, малолетние, пьяные и т.д.). Договор признавался недействительным, если заключался вопреки закону или обы­чаю; не допускались тайные соглашения; отсутствие гласности при оформлении договорных обязательств считалось противоза­конным.

Номенклатура договоров была обширна. Манавадхармашастра упоминает следующие их типы договоров: купли-продажи, за­емный, найма, аренды, дарения, перевозки и др.

При регулировании договора займа манавадхармашастра чет­ко определяет максимальный размер взимаемых процентов, кото­рые устанавливались в зависимости от Варны: для брахманов — 2%, для кшатрия — 3% и т.д. В качестве обеспечения обяза­тельств применялись как поручительство, так и имущественный залог. При заключении договора купли-продажи обязательно при свидетелях допускалось его расторжение в течение десяти дней без указания причины.

Обязательства из деликтов также известны манавадхармашастре. Основанием для их возникновения могла быть, например, порча имущества. Следствие такого типа обязательств — возме­щение ущерба и выплата штрафа.

Расторжение брака было невозможно для жены, но для мужа устанавливалось несколько законных оснований для развода, например бесплодие жены (не ранее восьмого года после свадь­бы). Супружеская неверность жестоко каралась, однако добрач­ные половые связи не возбранялись даже для женщин. Более то­го, при рождении сына в доме отца он признавался законным и не являлся препятствием для дальнейшего вступления его мате­ри в брак.

При наследовании допускалась только передача имущества по закону, завещание не применялось. По закону имущество отца делилось между его сыновьями, дочери получали только прида­ное (по 25% доли каждого брата). В случае совместного прожи­вания братьев старший среди них становился главным распоря­дителем наследства.

Уголовное право следует признать довольно развитым для сво­его времени. Помимо типичных явлений, сохранявшихся почти повсеместно (принцип талиона, применение судебных испытаний, коллективная ответственность), в манавадхармашастре чет­ко различаются тяжкое и легкое правонарушение; неосторож­ность и злой умысел (например, умышленное убийство и само­защита); правонарушение и рецидив.

Суд (по гражданским и уголовным делам) по манавадхарма­шастре носил состязательный характер. Общая численность по­водов для возбуждения судебного разбирательства составляет 18. Помимо судебных испытаний для установления истины на суде использовались свидетельские показания, качество которых, впро­чем, зависело от варнового статуса свидетеля.

Основным источником изучения государства и права Древ­ней Индии являются религиозно-правовые трактаты — дхармашастры. Дхарма — непереводимое понятие, означает порядок в мире, который пронизывает все живое и неживое; шастра — трактат, дхармашастра — наставления в дхарме. Трактаты явля­лись не юридическими сборниками, фиксировавшими общеобя­зательные нормы, а только сводами предписаний, составленных богословскими школами. Общая численность полностью или час­тично сохранившихся дхармашастр превышает 20, но древнейшей и наиболее почитаемой в древности и Средние века оставалась манавадхармашастра.

Манавадхармашастра записана на санскрите и подразделяется на 12 тематических глав, состоит из 2685 двустиший (шлоков):

гл. I развивает религиозную концепцию происхождения Вселенной, человеческого общества и варн;

гл. II содержит нормы и правила в период учебы;

гл. Ill—V посвящены обычаям и правилам домохозяина- семьянина, в том числе нормам и требованиям к оформлению правильного брака, семейной жизни и т.д.;

гл. VI описывает правила отшельнической жизни;

гл. VII регламентирует государственное управление и обя­занности правителя;

гл. VIII посвящена судопроизводству и юридической практике;

гл. IX посвящена семейному праву, обязанностям членов варн, санкциям за преступления;

гл. X определяет статусы детей, рожденных от межварновых и межкастовых браков, обязанности членов варн при экст­раординарных обстоятельствах;

гл. XI содержит предписания об искуплении грехов;

гл. XII дает представления о посмертном воздаянии за гре­хи в земной жизни.

К периоду I—II вв. относится дхармашастра легендарного свя­того мудреца Яджнавалкьи (Яджнавалкья-смрити; букв, смрити — память). Дхармашастра представляет собой типичный сборник наставлений религиозного и правового порядка. Сборник со­держит предписания в области религиозных обрядов, статусных и профессиональных обязанностей членов варн, имущественных правоотношений, семейного права, судебной практики и т.д. Дхар­машастра со специальными комментариями действовала в каче­стве основного источника права и в средневековый период.

Одной из поздних дхармашастр является и нарада-смрити (законы Нарада), авторство которой традиционно приписывает­ся брахману Нарада. Составление сборника относится к периоду IV—VI вв. В отличие от других дхармашастр нарада-смрити не рассматривает вопросы культа и религиозного поведения, пред­ставляет собой собрание норм гражданского и уголовного права, а также содержит важные данные по семейному праву и рабо­владению.

Ценнейшим источником сведений о правовых институтах Древней Индии, в том числе о правах и взаимоотношениях варн и каст, семейном праве, формах рабства, является артхашастра Каутильи. Ее авторство приписывается брахману Каутилье Вишнугупте (Чанакье), советнику Чандрагупты, однако есть достаточ­ные основания полагать, что этот трактат относится к I в. н.э. Артхашастра (артха — польза) состоит из 15 книг, третья и час­тично четвертая посвящены правовым вопросам. Трактат содер­жит практические наставления по управлению государством, приводит много сведений об административной, экономической, военной и других сторонах жизни Древней Индии, об отноше­ниях между социальными группами населения и др.

Манавадхармашастра подробно и обстоятельно фиксирует варновое деление общества и устанавливает отдельные нормы и правила для представителей отдельных варн, а также для соци­альных групп выпадающих из этой системы. Однако сборник признает и общую дхарму для всех варн, укладывающуюся в рамки универсальной морали (правдивость, ненанесение вреда, умеренность и т.д.).

Вещное право по законам Ману соответствует периоду домини­рования патриархального общинного строя. Собственность (преж­де всего на землю) классифицируется следующим образом: об­щинная, частная, царская, священная (храмовая).

Имущество могло быть приобретено семью законными спо­собами: наследование, получение, покупка, завоевание, ростовщиче­ство, исполнение работы, получение милостыни (способ, преду­смотренный только для брахманов).

Приобретение вещи признается законным только в случае приобретения ее у собственника. Украденная вещь в любом слу­чае возвращалась прежнему владельцу. Отдельно рассматривает­ся способ приобретения по давности владения, для чего требо­валось фактическое обладание вещью в течение десяти лет.

Обязательства рассмотрены в манавадхармашастре довольно подробно. Четко регламентируются правила заключения догово­ра, не имели права заключать договор неправомочные лица (су­масшедшие, малолетние, пьяные и т.д.). Договор признавался недействительным, если заключался вопреки закону или обы­чаю; не допускались тайные соглашения; отсутствие гласности при оформлении договорных обязательств считалось противоза­конным.

Номенклатура договоров была обширна. Манавадхармашастра упоминает следующие их типы договоров: купли-продажи, за­емный, найма, аренды, дарения, перевозки и др.

При регулировании договора займа манавадхармашастра чет­ко определяет максимальный размер взимаемых процентов, кото­рые устанавливались в зависимости от Варны: для брахманов — 2%, для кшатрия — 3% и т.д. В качестве обеспечения обяза­тельств применялись как поручительство, так и имущественный залог. При заключении договора купли-продажи обязательно при свидетелях допускалось его расторжение в течение десяти дней без указания причины.

Обязательства из деликтов также известны манавадхармашастре. Основанием для их возникновения могла быть, например, порча имущества. Следствие такого типа обязательств — возме­щение ущерба и выплата штрафа.

Расторжение брака было невозможно для жены, но для мужа устанавливалось несколько законных оснований для развода, например бесплодие жены (не ранее восьмого года после свадь­бы). Супружеская неверность жестоко каралась, однако добрач­ные половые связи не возбранялись даже для женщин. Более то­го, при рождении сына в доме отца он признавался законным и не являлся препятствием для дальнейшего вступления его мате­ри в брак.

При наследовании допускалась только передача имущества по закону, завещание не применялось. По закону имущество отца делилось между его сыновьями, дочери получали только прида­ное (по 25% доли каждого брата). В случае совместного прожи­вания братьев старший среди них становился главным распоря­дителем наследства.

Уголовное право следует признать довольно развитым для сво­его времени. Помимо типичных явлений, сохранявшихся почти повсеместно (принцип талиона, применение судебных испытаний, коллективная ответственность), в манавадхармашастре чет­ко различаются тяжкое и легкое правонарушение; неосторож­ность и злой умысел (например, умышленное убийство и само­защита); правонарушение и рецидив.

Суд (по гражданским и уголовным делам) по манавадхарма­шастре носил состязательный характер. Общая численность по­водов для возбуждения судебного разбирательства составляет 18. Помимо судебных испытаний для установления истины на суде использовались свидетельские показания, качество которых, впро­чем, зависело от варнового статуса свидетеля.

Читайте также: