Великобритания как правовое государство

Обновлено: 30.06.2024

Английскую систему права в последнее время часто включают в договоры российские компании и тем самым выводят споры за пределы российского законодательства. Основа английского права – прецедентная и статутная система (статуты - аналог российских законов). Кроме того, у британцев отсутствуют и отрасли законодательства. В целом английское право характерно наличием эффективных инструментов для договорных отношений и гарантий их защиты.

Что такое английское право?

Английское право – система, основанная на грамотном сочетании законов (статутов) и прецедента, активно используется судебное толкование законодательных норм. Для английской (общей) системы характерна гибкость и многовековость применения нормативных актов. Но статутные нормы меняются, если того требуют технологии или другие экономические перемены.

Английская правовая система (известна как Common Law) действует не только в странах Британского содружества, но распространена в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и Северной Ирландии.

Классификация английского права по отраслям

Как таковых отраслей в английском праве нет, есть система отдельных институтов либо проблем – договоры, собственность, гражданские и уголовные процедуры, процедуры магистратских судов.

В уголовном праве выделяют совершение уголовно наказуемого действия либо бездействия и совершение уголовного деяния со злым умыслом.

Помимо уголовного права выделяют другие отрасли, список которых не является исчерпывающим:

  • Конституционное право;
  • Административное право;
  • Семейное право;
  • Деликтное право (Tort);
  • Договорное право;
  • Имущественное право;
  • Трасты;
  • Трудовое право;
  • Доказательное право.

История возникновения английского права

Англосаксонская правовая система зародилась во времена правления Вильгельма Завоевателя Англией. К завоеванию английских территорий в стране не было общих источников права, которые применялись бы всем населением. Отсутствовала единая судебная система, а страна нуждалась в централизации государственных органов, которые могли бы заниматься принудительным исполнением законодательных норм. Общее право в привычном виде стало формироваться с 1189 года, когда у королевских судей появились более широкие полномочия и они стали вышестоящей инстанцией над сотенскими, графскими и феодальными судами.

Источники английского права

  1. Для применения обычая нужно, чтобы он отвечал ряду характеристик:
    • Должен толковаться независимо от региона;
    • Распространен в конкретной отрасли экономики;
    • Соответствовал или не противоречил закону;
    • Должен быть источником правового последствия;
    • Должен быть разумным.

По делу Chan Cheng Kum and another v. War Tat Bank Limited and another (Singapore) [1971] UKPC 10 (29 March 1971) судом было выражено мнение, что обычай должен быть универсальным и восприниматься предпринимателями в конкретной отрасли. Наконец, обычай должен быть максимально известным для случайных людей.

Статут не имеет обратной силы, хотя Парламент может указать в самом акте его ретроспективное действие.

  • Публичные, которые содержат нормы, предназначенные всему государству и определяют его политику. Так, Конституция Англии состоит из ряда ста (при этом стоит оговориться, что нет четкого разграничения, какие нормы являются конституционными, а какие - нет);
  • Частные, регулирующие положения конкретной группы граждан или организаций.

Все статуты действуют на всей территории Великобритании, за исключением актов о реформах права – они действуют только на территории Англии и Уэльса. Одни статуты действуют на всей территории Великобритании, другие - только на территории Англии и Уэльса (например, акты о реформах права, большинство процессуальных норм права).

Иногда статуты принимают с целью не только дополнить действующее законодательство или изменить его, но и для пересмотра судебных решений, которые привели к несправедливому применению законодательства.

  • Приказы Совета, которые считаются высшими подзаконными нормативными актами. Такой приказ принимает правительство от имени королевы, а утверждением занимается Тайный совет;
  • Постановления;
  • Инструкции;
  • Предмет регулирования подзаконных нормативных актов – правовые отношения на конкретной территории, на которую их действие распространяется.

За принятие постановлений и инструкций отвечает конкретный департамент правительства, которому были переданы соответствующие полномочия.

Кроме того, к первичным источникам английского права относят различные международные договора, заключенные в рамках Европейского союза до 1973 года. Более поздние договоры включаются в английскую правовую систему только на основании специальных актов парламента.

Статуты имеют большую юридическую силу, чем прецеденты, и если последние противоречат статуту, то применяется статут. Иногда статут принимают для отмены прецедента, как это было в деле Burmah Oil Co. Ltd. v. Lord Advocate (1965), когда самолет пострадал в результате военных действий. В результате приняли закон об ущербе во время военных действий, имевший обратную силу.

Юрисдикции?

Английское право распространяется на территорию Соединенного Королевства, включая Великобританию и Северную Ирландию.

На что делится?

В общем праве нет тех отраслей, которые характерны для романо-германской системы – гражданского, уголовного и т.д. Структурно выделяют общее право, право справедливости и статуты.

В общее право включены прецеденты, которые составляют вместе с правом справедливости систему прецедентного права, распространенную в странах англосаксонской правовой системы.

В право справедливости включаются нормы-принципы морально-правового характера, которые служат дополнением и норм общего права, а также выступают в качестве корректирующих положений с целью вынесения наиболее справедливого решения. Также туда входят максимы, которые применяются для более точного вынесения судебного акта.

Право справедливости – это судебные прецеденты, которые дополняют статуты и общее право, и вне контекста английского права обычно не анализируются.

Статутное право – это законы и другие нормативные акты, которые издает Парламент. Кроме того, существуют и правила толкования британских статутов, которые определяют конкретные границы полномочий судей и не противоречат законодательству.

Суть английского права

Общее право создается судами, их полномочия по созданию законодательных норм закреплены в конституционных актах. Поэтому решения Верховного суда Соединенного Королевства являются судебными решениями вышестоящей инстанции и обязательны для применения нижестоящими судами.

Особенности английского права

Использование английской системы в российских договорах с иностранным элементом дает больше возможностей для бизнеса. Договор можно заключать в устной форме, и это не повлияет на судебное разбирательство, поскольку многие положения закона применяются по умолчанию, даже если таких условий нет в договоре. Если договор заключали в письменной форме путем составления единого документа, то его положения можно дополнять устно.

В отличие от российского законодательства допускается и заключение предварительного договора, но если он не соблюден, то сделка признается недействительной.

Английское законодательство отличают устоявшиеся правоприменительные доктрины, чем не может похвастаться российская правовая система – у нас отсутствует единая система толкования законов и других актов.

В исторической и политической науке правовое государство обозначает - в широком формальном смысле этого слова - государство, в котором государственная власть привязана к конституции, которая ограничивает ее власть над властью .

В конституционном праве термин конституционное государство в основном используется в узком, основной смысл: оно относится к определенному идеальному типу правового государства, а именно свободного, демократического правового государства в западном стиле .

Оглавление

Типы игр

На основе критериев монархический / республиканский, президентский / парламентский, представительный / плебисцитарный ( косвенный / прямой ) можно выделить следующие типы правового государства:

  • конституционные монархии (например, Великое Герцогство Люксембург ), парламентские монархии (например, Королевство Испания ),
  • Президентские республики (например, США ), полупрезидентские республики (например, Французская Республика ), парламентско-представительные республики (например, Федеративная Республика Германия ), парламентско-плебисцитарные республики (например, Швейцарская Конфедерация , см. Также полупрямую демократию ).

По принципу территориальной организации различают федеративные и централизованные конституционные государства . В Германии у каждого из 16 государств-членов есть собственная национальная конституция . Королевство Бельгия является примером федеральной парламентской монархии . Французская Республика является ярким примером централизованного, унитарного государства .

С религиозной конституционной, государственно-канонической точки зрения, то есть после правовых отношений между государством и религиозными общинами, можно различать конституционные государства с государственной церковью или государственной религией и светские различные конституционные государства.

  • Конституционные государства с государственной церковью или государственной религией: z. Б .:

Аргентинская Республика. Статья 2 ° Конституции Аргентины гласит:

Королевство Норвегия в соответствии с положениями 2 и 3 статьи 2 Конституции Норвегии:

«Евангелическо-лютеранское вероисповедание остается государственной религией. Жители, исповедующие его, обязаны растить в нем своих детей. " ;

Греческая Республика , Княжество Монако , Соединенное Королевство (→ Англиканская церковь );

Исламская Республика Афганистан и Исламская Республика Иран .

С одной стороны, светские конституционные государства - это светские конституционные государства :

Франция как конституционная лаборатория и как историческая модель европейских конституционных государств

Французская конституция 1791 с предыдущей декларации декларации прав человека и гражданина от ранней фазы Французской революции стала образцом европейского конституционализма . В едином документе письменно изложены: основные права и правила государственного устройства ; Конституция узаконена народным суверенитетом . Конституционная поправка будет отказано в разведенном государственной власти и зарезервирован исключительно для революционной разработки конституции власти народа.

В 1791–1958 годах во французские конституции вносились поправки семнадцать раз : в этой конституционной лаборатории были опробованы самые различные типы конституционного государства , чередующиеся между четырьмя конституционными монархиями, различными диктатурами , двумя империями и пятью республиками. Революционная конституционная карусель неоднократно приводилась в движение тремя революциями, тремя переворотами и многочисленными плебисцитами .

США как пример правового государства, стабильного более двухсот лет с интегрированной конституционной юрисдикцией.

В то время как Франция является примером великой конституционной нестабильности - конституции были радикально отменены и заменены новыми, - правовое государство США демонстрирует противоположную картину квазивневременной конституционной преемственности:

В Соединенных Штатах конституционные изменения происходят в рамках конституции без необходимости внесения поправок в конституцию. С момента своего вступления в силу в 1787 году на сегодняшний день, Конституция Соединенных Штатов были внесены поправки только 27 раз в более чем 220 лет изменений . Первоначальный текст конституции США был чрезвычайно коротким и состоял всего из семи статей; дальновидные отцы - основатели пользуются почти мифическим почитанием. По сей день ваши документы федералиста являются важными источниками конституционного дискурса.

Конституционный юрист Мартин Криеле оценивает историческое развитие противоречащих друг другу конституционных государств Франции и США следующим образом:

Соединенное Королевство как правовое государство без писаной конституции

Особым случаем является Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии , страна, у которой до сих пор нет писаной конституции и которая все еще считается конституционным государством. Историк Дармштадта Ганс-Кристоф Шредер пишет :

В Соединенном Королевстве применяется исторически сложившийся принцип парламентского суверенитета , восходящий к Биллю о правах 1689 года. Доктрина конституционной власти народа, которая была столь важной для континентальной Европы со времен Французской революции , поэтому не имела большого резонанса в Соединенном Королевстве. Независимая конституционная юрисдикция не могла развиваться из-за разных правовых традиций.

Только в последнее время - в связи с усилиями , чтобы дать Евросоюзу конституции - имеет тематику учредительной власти народа, народный суверенитет и писаная конституция для Великобритании приобрели новую актуальность и обсуждаются спорна в островном государстве.

Конституционные государства с абсолютистским или теократическим порядком

Последняя абсолютная монархия в Европе, государство Ватикан , дало себе писаную конституцию, в которой сохраняется абсолютизм . В Pouvoir constituant лежит с монархом ( монархический принцип ) , и все государственной власти сосредоточена в его руках; нет ни народного суверенитета, ни разделения властей, ни каталога основных прав . Так буквально в статье 1 Нового Основного закона государства Ватикан от 2000 года говорится :

Исламская Республика Ирана , в теократии , имеет письменный, религиозно узаконенные конституции:

Согласно статье 94, Совет стражей отвечает за функцию превентивной конституционной юрисдикции. Его задача - в течение десяти дней рассматривать все решения (однопалатного) парламента на предмет их соответствия принципам ислама и конституции Исламской Республики Иран; если обнаруживаются противоречия, законопроект будет отклонен.

Исламская Республика Афганистан также узаконивает новую конституцию религиозно: Ислам является государственной религией - см преамбула и статья 2 новой конституции. После того, как исламистский режим талибов был ликвидирован, в Петерсбергском соглашении было согласовано создать учредительное собрание Афганистана под названием Конституционная Лоджа Джирга , которое затем разработало новую конституцию Афганистана и приняло ее в январе 2004 года:

Потому что одновременно с конституцией 2004 года был восстановлен шариат ; а именно, в статье 3 говорится:

Статья 149 Конституции Афганистана дает шариату гарантию вечности:

Конституционные государства с верховенством закона и демократическим порядком

В современной конституционной литературе термин правовое государство преимущественно используется в узком материальном смысле: он относится к определенному идеальному типу правового государства, а именно к свободному демократическому правовому государству западного стиля, в котором соответствующая конституция и конституционная реальность гарантируют основные права граждан:

Европейский Союз на пути к тому, чтобы стать правовым государством?

Конституционное сравнение - верховенство закона и конституционная реальность

Против этой право-позитивистской позиции выступает ценностно-ориентированное конституционное понимание верховенства закона , которое использует идеи естественного права (такие как человеческое достоинство , справедливость ): оно предъявляет моральные требования к закону ( тезис о связи ). Согласно этой позиции, как конституция решений и конституции о внесении изменений законодательного органа связаны с чрезмерно позитивного права , предварительно конституционные, общие правовые принципы , которые всегда предшествуют все установленные законом и которые оно должно быть измерено.

Наиболее радикальный шаг в этом направлении был сделан после Второй мировой войны, когда правительство лейбористов осуществило национализацию ряда ведущих отраслей промышленности: угольной, сталелитейной, энергетической, а так же транспорта, связи, гражданской авиации. Значительную долю государственной собственности составляли жилой фонд и объекты здравоохранения. Государственный сектор охватил… Читать ещё >

Великобритания как правовое государство ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Введение

Центральное управление Местное управление Великобритании Заключение Список используемых источников и литературы

Великобритания принадлежала к числу держав — победительниц в первой мировой войне, однако война серьезно ослабила ее финансово-экономические позиции. Так, промышленное производство сократилось на 20%; страна потеряла треть своего национального богатства. За годы войны получили развитие новые отрасли промышленности, выпускавшие продукцию военного назначения, но производство в старых отраслях значительно сократилось. Ухудшилось материальное положение рабочего класса и как следствие этого усилилось его политическая активность. За годы войны численность профсоюзов выросла вдвое. Активизации рабочего движения способствовала победа Октябрьской революции в России.

В военные и послевоенные годы активизировался процесс капиталистической монополизации. В 1916 г. возникло крупнейшее объединение монополистов — Федерация британской промышленности. К 1920 г. в нее входили фирмы, на которых работала треть рабочих страны, с капиталом, превышавшим капитал всех английских компаний до войны. Одной из главных целей Федерации было дальнейшее подчинение правительства и государственного аппарата монополистическому капиталу.

В результате мировой войны Великобритания получила новые колониальные владения. В старых колониях увеличилось промышленное производство, численно вырос пролетариат, окрепла местная буржуазия. Усиление национально-освободительного движения вызвало кризис Британской империи.

Трудности, связанные с утратой промышленной монополии и упадком традиционных отраслей промышленности, особенно обострились в результате мирового экономического кризиса 20-х — начала 30-х гг. Все это заставило правящие круги расширить государственное вмешательство в экономику и в сферу социальных отношений в целях ее стабилизации.

Наиболее радикальный шаг в этом направлении был сделан после Второй мировой войны, когда правительство лейбористов осуществило национализацию ряда ведущих отраслей промышленности: угольной, сталелитейной, энергетической, а так же транспорта, связи, гражданской авиации. Значительную долю государственной собственности составляли жилой фонд и объекты здравоохранения. Государственный сектор охватил 20% хозяйства страны. В результате этого в британском государственном аппарате была создана разветвленная система специальных подразделений, связанных с регулированием экономики. Среди них особое место заняли публичные корпорации, которые создавались главным образом в национализированных отраслях. Эти учреждения подчинялись общему руководству со стороны соответствующих министерств, но управлялись особым правлением и отличались административной и финансовой самостоятельностью в оперативной деятельности (Британское железнодорожное управление, Почтовой ведомство и др.). Значительное распространение получили и смешанные органы, в руководство которых входили как должностные лица государственного аппарата, так и представители крупнейших компаний.

Наряду с усилением в послевоенный период регулирующей роли государства в сфере экономики, наблюдалось его растущее вмешательство и в социальные отношения. Расширение социальной функции британского государства сопровождалось созданием специальных органов таких, как Комиссия по отношениям в промышленности или промышленные трибуналы, выступавших в роли третейских судов в регулировании отношений между работниками и работодателями.

Центральное управление

C 1916 г. у власти в Великобритании находилось коалиционное правительство Д. Ллойда Джорджа, состоявшее из либералов, консерваторов. На очередных выборах 8 декабря 1918 г. консерваторы и либералы вновь составили единый блок. Лейбористские лидера за несколько дней до выборов вышла из правительственной коалиции и выступили со своей программой, в которой содержались заверения, что в случае прихода к власти лейбералисты добьются немедленного вывода интервенционистских войск из России, национализации земли, ведущих отраслей промышленности, свободы для Ирландии и Индии т. д. Выборы с подавляющим перевесом выиграла консервативно-либеральная коалиция. Ведущее место в парламенте заняли консерваторы, получившие большинство мандатов. Лейбористы провели в парламент 60 депутатов.

Выборы показали, что либеральная партия, стоявшая у власти почти 100 лет, находится в состоянии упадка. На выборах 1918 г. она потеряла около сотни депутатских мест. Партия заметно поредела. Часть либералов перешла к консерваторам, часть — к лейбористам, влияние которых возросло. Отныне либералы перестали быть одной из основных партий страны, уступив это место лейбористам.

В 1924 г. лидер лейбористов Р. Макдональд сформировал первое лейбористское правительство, в которое вошли представители правого крыла партии. Поскольку лейбористы не имели большинства в парламенте, кабинет Макдональда зависел от поддержки либеральной партии. Либералы обещали оказать поддержку при условии, что лейбористы будут осуществлять только ту часть программы, которая не расходилась с требованиями либеральной партии. Правительство Макдональда провело некоторые прогрессивные мероприятия, однако большую часть своих обещаний не выполнило. Второе лейбористское правительство было сформировано в 1929 г.

Итак, в ХХ в. В Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий. До 1923 г. это были консерваторы и лейбористы, с 1923 г. — консерваторы и лейбористы. Двухпартийная система не исключает существования других политических партий (так, в 1920 г. была создана коммунистическая партия), однако выработанная в основных чертах парламентом, контролируемым двумя партиями, эта система, естественно, направлена на укрепление господства именно этих двух партий. Последнее оказало такое значительное влияние на развитие английской Конституции, что двухпартийная система может считаться одним из написанных конституционных обычаев. При этом лидеры обеих основных политических партий безоговорочно приемлют основы существующего общественного строя и, сменяя друг друга у власти, не ставит цели кардинальных изменений.

Основным средством сохранения существования двухпартийной системы является избирательная система, в основе которой лежит принцип избрания одного депутата от каждого избирательного округа. В результате представители малых партий оказываются в невыгодном положении, им трудно получить место в парламенте.

В ХХ в. было принято несколько избирательных законов, демократизировавших избирательно право. Первая избирательная реформа была проведена непосредственно после первой мировой войны, в 1918;1919 гг. Согласно принятому закону право голоса получили все лица мужского пола, достигшие 21 года и удовлетворяющие требованиям ценза оседлости (6 месяцев) либо владеющие помещение для деловых занятий. Женщины имели права голоса, если достигли возраста 30 лет и владели недвижимостью с годовым доходом не менее 5ф. ст. либо состояли в супружестве с лицом, удовлетворяющим последнему условию. Таким образом, новый избирательный закон вводил всеобщее мужество и частичное женское избирательное право.

Накануне парламентских выборов 1929 г. консервативное правительство осуществило еще одну реформу избирательного права, предоставив женщинам равные с мужчинами избирательные права.

Новый этап в демократизации избирательного права отмечен после второй мировой войны. Акт о народном представительстве 1948 г., принятый лейбористским правительством, внес изменение в распределение избирательных округов и, что более важно, отменил двойной вотум. Отныне никто не мог голосовать более чем в одном округе.

Наконец, в 1969 г. лейбористское правительство приняло Акт о народном правительстве, который возрастной ценз был снижен с 21 года до 18 лет.

В годы первой мировой войны доминионы Британской империи были важной опорой страны, являясь поставщиками сырья и людских ресурсов. За это время значительно экономика доминионов, окрепла национальная буржуазия, которая стала все решительнее добиваться предоставления доминионам большей самостоятельности.

В 1917 г. на очередной имперской конференции за доминионами был призван статус автономных государств Британской империи ["https://sinp.com.ua", 21].

В период после первой мировой войн доминионы расширили свою автономию. Нередко они вели вполне независимую от метрополии политику, хотя взаимные экономические финансовые связи побуждали и буржуазию доминионов, и буржуазию метрополии к компромиссам с целью сохранения сложившихся форм отношений.

В наиболее развитом британском доминионе Канаде после войны развернулось мощное рабочее и фермерское движение. Окрепшие экономические позиции канадской буржуазии и усилившиеся связи канадских монополий с монополиями Соединенных Штатов получили отражение в политике канадского правительства. Участвуя в работе Парижской мирной конференции (1919;1920 гг.), делегация Канады добилась для доминиона права самостоятельно подписывать мирные договоры иметь отдельное от Великобритании представительство в Лиге Наций.

На состоявшейся в 1923 г. очередной имперской конференции Великобритания была вынуждена признать за доминионами право самостоятельно заключать договоры с иностранными государствами, а так же определять в каждом отдельном случае свое участие или неучастие в международных договорах, заключенных Великобританией.

После первой мировой войны большой остроты достигла борьба ирландского народа за освобождение. Результатом этой борьбы стал Англо-Ирландский договор, заключенный в 1921 г. Он предусматривал создание доминиона Британской империи Ирландское свободное государство, на 6 северо-восточных графств, составляющих наиболее развитую в промышленном отношении часть Ирландии, отторгались от нее и оставались в пределах Великобритании. Английское правительство сохраняло в новом доминионе свои военные и военно-морские базы. Ирландские крестьяне по-прежнему вносили в английскую казну выкупные платежи за землю.

Таким образом, национально — освободительная война ирландского народа хотя и заставила Великобританию пойти на создание Ирландского свободного государства, но не достигла всех своих целей. Ирландия была расчленена, Ирландское государство осталось в рамках Британской империи, и английская буржуазия в значительной степени сохранила там свои экономические позиции.

В 1931 г. был принят Вестминстерский статус, закрепивший объединение английских доминионов в Британское содружество наций и определивших взаимоотношения его членов. Статус предоставил доминионам право самостоятельно решать вопросы внутренней и местной политики, обмениваться дипломатическими представителями с другими странами, участвовать в международных соглашениях, самостоятельно создавать законы. Согласно статусу ни один акт парламента Соединенного Королевства не является обязательным для доминиона, если только доминион сам не просит об утверждении такого и не согласиться на таковой. В тоже время закон, принятый парламентом доминиона, является действительным независимо от того, противоречит он праву Великобритании или нет. Расширение прав доминионов выразилось и в том, что после принятия Вестминстерского статуса генерал-губернатор назначался по рекомендации правительства доминиона.

В 1948 г. Великобритания вынуждена была признать решение Ирландии о выходе из состава Британского содружества и провозглашении Ирландской республики.

В 50-х годах наблюдается усиление центробежных тенденций, происходят ослабления экономической, политической и военной зависимости стран-членов Содружества от Великобритании, обострение противоречий в сфере внешней политики.

В Великобритании отсутствует четкое правовое регулирование роли парламента в ратификации международных договорах. Согласно конституционному обычаю правительство консультируется с парламентом до ратификации всех важных международных договоров и соглашений.

Заключение

договоров формально является королевской прерогативой, осуществляемой по совету правительства и не подлежащей одобрению парламента. На практике решения правительства передать договор на одобрение парламента вызывается не формально юридическими причинами, а связано с мотивами политического характера, со стремлением предупредить возможные возражения общественности и парламента и снизить их накал.

Объявление войны и заключение мира так же является важным правом, которым конституции традиционно наделяют парламент. Однако даже формально этим правом он обладает не везде. В Великобритании Парламент не участвует в объявлении войны. Вступление Великобритании в первую и вторую мировую войны было оформлено актами Правительства.

великобритания двухпартийный право доминион

Местное управление Великобритании

Заключение

Рассмотренный выше материал, таким образом, свидетельствует о том, что местное управлений представляет собой сложный механизм, который, будучи в определенной степени автономным (что выражается в выборности местных представительных органов, наличии у них своего исполнительного аппарата, институте муниципальной собственности и т. д. ), функционирует в конечном счете под контролем центральных властей и в значительной степени — интегрирован в государственный механизм, выполняя многие функции, имеющие общенациональное значение, число которых увеличивается с расширением социальных функций современного государства.

Признавая, что одним из важнейших направлений развития политических систем в современном мире является децентрализация властных полномочий, хотелось бы предостеречь от ее абсолютизации в качестве возможной панацеи от всех бед, в качестве средства решения всех проблем, связанных с местным самоуправлением. На определенном этапе не меньшее значение может иметь и централизация власти, у которой, хотя и есть свои негативные черты, но которая, тем не менее обеспечивает единое управление, свободное от местных политических споров и предотвращающее злоупотребление властью. Кроме того, порой централизация власти позволяет лучше координировать деятельность местных служб.

Излишняя децентрализация и абсолютная самостоятельность местного управления отнюдь не являются благом. Ведь полностью автономное местное управление препятствует согласованности общенациональных усилий, создает возможность для всякого рода злоупотреблений, ведет к дроблению администрации, что отрицательно сказывается на эффективности ее деятельности.

Централизация и децентрализация, в конечном счете, отнюдь не взаимоисключающие формы политической и административной организации. Во всех системах управления неизбежно имеются элементы, как централизации, так и децентрализации власти. Главная проблема при осуществлении реформ местного управления, поэтому состоит не в том, чтобы сделать выбор между централизацией и децентрализацией, а в том, чтобы найти надлежащий баланс между ними, адекватный реальным условиям той или иной страны, тем задачам, которые ставятся перед местным управлением.

Список используемых источников и литературы

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ КАК ГОСУДАРСТВО БЛАГОСОСТОЯНИЯ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Право и образование

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ КАК ГОСУДАРСТВО БЛАГОСОСТОЯНИЯ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Е.В. Аристов, кандидат юридических наук

Статья посвящена исследованию особенностей реализованной в Великобритании модели социального государства. Показаны особенности закрепления гарантий социальности государства в законодательстве Великобритании. Описана история формирования и развития социального государства в Великобритании.

Ключевые слова: социальное государство, социальность государства, конституционное право, основа конституционного строя, конституционно-правовой принцип, государство благосостояния.

Опыт Великобритании в обеспечении социальности государства представляет особый интерес (в рамках исследования зарубежного опыта) ввиду его исторического развития, а также теоретической и практической значимости британской модели социального государства.

Британская модель государства благосостояния иногда используется в качестве примера для обеспечения социальности государства в других странах [13].

Эта модель характеризуется признанием значимой роли пособий для населения, предоставляемых с проверкой на действительную нуждаемость, универсальных пособий небольших размеров, а также социального страхования. Государство в Великобритании играет ограниченную роль в защите населения от основных жизненных рисков и обеспечивает некоторый общенационально установленный минимум. Размеры многих пособий, предоставляемых населению, являются единообразными [11, с. 6].

В Великобритании, по сути, была создана комплексная система социаль-

ного страхования человека на протяжении всей его жизни [13].

Несмотря на то, что социальная политика в Великобритании направлена на перераспределение ресурсов между людьми, живущими в условиях недостатка и бедности, это не является ее основной целью. С помощью такой политики государство обеспечивает возможности населения самому заботиться о себе, а также равенство возможностей в целом [11, с. 6].

В Великобритании (схоже с государствами, где реализована так называемая скандинавская модель социального государства) учреждения, оказывающие социальные услуги населению и ответственные за социальное обеспечение, как правило, функционируют в рамках органов, осуществляющих публичное управление, в отличие от Германии, где эти функции по большей части лежат на частном секторе [10, с. 34].

Касательно отнесения британской модели обеспечения благосостояния к существующим классификациям, исследователи, в основном, сходятся во

мнении о том, что ее можно отнести к так называемым либеральным.

При этом, как указывает Стивен Хиллмерт, в течение последних двух десятилетий Великобритания приблизилась к либеральной модели государства благосостояния еще более близко [9].

• разграничение между заслуживающими и незаслуживающими социального обеспечения нуждающимися слоями населения (социальными группами);

• ограниченные льготы и низкий уровень налогов;

• поощрение населения продолжать работать;

• привлечение частного сектора в той степени, насколько это является возможным [13].

Как указывает С. Мау, британская модель государства благосостояния является скорее эгалитарной, чем консервативной, и, в отличие от так называемой бисмаркской модели (которая предполагает права каждого работника пропорциональными тому вкладу, кото -рый он внес), в британской концепции центральную роль играет установление универсальных стандартов, направленных на предотвращение бедности в случае достижения пожилого возраста, безработицы и нищеты [11, с. 3].

Стоит отметить, что относительно проведения институциональных изменений в социальной политике в Великобритании наблюдается гораздо меньшая непрерывность, чем в других европейских социальных государствах, а развитие социальной политики в Великобритании сыграло немалую роль в развитии всей системы управления в целом [10, с. 94].

В целом, многие исследователи считают, что государство благосостояния в его современном понимании в Великобритании было создано в 1945 году [3, с. 9].

Действительно, соответствующие законодательные меры начали реализо-вываться только после Второй мировой войны. Однако фактически развитие государства благосостояния в Великобритании началось гораздо раньше.

• обязательность налога в пользу бедных;

• обеспечение контроля за предоставлением помощи бедным;

• обеспечение привлечения бедных к оплачиваемому труду [14].

Следующим периодом развития социальности государства в Великобритании можно считать период с середины XIX века по середину XX века.

Так, на 1848 год движение так называемого чартизма имело значительную поддержку и оставило след в развитии британского социального государства.

В конце XIX века акцент на политические права человека сместился в конце XIX века на необходимость закрепления социальных прав [3, с. 10].

Следует также выделить Закон о национальной помощи от 1948 года [12].

По сути, в указанный период была создана целая система социального обеспечения.

Послевоенная концепция обеспечения социальности государства в Великобритании была основана на сильно дифференцированной на основании половой принадлежности модели семейной жизни, в которой предполагалось, что мужчины работают полный рабочий день, а на женщинах лежат исключительно домашние обязанности, и женщины и дети, таким образом, полностью финансово зависят от мужчины. По сути, британская послевоенная концепция государства благосостояния основывалась на концептуализации социального гражданства, к социальным правам относились право на экономическое благосостояние и безопасность, а право на культурное наследие и право жить цивилизованной жизнью обеспечивались сообразно стандартам и убеждениям, превалировавшим в обществе. В такой концепции оплачиваемый труд является центральным элементом, и именно через оплачиваемый труд ин-

дивиды получали право на социальные пособия, и такие пособия предоставлялись только при условии того, что индивид готов искать и принимать предложения о работе [8, с. 2].

В контексте указанной модели, в Великобритании иное социальное обеспечение относилось к разряду частных вопросов и, в отличие от права на оплачиваемый труд, не считалось базовой потребностью граждан. Женщины почти не имели права на различные социальные льготы и пособия. Однако демографические изменения и массовое вовлечение женщин в трудовые отношения обусловили необходимость пересмотра данной основанной на половой принадлежности концепции [8, с. 2].

Управление социальным государством в Великобритании претерпело две основные реформы в период с момента начала его развития после Второй мировой войны. В первый из указанных периодов, охватывающий 1960-е и 1970-е годы, государством была проведена реформа с целью обеспечить планирование и усиленный контроль Казначейством за государственными расходами. Целями этой реформы явилось обеспечение эффективности управления и экономическое планирование, а последствием стало создание системы, в рамках которой Казначейство выделяло ресурсы соответствующим департаментам [14].

По мнению Кевина Фэрнсуорта, Великобритания является корпоративным государством благосостояния, начало функционирования которого приходится на начало 1970-х годов с распространением явления глобализации. Участие Великобритании в между-

Это также повлияло на распространение либеральных идей в государственном управлении в указанный период. В частности, в 1979 году избрание консервативного правительства привело к признанию неэффективными отдельных видов го

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Читайте также: