Верховенство права разделение властей гарантированность прав и свобод человека что их объединяет

Обновлено: 02.07.2024

Власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой - подчинение ей. Государство диктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтому государственную власть можно определить как руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения. В различных обществах и государствах характер государственной власти различен: в одних “руководство” со стороны государства означает прямое насилие, в других скрытое принуждение, в-третьих - организаторскую деятельность. Имеет место и сочетание различных средств проведения государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной властью, не исполняются, принимаемые правительственными учреждениями постановления и приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдается анархия (безвластие) или возвышение какой-то иной власти[7].

Большое значение имеет легитимность, то есть формирование ее на основе закона и с учетом общественного волеизъявления.

Согласно теории разделения властей, выдвинутой в XVIII в. Ш. Монтескье, государственная власть делится на исполнительную, законодательную и судебную. Государство является одновременно и аппаратом насилия, принуждения граждан, и механизмом обеспечения общего блага. Соответственно, современное государство - механизм согласования неизбежно различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага. Одной из основополагающих целей правления является защита и поощрение прав человека и основных его свобод. Современное правовое государство призвано обеспечивать не просто формальную законность, но и справедливость, “основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности и гарантируемую учреждениями, образующими структуры, обеспечивающие ее наиболее полное выражение”. При этом к элементам справедливости относятся: свободные периодические выборы; представительная по своему характеру форма правления, при которой исполнительная власть подотчетна избранным законодательным органом или избирателям; обязанность органов государственной власти соблюдать конституцию и действовать совместимым с законом образом; четкое разделение между государством и политическими партиями; деятельность исполнительных и судебных органов осуществляется в соответствии с системой, установленной законом; вооруженные силы и полиция находятся под контролем гражданских властей и подотчетны им; права человека и основные свободы гарантируются законом и соответствуют обязательству по международному праву и др.

Элементом механизма государственной власти является человек - субъект государственной власти. Элементы механизма различным образом объединяются, формируя институты. Институты государственной власти формируются на основе разделения властей - структурообразующего и функционального принципа рациональной организации и контроля. Это принцип был сформулирован в 1748г. Монтескье. Разделение властей представляет собой гораздо больше, чем просто обеспечение разделения государственных органов. Разделение властей должно сопровождаться системой сдержек и противовесов. Джеймс Мэдисон - главный “архитектор” Конституции США - говорил, что до тех пор, пока органы государственной власти “не будут связаны и переплетены до такой степени, чтобы предоставить каждому из органов конституционный контроль над другими, максимально требуемый уровень разделения, как сущность свободной правительства, никогда на практике не сможет быть организован надлежащим образом”. В классическом варианте механизм государственной власти представлен парламентом, президентом и органом конституционной юрисдикции.

Конституция Республики Беларусь четко разделила государственную власть на три вида: законодательную, исполнительную и судебную.

Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь[8]. Представительный характер Национального собрания предопределяется тем, что все депутаты Национального собрания избираются народом. Национальное собрание - единственный законодательный орган государственной власти Республики Беларусь. Это означает, что законодательную деятельность никто, кроме Парламента, не вправе осуществлять за исключением Президента Республики Беларусь. Он в соответствии с Конституцией Республики Беларусь имеет право издавать декреты, имеющие силу закона. Исключением являются декреты, предусматривающие изменение и дополнение Конституции, её толкование, утверждение республиканского бюджета и отчёта о его исполнении, изменения порядка выборов Президента и Парламента, ограничение конституционных прав граждан, а также принятие норм имеющих обратную силу. Парламент осуществляет власть, основываясь на не зыблемых устоях народовластия, стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь, обеспечить гражданское согласие, нерушимые принципы правового государства. Национальное собрание ответственно перед гражданами республики за создание необходимых законодательных условий для свободного и достойного развития личности. Национальное собрание реализует политическую волю граждан Республики Беларусь, осуществляя деятельность на основе разнообразия идеологии и взглядов.

Национальное собрание является гарантом закреплённых в Конституции, законах и международных обязательствах государства прав и свобод граждан Республики Беларусь, организует контроль за их соблюдением. Национальное собрание непосредственно и через созданные им органы осуществляет контроль за соблюдением прав и свобод человека. Согласно Конституции Республики Беларусь Национальное Собрание является постоянно действующим органом, поэтому первостепенное значение приобретает правильная и четкая организация деятельности, как самого Парламента, так и его палат в отдельности. Вопрос организации деятельности Национального Собрания и каждой из его палат рассматриваются в самой Конституции и детально конкретизируются в Регламенте палат Национального Собрания. Регламент, как правило, принимается на первой сессии нового созыва.

Согласно Конституции Парламент состоит из двух палат - Палаты Представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей -110 депутатов. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Срок полномочий Парламента - 4 года. Полномочия могут быть продлены на основании закона только в случае войны.

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь. Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы. Работой Правительства руководит Премьер-министр.

Премьер-министр: 1) осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу; 2) подписывает постановления Правительства; 3) в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев; 4) информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях; 5) выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства.

Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство Республики Беларусь по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства.

Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения.

Каждому гражданину Республики Беларусь гарантируется государственная защита его прав и свобод. В Конституции установлено, что в период чрезвычайного положения могут ограничиваться некоторые права человека, кроме основных.

Вопрос о реальности прав и свобод человека является одним из важнейших на данном этапе развития нашего общества. Абсолютной свободы не может быть, так как государство и общество также обладают свободой. Стремление человека к абсолютной свободе приводит к злоупотреблению правом. Соответственно человек вынужден ограждать свою свободу, так как если он не будет ограждать ее, то это приведет к свободе сильного над слабым, что естественно ограничит свободу одних и увеличит возможности других. Природное стремление человека не дать другим того, что он не может взять сам, приводит к ограничению своей свободы только из желания ограничить свободу и другим. Появление конституционных законов и понятия равенства всех перед законом делает возможным насильно уравнять всех с помощью благого лозунга равенства. После этого человек “изобретает” такое понятие, как права и свободы, которые должны всеми соблюдаться. Условно можно выделить два типа равенства: равенство в слабости и равенство в силе. Так как в большинстве случаев призывы к равенства слышатся от слабых, то в большинстве случаев после установления этого равенства получается равенство в слабости. Примером тому может служить Октябрьская революция, когда демагогические призывы большевиков всколыхнули массу беднейшего населения страны, которое истребило всю богатейшую часть населения, оставшись тем самым без работодателей, а соответственно без зарплаты, без средств к существованию. В результате мы получили богатейшее в мире государство с беднейшим в мире населением.

Сейчас, делая попытки выровнять всех в их правах, мы опять косвенно подразделяем весь мир на “богатых”, которые нарушают эти права, которых все мы считаем какими-то мафиози, и “бедных”, о которых некому позаботиться. Причины неисполнения законов мы привыкли видеть в чем угодно: в социалистическом наследии, в мафии, в коррупции, но никто не хочет признать того, что именно он первый не исполняет законы, потому что-либо не знает их, либо просто не в состоянии исполнить их. Свобода человека может стать только тогда реальной, когда каждый человек начнет соблюдать и уважать свободу другого.

Взаимные права и обязанности государства и личности составляют один из признаков правового государства. Государство и личность взаимосвязаны и взаимозависимы: государство не может существовать без личности, а личность - без государства. Правовое государство обеспечивает личности защиту ее прав и свобод, защиту от антисоциальных элементов, предоставляет возможность участвовать в общественной жизни страны. Личность обеспечивает государству его существование, развитие и процветание. В правовом государстве именно личность является основой всего, а свобода и независимость личности стоят на первом месте в системе ценностей государства. При этом стоит помнить, что свобода в правовом государстве это не свобода делать то, что хочется, а свобода делать то, что может и должно пойти на пользу обществу и государству. Свобода в правовом государстве - это осознанная необходимость, она ограничивается самими людьми, чтобы дать такую же степень свободы и другим людям. В сущности, в правовом государстве основной идеей существования человека должен стать “разумный эгоизм” - я делаю то, что я хочу делать, но при этом мои дела не должны вредить другим людям. Свобода в правовом государстве является ограниченной только для того, чтобы все люди смогли ею воспользоваться. В правовом государстве должен обязательно соблюдаться принцип формального равенства — все равны перед законом. Соблюдение этого принципа ведет к ограничению свободы одних для того, чтобы ею смогли воспользоваться другие. “. Где нет принципа формального равенства, там нет и права как такового”[9]. А где нет права, там не может существовать и правовое государство.

Правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни должны быть четко определены правовыми законами, защищены и гарантированы всей конструкцией правовой государственности. Если не определено правовое положение хотя бы одного субъекта не определено или определено не четко, то это создает поле для злоупотреблений, игнорирования правовых начал, а если правовые начала игнорируются в одном звене, они немедленно нарушаются и в других звеньях.

Господство права измеряется степенью развитости и гарантированности свобод личности, юридическим характером ее взаимосвязей с обществом и государством. Основным гарантом свобод личности является государство, но так как государство понятие абстрактное, то оно находит свое выражение в чиновничьем аппарате. Соответственно, фактически свободы личности защищает бюрократический чиновничий аппарат, который вовсе не заинтересован в этом. Пользуясь правом защиты свободы человека, аппарат может присвоить себе большую свободу, чем ему принадлежит по Конституции. Для сдерживания аппетитов чиновников и для более эффективной защиты прав человека необходимо привлекать суды, которые должны состоять из представителей самого народа. Тогда будет исключаться сама возможность договориться между разными ветвями бюрократического аппарата. Только суд, основанный на представительстве в нем народных выборных, может защитить граждан от чиновничьего произвола и сохранить их права и свободы.

Личность, кроме этого, должна быть социально защищена, и первое место в социальной защите личности должно принадлежать государству. Именно государство должно обеспечивать личности пенсионное пособие по старости или по инвалидности, право на труд и на отдых, на бесплатное медицинское обслуживание и образование. При этом не отрицается, что все то же самое могут осуществлять и коммерческие или иные структуры. То есть фирма может за свой счет предоставить своим служащим посещать поликлинику или выплачивать пенсию по инвалидности.

Республика Беларусь на сегодняшний день считается правовым государством, что закреплено в Конституции Республики Беларусь. Под правовым государством обычно понимается “практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и свободы личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма существования народовластия”. Если следовать этому определению, то Республике Беларусь не может являться правовым государством, так как на данный момент является чисто бюрократическим государством. Бюрократическая машина мешает в полной мере защите свобод граждан, осуществлению народовластия. Государство, по своей структуре являющееся бюрократическим, не может эффективно бороться с бюрократией, так как это был бы полный абсурд: борьба бюрократии с бюрократией.

Для создания правового государства нужны соответствующие условия и первое из них - наличие развитого гражданского общество, то есть как раз то, чего Республике Беларусь в первую очередь не хватает. В Республике Беларусь есть парламент, есть более или менее демократическая Конституция, органы конституционного контроля, развитая судебная система, но отсутствует гражданское общество, все ветви власти являются более или менее зависимыми от исполнительной власти, которая по идее должна просто исполнять постановления других властей, нет реальной защиты прав и свобод граждан, так как суд не возвышен до некоего образца, средства обеспечения правовой государственности. Отсутствие всего выше перечисленного мешает построению правового государства в Республике Беларусь. “Необходимым аспектом и условием развития человека как разумного и гуманного существа является его свобода”. Отсутствие свободы тормозит развитие права, а как следствие из этого - возникновение правового государства.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Верховенство закона. Разделение властей"

Верховенство закона и разделение властей – базовые принципы правового государства. Они не могут быть реализованы отдельно друг от друга.

Мы уже говорили о том, что означает принцип верховенства закона.

Во-первых, никто не может быть выше закона. Эти общеобязательные для всех нормы принимаются высшим законодательным органом (парламентом, конституционной ассамблеей, учредительным собранием и так далее). Некоторые, особенно важные – непосредственно гражданами, например, во время референдума. Отменить или изменить закон какие-либо иные нормативные акты не могут. Точнее, не должны. Правом толкования законов наделён конституционный или иной высший суд государства. У него также есть полномочия проверять соответствие законов конституции государства.


Во-вторых, верховенство закона означает также равенство всех перед законом. Граждане, организации, государство должны действовать в рамках закона и нести ответственность в случае его нарушения.

В-третьих, наказания могут назначаться только за деяния, прямо запрещённые законом. И только в порядке, установленном законом.

И в-четвёртых, законы, как, в принципе, и вся деятельность государственной власти, должны быть направлены на защиту прав и свобод человека, а не на их ограничение.


В соответствии с формальной концепцией существование верховенства закона можно признать в недемократических государствах.

Содержательная же концепция верховенства закона базируется на идее о том, что законы должны соответствовать неписанным принципам морали и справедливости.



Статьи 227–230 Версальского мирного договора обвиняли кайзера Вильгельма II и многих других немцев в военных преступлениях и требовали организации международного суда над ними. Суд этот не состоялся, так как на тот момент не существовало правовой базы для его проведения.

Нюрнбергский трибунал над нацистскими военными преступниками проходил на основе специально разработанного представителями стран антигитлеровской коалиции Устава. Трибунал признал руководство гитлеровской Германии преступниками несмотря на то, что формально они действовали в рамках законов Третьего рейха.


Можно привести и другие примеры, когда правительства использовали закон как инструмент подавления свобод граждан. С формальной точки зрения преступниками можно считать Махатму Ганди и Мартина Лютера Кинга. Оба они были противниками насилия, но существующие на тот момент законы нарушали.


Английский закон о соляной монополии и законы о расовой сегрегации в южных штатах США.



С методикой его определения вы при желании можете познакомиться самостоятельно. Сейчас скажем лишь, что баллами (от нуля до единицы) оценивается состояние дел в той или иной стране по восьми показателям: ограничение полномочий институтов власти, отсутствие коррупции, порядок и безопасность, защита основных прав, прозрачность институтов власти, соблюдение законов, гражданское правосудие, уголовное правосудие.

Согласно оценкам экспертов, на начало 2018 года наиболее высоким был индекс верховенства закона в Дании, Норвегии и Финляндии. США заняли 18 строчку, Россия – 89.

Организация власти в правовом государстве имеет свои особенности. Выделим четыре основных.

Первое: идеологический и политический плюрализм. Не должно быть одной господствующей партии, обязательной для всех граждан идеологии. Даже если какое-то политическое движение на выборах поддерживает значительное большинство избирателей, это не должно вести к запрету деятельности других партий.


Оппозиция, независимые средства массовой информации должны иметь возможность свободно критиковать действия властей.

Второе: выборность органов власти и должностных лиц. Глава государства, депутаты парламента, руководители регионов и органы местного самоуправления должны избираться населением на определённый срок.


Очень важным является принцип сменяемости власти: ограничения пребывания одного лица на выборной должности определённым периодом. Это в значительной мере препятствует властному произволу и способствует защите прав и свобод граждан.

Третье: стабильность законности и обеспечение правопорядка. Поясним значение этих терминов. Законность – точное и неуклонное соблюдение правовых норм. А также последовательная борьба с преступностью и её профилактика.

Исторический опыт многих государств свидетельствует, что основным фактором, который способствует снижению преступности, является неотвратимость наказаний за правонарушения, а не их жестокость. Поэтому эффективная деятельность правоохранительных органов крайне важна для поддержания правопорядка. Этот термин означает степень воплощения законности в действительность, реальное положение дел в этой сфере.

И четвёртое: недопущение монополизма не только в политической (об этом мы уже говорили), но и в экономической сфере. Отсутствие реального политического плюрализма ограничивает право граждан иметь и отстаивать собственное мнение. А также исключает конкуренцию идей, возможность выбора лучшего из вариантов решения проблем, стоящих перед страной. Контроль государства над экономикой лишает людей возможности свободно выбирать вид трудовой деятельности, заниматься предпринимательством. А экономическая свобода – одна из основ политической независимости.

Гарантией от превращения государства в монополиста является реализация принципа разделения властей.

Впервые попытка разграничить полномочия ветвей власти была предпринята… Вы, вероятно, уже догадались? В Древней Греции. Легендарный законодатель Ликург в XVIII веке до нашей эры предложил спартанцам разделить властные полномочия между народом, царями и аристократией.


Наиболее последовательно разделение властей было проведено Конституцией США 1787 года. Причём в двух её видах. Горизонтальное – разграничение полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти. И вертикальное – между федеральной властью и властями штатов.

Россия – федеративное государство. Поэтому её Конституция также предусматривает горизонтальное и вертикальное разделение властей.

Законодательная власть на федеральном уровне принадлежит парламенту страны – Федеральному Собранию. Исполнительная власть – Правительству России. Высшая инстанция судебной власти – Верховный Суд. Особые полномочия имеет Конституционный Суд Российской Федерации. Президент является главой государства. Конституция не относит его к какой-либо из ветвей власти, но Правительство подотчётно ему.


Принятие законов происходит по довольно жёсткой юридической процедуре, которая призвана обеспечить максимальное качество правовых актов. Президент не может принимать законы, но обладает правом отлагательного вето. То есть может высказать своё несогласие с тем или иным законом, предложить свои поправки к нему, возвратить его на доработку парламентариям. Блокировать законы и иные правовые акты, не соответствующие Конституции, – одна из главных задач Конституционного Суда.

Президент имеет право при определённых условиях распустить Государственную Думу и назначить досрочные выборы. Парламент также может досрочно отстранить Президента от должности.

Правительство обладает правом законодательной инициативы. В то же время оно подконтрольно Государственной Думе, должно регулярно отчитываться перед ней о результатах своей деятельности. Дума даёт согласие Президенту на назначение Председателя Правительства.

Разграничению полномочий между Российской Федерацией и её субъектами будет посвящён отдельный урок.

А пока подведём итог. Вспомним:


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Молоткова Елена Ивановна

Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства.

Проведенное исследование подводит нас к выводу: основные признаки правового государства закреплены в Конституции Российской Федерации.

ВложениеРазмер
проект 27.28 КБ
презентация к проекту 709.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конституция России – путь к правовому государству

Обучающиеся 11 класса

Глава 1. Правовое государство …………………………………. 4

Глава 2. Признаки правового государства в Конституции Российской Федерации ………………………………………. 5

Платон (древнегреческий философ)

Перед нами возникла проблема: недостаточные знания по правовой культуре.

Возникшая проблема определила цель проекта — повысить свою правовую грамотность.

Полем своего исследования мы определили Конституцию Российской Федерации — основной закон страны.

Обратившись к Платону (см. эпиграф), мы предположили, что Конституция Российской Федерации содержит механизм становления правового государства. Поэтому цель исследования — доказательство того, что основные признаки правового государства закреплены в Конституции Российской Федерации.

Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. В этом – актуальность и значимость исследовательской проблемы.

Глава 1. Правовое государство

Правовое государство – государство, ограниченное в своих действиях правом, подчинённое воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности.

Основы правового государства:

  • Многообразие форм собственности и свобода предпринимательства – это экономическая основа.
  • Демократия, парламентаризм, суверенность государства, наличие конституционных актов – политическая основа.
  • Высокий уровень политической и правовой культуры.
  • Единая и непротиворечивая система законодательства.
  • Соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права.
  • Наличие гражданского общества – социальная основа.
  • Общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства – это нравственная основа.

Признаки (принципы) правового государства:

решение всех вопросов с помощью права, предполагает подчинение закону всех граждан, организаций, самого государства. Вместе с тем правовое государство – согласие большинства людей подчиняться закону. Право должно ориентироваться на права человека и закреплять их в законах.

  • Незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность —

права принадлежат людям от рождения, естественны и неотчуждаемы. Но свобода, выраженная в правах, не является абсолютной, а предполагает ограничения.

  • Взаимная ответственность государства и гражданина —

за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности.

  • Сильная независимая судебная власть.
  • Подчинение национальных правовых систем международному праву.

Глава 2. Признаки правового государства в Конституции Российской Федерации

Верховенство права и закона

Доказательство этого признака находится в статьях: 1, 2, 3 - часть 1; 4 -часть 2; 5 - части 2, 3, 4; 11; 15 - части 1, 2; 19; 26; 64; 76; 135. В них сказано, что Россия – правовое государство, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, Конституция РФ имеет верховенство на всей территории России. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным собранием, тем самым доказывается, что Конституция России имеет высшую юридическую силу.

Признание прав и свобод человека высшей ценностью

Так как этот признак, как и первый, являются основными для правового государства, ему посвящено множество статей в Конституции РФ: 2; 3 - часть 1; 10; 12; 17; 18; 46 - часть 1.

В них сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статьи, которые содержат данный признак: 10, 11.

В статьях 10 и 11 сказано, что Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, которые являются самостоятельными. Целью разделения власти является обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства.

Политический и идеологический плюрализм

Этот признак раскрывается в статьях 13; 14 - часть 1.

Статья 13 определяет политический и идеологический плюрализм в Российской Федерации. В ней сказано, что в Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может быть государственной или обязательной, признаются политическое многообразие и многопартийность.

Независимая судебная власть

Данный признак находит своё отражение в статьях: 10, 120, 121, 122.

В них сказано, что судебная власть самостоятельна, судьи независимы, несменяемы и неприкосновенны, подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону; суд принимает решение в соответствии с законом; полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Ответственность между государством и гражданином

Данный признак отражён в двух статьях: 2 и 15.

В статье 2 сказано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В статье 15 сказано, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Советское государство за все время своего существования было антиподом правового государства, и только с принятием в 1993 году Конституции РФ начался процесс создания этого государства в России. Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства.

Проведенное исследование подводит нас к выводу: основные признаки правового государства закреплены в Конституции Российской Федерации:

  • Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление в Конституции и законах и соответствующих естественному праву. Российское государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их.
  • Независимость суда, как главного механизма гарантий прав и свобод. Только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами, поэтому и должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур.
  • Верховенство Конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять Конституцию, тем более противоречить ей.
  • Приоритет международного права. Этот признак правового государства как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества.

Таково веление времени. Суть правового государства: приоритет человеческой личности, обеспечение её свободы, нравственного достоинства и всестороннего развития. Надо поддержать наше молодое правовое государство и помочь ему окрепнуть. Государство — это дом, в котором мы живём.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Конституция России – путь к правовому государству

Правовое государство – государство, ограниченное в своих действиях правом, подчинённое воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности. Основы правового государства: Многообразие форм собственности и свобода предпринимательства – это экономическая основа. Демократия, парламентаризм, суверенность государства, наличие конституционных актов – политическая основа. Высокий уровень политической и правовой культуры. Единая и непротиворечивая система законодательства. Соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права. Наличие гражданского общества – социальная основа. Общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства – это нравственная основа.

Признаки правового государства: Верховенство права в обществе Незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность Принцип разделения властей Взаимная ответственность государства и гражданина Сильная независимая судебная власть Подчинение национальных правовых систем международному праву

Признаки правового государства в Конституции Российской Федерации: Верховенство права и закона Признание прав и свобод человека высшей ценностью Разделение властей Политический и идеологический плюрализм Независимая судебная власть Ответственность между государством и гражданином

Заключение Основные признаки правового государства закреплены в Конституции Российской Федерации: высший приоритет прав и свобод человека и гражданина; независимость суда; верховенство конституции; приоритет международного права. Государство — это дом, в котором мы живём.

Принцип разделения властей является одной из основ правового демократического государства. В четком виде этот принцип сформулировал еще в XVII в. Дж.Локк, исходя из естественно-правового и договорного понимания природы государства. Власть в государстве, по Локку, должна защищать права и свободы граждан, а не подавлять их, как в абсолютистском государстве. Поэтому эта власть не должна сосредотачиваться в одних руках или у одного органа правления. Поэтому должны быть четко разделены законодательные, исполнительные и судебные ветви государственной власти. Они также должны находиться в таком равновесии, чтобы одна ветвь власти не могла подавлять или замещать другую.

В наши дни принцип разделения властей зафиксирован в конституциях всех демократических государств. Например, статья 10 Конституции России гласит: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".

Самостоятельность и независимость данных ветвей власти не означает, что они не взаимодействуют между собой. Конституционные принципы определяют такое взаимодействие, а также взаимоконтроль различных ветвей власти. Рассмотрим подробнее, как осуществляется разделение властей на примере высших органов власти России.

Законодательная власть обладает верховенством и самостоятельностью в сфере установления правовых начал государственной и общественной жизни. Она определяет в конечном счете всю законодательную систему общества. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов. В России осуществляют такую законотворческую функцию Федеральное собрание. Это парламент России, который состоит из двух палат: нижней -Государственной Думы и верхней - Совета Федерации. Только они имеют полномочия законодательной деятельности. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем Конституционного суда, что обеспечивает соответствие принимаемых Думой законов Конституции. Если учесть, что Конституция была принята путем всенародного голосования, то можно сказать, что косвенно законотворчество контролирует и сам народ. Президент как высшее должностное лицо государства сам не может издавать законы, но как гарант Конституции он обладает правом наложить вето на принятый

Федеральным собранием закон, если считает, что он не соответствует основному закону страны.

Исполнительная власть - президент (в президентских республиках), Правительство и административные органы - самостоятельны в своих действиях по управлению различными сферами жизни общества. Однако в своей деятельности они не должны выходить за пределы закона. Так, при нарушении закона даже высшее должностное лицо государства, Президент, может быть отстранен от власти (процедура импичмента). В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия административных органов и должностных лиц в судебном порядке. Эта норма действует и в России.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никакой другой орган не может присвоить себе функции суда. Независимость правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых норм, в том числе конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Принцип разделения властей выглядит достаточно естественно. Однако осуществление его на практике требует высокой политической и правовой культуры. История последнего десятилетия в России показывает, как сложно достигается в реальной жизни разделение властей. Можно вспомнить, как Дума пыталась ограничить и даже упразднить власть Президента, как Президент и Правительство оттесняли Думу, как Конституционный суд занимался не только судебной, но и политической деятельностью. Сейчас достигнуто относительное равновесие между ветвями власти, и это свидетельствует о том, что постепенно принципы правового государства начинают укореняться в России.

В демократическом правовом государстве законодательная, исполнительная и судебная ветви власти осуществляют строго очерченные функции. Они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против злоупотребления властью, против нарушения прав и свобод личности.

Правовое государство

Государство представляет собой могущественную организацию власти, которая способна подавлять людей, лишать их элементарных прав. Если мы вспомним историю, то увидим, что так это в основном и было: в древних деспотиях, в феодально-крепостнических государствах (в том числе и в Российской империи), в тоталитарных государствах XX в. И все же по мере развития цивилизации государство постепенно превращалось из принудительно-репрессивной машины в демократическую и гуманную организацию власти, основанную на верховенстве права.

Говоря о правовом государстве, важно учитывать, что для его существования недостаточно наличия развитой правовой системы и строгого соблюдения законов. Например, в СССР в период правления Сталина законов было предостаточно, а их соблюдение власть жестко контролировала. Но сама организация государственной власти была неправовой, а многие законы - несправедливыми, жестокими и аморальными. Это было время, когда опоздание на работу могло повлечь уголовную ответственность, когда после осуждения людей за "политические преступления" репрессировались и члены их семей, в том числе дети.

Верховенство права приводит к формированию правового демократического государства только тогда, когда законы выражают ценности справедливости, свободы, достоинства личности и реально воплощают их в жизнь.

Правовым государством может быть названа такая организация власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного и справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает права и свободы своих граждан.

В правовом государстве все структуры власти, в том числе и высшие, сами подчинены закону. В таком государстве власть во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями строится на основе норм права.

Идеи правового государства развивались многими мыслителями и политическими деятелями. Наиболее важную роль в формировании концепции правового государства сыграли идеи Локка, Вольтера, Монтескье, Канта. Их представления о правовом государстве основывалось на:

• учении о неотъемлемых "естественных" правах личности;

• учении о государстве как результате "общественного договора";

• принципе разделения властей;

• представлении о том, что правовое государство не разрушает, а охраняет различные формы самоорганизации граждан (гражданское общество).

Естественные права личности - это права человека на жизнь, на свободу, на собственность. Эти права не даруются человеку государством, они принадлежат ему по самой его природе и поэтому даются человеку от рождения. Эти естественные, неотъемлемые права людей должны быть обеспечены государством.

Государство образуется на основе "общественного договора" его граждан. Поэтому правовое государство должно защищать граждан, а не

подавлять их, как в абсолютистском государстве. Для того, чтобы власть не была абсолютистской, она не должна сосредотачиваться в одних руках. Поэтому в правовом государстве столь важен принцип разделения властей.

От Канта и Гегеля идет мысль, что основой правового государства служит развитое гражданское общество. Гражданское общество -совокупность экономических, культурных, религиозных и других объединений индивидов. Правовое государство должно опираться на гражданское общество и охранять его структуры. В неправовом государстве структуры гражданского общества обычно разрушаются, и люди оказываются один на один с всесильной машиной государства.

Признаки правового государства.Правовое государство обладает теми же основными чертами, которые присущи всякому государству. Но в нем должны быть более ясно выражены и реализованы в жизни следующие признаки.

Верховенство законаво всех сферах государственной и общественной жизни. В правовом государстве создается и постоянно поддерживается режим конституционности и законности в обществе. Уважение к закону является важнейшей чертой правового государства. Это требует достижения высокого уровня правого сознания людей.

Гарантированность прав и свобод человека.В правовом государстве должно быть достигнуто реальное обеспечение этих прав и свобод, должны существовать механизмы их защиты. В нынешней Конституции России этот принципиальный признак закреплен в статье 2, которая устанавливает: "Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства".

Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством и гражданином в правовом государстве строятся на началах равенства, законности и справедливости. Подчиняясь праву, государственные органы несут ответственность за нарушения законности. Реально это должно закрепляться в юридической ответственности государственных органов и должностных лиц любого уровня за свои неправомерные действия. В правовом государстве, например, гражданин должен иметь право подать в суд на любой государственный орган, если считает его действия неправовыми. На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством.

Разделение властей.О необходимости разделения властей как принципа, предотвращающего возможность сосредоточения власти в одних руках и злоупотребления властью, уже подробно говорилось выше.

Правовая защита собственности.Экономической основой правового государства являются отношения, основанные на правовой защите различных форм собственности и свободы экономической деятельности. Еще Локк говорил: "Где нет собственности, там нет и права". Экономические права и свободы являются важнейшей частью общих прав и свобод человека.

Правовое государство - это не засилье законов, целью существования современного правового государства является создание условий для свободного и достойного существования людей, устранения государственного насилия и демократического развития общества.

Читайте также: