Сколько часов нужно для профессиональной переподготовки педагогам 2021

Обновлено: 16.05.2024

Профессиональное развитие – это, пожалуй, то, к чему стремится большинство людей.

Кто-то совершенствуется самостоятельно, а кто-то ищет и находит варианты обучения в различных учебных центрах.

Важно знать:

Существует несколько разновидностей документов, которые выдаются по окончании обучения, и связано это с определенными требованиями Закона об образовании и других нормативных документов.

Почему это важно знать:

Новый закон об образовании (№ 273-ФЗ) существенно изменил систему послевузовского образования еще в 2013 году, изменения вступили в силу весной 2014 года.

Одно из существенных изменений – с 2014 года второе высшее образование можно получить только полностью – с первого до последнего курса. Такая форма образования, как “сокращенное второе высшее образование за 3,5 года” устарела.

И это понятно – срок обучения бакалавра – 4 года. Какая уж тут сокращенная форма за 3,5 года.

Законом об образовании вместо “сокращенного второго высшего” была введена новая форма послевузовского образования – профессиональная переподготовка. Продолжительность ее на сегодняшний день – от 250 часов и выше.

Однако большинство граждан, чья деятельность не связана с системой образования, об этом не знают.

Заблуждение № 1. Второе высшее образование, сокращенная форма.

Кое-кто пользуется незнанием закона об образовании, до сих пор набирая студентов в группы “второго высшего” за 3 года.

В то время, как ровно такой же диплом – а именно, диплом о профессиональной переподготовке установленного образца (а вовсе не государственный диплом о высшем образовании, как вещают нечистоплотные “рекрутеры” от образования) – можно получить в разы быстрее и дешевле, если обратиться в Вуз, где в структуре дополнительного профессионального образования работают профессионалы.

Заблуждение № 2. Сертификат установленного образца.

Другой распространенной формой обмана на “черном рынке” образования является так называемый “сертификат установленного образца”. Такого образца сертификата не существует. И, как правило, такой “установленный” сертификат выдают организации, которые хотят получать деньги от клиентов, но не хотят, или, что еще хуже, не могут оформить лицензию на образование. Именно из-под “пера” таких горе-“учебных центров” и выходят “сертификаты установленного образца”. Бывает, что они берут бессовестную сумму денег за выдачу таких “сертификатов” – иногда до 300 тысяч рублей. А документальный плод вашего обучения можно пристроить разве что на стене уборной, потому что законной силы такой документ не имеет.

Другое дело, сертификаты на авторские знания, когда автор какой-то методики, обучив вас, всегда сможет подтвердить, что да, лично он выдал лично вам сертификат на право использования полученных знаний в каком-то виде своей деятельности.

Но, обратите внимание – это НЕ сертификат установленного образца, этот сертификат который подтверждает, что вы приняли участие в определенном авторском семинаре, и автор семинара посчитал ваше участие настолько плодотворным, что выдал вам сертификат об участии.

Рассмотрим этапы образования подробнее.

Вузовское образование

1. Диплом об образовании государственного образца и установленного образца

1. Окончание вуза, техникума, колледжа – государственного или коммерческого, но обязательно имеющего государственную аккредитацию подтверждает выдача диплома государственного образца с гербовой печатью.

Коммерческие вузы, не имеющие государственной аккредитации, выдают дипломы установленного образца. Разница между ними в статусе, а также в том, что занимать какую-либо должность в государственном учреждении имеют право только выпускники, имеющие диплом государственного образца, как и поступать в аспирантуру. Если вы планируете работать в коммерческой организации, или заниматься собственным бизнесом, и не имеете цели становиться кандидатом или доктором наук, для вас не имеет роли вид диплома о высшем образовании.

Но все это касается основного образования.

Послевузовское образование (дополнительное профессиональное образование)

Теперь поговорим о послевузовском образовании, или дополнительном профессиональном образовании (ДПО).

Согласно закона об образовании и других нормативных документов, в системе ДПО не существует дипломов государственного образца, а только дипломы установленного образца, независимо от того, получаете вы образование в государственном вузе или в каком-нибудь неведомом АНО или НОЧУ.

Однако, сохраняется разница в статусе диплома, и в том, подписан диплом ректором или первым проректором известного вуза, или директором НОЧУ-однодневки.

Также, даже в дипломе установленного образца, аккредитованные учебные заведения, как правило, ставят гербовую печать, в отличии от обычной печати неаккредитованного учебного заведения.

Согласно Закона об образовании, с 2013 года отменено второе высшее образование за 3,5 года после техникумов и колледжей, как это было раньше.

Вместо укороченного второго высшего официально введена ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА.

Профессиональная переподотовка вместо ускоренного второго высшего образования

Во ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), в официально прописанных профессиональных стандартах, касаемых, практически, всех профессий, говорится, что обязательным требованием к той или иной профессии является наличие диплома о соответствующем образовании или диплома о профессиональной переподготовке по соответствующему направлению.

Диплом, который слушатель получает по окончании программы дополнительного образования профессиональной переподготовки, не имеет государственного образца, – это обязательно диплом установленного образца.

Продолжительность программ профессиональной переподготовки должна быть обязательно свыше 250 часов.

Как правило, такой диплом также подписывает ректор или первый проректор вуза, и ставит гербовую печать.

Существуют как сравнительно непродолжительные по времени программы профессиональной переподготовки (от 250 часов), так и такие, которые имеют продолжительность свыше 1000 часов, и длятся 2-3 года.

Удостоверение о повышении квалификации.

По ряду профессий законом предусмотрено обязательное регулярное повышение квалификации.

Как правило, чтобы пройти повышение квалификации по соответствующей программе, слушатель уже должен иметь диплом по соответствующей квалификации, чтобы ему было, что повысить.

По окончании программы повышения квалификации слушатель получает удостоверение о повышении квалификации.

Продолжительность программ, по которым выдаются удостоверения квалификации, может быть от 16 до 250 часов.

Сертификат о прохождении обучения.

Сертификаты о прохождении обучения можно встретить как в лицензированных образовательных учреждениях, так и в компаниях, в названии которых встречаются слова, типа Школа, Академия, и т.д., но которые не являются, в действительности, образовательными учреждениями, и не имеют образовательной лицензии.

Сертификат не является документом, подтверждающим законное право ведение профессиональной деятельности. Его функционал несколько иной.

Если вам нужен законный документ о профессии, прежде, чем платить большие (или небольшие) деньги за обучение в таких Школах и Академиях, уточните, имеется ли у этой школы лицензия на ведение образовательной деятельности.

Если нет, – узнайте, можете ли вы получить соответствующее образование в лицензированном образовательном учреждении.

Трудоемкость образовательной программы

Ряд программ профессиональной переподготовки имеют требования, чтобы программа была не менее установленного количества часов. После прохождения таких программ продолжительностью более 250 часов вам должны выдавать диплом установленного образца – не сертификат, не удостоверение, а именно ДИПЛОМ, и только диплом, и только на основании лицензии на образование.

Важно понимать, что здесь речь идет о классических профессиях, внесенных в Единый Тарифно-Квалификационный справочник , о тех, по которым существуют нормативные документы, надзор, регулярные проверки, и пр., – обучение по этим профессиям нужно выбирать среди официальных учебных заведений, которые выдают официальные документы.

Обучение по “экзотическим” профессиям.

Если же вы собрались получить достаточно экзотичную профессию, например, профессию тренера по йоге или скандинавской ходьбе, и работать вы планируете в частной компании, где работодателя устроит любой документ, подтверждающий ваши знания, или вы будете заниматься собственной деятельностью, вас может устроить и сертификат, в этом случае главное, чтобы знания, которые вам дадут, были качественными.

Иногда даже по таким программам выдаются удостоверения о повышении квалификации.

Вообще, повышение квалификации обычно подразумевает, что у вас УЖЕ ЕСТЬ диплом, подтверждающий вашу квалификацию, и документ о повышении квалификации подтверждает то, что вы ее повысили. Но в данном случае от такого правила можно и отступить.

Получению диплома или удостоверения о повышении квалификации всегда предшествует какая-либо форма аттестации – квалификационный экзамен или написание выпускной квалификационной работы. Повышение квалификации может заканчиваться не экзаменом, а зачетом.

Такое же право на жизнь имеет сертификат, который подтверждает, что вы участвовали в программе определенного рода.

Существуют сертификаты, которые подтверждают, что вы прошли соответствующую программу, в ходе освоения которой получили соответствующие навыки.

Есть, также, сертификаты о том, что вы участвовали в авторской программе, и автор обучил вас определенной методике, ознакомил вас с определенными знаниями.

Сертификат, тем самым, в зависимости от формулировки, может подтверждать, что:

– вы, действительно, присутствовали на некоем обучающем мероприятии, и, если вдруг начнете кому-то о нем рассказывать, то ваш визави поймет, что узнали вы об этом, действительно из первых рук;

– вы участвовали в определенном мероприятии, и автор своим сертификатом подтверждает, что вы на нем присутствовали, а потому вправе передавать данную информацию дальше.

– вы присутствовали на некоей обучающей программе и получили навыки использования того, чему обучала эта программа (например, работа с программой 1С или семинар по вышеупомянутой скандинавской ходьбе), вы даже выполнили определенные действия, которые были оценены как положительные.

Если вы прошли обучающую программу по авторской методике, или программу, обучающую определенным навыкам, и получили сертификат, в котором указано, что вы можете применять знания в профессиональных целях, – вы, действительно это можете в соответствии с сертификатом (напомним, что речь идет о направлениях, которые не указаны в ЕТКС и по которым не разработано профессиональных стандартов).

Работодателя коммерческой организации может вполне устроить ваш сертификат. Единственное ограничение – такой сертификат будет недействителен, если вы будете устраиваться с ним на работу в государственное учреждение. Как, в общем-то, и с дипломом о высшем образовании, полученном в вузе, не имеющем государственной аккредитации, о чем говорилось выше.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Разъяснения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по применению профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования", представленные по запросу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

См. Официальные документы в образовании. - 2016. - N 18,19. - Ред.

- для должности "профессор предусмотрены трудовые действия и трудовые функции, связанные с реализацией только основных профессиональных образовательных программ высшего образования - подготовкой кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ;

- для должностей "ассистент" "преподаватель", "Старший преподаватель" предусмотрены трудовые действия и трудовые функции, связанные с реализацией только основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата и дополнительных профессиональных программ;

- для должности "доцент" - реализация только основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и дополнительных профессиональных программ.

Следует ли из положений профессионального стандарта запрет на привлечение образовательными организациями педагогических работников, замещающих должности:

- "ассистент", "преподаватель", "старший преподаватель", "доцент" к реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ;

- "ассистент", "преподаватель", "старший преподаватель", "профессор" к реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата, специалитета, магистратуры?

Квалификационные требования к работникам могут содержаться в квалификационных справочниках, профессиональных стандартах, федеральных законах и в иных нормативных правовых актах.

В соответствии с частью первой статьи 195.3 Кодекса если Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

При применении части первой статьи 195.3 Кодекса под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер. В этом случае в части требований, указанных в профессиональном стандарте, работодателями применяются данные нормативные правовые акты.

Кроме того, если в соответствии с Кодексом или иными федеральными законами выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то согласно статье 57 Кодекса наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны-соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.

В остальных случаях профессиональные стандарты носят рекомендательный характер.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и(или) профессиональным стандартам.

Должности педагогических работников описаны в двух разделах Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих:

См. Официальные документы в образовании. - 2011. - N 1. - С.4-63. - Ред.

См. Официальные документы в образовании.- 2011. - N 14, 15. - Ред:

Кроме квалификационных требований профессиональный стандарт перечисляет трудовые функции (трудовые действия, необходимые знания, умения и иные характеристики) в пунктах 3.8.1, 3.8.2, 3.8.3, 3.8.4.

Таким образом, профессиональный стандарт содержит информацию о современных требованиях к квалификации работников и может применяться работодателем с учетом особенностей применяемых технологий и организации труда в качестве основы при определении трудовых функций, требований к квалификации работников, в том числе, при приеме на работу, организации подготовки и дополнительного профессионального образования работников.

Обращаем внимание на концевую сноску N 3 данного профессионального стандарта, в которой указывается, что к обобщенной трудовой функции 3.8 "Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации" также относится преподавание по иным программам высшего образования и ДПП, если соответствующие учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) ориентированы на подготовку не выше 6 уровня квалификации. Следовательно, если педагогический работник ведет занятия, на которых обучающиеся осваивают (совершенствуют) деятельность не выше 6 уровня квалификации, в том числе овладевают отдельными умениями и знаниями, требования к его квалификации определяются в соответствии с обобщенной трудовой функцией 3.8 "Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации" даже если программа в целом предусматривает освоение деятельности более высокого уровня квалификации..

Структурой профессионального стандарта также предусмотрена обобщенная трудовая функция (п.3.9 "Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации"), которая содержит квалификационные требования к доценту.

Работник, осуществляющий трудовые функции, предусмотренные уровнем квалификации 8, вправе осуществлять трудовые функции нижестоящих уровней квалификации. Например, не только профессор, но и иные работники, занимающие должности профессорско-преподавательского состава, могут преподавать по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры - стажировки и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации, если они соответствуют, требованиям к квалификации, необходимой для выполнения соответствующей обобщенной трудовой функции.

Кроме обобщенных трудовых функций должностные обязанности педагогических работников в зависимости от специфики деятельности организации могут разрабатываться на основе трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных трудовых функций данного или других профессиональных стандартов. Это правило относится ко всем случаям, когда квалификация педагогических работников соответствует или превышает требования к образованию и опыту работы, необходимые для выполнения той или иной обобщенной трудовой функции, трудовой функции и трудовых действий, ее составляющих. Например, не только профессор, но и иные работники, занимающие должности профессорско-преподавательского состава, могут преподавать по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры - стажировки и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации, если они соответствуют требованиям к квалификации, необходимой для выполнения соответствующей обобщенной трудовой функции.

2. Согласно положениям профессионального стандарта для должностей "ассистент", "преподаватель", "старший преподаватель", "доцент" предусмотрены требования к образованию и обучению - высшее образование, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю); дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю). Для должности "профессор" аналогичное требование предъявляется для преподавания по программам ординатуры.

Следует ли из положений профессионального стандарта требование к педагогическим работникам, привлекаемым к реализации образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, дополнительного профессионального образования и замещающим должности "ассистент", "преподаватель", "старший преподаватель", "доцент", "профессор", иметь высшее образование, направленность (профиль) которого, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), а также дополнительное Профессиональное образование на базе высшего образования - профессиональную переподготовку, направленность (профиль) которого соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)?

Дополнительное профессиональное образование для должностей "ассистент", "преподаватель", "старший преподаватель", "доцент", профессор" будет иметь обязательный характер, если направленность образования не соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю). Согласно статье 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. Освоение программы профессиональной переподготовки в данном случае обеспечивает возможность получение новой квалификации, которая соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 196 Кодекса необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Значимыми факторами в данном случае являются имеющиеся уровень и направленность (профиль) образования, опыт работы.

Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Официальные документы в образовании.
Бюллетень нормативных правовых актов,


Е. М. Тараненко
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Вопрос

Вопросы по поводу прохождения курсов повышения квалификации по оказанию первой медицинской помощи в образовательном учреждении для педагогов. В какой срок нужно проходить эти курсы? Только ли педагоги должны их проходить или все сотрудники образовательного учреждения?

Ответ

Законом не установлен срок для прохождения педагогическим работниками курсов повышения квалификации по оказанию первой медицинской помощи. Представляется, что данное обучение организовывается в сроки, устанавливаемые образовательным учреждением с соблюдением периодичности обучения (1 раз в 3 года).

При этом обучение по оказанию первой медицинской помощи должны проходить все сотрудники образовательного учреждения. Обучение проводится 1 раз в год для работников рабочих профессий, 1 раз в 3 года для руководителей и специалистов организаций в рамках специального обучения по охране труда.

Обоснование

Образовательные организации обязаны организовать обучение педагогических работников навыкам оказания первой медицинской помощи в рамках дополнительного профессионального образования (в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, а также ст. 196 ТК) либо в рамках обучения по охране труда (в соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.004-2015 "Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения").

Согласно части 2 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Как рассматривается в Путеводителе по кадровым вопросам. Охрана труда. Требования охраны труда, обучение оказанию первой помощи пострадавшим организуется работодателем или уполномоченным им лицом для всех лиц, поступающих на работу, и работников, переводимых на другую работу (ч. 2 ст. 225 ТК РФ). Порядок, форма и оформление результатов этого обучения определяются работодателем (Письмо Минтруда России от 06.04.2017 N 15-2/ООГ-963).

Работники рабочих профессий должны проходить обучение оказанию первой помощи пострадавшим не реже одного раза в год. Вновь принимаемые на работу лица проходят такое обучение в срок, установленный работодателем или уполномоченным им лицом, но не позднее одного месяца после приема на работу. Это предусмотрено п. 2.2.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (ред. от 30.11.2016) "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (далее - Порядок обучения).

Руководители и специалисты организаций проходят обучение оказанию первой помощи пострадавшим в соответствии с п. 2.3.1 Порядка обучения один раз в три года в рамках специального обучения по охране труда (Письмо Минтруда России от 07.07.2017 N 15-2/В-1755).

Полагаем, что специальное обучение по охране труда в рамках должностных обязанностей, которое проходят руководители и специалисты организации в течение первого месяца с момента поступления на работу, включает обучение оказанию первой помощи пострадавшим. Такой вывод следует из совокупности норм абз. 8 ч. 2 ст. 212, ч. 2 ст. 225, абз. 4 ст. 214 ТК РФ, абз. 1 п. 2.3.1 Порядка обучения.

Как указывается в Письме Минтруда России от 06.04.2017 N 15-2/ООГ-963, работодатель обязан обеспечить обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве всех работников организации. В этой связи обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве проводится в соответствии с пунктом 2.2.4 Порядка 1 раз в год для работников рабочих профессий, а в соответствии с пунктом 2.3.1 Порядка - 1 раз в три года для руководителей и специалистов организаций в рамках специального обучения по охране труда.


Е. М. Тараненко
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

diplom_profiklass.jpg


Нормы охраны труда на предприятиях с каждым годом становятся все более строгими. Уже в 2016-2019 годах более 30% штрафов, выписанных сотрудниками Государственной инспекции труда, были за нарушения ОТ. Причем размеры штрафных санкций нельзя назвать незначительными.

К примеру, если на предприятии нет журналов проведения инструктажей по ОТ, работодатель заплатит штраф 110-130 тыс. руб. (статья 5.27.1 КоАп РФ). Избежать штрафов и санкций ГИТ несложно. Нужно лишь, чтобы ответственный специалист или руководитель был компетентным в области ОТ и знал все принципы обеспечения безопасных условий труда. Для получения нужной компетенции необходимо пройти профессиональную переподготовку по охране труда.

Кому необходимо пройти обучение по курсу переподготовки по охране труда

Согласно статье 217 ТК РФ, организация управления охраной труда на предприятии зависит от численности работников в штате. Если в компании трудится менее 50 человек, в ее штате может быть только один ответственный по ОТ специалист, который по совместительству занимает и другую должность или можно нанять на аутсорсинг специализированную и лицензированную организацию. Если же число сотрудников превышает 50 человек, на предприятии должна быть организована служба ОТ.

Конкретных требований к численности службы охраны труда закон не предъявляет. Согласно письму Минтруда РФ от № 15-2/В-2363 26.09.19 г., кол-во штатных единиц, занимающих должности специалистов по ОТ, определяется работодателем. Каждый из них может по совместительству занимать и другую должность или совмещать обязанности по ОТ с другими служебными обязанностями.

Вне зависимости от того, сколько специалистов по ОТ предусмотрено в штате компании, каждый из них должен иметь необходимую компетенцию. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 N 559н строго регламентировано, кому можно выполнять должностные обязанности специалистов по охране труда.

Согласно Приказу, руководитель вправе назначать на эти должности сотрудников, которые:

Назначать на должности специалистов по ОТ рабочих, не имеющих высшего/средне-специального образования и не прошедших профессиональную переподготовку, запрещено. Согласно Приказу Минтруда РФ от 04.08.2014 N 524н, прохождение учебного курса переподготовки по ОТ необходимо всем, кто планирует занять вакансию специалиста по охране труда.

Почему специалистам и руководителям необходимо пройти обучение по охране труда?

IMG_2857.jpg

Учебный курс переподготовки по охране труда – это полноценное последипломное образование. Слушатель курса может занимать должность специалиста по ОТ, либо состоять в службе охраны труда на предприятии.

В отличие от инструктажей и кратких курсов ОТ для специалистов и руководителей, которые нужно проходить с периодичностью раз в 1 или 3 года, переподготовка по охране труда проходится 1 раз. Диплом специалиста по ОТ действует бессрочно.

Пройти переподготовку по охране труда нужно всем работникам, кому предложена должность ответственного. Обучение проводится за счет работодателя, но получить последипломное образование могут все, кто планирует занять вакансию специалиста по ОТ.

Переподготовку обязательно проходить сразу по 2 причинам:

  1. Требования законодательства к организации охраны труда на всех предприятиях
  2. Овладение знаниями и навыками, необходимыми для выполнения служебных обязанностей ответственного за ОТ

Порядок проведения плановых проверок сотрудниками ГИТ предполагает, что в первую очередь инспектор убеждается в наличии службы по ОТ (либо ответственного специалиста). Если же в штатном расписании отсутствует должность специалиста по ОТ или ее занимает некомпетентный сотрудник, на компанию будут наложены санкции на сумму 50-80 тыс. руб. (статья 5.27.1 КоАп РФ).

Если же на производстве произойдет несчастный случай или комиссией будет установлено, что кто-либо из работников получил профессиональное заболевание, санкции будут еще серьезнее. В подобных ситуациях компанию могут не только оштрафовать за отсутствие специалиста (50– 80 тысяч рублей) и за нарушение норм ОТ (110-130 тысяч рублей), но и приостановить ее работу до полного устранения правонарушений.

Важно, что во время прохождения учебного курса переподготовки будущий специалист по ОТ овладеет всей информацией, нужной для выполнения служебных обязанностей. По завершению программы обучения он пройдет аттестацию, в ходе которой комиссия убедится в его компетенции во всех вопросах, связанных с ОТ.

Институт Профикласс выпускает компетентных специалистов, которые полностью освоили программу курса. Они смогут выполнять служебные обязанности в соответствии с требованиями ТК РФ и нормативных актов.

Охрана труда как новая профессия – что необходимо знать?

В статьях 212 и 217 ТК РФ обозначено, что на работодателя возлагаются все обязанности по обеспечению безопасных условий труда. Руководитель и специалисты (начальники отделов, замы, др.) в обязательном порядке должны приходить обучение и переаттестацию по ОТ один раз в 3 года. По завершению такого обучения они получают соответствующие удостоверения.

img9.jpg

Важно понимать, что наличие у сотрудника УДОСТОВЕРЕНИЯ недостаточно, чтобы назначить его ответственным за ОТ на предприятии. Занимать такую должность может только специалист с соответствующей компетенцией, подтвержденной ДИПЛОМОМ.

Чтобы стать специалистом по охране труда, изначально нужно либо иметь профильное высшее образование, либо пройти переподготовку. Документ, подтверждающий успешное прохождение переподготовки и овладение профессией – диплом.

Учебный курс профессиональной переподготовки длиться 256 часов. В программу обучения включены все вопросы и аспекты, касающиеся охраны труда.

После завершения обучения специалист будет:

  • знать все принципы создания безопасных условий труда
  • владеть навыками организации и управления системой ОТ в компании
  • знать все актуальные требования законодательства к организации ОТ
  • уметь проводить инструктажи персонала и предпринимать другие меры для снижения риска несчастных случаев и травм на производстве
  • уметь вести документацию, касающуюся организации ОТ, в соответствии с нормами законодательства
  • уметь оценивать условия труда и рабочие места с точки зрения их безопасности
  • знать порядок и нормы расследования несчастных случаев на производстве.

Профессия специалиста по ОТ предполагает овладение комплексом теоретических знаний и практических навыков. Компетентный специалист способен организовать систему охраны труда на предприятии таким образом, чтобы у проверяющих ГИТ не возникло ни одного замечания.

Чтобы получить диплом, необходимо не только прослушать учебный курс, но и пройти аттестацию. Экзамен принимает комиссия из опытных преподавателей – юристов и специалистов по ОТ.

Проверки по охране труда на наличие профессиональной переподготовки: кто и как проверяет?

Функцию государственного контроля и надзора за организацией охраны труда осуществляет Трудовая инспекция. Инспекторы ГИТ проверяют наличие соответствующей компетенции у ответственных специалистов по ОТ в ходе плановых документальных и выездных проверок.

Чтобы убедиться в наличии соответствующей профессии у специалистов службы ОТ, инспекторы запрашивают весь пакет документов, касающиеся организации охраны труда:

  1. Приказ о создании службы ОТ
  2. Штатное расписание компании
  3. Приказы о назначении на должность сотрудников, ответственных за охрану труда
  4. Копии дипломов специалистов по ОТ и удостоверений руководителей
  5. Журналы проведения инструктажей, прочие локальные нормативные акты, касающиеся организации ОТ

Документы по Охране труда

Если в ходе проверки выявлено, что служба охраны труда в компании организована с нарушениями - ГИТ может взыскать штраф в размере 50 000-130 000 рублей. В лучшем случае, ГИТ ограничится распоряжением о прохождении специалистом курса профессиональной переподготовки.

Основанием для такого распоряжения является абз.1 ч.2 ст.22, ч.2 ст.195.3, ч.1 ст.217 ТК РФ и Приказ Минтруда №524н от 04.08.2014 г.

Если распоряжение выдано руководителю, важно, в указанный ГИТ срок, организовать переподготовку специалиста. Пройти курс сотрудник может как очно, так и дистанционно.

После окончания обучения обязательно проводится аттестация, в ходе которой комиссия убеждается, что слушатель курса овладел нужными знаниями и навыками.

Переподготовка по охране труда в 2020 году – программа обучения от института Профикласс

Институт Профикласс является одним из лидеров в области последипломного образования в области охраны труда в РФ. Мы имеем аккредитацию и лицензию департамента образования. Наш центр осуществляет как обучение специалистов и руководителей, так и профессиональную переподготовку специалистов по охране труда. Удостоверения и дипломы, выданные Профикласс, являются легитимными на всей территории страны.

В 2020 году в центре Профикласс можно пройти переподготовку по охране труда как очно, так и дистанционно, в онлайн режиме. Программа обучения рассчитана на 256 часов и соответствует всем требованиям законодательства РФ. По завершению курса и успешного прохождения аттестации слушатели получают диплом, дающий право занимать должность специалиста по ОТ.

Мы предлагаем лучшие цены на образовательные курсы во всей РФ. Для крупных предприятий, которым необходимо групповое обучение их сотрудников, действуют специальные условия. Если у вас есть какие-либо вопросы, касающиеся прохождения переподготовки в области охраны труда, позвоните или напишите нам. Мы проведем для вас исчерпывающую консультацию бесплатно.

Читайте также: