В структуре преступности несовершеннолетних как показывает практика преобладают

Обновлено: 30.06.2024

Данные для цитирования: . КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Социологические науки. ; ():-.

Проблема преступности несовершеннолетних, как и прежде, остается актуальной. Криминализация несовершеннолетних становится серьезной угрозой молодому поколению, а вместе с тем и угрозой нормального развития общества и национальной безопасности.

В настоящие время, происходят быстрые процессы, изменяющие общество. К таким процессам можно отнести изменение общественных связей, неустойчивость экономической ситуации, отсутствие четкой системы общенациональных ценностей, которые в первую очередь отражается на детях. Именно детям, особенно трудно приходится в это период, с их еще не устоявшимся мировоззрением. Нестабильность нынешней жизни общества порождает увеличение числа детей, которые находятся в группах риска. Эти подростки, со временем могут перейти в группу несовершеннолетних преступников.

Преступность несовершеннолетних — вид относительно массового и исторически изменчивого негативного социального поведения, запрещенного уголовным законом, обладающего общественной опасностью в степени способной расшатать устои общества и подорвать нормальное функционирование общественного организма, статистически выражающегося в совокупности преступлений и лиц их совершивших на определенной территории в течении определенного периода времени, совершенных лицами, которым на момент совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

Среди несовершеннолетних преступников преобладают лица мужского пола. Это объясняется прежде всего различием гендерных социальных связей со средой, в которой развивается личность, условий нравственного формирования личности, разницей в характере и соотношении типичных конфликтных ситуаций.

Особую проблему представляет рост преступности несовершеннолетних женского пола. За последние годы его темпы увеличились с 11 до 14%, а количество девочек-подростков, состоящих на учете в полиции, превысило 50 тыс. Несмотря на относительно небольшую распространенность преступности среди девушек, это явление таит в себе немалую общественную опасность [11, с. 305].

Характерной чертой преступлений несовершеннолетних становятся насилие, немотивированная агрессивность и жестокость. При этом несовершеннолетние зачастую преступают тот предел насилия и жестокости, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достижения цели. Подростки, в процессе совершения преступлений, при неудачном для них стечении обстоятельств совершают такие преступления, как убийства, тяжкие телесные повреждения, разбойные нападения. Их агрессивное поведение зачастую находится в обратной пропорциональной зависимости от собственного страха перед силой своих противников.

Агрессивности несовершеннолетних во многом способствует непродуманная информационная политика со стороны ведущих средств массовой информации и наводнение кинотеатров, пунктов видеопроката и телевизионных программ фильмами как отечественного, так и иностранного производства с демонстрацией и пропагандой насилия [4, с. 91-98].

Немаловажными для характеристики личности несовершеннолетних преступников являются особенности их правового сознания. В целом для них характерны глубокие дефекты правосознания, что в известной мере объясняется двумя факторами: общей правовой неграмотностью как всего населения в целом, так и несовершеннолетних; негативным социальным опытом самого несовершеннолетнего.

Дефекты правового сознания у несовершеннолетних, совершающих преступления, выражаются в негативном отношении к нормам права, нежелании следовать предписаниям данных норм.

Характерные особенности имеет и круг общения несовершеннолетних правонарушителей. В основном это лица, ранее судимые, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотиками.

Особой является и проблема досуга. Как правило, свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в 2–3 раза больше, чем у их законопослушных сверстников. В то же время согласно результатам отдельных исследований по мере увеличения свободного времени интересы подростков деформируются и приобретают негативный оттенок. Более того, чем больше свободного времени, тем выше вероятность совершения правонарушений. По данным исследований, из числа подростков, имеющих за день 2–3 часа свободного времени, на учете в милиции состояло 18%, 5–7 часов – 53%. Именно в досуговой сфере подростки совершают большинство преступлений.

В ряду специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества выделяется и катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские учреждения, организации прекратили свое существование, а помещения, принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам [3, с. 620-624].

С криминологической точки зрения особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Это вполне понятно, ибо в семье формируются социально значимые качества личности и свойственные ей оценочные критерии [10, с. 288].

Исследования показывают, что более 2/3 несовершеннолетних преступников воспитывались в неполных семьях либо в семьях, где постоянно происходили ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство и разврат, где они подвергались насилию. Каждого восьмого-десятого рецидивиста, вставшего на преступный путь в раннем возрасте, в пьянство и совершение преступлений вовлекли родители, старшие братья, близкие родственники.

Семья, бытовое окружение во многих случаях влияет на возникновение и развитие у подростков таких психических аномалий, как психопатия, невропатологические реакции (крикливость, плаксивость, капризность), заболевания алкоголизмом, наркозависимость, понижение уровня интеллекта и т. п. В настоящее время указанные аномалии обнаруживаются у каждого седьмого-десятого несовершеннолетнего преступника. Однако следует сказать, что такие аномалии – чаще всего (80–85% случаев) – результат не наследственности, а условий жизни, воспитания подростков.

В наиболее сложном положении в настоящее время находятся дети и подростки из неблагополучных семей, где несовершеннолетние получают пример аморального образа жизни, приобретают негативные личностные качества, усваивая нормы поведения старших членов таких семей.

Разводы супругов, рождаемость вне брака – причина рост количества неполных семей, которые в нашей стране составляют значительную долю. В подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдов [1, с. 284 – 285].

Негативные последствия воспитания и формирования отклоняющегося поведения подростка связаны с отсутствием в семье отца. В исследованиях Ю.М. Антоняна, М.И. Еникеева, В.Е. Эминова группы подростков, совершивших корыстные преступления, показано, что «причиной их включения в антиобщественные группы послужило либо отсутствие отца, либо отсутствие доверительных отношений с ним. Образовавшийся эмоциональный вакуум в семье заполнялся отношениями не просто в неформальной группе сверстников, а в группе, где лидировали лица старших возрастов, демонстрировавшие свою физическую силу, уверенность, умение разрешать конфликты силовым путем [2, с. 207 ].

В воспитании подростка определяющим является социально-психологический климат в семье, психолого-педагогическая культура родителей, нравственная направленность семьи как социального института.

В криминологической литературе в последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что главной причиной преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Конечно, все это влияет и на взрослую преступность, однако стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, ибо во все времена несовершеннолетние были и остаются наиболее уязвимой частью общества. Уязвимость заключается в том, что отличающие несовершеннолетних особенности (неустоявшаяся психика, не сформированная до конца система ценностей) делают их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее.

Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают делать деньги и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления. Несовершеннолетние активно участвуют в рэкете, незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности.

К условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних. К сожалению, в настоящее время наблюдается фактическое бездействие общественно-государственных структур, призванных осуществлять воспитательную и профилактическую работу с подростками (комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; органов управления социальной защитой населения; управления образованием, опеки и попечительства, по делам молодежи, управления здравоохранением, службы занятости). Существенные недостатки имеются в деятельности правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел, по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Как уже отмечалось, преступность несовершеннолетних имеет высокую латентность, и некоторые исследования показывают, что еще до первого осуждения подростки успевают совершить несколько преступлений. Это создает атмосферу безнаказанности. Не обеспечивается неотвратимость наказания – важнейшее средство предупреждения преступного поведения [6, с. 172-175].

Преступность несовершеннолетних при значимых масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Для этого следует постоянно совершенствовать формы и способы работы правоохранительных органов, обеспечивать подобающим образом их приоритетное кадровое пополнение и материально-техническое снабжение. В решении данных задач принципиальная роль принадлежит мерам общей и индивидуальной профилактики, применяемым правоохранительными органами в целях устранения обстоятельств и условий, способствующих преступлениям несовершеннолетних. Эффективность данной деятельности в значительной степени зависит от того, как данные меры базируются в действующем законодательстве во взаимосвязи с психологией и педагогикой [1, с. 380].

Характер и содержание преступности неодинаковы в различные периоды развития общества. Изменчивость преступности четко отражается и в истории уголовного законодательства России. Сегодняшнее состояние преступности таково, что нас тревожит не столько ее рост, сколько те тревожные тенденции, которые происходят в ее качественных характеристиках. Прежде всего это дерзость, масштабность и квалифицированность действий преступников; эскалация криминального насилия; сращивание отечественных и зарубежных криминальных структур; глобальное проникновение криминала в экономику страны.

В структуре преступности устойчиво доминируют тяжкие и особо тяжкие преступные посягательства, удельный вес которых приближается
к 58%; покушения на убийство, умышленное убийство, где достаточно высока доля заказных. Тревожит стремительный рост наркомании и наркопреступности, которая за последние пять лет возросла в шесть раз [5].

Борьба с преступностью в среде несовершеннолетних представляет собой одно из ведущих направлений всей борьбы с преступностью. Эффективное предупреждение преступлений несовершеннолетних во взаимодействии с уголовно-правовыми мерами воздействия на лиц, их совершающих, является существенным условием охраны нравственного здоровья подрастающего поколения, устранения помех в формировании правильной жизненной позиции членов общества, вступающих в самостоятельную жизнь. Преступность несовершеннолетних в значительной мере зависит от состояния борьбы с ней и уровня социального контроля со стороны государства, семьи, воспитательных учреждений, общественности за времяпровождением подростков.

Структура преступности несовершеннолетних характеризуется следующими особенностями:

Характеризуя социальные причины и условия преступности несовершеннолетних, следует выделять внешние и внутренние их составляющие, т.е. те же социально негативные явления и процессы, детерминирующие (обуславливающие) преступность и преступления в целом. Внешние причины обуславливаются состоянием общегосударственного социального развития, внутренние, напротив, проистекают из психологических особенностей личности.

Вместе с тем следует отметить, что мотивация преступности несовершеннолетних по содержанию и объему несколько ограниченней, чем у взрослых, и более отмечена определенными признаками инфантилизма. Здесь мы имеем в виду, что у несовершеннолетних отсутствует мотивация служебной корысти, профессиональной небрежности, несколько ограничены аспекты семейно-бытовой агрессивности.

Социально-бытовая неустроенность приводит сегодня к раннему взрослению несовершеннолетних. Рамки стереотипа воспитания взрослости претерпели некоторую корректировку в сторону снижения летоисчисления (12-14 лет). Быть взрослым на самом деле и казаться им - далеко не одно и то же для любого несовершеннолетнего. Наступает момент социально-психологической ломки, повышается агрессивность, конфликтность личности, возрастает ложная самостоятельность.

Следует помнить, что при этом у молодых людей бурно формируется чувство протеста, связанное с тем, что несовершеннолетние больше других возрастных групп страдают от социальной и экономической нестабильности. Особые травмы психики несовершеннолетним наносит моральная обстановка в стране. Сегодня потеряны необходимые ориентации в ценностях и идеалах: старые разрушены - новые не созданы. Подростки теперь не только не знают, во что верить, но и считают, что большинство взрослых обычно говорят неправду. У многих подростков сформировалось убеждение в том, что сегодня каждый живет только для себя, изворачиваясь и обманывая другого. В формировании таких взглядов особенно преуспели средства массовой информации, а также создатели кино- и телефильмов, заполненных сценами обмана, насилия, порнографией. Утвердившуюся государственную ложь особенно остро переживают дети. Речь идет прежде всего о доверии к миру в целом со стороны растущего поколения.

Для полноты понимания социальных причин преступности несовершеннолетних следует рассмотреть некоторые социальные аспекты жизни российского общества.

Первый аспект - демография и здоровье детей. В России проживает около десяти миллионов детей в возрасте до 18 лет, или 26,7% от общей численности населения страны. Уровень рождаемости за последние 5-
6 лет на 32% ниже уровня 1987 года. Смертность превышает рождаемость примерно на 10-12%, что привело в большинстве регионов страны к естественной убыли населения. В своем Послании к Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин отметил: «Россия - это прежде всего люди… Их благополучие и достойная жизнь - главная задача власти. Однако сегодня в нашем доме далеко до комфорта. Еще очень многим трудно растить детей, обеспечивать достойную старость своим родителям. Нас, граждан России, из года в год становится все меньше и меньше. Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тыс. человек. И если верить прогнозам, а прогнозы основаны на реальной работе, реальной работе людей, которые в этом разбираются, этому посвятили всю свою жизнь, уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 млн. человек. Я прошу вдуматься в эту цифру: седьмая часть населения страны. Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Сегодня демографическая ситуация одна из наиболее тревожных [6].

По данным Российской Академии образования, за тридцать последних лет количество абсолютно здоровых детей (не болевших ни разу в течение года) сократилось с 37% до 17%. Отмечается также рост хронических нервно-психических заболеваний среди молодых людей. Так, у 79,6% подростков 15-17 лет выявлены разного рода невротические расстройства, а у 11,4% обнаружены признаки умственной отсталости. Практически каждый третий обучающийся в общеобразовательной школе испытывает затруднения в учебе в связи с нервно-психическими заболеваниями [7, с. 59].

Данная проблема требует сегодня особого подхода. Аномалия психики - это врожденное или приобретенное функциональное или органическое изменение головного мозга, которое, отражаясь на различных сторонах психической деятельности субъекта, влияет на содержание и характер его социального поведения, в том числе и на формирование и общественно опасного поведения. Опасное для общества действие может совершать как вменяемый, так и невменяемый человек, как при полном сознании, так и при абсолютном непонимании его существа и содержания. Современная юридическая наука и психиатрия разграничивают несколько категорий состояния и поведения лиц, совершивших поступки, объективно опасные для общества. Из психологически неполноценных несовершеннолетних преступления совершают лица с врожденной умственной отсталостью - олигофрены, психопаты и подростки, страдающие эпилепсией.

Второй аспект - семья.В сегодняшней России свыше трех миллионов семей являются неполными, в них воспитывается около 4,5 млн. детей. Каждый четвертый брак распадается на первом году. Материнская смертность при родах в 2,5 раза выше, чем в среднем по Европе. Примерно
500 тыс. детей остаются в семье без одного родителя. В России больше сирот, чем в развитых странах. Более 100 тыс. ребятишек воспитываются в детских домах и приютах [8].

Следует признать, что в сегодняшнем российском обществе наличествует серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Речь идет о том, что качественные изменения макросреды сопровождаются и деформацией важнейшей ячейки общества - семьи, которая просто перестала выполнять такие важнейшие функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Имеется в виду то, что в семьях имеет место жестокое обращение с подростками, связанное с различными видами наказаний, в том числе и физических. С другой стороны, принуждение к послушанию у одних родителей соседствует с полным отсутствием интереса к потребностям ребенка либо переоцениванием или недостаточным контролем за ним - у других. В результате у подростков проявляется неразвитость нравственных представлений, потребительская ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения.

Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях, как и в системе формальных и неформальных отношений с миром взрослых, обуславливает возникновение отчужденности, грубости, стремления делать все назло, вопреки воле окружающих, что создает объективные предпосылки для неповиновения, разрушительных действий и противоправных поступков.

Острота и длительность ломки и перестройки прежних отношений к окружающему миру и к самому себе приобретают форму психологического кризиса. Данный кризис сопровождается и обостряется кризисом в системе воспитания подростка, когда сталкиваются устаревшие его формы и потребности растущего человека в самореализации.

Третий аспект - образование и воспитание. Следует признать, что целенаправленное педагогическое воздействие на детей ослаблено по всем направлениям. За последние десять лет сократился объем ввода новых школ, практически прекратили работу вечерние школы, закрываются ведомственные дошкольные учреждения.

Важно видеть и то, что все подростки возраста 11-15 лет в основном находятся на иждивении родителей (или государства), их ведущей деятельностью остается учеба. Посему социальный статус подростка в принципе не отличается от детского. Противоречивость же этого возраста объясняется не только психологическими факторами, но и биологическими и социальными. Беда заключается в том, что психологическое новообразование - чувство взрослости - вызывает к жизни новый уровень притязаний, зачастую предвосхищающий будущее положение, которого подросток фактически еще не достиг. Это, в свою очередь, вызывает повышенную конфликтность, сопровождаемую социальной и личностной неопределенностью. Социальную адаптацию могут затруднять различные нервно-психологические заболевания, отклонения, акцентуации. (Советский психиатр А.Е. Личко определил и выделил акцентуацию характера как крайний вариант его нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены.)

Непродуманность вовлечения детей в различные секты и школы религиозного и околорелигиозного толкования не только отодвигает подростков от истинной веры в бога, но и формирует в их душах готовность к фанатичному жертвованию собой ради какой-то цели, которая далеко не радикальна по своему содержанию.

Четвертый аспект - материальный уровень жизни. Новизна современной ситуации, естественно, не может не влиять на умонастроение масс, особенно тех групп населения, которые только начинают втягиваться в самостоятельную жизнь - на подрастающее поколение. Не имея четких нравственных ориентиров, несовершеннолетние отдают предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпровождению, погоне за удовольствиями, исповедуют культ личности. Преступность несовершеннолетних увеличилась примерно вдвое за последние 10-12 лет. Мотивы преступлений в своей массе связаны с плохим материальным положением, стремлением удовлетворить неотложные жизненно важные потребности. Сегодня решение молодым человеком проблем собственной самореализации и поиск своего пути в новых социально-экономических условиях довольно часто сопровождается ориентацией на ускоренное продвижение при прогрессирующей в то же время неадаптивности. Особенно это характерно для подростка 14-15 лет, когда он начинает, порой вынужденно, совершать социально значимые поступки.

Социально-криминологическая характеристика преступности среди несовершеннолетних за 1998 и 1999 годы выглядит так:

Читайте также: