В соответствии с требованиями какого закона оформляется бухгалтерская отчетность

Обновлено: 07.07.2024

Работа бухгалтера считается одной из самых непростых в обществе. Естественно, данный вид трудовой деятельности должен подлежать строгому законодательному регулированию. Какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета? Ответ будет получен в статье.

Правовые источники

Первый и самый важный юридический источник - это, конечно же, российская Конституция. Стоит обратить внимание на статью 71, в которой говорится об исключительных полномочиях федерации. Именно здесь зафиксирована бухгалтерская деятельность. Данный вид профессиональной деятельности, таким образом, может регулироваться только федеральными и федеральными конституционными нормативными актами.

Далее стоит выделить различные бухгалтерские стандарты. Учреждает их Министерство финансов РФ в соответствии с программой о реформировании бухучета. Стоит обратить внимание на такие важные постановления, как положение "Об учетной политике организации", "О контрактах на капитальное строительство", "Об учете активов организации" и многое другое. Стандарты, таким образом, затрагивают разные направления и особенности ведения бухгалтерского учета.

Последний важный источник, который стоило бы выделить, именуется Федеральным законом "О бухгалтерском учете" № 402-ФЗ. Это самый полный и исчерпывающий юридический акт, закрепляющий основные нормы, касающиеся бухгалтерской профессии. Именно про этот законопроект будет рассказано далее.

О сфере действия закона

На какие субъекты экономического типа распространяет свое действие представленный законопроект? Статья 2 дает ответ на этот вопрос. Так, здесь стоит выделить:

  • российский Центральный банк;
  • организации коммерческого и некоммерческого типа;
  • государственные инстанции, органы местного самоуправления, территориальные внебюджетные фонды и т. д.;
  • физические лица в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • филиалы организаций других стран, находящиеся на территории российского государства.

какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета

Когда применяется Федеральный закон "О бухгалтерском учете"?

Обычно это ведение бюджетного учета обязательств и активов России, ее субъектов или муниципальных образований. Целью рассматриваемого закона является качественное и эффективное формирование правового механизма регулирования бухучета.

О понятиях и терминах

Вопрос о том, что представляют собой профессиональные бухгалтерские понятия, не менее важен, чем вопрос о том, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета.

закон о бухгалтерском учете

Первое понятие - бухгалтерская отчетность. Согласно закону, это информация о финансовом состоянии того или иного субъекта экономического типа. Результаты деятельности субъекта, движение финансовых средств в определенный срок, оценка денежного состояния - все это входит в понятие бухгалтерской отчетности.

Следующее немаловажное понятие - бухгалтерский стандарт. Речь здесь идет о документе, в котором установлены основные требования к бухгалтерскому учету. Помимо требований в документе могут быть зафиксированы возможные способы ведения учета бухгалтерами. Существует также международный стандарт, которому должен соответствовать стандарт отечественный.

В нормативном акте закреплены также понятия отчетного периода, во время которого должна быть подана вся финансовая отчетность плана счетов, то есть перечня счетов бухучета, фактов хозяйственной жизни, а именно сделок или событий, которые могли бы повлиять на финансовое положение субъекта экономического типа. Всеми этими понятиями должен качественно руководствоваться любой бухгалтер.

О необходимости ведения учета

Статьи 5-6 закрепляют основные правила ведения бухгалтерского отчета и составления бухгалтерской отчетности. Согласно статье 5, объектами бухучета субъекта экономического типа могут являться следующие элементы:

  • активы;
  • расходы и доходы;
  • источники финансирования;
  • различные обязательства и некоторые иные объекты, установленные стандартами федерального уровня.

особенности ведения бухгалтерского учета

Кто не способен вести бухгалтерский учет?

Согласно закону, это индивидуальные предприниматели из разряда частных практиков, не занимавшиеся ранее учетом доходов или расходов. Не имеют права на ведение бухучета и представители зарубежных организаций, если они не ведут учета финансов или объектов налогообложения в соответствии с законами РФ.

Закон закрепляет понятие "упрощенного бухучета". Воспользоваться им способны субъекты предпринимательства малого уровня, а также организации некоммерческого типа.

Об организации бухучета

практика ведения бухгалтерского учета

Операции по ведению бухгалтерского учета регламентированы в статье 7 рассматриваемого закона. Первое требование здесь касается руководителя субъекта экономического типа. Согласно нормативному акту, именно это лицо обязано заниматься производством бухучета - самостоятельно или через посредника в лице главного бухгалтера.

Между главбухом и руководителем экономического субъекта могут возникать разногласия. В этом случае существуют два выхода из ситуации:

  • Данные учетного документа первичного уровня принимаются главбухом к регистрации; сам же главбух несет ответственность за сформированную информацию.
  • Объект бухучета может отражаться или не отражаться главбухом; за достоверность финансового положения отвечает составитель данных бухучета.

Какие требования к ведению бухгалтерского учета закреплены в Федеральном законе? Об этом будет рассказано далее.

Требования к отчетности

Статья 13 закрепляет следующий ряд правил в отношении бухгалтерской отчетности (далее БО):

  • БО должна содержать достоверные сведения о положении субъекта экономического типа.
  • БО должна составляться ежегодно.
  • Промежуточная БО формируется за отчетный период сроком менее одного отчетного года.
  • БО составляется в российской валюте.
  • В отношении БО установлен режим коммерческой тайны.
  • БО должна подлежать своевременному аудиту.
  • Утверждение и опубликование БО проходит в строгом соответствии с федеральными законами.

ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности

Должен ли бухучет как-то регулироваться?

Какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета и в каких из них закрепляются нормы регулирования учета? Ответ на этот вопрос будет предоставлен далее.

О регулировании бухучета

Начать стоит с рассмотрения статьи 20 вышеупомянутого законопроекта. Именно здесь закреплены основные принципы регулирования бухучета. Следует выделить:

  • соответствие стандартов потребностям пользователей бух. отчетности;
  • единство совокупности требования к бухучету;
  • установку способов бухучета упрощенного типа для отдельных лиц;
  • активное применение стандартов международного уровня и т. д.

операции по ведению бухгалтерского учета

Документы, без которых не может осуществляться бухучет, закреплены в статье 21.

Сюда относятся стандарты федерального, международного и отраслевого уровня, а также бухгалтерские профессиональные рекомендации. Органами регулирования бухучета являются Центробанк РФ и соответствующий федеральный орган, уполномоченный в контрольно-надзорной сфере. Как проходит государственное регулирование?

Государственное регулирование ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности

Федеральные властные инстанции в рамках регулирования бухучета способны осуществлять следующие виды функций:

  • утверждение программы формирования стандартов федерального уровня;
  • утверждение стандартов;
  • организация экспертизы проектов тех или иных стандартов;
  • утверждение требований к оформлению проектов стандартов;
  • участие в разработке стандартов международного уровня и т. д.

Центробанк РФ должен заниматься исполнением следующих обязанностей:

  • разработка и утверждение стандартов отраслевого уровня;
  • принятие участия в подготовке стандартов федерального уровня;
  • проведение экспертизы стандартов;
  • контроль над практикой ведения бухгалтерского учета;
  • осуществление иных, соответствующих закону функций.

Похожими функциями, согласно статье 24 законопроекта, обладают и негосударственные органы.

Заключительные положения ФЗ

требования к ведению бухгалтерского учета

Статьи 29-32 содержат в себе информацию заключительного характера. Здесь даются ссылки на другие документы. В частности, в статье 30 предоставлен ответ на актуальный вопрос о том, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета.

В статье 29 рассказывается о хранении документации, связанной с бухгалтерской отчетностью. Учетная политика, стандарты субъекта экономического типа, справки об организации и ведении бухучета - все это подлежит хранению сроком минимум пять лет в специальных архивах. В обязанности экономического субъекта входит обеспечение сохранности всей необходимой документации.

Отчётность организаций делится на статистическую, налоговую и бухгалтерскую (финансовую). В этой статье мы поговорим о последнем её виде: о её классификации, функциях, формах, сроках представления в госорганы.

Что это и для чего

Бухгалтерская отчётность – это итоговый результат работы бухгалтеров и обобщённая информация о финансовом положении компании. Это также совокупность данных о результатах деятельности предприятия за определённый период времени.

Она невозможна без бухгалтерского учёта – эти понятия всегда идут следом друг за другом. Главной целью её является информирование всех заинтересованных лиц о состоянии дел в компании.

Виды бухгалтерской отчётности

Бухгалтерская финансовая отчётность – это своего рода финальный шаг, подытоживающий ведение бухгалтерского учёта. Существует определенная классификация бухгалтерской отчётности, которая предопределяет разницу в её составлении.

Виды бухгалтерской отчётности определяются по таким признакам, как её состав, назначение и используемые в ней данные. Соответственно, виды можно классифицировать исходя из:

1. Сферы, для которой составляется бух документация.

2. Времени, за которое она составляется.

3. Того, кем она будет рассмотрена.

4. Количества данных, что содержит.

По первому признаку – для какой сферы составляется – бухгалтерская финансовая отчётность делится на управленческую и налоговую. Управленческая составляется для руководителей организации – чтобы они знали о состоянии дел в компании и на основании данных, содержащихся в бухгалтерской отчётности, могли принимать рациональные управленческие решения. Налоговая же преследует другие цели: выбрать самый подходящий для компании налоговый режим и сократить затраты на налогообложение.

Второй признак – временной – бухгалтерскую классифицирует отчётность на годовую и промежуточную. В годовой прописаны финансовые результаты предприятия за год – соответственно, можно резюмировать об эффективности работы компании за 12 месяцев. Отметим, что срок длиною в год – это стандартный отчётный период для бухгалтерской отчётности. А промежуточная – эта та, что формируется за срок менее года. Обычно составляется за период три месяца, полгода или девять месяцев. Что примечательно для данного вида – в большинстве случаев документация составляется для внутренних потребностей организации и подлежит рассмотрению именно на внутреннем уровне.

Из этого вытекает третий признак деления бухгалтерской финансовой отчётности на виды – это назначение использования, то есть то, кем она будет рассмотрена. Здесь идёт деление на внешнюю и внутреннюю. Отчёты внешние готовятся для всего внешнего поля: государственных органов, инвесторов, кредиторов, банков и т. д. Внешние отчёты нужны сотрудникам и руководству самой организации.

Последний признак – количество содержащихся данных – создаёт такие виды бухгалтерской отчётности, как индивидуальные, сводные и консолидированные отчёты. Различия в этих видах следующие. Индивидуальный – говорит о деятельности одной организации. Сводный составляется методом объединения отдельных отчётов организации. Консолидированный – путём объединения отчётов юридических лиц, связанных друг с другом в экономическом и финансовом плане.

Ключевое отличие последних двух видов в том, что сводная составляется в рамках одного собственника, а консолидированная – в рамках нескольких собственников. Сводная отражает совокупные данные по структурам одного предприятия. А консолидированная отражает данные по разным организациям, то есть объединяет самостоятельные структуры в формате одного большого предприятия.

Итак, разобравшись с видами бухгалтерской отчётности, поговорим о её функциях.

Функции бухгалтерской отчётности

Суть учёта бухгалтерского – в сводке показателей за определённый период времени по всем параметрам хозяйственной деятельности компании. Поэтому суть отчётности бухгалтерского учёта – в систематизации этих показателей и в представлении результатов расчётов, проведённых по ним.

Вне зависимости от видов и форм бухгалтерской отчётности, ею выполняется определённый список функций, для реализации которых она и составляется. На самом деле, этот перечень включает всего две функции:

Информационная. Отчётность по бухгалтерскому учёту представляет собой кладезь информации для заинтересованных лиц. Она говорит о финансовом положении компании. Показывает проистекающие финансовые процессы и их результаты – итоговые и промежуточные.

Контролирующая. Как руководители и собственники компании, так и госорганы, вкладчики, инвесторы и другие внешние заинтересованные лица могут с помощью отчёта получать информацию об эффективности работы данной компании. На основе полученной информации они могут делать выводы – что поменять в её политике, продолжать ли инвестировать, давать ли кредит, соответствует ли её деятельность закону.

Разобрались с классификацией и функциями, теперь перейдём к рассмотрению форм.

Все формы бухгалтерской отчётности

При оформлении документов для подачи бухгалтерского типа отчётности нужно использовать только законодательно установленные формы таких отчётов.

Для чего нужны формы бухгалтерской финансовой отчётности?

Дело в том, что документы при предъявлении должны быть в стандартизированном виде и отвечать требованиям, которые выставляют государственные контролирующие органы. Чётко прописанные и установленные формы облегчают жизнь как сотрудникам компании при составлении, так и государству при проверке.

Инструкции по заполнению бухгалтерской отчётности утверждены ПБУ 4/99.

Чтобы понять, что и как должно отражаться в документе, изучим все формы бухгалтерской отчётности по отдельности.

Типовые формы бухгалтерской отчётности делятся на основные и дополняющие формы.

Сначала рассмотрим основные формы отчётности бухгалтерского учёта.

Первая из них – это бухгалтерский баланс. Это главный документ, основа для последующей документации и финальный этап проводимой организацией деятельности. В составе данной формы отчёта бухгалтерского – активы и пассивы, которые дают представление о том, какие средства имеет предприятие и хватит ли их, чтобы покрыть расходы. Данные в балансе группируются в виде показателей по остаткам на счетах бухучёта. При составлении баланса нужно придерживаться правила, что актив = пассив. Его соблюдение доказывает корректность проводимого учёта в организации. На основании баланса анализируются показатели в динамике и изменение удельных весов всех статей баланса за сравниваемые периоды. Ещё проводится анализ ликвидности и платежеспособности предприятия.

Вторая из основных форм – это отчёт о финансовых результатах (ранее – о прибыли и убытках). Наглядно показывает расходы и доходы компании за отчётный период, а также итоговый результат – прибыль или убыток. Документ аккумулирует данные по показателям выручки, себестоимости реализации, коммерческим затратам и т. д. Данную заполненную форму также можно анализировать на изменение показателей в динамике, а на основании данных о выручке – проанализировать деловую активность предприятия.

Поэтому следующие типовые формы бухгалтерской отчётности имеют уже пояснительный и сопроводительный характер.

Отчёт об изменениях капитала – этот документ поясняет операции, повлёкшие за собой перемены в капитале организации. Заполняется только в том случае, если в отчётном периоде были такие операции, например, выпускались акции или был увеличен уставной фонд.

Отчёт о движении денежных средств показывает движение денежных потоков в компании, поступления на счета наряду с их источниками. Документ содержит три раздела, где отдельно учитываются движения по текущей, финансовой и инвестиционной деятельности. На основании данных документа также выявляется изменение показателей по той или иной статье.

Отчёт о целевом использовании средств (о целевом финансировании) – нужен для отражения данных по использованию полученных средств. На его основе делаются выводы о правильности их использования. Как правило, этот тип документа нужен некоммерческим организациям (НКО) для информирования об использования ими средств со взносов и прочих безвозмездных поступлений.

Приложение к бухгалтерскому балансу – даёт пояснение по его статьям.

Сдача в госорганы

С 1 января 2020 года произошли некоторые изменения. Так, с 2020 года все юридические лица теперь должны сдавать бухотчётность в ИФНС только в электронном формате (исключение – субъекты МСП). Обязательный экземпляр и аудиторское заключение к нему передаётся через оператора ЭДО, которого компании нужно выбрать и заключить с ним договор. Например, легко сдавать документы в иФНС можно через Такском: на выбор оператор предоставляет веб-версию Онлайн-Спринтер и программную версию Доклайнер. Есть и решение, встроенное в 1С.

Работая в решениях Такском, при заполнении форм образцы не требуются: сервис подскажет, как нужно заполнять те или иные поля, также есть система проверки на ошибки.

  • Бухгалтерский баланс – ОКУД 0710001;
  • О фин. результатах – ОКУД 0710002;
  • О целевом использовании средств – ОКУД 0710003;
  • Об изменениях капитала – ОКУД 0710004;
  • О движении ден. средств – ОКУД 0710005.

Также можно скачать бланки документации бухгалтерской на Гарант.ру и КонсультантПлюс.

Сроки сдачи в ИФНС за 2020 год остались стандартными – в течение трёх месяцев с момента окончания отчётного периода, не позднее 31 марта 2021 года.

Виды бухгалтерской отчетности

Бухгалтерскую отчетность организации можно классифицировать по периодичности составления и представления в контролирующие инстанции:

  • Промежуточная, или внутригодовая отчетность. В соответствии с внутренними правилами ведения БУ на предприятии, может формироваться на основе данных за день, неделю, месяц, квартал, 6 месяцев;
  • Итоговая, или годовая. Содержит данные о финансовых показателях организации за весь отчетный период.

Сводные отчеты формируются на основе первичных – документов, письменно фиксирующих факты осуществления какой-либо хозяйственной деятельности организации.

По назначению бухгалтерская отчетность разделяется на внутреннюю и внешнюю:

  • Внешняя, или публичная отчетность предназначена для контролирующих служб и инстанций, подлежит обязательной публикации, информирует пользователей о результатах финансовой и деятельности предприятия, о его имущественном положении;
  • Внутренняя бухгалтерская отчетность предназначена, в первую очередь, для менеджмента и служит для принятия управленческих решений.

Не нашли что искали?

Уверенны что сможет Вам помочь, заполните данные ниже и получите ответы на все ваши вопросы.

Нормативное
регулирование

  • Форм отчетности, порядке их заполнения;
  • Составления и представления упрощенной бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;
  • Составления отчетности при ликвидации или реорганизации предприятий;
  • Составления отчетности для отдельных категорий хозяйствующих субъектов – Негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, финансовых брокеров и других посредников на финансовом рынке;
  • Порядка представления и публикации бухгалтерской отчетности.

Состав бухгалтерской отчетности предприятий

В соответствии с ПБУ 4/99, бухгалтерская отчетность организации состоит из:

  • Бухгалтерского баланса;
  • Отчета о прибылях и убытках (о финансовых результатах);
  • Отчета о движении денежных средств;
  • Пояснительной записки и приложений;
  • Аудиторского заключения, если деятельность организации, согласно действующему законодательству, подлежит обязательному аудиту;
  • Отчета об изменениях капитала.

Субъекты малого предпринимательства, не подлежащие обязательному аудиту, а также некоммерческие организации могут не включать Отчет об изменениях капитала и Отчет о движении денежных средств в состав бухгалтерской отчетности.

Помимо типовых форм отчетных документов, любое предприятие может представлять в контролирующие инструкции и дополнительную информацию, если она может оказать существенное влияние на оценку положения организации и принятие экономических решений заинтересованными пользователями отчетности. Дополнительная информация может касаться:

  • Динамики значимых экономических и финансовых показателей предприятия за определённый промежуток времени;
  • Планов развития предприятия;
  • Политики организации в области управления рисками или заемных средств;
  • Стратегии долгосрочных инвестиций;
  • Природоохранных мероприятий;
  • Социальной ответственности организации;
  • Деятельности в опытно-конструкторской или научно-исследовательской сфере.

Положением допускается представление дополнительных данных в виде диаграмм, графиков, сводных аналитических таблиц.

Составление бухгалтерской отчетности в Контур.Экстерн

Сервис Контур.Экстерн предназначен для быстрого формирования и сдачи бухгалтерской отчетности через интернет. Экстерн не просто поможет сформировать все отчетные документы без ошибок, но мгновенно отправит их в Налоговую службу, проинформирует о статусе отчетов, при поступлении требований из ФНС поможет отредактировать отчетность.

Почему Контур.Экстерн выбрали почти 2 000 000 бухгалтеров по всей стране

  • Удобство и простота составления бухгалтерской отчетности на любом предприятии.

Контур.Экстерн автоматически проверяет все отчетные документы перед отправкой и указывает пользователю на поля, в которых введены некорректные данные. А чтобы упростить составление отчетности, Экстерн сам рассчитает все итоговые показатели на основании введенной вами первичной информации.

Бухгалтеру вашей организации не придется искать актуальные формы отчетности или самому обновлять систему для их загрузки. Контур.Экстерн обновляется автоматически непосредственно после внесения изменений в законодательство. Сервис всегда содержит актуальные формы всех отчетных документов.

Через Экстерн вы можете не только быстро оправлять в ФНС бухгалтерскую отчетность организации, но представлять в Налоговую службу любые дополнительные документы, запрашивать акты сверки, справки о состоянии расчетов с бюджетом. Запрос и получение справок может быть настроен автоматически, с нужным вам интервалом, и тогда полученные из налоговой данные будут группироваться в виде удобной аналитической таблицы.

Пользователям Экстерна не нужно отказываться от привычных программ ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Система позволяет загружать уже заполненные формы отчетных документов и отправлять их в Налоговую службу после обязательной предварительной проверки.

Служба поддержки клиентов Контур.Экстерн работает круглосуточно и 7 дней в неделю. Консультанты не только помогут решить любые технические проблемы при использовании сервиса, но также дадут рекомендации по заполнению форм бухгалтерской отчетности, в соответствии с правовым статусом и системой налогообложения вашего предприятия.

Годовой бухгалтерский отчет – это одна из форм бухгалтерской отчетности, которая сдается за год. Составляется она на основе промежуточной отчетности, налогового учета и регистров бухучета, которые непрерывно ведутся на протяжении всего года.

Состав годовой бухгалтерской отчетности

Годовая бухгалтерская отчетность, согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, состоит из отчета финансовых результатов и приложения к нему, а также бухгалтерского баланса.

В категорию приложений входят (п.п. 2, 4 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н):

  • Отчет касательно движений денежных средств;
  • Отчет о произошедших изменениях капитала;
  • Отчет касательно целевого использования средств (необходим некоммерческим организациям);
  • Другие пояснения или приложения.

Годовая бухгалтерская отчетность имеет четкую форму, которая утверждена Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

Аудиторское заключение

В случаях, когда организация подлежит аудиту (согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ), готовая бухгалтерская отчетность для Росстата также должна содержать аудиторское заключение, которое подтвердит достоверность и актуальность предоставленной бухгалтерской отчетности (п. 5 ПБУ 4/99).

Бывают случаи, когда аудиторское заключение не готово на момент сдачи отчетности, тогда его можно сдать немного позже.

Сделать это необходимо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, однако обязательно до 31 декабря года, следующего за отчетным годом включительно (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Поэтому состав годовой бухгалтерской отчетности состоит из следующих документов:

  • Бухгалтерский баланс (форма №1);
  • Полный отчет касательно финансовых результатов фирмы (форма отчетности №2);
  • Отчет об изменениях капитала (форма №3);
  • Отчет о движении денежных средств (форма отчетности №4);
  • Также должны присутствовать аудиторское заключение и пояснение по бухгалтерскому балансу (прилагаются, если ежегодные аудиторские проверки обязательны для предприятия).

Субъекты малого предпринимательства работают на основе отдельных бухгалтерских форм:

  • Упрощенный Бухгалтерский баланс (форма №1);
  • Особый упрощенный отчет результатов финансовой деятельности (форма отчетности №2).

Основной регламент составления годовой бухгалтерской отчетности

Самое главное требование – это полная достоверность данных. Другими словами, каждый показатель должен быть достоверным, чтобы будь то внутренний или внешний пользователь, не возникало сомнений в результатах хозяйственной деятельности.

Данные должны отвечать критериям своевременности, что существенно влияет на качество годового отчета. Данные должны обязательно отражаться в отчетном периоде, в котором они на самом деле происходили.

Принцип полноты, согласно которому бухгалтерская отчетность должна отображать данные в максимально полном объеме.

Все показатели из отчетности должны быть сопоставимы. Это означает, что данные деклараций и регистров обязаны иметь логичную взаимосвязь.

Когда полнота данных отсутствует по какой-либо причине, тогда данный факт обязательно указывают в пояснительной записке.

Для кого бухгалтерская отчетность обязательна

Все предприниматели и организации, кроме лиц, которые освобождены от бухгалтерской отчетности либо же могут применять упрощенную ее форму, обязаны подавать годовую бухгалтерскую отчетность. Список выглядит так:

Основные пользователи бухгалтерской отчетности

Предприятие должно иметь сводную форму бухгалтерской информации, чем и является годовая бухгалтерская отчетность.

Исходя из этого, бухгалтерская информация должна иметь целевых пользователей, которые будут использовать ее в различных целях. Поэтому пользователей делят на внешних и внутренних.

Категория внешних пользователей состоит из государственных органов: Федеральная налоговая служба, Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, а также Федеральная служба государственной статистики. Также внешними пользователями считаются юридические и физические лица, ведь бухгалтерская отчетность должна обязательно отвечать принципам публичности и гласности.

Внутренними пользователями принято считать вышестоящие организации (при их наличии), руководителей предприятия, разнообразные руководящие подразделения (если фирма крупная).

Обязательная годовая бухгалтерская отчетность организации за 2020 год в 2021 году

Подходит конец марта, поэтому все бухгалтеры страны готовятся к ответственному делу – сдача годовой бухгалтерской отчетности. Помимо хорошо известного баланса, также необходимо сдавать приложение к нему, чего требует ФНС. Далее подробно о самих приложениях и сроках сдачи.

Комплект годовой отчетности состоит из отчета финансовых результатов, бухгалтерского баланса и нескольких приложений (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Нюансы и тонкости хорошо раскрыты в ПБУ 4/99.

Разные виды приложений:

  • отчет по движению денежных средств;
  • отчет касательно изменений капитала;
  • записка с пояснением (п. 2 и 4 Приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н, письмо Минфина России от 23.05.2013 № 03-02-07/2/18285);
  • актуальный отчет по целевому использованию средств (требуется только для организаций некоммерческого типа . 2 ст. 14 Закона № 402-ФЗ).

Крайний срок подачи отчетности – 31.03.2021. Не нужно сдавать по-отдельности, ведь все подается одним пакетом документов. Упрощенная процедура бухгалтерской отчетности рассчитана на малые предприятий.

Публичность отчетности

Для определенного круга компаний, публикация бухгалтерской отчетности обязательная процедура. Ведь все заинтересованные лица должны иметь свободный доступ к данным, которые характеризуют деятельность предприятия (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Обязательно или необязательно публиковать отчетности организации – это можно узнать из закона, который регулирует деятельность компании. Для примера можно взять саморегулирующиеся компании, которые по закону обязаны публиковать отчетности (пп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ).

Крайняя дата, до которой необходимо все опубликовать – 1 июня (согласно п. 46 Приказа Минфина РФ от 06.07.1999 № 43Н).

Особенности бухгалтерского баланса

Согласно методичке, бухгалтерский баланс (она же Ф-1) состоит из пассивов и активов, выключающих разделы, в каждом из которых выделяются строки, содержащие данные об определенных видах имущества или обязательств.

Актив в себя включает 2 раздела:

Здесь находится информация об НМА, НИОКР, ОС, долгосрочных финансовых вложениях, то есть об имуществе, которое не относится до быстро реализуемого.

Их называют короткие активы или быстро реализуемые: дебиторская задолженность, имеющая срок погашения не более 1 года: запасы, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения.

Пассив содержит 3 раздела:

Раздел отражает данные о капитале организации (добавочном, резервном, уставном), а также нераспределенной прибыли (непокрытом убытке).

Если срок погашения более 12 месяцев, тогда это долгосрочные обязательства (оценочные, отложенные, заемные).

Данный раздел отображает информацию по обязательствам, которые имеют срок погашения менее года, а также о кредиторской задолженности, заемных средствах, оценочных и других обязательствах.

Необходимо показатели баланса приводить на одну из следующих дат:

  • отчетную дату (в любом случае это 31 декабря отчетного года);
  • 31 декабря предшествующего года;
  • 31 декабря года, перед предыдущим.

Строки баланса кодируются, а сам код берут из приложения 4 к приказу № 66н.

Пример правильного заполнения бухгалтерского баланса

Читайте также: