В зависимости от масштаба уголовную политику можно рассматривать в следующих ее аспектах

Обновлено: 19.05.2024

Что же представляет собой уголовная политика и насколько обоснованно оперирование соответствующим термином?

Размышления над поставленными вопросами – с чего традиционно начинается любое исследование уголовной политики, и на чем делается, пожалуй, наибольший теоретический акцент, – сохранили свой дискуссионный характер вплоть до настоящего времени. В литературе можно встретить множество дефиниций уголовной политики, в процессе создания которых использованы самые разнообразные подходы: в одних случаях сделан акцент на объеме определяемого понятия, в других – с различной степенью интенсивности отражены те или иные свойства его содержания, в третьих – предпринято и первое, и второе одновременно.

Объем настоящей работы не позволяет осуществить даже поверхностный анализ существующих позиций, поэтому к их рассмотрению мы будем обращаться по ходу обоснования тех или иных положений, необходимых для формулирования собственного определения понятия уголовной политики. Последнее, будучи отправной точкой в рассмотрении всех связанных с уголовной политикой вопросов и, как следствие, залогом верных научных выводов по проблеме, должно максимально точно и полно передавать сущность исследуемого явления, чего, на наш взгляд, можно достичь только путем предварительного выявления и анализа характерных черт уголовной политики.

1. Функциональную сферу уголовной политики образует борьба с преступностью (противодействие преступности).

Раскрытие содержания рассматриваемого признака обязывает автора вступить в дискуссию, которая ведется в науке в связи с определением объекта уголовной политики.

Наряду с преступностью, чаще всего наделяемой соответствующим статусом, объектом уголовной политики признаются: иные общественно опасные поступки, непреступные правонарушения,[197] причины и условия (детерминанты) преступности,[198] органы, осуществляющие борьбу с преступностью, а также деятельность этих органов.[199]

Не являются, по нашему мнению, объектом уголовно-политического воздействия и органы, осуществляющие борьбу с преступностью, и, тем более, деятельность данных органов. Если первые относятся к числу субъектов, то последняя представляет собой одну из форм реализации уголовной политики.

Подводя итог рассмотрению первого выделенного нами признака, необходимо отметить, что, определяя вектор уголовной политики, он способствует созданию предельно выдержанной и логически обоснованной системы представлений об изучаемом явлении, что отражается в формулировании целей и постановке задач уголовной политики, в установлении круга субъектов ее реализации, в выработке механизма уголовно-политического воздействия на преступность.

2. Уголовная политика основывается на объективных условиях развития общества.

Располагая необходимой информацией, уголовная политика способна определить приоритеты в области борьбы с преступностью и избрать для ее осуществления такие средства и методы, которые будут адекватны уровню, масштабам и формам проявления криминального поведения.[207]

Важно при этом отметить, что процесс социального обусловливания уголовной политики является непрерывным, позволяя рассматривать ее в качестве индикатора:

б) результативности мер, применяемых в рамках воздействия на преступность. Избранные средства и методы борьбы с преступностью не всегда оправдывают ожидания, а потому подвергаются постоянному уголовно-политическому мониторингу. Если та или иная мера уголовно-правового характера не доказала своей эффективности в деле борьбы с преступностью, она подлежит исключению из арсенала уголовной политики и/или замене новым инструментарием.

Завершая рассмотрение данного признака, следует отметить, что отражение уголовной политикой объективных условий развития общества не ограничивается формированием установок противодействия преступности на общегосударственном уровне. Оно получает свою дальнейшую конкретизацию применительно к особенностям различных субъектов Федерации.[209] Нельзя, к примеру, отрицать, что довольно специфичной является криминальная ситуация в таких регионах, как Астраханская область, Республика Карелия, Приморский край – значительную долю в общей структуре их преступности занимают посягательства на экологическую безопасность; республики Северного Кавказа – на их территории больше, чем где бы то ни было, совершается преступлений против общественной безопасности. Вывод очевиден: региональные особенности преступности самым непосредственным образом предопределяют содержание уголовного правоприменения субъектов РФ.

3. Целью уголовной политики является максимально возможное снижение преступности.

Тезис о принципиальной невозможности искоренения преступности если и нуждается в осмыслении, то лишь для ориентации исследователя на максимальное приближение к результату, в достижении которого еще двадцать с небольшим лет назад не сомневался ни один отечественный ученый, – к ликвидации, уничтожению, истреблению проявлений криминального характера.

4. Реализация уголовной политики предполагает применение уголовно-правовых средств и методов.

Борьба с преступностью осуществляется путем использования самых различных средств и методов, неоднородный характер которых породил многообразие научных мнений об объеме уголовно-политического воздействия. Достаточно традиционным при этом является выделение понятий уголовной политики в широком и в узком (собственно уголовной, уголовно-правовой политики) смысле слова. В отличие от второго значения, в котором уголовная политика вполне единодушно связывается учеными с применением в деле борьбы с преступностью исключительно уголовно-правовых средств, рассмотрение уголовной политики в широком смысле слова порождает довольно разноречивые суждения. Не останавливаясь на детальном анализе каждого из них, считаем возможным выделить следующие основные позиции:

1) уголовная политика является неотъемлемым компонентом социальной политики государства, а потому охватывает своим содержанием не только специальные меры воздействия на преступность (в различных вариациях – уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, криминалистические, криминологические и др.), но и меры чисто социального характера (экономические, политические, идеологические, культурные и др.);[211]

2) уголовная политика не может сводиться ко всей социальной политике, ибо при таком подходе стирается грань между социальной политикой и уголовной политикой, становится неочевидной специфика последней.[212] В уголовную политику в широком смысле слова должны входить только такие составные элементы, как (опять-таки в различных вариациях) уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная (пенитенциарная), криминологическая (профилактическая) разновидности политики;[213]

3) политика государства в сфере борьбы с преступностью, включающая в себя всю совокупность правовых и общесоциальных средств противодействия преступности, содержит в качестве одной из своих подсистем уголовную политику в широком смысле слова (в нее, в свою очередь, входят уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная, криминологическая, криминалистическая разновидности политики).[214]

5. Уголовная политика – это стратегический курс государства.

Не отрицая права на существование всех перечисленных, а возможно и других определений политики, считаем, что применительно к объекту настоящего исследования роль ориентира при выборе одного из предложенных аспектов принадлежит направленности уголовной политики и цели, которой эта направленность определяется.

Учитывая данное обстоятельство, а также исходя из особенностей функциональной сферы уголовной политики, полагаем, что при определении стержневого, центрального компонента содержания ее понятия следует опираться на третье из приведенных значений политики. Именно оно отражает те необходимые элементы, которые позволяют создать адекватное представление об уголовной политике, а именно:

1) Государственно-управленческий элемент.

При этом, в отличие от большинства сфер государственной жизни, в которых выполнение поставленных задач обеспечивается участием широких слоев населения (отдельных граждан, общественных объединений), уголовная политика по самой своей природе исключает возможность общественного содействия.[232] Выражая отношение власти к преступности, она предполагает решение вопросов, составляющих исключительную прерогативу государства. Именно государство в лице различных органов и должностных лиц[233] определяет содержание, объем и направления уголовно-правового воздействия, а также реализует последнее в процессе осуществления борьбы с преступностью.

2) Субстанциональный элемент.

Будучи ограничена пределами собственной функциональной сферы, уголовная политика не может, тем не менее, рассматриваться как изолированное, замкнутое на самом себе явление. Поэтому преимущество выбранного нами (третьего) значения политики и, конкретно, смысл его субстанционального элемента состоят в ассоциировании уголовной политики с объектом трансформации, находящимся не в стабильном, неизменном состоянии, а в движении, развитии.[234]

6. Уголовная политика объединяет интересы внутренней и внешней политики государства, решая задачи борьбы с преступностью как внутри, так и за его пределами.

В уголовно-правовой литературе уголовную политику чаще всего рассматривают в качестве составной части внутренней государственной политики.[236] Подобный подход вряд ли можно признать оправданным:

1. Угроза нарушения национальных интересов в результате преступной деятельности извне не менее, а иногда и более опасна, чем при совершении преступлений внутри страны.

2. Не в меньшей защите со стороны государства нуждаются граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, в случае совершения в отношении них преступлений за ее пределами.

3. Абсолютно очевидной в условиях современной криминальной глобализации является необходимость осуществления уголовно-правового воздействия и в тех случаях, когда совершенными преступлениями – без причинения непосредственного вреда интересам России – нарушаются интересы других государств и, в конечном итоге, всего мирового сообщества (речь идет о международных и так называемых конвенционных преступлениях).

Таким образом, преследуя цель снижения преступности, уголовная политика не должна ограничивать ее достижение исключительно государственно-территориальными пределами.

Все это требует формирования и реализации не только внутри-, но и внешнеполитического курсов, высшим приоритетом которых будет всесторонняя защита личности, общества и государства, в том числе от преступных посягательств. Следует отметить, что в Российской Федерации подобные приоритеты расставлены достаточно четко; они закреплены в важнейших директивных документах государства.[237]

Из них и черпает свое содержание уголовная политика.

7. Научная обоснованность уголовной политики.

По мнению многих авторов, научная обоснованность (или научность) относится к числу принципов уголовной политики.[238] Не возражая против подобного подхода, полагаем, что рассматривать научную обоснованность только в качестве принципа уголовной политики крайне неверно.

Будучи стратегическим курсом государства в сфере борьбы с преступностью, уголовная политика наглядно демонстрирует, что применяемые средства и методы уголовно-правового воздействия способны дать надлежащий эффект либо, напротив, не могут привести к желаемому результату.

Научную основу уголовной политики образуют фундаментальные и прикладные исследования, выполненные в рамках предмета и с использованием методов уголовно-правовой, криминологической, а также иных социальных и естественных наук, значимых для уголовной политики.

Считаем возможным, суммируя все ранее изложенное,[241] сформулировать следующее определение понятия уголовной политики.[242]

Уголовная политика – это основанный на объективных условиях общественного развития и достижениях современной научной мысли стратегический курс государства в сфере борьбы с преступностью как внутри, так и за его пределами, имеющий своей целью максимально возможное снижение преступности путем применения средств и методов уголовно-правового воздействия.

Освещая вопрос о понятии уголовной политики, необходимо отметить, что оно, равно как и понятие уголовного права, используется в нескольких значениях. Наряду с уже рассмотренным значением – уголовная политика как стратегический курс государства в сфере борьбы с преступностью уголовно-правовыми средствами и методами, – выделяются понятия уголовной политики как научного направления и как учебной дисциплины.

По нашему мнению, именно вследствие междисциплинарного и межотраслевого характера, которым ученые наделяют теорию уголовной политики, претворить соответствующие предложения в жизнь крайне сложно, свидетельство тому – их нереализованность на протяжении более чем тридцати лет. А вот о преподавании спецкурса уголовной политики (в рамках уголовного права) в высших юридических учебных заведениях следует серьезно подумать.

Происходящие в России социально-экономические преобразования требуют от государства и его правоохранительных органов активных мер по борьбе с преступностью. Весьма актуальным в этих условиях является исследование конкретных правовых проблем современной российской уголовной политики, которая на протяжении многих лет, с одной стороны, воспринималась лишь как совокупность решений власти, направленных на борьбу с преступностью, а с другой стороны, отличалась волюнтаризмом в законодательстве.
В настоящее время уголовная политика России основывается на отдельных положениях международных правовых актов, Конституции РФ, федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ по вопросам борьбы с преступностью и обеспечения национальной безопасности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………..5
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ…………………………………………………………..15
2.1. Принципы уголовной политики……………………………………..15
2.2. Основные направления уголовной политики………………………24
ГЛАВА 3. Формы реализации уголовной политики…………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ)………..32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Угол. политика 2 (1).docx

Вместе с тем нельзя отрицать тот факт, что немало работ, посвященных исследованию различных проблем исполнения наказания, были проведены на достаточно высоком научном уровне. Об этом, в частности, свидетельствует позитивная оценка зарубежными учеными-пенитенциаристами проблем, связанных с изучением личности осужденных, их ресоциализации и социальной адаптации после освобождения. К их числу следует отнести исследования различных проблем по привлечению некоторых институтов общественности к деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания. Не без влияния результатов подобного рода исследований произошли трансформация исправительно- трудового права, законодательства и науки в уголовно-исполнительные, а также начало реформирования уголовно-исполнительной системы, в частности, передача ее из Министерства внутренних дел в Министерство юстиции. Однако большинство исследований и, это, скорее всего не вина, а беда ученых, носили характер обоснования, подтверждения общеидеологических догм и преимуществ передового общественного строя, марксистко-ленинской концепции уголовной и уголовно-исполнительной (исправительно-трудовой) политики, политики в сфере борьбы с преступностью39.

Сущность уголовной политики определяется интересами и целями её носителей. Переходный, противоречивый характер современного этапа развития российского общества и государства обусловливает исторически переходный тип его уголовной политики. Как относительно самостоятельный вид и направление политики государства она имеет свой объект, предмет и метод социального (правового) регулирования. Сопряжена со всеми другими формами политики. Основополагающими составляющими уголовной политики являются политика-правовые отношения, юридические нормы, политико-правовые идеи и взгляды, их социальные носители (субъекты), деятельность последних, её направления, формы и способы, преступность как специфический объект государственной деятельности, функционально-целевая установка на предупреждение и устранение преступности. Функции уголовной политики обусловлены характером и природой её субъектов, их компетенцией и социально-правовым статусом. Они носят многоуровневый, разнородный, иерархичный характер и включают: функции субъектов общегосударственной юрисдикции, специальной государственной юрисдикции и общесоциальной юрисдикции. Особое место в реализации уголовной политики, её социальной роли занимают функции правоохранительных органов и сопряженных с ними силовых структур, осуществляющих деятельность по предупреждению и устранению преступности. Основными функциями уголовной политики являются предупреждение и устранение преступности, организационно- административная, карательная, доктринально-идеологическая и нормативно-прогностическая. Государственно-правовые формы, методы и способы уголовной политики содержат в себе значительный элемент принуждения, который исторически обусловлен переходным этапом развития России, состоянием преступности.

2.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ

Уголовная политика формируется, определяется и изменяется сложным соотношением объективных и субъективных факторов общественного развития. Объективные и субъективные факторы общественного развития находятся в сложной взаимосвязи с уголовной политикой. Представляя собой, единство и противоречие различных сторон общественной жизни, они, с одной стороны, находятся в единстве с уголовной политикой. С другой стороны, уголовная политика находится в противоречии, постоянном взаимодействии с объективными и субъективными факторами общественной жизни. Последние, вместе взятые, сами представляют собой процесс непрерывного взаимодействия, возникновения, развития и разрешения социальных противоречий. Уголовная политика является одной из форм их внешнего проявления.

Объективными факторами, определяющими преступность и уголовную политику, являются:

1. Исторический тип способа производства, производственных отношений, противоречия между производительными силами и производственными отношениями - базовые факторы, порождающие преступность и уголовную политику.

2. Политические отношения - главные объективные факторы, создающие потенциальную возможность преступности.

3. Правовые отношения и нормы как юридические формы реализации общественных и прежде всего производственных, политических и морально-этических отношений.

4. Другие виды социальных отношений - идеологические, морально-этические и иные социальные отношения, среди которых особое значение имеют нравственные межличностные отношения. Объективные факторы, определяющие преступность и уголовную политику, не ограничиваются только материальными элементами, а сочетаются с идеальными формами жизнедеятельности, которые выступают в качестве опосредованного её образца (модели). Генерируемые этими факторами социальные противоречия создают принципиальную возможность преступности, формирования и функционирования уголовной политики40.

Основными субъективными факторами, определяющими преступность и уголовную политику, являются: интересы, потребности субъектов уголовной политики и субъектов правоотношений; личностные качества, психические процессы, свойства, состояния и образования общественно-политических и государственных лидеров, субъектов правоотношений; политические решения и действия субъектов уголовной политики; общественное сознание, его уровни и формы, включая правосознание, правовую психологию и правовую идеологию. Решающую роль в формировании антисоциальной психологии имеют социальные интересы, потребности, чувства, настроения, привычки. Ключевым субъективным фактором, определяющим преступность и уголовную политику, является идеология и её правовая форма - правовая идеология. Последняя в силу её сущности и социально незаменимых функций выступает необходимой теоретической базой, составной частью доктринальной стороны уголовной политики, правовой системы, права и законодательства. Она служит обоснованием и формой реализации стратегии, тактики, направлений, форм, способов и средств уголовной политики. Конструктивная социальная роль идеологии реализуется только посредством её воздействия на социальную психологию, являющуюся первоосновой мотивации и направленности социального поведения41.

Уголовная политика является внешней формой проявления социально-политических противоречий. Она порождена ими. И, будучи составной частью политики государства, её относительно самостоятельным видом и направлением, воплощает в себе единство и борьбу социально-политических элементов, её образующих. Противоположностями в уголовной политике являются все её системообразующие составляющие: политико-правовые отношения, юридические нормы, систематизированные идеи и взгляды, субъекты, их деятельность. Составляющие уголовной политики в пределах определённых исторических условий, конкретной социальной системы, взаимодействуя между собой, остаются относительно неизменными, они не меняют свою внутреннюю сущность. Относительность их устойчивости, стабильности означает, что в каждой из них происходят эволюционные, количественные изменения. Эти изменения в своей совокупности являются частными, поскольку главный внутренний элемент уголовной политики - её субъект с его интересами и целями - остается самим собой. Он в рамках данной социальной системы не меняется. Принципиально не меняются направления, формы, способы, средства, механизм уголовной политики. Только кардинальная смена политической системы общества, исторического типа государства и его политики приводит к кардинальной смене противоречий данной системы и изменению сущности её уголовной политики. Противоречия социальной системы порождают и определяют противоречия уголовной политики. Система противоречий уголовной политики может быть представлена следующими их основными группами, отражающими многообразие и многоуровневость противоречий социальной системы.

I группа - внутренние противоречия, характеризующие социальную сущность уголовной политики, её стратегию и целевые установки.

II группа - противоречия, характеризующие механизм уголовной политики.

III группа -противоречия, характеризующие непосредственную связь и зависимость уголовной политики от её социальных основ (экономики, политики, идеологии, культуры). Антагонистический характер противоречий общества, массовость порождённых ими преступлений, их протяжённость во времени и пространстве, социально значимый характер причиняемого вреда для общества, резко негативная морально-политическая оценка государством, преследование в соответствии с нормами уголовного закона, количественная и качественная определённость в данный исторический период - существенные составляющие преступности42.

Уголовная политика является политико-правовой формой реакции государства на преступность, специфической формой признания и разрешения социальных противоречий и антагонизмов. Противоречия уголовной политики являются многоуровневыми, комплексными и включают противоречия, характеризующие её сущность, стратегию и целевые установки, механизм, внутреннюю связь и зависимость от социальных основ общества - экономики, политики, идеологии, культуры. Основным противоречием уголовной политики является противоречие между её доктринальной и деятельно-практической сторонами, её теорией и практикой. Идеальные и материализованные элементы уголовной политики, составляющие её доктринальную и деятельно-практическую стороны, находятся в единстве и противостоянии, мера которого придаёт ей качественную определённость в рамках конкретного исторического периода развития данного общества.

ГЛАВА 3. Формы реализации уголовной политики

К формам реализации уголовной политики относятся, правотворчество и правоприменительная деятельность43.

Специфика правотворчества как формы реализации уголовной политики – в том, что в нем происходит совпадение компонентов формирования уголовной политики и компонентов ее претворения в действительность.

На повышение качества уголовного законодательства в процессе реализации уголовной политики должно быть обращено особое внимание. Только качественное уголовное законодательство способно выполнить стоящие перед ним и перед уголовной политикой задачи.

Соответственно на уровне правоприменения действуют следующие методы уголовной политики: метод пенализации (частично в аспекте наказуемости конкретного виновного), метод депенализации (частично, в том аспекте, который относится к освобождению от уголовной ответственности и наказания виновных лиц) и метод дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности (частично в части индивидуализации уголовного наказания).

В то же время следует отметить, что правоприменение оказывает воздействие на процесс формирования уголовной политики. Российской истории последнего периода известны, например, знаменитые отказы московских судов рассматривать уголовные дела, возбужденные по факту незаконных валютных операций, в то время когда еще существовала уголовная ответственность за нарушение правил о валютных операциях (первая половина 1990-х гг.). Эти отказы, основанные на зарождении в стране новых экономических отношений, побудили законодателя декриминализировать соответствующее преступное деяние. По сути дела, описанная ситуация представляет собой на первом этапе фактическую, не законодательную, декриминализацию преступных деяний45.

Правоприменение неразрывно с толкованием уголовного законодательства. Безусловно, толкование при правоприменении имеет особо важное значение и при реализации уголовно-процессуальной и уголовно-исполнительной политики.

Теоретические основы уголовной политики юристами разрабатывались уже в период, относящийся к концу XIX – началу XX в.46. Так или иначе проблемы уголовной политики и в более поздний период, во всех случаях в контексте государственной политики, постоянно находились в поле зрения государственных деятелей и ученых47, а в последние годы к ним обращаются

В период реформирования общества, государства и права традиционно повышенный интерес проявляется к формированию новой политики России и, в том числе, к политике уголовной, которая, к сожалению, в значительной степени сегодня определяет качество социальной жизни общества и перспективы его развития. Количественные и качественные характеристики современной преступности таковы, что их социальное воздействие может определить ход самих реформ. Таким образом, проблемы формирования уголовной политики России и успех ее реализации рассматриваются как важнейший фактор противодействия преступности, в свою очередь, обеспечивающий реализацию задач политических.

Реализация уголовной политики – это проведение в жизнь сформированной и закрепленной в законах и других нормативных правовых актах уголовной политики посредством деятельности правоохранительных и других государственных органов, а также организаций. Формы реализации уголовной политики: 1) вся правоприменительная деятельность и практика борьбы с преступностью; 2) постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Верховного Суда бывшего СССР и другие ведомственные нормативные правовые акты.

Уголовная политика - это политика государства в сфере борьбы с преступностью. Она определяет задачи, основные направления, цели и средства борьбы с преступностью. При сопоставлении с уголовным правом как системой норм уголовная политика предстает в виде руководящих идей, определяющих содержание уголовно-правовых норм и институтов, направление деятельности государственных структур и правоохранительных органов по их применению, использование общественных формирований и населения в сфере борьбы с преступностью и ее предупреждения.

Задачи уголовной политики тесно связаны с задачами, закрепленными в Уголовном кодексе РФ.


  • противодействие преступности,

  • охрану правопорядка в обществе и государства,

  • нормотворческое совершенствование по борьбе и профилактики преступности и иное.

  • 1)уголовно-правовая политика;

  • 2) уголовно-процессуальная политика;

  • 3) пенитенциарная политика;

  • 4) предупредительно - профилактическая политика.

  • установление мер уголовной ответственности;

  • криминализация и декриминализация общественно опасных деяний;

  • установление характера наказуемости общественно опасных деяний (пенализация);

  • депенализация (освобождение от уголовной ответственности и наказания);

  • определение различных уголовно-правовых последствий совершения преступления.

  • выработка основных направлений деятельности государства и его органов в области противодействия преступности в стране (направление главного удара, стратегия борьбы с преступностью);

  • определение форм и методов практической реализации намеченных направлений;

  • постановка конкретных задач по организации борьбы с преступностью (тактика противодействия).

  1. отражение воли населения России;

  2. реагирование на изменение социально-экономической обстановки в стране путем уточнения и изменения круга общественных отношений, подлежащих уголовно-правовой охране;

  3. серьезное расширение в новых условиях арсенала уголовно-правовых средств воздействия на преступность;

  4. осуществление дифференцированного подхода к различным категориям преступлений;

  5. расширение уголовно-правовых средств воздействия на организованные проявления преступности;

  6. расширение объема и сферы применения позитивной ответственности;

  7. постоянное совершенствование уголовного законодательства с учетом социально-экономических, политических, нравственных и иных факторов;

  8. ведение борьбы с преступностью на основе государственных программ, обеспеченных финансовыми ресурсами;

  9. формирование уголовно-правовой политики на основе осознания современных тенденций преступности во всем мире - ее абсолютного и относительного роста.

2.Система принципов.


  • законность;

  • равенство граждан перед законом;

  • демократизм;

  • справедливость;

  • гуманизм;

  • неотвратимость ответственности;

  • научность.

Наряду с таковыми, можно привести следующие начала.

1. Принцип экономии мер уголовно-правового характера, заключающий в том что правотворческое и правоприменительное реализация уголовно-правовой доктрины должна осуществляться в предельно разумных пределах, а именно с одной стороны речь идет о доступности мер уголовно-правового характера, а с другой – о ликвидации избыточности уголовно-правовых запретов и отдельных мер государственного принуждения;

2. Принцип соответствия норм отечественного уголовного права в области противодействия преступности с положениями международно-правовых актов. Данный принцип исходит из мировых концепций гуманизации и оптимизации в международном сообществе уголовно-политической деятельности. Актуальность данного принципа исходит из разрастающейся в мире транснациональной преступности, влекущая за собой опасности военного, генетического, экологического и иного характера. Международно-правовые механизмы противодействия транснациональной преступности способствуют генерации средств различных сран в осуществлении уголовной политики.

3. Принцип демократизма. Приведенное начало исходит их закрепленного Конституцией РФ демократической формы правления отечественного государства. Заключается в непосредственном участии граждан РФ в правотворческой и иной деятельности, связанной с реализацией основных задач, направленных на противодействие и профилактику преступности в стране.


  1. совершенствованию уголовного закона,

  2. повышению эффективности деятельности правоохранительных органов,

  3. привлечению общественных организаций и населения к борьбе с преступностью,

  4. работе органов уголовной юстиции и других государственных органов, участвующих в борьбе с преступностью,

  5. социальному планированию профилактической деятельности, направленному на предупреждение преступлений.

Уголовно-правовая политика может изменяться и в тех случаях, когда установившаяся практика рассмотрения уголовно-правовых вопросов не решает задач, поставленных перед уголовным правом. В этом случае уголовная политика направляет применение закона в новое русло, блокирует его либо обосновывает включение в уголовный закон новых норм.

Приоритетные направления современной уголовно-правовой политики обусловлены кругом объектов охраны, предусмотренных ст. 2 УК. Это охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и др.


  • уголовно-правовая политика (как часть уголовной политики) представляет собой направление деятельности законодательных и правоприменяющих органов в выработке общих положений уголовного законодательства, криминализации и декриминализации деяний, разработке видов и размеров наказаний в санкциях конкретных составов преступлений;

  • уголовно-процессуальная политика (как часть уголовной политики)

  • это направление деятельности законодательных и правоприменяющих органов по выработке и реализации процессуальных норм, обеспечивающих применение норм уголовного права на всех стадиях расследования уголовного дела и рассмотрения его в суде;

  • уголовно-исполнительная политика (как часть уголовной политики)

  • это направление деятельности законодательных и правоприменяющих органов, направленное на исполнение наказаний, назначенных судами лицам, виновным в совершении преступлений;

  • оперативно-разыскная политика (как часть уголовной политики) – это направление деятельности законодательных и правоприменяющих органов, направленное на предупреждение, выявление и раскрытие преступлений.

Социальное планирование следует понимать как систему регулирования основных процессов и механизмов в социуме, направленные на поддержание жизнедеятельности населения, а также на оптимизацию экономического и социального развития.

Описанный процесс заключается в аналитическом сборе обработке информации по функционированию основных сфер жизнедеятельности в обществе, а также в прогнозировании в отношении соответствующих областей.

Немаловажным фактором в прогнозировании общественной жизнедеятельности является изучение динамики преступности, которое оказывает существенное влияние подрывного характера в развитии социальных сфер, а равно разработка соответствующих мер ее противодействия.

Планирование в области борьбы с преступностью представляет собой один из основополагающих линий реализации уголовной политики, которое заключается в сборе и обработке информации об активности преступности как в целом, так и в какой-либо общественной сфере деятельности.

Описанная деятельность по существу является мыслительным процессом и способствует оптимизации подготовки и реализации мер, направленных на противодействие и профилактику преступности.

ТЕМА 2
Вопрос 1
Ю.Е. Пермяков определяет уголовную политику как
организацию человеческих взаимоотношений посредством
норм и институтов уголовного права. Он утверждает, что
субъектом уголовной политики является не государство, а
общество, поскольку именно общество формирует сами
государственные структуры и определяет направления их
деятельности. Указанный автор не признает объектом
уголовной политики преступность, поскольку преступности,
как особой сферы, вне государства, не существует. По
мнению Ю.Е. Пермякова только само общество может
выступать объектом осуществляемой им политики.

8. Тема 2 Вопрос 1

ТЕМА 2
Вопрос 1
Уголовная политика — это закрепленные в законе
направления охраны общественных отношений от
преступных посягательств, соответствующие сущности
социально-экономической действительности и отношениям
слоев общества между собой, государством и
правительством.
Уголовная политика – политика в области борьбы с
преступностью – (принципы и направления, средства и
методы) - основанная на уголовном, уголовнопроцессуальном и уголовно-исполнительном
законодательстве и осуществляемая правоохранительными
органами во взаимодействии с иными государственными
структурами и населением.

10. Тема 2 Вопрос 1

ТЕМА 2
Вопрос 1
В предельно кратком определении уголовная
политика представляет собой стратегию борьбы с
преступностью.
Таким образом, уголовная политика – это
выработанная государством генеральная линия,
определяющая основные направления, цели и
средства воздействия на преступность путем
формирования уголовного, уголовнопроцессуального, уголовно-исполнительного
законодательства, практики его применения, а так
же путем выработки и реализации мер,
направленных на предупреждение преступлений.

11. Тема 2 Вопрос 1

ТЕМА 2
Вопрос 1
От уголовной политики следует отличать уголовноправовую политику.
Уголовно–правовая политика — это деятельность
государства по планированию и осуществлению
мероприятий, направленных на противостояние
преступности, путем совершенствования уголовного
законодательства и практики его применения, а
равно должного применения уголовно–правовых
норм.

12. Тема 2 Вопрос 1

ТЕМА 2
Вопрос 1
Содержание уголовной политики – это совокупность
следующих аспектов:
1) формулирование исходных требований борьбы с
преступностью;
2) установление круга преступных деяний путем выработки
критериев преступного и непреступного;
3) разработка общих правил применения мер уголовно–
правового характера;
4) разработка широкого круга предупредительных мер.

13. Тема 2 Вопрос 1

ТЕМА 2
Вопрос 1
Цель уголовной политики – обеспечение безопасности
общества, сдерживание преступности и удержание её на
минимальном уровне.
Задачи уголовной политики
1) снижение темпов роста преступности;
2) изменение динамики преступности в смысле снижения
числа тяжких и особо тяжких преступлений;
3) осуществление контроля над преступностью со стороны
государства и общества;
4) профилактика преступлений;
5) совершенствование законодательства;
6) повышение правовой культуры общества.

14. Тема 2 Вопрос 1

ТЕМА 2
Вопрос 1
Система уголовной политики:
1.
2.
3.
4.
5.
Уголовно-правовая политика;
Уголовно-процессуальная политика;
Уголовно-исполнительная политика;
Криминологическая политика;
Политика в области оперативно-розыскной деятельности.

15. Принципы уголовной политики

ТЕМА 2
Вопрос 1
Принципы уголовной политики
Общеправовые принципы:
1.
2.
3.
4.
5.
Принцип
Принцип
Принцип
Принцип
Принцип
законности (статья 3 УК).
равенства граждан перед законом (статья 4 УК).
вины (статья 5 УК).
справедливости (статья 6 УК).
гуманизма (статья 7 УК).

16. Принципы уголовной политики

ТЕМА 2
Вопрос 1
Принципы уголовной политики
Специальные принципы:
1. Недопустимость аналогии в уголовном законе.
2. Недопустимость обратной силы уголовного закона,
устанавливающего или усиливающего ответственность.
3. Недопустимость неоднократного привлечения к
уголовной ответственности за одно преступление.
4. Экономия репрессии.

ТЕМА 2
Вопрос 2
Формы реализации уголовной политики –
это внешнее выражение уголовной политики,
которое осуществляется в рамках законодательных
предписаний государственных органов,
направленных на борьбу с преступностью.
Реализация политики – это сложный и трудоемкий
процесс, в результате которого цели и задачи могут
меняться, но принципы остаются неизменными.
Таким образом, для реализации уголовной политики
государство и уполномоченные органы разрабатывают
соответствующие программы, организуют и координируют
деятельность всех субъектов процесса реализации.

ТЕМА 2
Вопрос 2
Реализация уголовной политики осуществляется с помощью
различных форм и методов (средств).
Под формой реализации уголовной политики
понимается внешнее выражение содержания
(источник) явления.
Методы реализации уголовной политики –
совокупность средств и способов, с помощью
которых уголовная политика воздействует на
преступность.

ТЕМА 2
Вопрос 2
Формы реализации уголовной политики:
– законодательная,
– директивная,
– управленческая,
– правоприменительная.

ТЕМА 2
Вопрос 2
Формы реализации уголовной политики:
Законодательная форма – это принятие новых и
изменении действующих законов, направленных на
борьбу с преступностью.
Директивная форма – это принятие высшими
органами власти нормативных актов, направленных
на борьбу с преступностью (Федеральные
программы Думы и Президента; Постановления
Думы и Федерального Собрания, Указы Президента,
Постановления Правительства).

ТЕМА 2
Вопрос 2
Формы реализации уголовной политики:
Управленческая форма – это издание
министерствами, службами, комитетами и
ведомствами приказов, инструкций и распоряжений,
посвященных конкретным вопросам борьбы с
преступностью.
Правоприменительная форма – это властная,
организующая деятельность суда и
правоохранительных органов, направленная
непосредственно на борьбу с преступностью.

23. Тема 2 Вопрос 2

ТЕМА 2
Вопрос 2
Методы реализации уголовной политики
– криминализация,
– декриминализация,
– пенализация,
– депенализация.

24. Тема 2 Вопрос 2

ТЕМА 2
Вопрос 2
Методы реализации уголовной политики
Криминализация – законодательное признание
деяния преступным и наказуемым:
– закрепление новых видов мошенничества (статьи 159.1159.6 УК РФ);
– криминализация ряда преступлений в сфере
экономической деятельности (статьи 170.1, 171.1, 171.2,
173.2, 174.1 УК РФ);
– криминализация различных видов террористической
деятельности (статьи 205.1, 205.2 УК РФ) и др.

25. Тема 2 Вопрос 2

26. Тема 2 Вопрос 2

ТЕМА 2
Вопрос 2
Методы реализации уголовной политики
Пенализация введение нового, ранее неизвестного
уголовному закону вида наказания, или усиление
наказания за конкретный вид преступного деяния:
– ужесточена уголовная ответственность за насильственные
преступления в отношении подростков, за деяния связанные
с оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
в отношении несовершеннолетних (часть 3 статья 228.1 УК
РФ);
– повышены сроки наказания (статья 242.1 УК РФ);
– установлена уголовная ответственность за розничную
продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции
(статья 151.1 УК РФ).

27. Тема 2 Вопрос 2

ТЕМА 2
Вопрос 2
Методы реализации уголовной политики
Депенализация исключение наказания из системы
наказаний, или смягчение наказания за конкретные
деяния либо в отношении отдельных видов
субъектов:
– освобождение от уголовной ответственности на основании
статей 75, 76, 76.1 УК РФ;
– освобождение от отбывания наказания на основании
статей 73, 79, 82, 82.1, 83 УК РФ;
– освобождение от наказания согласно статей 80.1, 81 УК
РФ.

30. Принцип законности (ст. 3 УК РФ)

ТЕМА 2
Вопрос 3
Принцип законности (ст. 3 УК РФ)
1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные
уголовно-правовые последствия определяются только
настоящим Кодексом.
2. Применение уголовного закона по аналогии не
допускается.

31. Пример из судебной практики

ТЕМА 2
Вопрос 3
Пример из судебной практики
К. и др. осуждены Московским окружным военным судом.
Кроме основных видов наказаний всем осужденным
назначено доп. наказание в виде лишения права
приобретения, хранения и ношения огнестрельного и
газового оружия. Военная коллегия исключила из
приговора решение о применении ко всем осужденным
указанного дополнительного наказания в связи с тем, что
такой вид наказания ст. 44 УК РФ не предусмотрен.

ТЕМА 2
Вопрос 3
В ч. 2 ст. 3 Уголовного кодекса РФ прямо запрещена
аналогия закона, то есть применение наиболее сходной
уголовно-правовой нормы в жизненной ситуации, прямо
не указанной в законе.

ТЕМА 2
Вопрос 3
Пример из судебной практики
Верховный Суд РФ указал следующее: В. осужден за
уничтожение похищенных им паспорта и военного билета
по ч. 1 ст. 325 УК РФ и ч. 2 ст. 325 УК РФ. Президиум
Верховного Суда РФ, рассмотрев дело по протесту
прокурора, отменил приговор в части осуждения В. по ч. 1
ст. 325 УК РФ и дело производством прекратил за
отсутствием состава преступления. Ч. 1 ст. 325 УК РФ
предусмотрена ответственность за похищение,
уничтожение, повреждение или сокрытие официальных
документов, штампов или печатей, совершенные из
корыстной или иной личной заинтересованности.

ТЕМА 2
Вопрос 3
Пример из судебной практики
Ответственность же за похищение важных личных
документов, в том числе паспорта, законодателем выделена
в ч. 2 ст. 325 УК РФ и с диспозицией ч. 1 ст. 325 УК РФ не
связана.
Таким образом, специальная ответственность за
уничтожение, повреждение или сокрытие похищенного
паспорта и военного билета законом не предусмотрена, и
квалификация содеянного по ч. 1 ст. 325 УК РФ явилась
применением уголовного закона по аналогии.

35. Принцип вины (ст. 5 УК РФ)

ТЕМА 2
Вопрос 3
Принцип вины (ст. 5 УК РФ)
1. Лицо подлежит уголовной ответственности только за те
общественно опасные действия (бездействие) и
наступившие общественно опасные последствия, в
отношении которых установлена его вина.
2. Объективное вменение, то есть уголовная
ответственность за невиновное причинение вреда,
не допускается.
То есть в невозможности наступления уголовной
ответственности лица без обязательного установления именно
его персональной вины в совершении деяния, вне зависимости
от факта реального существования уголовно-значимого вреда.

36. Пример из судебной практики

ТЕМА 2
Вопрос 3
Пример из судебной практики
К. был осужден за неосторожное убийство, совершенное
при следующих обстоятельствах. Закурив на дороге, он
бросил через плечо горящую спичку, которая попала в
лежавшую у дороги бочку из-под бензина и вызвала взрыв
бензиновых паров. При этом дно бочки вылетело и, попав в
С., причинило ему смертельное ранение. Учитывая все
обстоятельства данного дела, Судебная коллегия по
уголовным делам ВС РСФСР пришла к выводу, что смерть С.
наступила в результате несчастного случая, поскольку К. не
предвидел и по обстоятельствам дела не должен был и не
мог предвидеть и предупредить фактически наступившие
последствия – следовательно, он причинил их без вины.

ТЕМА 2
Вопрос 3
Принцип справедливости (ст. 6 УК РФ)
1. Наказание и иные меры уголовно-правового характера,
применяемые к лицу, совершившему преступление, должны
быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и
степени общественной опасности преступления,
обстоятельствам его совершения и личности виновного.
2. Никто не может нести уголовную ответственность
дважды за одно и то же преступление.

ТЕМА 2
Вопрос 3
Пример из судебной практики
Так, по приговору ВС Республики Башкортостан от 3
августа 2001 г. В. осужден по ч. 2 ст. 318 УК РФ к 5 годам
лишения свободы, на основании ст. 73 УК РФ - условно с
испытательным сроком четыре г. Он признан виновным в
умышленном применении насилия, опасного для жизни и
здоровья, в отношении представителя власти З. в связи с
исполнением последним своих должностных обязанностей.
Судом установлено, что В., управлявший транспортным
средством в состоянии алкогольного опьянения, задержан
инспектором ДПС З.

ТЕМА 2
Вопрос 3
Пример из судебной практики
Во избежание наказания В. самовольно вытащил ключи из
замка зажигания автомашины, на которой инспектор
доставлял его для мед. освидетельствования, после чего
стал руками душить последнего, вытолкнул из салона
автомашины, нанес удары по голове и др. частям тела
руками и булыжником, причинив своими действиями
потерпевшему легкий вред с кратковременным
расстройством здоровья, а затем, увидев, что тот начал
терять сознание, забрал у него свои документы и на
автомашине скрылся с места преступления.

ТЕМА 2
Вопрос 3
Пример из судебной практики
Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ приговор отменила, указав
следующее. При назначении наказания В. суд первой инстанции отягчающих его
вину обстоятельств не усмотрел, принял во внимание его молодой возраст,
первую судимость, фактическое признание вины, раскаяние в содеянном,
положительные характеристики, посчитал возможным исправление и
перевоспитание осужденного без изоляции от общества и в соответствии со ст.
73 УК РФ назначил ему условную меру наказания. Однако, как видно из
приговора, при назначении осужденному наказания суд не в полной мере
выполнил требования ст. 60 УК РФ, в соответствии с которой при назначении
наказания учитываются характер и степень общественной опасности
преступления и личность виновного, а также влияние назначенного наказания на
исправление осужденного. Суд не учел в должной мере, что действия В. были
направлены против представителя власти во время исполнения им своих
должностных обязанностей, и не оценил повышенную степень общественной
опасности содеянного. Следовательно, приговор является незаконным.

ТЕМА 2
Вопрос 3
Принцип равенства
перед законом (ст. 4 УК РФ)
Лица, совершившие преступления, равны перед законом и
подлежат уголовной ответственности независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места
жительства, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям, а также
других обстоятельств.

ТЕМА 2
Вопрос 3
Принцип гуманизма
(ст. 7 УК РФ)
1. Уголовное законодательство Российской Федерации
обеспечивает безопасность человека.
2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера,
применяемые к лицу, совершившему преступление, не
могут иметь своей целью причинение физических
страданий или унижение человеческого достоинства.

Читайте также: