В правотворческом законодательном процессе как правило выделяют следующие этапы

Обновлено: 02.07.2024

Правотворчеством называется деятельность уполномоченных органов направленная на создание различных форм права.

Правотворческий процесс включает в себя 2 стадии, состоящие из определённых этапов:

1) Стадия подготовки проекта нормативного правового акта.

2) Стадия принятия и вступления в силу.

(этапы указанных стадий определяются в зависимости от вида нормативного правового акта).

В теории государства и права существует проблема соотношения следующих понятий: законодательный процесс, законотворческий процесс и законопроектный процесс.

В теории государства и права существует 3 подхода к разрешению проблемы с разрешения указанных понятий. В соответствии с первым подходом перечисленные выше понятия отожествляются. В этом смысле под законотворческой деятельностью понимается совокупность организационных действий, уполномоченных государственных органов по рассмотрению и принятию законопроектов (таким образом под законотворческой деятельностью понимается деятельность специальных органов государственной власти.

С точки зрения сторонников второго подхода в законотворческой деятельности могут принимать участие и другие субъекты, например: общественные организации, политические партии, органы местного самоуправления, экспертное и научное сообщество.

С позиции третьего подхода под законодательным (законотворческим) процессом понимается процесс реализации уже принятого и вступившего в силу закона. Указанная позиция представляется сомнительной так как фактически отожествляет законотворческий процесс с правоприменительным процессом (это одна из форм реализации права).

В теории государства и права в рамках второго подхода выделяют понятия законопроектный процесс, которая описывает этапы подготовки текста проекта закона.

Таким образом самым масштабными понятиями является правотворчество и законотворческий процесс. Законодательный процесс представляет собой часть законотворческого процесса, а законопроектный процесс является частью законодательного процесса.

Законотворческим процессом называется разновидность правотворческого процесса, представляющая собой творческую деятельность, направленную на подготовку и принятия законов.

Признаки законотворческого процесса :

1) Его сущность заключается в интеллектуальной мыслительной деятельности, имеющие разные формы (как нормативные так и не нормативные).

2) Законотворческий процесс, как правило имеет научную основу и частично является формой выражения научной деятельности.

3) Важнейшей частью законотворческого процесса является разработка и утверждение концепции будущего закона.

4) Субъект законотворческого процесса не всегда совпадает с субъектом законодательного процесса, например: субъектом законотворческого процесса может быть общественная организация или экспертное сообщество, которые являются авторами будущего закона (его идеи концепции).

5) Законотворческий процесс начинается с мониторинга состояния вопроса, то есть с анализа состояния вопроса (начальным этапом законодательного процесса является внесение в законопроект).

Стадии законотворческого процесса:

1) Анализ состояния правового регулирования вопроса на основе правового мониторинга.

2) Стадия разработки концепции, разработки идеи законопроекта.

3) Определение содержания юридических конструкций, подготовка текста законопроекта.

4) Внесение законопроекта в законодательный орган.

5) Рассмотрение законопроекта в законодательном органе и принятие законов.

6) Стадия промульгации. Означает подписание и обнародование закона.

7) Вступление в силу закона.

8) Мониторинг действия закона (анализ эффективности действия принятого закона).

Стадии законодательного процесса:

1) Стадия внесения законопроекта в законодательный орган (статья 17 Закона Тамбовской Области, данную стадию определяет как стадию законодательной инициативы).

2) Рассмотрение законопректа.

2.1) рассмотрение законопроекта комитетами тамбовской областной думы.

2.2) рассмотрение законопроекта на заседании думы.

3) Стадия промульгации.

3.1) подписание законопроекта .

4) стадия вступления в силу закона.

На федеральном уровне законодательный процесс определяется двумя документами:

1) Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроекта.- это утверждённый письмом аппарата государственной думы федерального собрания РФ от 18 ноября 2003 года. № Вн2-18/490.

2) Письмо МИНЮСТА от 23.02.2000 года №1187-ЭР.- по рекомендации, по подготовке оформления проектов федеральных законов.

В соответствии с рекомендациями МИНЮСТА федеральные законы подразделются на следующие виды (распределяются по юридической силе):

1) Закон РФ о поправке к конституции РФ.

2) Федеральный конституционный закон.

3) Кодекс РФ – это федеральный закон, обеспечивающий единообразное правовое регулирование и содержащееся в систематизированном виде всю или основную массу норм, регулирующую определённую сферу общественных отношений.

4) Основы законодательств (это федеральный закон, содержащий принципы и основные положения законодательного регулирования определённой сферы общественных отношений).

5) Общие принципы регулирования. Данный закон как правило содержит так называемые нормы цели, определяющие основные начала правового регулирования, определённого вида общественных отношений.

6) Федеральный закон.

7) Федеральный закон о ратификации международного договора РФ.

Согласно регламентации содержание правовой нормы составляют:

1) Условие, при которых нормы действуют.

2) Правила поведения.

3) Меры государственного принуждения, которые применяются нарушителями нормы- это санкции.

4) При формулировании содержания учитываются цели законопроекта.

5) Содержание нормы определяются конституцией РФ и смежными федеральными законами. На содержание нормы влияют принципы соответствующей нормы права.

Виды норм права перечислены в пункте 3.6 рекомендации:

1) Предписание принципов (закрепляет положение общего характера. Имеющая значение как для отрасли так и для права в целом).

2) предписание цели.

4) Управомочивающее предписание или управомочивающие нормы (закрепляет субъективные права граждан и иных субъектов права).

5) Императивное предписание: 1) обязывающее предписание и 2) запрещающее предписание.

6) Диспозитивное предписание (разрешает гражданам и иным субъектам по своему усмотрению определять права и обязанности в конкретном правоотношении).

7) Предписание стимул (содержит материальный, моральный и другие стимулы, побуждающие граждан и иных субъектов права действовать тем или иным способом).

8) Бланкетное предписание (содержит отсылку к другому нормативному правовому акту, содержащему подробную регламентацию прав и обязанностей субъекта).

9) Отсылочное предписание (содержит отсылку к другому нормативному акту, содержащему соответствующую норму права).

10) Обеспечивающее предписание (закрепляет решение правотворческого органа о признании акта утратившем силу, либо о внесении в него изменений и дополнений.

В соответствии с ЗТО №57 З структуру правового акта составляют его содержательная часть и реквизит. Содержательная часть состоит из 1)указание сферы действия 2) указание на цели и задачи актов 3) определение используемых понятий 4) предписаний и норм для субъектов правоотношений 5) заключительных и переходных положений.

Структурные единицы правового акта: выделяют преамбулу, разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты и абзацы.

Процесс создания нормативно-правового акта представляет собой совокупность последовательных организационных действий, которые регулируются конституционными или иными юридическими нормами и направлены на принятие, изменение, обнародование нормативно-правового акта.

Принятию решения предшествует правотворческая инициатива государственных органов, должностных лиц, субъектов гражданского общества, которая является демократической формой постановки вопроса о необходимости принятия конкретного нормативного правового акта. В Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит строго ограниченному кругу субъектов. Согласно ст. 104 Конституции РФ им обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам своего ведения. Принятое решение о подготовке соответствующего нормативного правового акта, как правило, оформляется и вносится в планы законопроектных работ Государственной Думы. Стадия подготовки нормативного правового акта завершается представлением в правотворческий орган проекта нормативного правового акта для обсуждения. Так, законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Следующая стадия – обсуждение проекта нормативного правового акта наиболее ответственная, во многом определяющая его содержание в будущем. Процесс обсуждения проектов нормативных правовых актах может проводиться в различных формах. Наиболее важные из них – парламентские слушания проводимые в Федеральном Собрании с приглашением практических работников, учёных, квалифицированных специалистов.

Следующая стадия правотворческого процесса – принятие нормативного правового акта. Процедура принятия законов Государственной Думой, Советом Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов РФ установлена в соответствующих регламентах. Важным моментом завершения процедуры принятия нормативных правовых является их подписание. Подписание принятых Федеральным Собранием законов осуществляет Президент РФ, законов субъектов РФ – президенты республик, губернаторы, главы администраций и т.д. Иные правовые акты подписываются должностными лицами исполнительных, судебных органов, правовые акты органов местного самоуправления – соответствующими должностными лицами.

43. Стадии и содержание законотворческого процесса.

Законотворческий процесс проходит в два этапа:

1)предпроектный этап: заключается в том, что в обществе выявляется потребность в урегулировании нормами права социальной проблемы и формируется идея о создании закона и ее оформление в виде текста проекта или письменного обоснования его необходимости.

2)проектный этап или этап принятия правотворческого решения – на этом этапе осущ-ся работа над законопроектом в самом законотворческом органе и включает след-щие стадии:

* внесение в правотворческий орган проекта закона субъектом правотворческой инициативы;

* рассмотрение и обсуждение законопроекта в законотворческом органе;

* принятие законопроекта правотворческим органом;

* подписание законопроекта главой гос-ва;

* обнародование т.е. опубликование в офиц-ых источниках;

* вст.законопроекта в з-ную силу, после чего он становится обязательным для субъектов и начинает вызывать юридически значимые последствия. (необнародованные ПА не обладают юр силой и не могут влечь правовых последствий, за исключением актов содержащих гос-ую, военную, служебную или ком-кую тайну и не затрагивают прва и свободы чел-ка и гр-нина)

1 стадия: внесение з/проекта в ГД S-ктом з/дат-й инициативы, 1-е чтение (одобрение общей концепции з/проекта).

2 стадия: доработка и рассм-е во 2 чтении. Цель этой стадии - проанализировать содержание законопроекта с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия. Отклонение законопроекта в процессе второго чтения влечет отказ от последующего рассмотрения законопроекта.

3 стадия: 3-е чтение – окончательное согласование текста з/пр. (принят, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов ГД. (окончательное согласование текста законопроекта: устраняются возможные внутренние противоречия, устанавливается прав ильная взаимосвязь статей, проводится редакционная правка, необходимая в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.

Если законопроект не принят Государственной Думой в третьем чтении, он дальнейшему рассмотрению не подлежит. При положительном исходе голосования одобренные законы направляются на рассмотрение Совета Федерации. )

6 стадия: обнародование и вступление з-на в силу: опубликовать в теч.7 дней после подписания Потом, вступает в силу ч/з 10 дней после офиц.публ-ции (РГ, СЗ, Парламентская газета)

Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное .

Правотворчеством называется деятельность уполномоченных органов направленная на создание различных форм права.

Правотворческий процесс включает в себя 2 стадии, состоящие из определённых этапов:

1) Стадия подготовки проекта нормативного правового акта.

2) Стадия принятия и вступления в силу.

(этапы указанных стадий определяются в зависимости от вида нормативного правового акта).

В теории государства и права существует проблема соотношения следующих понятий: законодательный процесс, законотворческий процесс и законопроектный процесс.

В теории государства и права существует 3 подхода к разрешению проблемы с разрешения указанных понятий. В соответствии с первым подходом перечисленные выше понятия отожествляются. В этом смысле под законотворческой деятельностью понимается совокупность организационных действий, уполномоченных государственных органов по рассмотрению и принятию законопроектов (таким образом под законотворческой деятельностью понимается деятельность специальных органов государственной власти.

С точки зрения сторонников второго подхода в законотворческой деятельности могут принимать участие и другие субъекты, например: общественные организации, политические партии, органы местного самоуправления, экспертное и научное сообщество.

С позиции третьего подхода под законодательным (законотворческим) процессом понимается процесс реализации уже принятого и вступившего в силу закона. Указанная позиция представляется сомнительной так как фактически отожествляет законотворческий процесс с правоприменительным процессом (это одна из форм реализации права).

В теории государства и права в рамках второго подхода выделяют понятия законопроектный процесс, которая описывает этапы подготовки текста проекта закона.

Таким образом самым масштабными понятиями является правотворчество и законотворческий процесс. Законодательный процесс представляет собой часть законотворческого процесса, а законопроектный процесс является частью законодательного процесса.

Законотворческим процессом называется разновидность правотворческого процесса, представляющая собой творческую деятельность, направленную на подготовку и принятия законов.

Признаки законотворческого процесса :

1) Его сущность заключается в интеллектуальной мыслительной деятельности, имеющие разные формы (как нормативные так и не нормативные).

2) Законотворческий процесс, как правило имеет научную основу и частично является формой выражения научной деятельности.

3) Важнейшей частью законотворческого процесса является разработка и утверждение концепции будущего закона.

4) Субъект законотворческого процесса не всегда совпадает с субъектом законодательного процесса, например: субъектом законотворческого процесса может быть общественная организация или экспертное сообщество, которые являются авторами будущего закона (его идеи концепции).

5) Законотворческий процесс начинается с мониторинга состояния вопроса, то есть с анализа состояния вопроса (начальным этапом законодательного процесса является внесение в законопроект).

Стадии законотворческого процесса:

1) Анализ состояния правового регулирования вопроса на основе правового мониторинга.

2) Стадия разработки концепции, разработки идеи законопроекта.

3) Определение содержания юридических конструкций, подготовка текста законопроекта.

4) Внесение законопроекта в законодательный орган.

5) Рассмотрение законопроекта в законодательном органе и принятие законов.

6) Стадия промульгации. Означает подписание и обнародование закона.

7) Вступление в силу закона.

8) Мониторинг действия закона (анализ эффективности действия принятого закона).

Стадии законодательного процесса:

1) Стадия внесения законопроекта в законодательный орган (статья 17 Закона Тамбовской Области, данную стадию определяет как стадию законодательной инициативы).

2) Рассмотрение законопректа.

2.1) рассмотрение законопроекта комитетами тамбовской областной думы.

2.2) рассмотрение законопроекта на заседании думы.

3) Стадия промульгации.

3.1) подписание законопроекта .

4) стадия вступления в силу закона.

На федеральном уровне законодательный процесс определяется двумя документами:

1) Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроекта.- это утверждённый письмом аппарата государственной думы федерального собрания РФ от 18 ноября 2003 года. № Вн2-18/490.

2) Письмо МИНЮСТА от 23.02.2000 года №1187-ЭР.- по рекомендации, по подготовке оформления проектов федеральных законов.

В соответствии с рекомендациями МИНЮСТА федеральные законы подразделются на следующие виды (распределяются по юридической силе):

1) Закон РФ о поправке к конституции РФ.

2) Федеральный конституционный закон.

3) Кодекс РФ – это федеральный закон, обеспечивающий единообразное правовое регулирование и содержащееся в систематизированном виде всю или основную массу норм, регулирующую определённую сферу общественных отношений.

4) Основы законодательств (это федеральный закон, содержащий принципы и основные положения законодательного регулирования определённой сферы общественных отношений).

5) Общие принципы регулирования. Данный закон как правило содержит так называемые нормы цели, определяющие основные начала правового регулирования, определённого вида общественных отношений.

6) Федеральный закон.

7) Федеральный закон о ратификации международного договора РФ.

Согласно регламентации содержание правовой нормы составляют:

1) Условие, при которых нормы действуют.

2) Правила поведения.

3) Меры государственного принуждения, которые применяются нарушителями нормы- это санкции.

4) При формулировании содержания учитываются цели законопроекта.

5) Содержание нормы определяются конституцией РФ и смежными федеральными законами. На содержание нормы влияют принципы соответствующей нормы права.

Виды норм права перечислены в пункте 3.6 рекомендации:

1) Предписание принципов (закрепляет положение общего характера. Имеющая значение как для отрасли так и для права в целом).

2) предписание цели.

4) Управомочивающее предписание или управомочивающие нормы (закрепляет субъективные права граждан и иных субъектов права).

5) Императивное предписание: 1) обязывающее предписание и 2) запрещающее предписание.

6) Диспозитивное предписание (разрешает гражданам и иным субъектам по своему усмотрению определять права и обязанности в конкретном правоотношении).

7) Предписание стимул (содержит материальный, моральный и другие стимулы, побуждающие граждан и иных субъектов права действовать тем или иным способом).

8) Бланкетное предписание (содержит отсылку к другому нормативному правовому акту, содержащему подробную регламентацию прав и обязанностей субъекта).

9) Отсылочное предписание (содержит отсылку к другому нормативному акту, содержащему соответствующую норму права).

10) Обеспечивающее предписание (закрепляет решение правотворческого органа о признании акта утратившем силу, либо о внесении в него изменений и дополнений.

В соответствии с ЗТО №57 З структуру правового акта составляют его содержательная часть и реквизит. Содержательная часть состоит из 1)указание сферы действия 2) указание на цели и задачи актов 3) определение используемых понятий 4) предписаний и норм для субъектов правоотношений 5) заключительных и переходных положений.

Структурные единицы правового акта: выделяют преамбулу, разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты и абзацы.


Необходимо выделить основные признаки нормотворческого процесса, к которым можно отнести следующие:

а) выступает первичным элементом в механизме правового регулирования;

б) осуществляется как исполнительными, так и представительными органами власти в строгом соответствии с нормотворческой компетенцией органа;

в) основной целью нормотворческого процесса выступает систематизация и упорядочение общественных отношений;

г) нормативный документ является результатом нормотворческого процесса.

Основной задачей правовых норм является регулирование общественных отношений, для ее реализации органы власти выполняют следующие виды нормотворческого процесса:

– законотворческий, его результатом являются нормативные указы Президента, постановления и другие нормативные правовые акты Правительства;

– ведомственный нормотворческий процесс представляет собой нормотворческий процесс субъектов Федерации;

– локальный нормотворческий процесс, подразделяющийся на нормотворческий процесс местных органов власти и корпоративный нормотворческий процесс.

Неотъемлемым признаком правотворческой деятельности выступает стадийность. Общего мнения по поводу определения стадий правотворчества в теории государства и права не выработано. Так, В. В. Лазарев и С. В. Липень выделяют три стадии правотворчества: подготовку проекта нормативного акта; принятие акта и введение его в действие [10].

В свою очередь В. М. Сырых обозначает шесть стадий: принятие решения о внесении изменений в систему действующих норм права; подготовку проекта нормативного правового акта; рассмотрение его правотворческим органом; обсуждение и согласование проекта с заинтересованными субъектами; принятие и опубликование акта [11].

Четыре стадии правотворческого процесса выделяет В. Ю. Картухин: правотворческая инициатива; обсуждение проекта нормативного правового акта; принятие нормативного правового акта; обнародование принятого акта [12].

Мы полагаем, что стадии нормотворческого процесса зависят от вида правотворчества. При этом имеются существенные отличия порядка принятия законов и подзаконных нормативных правовых актов.

В зависимости от субъекта, который участвует в создании права,

О. А. Пучков выделяет четыре вида правотворчества: референдум; принятие уполномоченными органами государства нормативных правовых актов; санкционирование государством обычаев; выработка судебного прецедента [13].

У каждого из вышеназванных видов правотворчества есть своя юридическая регламентация, а также уровень правового регулирования и стадийность.

Наиболее часто предметом исследования в теории государства и права выступают стадии законодательного процесса. Например, по мнению

В. Ю. Картухина, во всех государствах, независимо от их политического, территориального устройства либо формы правления можно выделить четыре стадии законодательного процесса: законодательная инициатива; обсуждение законопроекта; принятие и утверждение закона; его обнародование [12, c. 364].

Теоретики права, например, О. А. Пучков, выделяют шесть стадий законотворческого процесса:

1) Внесение законопроекта в Государственную Думу и рассмотрение его в первом чтении.

2) Доработка, устранение недостатков и рассмотрение законопроекта во втором чтении.

3) Рассмотрение законопроекта в третьем чтении.

4) Рассмотрение закона Советом Федерации.

5) Рассмотрение Президентом РФ федеральных законов.

6) Вступление в силу закона и его обнародование [14].

Первым этапом правотворческого процесса является подготовка проекта. Начинается он с принятия решения и утверждения планов разработки нормативных правовых актов. Инициаторами законопроекта может выступать Президент, правительство РФ, постоянные комитеты Государственной Думы, а также другие органы, имеющие право законодательной инициативы.

Следующим этапом правотворческого процесса является проведение предварительных работ, за которыми следует стадия составления текста проекта. Целью создания проектов нормативных актов может выступать как решение новых вопросов, требующих правового регулирования, так и устранение пробелов, имеющихся в законодательстве.

Третий этап связан с подготовкой первоначального текста проекта, в содержательном плане он является одним из важнейших для правотворческого процесса, поскольку формулируются положения, которые в дальнейшем и станут нормами права. При разработке сложных проектов создаются комиссии, которые включают в себя представителей заинтересованных органов, общественных организаций. После разработки первоначального проекта, начинается его предварительное обсуждение, которое осуществляется с участием заинтересованных органов, организаций и общественности.

Подготовленные проекты подвергаются всесторонней экспертизе (правовой, экологической финансовой и др.), призванной способствовать повышению качества подготавливаемых нормативных решений. После учета предложений и устранения замечаний проект проходит окончательное редактирование. Как правило, этим занимается та рабочая комиссия, которая составляла первоначальный текст проекта.

Вторым этапом правотворческой процедуры является деятельность правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта. Проект вносится в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа или организации, которые его готовили. Правом законодательной инициативы наделены полномочные органы, организации и лица, обычно предусмотренные в Конституции.

Следующей стадией правотворческого процесса является внесение в повестку дня заседания рассмотрения проекта, за которым идет обсуждение и официальное принятие проекта.

На заключительной стадии правотворческого процесса принятый нормативный акт публикуют в предусмотренных законом печатных органах, публикуют на электронных порталах. Нормативные акты, которые так или иначе затрагивают права, свободы и обязанности гражданина, не имеют юридической силы, если они не были официально опубликованы.

Вышеперечисленные стадии правотворческого процесса детально регламентированы. Рассмотрение законопроектов осуществляется в нескольких чтениях, это дает возможность в деталях рассмотреть проект и внести в него необходимые поправки.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что лишь обязательное и качественное прохождение всех стадий нормотворческого процесса позволит принять качественный нормативный правовой акт, отвечающий поставленным целям и задачам.

  1. Алексеев С. С. Проблемы теории права: курс лекций в 2-х т / С. С. Алексеев. — Свердловск: изд. СЮИ, 1973. — Т. 2. — 402 с.
  2. Комаров С. А. Общая теория государства и права: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Комаров. — 9-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2018. — 506 с.
  3. Марксистко-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия / С. Н. Братусь, В. Е. Гулиев, А. И. Денисов и др. — М., 1970. — 622 с.
  4. Мицкевич А. В. Правотворчество в СССР / А. В. Мицкевич, А. С. Пиголкин, С. А. Пяткина и др. — М., 1974. — 319 с.
  5. Пиголкин А. С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — М., 1972. — 41 с.
  6. Сенякин И. Н. Правотворчество и законодательство // Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: Инфра-М, 2017. — 439 с.
  7. Спирин М. Ю. Теоретические проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Самара, 2000. — 26 с.
  8. Тихомирова Ю. А. Правовые акты: учеб.-практич. и справочное пособие / Ю. А. Тихомирова, И. В. Котелевская. — М., 1999. — 381 с.
  9. Арзамасов Ю. Г. Теория и практика ведомственного нормотворчества в России: монография. — М.: Юрлитинформ, 2013. — С. 126.
  10. Лазарев В. В. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / В. В. Лазарев, С. В. Липень. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — С. 284.
  11. Сырых В. М. Теория государства и права: учебник для вузов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2012. — С. 176.
  12. Картухин В. Ю. Правотворчество в современном российском государстве // Теория государства и права: учеб. для бакалавров / [Р. Б. Головкин и др.]; под ред. Р. Б. Головкина, Т. Н. Радько, Р. А. Ромашова; Федер. служба исполн. наказаний, Владим. юрид. ин-т Федер. службы исполн. наказаний. — Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2015. –С. 363.
  13. Теория государства и права: учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юр. Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2017. — С. 196.
  14. Пучков О. А. Правотворчество // Теория государства и права: учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. — 496 с.

Основные термины (генерируются автоматически): нормотворческий процесс, правотворческий процесс, законодательная инициатива, нормативный правовой акт, подготовка проекта, правовое регулирование, стадий, Государственная Дума, законодательный процесс, нормативный акт.

Читайте также: