В византийском праве также как и в странах канонического католического права по уголовным делам
Обновлено: 16.05.2024
В первые века христианства, даже когда оно стало официальной религией Римской империи (равно Западной и Восточной), вся организация церкви сводилась к самоуправлению духовных общин. С III в. руководители духовных общин и объединений этих общин (епископы) стали постоянными, профессиональными церковнослужителями. Так начал формироваться клир — совокупность наделенных особыми религиозными и священными правами служителей церкви. Права эти приобретались в результате священных обрядов, признанных таинством. В свою очередь, они давали основание самим совершать богослужения и исполнять обряды и таинства по отношению к мирянам. Позднее, исходя из доктрины о самоопределении Церкви как совершеннейшего и вполне свободного общества, сложилось представление о неравенстве рамках ее: клир первенствует над мирянами и принуждает их в вере.
Основной фигурой церковной организации был епископ, возглавлявший округ из нескольких общин. Епископу принадлежала и религиозная, и судебная власть; он же был вправе истолковывать вопросы Писания и церковных обрядов. В древнехристианской церкви епископов избирали или признавали в качестве таковых прославившихся божественными делами. В V в. в восточной римской церкви возникли более крупные объединения — патриархии и митрополии; последние распространились и на Западе. Одним из почетнейших и древнейших епископских мест был Рим — местопребывание, по преданию, св. Петра. С конца IV — начала V в. римские епископы закрепили за собой право на особый статус главы всей церкви — папы.
Особая роль папы в западной католической церкви проистекала из признания его не просто вышестоящим из епископов, но наместником самого Бога, обладавшим равно и светской, и церковной властью. С основанием в VIII в. Папского государства с центром в Риме (см. § 23) власть папы обрела вполне государственно-политический характер. Эта власть опиралась на обширные земельные владения католической церкви, внутри которых сложилась собственная феодально-ленная структура, где папа был как бы и верховным сеньором. С 1059 г. утвердился строгий порядок избрания очередного папы (выбирался он пожизненно) — коллегией (конклавом) из 70 особо почетных епископов — кардиналов (от cardo — особый воротник на одеянии). Для управления церковными делами и пропаганды вероучения под началом папы сформировалась конгрегация (формальная организация установлена в 1560 г.). Кроме этого, для управления Папским государством существовала собственная администрация. Со временем все управление сосредоточилось в особом предместье Рима — Ватикане. К XV–XVI вв. он стал истинным религиозным, политическим и культурным центром католического мира. В нем были собраны (еще со времен римского императора Константина) многочисленные священные реликвии раннего христианства. Помимо кардиналов и епископов, руководство делами церкви на местах, в других государствах вручалось особым папским посланцам — нунциям.
Огромную роль в управлении церковью приобрели соборы — съезды епископов. На них решались вопросы вероучения, установления таинств и обрядов, осуждения отклонений от веры. На первые восемь соборов (IV–VIII вв.) собирались представители всех христианских церквей. В IX в. началось догматическое и административное обособление восточной (греческой) церкви, завершившееся к середине XI в. С этого времени римская католическая церковь объединяла только западно- и центральноевропейские государства. Раскол произошел в том числе и из-за непризнания восточной верховенства римских пап. Последующие соборы (с 1123 г. они стали регулярными) считались вселенскими только в рамках западно-католической церкви. Еще одним отличием было то, что постановления соборов были необязательными для папы. Собирались и местные соборы церкви одного какого-то государства.
Особое значение в организации католической церкви имели монастыри, которые возглавлялись аббатами и пользовались автономией в суде и управлении. В 529 г. основанный монахом Бенедиктом монастырь в Италии положил начало новой форме внутрицерковного объединения — монашеским орденам (первым был орден бенедиктинцев, затем францисканцев, доминиканцев). В связи с начавшимся в XI в. движением крестовых походов возникли духовно-рыцарские ордена — особые военно-политические объединения одновременно и духовного, и светского характера. Возглавлял орден магистр, под началом которого был капитул орденских старшин. Самыми известными стали ордена Тамплиеров (разгромленный в начале XIV в. французскими королями), Тевтонский (сформировавший в Прибалтике целое собственное государство), Иоаннитов и др. Внутрицерковные объединения католической церкви пользовались самоуправлением. Но для всех ступеней иерархии и всех без исключения учреждений западной католической церкви было непременным признание верховного авторитета римского папы.
Положение католической церкви
Положение католической церкви К началу XVI в. католическая церковь играла огромную политическую и экономическую роль в германских землях. Здесь она обладала колоссальными земельными богатствами и материальными ресурсами (на рейхстаге в 1521 г. церковь представляли 3
Глава I ПОРЯДОК И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ДО УЧРЕЖДЕНИЯ ИНКВИЗИЦИИ В ДЕЛЕ РОЗЫСКА И НАКАЗАНИЯ ЕРЕТИКОВ
Глава I ПОРЯДОК И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ДО УЧРЕЖДЕНИЯ ИНКВИЗИЦИИ В ДЕЛЕ РОЗЫСКА И НАКАЗАНИЯ ЕРЕТИКОВ Статья первая ПЕРВАЯ ЭПОХА ЦЕРКВИ ДО ОБРАЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА КОНСТАНТИНА I. Едва основалась христианская религия на земле, как среди ее чад зародились
3 ОТНОШЕНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ К КАТАРСКОЙ ЕРЕСИ (1049-1209)
3 ОТНОШЕНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ К КАТАРСКОЙ ЕРЕСИ (1049-1209) Учение катарской Церкви, обосновавшейся и развивавшейся с начала нового тысячелетия на юге Франции, не несло в себе прямой угрозы ни официальному религиозному порядку (установленному римско-католической
Добавление 2 В.А. Захаров МАЛЬТИЙСКИЙ ОРДЕН КАК ДУХОВНЫЙ ОРДЕН КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Добавление 2 В.А. Захаров МАЛЬТИЙСКИЙ ОРДЕН КАК ДУХОВНЫЙ ОРДЕН КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Кого же принимают в рыцари Мальтийского Ордена? Как это происходит? Рассмотрение всех этих вопросов относится к целому ряду документов (правовых документов Мальтийского Ордена).Правовая
Влияние католической церкви
Влияние католической церкви Ни один анализ парнеллизма не будет полным без обсуждения взаимоотношений членов движения гомруля и католической церкви. Парнелл понимал, что католические епископы обладают большой властью и влиянием, и обратился к ним. Они, в свою очередь,
3. Заботы Теодориха о продовольствии Рима. — roma felix. — Терпимость к католической церкви. — Иудеи в Риме. — Их самая древняя синагога. — Восстание народа против иудеев
3. Заботы Теодориха о продовольствии Рима. — roma felix. — Терпимость к католической церкви. — Иудеи в Риме. — Их самая древняя синагога. — Восстание народа против иудеев С неменьшей заботливостью относился Теодорих к благополучию самих римлян насколько к тому давали
1. Низкая культура Рима в XII веке. — Законы Юстиниана. — Каноническое право. — Сборник Альбина. — liber censum Ченчия. — Продолжение книги пап. — Малое число римских историков. — Описание собора Св. Петра Маллия; описание Латерана Иоанна диакона
1. Низкая культура Рима в XII веке. — Законы Юстиниана. — Каноническое право. — Сборник Альбина. — liber censum Ченчия. — Продолжение книги пап. — Малое число римских историков. — Описание собора Св. Петра Маллия; описание Латерана Иоанна диакона В продолжение всего XII века
Роль католической церкви
Роль католической церкви Католическая церковь, опасаясь что “москвофильство” приведет к возвращению в православие униатской Галицкой Руси, приняла активное участие в борьбе с этим “москвофильством”. И с 70-х годов началась планомерная и продуманная борьба с
РОЛЬ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
РОЛЬ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Одним из столпов колониального режима в Латинской Америке была церковь. Католическая религия являлась мощным средством воздействия на население. Под ее влиянием находилась по существу вся духовная жизнь колоний: церковь ведала учебными
LXXXI. Отношения современного христианства к балтийским славянам. — Исключительность и светское значение средневековой римско-католической церкви
LXXXI. Отношения современного христианства к балтийским славянам. — Исключительность и светское значение средневековой римско-католической церкви В то время, когда у балтийских славян развивались все эти условия и не только заглушили в них внутреннее влечение к
LXXXII. Неблагоприятные отношения средневековой римско-католической церкви к балтийским славянам
LXXXII. Неблагоприятные отношения средневековой римско-католической церкви к балтийским славянам Если церковное государство, появившееся на Западе, имело такие последствия для тех западных славян, к которым дошло живое слово Кирилловой проповеди, то насколько эти
§ 11. ПОЛОЖЕНИЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
§ 11. ПОЛОЖЕНИЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Вопросы религиозные и в эту эпоху стояли на первом плане и затемняли собою вопросы национальные. Представители католической религии не различали дела религии от дела национального. Русское правительство, желая стеснить расширение
Положение католической церкви
Положение католической церкви К началу XVI в. католическая церковь играла огромную политическую и экономическую роль в германских землях. Здесь она обладала колоссальными земельными богатствами и материальными ресурсами (на рейхстаге в 1521 г. церковь представляли
Право и Закон в римской юриспруденции
Право и Закон в римской юриспруденции Одним из важнейших приобретений правовой мировой культуры, отраженным в Своде, стала идея о естественном праве, которое предпослано тому, что запечатлено в государственных законах и в действиях юстиции. Право вообще не следует и
Иерархи католической церкви (римские папы)
Иерархи католической церкви (римские папы) 1. Петр (60–67)2. Лин (67–76)3. Клет (76–88)4. Климент I (88–97)5. Эварист (97—105)6. Александр I (105–115)7. Сикст I (115–125)8. Телесфор (125–136)9. Игин (136–140)10. Пий I (140–155)11. Аникет (155–166)12. Сотер (166–174)13. Элевтерий (174–189)14. Виктор I (189–198)15. Зефирин
1. Декларация об отношении католической Церкви к нехристианским религиям
1. Декларация об отношении католической Церкви к нехристианским религиям Я, Павел, раб рабов Божиих, вместе с Отцами Святого Собора на вечную память оглашаю:… 4. Проникая в тайну Церкви, настоящий Святой Собор помнит об узах, которыми народ Нового Завета духовно связан с
Содержание
Апостольские каноны [4] или Церковные каноны Same Святых Апостолов [5] представляют собой сборник древних церковных декретов (восемьдесят пять в Восточном , пятьдесят в Западной Церкви) в отношении правительства и дисциплины ранних христианской Церкви, включено с Апостольскими конституциями, которые являются частью доникейских отцов . В четвертом веке Первый Никейский собор(325) называет канонами дисциплинарные меры Церкви: термин канон, κανὠν, по-гречески означает правило. Существует очень раннее различие между правилами, установленными церковью, и законодательными мерами, принимаемыми государством, которые называются leges , что по-латыни означает законы. [6]
- Кодекс канонического права 1983 года
- Омниум в ментеме
- Магнум принципиум
- Pontificalis Domus
- Christus Dominus
- Lumen gentium
- Optatam totius
- Ориенталиум экклезиарум
- Presbyterorum ordinis
- Sacrosanctum concilium
- Древние церковные приказы
- Didache
- Апостольские постановления
- Каноны апостолов
- Коллекции canonum Dionysianae
- Collectio canonum quadripartita
- Collectio canonum Quesnelliana
- Collectio canonum Wigorniensis
- Дар Константина
- Споры о непрофессиональных инвестициях
- Dictatus papae
- Libertas ecclesiae
- Plenitudo potestatis
Jus novum (ок. 1140-1563)
- Corpus Juris Canonici
- Decretum Gratiani
- Декретист
- Canon Episcopi
- Маргарита
- Декреталист
Jus novissimum (ок. 1563-1918)
- Совет Трента
- Бенедикт Деус (Пий IV)
- Tametsi
- Apostolicae Sedis moderationi
- Кодекс канонического права 1917 года
- Ecclesiae Sanctae
- Кодекс канонического права 1983 года
- Контрактум триний
- Папский судья-делегат
- Право опциона
- Свод канонов восточных церквей
- Восточные канонические реформы Пия XII
- Номоканон
- Архепархия
- Епархия
- Общий римский календарь
- Рейтинг литургических дней в римском обряде
- Кодекс Рубрик
- Литургия аутентичная
- Tra le sollecitudini
- Musicam sacram
- Quattuor abhinc annos
- Ecclesia Dei
- Communicatio in sacris
- Ex opere operato
- Омниум в ментеме
- Действительный, но незаконный
- Святые ордена
- Препятствие (католический канонический закон)
- Абстемий
- Порок рождения
- Apostolicae curae
- Покаянные каноны
- Paenitentiale Theodori
- Обратите внимание на важность внутреннего форума и неприкосновенность сакраментальной печати.
- Sacramentum Poenitentiae
- Евхаристическая дисциплина
- Canon 915
- Celebret
- Массовая стипендия
- Снисходительность
- Indulgentiarum doctrina
- Алтари
- Большая базилика
- Малая базилика
- Ораторское искусство (часовня)
- Праздничные дни
- Постные дни и воздержание
- Paenitemini
- Каноническая форма (латинская церковь)
- Tametsi
- Ne Temere
- Запреты брака
- Dignitas connubii
- Реформы судебного разбирательства по делу о признании брака недействительным Папы Франциска
- Ветитум
- Близость
- Скрытность
- Препятствие преступлению
- Неравенство культа
- Лигамен
- Общественная принадлежность
- Ratum sed non consummatum
- Sanatio in Radice
- Полина привилегия
- Петровская привилегия
- Римский понтифик
- Коллегия епископов
Надепархиальные / эпархальные сооружения
- Колледж кардиналов
- Конференция епископов
- Синод епископов
Особые церкви
- Церкви sui juris
- Латинская церковь
- Восточно-католические церкви
- Аббатство нуль
- Апостольское викариатство
- Апостольский викарий
- Апостольский администратор
- Aeque Principaliter
- Собор
- В персоне епископи
- Епархиальная курия
- Модератор Курии
- Викарий Форан
- Епархальная курия
- Anglicanorum Coetibus
- Приход
- Команда священников в солидуме
- Соборная церковь
- регистр
- Непрофессиональный попечительство
- Дикастерия
- Конгрегация
- Папский совет
- Личная прелатура
- Типы членства в Opus Dei
- Каноническая коронация
- Канонически увенчанные изображения
- Taxa Innocentiana
- Папский совет по законодательным текстам
- Апостольский гость
Философия, теология и фундаментальная теория католического канонического права
- Benefice
- Собор
- Договорное право
- Массовая стипендия
- Украл плату
- Temporalities
- Лицо (католическое каноническое право)
- Официальный акт отступничества от католической церкви
- Светское духовенство
- Обычное духовенство
- Обязанность безбрачия
- Клерики и общественная служба
- Инкардинация и возбуждение
- Лаицизация (диспенсация)
- Канонические факультеты
- Каноническое положение
- Канонические выборы
Юридические и физические лица
- Acta Apostolicae Sedis
- Acta Sanctae Sedis
- Imprimatur
- Имприми потест
- Протонотарный апостольский
- Canon 1324
- Канон 1398
- Порицание (католический канонический закон)
- De delictis gravioribus
- Полное отпущение грехов
- Crimen sollicitationis
- Список преступлений, подлежащих отлучению от церкви в католической церкви
- Список людей, отлученных католической церковью
- Список отлученных от церкви кардиналов
- Трибуналы
- Верховный суд апостольской сигнатуры
- Трибунал римской роты
- Апостольская тюрьма
- Конгрегация Доктрины Веры
- Судебный викарий / Officialis
- Аудитор
- Защитник облигаций
- Прокурор
Pars Dynamica (процедура испытания)
- Dignitas connubii (супружеские отношения)
- Обращение как от злоупотребления
- Презумпция
- Пенитенциарная процедура
- Vos estis lux mundi
- Конгрегация по делам святых
- Maiorem hac dilectionem
- Адвокат Дьяболи
- Oblatio vitae
- Positio
- Процесс беатификации и канонизации в 1914 году
Выборы римского понтифика
- Действующий закон
- Universi Dominici Gregis
- Папский отречение
- Реформы Папы Бенедикта XVI
- Кончить проксим
- Jus exclusivae
- Папское назначение
- Аэтерни Патрис Филиус
- Romano Pontifici eligendo
- Ingravescentem aetatem
- Перикулум уби
- Quia propter
- Лицензиат канонического права
- Доктор канонического права
- Доктор обоих законов
Журналы и профессиональные общества
- Общество канонического права Америки
- Юрист
Факультеты канонического права
- Средневековый
- Грациан
- Hostiensis
- Жан Лемуан
- Раймонд Пеньяфорт
- Руфинус
- Иоганн Тевтоникус
- Джеффри Трани
- Бурхард из червей
- Brocard
- Эухенио Корекко
- Джон Д. Фэрис
- Пьетро Гаспарри
- Ладислас Орси
- Эдвард Н. Питерс
- Торжественная клятва
- Восклицание
- Проявление совести
- Каноническое возведение дома религиозных
- Папское право
- Епархиальное право
Институт освященной жизни
- Религиозный институт
- Конгрегация
- Заказ
- Монашество
- Каноны регулярные
- Нищенские заказы
- Клерики регулярные
- Диплом Sanctissimus
- Примо Фелиситер
- Provida Mater Ecclesia
Общество апостольской жизни
Основные статьи: Каноническое право католической церкви , Кодекс канонического права 1983 года и Кодекс канонов восточных церквей
В Католической Церкви , каноническое право является системой законов и правовых принципов , сделанных и подкрепленными иерархических властью Церкви регулировать свою внешнюю организацию и правительство и в порядок , и направлять деятельность католиков к миссии Церкви. [7]
В Латинской церкви положительные церковные законы, прямо или косвенно основанные на неизменном божественном или естественном законе , получают формальную власть в случае универсальных законов от верховного законодателя (то есть Верховного Понтифика ), который обладает всей совокупностью законодательной, исполнительной власти. , и судебная власть в его лице, [8] в то время как определенные законы получают формальную власть от законодателя ниже высшего законодателя. Фактический предметный материал канонов не просто доктринальный или моральный по своей природе, но всеохватывающий человеческое состояние [9] и, следовательно, выходит за рамки того, что считается открытой истиной .
Католическая церковь также включает в себя пять основных обрядах (группы) церкви , которые находятся в полном единстве с Святым Престолом и Латинской Церковью:
- Церкви Александрийского обряда, в том числе Коптская католическая церковь , Эритрейская католическая церковь и Эфиопская католическая церковь .
- Западно-сирийский обряд, который включает Маронитскую церковь , Сирийскую католическую церковь и Сиро-Маланкарскую католическую церковь .
- Армянская обрядовая церковь, в которую входит Армянская католическая церковь .
- Церкви византийского обряда, в которые входят Албанская греко-католическая церковь , Белорусская греко-католическая церковь , Болгарская греко-католическая церковь , Греко-католическая церковь Хорватии и Сербии , Греко-византийская католическая церковь , [10] Венгерская греко-католическая церковь , Итало-албанская католическая церковь , македонская греческая церковь Католическая церковь , Мелькитская греко-католическая церковь , Румынская греко-католическая церковь , Русская греко-католическая церковь , Русинская греко-католическая церковь , Словацкая греко-католическая церковь иУкраинская Греко-Католическая Церковь .
- Восточно-сирийские обрядовые церкви, включая халдейскую католическую церковь и сиро-малабарскую церковь .
Все эти церковные группы находятся в полном общении с верховным понтификом и подчиняются Кодексу канонов Восточных церквей .
Историю латинского канонического права можно разделить на четыре периода: jus antiquum , jus novum , jus novissimum и Кодекс канонического права . [12] В отношении Кодекса историю можно разделить на jus vetus (все законы, предшествующие Кодексу) и jus novum (закон Кодекса или jus codicis ). [12]
Каноническое право восточных католических церквей, в которых были развиты несколько различных дисциплин и практик, подверглось собственному процессу кодификации, в результате чего был принят Кодекс канонов восточных церквей, опубликованный в 1990 году Папой Иоанном Павлом II . [13]
Основные статьи: Юриспруденция католического канонического права и философии, теология и фундаментальная теория канонического права
Римское каноническое право - это полностью развитая правовая система со всеми необходимыми элементами: суды, адвокаты, судьи, полностью сформулированный правовой кодекс, [14] принципы юридического толкования и принудительные наказания, хотя ему не хватает гражданско-правовой силы в большинстве светских юрисдикции. Один из примеров, когда он ранее не применялся, был в английской правовой системе, а также в системах, основанных на ней , таких как США . Здесь преступники могли претендовать на благо духовенства . Находясь в священном сане или притворяясь обманным, преступники могли выбирать, чтобы их судили церковные, а не светские суды. Церковные суды в целом были более снисходительными. При Тюдорах, Объем канцелярской пользу неуклонно снижается Генри VII , Генри VIII , и Элизабет I . Ватикан оспаривал светскую власть над уголовными преступлениями священников, что, в свою очередь, способствовало английской Реформации . Блага духовенства систематически исключались из английской правовой системы в течение следующих 200 лет, хотя в 1827 году это продолжалось в Южной Каролине . [ необходимая цитата ] В английском праве использование этого механизма, который на тот момент представлял собой юридическую фикцию, применяемую для первых преступников, было отменено Законом об уголовном праве 1827 года .
Структура, которую обеспечивает полностью развитое римское право, является вкладом в каноническое право. [15] Ученые степени в области канонического права: JCB ( Juris Canonici Baccalaureatus , бакалавр канонического права, обычно принимается в качестве аспирантуры), JCL ( Juris Canonici Licentiatus , лицензиат канонического права ) и JCD ( Juris Canonici Doctor , доктор канонического права ). Из-за его специализированного характера, ученые степени в области гражданского права или теологии являются нормальным предварительным условием для изучения канонического права.
Институты и практика канонического права развивались параллельно с правовым развитием большей части Европы, и, следовательно, как современное гражданское право, так и общее право несут на себе влияние канонического права. Эдсон Луис Сампель, бразильский специалист по каноническому праву, говорит, что каноническое право заложено в генезисе различных институтов гражданского права, таких как право в странах континентальной Европы и Латинской Америки. Сампель объясняет, что каноническое право имеет значительное влияние в современном обществе. [16]
Право церквей восточного обряда в полном единстве с римским папством находилось во многом в том же состоянии, что и закон латинской или западной церкви до 1917 года; гораздо больше разнообразия в законодательстве существовало в различных восточно-католических церквях. У каждого был свой особый закон, в котором обычаи по-прежнему играли важную роль. Однако одно из основных различий в Восточной Европе, особенно в православных христианских церквях, касалось развода. Развод постепенно стал разрешаться в определенных случаях, таких как совершение супружеской неверности, жестокое обращение, отказ, бессилие и бесплодие, являющиеся основными оправданиями развода. В конце концов, церковь стала разрешать повторный брак (для обоих супругов) после развода. [2] В 1929 году Пий XI сообщил восточным церквям о своем намерении разработать Кодекс для всей Восточной церкви. Публикация этих кодов для Восточных Церквей относительно права лиц было сделано в период с 1949 по 1958 год [20] , но доработан почти 30 лет спустя. [6]
Первый Кодекс канонического права (1917 г.) предназначался почти исключительно для Латинской церкви с крайне ограниченным применением к восточным церквям. [21] После Второго Ватиканского Собора (1962–1965) в 1983 году было опубликовано еще одно издание, специально посвященное Римскому обряду. Совсем недавно, в 1990 году, Ватикан выпустил Кодекс канонов восточных церквей, который стал первым кодексом восточно-католической церкви. Каноническое право . [22]
Другие церкви в англиканской общине по всему миру (например, Епископальная церковь в Соединенных Штатах и Англиканская церковь Канады ) по-прежнему действуют в соответствии со своими собственными частными системами канонического права.
В 2002 году консультативное совещание юридических консультантов в Кентербери завершилось:
(1) Существуют принципы канонического права, общие для церквей в англиканской общине; (2) Их существование может быть установлено фактически; (3) Каждая провинция или церковь через свою правовую систему вносит свой вклад в принципы канонического права, общие для Сообщества; (4) эти принципы обладают сильным убедительным авторитетом и являются фундаментальными для самопонимания каждой из церквей-членов; (5) Эти принципы обладают живой силой и содержат в себе возможность дальнейшего развития; и (6) существование принципов как демонстрирует, так и способствует единству в Общении. [24]
Книга дисциплины содержит законы, правила, политику и руководящие принципы Объединенной методистской церкви. Последнее его издание вышло в 2016 году.
Каноническое (церковное) право возникает вместе с христианской церковью, но оформление получает не сразу. В течение VI−Х вв. оформляются общая богословская доктрина христианской церкви, а также распорядок службы и нормы обшей церковной дисциплины. В этот период каноны (нормы, правила, образцы) отождествляются с постановлениями соборов и синодов (собраний епископов), с декретами и решениями отдельных епископов, а также с текстами о наказаниях в Библии.
В 1075−1122 гг. происходит важная внутрицерковная реформа, инициированная папой Григорием VII, в результате которой была разработана особая церковная система права, названная новым правом (ius novum), а также новым католическим правом.
Таким образом, каноническое право – это право, содержащееся в церковных канонах – законах, изданных духовной властью и санкционированных властью светской. Моментом зарождения канонического права можно считать издание сборника правил Никейского собора 325 г. при веротерпимом императоре Константине. Время наивысшего расцвета канонического права – средневековье, хотя это право существует в ограниченных пределах и в наши дни.
В новом римско-католическом праве ощутимо влияние римского права (понятия, нормы – особенно в вопросах собственности, наследования и договоров) и права обычного (в центре его стояли вопросы защиты чести, соблюдения клятвы, возмездия, примирения и коллективной ответственности). В каноническое право вошли также многие библейские примеры и метафоры, ставшие составной частью отдельных канонов.
Каноническое право традиционно регулирует правоотношения, связанные с особым субъектным составом – таковы гражданско-правовые, процессуальные, уголовно-правовые отношения с участием духовных лиц. Юрисдикции судов канонического права подлежали и религиозные преступления (ересь, магия, колдовство, осквернение предметов религиозного культа и пр.). Далее следовали преступления, связанные с грехом (кровосмешение, внебрачное сожительство, лжесвидетельство), которые также входили в компетенцию судов канонического права. Отдельной областью регулирования была сама церковная власть (власть назначать на церковные должности, процедуры улаживания споров между священниками, дисциплинарные санкции и др.). Особый разряд регулирований распространялся на взаимоотношения церковной и светской властей. Преступления общего вида также зачастую входили к область церковной юрисдикции (в качестве наказаний применялся фиксированный перечень покаяний, налагаемых за разные преступления, включая убийство и лжесвидетельство). Кроме того, в Средние века все правоотношения в брачно-семейной сфере регулировались каноническим правом. К ним относились установление брачного возраста, порядок заключения брака, недопустимость разводов, имущественные правоотношения супругов, определение препятствий для заключения брака, определение законнорожденности детей, расторжение брачных уз.
Источниками канонического права являются:
- Библия (особенно Новый Завет);
- каноны вселенских церковных соборов (только на одном вселенском соборе средневековья – Латеранском в 1215г. – было принято 70 канонов);
- постановления поместных соборов Западной Европы;
Наиболее важным источником канонического права является Свод канонического права (Corpus juris canonici), название которого утвердилось с XVI в. (1582 г., понтификат Григория XIII) применительно к полному собранию всех известных в то время источников канонического права. Центральной частью Свода является уже упоминавшийся декрет Грациана, который содержит учение о лицах и источниках канонического права, а также основы церковной юрисдикции и обрядности. В Свод вошли также важнейшие папские постановления начиная с XII в. и каноны вселенских соборов XII−XIII вв. Позднее (в XVII в.) к Своду по инициативе Папы Римского Павла V (1605−1621) был приобщен краткий и очень содержательный учебник канонического права – Институции Лансело (1563).
Свод канонического права выдержал множество изданий. И в наши дни он остается основным источником не только западноевропейского церковного права, но и таких самостоятельных отраслей права, как международное, конституционное, гражданское, уголовное, процессуальное – особенно в Италии, Польше, Франции, Германии.
Согласно третьему канону IV Латеранского вселенского собора (1215) и дополнившему его постановлению Тулузского поместного собора (1229) инквизиторы возбуждали обвинение в ереси по доносам или показаниям подследственных. Официально доносчиками могли быть девушки и юноши соответственно с 12 и 14 лет, но широко привлекались и свидетельства малолетних. Имена таких лиц хранились в тайне: их знал только инквизитор. С XIV в. в помощь инквизиторам церковь назначала юристов-экспертов (квалификаторов) из числа духовных лиц. В ходе следствия присутствовали прокурор, понятые, врач; могли быть приглашены нотариус и палач.
Византийское право - право Восточной Римской империи (Византии) VI-XV вв. Основными источниками византийского права являлись законы, издаваемые императорами. Для византийского права характерна достаточно высокая степень кодификации. При императоре Юстиниане (527-565) был составлен свод римского права (Corpus juris civilis), называемый также Сводом законов Юстиниана. При царях Исаврийской династии (717-867) была издана Эклога, а также земледельческий закон. При императоре Македонской династии Василии I (867-886) издан Прохирон, заменивший Эклогу. Между 884-886 гг. было издано новое руководство для судей - Эпанагога. Последняя официальная кодификация византийского права - Базилики. В дальнейшем единственной формой правотворчества является издание новелл, отражающих развитие феодального права.
В X веке с возникновением крупного землевладения, закрепощением крестьянства и усилением власти феодалов возникает новый вид новелл, получивших название Хрисовул (грамот с золотыми печатями). Это были иммунитетные грамоты, даруемые духовным и светским феодалам. Византийское право содействовало укреплению феодальных отношений, феодальной земельной собственности, которая постепенно вытесняла остатки рабовладельческого землевладения и общинное землевладение свободных крестьян. В Византии, как и в Западной Европе, существовали бенефиции (пронии). Прониар осуществлял военные, судебные и административные функции на территории владения. Позже пронии превратились в наследственные владения.
Обязательственному праву Византии известны много разновидностей договоров, заключавшихся, как правило, в письменной форме и с участием свидетелей. В византийских договорах применялось соглашение о неустойке.
Уголовное право Византии за одно и то же преступление предусматривало различные наказания в зависимости от социального положения виновного и потерпевшего. Убийство собственного раба не считалось наказуемым деянием. Византийское право знает такие виды преступлений: политические (заговоры против царя, измена), религиозные (раскол, святотатство, лжеприсяга и др.), имущественные (кража, грабеж, разбой, поджог), против личности (убийство, телесные повреждения, продажа в рабство и др.), против нравственности и семьи (насильственный брак, многобрачие и др.). В качестве наказания применялись смертная казнь (простая и квалифицированная), членовредительные и болезненные наказания, денежные штрафы, конфискация имущества, изгнание и др. (см.: Юридический словарь. - М., 1953).Свод законов Юстиниана (лат. Corpus juris civilis) - один из первых известных сводов законов. Время правления византийского императора Юстиниана (527-565) совпадает с расцветом восточноримской цивилизации. В ходе политических и правовых реформ, проводимых при активном личном участии императора, была реализована и всеобъемлющая кодификация права, причем на новых принципах, отражавших высокий уровень юриспруденции и юридической науки Византии в рамках римской правовой культуры.
В начале 528 г. была учреждена государственная комиссия из 10 специалистов под руководством известного юриста Трибониана. В апреле 529 г. комиссия обнародовала Кодекс императорских конституций в 12 книгах, с изданием которого все прежние сборники и отдельные акты стали рассматриваться как не имеющие юридической силы. В ходе этой работы был также издан сборник определений и высказываний юристов по разным темам - "50 определений", в котором были систематизированы консультации правоведов. На этой основе началась более системная работа по кодификации римского права. В декабре 530 г. была назначена новая комиссия из 16 человек (практиков и ученых) под руководством того же Трибониана, осуществившая грандиозную компиляцию отрывков из трудов римских юристов примерно пяти предыдущих столетий, опубликованную в декабре 533 г. под названием "Дигесты" (Digesta), или "Пандекты" (Pandectae). Одновременно Юстиниан поставил перед комиссией задачу выделить самые общие принципы римского права - в целях как учебных, так и идейно-политических.
В ноябре 533 г. были опубликованы разработанные Трибонианом (совместно с двумя др. правоведами) "Институции" - по прежней традиционной схеме и во многом по образцу Институций Гая. Крупная юридическая работа сопровождалась формированием новой политико-правовой концепции власти. Под ее воздействием в ноябре 534 г. был переработан и обновлен Кодекс императорских конституций, в котором на этот раз преимущественно обобщалось право уже христианской эпохи. После выхода в свет Кодекса законодательная деятельность Юстиниана продолжалась, и все крупные изданные им акты позднее составили "Новеллы", систематизированные уже после смерти Юстиниана. С началом возрождения римского права в эпоху его рецепции все 4 элемента Свода законов Юстиниана получили обобщенное название Corpus juris civilis (Свод гражданского права); под этим названием они были впервые объединены в едином издании.
Подлинные тексты Свода законов Юстиниана не сохранились; наиболее авторитетные греческие и латинские рукописи относятся к VI-XI вв. В ходе многовековой историко-правовой работы над ними ученым удалось достаточно скрупулезно освободить первоначальные тексты от позднейших дополнений, сокращений и искажений в интересах юридической практики своего времени. Собственно кодификацией права можно считать лишь 3 первые составные части Свода законов Юстиниана. "Институции" (Institutiones) представляли систематизированное изложение основ права: общие начала правоприменения и систематическое изложение догматических принципов главным образом частного права. Они подразделялись на 4 книги, разделенных на 98 титулов: а) общее учение о праве и учение о субъектах прав - лицах, б-в) общие институты вещного и обязательственного права, г) учение об исках и принципах правоприменения в суде.Византийское право - правовая система Византии (VI-XV вв.), основой которой был Свод Юстиниана. Сложилась путем преобразования и постепенного приспособления к нуждам Восточной империи римского права и характеризовалась дуализмом церковного и светского права. Преобладающими источниками византийского права являлись законы, издаваемые императорами. Заимствовано феодальным правом Армении, Грузии, некоторых стран Европы и Азии. В Греции нормы византийского права применялись до середины XX в.
Эклога - краткий свод византийского законодательства, изданный императором Львом III Исаврийским в 726. Представлял собой обработку извлечений из Кодификации Юстиниана и последующих актов византийских императоров (устава о земледелии и т.д.) с целью сделать законодательство менее громоздким и более доступным для населения Византии. В Эклогу включены главным образом нормы обязательственного, семейного, наследственного, уголовного и процессуального права. Хотя Эклога по-прежнему закрепляла рабство, в ней отражена более высокая ступень развития феодальных отношений, в частности упрощалась процедура отпуска рабов на волю. Эклога оказала влияние на некоторые законодательные памятники славянских народов.
Кодификация Юстиниана - систематическое изложение византийского права 6 в., предпринятое по приказу императора Юстиниана. Известна под названием Свода цивильного права - Corpus juris civilis. Впервые кодификация Юстиниана была напечатана под этим названием в 1583. Цель кодификации Юстиниана заключалась в стремлении примирить старое римское право, послужившее для неё основным источником, с потребностями медленно совершающейся феодализации Византийской империи, в необходимости учесть некоторые правовые институты, сложившиеся в её восточных провинциях, устранить архаизмы, включить в правовой оборот Византии законодательство императоров, последовавшее за изданием кодекса Феодосия, судебную практику и пр. Кодификационные работы велись в 529-534 немногочисленной комиссией во главе с известным юристом Трибонианом.
Кодификация Юстиниана состоит из трёх частей: Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана.
Дополнения и изменения, внесённые в кодификацию Юстиниана в 535-565 императорскими конституциями, получили названия новелл, которые дают толкование обнаруженным неясностям, дополняют или изменяют действующее право. От новелл следует отличать интерполяции - всякие неоговорённые изменения текста, внесённые в Дигесты.
Законодательство Юстиниана действовало в течение всего существования Византии. Эклога 726 внесла только более или менее важные изменения в кодификацию Юстиниана, так же как и Прохирон 879. С ещё большим вниманием к кодификации Юстиниана отнёсся император Лев VI: изданные при нём Василики представляли собой (по основному содержанию) новую систематизацию норм и институтов, составляющих кодификацию Юстиниана.
Кодификация Юстиниана послужила главным источником изучения римского права и римской юридической литературы, на её основе была проведена рецепция римского права в странах феодальной Европы.
Лит.: Перетерский И.С., Дигесты Юстиниана, М., 1956: Азаревич Д., История византийского права, т.1, Ярославль, 1876: Римское частное право, под ред. И.Б.Новицкого и И.С.Перетерского, М., 1947.Прохирон (от греч. prócheiros - находящийся под рукой) - кодификация некоторых основных институтов византийского гражданского, уголовного и отчасти судебного и церковного права, осуществленная в 879 по приказу императора Василия I. Прохирон не был официальным сводом законов, а служил обязательным руководством для судей. Источник Прохирона - кодификация Юстиниана. Он оказал определённое влияние на последующее византийское законодательство (в том числе и Василики). Является (наряду с Эпанагогой) одним из источников православного церковного права.
Василики, базилики (греч. Basiliká) - последняя кодификация византийского права, законченная в 890 г. н.э. при императоре Льве VI ("Мудром"). Состоит из 60 книг. В основе Василик лежит законодательство Юстиниана (кодификация Юстиниана), однако некоторые нормы этого законодательства (устаревшие или отмененные) не были включены в Василики: кроме того, в Василиках каждый правовой институт рассматривается только в одном месте, а не в разных книгах, как в своде законов Юстиниана. При составлении Василик был также использован Прохирон. В позднейших списках В. приводятся отрывки из сочинений византийских юристов 11-12 вв. По своей классовой направленности Василики отражали процесс угнетения крестьян, снова узаконили крепостничество, отменили ограничения по укрупнению частного землевладения и т.п.
Лит.: Basilicorum libri LX, t.1-6, ed. С.G.E.Heimbach, t.7, ed. E.G.Terriniet J.Mercati, Lipsiae, 1833-1897.
З.М.Черниловский.Эпанагога (греч. Epanagogé tú nómu) - сборник византийского права конца 9 в. (после 879 г.), составленный от имени императора Василия I и его сыновей Льва и Александра. Большая часть Эпанагоги носила компилятивный характер, включала многие нормы Прохирона и Эклоги, которые восходили еще к римскому и восточному праву. Был сформулирован и ряд новых положений (например, о патриаршей власти, дополняющей императорскую, о правах духовенства), которые определяли взаимоотношения феодального государства и церкви и были широко использованы впоследствии в церковном праве.
Кодекс Феодосия (Codex Theodosianus), первый официальный сборник распоряжений римских императоров с начала 4 в., составлен в 435 комиссией из 16 юристов, назначенной восточноримским императором Феодосием II (опубликован 15 февраля 438). Изданию Кодекса Феодосия предшествовали частные кодификации, не имевшие официального значения: Кодекс Грегориана (содержал распоряжения - конституции императоров с 196 по 295) и Кодекс Гермогениана (содержал более поздние конституции). Оба кодекса известны только в отрывках. Кодекс Феодосия состоял из 16 книг, разделённых на главы - титулы, включал все конституции, действовавшие в 313-437. По мысли Феодосия, кодекс должен был составить единое целое с кодексами Грегориана и Гермогениана, которые были таким образом официально санкционированы. Кодекс Феодосия был принят соправителем Феодосия - западноримским императором Валентинианом III и приобрёл обязательную силу и в Западной Римской империи.
В Кодексе Феодосия получили отражение те изменения, которые произошли в государственной и социальной жизни Римской империи, то есть главным образом её феодализация.Читайте также:
- Препятствие (католический канонический закон)
- Decretum Gratiani