В справочных правовых системах используются какие базы данных гипертекстовые

Обновлено: 02.07.2024

Правовые базы данных впервые начали появляться за рубежом в конце 60-х, одновременно с развитием компьютерных информационных технологий. Первоначально они представляли собой электронные каталоги - картотеки, содержащие подробные реквизиты печатных изданий, содержащих правовую информацию (например - система CREDOC, Бельгия).

Наиболее известна американская компьютерная правовая система LEXIS (DATA Corp.), впервые предоставившая не только тексты документов, но и дополнительную информацию к ним, а так же давшая возможность поиска информации по контексту и датам. Оказалось, что спрос на подобные системы огромен, и к середине 70-х, появилась система Westlaw.

В настоящее время справочные правовые системы существуют во всем мире (США- WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS, Великобритания - INFOLEX, PRESTEL, POLIS, Германия - JURIS, Франция - IRETIV, Финляндия - FINLEX, и др.).

ГАРАНТ появилась в конце 1990 года. В системе ГАРАНТ впервые была применена гипертекстовая технология представления правовой информации в компьютерной форме и реализован поиск документов по словосочетаниям, встречающимися в текстах, ускоренный контекстовый поиск, позволяющий находить документы по словам, произвольно вводимым с клавиатуры, с возможностью прямого вхождения в текст документа в месте нахождения искомого слова (словосочетания).

1. Технологии создания, хранения и юридической обработки правовой информации

Компьютерная справочная правовая система(СПС) – это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации (производить поиск конкретных документов или их фрагментов, выводить информацию на печать и т.д.).

То есть СПС – это банк данных, содержащий базы данных с различной правовой информацией.

Все документы, поступившие из официальных источников опубликования, перед подключением в систему проходят предварительный юридический анализ, создание электронных копий, корректорскую правку, юридическую обработку и юридическую проверку. Они сопровождаются дополнительной аналитической информацией, которая позволяет получить целостную картину правового регулирования интересующего вопроса. Каждому новому документу находится место в системе уже существующих за счет выявления прямых и косвенных связей между документами и содержащимися в них правовыми нормами. Ежедневно весь информационный банк приводится в соответствие с текущими изменениями в законодательстве. Гипертекстовая структура информационного банка превращает действующее законодательство в наглядную и удобную для работы систему.

В процессе предварительной юридической обработки создается справка, содержащая все реквизиты документа: полное название документа, его номер, наименование принявшего органа, дату принятия, номер и дату регистрации в Министерстве юстиции, порядок вступления в силу, перечень официальных публикаций, гипертекстовый список всех изменений, информацию о действии документа. Расставляются явные ссылки на упомянутые в исходном тексте документы, и в их тексты вносятся необходимые изменения. Последующий юридический анализ выявляет скрытые взаимосвязи и противоречия между новым документом и информационным банком.

Документ подключается к тематическому рубрикатору, при этом осуществляется классификация документов по нормам права и по основному рубрикатору системы. Проводится анализ правовых норм документа, для его включения в поиск по ситуации. Юрист-разработчик выявляет в документе все места, несущие какую-либо ценную информацию и формулирует смысл этих норм применительно к жизненным ситуациям. Выбирая в предложенном словаре ту ситуацию, которая интересует пользователя, он находит все нормативные акты, которые регламентируют данную ситуацию, попадая сразу в нужное место документа. Затем проводится актуализация информационного банка системы, в соответствии с внесенными изменениями в информационный банк. Кроме того, разработчиками пишутся комментарии к документу. Комментарии в тексте документа можно разделить на следующие группы:

О внесении изменений.Вносятся, когда в текст документа были внесены изменения и дополнения. Наличие таких комментариев позволяет, всегда пользуясь актуальной редакцией документа, иметь возможность проверить правильность этой редакции и, при необходимости, быстро посмотреть предыдущую редакцию той или иной нормы;

Информационные. Вносятся, если о данном вопросе говорится в других документах. Наличие ссылок позволяет быстро обратиться к этим документам;

Выявляющие противоречия;

Комментарии, выявляющие разночтения документа в разных источниках и выявляющие опечатки.

В СПС используется гипертекстовая технология представления информации, позволяющая мгновенно переходить по ссылкам на другие нормативные акты или разделы текущего документа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретический материал. Может быть использован студентами СПО.

Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) — класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Подкрепленные нормативными документами, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.

Существенно повышают производительность юристов, бухгалтеров, аудиторов, руководителей организаций при решении правовых вопросов.

В настоящее время на рынке справочных правовых систем работает довольно много компаний-создателей СПС и очень большое число сервисных фирм, осуществляющих поставку и текущее обслуживание компьютерных правовых систем. Наиболее известны в России следующие системы и разработавшие их компании:

· "Консультант Плюс" (компания "Консультант Плюс");

· "Гарант" (Научно-производственное предприятие "Гарант-Сервис");

· "Кодекс" ("Центр компьютерных разработок");

· "Референт" (фирма "Референт-Сервис").

В числе систем, созданных государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует прежде всего назвать:

· "Эталон" при Министерстве юстиции РФ;

· "Система" при ФАПСИ.

Кроме того, на российском рынке представлены такие системы, как:

· "ЮСИС" (фирма "Интралекс");

· "Юридический Мир" (издательство "Дело и право");

· "Ваше право" и "Юрисконсульт" (фирма "Информационные системы и технологии");

· системы "1С: Кодекс", "1С: Гарант", "1С: Эталон" (фирма "1С");

· система "Законодательство России" (Ассоциация развития банковских технологий).

СПС Консультант Плюс появилась в 1992 году и в настоящее время является одной из самых популярных справочно-правовых систем. Сервисные центры обеспечивают ежедневное обновление информационной базы СПС.

Имея договоры с основными законодательными органами об обмене правовой информацией, обеспечивает оперативное пополнение правовых документов в базу системы.

7.3. Справочно-правовые системы

7.3.1. Краткая характеристика российских СПС

Справочно-правовые системы (СПС) – разновидность документальных информационно-поисковых систем, предназначенная для правового обеспечения деятельности специалистов. Необходимость создания и использования таких систем обусловливается наличием огромного количества нормативных и иных правовых документов, регламентирующих политическую, экономическую и социальную сферы. Например, на пополнение СПС “КонсультантПлюс” ежемесячно поступает до 8000 документов [2]. При этом нормативно-правовое пространство Российской Федерации представляет собой многоуровневую систему документов. Так, первый, верхний, уровень этой системы образуют международные акты. Второй составляют законы, обладающие высшей юридической силой. К числу таких можно отнести Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы. Третий уровень этой системы формируют подзаконные акты федерального уровня (указы Президента, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы и инструкции министерств и ведомств), а четвертый – правовые акты субъектов Российской Федерации.

Эти обстоятельства породили рынок СПС, где работает достаточно много компаний – разработчиков систем и очень большое число сервисных фирм, осуществляющих поставку и текущее обслуживание СПС. Так, можно назвать следующие продукты и разработавшие их компании:

– КонсультантПлюс (АО “Консультант Плюс”);

– ГАРАНТ (НПП “Гарант-Сервис”);

– “Кодекс” (Центр компьютерных разработок);

– ЮСИС (фирма “Интралекс”);

– “Референт” (ЗАО “Референт-Сервис”);

– “Юридический Мир” (издательство “Дело и право”);

– “Ваше право” и “Юрисконсульт” (фирма “Информационные системы и технологии”);

– “1С:Кодекс”, “1С:Гарант”, “1С:Эталон” (компания “1С”);

– “Законодательство России” (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие.

Кроме того, для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств несколько систем аналогичного назначения было создано государственными предприятиями. К их числу относятся следующие СПС:

– “Эталон” (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);

– “Система” (НТЦ “Система” при ФАПСИ).

Степень распространенности продуктов той или иной компании на российском рынке колеблется в широком диапазоне, однако с большой степенью достоверности среди лидеров можно назвать системы КонсультантПлюс и ГАРАНТ. Эти справочные правовые системы используют современные информационные технологии создания и ведения баз данных и обладают существенными достоинствами, к числу которых можно отнести:

– возможность компактно хранить большие объемы информации;

– возможность быстрого поиска нужных документов или их фрагментов в огромных массивах данных;

– возможность с высокой скоростью передавать информацию по телекоммуникациям на любые расстояния.

Сравнительный анализ СПС и, в первую очередь, наиболее распространенных из них, позволяет утверждать, что они отличаются:

– графическими интерфейсами, более или менее удобными для профессионального пользователя;

– глубиной и точностью классификации документов;

– способом обновления баз данных;

– возможностью формирования частных баз данных профессиональным пользователем;

7.3.2. Методы поиска в СПС

Несмотря на большое количество СПС и их различия, общим для всех них является то, что основной информационной единицей баз данных, входящих в их состав, является документ. Любой нормативный акт представлен текстом этого документа и вспомогательной, дополнительной, служебной информацией, часто называемой реквизитами документа: номер, дата принятия, вид документа и пр. Как правило, различают две группы реквизитов:

– поисковые, используемые при организации доступа к документам;

– справочные, содержащие сведения, необходимые для работы с документом.

– по реквизитам документа;

– по специализированным классификаторам;

Каждый метод поиска имеет свои достоинства и недостатки, которые обусловливают преимущества и ограничения при их использовании. Поэтому наилучший результат обеспечивается сочетанием различных методов поиска. Рассмотрим подробнее основные методы доступа к документам, составляющим информационно-поисковое пространство справочно-правовых систем.

7.3.2.1. Поиск по реквизитам документа

Это наиболее простой и удобный метод поиска. Данный метод доступа используется, если известен больший или меньший набор реквизитов, таких, как: тип документа; орган, его издавший; дата принятия; номер документа и т.п. Очевидно, что он применим только в тех ситуациях, когда точно известны реквизиты конкретного документа. С целью облегчения процесса создания запроса для поиска по реквизитам в СПС имеется шаблон с полями, значения которых заполняются пользователем (рис. 7.7).

Часто невозможно точное указание реквизитов, например из-за незнания их. При этом не исключается возможность доступа к документу. В этом случае неоднозначное указание реквизитов или пропуск при создании запроса одного или нескольких из них приведет к увеличению списка документов в выдаче.

Важно понимать, что чем полнее и точнее заданы реквизиты, тем короче полученный список документов, из которых пользователю приходится делать выбор.

7.3.2.2. Поиск с использованием тематического классификатора

Как правило, основная проблема при поиске заключается в том, что в большинстве реальных ситуаций чаще всего требуется найти документы, точные реквизиты которых заранее неизвестны. Другими словами, нужно найти документы, зная только общий смысл проблемы.

Для организации такого поиска при создании баз данных в состав реквизитов документа включаются данные, позволяющие отнести документ к той или иной рубрике тематического классификатора. Это означает, что при обработке документа перед его включением в состав базы данных эксперт должен поставить в соответствие элементу информационного массива (документу в целом или его части) определенный элемент классификатора, т.е. таким образом указывается определенная рубрика. После такой обработки пользователь может выбрать интересующую его рубрику и получить всю подборку документов или их частей, которые были предварительно отобраны экспертом.

Чаще всего в основе таких классификаторов лежит предмет правового регулирования, “тема” документа. При этом классификатор представляет систему юридических понятий (рубрик и ключевых слов), отражающих содержание документов, составляющих информационный массив.

Как правило, классификаторы имеют иерархическую структуру от общего к частному. Число уровней тематического классификатора может быть различным. От глубины иерархии зависит точность выбора списка искомых документов (рис. 7.8).

Основная проблема при использовании специализированных классификаторов для поиска документов состоит в том, что предварительная обработка документов осуществляется “вручную”, т.е. документы рубрицируются специалистами компаний – разработчиков СПС. Разумеется, такая работа не может полностью исключать ошибок или субъективного подхода при рубрикации.

7.3.2.3. Поиск по содержанию документа (контекстный поиск)

Этот вид поиска основан на автоматической обработке текста и используется, когда затруднено отнесение документа к тому или иному тематическому разделу и неизвестны его реквизиты. При таком поиске осуществляется автоматический перебор всего массива документов и выбор всех тех документов, где это слово встречается.

На основе полнотекстового поиска могут быть реализованы различные способы формирования поисковых запросов. Простейшим запросом является следующий: найти все документы, содержащие одно слово, например БУХГАЛТЕР. Более сложным вариантом запроса является запрос на поиск всех документов, содержащих два слова, например ГЛАВНЫЙ и БУХГАЛТЕР. Если эти два слова соединены логическим условием И. то будут отобраны только те документы, в которых есть одновременно оба слова. Если указаны два слова, соединенные логическим условием ИЛИ, то будут отобраны документы, в которых есть хотя бы одно из этих слов. Логические выражения могут быть еще более сложными.

Основное преимущество полнотекстового поиска состоит в том, что он не зависит от субъективных мнений или ошибок специалистов-разработчиков и всегда по любому слову дает возможность получить полный и абсолютно точный список документов, где встречается искомое слово. Ничего не будет забыто и пропущено.

Естественно, что у данного метода поиска имеются и свои недостатки. Во-первых, полученный список будет содержать “шум”, т.е. документы, где искомое слово используется не в нужном контексте и т.п. Во-вторых, не будут найдены такие документы, в которых встречаются синонимы данного термина.

Как правило, в СПС представлены два способа такого поиска:

– доступ по ключевым понятиям с использованием словаря терминов;

– поиск документов, содержащих произвольно заданные понятия.

Первый способ основывается на выборе ключевого для поиска термина из представленного в системе словаря. Обычно используются многоуровневые, иерархические словари, в которых ключевое понятие каждого уровня раскрывается с помощью уточняющих понятий. Использование словаря не только убыстряет доступ к документам, избавляя от набора с клавиатуры ключевых слов, но и повышает надежность доступа, так как зачастую обычная грамматическая ошибка при наборе ключевых слов делает невозможным доступ к документам.

Второй способ контекстного поиска обычно используется, если ключевые слова не удалось подобрать в словаре терминов. В качестве ключевых понятий в этом случае могут быть заданы слово, словосочетание (слова разделяются пробелом), основа слова.

7.3.2.4. Дополнительные сервисные возможности современных СПС

В современных СПС реализован еще один метод поиска документов – поиск по ситуации (в СПС “КонсультантПлюс” – этот инструмент получил название “Правовой навигатор”). Этот метод целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо найти основные документы по какой-либо правовой проблеме. В этом случае для создания запроса СПС предоставляет пользователю алфавитно-предметный указатель, состоящий из ключевых понятий. Этот указатель размещается в правой части диалогового окна. Близкие по своей сущности ключевые понятия объединены в группы. Перечень групп отображается в левой части окна (рис. 7.9, 7.10). Такая двухуровневая структура облегчает процесс создания запроса.

Программные технологии высокого уровня, которые использованы в СПС, включают некоторые очень полезные сервисные инструменты, кроме непосредственного поиска документов. К их числу можно отнести:

– возможность создавать собственные постоянные подборки документов по какой-либо проблеме (так называемые папки документов). При этом поиск возможен как по всей базе, так и по конкретным папкам. Пользователи, работающие на различных компьютерах, могут обмениваться такими папками. Это позволяет организовать коллективную работу нескольких специалистов над общей проблемой;

– возможность ставить закладки в тексте, что удобно при работе с большими документами;

– наличие гипертекстовых связей между документами, позволяющих нажатием одной клавиши переходить из одного документа в другой;

– экспорт документов в текстовый редактор Microsoft Word.

Наличие всех этих возможностей делает современные СПС весьма полезным инструментом, необходимым для квалифицированного решения профессиональных задач практически во всех сферах деятельности.

Вместе с тем следует отметить, что объём современной правовой информации имеет тенденцию к неуклонному росту и постоянному изменению, что, в свою очередь, актуализирует проблемы, связанные с совершенствованием процесса её систематизации. Это относится и к информации, содержащей управленческие решения.

Высшие органы исполнительной власти регионов, наряду с другими органами власти субъектов и государства в целом, неизбежно сталкиваются с тем, что при определённых объёмах правовой информации, помимо её сохранения и распространения, остро возникает вопрос упорядочения, систематизации правовых документов. Систематизация массива создаваемых в процессе управленческой деятельности высших органов исполнительной власти субъектов Федерации правовых документов необходима, в первую очередь, для обеспечения доступности документов, удобства пользования ими, устранения устаревших, коллизионных правовых норм.

До недавнего времени процесс учёта и поиска правовой информации в высших органах исполнительной власти на региональном уровне проводился в основном вручную. Для учитываемых нормативных правовых документов определялся список тематических вопросов, по которым должен осуществляться поиск необходимой информации. По тематикам строился специальный рубрикатор (тематический классификатор), в соответствии с которым анализировались все учитываемые документы.

Создавалась картотека на бумажных носителях. Она подразумевала, что для каждого управленческого правового документа составлялась специальная карточка, в которой фиксировались его реквизиты. Затем заполненные карточки размещались по рубрикам принятого рубрикатора, что в дальнейшем позволяло осуществлять тематический поиск документов.

Однако с развитием компьютерной техники и созданием автоматизированных информационных систем (АИС) начинается активный процесс усовершенствования технологий поиска правовой информации.

В настоящее время при осуществлении учёта и систематизации правовых документов, при необходимости получения определённой правовой информации важным инструментом становятся различные виды информационно-поисковых систем и информационно-справочных систем2.

Под автоматизированной информационно-справочной системой понимается автоматизированная информационная система, предназначенная для сбора, систематизации, хранения и поиска правовой информации по запросам пользователей.

Консультант Плюс

Гарант

― поиск по реквизитам

― поиск по словарю

― поиск по реквизитам

― поиск по ситуации

― поиск по источнику опубликования

― поиск по толковому словарю

Правовая поддержка online на официальном сайте

Работа с документом (возможности и средства обработки)

Постановка документа на контроль

Гипертекстовые ссылки в документах (назначение и использование)

Виды связей между документами

Создание фильтров для уточнения списков

Списки документов (возможности и средства обработки)

Электронные папки в правовой системе (назначение, структура, использование)

Создание собственных ссылок

Операции над папками (списками)

Возможности передачи информации из правовой системы по сети

Внедрение и использование в деятельности высших органов исполнительной власти регионов автоматизированных информационных систем хранения правовых документов обладает целым рядом преимуществ по сравнению с уже устаревшими традиционными бумажными картотеками.

Во-первых, учитывая то обстоятельство, что современные АИС предоставляют возможность хранить и обрабатывать большие информационные фонды, состоящие из десятков тысяч правовых документов, а достаточно высокая производительность современной техники и наличие в АИС определённых метаданных (атрибутов поиска) позволяют свести поиск необходимого документа к нескольким минутам, то можно вывести основной плюс использования данных систем ― оперативность получения требуемой информации. Поскольку работа с правовыми документами в высших органах исполнительной власти субъектов РФ ― неотъемлемая часть их управленческой деятельности, и зачастую возникает необходимость в быстром поиске определённого документа, то указанное преимущество можно назвать превалирующим.

Во-вторых, преимущество автоматизированных информационно-справочных правовых систем неоспоримо в случаях, когда требуется проведение анализа связей между различными правовыми документами. Так как данная работа достаточно кропотливая, если её проводить вручную, то она значительно упрощается благодаря наличию во многих современных АИС гипертекстовых ссылок между документами.

В субъектах Федерации в настоящее время ведётся активная работа по размещению на официальных интернет-сайтах высших органов исполнительной власти массива издаваемых управленческих документов, содержащих правовые нормы, и формированию автоматизированных информационно-поисковых систем по данной категории документов. Данный аспект представляет особый интерес для исследования, поскольку затрагивает в том числе и права граждан (пользователей) на доступ к необходимой правовой информации. Законодательного закрепления основных принципов построения ИПС по правовым документам и организации её функционирования на данный момент нет, поэтому регионы при осуществлении работы по формированию ИПС опираются в первую очередь на поисковую систему по законодательству России, представленную на официальном интернет-портале правовой информации3.

В рамках данной статьи проведём сравнительный анализ официальных интернет-сайтов некоторых субъектов РФ по организации поиска правовых документов по определённым критериям (см. табл. 2).

Таблица 2 ― Сравнительный анализ атрибутов карточки поиска правовых документов на официальных сайтах высших органов исполнительной власти субъектов РФ

Критерии сравнения (по атрибутам расширенного поиска и возможностям)

Красноярский край

Саратовская область

Республика Карелия

Магаданская область

Наименование вида документа

Принявший орган

Принявший субъект

Есть возможность выбора уровня искомого документа: федеральный, региональный, муниципальный, внутренний (локальный)

Дата

Указаны даты принятия и опубликования документа

Указана дата принятия

Указана дата принятия

Регистрационный номер

Заголовок к тексту

Подписи

Публикации в официальных изданиях

Состояние

Ключевые слова

Наличие текста

Имеется (прикреплен в PDF -формате к найденным документам)

Возможность сортировки отобранного результата

Возможность интеллектуального поиска документов (поиска по корню слова, с учётом морфологии русского языка)

Наличие выпадающего списка к атрибутам поиска

(в качестве подсказки)

Имеется, но не ко всем атрибутам поиска

Имеется, но не ко всем атрибутам поиска

Имеется ко всем атрибутам поиска

Наличие дополнительных атрибутов поиска (для региональных сайтов)

*Банки данных по нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации формируются в пределах определённого субъекта (т. е. включают в себя только принятые на территории конкретного региона правовые документы)

Анализируемая система обладает следующими преимуществами в части методов поиска документов:

Наличие возможности интеллектуального поиска правовых документов

― когда неизвестны точные атрибуты документов (номер, название, дата принятия и т. д.) или имеются отрывочные данные о них;

― когда требуется получить как можно больше документов по определённой проблеме.

Для осуществления данного вида поиска необходимо ввести запрос на интеллектуальный поиск в поле ввода текста запроса на навигационной панели. При поиске система автоматически отбросит слова, которые не содержатся в базе данных. Не будут также учитываться шумовые слова (предлоги, союзы и т. п.), знаки препинания и окончания слов.

При просмотре документов из списка слова, которые входили в поисковый запрос, будут выделены в тексте цветом.

Возможность расширенного (атрибутного) поиска документов

За списком атрибутов в карточке поиска документам расположено поле для выбора атрибута, по которому будут отсортированы полученные документы.

Наличие поиска новых документов

Возможность поиска по ситуации

Поиск по ситуации ― поиск ответа на типовую юридическую ситуацию. Данный вид поиска необходим, когда требуется подробная аналитическая юридическая справка с перечнем правовых документов, документов судебной практики, комментариев, образцов документов, подобранных в соответствии с темой ситуации.

Таким образом, на практике внутренние ИПС по правовым документам в правительствах регионов обладают более расширенными функциональными возможностями поиска по документам. Это во многом обусловлено тем, что в данных системах непосредственно работают специалисты структурных подразделений, которым для выполнения конкретного управленческого функционала необходима более полная информация о них. Тем не менее у целого ряда данных систем есть существенный недостаток, который выражается в отсутствии прикреплённых к найденным в результате поиска правовым документам их электронных образов. В результате сотрудники, работающие с документами, не имеют возможность увидеть все обязательные элементы их оформления, свидетельствующие о соблюдении процедуры их подготовки и обеспечивающие юридическую силу.

В целом анализ информационно-поисковых систем по управленческим правовым документам на официальных сайтах высших органов исполнительной власти субъектов Федерации позволил сделать следующие выводы.

В настоящее время высшие исполнительные органы власти регионов предоставляют пользователям на своих официальных сайтах возможность поиска интересующих правовых документов через автоматизированные информационно-поисковые системы. В качестве основного атрибута поиска правовых документов (признака классификации) используется поиск по наименованию вида документа, то есть номинальный (видовой) признак классификации является основным.

Помимо указанного атрибута, весьма распространена возможность поиска правовых документов по регистрационным номерам. Однако в настоящее время подобный вариант может быть использован только при знании даты документа, то есть при наличии ещё одного классификационного признака ― хронологического, поскольку регистрационный номер не является уникальным, так как представлен лишь порядковым номером правового документа конкретного вида в рамках календарного года (но не индексом).

В этой связи в качестве основного принципа индексации правовых документов, помимо номинального, целесообразно использовать предметно-вопросный (тематический) признак, в результате чего регистрационный индекс может включать не только условное обозначение наименования его вида, но и обозначение соответствующего направления правового регулирования в соответствии с Классификатором правовых актов4 и порядкового (учётного) номера документа в рамках этого тематического направления.

Таким образом, анализ организации формирования и функционирования ИПС высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации позволяет констатировать, что, с одной стороны, работа по автоматизации процессов работы с правовыми документами в субъектах вполне соответствует современным тенденциям, а с другой ― требуется принципиально новый взгляд на исследуемую проблему, так как на сегодняшний день в сфере автоматизации поисковых систем в регионах существуют определённые противоречия. Представляется, что результативность систематизации правовой информации во многом зависит от разработки научно обоснованной, логически завершённой системы классификации правовых документов.

2 Филатова Л.В. Вопросы систематизации законодательства в учётной деятельности органов государственной власти // Юридический мир. 2013. № 2.

Успешно изучив материал, Вы будете знать :

виды и формы проявления информации;

роль БД в юридической деятельности;

технологии разработки правовых поисковых систем и направления их развития;

методы оценки эффективности поиска;

СПС, представленные на российском и зарубежных рынках и критериях их выбора;

После изучения данной темы Вы будете уметь :

составлять запросы на информационный поиск, используя разные возможности поиска;

оценивать точность полученной информации;

использовать сервисные возможности СПС для решения правовой задачи;

использовать возможности ЛВС для группового решения проблемы.

После изучения материала Вы будете обладать навыками :

Интеллектуальные поисковые системы

Позитивная и негативная избыточность правовой информации

Естественный язык запроса

Одним из важных вопросов при решении задач в области юриспруденции является поиск нормативной и ненормативной документированной информации, связанной с решаемой проблемой.

Поиск нужных документов осложнен многими факторами .

Постоянно растет количество документов, т.к. они непрерывно образуются в результате правотворческой и правоприменительной деятельности.

Местные и ведомственные нормативные документы не печатаются в центральной прессе, поэтому трудно отследить их обновление или изменение.

Россия входит в международное информационное пространство, поэтому необходимо учитывать законодательства зарубежных стран и международные соглашения.

Огромный объем ненормативной правовой информации, связанный с расследованием преступлений и антитеррористической деятельностью. Эта информация содержит не только текст, но и изображения, звук и др.

Часть правовых документов имеют ограниченный доступ.

Для компактного хранения, направленного поиска и защиты больших массивов информации используются базы данных (БД) . Выборку нужных документов можно получить по запросу. БД может храниться как на компьютере пользователя, так и на удаленном компьютере, связанном с пользователем по сети.

При разработке поисково-справочных систем по законодательству самой важной становится проблема индексации данных . Способ индексации определяет качество и скорость поиска, особенности построения запросов.

Рассмотрим основные понятия, касающиеся справочных правовых систем и работы с документами.

Индексация — обработка текста документа для осуществления полнотекстового поиска.

При индексации автоматически анализируется текст документа и создается таблица соответствия слов и их мест в документе. Обычно проводится морфологический анализ слова, чтобы объединить слова в разных падежах или формах. В результате индексации сокращается время поиска.

Информационно-поисковый язык (ИПЯ) — формализованный искусственный язык, предназначенный для индексирования документов, информационных запросов и описания фактов с целью их последующего хранения и поиска.

Информационный поисковый язык по законодательству должен обеспечивать:

эффективную формализацию правовых норм и нормативных правовых актов;

высокую скорость поиска на компьютере информации, необходимой для решения конкретных задач правотворчества; оптимальный (адекватный) перевод нормативного текста с юридического языка на язык, доступный ЭВМ;

полноту информационного поиска, т. е. получение всей необходимой информации для решения конкретных задач правотворчества.

Теория информационного поиска различает следующие типы ИПЯ.

Языки предметного типа — алфавитно-предметные указатели к сборникам и отдельным нормативным актам и широко распространенные алфавитно-предметные рубрикаторы . При использовании языка этого типа основная тема (предмет) документа выражается одним или несколькими типовыми словами — рубриками .

Язык классификационного типа представляет собой классификатор отраслей законодательства.

Языки дескрипторного типа — наиболее полно отражают смысл текста. Эти языки строятся на основе правового тезауруса.

Правовой тезаурус — собрание ключевых слов и дескрипторов, применяемых в качестве лингвистического обеспечения и использования автоматизированных информационно-поисковых системах правовой информации.

Ключевые слова наиболее полным образом описывают содержание правовых норм (актов), их самые существенные черты.

Дескриптор — выделенное ключевое слово, которое представляет целую группу ключевых слов, являющихся синонимами или уточнениями.

Поисковый образ правовой нормы (нормативно-правового акта) — формализованное представление структурных элементов НПА (нормы, статьи, акты в целом) в терминах информационно-поискового языка (ключевых слов, дескрипторов, индексов и т.п.). Поисковый образ правового акта (его части) служит для хранения данного документа в памяти компьютера.

Поиск документов происходит по запросу пользователя. В обычных поисковых системах существуют правила составления запроса (язык запросов). Естественный язык запроса — формулирование запроса к поисковой системе так же, как он был бы сформулирован при обращении к живому эксперту.

Самый легкий путь упрощения языка запроса — использование морфологического поиска. В этом случае на основе словаря или морфологического анализа определяется основа слова и возможные окончания. Поиск осуществляется по сочетанию основы и всех возможных окончаний.

При осуществлении семантического поиска определяется смысл вопроса. Для определения смысла текста используются базы знаний, формируемые системой автоматически, на основании словарей и справочников. Для этих целей применяются экспертные поисковые системы (ЭПС) .

Справочная правовая система (СПС) — информационная система, программно-информационный комплекс которой включает в себя информационные базы правовой информации и программные средства, позволяющие специалисту производить поиск, выборку и печать правовой информации.

Первая БД нормативных правовых актов была создана в СССР в 1975 г. в Научном центре правовой информации.

Задача построения Общенациональной системы правовой информации была провозглашена в указе Президента РФ от 28 июня 1993 г., утвердившего концепцию правовой информатизации России. Главным направлением создания Общенациональной системы правовой информации являются системы распределенной обработки информации, которые представляют собой совокупность территориально удаленных вычислительных средств, связанных друг с другом телекоммуникационными каналами связи.

В числе систем, созданных государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует выделить:

Среди негосударственных компаний-разработчиков СПС наиболее известны:

Основным отличием СПС можно считать способ обновления информационного банка.

При создании эффективных механизмов распространения правовой информации часто приходится сталкиваться со следующими задачами .

Задача повышения степени открытости правовой информации.

Задача усиления эффективности и доступности для массового потребителя каналов распространения правовой информации.

Задача создания эффективных инструментов для работы с огромным массивом разнообразной правовой информации.

Границы реальных возможностей и область применения СПС.

СПС предоставляет возможность получить полную, достоверную информацию по правовым проблемам, но при использовании тех или иных правовых актов при обращении, например, в суд ссылаться необходимо не на СПС, а на официальный источник публикации . Качественная СПС обязательно содержит информацию о том, когда и где был официально опубликован соответствующий нормативно-правовой акт (НПА).

Нельзя ожидать от СПС услуг, которые фактически могут быть оказаны лишь квалифицированными юристами. В СПС включен значительный объем конкретных консультаций по отдельным правовым вопросам и ситуациям, и пользователь может с легкостью извлекать из информационного банка системы любые из этих консультаций. Но СПС, в отличие от экспертов-консультантов, не могут во всех деталях проанализировать конкретную ситуацию пользователя, а только дают ему информацию для самостоятельной работы и принятия решений. Даже если среди консультаций, включенных в СПС, имеется та, которая в точности соответствует конкретной ситуации пользователя, необходима определенная квалификация, чтобы безошибочно установить сам факт такого соответствия.

Главными свойствами СПС являются следующие.

Качество информационного наполнения СПС :

полнота информации (наличие в ИБ системы практически всех документов, необходимых в повседневной деятельности этого пользователя);

оперативность поступления новой информации;

достоверность информации, ее аутентичность;

качество юридической обработки информации в системе.

Качество компьютерных технологий, заложенных в СПС :

поисковые и сервисные возможности;

возможности используемой технологии по передаче информации и ее актуализации у пользователя.

Общий уровень сервиса и наличие дополнительных услуг, предоставляемых пользователю СПС :

гарантии стабильного информационного сопровождения систем на компьютере пользователя (вплоть до ежедневного);

обучение пользователя работе с СПС и его консультирование в сложных ситуациях;

возможность поиска и заказа отдельных документов, не входящих в стандартный комплект поставки;

техническая поддержка систем на компьютере пользователя, восстановление их после аппаратных сбоев и др.

Принципы построения информационных банков (ИБ) по федеральному законодательству.

Существуют два основных принципа построения информационных банков СПС по федеральному законодательству.

Первый принцип основан на формировании одного или нескольких ИБ универсального характера, содержащих правовые акты практически по всем отраслям законодательства и ориентированных на определенные группы потребителей. При этом те или иные отрасли представлены неодинаковым объемом правовых актов в различных системах (информационных банках). Отбор актов и уровень представления той или иной отрасли зависит от интересов определенной группы потребителей. Для каждого такого типа создается универсальная система, охватывающая весь круг их интересов (по всем тематикам).

Второй принцип применяется сейчас незначительным числом фирм-разработчиков СПС. Он основан на формировании нескольких тематических ИБ, как правило, достаточно многочисленных. Каждая тематическая база содержит весь спектр документов — от нормативных правовых актов до правоприменительных актов.

Построение ИБ по тематическому принципу имеет три существенных недостатка:

1) значительное дублирование информации в различных ИБ;

2) отсутствие ИБ, содержащего всю совокупность нормативных правовых актов (наличие такого ИБ важно для фирм, имеющих в своем составе выделенные юридические службы);

3) на формирование тематического ИБ в значительной мере влияют субъективные взгляды разработчика, не всегда совпадающие с взглядами конкретного пользователя.

Юридическая обработка документа — выявление взаимосвязей между документами и реализация, фиксирование выявленных связей с помощью определенных форм (ссылок, примечаний, справочных сведений), а также создание редакций документов при их изменении.

На практике при отборе документа в ИБ специалист начинает юридическую обработку с определения его достоверности, актуальности, нормативности.

Затем следует этап подготовки документа к введению в ИБ, состоящий из следующих этапов :

классификация (рубрикация) документа;

подбор ключевых слов;

выявление взаимосвязей документов;

формирование перекрестных ссылок между документами;

составление примечаний, справочных сведений к документу;

подготовка новой редакции документа при издании официальных изменений.

Важно иметь в виду, что юридической обработке в той или иной степени свойственны объективность и субъективность.

Объективная юридическая обработка — такая обработка документа, при которой результат исследования, анализа документа основывается на положениях самого документа (или других документов, упоминающих анализируемый документ), а также на устоявшихся, бесспорных научных положениях теории права, отраслей права.

В отличие от объективной юридической обработки результат субъективной юридической обработки основывается, прежде всего, на опыте и умозаключениях эксперта, проводящего исследование документа и использующего положения других документов, в которых исследуемый документ не упоминается, а также на спорных научных теориях.

По своей сути результат субъективной юридической обработки является выражением взгляда, мнения об исследуемом предмете отдельного эксперта.

При характеристике каждого этапа юридической обработки необходимо выделять его объективные и субъективные черты, так как это имеет большое значение для правильного использования правовой информации.

Классификация (рубрикация) документов.

Разбиение документов по ключевым словам .

Выявление взаимосвязей документов .

Различают официально установленные взаимосвязи (например, один документ признает утратившими силу положения другого документа) и реальные взаимосвязи (т.е. такие взаимосвязи, при которых этот документ определенным образом взаимодействует с другими документами, но в первом документе не указывается ни характер взаимодействия, ни реквизиты других документов, с которыми он взаимодействует).

Оформляются эти два типа взаимосвязей разными способами с целью четкого разделения объективных и субъективных сторон юридической обработки.

Формирование ссылок между документами .

Официально установленные взаимосвязи документов оформляются в виде ссылок, которые могут быть смысловыми и формальными . Оба вида ссылок являются гипертекстовыми .

В тексте документа они выделены цветом и при необходимости можно нажатием одной клавиши на клавиатуре (или щелчком мыши) перейти по этой ссылке в текст соответствующего документа. При этом переход по гипертекстовой ссылке осуществляется в то место упоминаемого документа, которое указано в исходном.

Смысловые ссылки указывают на характер взаимосвязи документов (например, документ А дан в редакции документа Б). Такие ссылки делятся на прямые и обратные .

Формальные ссылки , не определяя характера взаимосвязи, позволяют, тем не менее, перейти из текста просматриваемого документа в упоминаемый в нем документ.

Составление примечаний и справочных сведений к документу .

Реально существующие между документами связи фиксируются, оформляются с помощью примечаний и справочных сведений к документу.

В примечаниях содержится информация о месте документа в действующем законодательстве, о его соотношении с другими документами, о его действии или фактически утрате силы и т.д.

Примечания могут носить объективный или субъективный характер.

Подготовка новых редакций документов .

Изменение нормативных правовых актов правотворческим органом, в большинстве случаев, происходит без одновременного утверждения новой редакции соответствующих частей (разделов, статей) изменяемого документа.

Многочисленные изменения одного документа без создания его редакции приводят к тому, что становится практически невозможно пользоваться таким документом. Выход из создавшегося положения эксперты фирмы — разработчика СПС видят в создании своих, не утвержденных правотворческим органом редакций нормативных правовых актов.

Перед каждым пользователем СПС при принятии решения о выборе системы для использования ее в конкретной работе встает вопрос определения тех ключевых свойств, на которые надо обратить внимание в первую очередь. Выделим главные свойства как СПС, так и фирмы-изготовителя СПС:

требования и ограничения по уровню вычислительной техники (например, объемы оперативной и дисковой памяти);

качество пользовательского интерфейса (например, наличие подсказок и помощи пользователю при работе с СПС);

удобство установки и настройки;

качество информационного наполнения СПС (количество и тематика документов);

качество компьютерных технологий, заложенных в СПС (быстрота и точность поиска);

уровень гарантий и сервисного обслуживания (обучение, настройка системы, возможность получить консультацию);

стоимость СПС (например, за страницу документа, включая налоги, годовое сопровождение).

Окончательный выбор системы следует делать после работы с демонстрационными версиями СПС и после консультаций с сопровождающими ее специалистами.

Поиск правовой информации осложнен многими факторами: огромным количеством уже имеющихся и непрерывно создающихся правовых документов; позитивной и негативной избыточностью правой информации; сложностью доступа к местным и ведомственным нормативным документам и пр.

Для компактного хранения, направленного поиска и защиты больших массивов информации используются базы данных (БД) . Выборку нужных документов можно получить по запросу. БД может храниться как на компьютере пользователя, так и на удаленном компьютере, связанном с пользователем по сети. АИС, предназначенные для хранения и поиска нормативных правовых актов, классифицируют как справочные правовые системы (СПС) .

СПС предоставляют доступ к открытой правовой информации массовому потребителю с помощью эффективных инструментов поиска. Для осуществления поиска разрабатывается информационно-поисковый образ документа, в котором содержатся его реквизиты, ключевые слова и проиндексированный текст.

Основными отличиями СПС, выпускаемых разными компаниями, являются поисковые возможности и метод обновления информационной базы. При приобретении СПС следует учитывать:

качество компьютерных технологий, реализованных в СПС;

качество информационного наполнения;

общий уровень сервиса;

способ обновления информационной базы;

требования к компьютеру пользователя;

стоимость (например, одной страницы документа).

Почему возникла необходимость компьютеризации ресурсов правовой информации? Как она осуществлялась в нашей стране?

В чем особенность конструирования баз данных текстовой информации?

Какую обработку проходят нормативные документы перед помещением их в справочную правовую систему?


Несмотря на существование большого количества различных СПС, мы рассмотрим их основные свойства и функциональные возможности, в том или ином виде представленные в наиболее распространенных системах, что поможет оценить качество системы при ее выборе. Использование в большинстве СПС привычного пользовательского интерфейса и наличие встроенной справки позволит освоившему МS Windows специалисту на основе изложенного ниже материала достаточно быстро сориентироваться в работе с конкретной системой.
2. Информационное обеспечение СПС
Главная задача, которую призвана решать СПС – это гарантированная возможность оперативного получения всей необходимой конкретному специалисту достоверной правовой информации, включая неофициальную.
На первый взгляд оценка качества информационного обеспечения конкретной системы не представляет большой сложности. Все разработчики СПС предоставляют информацию о количестве документов в информационной базе, а также демо-версию, содержащую перечень документов без их текстов. Конечно, большой объем документов свидетельствует в пользу качества информационного наполнения системы, но эта зависимость далеко не однозначна по целому ряду причин.
Большой объем информации может достигаться, например, включением в систему индивидуально-правовых актов, которые не интересуют большинство пользователей, а оценка на основе просмотра на предмет актуальности списка из нескольких десятков тысяч документов в демо-версии не представляется достаточно качественной.
Весь объем актуальной правовой информации настолько велик, что построение единой универсальной информационной базы является технически сложной задачей, к тому же мало кто из пользователей в этом нуждается. Поэтому любая информационная версия СПС охватывает лишь часть всего объема правовой информации, причем информационный банк конкретной системы формируется из отдельных взаимосвязанных блоков, набор которых определяется потребностями конкретного пользователя. В связи с этим возникает проблема разделения всего информационного массива на блоки.
Существуют следующие принципы наполнения информационных блоков, по которым их можно классифицировать:

  • По видам правовой информации. Всю правовую информацию, представленную в СПС можно разделить на официальную и неофициальную. К официальной правовой информации относятся нормативные правовые акты, правоприменительные акты, акты официального толкования. Неофициальная правовая информация, хотя и не влечет правовых последствий, помогает специалисту детально разобраться в интересующей проблеме и представляет большую ценность. К ней относятся комментарии законодательства, законопроекты, правовая статистика, формы правовых документов, схемы законодательства, обзоры, научные труды, учебные пособия, материалы популярных изданий и др. Как правило, официальная и неофициальная составляющие включаются в разные информационные блоки.
  • По территориальному принципу правовая информация делится на блоки по федеральному законодательству и блоки по законодательству субъектов федерации и органов местного самоуправления. Необходимость такого деления связана с большим количеством правотворческих субъектов в регионах.
  • Тематический принцип применим к блокам по федеральному законодательству и выделяется в связи со сложившимся делением законодательства на отрасли. Но необходимо помнить, что специалисту в его работе, как правило, приходится обращаться к документам, относящимся к различным отраслям права.
  • По объему информации. У многих компаний-разработчиков СПС информационный блок по федеральному законодательству представлен в нескольких вариантах, различных по количеству содержащихся в них документов.

Очевидно, что конкретная СПС, созданная на основе какого-либо одного из перечисленных принципов будет иметь те или иные недостатки. Поэтому разработчики систем предлагают комплексный подход при формировании персональных информационных комплектов, ориентированных на определенные категории специалистов. При этом пользователь имеет возможность не только выбрать подходящий типовой вариант, но и самому решить, какие информационные блоки войдут в его персональный комплект, исходя из объема, тематики, вида необходимой информации. Чем большую гибкость разработчик СПС может проявить при формировании персонального комплекта, тем выше качество информационного обеспечения. Ряд компаний оказывают дополнительные услуги по предоставлению пользователям отдельных редких или не вошедших в комплект документов на заказ. Это конечно возможно только при существовании регионального сервисного центра.
Современные программные технологии, применяемые в СПС, обеспечивают единое поисковое и гипертекстовое пространство в рамках всей представленной в системе правовой информации, поэтому, включенные в состав комплекта информационные блоки представляют собой для пользователя единую базу.
На рынке СПС представлены и специализированные комплекты для пользователей конкретных профессий. Необходимо учитывать, что в этом случае фирма-разработчик сама решает, какие именно документы необходимы специалисту, работающему в той или иной отрасли, что не может быть лишено субъективизма в оценке.
Важнейшей характеристикой качества информационного обеспечения является достоверность правовой информации (соответствие ее текста оригиналу). Для официальной правовой информации достоверными источниками считаются официальные экземпляры документов, а также официальные публикации. Для неофициальной – публикации в авторитетных изданиях.
На качество информационного обеспечения большое влияние оказывает временной фактор. В условиях бурной законотворческой деятельности в нашей стране правовая информация способна устаревать за несколько недель, и даже один документ, утративший из-за несвоевременного обновления достоверность, может создать проблемы.
Оперативность обновления информации в СПС зависит от трех факторов: способности разработчика системы получать официальную правовую информацию непосредственно у ее эмитентов, скорости обработки полученной информации и возможностей по доставке обновления пользователю.
В настоящее время используются два основных способа передачи информационного обновления в СПС, установленные на компьютерах пользователей.
Во-первых, на дискетах или CD-ROM. Этот способ обычно используется для планового (например еженедельного) обновления.
Во-вторых, по телекоммуникационным сетям, что обеспечивает большую оперативность обновления.
Пользователю предоставлена возможность сочетать оба способа передачи информации и помимо планового обновления обратиться для получения самых свежих документов на Интернет-сервер разработчика СПС.
Рассматривая информационное обеспечение СПС, необходимо принимать во внимание и особенности отечественного законодательства, такие, как огромное количество издаваемых правовых документов, задержки в их публикации, отсутствие ко многим из них широкого доступа, а также неточности в официальных текстах документов (опечатки, противоречия с действующим законодательством, расхождения в официальных публикациях).
В таких условиях одним из объективных критериев качества информационного обеспечения СПС является наличие у компании-разработчика пакета договоров об обмене информацией с эмитентами правовой информации (в первую очередь с госструктурами) и присутствие в регионе ее представителя, осуществляющего сервисное сопровождение системы.
3. Юридическая обработка документов
Перед включением в СПС все документы обязательно проходят юридическую обработку квалифицированными специалистами. Именно благодаря ей подборка разрозненных текстов документов обретает юридически систематизированный вид и позволяет более полно реализовать поисковые возможности программной оболочки.
Юридическая обработка– это классификация документов, отражение взаимосвязей между ними при помощи ссылок, комментариев, примечаний, справок, создания новых редакций при изменении документов.
Можно выделить следующие элементы юридической обработки документа:

  • проверка документа на наличие в нем ошибок;
  • предметная классификация документа;
  • подбор ключевых слов и выражений;
  • создание ссылок между документами;
  • составление комментариев, примечаний, справок к документу;
  • создание новой редакции документа.
  • Создание запроса на поиск документа.
  • Работа с полученным списком документов.
  • Работа с документом.

Существуют следующие основные виды поиска, в том или ином виде представленные в СПС:
1. Поиск по реквизитам документов.
2. Контекстный поиск.
3. Поиск по предметному классификатору.
4. Поиск по алфавитному классификатору.
Все поисковые задачи заключаются либо в поиске конкретного документа, либо в поиске неизвестных заранее документов, содержащих информацию по определенной проблеме. В зависимости от того, какую конкретную задачу решает пользователь, каждый из перечисленных видов поиска имеет свои достоинства, недостатки и ограничения при использовании. На этапах создания запроса на поиск и работы со списком документов может применяться функция фильтрации документов. Если известны дополнительные признаки документа (принадлежность к виду правовой информации, территория регулирования, юридический статус и др.), то можно ограничить область поиска, используя соответствующий фильтр. Преимущества современных СПС заключаются не только в том, что они позволяют быстро найти конкретный документ по тому или иному признаку, но и одновременно сочетать несколько видов поиска для достижения оптимального результата. Рассмотрим каждый из этих видов поиска.
Поиск по реквизитам применяется, когда точно известны такие признаки документа, как номер, вид, принявший орган, дата принятия, дата регистрации и др., однако в реальных ситуациях чаще всего требуется поиск документов, реквизиты которых заранее неизвестны.
Контекстный поиск–это поиск, критериями которого являются слово или словосочетание, содержащиеся в названии или в тексте документа. В некоторых СПС существует возможность осуществления сложного контекстного поиска с использованием логических условий (И, ИЛИ и др.). Этот вид поиска отличается своей объективностью, т.к. его результат не зависит от качества юридической обработки документов. При реализации запроса система выдаст исчерпывающий список документов, содержащих заданное в запросе слово или словосочетание. В качестве недостатков необходимо отметить, что полученный список будет содержать лишние документы, где искомое слово используется в ином смысловом контексте, а часть потенциально необходимых документов могут отсутствовать из-за синонимии терминов.
Поиск по предметному классификатору– поискдокументов объединенных одной тематикой. В каждой СПС используется свой предметный классификатор, рубрики которого расположены в иерархическом порядке по убыванию степени обобщения(как в меню компьютерной программы), охватывающий весь массив правовых актов. За основу обычно берется Общеправовой классификатор отраслей законодательства (ОКОЗ), но возможны и иные варианты. Проблемы при использовании этого вида поиска заключаются в том, что и создание самого классификатора и рубрикация документов производятся специалистами компании-разработчика СПС на основе субъективных оценок.
Поиск по алфавитному классификатору – поискдокументов при помощи специального словаря, в котором в алфавитном порядке расположены имеющиеся в документах общеизвестные, юридически значимые термины и понятия (известен также как поиск по ситуации или по ключевым словам). Словари могут содержать не только слова, но и словосочетания, вплоть до описания проблемной ситуации. Эффективность поиска целиком определяется содержимым словаря, составленного разработчиком СПС.
После реализации запроса на поиск пользователь получает список документов, удовлетворяющих заданным в запросе критериям. В списке отражаются названия документов и их основные реквизиты. Выбрав документ из списка, можно быстро осуществить переход к его тексту. Возможен многооконный режим работы с одновременным отображением на экране списка и текста. Если список документов невелик, то дальнейший поиск не представляет сложности, но список может включать в себя и сотни документов. Для работы со списками большого объема применяется специальный инструментарий.
1. Сортировка списка. Пользователь имеет возможность по своему усмотрению изменить расположение документов в списке в алфавитном порядке, по юридическому статусу, в хронологическом порядке.
2. Дополнительный поиск. В идеальном случае возможности СПС позволяют осуществлять дополнительный поиск в полученном списке документов, используя все виды поиска описанные ранее.
3. Фильтры. Для сужения списка документов используется функция фильтрации, при этом в списке отображаются лишь те документы, которые удовлетворяют заданным условиям фильтрации.
4. Папки документов. Пользователь может создавать папки для хранения найденных документов и списков, а также осуществлять объединение и пересечение (логические условия ИЛИ и И) содержимого папок и поиск документов в папках. Эта функция обеспечивает систематизацию полученной информации.
Результатом поиска является не просто текст документа. Его сопровождает большое количество дополнительной информации. Основные реквизиты документа отражаются вместе с его текстом. Через меню осуществляется доступ к остальной информации, которая обычно включает источники публикации, порядок вступления документа в силу, списки корреспондентов и респондентов, предыдущие редакции и другие полезные сведения.
Гипертекст позволяет осуществлять быстрый переход в нужное место как внутри самого документа, так и к другим документам, которые каким-либо образом связаны с исходным. В текстах документов можно расставлять электронные закладки для мгновенного возврата в нужный раздел документа, а также осуществлять поиск фрагмента текста.
Современные СПС обладают основными возможностями текстового редактора, такими как печать документа (списка документов) или его фрагмента, графического объекта, сохранение в файл, экспорт в MS Word, имеют возможность копирования в единый для всех Windows программ буфер обмена.
В последнее время высказывается точка зрения о том, что возможности современных систем вышли на качественно более высокий уровень, который наделил их новым функциональным назначением. И теперь даже не специалист имеет возможность самостоятельно решать сложные юридические проблемы. Иными словами, проблемы будет решать сама СПС, подменив собой, например, юриста. Толчком к появлению этих взглядов послужили два фактора.
Во-первых, включение в информационный массив современных систем большого объема консультирующих материалов по конкретным юридическим вопросам и типовым ситуациям.
Во-вторых, аналитические черты, которыми обладают СПС благодаря юридической обработке документов и возможностям компьютерных технологий. К ним можно отнести возможность поиска документов путем описания стоящей перед пользователем задачи (поиск по ситуации), а также отражение смысловых взаимосвязей между документами на основе анализа их содержания.
И, тем не менее, даже при таких больших возможностях, необходимо четко представлять, в каких категориях вопросов можно полагаться на СПС, а по каким должен принимать решение специалист. При решении сложных задач СПС не в состоянии учесть все нюансы конкретной проблемы, а неподготовленный пользователь не может сам определить, какие из них юридически значимы. Причем для правильной оценки степени соответствия ситуации, описанной в консультации и реальной ситуации пользователя, даже при их кажущемся стопроцентном совпадении, необходимы специальные знания. Проиллюстрировать это может пример с газетой, публикующей ответы на частные вопросы юридического характера. Очень часто ответ эксперта не конкретен и дается с оговоркой, что предоставленной информации не достаточно для однозначного решения проблемы. Дело в том, что автор вопроса (не специалист) не в состоянии определить, какие именно сведения значимы для полного, с юридической точки зрения, описания проблемы. Учитывать необходимо и тот факт, что правовая система России не является прецедентной, поэтому вовсе не обязательно, что по схожим случаям будет вынесено одинаковое решение.
Очень важно понимать, что, несмотря на все свои достоинства, СПС – это всего лишь юридический справочник, хотя весьма объемный и обладающий уникальными поисковыми и другими сервисными возможностями. Поэтому функции СПС не выходят за рамки помощи специалисту в самостоятельном принятии решений.
5. Характеристики и возможности СПС
Компьютерные справочные правовые системы обладают рядом важнейших свойств, весьма полезных при работе с нормативно-правовой информацией:

  1. Возможность работать с огромными массивами текстовой информации. Их объем практически не ограничен. Это позволяет вносить в систему несколько десятков документов ежедневно.
  2. Использование в СПС специальных поисковых программных средств, что позволяет осуществлять поиск по всей информационной базе.
  3. Возможность работы СПС с использованием телекоммуникационных средств, таких как Интернет и электронная почта. С их помощью можно оперативно обновлять информацию или работать с базой в режиме on-line.
  • объем информационного банка;
  • скорость поиска документов по базе;
  • оперативность поступления документов в базу;
  • юридическая обработка документов.
  • виду документа;
  • его регистрационному номеру;
  • названию органа, принявшего документ;
  • названию документа;
  • ключевым словам;
  • рубрикам;
  • дате принятия;
  • дате и номеру регистрации в Минюсте;
  • статусу документа;
  • словам и словосочетаниям, встречающимся в тексте документа.

Возможность использования логических условий при формировании поискового запроса позволяет:

  • работать только с последними редакциями документов;
  • отбирать документы, полученные с очередным обновлением;
  • отбирать документы, поступившие в Информационный Банк пользователя за определенный промежуток времени.

3. Дополнительная литература
1. Чубукова С. Г. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): учеб. пособие /С. Г. Чубукова, В. Д. Элькин; под ред. М. М. Рассолова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: КОНТРАКТ: ИНФРА-М, 2010.
2. Программно-техническое обеспечение информационной деятельности ОВД: прикладной аспект: учебное пособие. – Волгоград:

Читайте также: