В развитии российского конкурсного права можно выделить

Обновлено: 14.05.2024

Правовые аспекты банкротства в значительной степени регулируются конкурсным правом - системой норм, устанавливающих отношения в области несостоятельности (банкротства), т. е. отношения между должником, не исполняющим свои обязательства, его кредиторами и третьими лицами.
В российском дореволюционном праве (до 1917 г.) проблемам банкротства уделялось значительное внимание. В современном отечественном праве и хозяйственной практике институт несостоятельности после почти восьми десятилетий перерыва восстановлен, достиг значительного уровня развития и продолжает совершенствоваться.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Дореволюционное конкурсное право 3
2 Советское конкурсное право 8
3 Современное конкурсное право 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15

Вложенные файлы: 1 файл

ДОКЛАД БАНКРОТСТВО.doc

ВВЕДЕНИЕ

Переход в 90-е гг. прошлого века к рыночной экономике и связанные с ним кризисные явления в российской экономике привели к резкому увеличению неплатежей. Многие организации оказались неспособными оплачивать счета поставщиков, вовремя погашать задолженность по заработной плате, а также осуществлять платежи в бюджет и внебюджетные фонды и т.д. Финансовое положение большинства хозяйствующих субъектов резко ухудшилось из-за острой нехватки финансовых ресурсов, вызванной высокими темпами инфляции. В данных условиях производственная функция управления дополняется функцией стратегического развития организации, что в бухгалтерском учете предполагает следование одному из основополагающих принципов - принципу непрерывности деятельности предприятия. На решение данной стратегической задачи направлены все усилия хозяйствующего субъекта.

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) и государственное регулирование соответствующих отношений являются одной из самых дискуссионных областей не только права, но и экономики. Правовые аспекты банкротства в значительной степени регулируются конкурсным правом - системой норм, устанавливающих отношения в области несостоятельности (банкротства), т. е. отношения между должником, не исполняющим свои обязательства, его кредиторами и третьими лицами.

В российском дореволюционном праве (до 1917 г.) проблемам банкротства уделялось значительное внимание. В современном отечественном праве и хозяйственной практике институт несостоятельности после почти восьми десятилетий перерыва восстановлен, достиг значительного уровня развития и продолжает совершенствоваться.

1 Дореволюционное конкурсное право

Развитие российского конкурсного права можно представить тремя основными этапами, совпадающими с социальными, экономическими и политическими преобразованиями в истории России. Первый этап дореволюционное конкурсное право; второй - конкурсное право советского периода (существовавшее только в период НЭПа); третий - современное конкурсное право (развивающееся с июня 1992 г.).

Зачатки конкурсного процесса можно обнаружить уже в древнейшем своде законов, возникшем и действовавшем в Древней Руси XI-XII вв. -Русской Правде Пространной редакции.

Законодательство различало несчастную несостоятельность, возникшую не по вине должника, при которой он получал возможность выплатить долг в рассрочку, но эта льгота не распространялась на купца, пропившего капитал или потерявшего его в драке (неосторожное банкротство). В таких случаях судьба должника зависела от воли кредиторов, которые могли по своему усмотрению либо согласиться на погашение долга в рассрочку, либо продать имущество и самого должника в холопы.

Деление несостоятельности на категории и установление характера вины должника свойственны исключительно русскому законодательству. В любом явлении идет попытка докопаться до сути причин, его порождающих, во имя справедливой оценки и воздаяния. Рациональный и деловой Запад такой черты в характере своих народов не имеет [9, с. 157].

Следы конкурсного права встречаются в договоре смоленского князя Мстислава Давидовича с Ригой, Готландом и немецкими городами 1229 г. В ст. 10 этого договора находится указание порядка удовлетворения при стечении нескольких кредиторов. В этом случае как немец в отношении своего русского должника в Смоленске, так и русский в отношении своего немецкого должника в Германии пользовались привилегией преимущественного удовлетворения. Эта привилегия сохранялась по ст. 11 даже в случае конфискации имущества за преступление.

К середине XIV в. на Руси в основном было завершено восстановление хозяйства, разрушенного нашествием Батыя и последующими вторжениями войск Золотой Орды, и постепенно создавались условия для дальнейшего развития феодальной экономики. Отделение ремесла от сельского хозяйства привело к необходимости обмена между городом и деревней, который происходил в форме все расширяющейся торговли. Взыскание по долгам все более переходило с личности должника на его имущество, в том числе и на недвижимое. При этом сохранялось обращение взыскания на родственников, слуг и крестьян должников.

Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что ее включали в юридические сборники вплоть до XV в. Списки Пространной Правды активно распространялись ещё в XV-XVI вв. И только в 1497 г. был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший Пространную Правду в качестве основного источника права на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства.

Выдача головою есть древнейший способ удовлетворения требований, кто не гасил убытки, не платил долга, того самого отдавали истцу. Кредитор мог или взять его к себе во двор в качестве раба или продать его. После смерти должника, если он не успевал отработать своего долга, то обязательства переходили к его детям.

Этот период характеризуется образованием Русского централизованного государства. Вопреки установившемуся обычаю обращать несостоятельных должников в рабов законодатель позволяет выдавать таких лиц кредитору головою до тех пор пока не отработаются. В XVII в. вырабатывается постепенно идея имущественной ответственности за неисполнение по обязательству, вырабатывается порядок обращения взыскания за долги не на лицо, а на имущество должника.

Следует отметить, что уже в законодательстве о несостоятельности Древней Руси вводилась очередность удовлетворения исков кредиторов. Первым по очередности был князь, за ним шли иностранные и иногородние купцы, а последними - местные кредиторы. В более позднем российском законодательстве, например в Уложении Алексея Михайловича 1649 г., преимущество в очередности кредиторов отдавалось государственной казне и иностранным кредиторам.

Итак, по определенным причинам, первым нормативным документом в России, регулирующим процедуру банкротства, был Банкротский устав, принятый 15 декабря 1740 г. Указом, сопровождавшим Устав, было предписано во всех вопросах, касающихся банкротств, поступать в соответствии с Уставом. Как было отмечено выше, во многом этот документ просто копировал западноевропейское законодательство, причем некоторые положения не могли применяться в России лишь по той простой причине, что не соответствовали ни национальным особенностям, ни экономическим реалиям того времени.

В России, в отличие от западных стран, долгое время не существовало каких-либо сроков, в течение которых кредиторы должны были заявить свои требования, и лишь указом от 27 января 1780 г. такие сроки были установлены: живущим в Петербурге кредиторам - месячный, а иногородним и иностранным - шестимесячный срок. Истечение этих сроков прекращало право кредитора на имущество должника.

Дореволюционное законодательство в России предусматривало три формы возбуждения дела о несостоятельности: по заявлению должника, по просьбе кредиторов и по инициативе суда. Прежде всего, право просить об открытии конкурсного процесса было предоставлено кредиторам, но предполагалось, что сам должник раньше своих кредиторов может обнаружить свою несостоятельность. Чистосердечное признание должника было очень важным обстоятельством, так как, во-первых, кредиторы могли убедиться в добросовестности такого должника, во-вторых, в случае собственного заявления должник мог избежать ареста.

Все действия в рамках процедуры несостоятельности (отчуждение имущества, заключение мировой сделки и т.д.) осуществлялись после их утверждения судом. Суд утверждал и заключительный акт конкурсного производства - определение свойства несостоятельности, составлявшееся конкурсным управлением и выносившееся на обсуждение общего собрания кредиторов.

Необходимо отметить, что наряду с традиционными процедурами конкурсного производства российское законодательство той поры регламентировало процедуры, направленные на восстановление платежеспособности должников в процессе торговой несостоятельности. Для их проведения были созданы администрации по торговым делам.

Следует подчеркнуть, что существовавший институт администрации отличался от своих западных аналогов, где для предотвращения несостоятельности должнику предоставлялась отсрочка в платежах, применялись такие меры, как предупредительная мировая сделка, судебная ликвидация. При этом по зарубежному законодательству за должником сохранялось управление его имуществом, а по законодательству России должник отстранялся от управления имуществом.

В 1857 г. в Устав были введены нормы о ежегодном составлении бухгалтерского баланса. В ходе анализа законодательства периода 1800-1917 гг. можно выделить некоторые характерные его особенности:

1) банкротство рассматривается как несостоятельность торговца, банкира по причине непогашения обязательств по его вине; от степени виновности зависел выбор процедуры банкротства;

2) дается четкое терминологическое разграничение между несостоятельностью и банкротством, где первое выступает более объемным понятием, а второе - отдельным случаем несостоятельности;

3) проводится классификация понятий несостоятельности ( торговая и неторговая) и банкротства (корыстное и простое).

Кроме того, при определении несостоятельности хозяйствующего субъекта практически не использовалась бухгалтерская отчетность, что в первую очередь объясняется отсутствием единой методологической базы, а также привязкой несостоятельности только к признаку неоплатности должника.

2 Советское конкурсное право

Следующий, весьма непродолжительный по времени этап развития института несостоятельности можно назвать советским. На данном этапе развития конкурсного права процедура несостоятельности, как способ прекращения предпринимательской деятельности, практически не применялась.

С 1928 г. по мере свертывания НЭПа и введения программы индустриализации страны и первых пятилеток постепенно стали исчезать из законов и те незначительные конкурсные нормы, которые существовали. Все происходящее объяснялось тем, что институт несостоятельности, в отличие от некоторых других институтов, совершенно несовместим с плановой экономикой и безраздельной государственной монополией на собственность, модель несостоятельности существовала только в нормативных актах советского государства, на практике она не реализовывалась. Проблема неплатежей регулировалась на государственном уровне с помощью разработанной системы дотирования убыточных отраслей народного хозяйства и отдельных предприятий. Нерентабельные предприятия и хозяйства искусственно встраивались в экономику и существовали в качестве плaнoвo-yбытoчныx за счет государственного финансирования, периодического списания долгов с колхозов, постоянно действующих схем перераспределения финансовых потоков в хозяйственных системах министерств и ведомств.

В отношении граждан вопрос о банкротстве не возникал вовсе, так как они не имели права заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью.

Современное российское конкурсное право предусматривает применение к должнику различных процедур; в целом можно выделить следующую модель (этапы) развития конкурсных отношений.

1. Предварительный (внесудебный) этап. Этап, на котором судебные органы еще не вмешиваются в дела должника, но в любой момент это может случиться, поскольку должник находится в предбанкротном состоянии - его финансовое положение уже пошатнулось, но оснований для применений судебных процедур еще нет (признаки банкротства либо отсутствуют, либо их наличием еще никто не воспользовался). На данном этапе проводятся так называемые внесудебные процедуры; кроме того, в рамках данного этапа может быть проведено добровольное банкротство (о связанных с этим законодательных проблемах будет сказано ниже). Этот этап продолжается до подачи в суд заявления о банкротстве должника.

2. Заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом. Этот этап продолжается недолго - с момента подачи в суд заявления о банкротстве и до принятия заявления судом. На данном этапе судом рассматриваются основания принятия заявления: решаются вопросы о субъектах - как о том, кто подает заявление, так и о том, в отношении кого заявление подается, - имеют ли они право участвовать в конкурсном процессе и на каких условиях; о признаках банкротства - имеются ли они у должника; о применяемом в данном конкретном случае законодательстве и т.д. Продолжительность данного этапа - 5 дней (в соответствии с п. 2 ст. 42 Закона судья выносит определение о принятии заявления в течение 5 дней с момента его поступления в арбитражный суд; Закон 1998 г. устанавливал 3-дневный срок). Следует отметить, что на практике нередко проходит гораздо большее количество времени - механизмов воздействия на суд в такой ситуации Закон не содержит.

3. Наблюдение. Наблюдение - процедура, основная цель которой - достижение баланса интересов должника и кредиторов в период, когда, с одной стороны, о неплатежеспособности должника уже достаточно хорошо известно (а о предстоящем судебном разбирательстве известно точно), а с другой стороны, определенные судебные мероприятия еще не начались.

В силу Закона 1998 г. этот этап начинается с момента принятия судом заявления о банкротстве должника и длился до проведения первого заседания арбитражного суда по данному делу. Данное положение Закона 1998 г. (ст. 56) было признано не соответствующим Конституции РФ постановлением КС РФ N 4-П от 12 марта 2001 г., в результате чего наблюдение стало вводиться не в момент принятия заявления, а позже, на специальном заседании суда, цель которого - проверить обоснованность требований кредиторов. В результате должник защищается от действий недобросовестных кредиторов, но в совершенно незащищенном положении оказываются кредиторы, поскольку недобросовестный должник получает возможность распорядиться активами.*(238) Процедура наблюдения является достаточно новой для российского конкурсного права - впервые она была предусмотрена Законом 1998 г. Наблюдение - процедура пассивная, поскольку в течение этого периода предприятие-должник продолжает обычную хозяйственную деятельность, его руководство действует почти так же, как и раньше. Вмешательство внешнего субъекта - временного управляющего - минимально: он наблюдает за тем, чтобы действия руководства не привели к убыткам для кредиторов (с этой целью у временного управляющего необходимо спрашивать согласия на определенные сделки). Управляющий не наделен полномочиями совершать какие-либо действия или сделки от имени должника, а также иным образом вмешиваться в его хозяйственную деятельность. Еще одной целью деятельности временного управляющего является изучение финансового состояния должника, с тем чтобы к окончанию периода наблюдения можно было сделать вывод о наличии (или отсутствии) реальных перспектив восстановления финансового состояния.

В конце наблюдения делается вывод о судьбе должника - либо о целесообразности приложения определенных усилий для его реабилитации, либо о необходимости скорейшей ликвидации юридического лица. Этот вывод делает как управляющий, так и собрание кредиторов, причем от решений последнего во многом зависит дальнейшая судьба должника, т.е. следующая применяемая к нему процедура.

4. Финансовое оздоровление. Эта процедура является новеллой Закона 2002 г., что усиливает защиту должников, предоставляя им дополнительные возможности в конкурсном процессе.

Финансовое оздоровление - восстановительная процедура, которая вводится, если должник имеет возможность без проведения активных экономических мероприятий в течение определенного (достаточно длительного - не более 2 лет) времени расплачиваться с кредиторами. При этом действует руководство должника, полномочия которого ограничены необходимостью получать согласие на определенные сделки и действия у административного управляющего либо собрания кредиторов. Основными документами финансового оздоровления являются план финансового оздоровления (предусматривающий источники появления средств у должника) и график погашения задолженности (в котором указывается порядок удовлетворения каждого из включенных в реестр требований кредиторов).

Финансовое оздоровление может заканчиваться восстановлением платежеспособности, либо переходом к внешнему управлению, либо признанием должника банкротом и открытием конкурсного производства.

5. Внешнее управление. Этап реабилитационный, полностью направленный на восстановление финансового состояния должника. Вводится внешнее управление при условии обоснования возможности восстановления, т.е. потенциальной жизнеспособности должника. Внешнее управление в отличие от наблюдения и финансового оздоровления - этап активных действий по отношению к должнику. Осуществляет эти действия независимый субъект - внешний управляющий, который обладает всеми функциями по управлению предприятием (руководство должника отстраняется от исполнения обязанностей). На этапе внешнего управления должник имеет значительные льготы - в частности, мораторий на удовлетворение требований кредиторов; все это служит цели восстановления его деятельности.

Вводится внешнее управление на длительный срок до 24 месяцев (однако действуют важные правила: 1) совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может быть более 2 лет; 2) внешнее управление не вводится, если финансовое оздоровление проводилось 18 месяцев). По окончании этого срока решается вопрос о достижении целей внешнего управления, т.е. о том, удалось ли должнику восстановить платежеспособность и продолжить нормальную деятельность (вывод об этом делают исходя из того, достаточно ли у должника средств на удовлетворение требований всех кредиторов и продолжение функционирования). Если восстановить платежеспособность удалось, то производство по делу о несостоятельности (банкротстве) прекращается, а должник продолжает осуществлять обычную хозяйственную деятельность (характер которой мог значительно измениться в ходе осуществления процедур внешнего управления).

Если в ходе внешнего управления выявилась невозможность финансового восстановления должника, то осуществляется переход к конкурсному производству (так же, как и в том случае, когда осуществление финансового оздоровления либо внешнего управления было признано нецелесообразным по окончании наблюдения).

6. Конкурсное производство. Этот этап является ликвидационным; все мероприятия направлены на реализацию имущества должника и прекращение его деятельности. Период конкурсного производства начинается с вынесения арбитражным судом решения о признании должника банкротом (такое решение выносится по окончании наблюдения, финансового оздоровления либо внешнего управления). Обращает на себя внимание тот факт, что только с этого момента (т.е. только с начала конкурсного производства) должник может называться банкротом в полном смысле этого слова; если же этот термин употребляют по отношению к должнику на более ранних этапах (что нередко случается), то следует учитывать, что делается это с большой долей условности и является не вполне корректным.

На этапе конкурсного производства действует независимый субъект - конкурсный управляющий; его деятельность направлена на скорейшую реализацию имущества должника, образование конкурсной массы и распределение ее между кредиторами в соответствии с требованиями очередности, соразмерности, пропорциональности.

Завершается конкурсное производство вынесением соответствующего определения арбитражным судом, что является основанием для исключения юридического лица из государственного реестра юридических лиц.

7. Мировое соглашение. Мировое соглашение - особый этап развития конкурсных отношений; переход к этому этапу допускается на любой из судебных стадий конкурса - наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства. Мировое соглашение заключается должником (либо арбитражным управляющим) с кредиторами и влечет прекращение производства по делу о банкротстве. По сути мировое соглашение представляет собой многосторонний договор, особенность которого в том, что возможно навязывание одними участниками (обладающими большинством голосов по сумме требований) своей воли другим.

Для сравнения. Законодательствам большинства государств СНГ и стран Балтии в целом свойственно подобное отношение к этапам несостоятельности (банкротства); при этом процедуры могут отличаться от российских как по сути, так и наименованиями. Так, например, Закон Латвийской Республики "О неплатежеспособности предприятий и предпринимательских обществ" содержит указания на проведение санации, банкротства и мирового соглашения; эстонский Закон о банкротстве не называет процедуру наблюдения, но предусматривает назначение временного управляющего, полномочиями которого является обеспечение сохранности имущества должника и осуществление финансового анализа. Подобным образом поступает Закон Литвы - там назначается администратор, однако особая процедура не проводится. Закон Грузии не выделяет такой этап, как конкурсное производство, а мероприятия, характерные для данного этапа, описаны в гл. IV Закона, которая называется "Завершение производства по делу о банкротстве". Закон Молдовы не использует термин "внешнее управление", заменяя его понятием "реорганизационные процедуры". При этом переход к реорганизационной процедуре осуществляется путем приостановления конкурсного производства, т.е. после признания должника банкротом.

Закон Азербайджана устанавливает подобные положения, называя реорганизационную процедуру санацией. После принятия судом заявления о банкротстве назначается дата судебного заседания, на котором должник признается банкротом, после чего осуществляются ликвидационные мероприятия. Особенностью данного Закона является то, что, во-первых, до признания должника банкротом по заявлению определенных лиц возможно назначение временного управляющего (термина "наблюдение" Закон не содержит); во-вторых, в любое время (как до признания должника банкротом, так и после, т.е. до окончания ликвидации) возможно ходатайство о проведении санации либо заключении мирового соглашения.

Закон Армении предполагает признание должника неплатежеспособным в момент принятия заявления, что влечет назначение управляющего, полномочия которого сочетают в себе полномочия и временного, и конкурсного управляющего. Закону Армении известны две процедуры - финансовая санация и ликвидация; при этом мероприятия финансовой санации по сути сочетают в себе мероприятия внешнего управления и мирового соглашения.

Закон Украины содержит модель, наиболее близкую российской: судебными процедурами, применяемыми к должнику, являются распоряжение имуществом, санация, ликвидация, мировое соглашение.

Закон Беларуси также в целом воспринимает российскую модель; при этом процедуры называются соответственно "защитный период", "санация", "ликвидационное производство", "мировое соглашение". Интересно, что данный Закон использует термин "конкурсное право" как синоним термина "конкурсный процесс".

Закон Узбекистана предполагает осуществление по отношению к должнику внешнего управления и ликвидационного производства; процедуры, аналогичной наблюдению, не проводится.

Интерес представляет решение рассматриваемого вопроса в Республике Казахстан, Закон о банкротстве которой предусматривает проведение наряду с внешним управлением реорганизационной процедуры, которой посвящена гл. IV Закона 1998 г. По сути реорганизационная процедура - меры, применяемые для восстановления платежеспособности коммерческих юридических лиц, в то время как внешнее управление является аналогом российского наблюдения.

В целом на основании анализа законодательных актов государств СНГ и стран Балтии можно сделать вывод о том, что для них характерно как осуществление мероприятий, направленных на сохранение имущества и восстановление платежеспособности должника, так и заключение мирового соглашения. При невозможности данных мероприятий юридическое лицо ликвидируется.

Представляется более удобным и целесообразным использование одних и тех же терминов для обозначения подобных мероприятий.

Как было показано, и в России, и в государствах СНГ и Балтии отсутствует единый четкий механизм развития отношений, связанных с неплатежеспособностью должника. Представляется, что наиболее адекватной является следующая модель: принятие судом заявления о банкротстве должника влечет введение наблюдения, в рамках которого проводится специальное заседание суда по проверке обоснованности требований кредиторов; в рамках наблюдения решается вопрос о возможности восстановления платежеспособности, что влечет введение финансового оздоровления, внешнего управления либо конкурсного производства.

Таким образом, модель, принятая российским Законом, в целом представляется целесообразной, однако серьезные проблемы, связанные с введением процедуры наблюдения, нуждаются в рассмотрении и уточнении (подробнее об этом будет сказано ниже).

В развитии российского института банкротства можно выделить три основных этапа: дореволюционный (до 1917 г.); советский (с 1917 г. до 1990 г.); современный (с 1990 г. по настоящее время).

Сегодня рассмотрим первый этап дореволюционный (до 1917 г.);

Развитие российского института банкротства: дореволюционный этап

Развитие российского института банкротства: дореволюционный этап

Развитие российского института банкротства: дореволюционный этап

Так, статья 10 Договора Новгорода с немецкими городами и Готландом 1270 г. закрепляла принципы первоочередности удовлетворения исков иностранных лиц и запрета сажать в тюрьму иностранных купцов за долги. Аналогичное положение в силу международно-правового принципа взаимности распространялось и на новгородских купцов в немецких землях. В соответствии со ст. 11 Договора органом по разрешению споров являлся торговый суд перед церковью Св. Иоанна в присутствии посадника, тысяцкого и купцов. Интерес также представляет статья 17, положения которой устанавливают порядок разрешения споров, связанных с арестом имущества иностранного лица на территории одной из договаривающихся сторон: в первый и второй год делалось объявление о предстоящем аресте имущества, которое могло быть арестовано лишь на третий год с момента возникновения спора.

Таким образом, данная норма, урегулировав указанный процессуальный аспект трансграничного банкротства, одновременно закрепила правовой механизм защиты и поощрения иностранных инвестиций, который в усовершенствованном виде применяется в современных двусторонних и многосторонних инвестиционных соглашениях в настоящее время. Русская Правда служила основным руководством в судебных разбирательствах о несостоятельности вплоть до издания в 1497 г. Судебника Ивана III Васильевича (далее – Судебник 1497 г.) – первого крупного акта систематизации и переработки действовавших на территории различных областей объединенной Северной Руси правовых актов (уставных грамот, Псковской Судной грамоты, Русской Правды) и норм обычного права. Статья 55 данного правового акта детализирует содержание ст. 55 Русской Правды Пространной редакции, адаптируя ее содержание к изменившимся реалиям экономической жизни Руси.

Развитие российского института банкротства: дореволюционный этап

Нормы Соборного уложения 1649 г. о несостоятельности (ст. ст. 203 – 206 гл. X) практически повторяют правила установленные Русской правдой и Судебниками, включая нормы об очередности удовлетворения требований кредиторов (так, в соответствии со ст. 260 Уложения, предпочтение отдавалось иностранным кредиторам перед отечественными). Новеллой стало установление трехлетнего предельного срока уплаты долга.

Существенный вклад в развитие российского института несостоятельности внес Указ от 19 июля 1736 г., в соответствии с которым заявление лица о своей неплатежеспособности и готовности отработать долг служило основанием передачи должника частным лицам для отработки своих обязательств из расчета 24 руб. в год, половина из которых шли на уплату долга, а оставшиеся 12 руб. – на содержание должника.

Развитие российского института банкротства: дореволюционный этап

Уголовное уложение от 22 марта 1903 г. содержало главу, посвященную вопросам ответственности за злостное и неосторожное банкротство. В 1908 г. в Москве был образован Московский временный комитет по изысканию мер против неплатежей. Данный Комитет занимался вопросами разработки законопроектов, связанных с неплатежами и банкротствами (например, в 1913 г. данное ведомство разработало законопроект об изменении производства по делам о несостоятельности).

Конкурсное право является учением и системой норм регулирующих обязанности и права должника, который не исполняет собственные обязательства в полном объеме в течение конкретного времени, его кредиторов и третьих лиц, в случае недостатка имущества должника для удовлетворения кредиторских требований.

В юридической литературе не существует единого мнения, к какой отраслевой принадлежности отнесет института банкротства. Сходится мнение, что это межотраслевой комплексный институт, который содержит нормы разнообразных правовых отраслей права, притом нормы института банкротства могут являться как публично-правовыми, так и частноправовыми.

Нормы конкурсного права используются в случае, если гражданин либо юридическое лицо не выполняет собственные финансовые обязательства либо не платит налоги и другие обязательные платежи на протяжении конкретного срока. К примеру, должник не имеет возможности возвратить долг, который образовался после получения в банке кредита и т. д.

Комплексность характера конкурсного права проявлена в том, что оно вводит в свой состав нормы разных правовых отраслей права. Известный правовед дореволюционного периода Российского государства Г.Ф. Шерше-невич считал, что конкурсное право - это отдел частного, гражданского права.

Таким образом, гражданско-правовые нормы устанавливают базисы правового урегулирования несостоятельности - банкротства, регламентируют учредительскую ответственность по обязательствам должника, свершение сделок с имуществом должника и пр.

Цели конкурсного права

Восстановление платежеспособности должника, сохраняя его как звено экономической системы. На образование организации затрачены значимые временные, материальные и интеллектуальные ресурсы.

Цена действующей организации значительно выше, чем его части по продаже. Кроме этого, должник - это участник торгово-производственной цепи, в зависимости от него находится нормальная деятельность его контрагентов, то есть покупателей, поставщиков, клиентов; учредителей. Почти любой участник хозяйственного оборота - работодатель, налогоплательщик, потому как от его благополучия в финансовом плане находится в зависимости социальная стабильность, и уровень доходов муниципальных и государственных бюджетов. Некоторые организации обладают стратегическим значением для процветания и безопасности государства. В связи с этим придание озвученной цели конкурсного права приоритетности значения является полностью закономерным.

Готовые работы на аналогичную тему

Исключение из гражданского оборота лиц, деятельность которых является невозможной или нецелесообразной. Это объяснимо следующим. Естественное следствие конкурентной борьбы представляется отсевом неэффективных, неконкурентоспособных, исчерпавших собственные ресурсы менеджеров и предпринимателей, абсолютно неплатежеспособных должников, так как сохранность нежизнеспособных структур на рынке может причинять ущерб предполагаемым контрагентам, а так же не соответствовать интересам кредиторов. Наличие в правовой системе института конкурсного права, обладает и стимулирующей функцией. Угроза банкротства пробуждает предпринимателей, учредителей юридического лица, а во многих случаях и властные органы предпринимать активные меры по улучшению финансового статуса должника.

Обеспечение соразмерного, пропорционального и наиболее полного удовлетворения кредиторских требований. Если же ущерб кредиторов банкрота оказался неизбежным, то ущерб должен распределяться меж ними самым справедливым образом. При этом приоритетностью обладает экономически и социально незащищенная часть населения. К ней законодательство относит:

  • граждан, жизни или здоровью которых должником причинялся вред;
  • граждан, обладающих счетами и вкладами в банке, который признан банкротом;
  • сотрудников банкрота;
  • лиц-выгодоприобретателей по договору обязательного страхования в случае банкротства организаций страхования.

Обеспечения баланса интересов участников конкурсных отношений, что представляется публично-правовой целью института несостоятельности. Достижение этакой цели призывается обеспечить арбитражный управляющий, который утверждается арбитражным судом для произведения процедур банкротства. Он обязуется принять меры по защите имущества должника, и т.д., при этом действуя добросовестным и разумным образом в интересах должника, общества и кредиторов.

Предоставление возможности участникам гражданского оборота, а конкретно, индивидуальным предпринимателям, а также учредителям, то есть участникам банкрота - юридического лица, после прекращения процессии банкротства высвободиться от долгового бремени, даже в тех случаях, когда они не совсем рассчитались по собственным долгам.

Очевидным является, что для восстановления платежеспособности должника, реализации его расчетов с кредиторами, да и для произведения процедур банкротства, прежде всего, необходимым является наличие соответственного по своему объему имущества. Потому как главной задачей, призванной разрешить институт конкурсного права в достижении названных выше целей, является сохранение и пополнение имущества должника. Максимизация имущества включает в себя следующее:

Читайте также: