Важно ли для человека который считает себя гражданином и патриотом задумываться о судьбе родины

Обновлено: 01.07.2024

Рекомендации по выполнению работы

В сочинении нужно избегать речевых, фактических и орфографических ошибок. Повествование должно быть последовательным.

Правила текста

Перед тем как приступить к написанию сочинения, необходимо выявить главную идею текста, после чего составить план работы. Для этого можно ответить на вопросы, которые позволят более подробно раскрыть тему. Среди них могут быть следующие:

Сочинение должно соответствовать определенной структуре, придерживаться композиции. Работа подразделяется на три части: вступление, основная и заключительная части. Помимо этого, нужно придерживаться деления текста на:

Сочинение-рассуждение перед сдачей нужно прочитать и проверить на ошибки.

Советы по написанию

Гражданин обязан знать историю своего государства, а также быт, культуру и традиции народа, должен быть готовым защищать родину. Ему следует воспитывать в себе и своих потомках эти качества.

Написание сочинения

Примерные варианты

Любой человек с самого рождения становится гражданином своей страны, которая защищает его права и свободы. Можно выделить истинного патриота и обычного гражданина. В этих понятиях кроется глубокий смысл.

Чтобы иметь гражданство, недостаточно одного рождения в какой-либо стране, нужно быть активным к внутренним событиям и изменениям государства. То есть у человека должна быть активная гражданская позиция, но возможно и ее полное отсутствие.

Настоящий гражданин переживает за Родину

Настоящий гражданин переживает за Родину, ее развитие и будущее. Он участвует во всех значимых событиях страны, неравнодушен к неприятным событиям, любит свою Отчизну, помнит ее историю и своих предков, чтит их память. Такой человек не пройдет мимо несправедливости, поможет соотечественникам. Он направит свои силы на улучшение окружающей среды, общества, будет не только бороться за свои права, но и выполнять все обязательства.

Законопослушный человек не преступит черту закона, моральные принципы. Есть такие люди, которые приносят вред обществу. Они разрушают культурное наследие, хамят и оскорбляют, причиняют вред людям и их имуществу. Это беда нашего общества. Нет оправдания этим людям. Очень много тех, кто деградирует, создает опасные условия для жизни других.

Чтобы избежать такого, всем и каждому нужно начать с себя, своей семьи. С детства родители должны приучать детей любить ближнего, быть благородными, отзывчивыми, ценить людей, природу. Важно показывать это на своем примере, объяснять, что хорошо, а что плохо.

Проблемы, конечно, будут всегда в любом обществе. Но их количество можно снизить, достаточно начать с себя. Следить, что говоришь, делаешь, как себя ведешь. Если каждый человек будет этому следовать, контролировать поведение, брать ответственность на себя, то мир изменится в лучшую сторону.

Настоящий гражданин — это истинный патриот

Мы должны находить общий язык между собой, понимать друг друга, а не обвинять в любом пустяке. Не зря говорят во многих источниках, что хочешь изменить мир — начни с себя. Позиция каждого гражданина, его мировоззрения, самосознания — от этого зависит будущее нашей страны, где будут жить новые поколения.

Доклад по обществознанию

Участие в жизнедеятельности общества

Есть люди, которые просто проживают на территории страны, а есть те, кто желает участвовать в жизнедеятельности общества, решать острые и насущные проблемы. Идеальный гражданин любит и уважает родину, желает ей лучшего, улучшает жизнь сограждан, чтит законы, берет ответственность на себя за будущее Отечества, защищает его.

Конечно, наша власть неидеальна, но общими силами мы можем искоренить проблемы, решить важные вопросы, такие как загрязнение окружающей среды, уничтожение памятников, вырубка лесов, незаконная деятельность. Все это преступление против своих граждан, страны.

Любое доброе слово, поступок изменят наше общество к лучшему. Наши предки ценой своей жизни дали нам мирное небо над головой. Мы должны ценить это, не допустить новых войн. Нельзя отсиживаться и отмалчиваться. Быть гражданином — равно быть патриотом. Любить свою страну нужно не словами, а делами.

Третий образец

Быть патриотом своей Родины

Для меня быть гражданином своей страны — это быть ее патриотом, что значит любить родину. А также это преданность своим согражданам, готовность к жертвам и подвигам во благо государства и общества. Нужно улучшать жизнь людей, в том числе и свою. Если каждый человек станет заботиться о своем гражданском воспитании, то мир изменится, общество будет лучше.

Множество людей отдали свою жизнь ради Отечества. Они хотели и изменили жизнь в лучшую сторону. В наши дни многие граждане продолжают служить своей стране. Они преданы ей.

Моя бабушка говорит, что сейчас чувство патриотизма постепенно исчезает, а молодежь не проявляет это чувство так сильно, как их поколение. Я считаю, что в детях должны с раннего детства воспитывать патриотизм, любовь к ближним, ответственность за их жизнь. Только так можно изменить сложившееся положение. Любовь к стране, стремление к ее укреплению и улучшению, решение проблем народа — вот что должно быть важно.

прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницу

— Главная — Сочинение итоговое

Ваше сочинение написано самостоятельно, соответствует требованиям в части объема и аргументации с опорой на литературный материал.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Первый аргумент соответствует тезису о том, что некоторые люди ставят личное благополучие выше благополучия Родины. Эпизод из литературного произведения пересказан и прокомментирован в аспекте заданной темы, в комментарии прослеживаются элементы проблемно-смыслового анализа.

Второй аргумент не соответствует ни одному из представленных тезисов: он не показывает пример того, как человек ставит личное счастье выше счастья Родины, не показывает пример того, как человек ставит счастье Родины выше собственного счастья. Аргумент не засчитан, т.к. не соответствует теме сочинения.

К3 (логика и композиция) + 0 баллов.

В сочинении наблюдается нарушение тезисно-доказательной части: отсутствует четкий ответ на поставленный в теме вопрос, собственная точка зрения автора сочинения не выражена. Читатель не понимает, что же все-таки важнее - личное счастье или благополучие Родины. В аргументации приводится пример человека, для которого личное счастье важнее. Но нравственная оценка такого поведения не определяется, то есть непонятно, положительный это герой или отрицательный, правильно он поступает, когда сдается немцам, или неправильно.

Ни одного примера к тезису о том, что кто-то считает благополучие Родины выше собственного, не приведено, то есть тезис не доказан.

После службы в армии он решил,что это все грязное дело и Овсеев считает себя лучше этого .

Непонятно, о чем идет речь, что именно является "грязным делом" - служба в армии? занятия искусством? Непонятно, на что указывает второе местоимение "это".

Солдат Овсеев- это выразительный пример того,как человек может думать только о себе и не понимать действительности из-за его неприятие окружающими в детстве .

Сразу два нелогичных суждения. 1) почему Овсеев не понимал действительности? Вы про это ничего не пишете, откуда же такой вывод? 2) Где написано, что в детстве Овсеев испытывал проблемы в общении, что окружающие не принимали его? Нарушена последовательность изложения мыслей.

Кто-то яро верит в то, что мы должны беречь окружающие нас блага для поколений, а кто-то предпочитает выбирать себя и считает ,что высшую ценность несет только личное счастье и комфорт.В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.

А какая точка зрения правильная, по-вашему? Где ответ на вопрос темы? Вы пишете, что каждый отвечает по-своему, это понятно, а как на этот вопрос отвечаете вы сами? Это остается неясным.

К 4 (речь) + 1 балл

Речь характеризуется бедностью и однообразием конструкций, обилием повторов, некорректным использованием местоимений, неправильным выбором синтаксических структур. Однако количество речевых ошибок позволяет уловить коммуникативный замысел, поэтому балл сохраняется.

Каждому из них приходиться принимать серьезные решения ,чтоб защитить Родину ,но один из них солдат Овсеев решает выбрать себя,а не будущие его страны.
Как после мы видим -это его не спасает и парень погибает ,но , если начать разбираться почему же он принял такое решение,то можно увидеть ,что парень с ранних лет ростился только матерью в ее исключительной любви к нему,у него был талант к искусству,но больше ничем ,кроме этого заниматься у него не получается.

Слишком большое предложение, следует разбить его на несколько частей, при этом избавиться от повторов и исключить не существующее в русском языке слово "ростился".
"Ростился только матерью в ее исключительной любви к нему" - фраза звучит странно. Лучше: мать одна воспитывала его, окружая безграничной любовью.
Талант к искусству - недостаточная по смыслу фраза.

Автор уверен, что достойный человек — это человек, который может найти радость в добродушии к другим, который может отказать себе в мелких радостях и отдать их.
Иногда человек считает, что он — это его исключительная ценность и ничего больше, кроме собственного счастье не важно и не сможет осчастливить его.
Кто-то яро верит в то, что мы должны беречь окружающие нас блага для поколений , а кто-то предпочитает выбирать себя и считает ,что высшую ценность несет только личное счастье и комфорт.

Некорректное использование местоимений. Окружающие блага - несочетаемость. Выбирать себя - непонятно, из кого. О каких поколениях идет речь? О прошлых? Будущих? Современных? Неясно.

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 22, максимально допустимое количество - 18.

Каждому из них приходиться принимать серьезные решения,чтоб защитить Родину ,но один из них солдат Овсеев решает выбрать себя,а не будущие его страны.
Как после мы видим -это его не спасает и парень погибает ,но , если начать разбираться почему же он принял такое решение,то можно увидеть ,что парень с ранних лет ростился только матерью в ее исключительной любви к нему,у него был талант к искусству,но больше ничем ,кроме этого заниматься у него не получается.
Каждому из них приходиться принимать серьезные решения,чтоб защитить Родину ,но один из них солдат Овсеев решает выбрать себя,а не будущие его страны.
Как после мы видим ЗПТ -это его не спасает ЗПТ и парень погибает ,но , если начать разбираться ЗПТ почему же он принял такое решение,то можно увидеть ,что парень с ранних лет ростился только матерью в ее исключительной любви к нему,у него был талант к искусству,но больше ничем ,кроме этого ЗПТ заниматься у него не получается.
После службы в армии он решил,что это все ТИРЕ грязное дело ЗПТ и Овсеев считает себя лучше этого.
Он никогда не сомневался в том, что он важнее других ЗПТ и, когда он пошел сдаваться немцам, он сделал это без раздумий.
Иногда человек считает, что он — это его исключительная ценность и ничего больше, кроме собственного счастье ЗПТ не важно и не сможет осчастливить его.
Каждому из них приходиться принимать серьезные решения,чтоб защитить Родину ,но один из них солдат Овсеев решает выбрать себя,а не будущие его страны.
Когда немцы начали атаковать ,он выбирает сдаться им.
Как после мы видим -это его не спасает и парень погибает ,но , если начать разбираться почему же он принял такое решение,то можно увидеть ,что парень с ранних лет ростился только матерью в ее исключительной любви к нему,у него был талант к искусству,но больше ничем ,кроме этого заниматься у него не получается.
После службы в армии он решил ,что это все грязное дело и Овсеев считает себя лучше этого.

Нарушение видо-временной соотнесенности.
Нарушение порядка слов: нельзя сначала использовать местоимение, а потом существительное, обозначаемое этим местоимением, надо наоборот.

Солдат Овсеев- это выразительный пример того,как человек может думать только о себе и не понимать действительности из-за его неприятие окружающими в детстве.
Иногда человек считает, что он — это его исключительная ценность и ничего больше, кроме собственного счастье не важно и не сможет осчастливить его.
Автор уверен, что достойный человек — это человек, который может найти радость в добродушии к другим , который может отказать себе в мелких радостях и отдать их.

Общий вывод по работе

5 готовых сочинений по новым направлениям 2021/22 учебного года.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

Существуют люди, которые довольствуются малым и предпочитают оставаться на одном месте, потому что так комфортнее и удобнее. О таких личностях говорят, что они следуют проторённой дорогой, то есть всегда и во всём используют привычные, хорошо известные способы. Однако есть и такие люди, которые находятся в постоянном поиске. Они готовы к изменениям и риску, пытаясь достичь высот. На мой взгляд, подобный тернистый путь, полный сомнений и трудностей, намного лучше проторённой дороги. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к произведениям художественной литературы.

В заключение хочется отметить, что следовать проторённой дорогой – это значит останавливаться в своём развитии. Испытания закаляют человека и дают ему силы двигаться вперёд. Иногда приходится рискнуть всем, чтобы пройти путь через тернии к звёздам, бросить жребий и перейти Рубикон. Разве не в постоянной борьбе и преодолении трудностей заключается смысл человеческого существования?

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?

Мир не стоит на месте и постоянно изменяется: появляются новые технологии, изобретения, совершаются открытия, которые значительно облегчают нашу жизнь. Конечно, прогресс – это замечательно, но во всём нужно знать меру и стараться

придерживаться золотой середины. В конце концов может возникнуть опасность вытеснения духовных ценностей технологическими новшествами. В этом случае люди перестанут прислушиваться друг к другу, будут конфликтовать, проявлять жестокость и забудут о гуманности. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

В заключение хочется отметить, что в настоящее время ускоренное развитие науки заставляет опасаться за судьбу вечных ценностей: любви и доброты, сострадания и взаимоподдержки. Новые научные достижения упрощают жизнь и помогают сэкономить время, но они не должны становиться важнее моральных норм. В конце концов стремление к духовному обогащению – это именно то, что отличает человека от животного.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Почему люди становятся преступниками?

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?

провожая его на войну, и отличается поразительным смирением и кротостью. Я думаю, что княжна Марья – идеал женщины, она заботлива и милосердна.

Действительно, герои художественных произведений могут стать для читателя лучшими друзьями и родственными душами. Сила духа, целеустремлённость, милосердие и внутренняя красота – вот те качества, которые позволяют мне назвать героинь Л.Н. Толстого и Ш. Бронте примерами для подражания. Конечно, у каждого читателя может появиться свой идеал. Те люди, которые ничего не читают, многое упускают и лишают себя эстетического наслаждения.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.

Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.


Вот и настал новый учебный год! В декабре месяце ученики 11-х классов начнут сдавать экзамены по итоговому сочинению в формате ЕГЭ. А вы кы когда нибудь пробывали написать сочинение своими словами? Попробуйте хотя бы раз написать сами и вам это понравится! Если на зимнем декабрьском итоговом сочинении вы выбрали это направление, рекомендуем вам изучить подробные материалы по данной теме. Данное итоговое декабрьское сочинение - рассуждение по литературе и русскому языку поможет ученику 11 класса, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2022 года в школе. По итогам итогового сочинения, школьники получают допуск к ЕГЭ-22. Здесь размещены уникальные примеры новых сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения по направлению №5: Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства). При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных авторов и поэтов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, прочитать и бесплатно скачать новые примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык на тему: Справедливо ли мнение о том, что быть патриотом – это значит отдавать долг Родине? . Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по итоговому сочинению ИС пройдет зимой в декабре 2021 года.

Официальный сайт. 2021 - 2022 учебный год. ВПР. ФИПИ ШКОЛЕ. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. ФИОКО. ОГЭ. ЕГЭ. ГИА. Школа России. Школа 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Экзамен. Россия. Беларусь. Казахстан. РБ.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения по теме: Справедливо ли мнение о том, что быть патриотом – это значит отдавать долг Родине?

Такой стране стоит отдать долг, ведь здесь люди получают возможность развиваться, жить, творить и любить. Эту книгу часто ассоциируют с СССР, так как там явно описывается режим тоталитаризма, присутствуют элементы устрашения населения, к которым прибегала советская власть. Однако это лишь поверхность айсберга. Главные герои решились пойти против принятых устоев, за что в итоге и поплатились. Негодование вызывает не только запрет на право проявлять чувства, но также уничтожения языка и культуры. Последнее знакомый главного героя объясняет как нечто ненужное и разрушающее общество.

Это страна, где люди живут в страхе, где отсутствует потенциал экономического и социального развития. Здесь есть место только для смерти и бесконечных подозрений. Именно поэтому такому государству не нужно отдавать долг. Таким образом, долг Родине отдавать нужно только в том случае, если страна сделала что-то существенное для развития и благополучия общества. В ином случае государство не заслуживает и права на существование.

Патриотизм – это любовь к собственной стране. Человек, слишком погруженный в себя и имеющий огромное значение для себя и своих потребностей, никогда не может быть патриотом. Растущая конкуренция в эти дни также внесла большой вклад в это. Каждый человек занят зарабатыванием денег, чтобы сделать свою жизнь более комфортной и лучшей, чем у окружающих. В таком сценарии вряд ли стоит думать о чем-либо еще. В наши дни любовь к стране и служение стране – это почти забытая концепция. Вместо того, чтобы работать над улучшением своей страны и способствовать ее развитию, молодежь сегодня мигрирует в другие страны в поисках лучшего образа жизни.

Если бы мышление людей было таким же около 100 лет назад, они никогда бы не объединились и не боролись за свободу страны. В этой ситуации они только искали бы свои собственные эгоистические мотивы. Истинный патриот против ложного патриота Сегодня есть много людей, которые действительно любят и уважают свою страну, а некоторые только притворяются. Настоящий патриот – это тот, кто посвящен служению своему народу. Сначала он интересуется своей страной и соотечественниками и готов пожертвовать всем ради улучшения своей страны. Ложный патриот – это тот, кто утверждает, что любит свою страну и показывает, что он патриот, находясь на публике. Однако он делает это ради своей выгоды и на самом деле не обладает этими чувствами. Патриотизм против национализма Термины национализм и патриотизм часто используются взаимозаменяемо.

Однако есть разница между ними. Патриотизм означает гордиться своей нацией за ее положительные моменты и работать над ее улучшением. С другой стороны, национализм означает гордиться своим народом, независимо от его положительных и отрицательных моментов. Хотя патриотизм хорош, национализм считается иррациональным и злобным. Для улучшения и развития страны требуется чувство патриотизма. Это также сближает людей одной страны и помогает им испытать любовь и радость от заботы друг о друге.

Патриотизм – это в первую очередь любовь к Родине. А патриот – это тот, кто сделает для Отечества все, что ему будет необходимо. Поддержка в военное время была необходима всему государству.

Настоящие патриоты не думали о наградах и славе, участвуя в войне, они искренне хотели победить врага и сохранить независимость своей страны. Ради спасения Родины истинные патриоты брали в руки оружие, даже если это противоречило их мировоззрению. Патриоты жертвовали собственными жизнями, чтобы помочь общему делу.

В романе-эпопее выделяются подвиги батарей Тушина, Раевского. Патриотами являются Николай Ростов, Тимохин и другие.

Патриотом можно назвать Андрея Болконского, который разочаровывается в войне и отказывается от славы, о которой он мечтал. Несмотря на разочарование в войне, князь Андрей идет на войну, чтобы бороться за сохранение России. Личные стремления Болконского сменились на цель, к которой шел весь русский народ.

Патриотом был Кутузов. Он заботился не о политической стороне войны, а о простом русском народе, о жизнях людей, которые встали на защиту Родины.

Любовь к Родине проявляют простые русские мужики. Тихон Щербатый организовывает крестьянские отряды, которые помогают общему делу. Партизаном становится и Петя Ростов.

Патриотизм – это не только непосредственное участие в военных действиях, но и помощь мирных жителей. Пьер Безухов хочет быть полезным всему народу, поэтому приходит на поле сражения. У него возникает мысль убить Наполеона, чтобы закончить мучения русских солдат. Наташа Ростова вступает в спор с собственной матерью и добивается того, что подводы, которые нужны были для перевозки имущества Ростовых, были отданы раненым, чтобы они смогли уехать из Москвы.

Люди не хотели подчиняться врагам, поэтому им пришлось сжечь захваченную Москву. Мирный народ был уверен в том, что лучше остаться без своего имущества, но свободными от врага, лучше пожертвовать собой, чем делиться с врагом домом и пищей. Всех этих мирных людей можно назвать настоящими патриотами. Они не делали что-то масштабное, но действия всех по-отдельности объединились в одну общую силу, которая и победила врага.

Л.Н. Толстой в своем произведении показывает, что истинные патриоты не задумываются о себе, когда их Родина оказывается в опасности. Они видят, что страну обволокли несчастья, и люди уверены, что нужно преодолевать эти препятствия вместе, жертвуя собственными интересами.

Алексей Беляков, журналист, писатель

Россия — она вообще там, где хочешь. Особенно сейчас. Просто любовь к родине у нас пытаются смонтировать из ржавого остова Т-34 и ветхого креста, на который прикрутили звезду колючей проволокой. Туповатая инсталляция, честно говоря. Но на это я могу и не смотреть. У меня другая страна. Россия, к счастью, очень большая. Во всех измерениях.


Сергей Мурашов, инженер, специалист по международным перевозкам

На мой взгляд, это достаточно простой вопрос, на который я отчасти ответил в комментарии к посту Ольги Усковой. Добавить хочу вот что: патриот — это все же не тот, кому милее всех прочих именно свои березки. Земля прекрасна, и на ней все еще есть удивительные по красоте места, и у нас, и не у нас, и, более-менее посмотрев мир, трудно заставить себя не восхищаться всем тем, чему не повезло оказаться в пределах Родины.

Патриот — не тот, кто клеймит зарубежных врагов, и не тот, кто ругает покинувших Россию. В наше время естественно считать домом всю Землю, и выбирать для жизни те ее уголки, где тебе удобнее — по эстетическим, финансовым, мировоззренческим или иным соображениям.


Лиза Питеркина, мотивационный оратор, писатель


Самое трудное на свете — это любить без взаимности. Без условий. Это собачья любовь. Кошка же позволяет себя любить. Сегодняшний патриотизм выглядит так: кошки требуют от собак, чтобы те любили хозяина, которому они ссут в тапки. Короче говоря, полная шизофрения с точки зрения самого хозяина-человека.


Анна Быстрова, дизайнер, лектор по истории и философии моды


Быть патриотом, на мой взгляд, — это значит любить свою страну, землю, историю, какой бы она ни была. Быть патриотом — это считать Россию своей Родиной, идентифицировать себя россиянином и в определенном смысле не давать Родину в обиду. Но любовь может проявляться по-разному. Критика проблем, критика власти и государственной политики, да вообще любая конструктивная критика — это тоже патриотизм, это желание сделать свою страну лучше.

Еще важный вопрос, который иногда ставят: патриоты ли те, кто уехал? Вот пример, будущие белые офицеры во время Первой мировой войны так же, как и будущие красные, защищали страну от немцев. Их нельзя обвинять в отсутствии патриотизма, но после 1918 года они были вынуждены уехать. Они перестали быть патриотами?

Да, чувство патриотизма и любви к стране так или иначе используют в своих целях различные политические силы, но это ничуть не значит, что значение слова от этого должно как-то меняться. Любовь к стране иррациональна, безусловна, а вот в каком направлении двигаться — это вопрос рационального выбора.

Я считаю себя патриотом.


Лариса Бабкина, владелица риелторского агентства

На мой взгляд, правильный патриотизм — это любить места, где родился, вырос, живешь, радоваться, если в твоей стране каждому живется хорошо и комфортно, любить соотечественников, стараться привнести толику своего труда, чтобы жить стало еще лучше. Конечно же, гордиться настоящими успехами и достижениями страны, будь то новые научные открытия или честные победы спортсменов на международных соревнованиях, ходить в любом уголке необъятного мира с гордо поднятой головой за свой народ.

Неправильный патриотизм — это бряцание оружием и милитаризм, бахвальство тем, в чем особенной заслуги нет: морями, лесами, недрами, нелюбовь к людям, гордыня и зависть.

Можно уехать в чужую страну, но остаться настоящим патриотом, и наоборот, кричать с высоких трибун о своем патриотизме, но патриотом не быть. И да, я считаю себя патриотом в том смысле, который, по моему мнению, правильный.


Когда мы что-то любим, то, по меньшей мере, желаем этому всего доброго. Желание добра вообще невозможно без понимания, делающего это желание предметным. В полной мере сказанное касается и патриотизма. Разница в понимании и приводит к различиям в формах патриотизма. Причем настолько сильным, что множественные формы патриотизма становятся иногда взаимоисключающими. При этом общее у этих форм — и искренность, и пафосность, привнесенные силой любви, — часто направлено на взаимное уничтожение конкретных видов патриотизма.

На мой взгляд, иные формы патриотизма носят инфантильный характер, и как любая неразумная любовь, приносят больше плохого, чем хорошего. Да, мы не можем сравняться с теми великими людьми, но любовь к Родине должна основываться на ответственном стремлении к истине, или лучше такой любви совсем не проявляться. Вряд ли можно написать на эту тему что-то более актуальное, чем сказанное Набоковым в победном 1944 году:

Каким бы полотном батальным ни являлась
советская сусальнейшая Русь,
какой бы жалостью душа ни наполнялась,
не поклонюсь, не примирюсь

со всею мерзостью, жестокостью и скукой
немого рабства — нет, о, нет,
еще я духом жив, еще не сыт разлукой,
увольте, я еще поэт.

Читайте также: