В рамках каких процедур банкротства полномочия руководителя должника по общему правилу прекращаются

Обновлено: 30.06.2024

В порядке исключения все тот же пункт постановления Пленума ВАС РФ указывает, что в исключительных случаях, если арбитражный управляющий докажет, что он внес существенный вклад в достижение целей соответствующей процедуры банкротства (например, в результате его деятельности существенно увеличилась стоимость чистых активов должника), суд вправе увеличить размер фиксированной части его вознаграждения применительно к пункту 5 статьи 20.6 Закона о банкротстве.

В итоге, казалось бы, что по данной теме имеется достаточное правовое регулирование, разъяснения высшей судебной инстанции, сформирована судебная практика и поводы для дискуссии отсутствуют.

Вместе с тем, всего лишь два примера из практики заставляют усомниться в этом.

Итак, предположим, что один и тот же арбитражный управляющий утвержден в двух различных процедурах конкурсного производства. В деле о банкротстве А он продает имущественный комплекс должника с торгов, гасит 50% требований кредиторов, завершает процедуру и имеет полное право на проценты по вознаграждению. В деле о банкротстве Б он выполняет все те же самые мероприятия, но выручки от продажи достаточно для погашения всех требований кредиторов, в результате чего производство по делу прекращается, проценты по вознаграждению - не начисляются, а фиксированное вознаграждение вряд ли будет увеличено. Погаси он 99,9% требований - и такой проблемы бы не возникало.

В другой ситуации временный управляющий В, активно противодействуя включению в реестр требований с корпоративной природой и тем самым пресекая попытку контролируемого конкурсного производства, вынуждает должника рассчитаться с иными, независимыми кредиторами, чтобы, например, не опустить субсидиарной ответственности бенефициаров. Временный управляющий Г, наоборот, проводит проверку обоснованности требований формально, предприятие уходит под контролем аффилированных должнику лиц в конкурсное производство с выбранным ими конкурсным управляющим. Управляющий В права на проценты не имеет, управляющий Г - имеет без каких бы то ни было возражений.

Сразу становится очевидной и неполнота, и несправедливость регулирования.

Как видится, существует 2 способа решения коллизии:

Почему вариант №2 является правильным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20.6 Закона о банкротстве, вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2018 года № 306-ЭС14-6837 по делу № А65-19446/2011 сформулирована следующая позиция: правовая природа вознаграждения арбитражного управляющего носит частноправовой встречный характер (пункт 1 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации) и является, по своей сути, платой за оказанные услуги по антикризисному управлению. Обязанность по выплате вознаграждения по общему правилу относится на должника (пункт 2 статьи 20.6 Закона о банкротстве).

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 мая 2013 года № 12889/12 указано, что встречный характер вознаграждения арбитражного управляющего, выплачиваемого за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей (пункт 1 статьи 20.4, пункт 4 статьи 20.6 Закона о банкротстве) означает, что арбитражный управляющий не может быть лишен вознаграждения в случае, если им выполнялись возложенные на него обязанности в конкретной процедуре банкротства (независимо от оснований ее введения), за исключением случаев, когда будет установлено, что арбитражный управляющий ненадлежащим образом исполнял свои обязанности, фактически уклонялся от осуществления своих полномочий, либо знал об отсутствии основанийдля продолжения осуществления своих обязанностей.

Очевидно, что приведенные правовые позиции в полном объеме относятся и к процентам арбитражного управляющего, являющимся составной частью вознаграждения арбитражного управляющего.

Далее, как отмечают суды, давая согласие на утверждение в качестве арбитражного управляющего, принимая на себя обязанности по проведению мероприятий, предусмотренных процедурой банкротства, арбитражный управляющий имеет разумные ожидания на получение процентов по вознаграждению (определения ВС РФ от 17 мая 2017 г. № 305-ЭС16-20547; от 01 августа 2017 г. № 301-ЭС17-4624 и другие).

В судебной практике также неоднократно указывалось, что проценты по вознаграждению арбитражного управляющего имеют стимулирующий характер (функцию), данный институт призван дополнительно мотивировать арбитражных управляющих к надлежащему, добросовестному и разумному осуществлению их полномочий и достижению целей и задач соответствующей процедуры банкротства (см., например, пункт 22 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утв. Президиумом ВС РФ 20 декабря 2016 г.; определение Верховного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2018 года № 306-ЭС14-6837 по делу № А65-19446/2011 и другие).

О том, что проценты по вознаграждению являются дополнительным стимулом для управляющих к надлежащему осуществлению их прав и обязанностей, также свидетельствует и установление различной в зависимости от процедуры банкротства базы для расчета процентов по вознаграждению арбитражного управляющего.

Так, в соответствии с дефинициями, содержащимися в статье 2 Закона о банкротстве, внешнее управление является процедурой, применяемой в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности, а конкурное производство - целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Соответственно проценты по вознаграждению внешнего управляющего согласно пункту 12 статьи 20.6 Закона о банкротстве рассчитываются исходя из погашенных требований кредиторов при прекращении производства или размере прироста стоимости чистых активов должника при переходе в конкурс; проценты по вознаграждению конкурсного управляющего зависят от размера удовлетворенных требований кредиторов.

Согласно статьи 2 Закона о банкротстве, наблюдение - это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Цели процедуры наблюдения прямо коррелируют с обязанностями временного управляющего, установленными пунктами 1 и 2 статьи 67 Закона о банкротстве, в силу которых временный управляющий обязан: принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника; выявлять кредиторов должника; вести реестр требований кредиторов; уведомлять кредиторов о введении наблюдения; созывать и проводить первое собрание кредиторов; представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением поименованных в законе документов. Для исполнения данных обязанностей статья 66 Закона о банкротстве предоставляет временному управляющему права, в частности: получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника, заявлять возражения относительно требований кредиторов, принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов, обращаться в суд с ходатайствами о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, об отстранении руководителя должника, оспаривать сделки должника. Из анализа положений статей 66, 67 Закона о банкротстве и целей процедуры наблюдения можно сделать вывод, что данная процедура не направлена на восстановление платежеспособности должника, а временный управляющий, фактически, не обладает никакими прямыми полномочиями, направленными прямо на достижение данной цели или позволяющими ее реализовать (не может продавать имущество должника для расчетов с кредиторами, оспаривать сделки по специальным основаниям и т.п.). Поэтому и проценты для временного управляющего исчисляются от размера балансовой стоимости активов, имеющихся на дату введения процедуры, то есть по существу тех активов, в отношении которых нужно обеспечить сохранность, провести финансовый анализ и проч.

Таким образом, поскольку вознаграждение арбитражного управляющего является платой за оказанные услуги в области антикризисного управления и имеет частноправовой встречный характер, возлагается на должника, то освобождение должника от обязанности уплаты части такого вознаграждения в виде процентов при прекращении производства по делу (кроме такого основания, как отсутствие финансирования) уже после того, как эти услуги фактически оказаны, по мнению автора, должно носить экстраординарный характер, то есть быть не правилом, а исключением из правила.

Иное регулирование нарушает баланс прав и интересов сторон и предоставляет должнику в деле о банкротстве (то есть лицу, уже недобросовестному, так как просрочившему и нарушившему договорные обязательства перед кредиторами) необоснованную возможность ограничения оплаты услуг управляющего как лица, в полном объеме и надлежащим образом их оказавшего.

Внешнее управление как процедура банкротства вводится, если юридическое лицо становится неплатежеспособным. Оно не подразумевает ликвидацию предприятия, а чаще используется в качестве инструмента финансового оздоровления для восстановления возможности обслуживать собственные долговые обязательства. Признаки, на основании которых компания может начинать процесс банкротства, перечислены в 3 статье закона № 127-ФЗ. По процедуре это только один из этапов, направленный на финансовую реабилитацию должника.

Ниже мы рассмотрим, что собой представляет внешнее управление при банкротстве, механика инициирования и реализация данного процесса.

Что это за процедура?

Это комплекс мероприятий, который вводится по решению Арбитража. Его цель – восстановление финансовой стабильности юридического лица, ставшего банкротом, возобновление его способности обслуживать и погашать свои долговые обязательства. Согласно нормам 92 статьи закона №127-ФЗ на эту стадию процедуры можно переходить только по результатам предварительного проведения процесса финансового оздоровления. Внедрение данного инструмента допускается лишь в случае наличия таких признаков:

Подтверждается возможность восстановления способности обслуживать свои долги обанкротившейся организации, обеспечиваемой в заданный срок.

Арбитраж рассмотрел коллективно поданное кредиторами ходатайство с запросом о возможности ввести внешнее управление при банкротстве.

Также к данному процессу можно перейти после подачи ходатайства о фиксации неплатежеспособности компании в Арбитражном суде, если по обновленным сведениям или изменившейся обстановке будет установлена и подтверждена возможность возобновления деятельности и доходности. В противной ситуации дело переходит к конкурсному производству.

В случае положительного решения в арбитраже, текущее руководство компании-должника отстраняется от управления и вводится внешний управляющий при банкротстве. Он может полностью распоряжаться всем наличным имуществом и финансовыми активами банкрота, а также окончательно отстранить или уволить предыдущий управленческий аппарат.

Кандидатура нового управляющая должна быть утверждена в судебном порядке через составление определения. Датой фактического перехода к управлению извне считается момент передачи полномочий новому администратору со стороны предыдущего управленца.

Восстановление платежеспособности должника обычно подразумевает выполнение целого ряда условий, в том числе следующих:

Погашение дебиторской задолженности.

Ликвидация нерентабельных направлений финансовой и коммерческой деятельности.

Частичная реализация имущества дебитора для привлечения дополнительного финансирования.

Привлечение дополнительных инвестиционных взносов со стороны учредителей предприятия.

Дополнительная эмиссия акций.

Это только некоторые из мероприятий, которые могут проводиться в рамках действия данного режима. Их полный перечень и алгоритм выполнения приводятся в плане внешнего управления, утверждаемом на общем собрании кредиторов. Он может изменяться или дополняться уже в процессе в зависимости от степени его успешности.

Необходимо учитывать, что когда инициируется банкротство, внешнее управление можно ввести только, если удается убедительно доказать возможность восстановления финансовой состоятельности должника при условии временной замены руководства на стороннего специалиста. Данный инструмент применяется не только для решения задач финансового оздоровления компании, но и, чтобы она сумела полностью погасить существующие долговые обязательства перед кредиторами.

Права и обязанности


Внешний управляющий при банкротстве получает, как права, так и многочисленные обязанности, которые он должен выполнять для стабилизации положения на предприятии и его дальнейшем выводе из долгового кризиса.

Базовыми правами привлеченного управленца являются:

Управление всеми существующими активами компании-банкрота в соответствии с утвержденным планом финансового оздоровления и действующим законодательством.

Заключение от имени управляемой организации мировых соглашений.

Отказ от дальнейшего исполнения ранее заключенных соглашений и договоров с целью оптимизации внутренних процессов.

Инициирование процедуры признания недействительными различных сделок и соглашений, заключенных компанией-банкротом ранее, в том числе в судебном порядке.

Взыскание в судебном порядке возмещения материального ущерба, причиненного в результате действий или бездействия предыдущей управленческой структуры.

Это только основные права, касающиеся базовых экономических аспектов, которые получает управляющий. Но, когда инициируется банкротство, внешнее управление также приобретает значительный перечень обязанностей, которое должно неукоснительно выполнять. Преимущественно это должностные полномочия и различные меры, направленные на финансовое оздоровление принимаемой под управление организации.

Точный перечень обязанностей в каждом случае оговаривается индивидуально, но есть некоторые, которые формируются автоматически, в том числе следующие:

Проведение инвентаризации при принятии имущества от отстраняемого руководства.

Занесение сведений о произведенной инвентаризации в федеральный реестр, что необходимо выполнить не позже, чем в течение трех рабочих дней с момента завершения процедуры.

Подготовка и вынесение на утверждение совету кредиторов детального плана внешнего управления с намеченными мероприятиями по выводу предприятия из кризиса.

Корректирование отчетности, в том числе бухгалтерской и статистической, в рамках утвержденного плана и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Взаимодействие с кредиторами: заявления возражений по их требованиям.

Соблюдение всех возможных мер для выполнения принятых на себя обязательств перед банкротом, направленных на устранение проблем с задолженностью и сохранение предприятия.

Ведение точного учета в реестре требований со стороны кредиторов.

Проведение всех мероприятий, предусмотренных ранее согласованным планом по преодолению банкротства.

Отчетность перед кредитором на периодической основе, по заранее согласованному календарю.

Насколько эффективным в итоге окажется внешнее управление при банкротстве юридического лица, в значительной степени зависит от того, в полной ли мере управляющий будет использовать предоставленные ему права, а также добросовестно выполнять принятые на себя обязанности и обязательства.

Сроки и процесс введения режима внешнего управления


Срок, на который может быть введен этот режим, определяется в соответствии с 93 статьей закона №127-ФЗ. В нем сказано, что максимальное время, которое может быть отведено на работу приведенного извне управляющего, может составлять не более 18 месяцев. Этот период могут продлить только в одном случае – по просьбе совета кредиторов. Для принятия положительного решения они должны предоставить вескую аргументацию. Например, связанную с изменением утвержденного ранее плана по выводу банкрота из кризиса путем внесения существенных корректив, требующих увеличения отпущенного времени.

Необходимо учитывать, что как в случае с санацией, так и с внешним управлением, общий срок действия данного режима не может превышать 24 месяцев. Исключением являются градообразующие предприятия, в которых данный режим может быть продлен до двух с половиной лет. Также сроки могут увеличиваться для сельскохозяйственных компаний, ходатайствующих об этом из-за разорения в связи со стихийным бедствием, причинившим непоправимый ущерб.

При необходимости внешнее управление при банкротстве юридического лица можно сделать более краткосрочным, чем планировалось изначально. Для этого суду должно быть предоставлено ходатайство со стороны собрания кредиторов или от самого управляющего. Решение принимается с незамедлительным исполнением.

Последствия введения внешнего управления при банкротстве

Эта процедура влечет за собой многочисленные последствия, направленные на финансовое оздоровление предприятия. Изменяется структура верхнего звена менеджмента, а также многие процессы в компании-банкроте. С момента ввода этого режима полностью прекращаются полномочия предыдущего руководства, которые возлагает на себя привлеченный управляющий. В течение трех рабочих дней руководитель, временный и административный управляющий обязаны обеспечить передачу новому руководству всех печатей, а также материальных активов по инвентаризации, бухгалтерской и статистической документации.

Также сразу отменяются все ранее запущенные мероприятия, направленные на выполнение требований кредиторов. Налагается запрет на арест имущества и другие ограничения для должника вне процедуры банкротства. Другое решение может быть принято исключительно Арбитражным судом. Также на время внешнего управления вводится запрет на выплату задолженностей и обязательных отчислений за исключением ситуаций, перечисленных в регулирующих нормативных актах. Все требования банкроту кредиторами могут быть предъявлены исключительно в рамках закона 296-ФЗ, устанавливающего порядок взыскания задолженностей.

Права и обязанности внешнего управляющего при банкротстве распространяются на регулирование стоимости акций, увеличение объема уставного капитала путем их дополнительной эмиссии через обращение к собранию кредиторов. Также внешний управляющий получает возможность ходатайствовать о продаже предприятия, замещении его долговых активов, порядке ведения собраний акционеров и других действиях, как предусмотренных изначальным планом завершения процедуры банкротства, так и возникающих в ходе его изменения.

Собственник предприятия, начавшего процедуру, сохраняет ограниченные возможности управления и влияния на его деятельность. В частности, у него остается право обращаться с ходатайством касательно продажи компании, замещении ее активов, заключения с третьими лицами соглашений, направленных на погашение принятых ранее обязательств по заимствованиям с целью улучшения финансового состояния.

Фактически, когда начинается процедура банкротства, внешнее управление принимает на себя все управляющие функции, возможности и обязанности. Вводится новая администрация, а масштаб замещения руководства определяется собранием кредиторов. Цель привлечения внешнего менеджмента – стабилизация финансовой ситуации на предприятии, вывод его из кризиса, восстановление его возможности обслуживать долговые обязательства, и в итоге – погашение всех принятых ранее долговых требований с возвращением к нормальной деятельности.

Когда внешнее управление при банкротстве приводит к требуемым результатам, предприятие переходит на стадию взаиморасчетов с держателями кредитов. Если же этого не случается, инициируется переход на следующий этап – к конкурсному производству.

Заключение

Внешнее управление как процедура банкротства – эффективный инструмент, направленный не на уничтожение, а на восстановление предприятия, ставшего банкротом. По решению арбитражного суда и собрания кредиторов отстраняется предыдущее руководство организации, вместо которого назначается внешний управляющий. Он приобретает обширные возможности изменения механизмов и порядка деятельности компании. Также на этот период существенно ограничиваются возможности кредиторов к взысканию задолженностей, особенно вне рамок процесса.

Процедура внешнего управления при банкротстве может быть введена на срок до 18 месяцев. Также предоставляется возможность дополнительно увеличить его на 6 месяцев. В некоторых случаях (градообразующие и сельскохозяйственные предприятия) оно может длиться до двух с половиной лет.

Результатом действия этого режима должно стать восстановление способности банкрота обслуживать свои долговые обязательства и погашение им всех задолженностей. В противном случае продолжается процедура банкротства, и процесс переходит к конкурсному производству.

Когда юридическое лицо признается неплатежеспособным согласно признакам из стат. 3 Закона № 127-ФЗ, это вовсе не означает, что оно обязательно будет ликвидировано. Процедура банкротства состоит из нескольких этапов, одним из которых является внешнее управление. Эта реабилитационная мера применяется в целях восстановления финансового благополучия должника и обеспечения полноты исполнения обязательств перед кредиторами. Рассмотрим, как законодательно регулируется процедура внешнего управления – сущность, понятия, цели и последствия воплощения.

Что такое внешнее управление предприятием

Превентивное внешнее управление как процедура банкротства – это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:

  • Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
  • Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
  • Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.

Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 стат. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юрлица.

Когда вводится внешнее управление

Процедура внешнего управления начинает фактически работать после официальной передачи прав от прежнего руководителя компании новому управляющему. Утверждение кандидатуры внешнего управляющего осуществляется судом путем составления определения (стат. 96 № 127-ФЗ). Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально. Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.

Внешний управляющий – права и обязанности (стат. 99 № 127-ФЗ):

  • Распоряжаться активами банкрота согласно плану внешнего управления и с соблюдением законодательных ограничений.
  • Заключать мировой договор от имени банкрота.
  • Отказываться от исполнения ранее заключенных должником договоров.
  • Ходатайствовать в суд о признании ранее заключенных должником сделок недействительными и заявлять о взыскании причиненных убытков вследствие действий/бездействия органов управления банкрота.
  • Прочие права.
  • Принять по инвентаризации имущество банкрота.
  • Включить в федеральный реестр данные о результатах инвентаризационной процедуры в срок до 3 дней (рабочих) с момента ее завершения.
  • Составить и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.
  • Вести в соответствии с законодательными требованиями финансовый, статистический, бухгалтерский учет и отчетность.
  • Заявлять возражения по требованиям кредиторов.
  • Принимать все возможные меры для исполнения обязательств перед банкротом.
  • Вести данные в реестре кредиторских требований.
  • Выполнять мероприятия, предусмотренные разработанным планом управления, и своевременно информировать комитет о предпринимаемых действиях.
  • Представлять собранию кредиторов в виде отчета итоговые результаты проводимых мероприятий.
  • Прочие обязанности.

Срок внешнего управления

В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).

Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.

Порядок введения внешнего управления

Введение стадии внешнего управления осуществляется арбитражным судом согласно решению 1-го собрания кредиторов банкрота или на основании судебного постановления (стат. 75, 93 № 127-ФЗ). Достаточной причиной для подобного мероприятия является наличие возможности восстановления платежеспособности юрлица. Как и санация, внешнее управление подразумевает льготную деятельность должника, направленную на изменение приоритетов менеджмента компании с целью поиска выхода из кризисной ситуации.

С даты ввода процедуры управления прежнее руководство лишается полномочий (могут сохраняться технические функции), внедряется мораторий на кредиторские обязательства, управляющий осуществляет работу согласно законодательным правам и обязанностям, принятые ранее меры для обеспечения расчетов отменяются.

Контроль за выполнением плана внешнего управления

Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.

О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат. 117 № 127-ФЗ. Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.

Окончание внешнего управления

Завершение стадии внешнего управления означает переход к расчетам с лицами-кредиторами или объявление предприятия-должника банкротом и, следовательно, назначение следующего этапа – конкурсного производства. Все мероприятия, проводимые в ходе процедуры банкротства юрлица, – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление осуществляются с учетом специфики деятельности организации. Если компания входит в категории юрлиц, перечисленных в Законе № 127-ФЗ, необходимо руководствоваться нормативными требованиями для отдельных видов должников.

Условия банкротства предприятия

По результатам конкурсного производства при завершении процедур банкротства и вынесения об этом определения арбитражного суда сведения о компании исключают из ЕГРЮЛ, то есть деятельность фирмы полностью прекращается. Однако при этом ее долги считаются погашенными, даже те, которые не были покрыты в результате продажи активов.

Что же законодатель понимает под банкротством? Это — неспособность должника в полном объеме произвести выплату по своим долговым обязательствам в срок до трех месяцев с момента возникновения последних. Долги могут быть перед кредиторами, перед работниками, в том числе бывшими (зарплата и/или выходные пособия), перед государством (налоги, сборы и иные обязательные платежи).

Заявление о признании компании банкротом имеют право подать должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда. Для начала процедуры банкротства необходимо соблюдение следующих условий:

  • Неисполненные требования к должнику составляют не меньше 300 тысяч рублей (в некоторых случаях этот порог может быть выше или отсутствовать) и/или обязательные выплаты по долгам или зарплате не проводились более 3 месяцев;
  • Указанные требования подтверждены вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств (за исключением требований конкурсного кредитора/кредитной организации и требований уполномоченного органа по обязательным платежам).

Институт банкротства призван защитить интересы всех участников процесса. Работники, в том числе бывшие, получат задержанную заработную плату. Учредители компании-должника — возможность закрыть неликвидное предприятие, несмотря на наличие долгов.

Кредиторы получают возможность частичного или полного погашения долговых обязательств перед ними, например, в результате реализации имущества компании.

В масштабах государства институт банкротства служит для оздоровления экономики путем закрытия нежизнеспособных предприятий либо восстановления тех, которые можно спасти.

Стандартная процедура банкротства предприятия

Как мы уже сказали, обязательным является заявление о признании компании банкротом, поданное от имени кредитора, уполномоченных органов, должника, работника компании или уполномоченных лиц. После его получения, суд проверяет наличие вышеуказанных условий банкротства. Если их наличие будет подтверждено, инициируется процедура банкротства.

Наблюдение

Основные задачи этапа: объективно оценить финансовое состояние компании, а также сохранить ее активы, в том числе от возможных действий собственников. Для этих целей суд утверждает временного управляющего — лицо, которое не заменяет руководство фирмы, но ограничивает его в некоторых полномочиях. С этого момента некоторые сделки можно проводить только с согласия управляющего.

В период наблюдения (а он составляет до семи месяцев) с имущества компании снимают арест, приостанавливают взыскание долгов, то есть дают возможность нормально работать.

За время своей деятельности временный управляющий обязан в том числе провести анализ состояния предприятия, организовать первое собрание кредиторов, вести реестр их требований. Все эти сведения будут переданы арбитражному суду. На их основании вынесут решение — продолжать ли процедуру банкротства и какие процедуры следует применить к компании.

Финансовое оздоровление

Эта стадия — попытка вернуть компании платежеспособность. Процедуру финансового оздоровления вводят лишь при обращении собственников компании (или уполномоченных ими лиц) к собранию кредиторов либо к суду.

На период финансового оздоровления с имущества должника снимается арест, не начисляются пени и штрафы за просрочку, не выплачиваются дивиденды по акциям, а также применяются иные меры, предусмотренные законодательством.

Длиться этап может до двух лет. Если по итогам компания не смогла рассчитаться с долгами, то суд переходит к следующим процедурам.

Внешнее управление

Данная стадия не является обязательной при банкротстве. Внешнее управление вводят на основании решения собрания кредиторов, если суд считает, что отстранение руководства компании и назначение стороннего управляющего поможет восстановлению платежеспособности фирмы.

Длительность внешнего управления — не более чем 18 месяцев с правом продления не более чем на полгода, то есть в общей сложности не более двух лет. В это время управляющий полностью заменяет руководство компании, может выполнять все его функции. Выплата долгов кредиторам на этот период приостанавливается.

Это интересно
Многие историки считают, что свое начало институт банкротства берет из древнего права: древнеримские Законы XII таблиц содержали правила действия кредиторов при неплатежеспособности должника. В те времена и последующие века невозврат долга воспринимали как противозаконное деяние. Только в XVIII веке в мировом законодательстве появились акты, защищающие не только интересы кредитора, но и должника.

Конкурсное производство

Если все предпринятые попытки восстановить платежеспособность компании не увенчались успехом, все ее имущество распродают посредством торгов. Это и есть конкурсное производство, которое завершает процесс банкротства. Организует процедуру лицо, которое назначил суд. Руководство компании полностью отстраняют от этого процесса, а фирму-должника ликвидируют.

Мировое соглашение

Формально оно является этапом признания банкротом, но фактически — это способ прекращения такой процедуры. Мировое соглашение не является обязательным, но должник и кредиторы могут заключить его на любом этапе. Сторонам достаточно прийти к согласию, подписать соответствующий документ и утвердить его в суде. В таком случае процедура банкротства прекращается.

Таким образом, при стандартной модели банкротства компании обязательными являются два этапа: наблюдение и конкурсное производство.

Упрощенная процедура банкротства

Случается и так, что учредители или руководители планируют ликвидировать компанию при наличии у нее долгов, погасить которые не представляется возможным. Для таких ситуаций создана упрощенная процедура банкротства. Она значительно короче стандартной, ведь ни наблюдение, ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление при ней не вводят, так как собственники компании не планируют восстанавливать бизнес.

Подать заявление о признании банкротом в этих случаях могут учредители компании, или ее руководство после принятия решения о ликвидации, или ликвидационная комиссия, если невозможность полных выплат по долгам выявлена уже после ее создания. Причем это — не право, а обязанность вышеуказанных лиц. При нарушении порядка они будут отвечать по долгам предприятия собственным имуществом. Еще одна возможность применения упрощенного порядка — подача кредитором заявления при наличии начатой процедуры ликвидации компании-должника.

Также упрощенная схема возможна при отсутствии должника: то есть, если фирма фактически не функционирует, не находится по месту регистрации, а найти руководство не представляется возможным. В этих случаях заявление в суд подает конкурсный кредитор или уполномоченный орган.

Кроме того, упрощенная процедура применяется и в ряде иных случаев, предусмотренных законом.

Упрощенная процедура банкротства состоит из одной стадии — конкурсного производства, то есть продажи имущества фирмы (разумеется, с предварительной инвентаризацией и оценкой активов). Это позволяет и сократить срок, и снизить общую стоимость банкротства компании за счет уменьшения судебных расходов, оплаты услуг управляющего.

Итак, процедура банкротства — легальный способ провести ликвидацию компании с долгами. При стандартной схеме процесс может занимать до нескольких лет. Упрощенная процедура значительно быстрее, но она, в отличие от обычной, не может привести к восстановлению фирмы. Тем не менее почти половина всех заявителей в России выбирают именно быстрый способ проведения банкротства.

Как ускорить процедуру банкротства юридического лица

За комментарием мы обратились к представителю консалтинговой компании КСК групп:

«Руководители ликвидируемых компаний обычно заинтересованы в сокращении сроков на проведение процедуры. Но добиться быстрого разрешения ситуации нелегко. На первый взгляд простая процедура банкротства предприятий при ближайшем рассмотрении имеет множество нюансов и подводных камней.

Возможно, стоит передать работу на аутсорс профессионалам, которые смогут провести необходимые процедуры максимально быстро и качественно. Зачастую это оказывается значительно дешевле самостоятельного решения проблемы.

При обращении к юридическим услугам сторонних компаний для проведения банкротства обязательно убедитесь, что специалисты имеют большой опыт работы в этой сфере. Мы считаем, что надежнее обращаться в крупную фирму. Как правило, они имеют широкий набор квалифицированных кадров и дорожат своей репутацией.

суд

При завершении процедуры банкротства деятельность фирмы полностью прекращается, что дает возможность покрыть даже те долги, которые не были погашены в результате продажи активов.

календарь

Процедура банкротства при стандартной схеме может длиться до нескольких лет.

юристы

Сопровождение процедуры банкротства опытными юристами может минимизировать:

  • риски выбытия активов;
  • репутационные риски;
  • риски привлечения должника к ответственности.

аутсорс

Проведение процедуры банкротства можно передать на аутсорс профессиональным юристам, что может сократить сроки и снизить риски.

рукопожатие

Услуги по проведению процедуры банкротства целесообразно заказывать в серьезной юридической компании, которая специализируется на решении подобных вопросов и имеет в своем штате опытных специалистов.

собрание

Консалтинговые агентства, как правило, оказывают широкий спектр услуг по правовому и налоговому консультированию.


Каадзе Анастасия Геннадьевна Ответственный редактор

Банкротство юридического лица влечет за собой серьезные последствия для должника, его руководителя и работников. При грамотном подходе можно не только снизить их негативное влияние, но и полностью восстановить первоначальное положение. Разберем, какие последствия наступают при банкротстве для компании, директора и сотрудников. Также рассмотрим, на какие минусы процедуры следует обратить внимание.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

В статье расскажем:

Какие последствия банкротства наступают для должника?

В отношении организации применяется пять процедур банкротства. Каждая их влечет за собой наступление последствий, влияющих на деятельность компании.

Последствия процедуры наблюдения

В соответствии со статьей 63 Закона о банкротстве после вынесения определения об открытии наблюдения наступают следующие последствия:

  • кредиторы по обязательствам, возникшим до даты подачи заявления о банкротстве, должны включить задолженность в реестр требований кредиторов должника;
  • судебные приставы приостанавливают исполнительные производства по имущественным взысканиям;
  • учредители не вправе выйти из состава компании и выделить свою долю;
  • организация не вправе заключать с кредиторами соглашения о зачете встречного требования;
  • прибыль компании не распределяется между учредителями;
  • прекращаются начисляться неустойки, штрафы и пени по неисполненным денежным обязательствам.

Организацией процедуры наблюдения занимается временный управляющий совместно с руководителем организации.

Последствия процедуры финансового оздоровления

В соответствии со статьей 81 Закона о банкротстве после вынесения определения о введении финансового оздоровления для должника наступают следующие последствия:

  • требования кредиторов должны включаться в реестр должника;
  • отменяются обеспечительные меры, принятые по заявлению кредиторов;
  • аресты на имущество должника могут быть наложены только в деле о банкротстве;
  • приостанавливаются исполнительные производства по имущественным взысканиям;
  • не допускается выход учредителя и общества и выдел его доли;
  • не выплачиваются дивиденды и не распределяется прибыль;
  • запрещается делать зачет встречных требований между кредитором и должником;
  • не допускается внеочередное удовлетворение требований кредиторов;
  • не начисляются штрафы, пени, неустойки на просроченные денежные обязательства.

Финансовое оздоровление проводится административным управляющим совместно с директором компании.

Последствия процедуры внешнего управления

В соответствии со статьей 94 Закона о банкротстве после вынесения определения о введении внешнего управления для организации наступают следующие последствия:

  • управление делами компании переходит к внешнему управляющему;
  • обеспечительные меры, принятые по заявлению кредиторов, отменяются;
  • аресты на имущество могут быть наложены только в рамках дела о банкротстве;
  • вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов;
  • кредиторы должны включить задолженность в реестр требований кредиторов должника.

Внешний управляющий проводит внешнее управление без участия руководителя должника.

Последствия процедуры конкурсного производства

В соответствии со статьей 126 Закона о банкротстве после открытия конкурсного производства для банкрота наступают следующие последствия:

  • прекращается начисление неустоек, штрафов и пеней на денежные обязательства;
  • имущество должника может быть продано только на торгах;
  • исполнительные производства прекращаются;
  • исполнительные документы должны быть переданы конкурсному управляющему;
  • требования кредиторов должны быть включены в реестр должника;
  • снимаются аресты, наложенные на имущество организации;
  • конкурсный управляющий самостоятельно исполняет судебные акты.

Конкурсный управляющий проводит конкурсное производство без участия руководителя должника.

Последствия мирового соглашения

В соответствии со статьей 159 Закона о банкротстве после заключения мирового соглашения между должником и кредиторами наступают следующие последствия:

  • суд при утверждении мирового соглашения прекращает производство по делу о банкротстве;
  • на стадии финансового оздоровления прекращается исполнение графика погашения задолженности;
  • на стадии внешнего управления отменяется мораторий на удовлетворение требований кредиторов;
  • на стадии конкурсного производства не должно исполняться решение о признании организации банкротом;
  • прекращаются полномочия арбитражного управляющего.

На этапе мирового соглашения должник обязан самостоятельно исполнять условия мирового соглашения.

Какие последствия банкротства наступают для руководителя организации?

На стадии наблюдения и финансового оздоровления руководитель должника продолжает осуществлять свои полномочия. Вместе с тем, он обязан согласовывать сделки с арбитражным управляющим.

После перехода на этап внешнего управления и конкурсного производства руководитель отстраняется от своей должности. Управление компанией полностью переходит к арбитражному управляющему.

В случае, когда банкротство наступило по вине директора, он может быть привлечен к субсидиарной ответственности. То есть, при недостаточности имущества у организации для выплаты долгов руководитель обязан погасить их за счет личных средств.

Субсидиарная ответственность наступает при наличии следующих обстоятельств:

  • кредиторам причинен имущественный вред;
  • бухгалтерская документация ведется с нарушением норм законодательства;
  • руководитель не обратился в суд с заявлением о банкротстве, если на то имелись основания.

Помимо директора к субсидиарной ответственности могут быть привлечены учредители компании.

Важно! Дополнительно к субсидиарной ответственности руководитель должника привлекается к административной ответственности. Например, в виде штрафа или дисквалификации. Также директор может быть привлечен к уголовной ответственности.

Последствия банкротства физического лица

Последствия банкротства физического лица в 2021 году

Роль ФНС в процедуре банкротства

Цель процедуры банкротства

Цели процедуры банкротства

Какие последствия банкротства наступают для работников компании?

Для работников предприятия последствия банкротства наступают на стадии конкурсного производства, когда должник признается финансово несостоятельным и его руководитель отстраняется от должности.

Конкурсный управляющий обязан уведомить работников о предстоящем увольнении в течение месяца с даты открытия конкурсного производства.

Процедура увольнения работников проводится по правилам ТК РФ:

  • о предстоящем увольнении извещается центр занятости;
  • готовятся приказы о прекращении трудового договора на основании пункта 1 части 1 статьи 81 ТК РФ;
  • в день увольнения работникам выплачивают заработную плату, отпускные, выходное пособие за два месяца.

Все документы оформляются конкурсным управляющим, который знакомит работников с приказами об увольнении и выдает трудовые книжки.

Минусы банкротства юридического лица

Чаще всего процедура банкротства компании длится два три года и имеет негативные последствия:

  1. Проводится массовое сокращение работников, что приводит к увеличению уровня безработицы, снижению уровня жизни граждан, ухудшению экономической ситуации в целом.
  2. Кредиторы теряют часть своих денежных средств в связи со списанием задолженности. Это влияет на их финансовый результат и также может спровоцировать банкротство.
  3. У организации могут остаться непогашенные долги перед бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам. Государство не получает часть бюджетного дохода.
  4. Должник рискует потерять имущество в результате его продажи на торгах, если у него не хватает денежных средств на выплату долгов.

Заключение эксперта

  1. Серьезность последствия для должника зависит от этапа банкротства. Среди общих для всех этапов последствий можно назвать прекращение начисления неустоек на денежные обязательства, обязанность кредиторов включаться в реестр требований кредиторов, приостановление и прекращение исполнительных производств.
  2. Руководитель должника утрачивает свои полномочия на стадии внешнего управления и конкурсного производства. Однако, это не снимает с него ответственности в случае преднамеренного и фиктивного банкротства. Если будут выявлены факты недобросовестных действий руководитель обязан погасить долги перед кредиторами за счет личных средств (субсидиарная ответственность).
  3. На первых этапах банкротства работники должника продолжают выполнять свои должностные обязанности. После открытия конкурсного производства конкурсный управляющий проводит массовые увольнения.
  4. Банкротство приводит к тому, что кредиторы рискуют не получить свои денежные средства, а государство недополучает налоговые доходы.

Прежде, чем подавать на банкротство, следует оценить риски возникновения последствий банкротства. Поэтому важно своевременно привлечь квалифицированного юриста, который специализируется на данной категории дел. Специалисты нашего сайта всегда готовы проконсультировать кредиторов по всем вопросам, связанным с последствиями банкротства. Оставьте заявку и получите консультацию.

Кредитор в процедуре банкротства

Кредитор в процедуре банкротства

Конкурсный кредитор в процедуре банкротства

Конкурсный кредитор в процедуре банкротства

Упрощенная процедура банкротства юридического лица

Упрощенная процедура банкротства юридического лица

Внешнее управление при банкротстве

Внешнее управление как процедура банкротства

Прекращение процедуры банкротства

Прекращение процедуры банкротства

Особенности банкротства отдельных категорий должников

Особенности банкротства отдельных категорий должников

Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ

в процессе процедуры банкротства после торгов имущества были удовлетворены все кредиторы и участники всех очередей, но остались деньги после торгов. вопрос кому они переходят

Добрый день, Леонид.
Если после реализации имущества должника и уплаты все причитающих выплат остались средства, они передаются самому должнику.
Будут еще вопросы, обращайтесь.

Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить пользователям больше возможностей. Условия использования смотрите здесь.

Читайте также: