В правовом государстве гражданин и власть ответственны друг перед другом так ли это

Обновлено: 30.06.2024

Политическая власть – это предоставленная человеку или группе людей способность и возможность осуществлять управление.

Политическая власть – власть, состоящая в определении направлений по руководству обществом посредством политики.

Политическая власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью социального субъекта (личности, группы, класса, нации, партии и т.д.) побуждать других социальных субъектов к действиям, обеспечивающим его личные политические интересы.

Политическая власть – полномочия и деятельность по управлению обществом и государством. (Энциклопедический словарь конституционного права)

Государство связанно правом, так как деятельность государственных органов напрямую зависит от законодательства. Конституция Российской Федерации закрепляет права и обязанности граждан, которые государство в лице государственных органов, не имеет права нарушать.

Что выше — право или власть?

Выше, конечно же, право. Дело в том, что каждое право итак ограничено законодательно и запрещает противоправные деяния. Государство лишь направляет граждан, регулирует их деятельность посредством законодательных актов, но и само должно подчиняться закону.

Зачем соединять силу и справедливость?

Силу и справедливость необходимо соединять потому, что без справедливости сила будет иметь разрушающий характер. Она не пойдет на пользу и будет только во вред. Сила закона должна иметь место, но справедливость – прежде всего.

Зачем разделять единую власть?

Власти положены границы, и эти границы – закон. Любая власть в своем управлении должна подчиняться закону и не нарушать права и законные интересы граждан.

Каждое государство имеет закон. В соответствии с законодательством обязанности имеются и у государственных органах. Они обязаны соблюдать их.

Какие границы имеет в виду автор?

Дело в том, что как в СССР, так и на данный момент юристов очень много. Однако эта профессия очень востребована, но для этого нужно быть высококлассным специалистом.

Естественно, что опыт приобретается с годами, но чтобы стать хорошим юристом, нужно хорошо учиться, быть очень внимательным.

1. В чём сущность правового государства?

В правовом государстве, государство признает, защищает и охраняет права и законные интересы гражданина.

Оно создает законодательные акты, которые обеспечивают гарантию реализации и защиту прав. Государство напрямую связано с правом. Оно подчиняется законам. Можно сделать вывод, что ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – это государство, котором защищаются и охраняются законные интересы и права граждан, а государство связано с правом, подчиняется ему, чтобы избежать злоупотребления.

2. Почему мысль о необходимости соединения силы государства и справедливости права относят к числу великих гуманистических идей?

Силу и справедливость необходимо соединять потому, что без справедливости сила будет иметь разрушающий характер. Она не пойдет на пользу и будет только во вред. Сила закона должна иметь место, но справедливость – прежде всего.

Я понимаю данное суждение так: Право, выраженное в законе, всегда выше власти, так как государство обязано подчиняться праву.
Это и есть смысл существования правового государства.
Государство обязано защищать и охранять права и законные интересы граждан, поэтому его воля не может быть выше норм, которые данные права предписывают гражданам.

4. Каково содержание важнейших признаков правового государства?

Основные признаки правового государства:

5. Дай характеристику трёх ветвей власти — законодательной, исполнительной, судебной.

Исполнительная власть — самостоятельная ветвь власти.
Обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не принимает и не избирается, а назначается. В РФ — исполнительная власть — Правительство РФ. Деятельность исполнительной власти направлена на исполнение принятых парламентом решений.

Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти.
Ее деятельность основана на защите прав путем осуществления правосудия в рамках судебного заседания. В РФ осуществляется конституционное, гражданское, уголовное и административное судопроизводство.

Судебная система в нашей стране состоит из трёх видов судов — конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (арбитражные суды округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов Федерации).

Законодательная власть — парламент. Российский парламент именуется Федеральным собранием, которое включает в себя Государственную Думу и Совет Федерации. Деятельность парламента основывается на создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью.

В КЛАССЕ И ДОМА

Смысл заключается в том, что если бы все не были равны перед законом и судом, начались бы внутренние конфликты, так как не было бы справедливости. В истории очень много случаев, когда несправедливость поднимала людей на революции.

В Российской Федерации все равны перед законом и судом, и права всех граждан, независимо от пола, расы, национальности, охраняются законом. Решения государственных органов и закон распространяется на всех граждан, а не в интересах нескольких человек. Самое важное, что может сделать гражданин, это знать свои права и уметь их защищать законным способов. В этом ему поможет правовое государство.

2. Ш. Монтескьё много размышлял о справедливом устройстве государства. Он, например, считал, что:

Раскрой смысл каждого из приведённых положений.

Б) Эта фраза оправдана, ведь если власть сосредоточена в руках одного человека – это тоталитарный режим. При тоталитарном режиме у граждан нет прав, есть только обязанности, которые заключаются в подчинении граждан государству.

B) Законодательную и судебную власть нельзя смешивать. Это может породить коррупцию и произвол. Ведь тогда, законы могут быть приняты в интересах определенного круга лиц, нельзя будет говорить о принципе СПРАВЕДЛИВОСТИ при осуществлении правосудия.

3. Среди принципов правового государства (помимо тех, с которыми ты познакомился) специалисты указывают и на такой: принцип взаимной ответственности государства и гражданина. Объясни, как ты понимаешь: в чём состоит ответственность государства перед гражданином? В чём состоит ответственность гражданина перед государством?

Для того чтобы понять данную фразу, можно привести конкретный пример. Всем известно, что государство обязано предоставлять бесплатную медицинскую помощь и основное общее образование. Однако для того, чтобы обеспечить граждан общественным благом, необходимы финансы. Из данного права на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатное образование, вытекает обязанность по уплате налогов.

Иначе говоря, права государства – это обязанность граждан, права граждан – это обязанность государства. В правовом государстве каждая сторона (государство и граждане) должна выполнять свои обязанности и тем самым осуществлять права другой стороны.

Гражданин имеет право на образование, обязанность государства обеспечить это право. Гражданин обязан защищать Отечество (служить в армии (срочная служба)), право государства – призвать призывника на военную службу, чтобы обеспечить свою обязанность – защиту общества и государства.

Как уже отмечалось, основными признаками правового государства являются: господство права, верховенство закона, разделение властей, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность личности и государства.

2. Верховенство закона.

Верховенство закона как один из признаков правового государства означает, что главные общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются законом не вообще юридически, а именно высшими юридическими документами страны, принятыми высшими органами.

Далее, верховенство закона означает его всеобщность (т.е. распространение требований закона на всех субъектов правоотношений в равной степени), и полный объем действия закона в пространстве (на территории всей страны), во времени и по кругу лиц.

Основной закон государства – это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государств Конституции.

3. Разделение властей

Принцип разделения властей имеет огромное социальное значение. В своем идеале он должен означать, что решения, имеющие большое значение для народа, не могут быть приняты до тех пор, пока по этому вопросу не достигнуто соглашение со стороны всех ветвей власти. В противном случае, сосредоточенная в одних руках власть, будет принимать только выгодные для себя законы, будет использовать политические привилегии в своих интересах, в ущерб интересам народа.

4. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина

В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо.

Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах общественной жизни. Государство должно воздерживаться от вмешательства в известные области, предоставляя известный простор личной деятельности.

В реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан (и не только в нашей стране, а во всем мире), это выражается в: нарушении международных актов, относящихся к правам народов, нарушении правового равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. В России отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права и свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко происходит вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод.

5. Взаимная ответственность личности и государства

Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, делается акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы.

Обязанности закреплены Конституцией. Каждый гражданин должен, в первую очередь, соблюдать Конституцию, законы, нормы права, уважать права и свободы других граждан. Правовое государство имеет определенные обязанности перед своими гражданами.

Речь идет о взаимной ответственности государства с одной стороны и всех кто вступает с ним в правоотношения, с другой.

Мы воспринимаем как должное ответственность личности перед государством. Нарушил человек требования законов (вовремя не уплатил квартирную плату, совершил прогул, пересек улицу на красный свет светофора, украл, оскорбил человека и т.п.) государство привлекает его к ответственности, наказывает. Но много ли вспоминается случаев, когда бы личность призвала к ответу государство за нарушение последним правовых норм.

Правовое же государство предполагает взаимную, двустороннюю ответственность: с одной стороны, личность несет юридическую ответственность (в традиционном ее понимании) перед государством, а с другой, - государство отвечает перед личностью в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения лежащих на нем обязанностей или злоупотреблений предоставленными ему правами. А практически это означает возможность гражданина беспрепятственно обратиться за защитой своего нарушенного права в тот или иной правоохранительный орган, и в первую очередь, в суд. А государство в лице его конкретных органов или должностных лиц, в случае не исполнения требований правовых норм, обязано претерпеть определенную меру наказания и возместить ущерб (например, выплатить гражданину определенную компенсацию за задержанный по вине авиапредприятия рейс; оплатить расходы, связанные с лечением лица вследствие производственной травмы и т.п.). Сегодня реализация этого принципа чрезвычайно затруднена, для многих она кажется необычной мечтой. И все же в последнее время стали намечаться прогрессивные тенденции.

Бобрешова Валентина Сергеевна

Важным достижением мировой цивилизации ученые считают правовое государство. Эту формулировку мы, конечно, слышали, но смысл ее понятен не всем. Если определить очень коротко, то правовое государство – это такое государство, которое главной своей задачей ставит защиту прав и свобод человека, его жизни и благосостояния. Дyмается, что государств, в полной мере решивших эту задачу, нет еще нигде в мире, это скорее идеал. Но некоторые демократически развитые государства добились ощутимых успехов в защите своих граждан.

Жизнь наша сейчас очень меняется. Россия встала на демократический путь развития, впервые в нашей стране поставлена цель создать пpaвoвoe государство. Правовое государство признает за каждым человеком личную неприкосновенность, свободу, независимость, способность самостоятельно решать, что для него важно, ценно, выгодно.

О том, что такое право, какова его роль в жизни человека и общества, об устройстве правового государства, о силе государства и силе справедливости, о взаимосвязи права, свободы и ответственности каждого гражданина – вот о чем пойдет разговор в реферате.

Глава 1. Роль права в жизни человека, общества, государства

Когда в нашем Отечестве на свет появляется человек, он сразу получает гражданство - по праву рождения, так сказано в специальном законе о гражданстве.

Гражданством называют правовую связь человека с государством. Это значит, что и у нас лично, и у государства, в котором мы живем, есть взаимные права и взаимные обязанности. Мы имеем возможность пользоваться всеми правами, которые записаны в специальных государственных правовых документах (Конституции – основном законе страны, других законах), например правом на образование, на участие в культурной жизни и т.д. Вместе с тем есть у нас и обязанности: мы обязаны соблюдать законы, установленные государством, и уважать права других людей. Мы обязаны платить налоги и охранять природу. И конечно, нашим долгом и обязанностью гражданина России является защита Отечества. Но и государство должно подчиняться законам, обладать установленными законом правами, а также нести ответственность перед гражданином ведь права и обязанности, ответственность, как мы отметили выше, взаимны.

Наука утверждает, что всякое человеческое общество – будь то небольшая группа или целое государство и даже весь мир народов и государств – нуждается, или, как говорят ученые, испытывает потребность в четкой организации деятельности людей. Давно, очень давно, поняли люди громадные преимущества порядка и страшную, разрушительную силу беспорядка. Действительно, как тяжело сказываются на судьбах людей раздоры, ссоры, нетерпимость, перерастающие в бесконечное кровопролитие войн, революций, междоусобиц. Рушится все, что создавалось долгим трудом, гибнут люди, гибнет природа, тянутся по земле бездомные беженцы, разорение и запустение надвигаются туда, где еще недавно цвела мирная жизнь. И ведь это не только уроки истории. Достаточно внимательно присмотреться к современным событиям, в том числе на территории государств, некогда входивших в состав СССР.

Людям всегда был остро необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты. И такой регулятор был найден. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку, привели к открытию права, предназначение которого как раз в том и состоит, чтобы предотвращать конфликты и столкновения, а если они возникли, помогать преодолевать их мирно, культурно, как мы теперь говорим, цивилизованно. Постепенно, в ходе истории, сложились общие правила (правовые нормы), которые точно указывали всем и каждому, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации, какие у человека есть возможности в обществе и в чем состоит его ответственность перед людьми.

Если государство признает правовую норму, то оно утверждает ее в своем законодательстве, выполнять которое обязаны все граждане данной страны.

Составной частью правовой системы Российской Федерации, как записано в статье l5 нашей Конституции, являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России. И если международным договором установлены иные Правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора.

Итак, право - это особый регулятор общественных отношений, человеческого поведения; оно находит свое выражение в системе юридических (правовых) норм (правил), которые закрепляют исторически сложившиеся в обществе представления о порядке и справедливости. Оно (право) может быть закреплено в форме принятого государством закона или существовать в виде образца, идеала. Право охватывает все важнейшие сферы жизни человека и общества. Поэтому система права включает в себя большие группы правовых норм, объединенных общностью регулируемых ими общественных отношений. Эти группы норм принято называть отраслями Права. Отраслей права очень много. Существуют такие, например, отрасли, как конституционное, административное, гражданское процессуальное, уголовное, трудовое, семейное, жилищное право и др.

Каким же путем право устанавливает порядок и справедливость в обществе?

Порядок и справедливость право устанавливает путем четкого определения меры свободы людей.

Давайте глубже вникнем в смысл этой формулировки. Мера – это то, что помогает сделать точный расчет и ответить на вопрос: сколько, какое количество, какой объем, размер, какая доза и т. д. Право точно указывает, какие свободы даны человеку.

Подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей (а все другие люди, естественно, должны уважать ваши права). Веками искали люди ответ на вопрос, в чем конкретно состоят свободы человека, кто их определяет. И нашли, доказали, что именно право и только право (а не вожди, цари и государство) должны устанавливать меру свободы человека. Право, и только право, способно точно указать, сколько и какие права имеет человек, или, иначе говоря, какие у него правовые возможности.

Взаимосвязь прав, свобод и обязанностей великолепно выразил И. Кант в своем категорическом императиве (абсолютно обязательном, повелительном требовании) права. Вот его смысл: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеобщими законами.

Все наши права (т.е. мера наших правовых возможностей, мера свободы) точно определены и записаны в правовых документах, прежде всего в документах, принятых ООН, - Всеобщей декларации прав человека, Международной хартии прав человека, а также в Конституции Российской Федерации и других юридических документах, касающихся прав человека.

Впрочем, человек ответственный умеет предвидеть последствия своих поступков. В выборе поступка он свободен, выбор на его совести. Ему же и отвечать за последствия, в том числе и юридические. А умение предвидеть не дается от рождения. Оно является результатом воспитания и самовоспитания, частью правовой культуры гражданина.

Виды юридической ответственности зависят от характера правонарушений. Выделяют уголовную, гражданскую, административную, дисциплинарную ответственность.

Наиболее суровый, жесткий и строгий вид ответственности – уголовная. Это ответственность за преступления, и заключается она в применении по отношению к виновным уголовных наказаний – таких, как лишение свободы, конфискация имущества и др. Учитывая особую суровость уголовной ответственности, она осуществляется только в судебном порядке. Никто, согласно закону, не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда.

Правонарушение всегда связано с антиобщественным поведением, всегда кому-нибудь приносит вред. Оскорбить кого-нибудь, оклеветать, угрожать – это значит совершить правонарушение. Ударить, избить кого-то – это тоже правонарушение. Кража, грабеж, разбой, мошенничество, повреждение чужого имущества, обман покупателей, самоуправство и т. д. – все это, безусловно, правонарушения. Короче, признаком правонарушения является антиобщественное поведение, наносящее кому-либо вред и нарушающее закон. За правонарушение предусматривается определенное законом наказание в зависимости от характера правонарушения, правонарушения принято разделять на два вида: преступление и проступок.

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.

Как видите, основная отличительная черта преступления – это его особая общественная опасность, особый вред. Поэтому государство признает преступления наиболее опасным видом правонарушения и запрещает их под страхом наиболее сурового наказания (лишение свободы, конфискация имущества и т.д.). Более того, из-за общественной опасности закон считает преступлением даже только приготовление к нему. По действующему в настоящее время законодательству правонарушителями могут быть признаны граждане, достигшие 16 лет, а по ряду преступлений – 14 лет.

Проступок – это тоже правонарушение, хотя в отличие от преступления он характеризуется меньшей степенью вредности, однако следует знать, что проступок это тоже посягательство на правопорядок. Пьянство и дебоши в общественных местах, безбилетный проезд, мелкие хищения, провоз неоплаченного багажа повреждение телефонов-автоматов, причинение вреда чужому имуществу, незаконные сделки, невыполнение договора, нарушение авторских прав, прогул, опоздание на работу и т.д. – все эти действия наносят вред другим людям, обществу. За проступок предусматриваются наказания не уголовного характера – в виде предупреждения, штрафов, возмещения причиненного имущественного вреда и даже исправительных работ.

Все виды проступков, безусловно, вносят дезорганизацию в нашу жизнь, мешают нормальному труду, отдыху, быту людей. Кроме того, проступок от преступления отделяет тонкая, условная грань - в любой момент он может перейти черту закона и стать общественно опасным, уголовным деянием.

Приходилось вам задумываться над вопросом: существует ли различие между правом и законом, или они абсолютно совпадают?

Строго говоря, это очень сложный вопрос, над которым человечество размышляет еще с античных времен. В современной науке есть разные позиции. Одни ученые утверждают, что право и закон абсолютно совпадают, что любой принятый закон – это всегда и есть право. Эти ученые не делают различия между правом и законом.

Другие доказывают, что право и закон не всегда совпадают, что закон не всегда является правом. Ведь государство, рассуждают эти ученые, может принять и неправовой, несправедливый закон, закон, не опирающийся на право. Право жe – это мера свободы, оно выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости. Вот в этом и состоит различие: закон может быть несправедливым, а право бывает только справедливым, иначе оно перестает быть правом, превращается в свою противоположность.

В правовом государстве все законы должны быть правовыми. Конечно же, правовой закон – великое благо для граждан, ибо он способствует утверждению в их жизни правового равенства и свободы, порядка и справедливости.

Глава 2. Право выше власти

2.1. Соединение силы и справедливости.

Как известно из курса истории, уже в глубокой древности, когда вместо первобытнообщинного, родового, племенного самоуправления утвердилось государство, народ хорошо почувствовал на себе его беспощадную силу. Принуждение, а нередко и насилие стали характерными чертами государственного управления.

И вполне естественно, что тогда же люди поняли: жизнь была бы куда лучше, если бы сила, которой обладало государство, находилась в согласии со справедливостью.

Возникла великая идея соединения силы государства и cпpaведливости права. Разумно устроенным людям представлялось такое государство, в котором право поддерживается и защищается самим государством. Тогда государство становится справедливым, правовым.

Если вам посчастливится познакомиться с трудами величайших мудрецов античности Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.), Цицерона (106-43 г.г. до н.э.), вы узнаете, как зарождалось и развивалось учение о правовом государстве, какие умные, неотразимые доводы приводили авторы в его пользу.

Платон, размышляя о государстве и законе, полагал, что государство вообще возможно только там, где господствует справедливый закон. В справедливых законах Платон усматривал спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги. Его ученик Аристотель также отстаивал мысль о необходимости господства справедливых законов, права. Там же, где отсутствует власть права, утверждал философ, не может быть и разумно организованного государства.

Римского мыслителя Цицерона волновал вoпpoc: где находится источник права, откуда оно исходит? И он пришел к мысли: источник права – народ. Людям, как Божьим творениям, рассуждал философ, от природы присущи разум, право, справедливость. Поэтому право – это естественное право, оно вытекает из разумной природы человека и всего окружающего мира как творение божественного разума.

Мы видим: философ убежден, что право человеку никем не даровано, оно принадлежит ему потому, что он человек. Вот почему оно естественное, прирожденное право.

А как соотнести право и власть, то есть, кто кому должен подчиняться? Поиск ответа привел Цицерона к выводам, сблизившим его с идеями других античных мыслителей: право должно быть выше власти. Это значит, что государство должно иметь такое устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама власть подчинены праву.

Под действие закона должны попадать все, в том числе и само

государство! – таков основной принцип, сформулированный Цицероном.

Иначе говоря, все должны быть равны перед законом. Принцип равенства всех перед законом, как нам становится понятно из рассуждений философа, проистекает из того, что само государство есть общее дело народа. Вместе с тем философ предупреждал, что гражданин должен уметь защищать свои права. Поскольку свобода, резонно полагал Цицерон, - это естественное право каждого гражданина, то при защите свободы никто не должен оставаться в cтopoнe.

Завершая разговор об идее соединения силы государства и справедливости права, хочется отметить, что она не ocталась лишь теорией на бумаге. Уже в античной Греции предпринимались попытки воплотить ее в жизнь. Особая заслуга принадлежит в этом известному вам по истории афинскому правителю Солону. Он утверждал, что освободил всех граждан, а достиг этого Властью закона, силу с правом сочетав.

Словам Солона вполне можно доверять, ибо у нас есть великий свидетель – сам Аристотель, с почтением называвший Солона родоначальником античной демократии.

Таков урок правовой мудрости: демократия (т. е. народовластие) как наиболее справедливое устройство государства неотделима от права (справедливости) и власти закона, который сам должен быть основан на праве, то есть быть правовым законом. В настоящее время эти уроки стремятся воплотить в жизнь.

2.2. Власть в правовом государстве

(великие открытия в сфере права).

Развивая учение о правовом государстве, мыслители решали множество труднейших вопросов: как должна быть организована власть в государстве, чтобы в обществе был демократический порядок? Какие у государства должны быть органы власти? Какие задачи они должны выполнять? Как должны относиться друг к другу различные органы власти и кому должны подчиняться? Видите, какой огромный круг проблем. Сама жизнь убеждала: без четкой организации власти, без строгого определения задач различных органов власти (кто и что должен делать, за что должен отвечать) не будет демократического порядка в обществе. А значит, не будет ни господства права, ни правовых законов, ни нормальной жизни вообще.

И тут нас ждут великие открытия.

Еще в IV в. до нашей эры Аристотель понял, что в государстве должно быть три элемента: одни люди должны принимать законы, другие – управлять, а третьи – следить за выполнением законов и судить нарушителей. Так родилась великая идея, которая позже будет названа теорией разделения властей .

С большой пользой для последующих поколений потрудился над ней известный французский просветитель Ш.Монтескье (1689-1755). Всю власть в государстве он строго разделил на три вида: законодательную (создающую законы), исполнительную (приводящую законы в исполнение) и судебную (которая судит нарушителей закона).

Почему необходимо такое строгое разграничение? Монтескье отвечает четко и убедительно: чтобы различные власти взаимно контролировали и сдерживали друг друга. Если же вся власть будет сосредоточена у одного лица или учреждения, свободы не будет, а будет произвол, тирания. Очень волновал Монтескье и вопрос о свободе личности. Прекрасны его рассуждения по этому поводу. Свобода, считал философ, состоит не в том, чтобы делать то, что хочется. Свобода есть право делать все, что дозволено законом. Есть только один путь, утверждал великий гуманист, - соблюдать законы. Другого пути нет.

Есть еще один великий мудрец, имя которого нам хорошо известно: И. Кант. Доставим себе удовольствие еще раз познакомиться с его мыслями. Он считал, что государство – это союз множества людей при господстве права.

Как видим, в сфере права, действует категорический императив (категорическое, безусловное требование), основанный на понятии долга: как гражданин, так и государство обязаны подчиняться строго определенным и общепринятым ограничениям – правовым законам, и это разумное ограничение есть подлинная свобода. В самой сути права заложены требования долга и самоограничения.

К идеям Канта и его великих предшественников много раз обращались передовые мыслители всех стран мира, общими усилиями вырабатывая учение о справедливом устройстве государства.

Итак, завершаем краткое знакомство с великими открытиями в сфере права. Идея соединения силы государства и справедливости права – идея правого государства – входит в золотой фонд общечеловеческих ценностей.

Большие преобразования, которые происходили и происходят в России, непосредственно связаны с формированием демократического общества, развитием правового государства. Именно это имеет принципиальное значение для возрастания роли и обеспечения равного участия граждан в гражданских правоотношениях.

Надо отметить, что в настоящее время появляется повышенный интерес к изучению гражданского права. Ведь знание и правильное применение норм Гражданского кодекса – это наиболее главное условие успешного осуществления предпринимательской деятельности и, конечно же, защиты имущественных прав в случае их нарушения.

Мы должны знать и понимать, что гражданин имеет не только правоспособность, наделен правами и свободами, но и обременен обязанностями, которые необходимо выполнять.

Приобщение к политической, правовой, нравственной культуре является условием становления свободной и социально ответственной личности.

Гражданское общество - это относительно самостоятельная от государства и самоорганизующаяся система социальных, экономических и политических отношений, включающая в себя различные формы объединений людей с целью удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей. 1

Примером проявления деятельности гражданского общества является родительский комитет школы - независимая структура, которая контролирует деятельность учебного заведения, влияет на принимаемые директором решения с учётом мнения учащихся и родителей. Другим примером можно считать независимый союз экологов. Граждане-члены этой организации участвуют в митингах, разрабатывают и предлагают законопроекты должностным лицам государства в области защиты природы и экологии. Власть, принимая решения, вынуждена учитывать мнение независимых общественных (некоммерческих) организаций, которые и составляют основу гражданского общества.

Гражданское общество сложилось далеко не сразу, да и не во всех государствах оно представлено в настоящее время. Для его появления необходимы условия:

  • гарантии частной собственности как на личное имущество, так и на средства производства. Граждане никогда не будут критиковать действия государственной власти, зная о том, что они пользуются его имуществом;
  • гарантии индивидуальной свободы и самостоятельности личности. Это важнейшее условие, ибо если не будет свободы - не будет и самостоятельного проявления гражданами общественной инициативы;
  • демократический политический режим. Авторитаризм и тоталитаризм не допускают свободы;
  • высокий уровень правосознания граждан. Только такой уровень позволит гражданам грамотно заявлять о своей позиции тем, от кого прямо зависит политика государсва;
  • народный суверенитет (верховенство народа в политике). Для формирования гражданского общества необходимо, чтобы народ чувствовал возможности влиять на политику, например, через референдум или выборы;
  • верховенство и полновластие народа;
  • справедливость законов и обязательность их исполнения всеми без различия статусов;
  • свобода слова и формирования общественного мнения.

Особенность гражданского общества - в преобладании горизонтальных связей между людьми. Эти связи предполагают конкуренцию и солидарность людей без выделения привилегий, различий статусов и т.п. Это не властные отношения, которые подразумевают господство одного над другим - т.е. вертикальные связи. Именно горизонтальные связи являются базой для развития свободы и частной инициативы людей.

Можно выделить функции гражданского общества:

  • защищает человека от возможного произвола государства и носителей власти;
  • способствует формированию демократии, правового государства;
  • контролирует политику государства и решения властных органов, не допуская несправедливых решений;
  • помогает воспитанию и социализации граждан;
  • защищает интересы людей. 2

Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Принципы правового государства:

создание законодательной системы, соответствующей объективности права;

В правовом государстве четко и точно определены формы, пути и механизмы деятельности государства, пределы свободы граждан, гарантируемые правом.

Общие требования, которым должно отвечать правовое государство:

  • соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономического развития и морально-психологической ситуации в обществе;
  • ограниченное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем;
  • строгое соответствие текущего законодательства конституционному;
  • практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам;
  • диалектическое сочетание стабильности и динамизма законодательства;
  • наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе;
  • учет общественного мнения;
  • наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях аналитической, государственной, социальной структуры;
  • высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан.

Итак, правовое государство обеспечивает:

  • верховенство права и закона;
  • максимальную гарантию прав и свобод человека;
  • равенство всех перед законом и судом.

Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие у него равноправного партнера, каким выступает гражданское общество. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. 3

Читайте также: