В период начального формирования наука уголовно исполнительного права именовалась как

Обновлено: 05.07.2024

Наука- общественное явление являющееся результатом человеческой деятельности по систематизированному накоплению знаний выраженное в учебных пособиях, монографиях, диссертациях и иных формах представления знаний.

Постоянными источниками науки является теория и практика, обуславливающие появление новых знаний об изучаемых объектах. Науку характеризует целенаправленность исследований в получении новых знаний, формулировании выводов на основе исследований и применении этих выводов к аспектам человеческой деятельности.

Эффективность научных исследований:

  1. Проведение научных исследований в соответствии с потребностями общества
  2. Достаточно высокий уровень теоретических знаний, как базы исследований
  3. Функционирование научных учреждений и его персонала
  4. Развитой системы науки

Наука уголовно-исполнительного права – общественное явление являющееся результатом человеческой деятельности по систематизации и накоплению знаний об уголовно-исполнительном правеи его исполнении (проведении) в правоприменительной деятельности органов государственной власти исполняющих наказание. Предмет науки значительно шире по содержанию предмета уголовно-исполнительного права. Он включает в себя политику государствав сфере исполнения уголовного наказания, историюразвития российского уголовно-исполнительного законодательства,учреждений и органов, исполняющих наказания, содержание, структуру нормрассматриваемой отрасли права, систему законодательства и его источники, уголовно-исполнительное право зарубежных стран, международные акты об обращении с осужденными, практику исполнения наказания и исправления осужденных и др.

Основная задача науки уголовно-исполнительного права в теоретическом обеспечении совершенствования исполнения наказаний с тем, что бы совершенствовать эффективность деятельности органов исполнения наказаний.

Эта задача реализуется посредством частных задач:

  1. Направление науки на решение актуальных проблем исполнения наказаний
  2. Обеспечения совместно с органами государственной власти внедрения в практику получения научных предложений и рекомендаций.
  3. Разработка теории уголовно-исполнительного права при помощи современных методов научных исследований

В уголовно-исполнительном праве используются методы предназначенные, как для получения эмпирических(1-10) знаний, так и теоретических(10-14):

1. Анализ и синтез

2. Индукция и дедукция

4. Статистический метод

7. Документальный метод

10. Конкретно-социологический метод

14. Формально логический

В настоящее время основной груз исследований лежит на Министерстве Юстиции РФ, в рамках которого существует НИИ по Исследованию проблем исполнения наказаний. Среди учебных заведений выделяют Академию Права и Управления (г. Рязань), Российская правовая академия, ВУЗы Министерства Образования и науки РФ – ТГУ (ведущая кафедра Уголовно-исполнительного права), СПбГУ (зав. Кафедры Беляев в Советский период написал учебник по УИП, рекомендованный к изучению в ВУЗах, ), МГУ (проф. Ткачевский – герой Советского Союза автор учебного пособия по УИП).

7. Источники национального уголовно-исполнительного права и международные правовые акты, регламентирующие исполнение наказаний.

Из курса теории права, известно, что под источником права понимается форма внешнего выражения правовой нормы. Применительно к уголовно-исполнительному праву Российской Федерации выделяют следующие виды источников:

Российская Федерация является часть мирового сообщества, поэтому не может не считаться с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, в которых участвует Российская Федерация. В силу этого ч. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Статья 3 УИК РФ, устанавливает, что уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные договоры Российской Федерации, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, в соответствии с экономическими и социальными возможностями. Среди международно-правовых актов регламентирующих непосредственно исполнении наказаний (специальные акты) наибольшее значение имеют следующие: принятые ООН Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955); Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988); Основные принципы обращения с заключенными (1990), Европейские тюремные правила(1987); Минимальные стандартные правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (1985); Токийские стандартные минимальные правила применения к осужденным мер, не связанных с тюремным заключением(1990).

Конституция Российской Федерации (принятая 12 декабря 1993 года) – основной, фундаментальный источник уголовно-исполнительного права. Она имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Все иные правовые акты не должны противоречить Конституции, и если такое противоречие есть, оно должно быть устранено, то есть правовые акты должны быть приведены в точное соответствие Конституции РФ. Положение о прямом действии Конституции имеет непосредственное отношение к уголовно-исполнительному праву. Так, Конституция Российской Федерации определяет правовой статус личности, ее права и обязанности, гарантирует защиту прав и свобод личности. Охрана прав и свобод личности является приоритетной задачей, ибо личность и ее права являются высшей ценностью в правовом государстве. Права и свободы гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в такой степени, в какой это необходимо для защиты конституционного строя государства, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так, например, не имеют права избираться и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Целый ряд конституционных норм имеет самое непосредственное отношение к уголовно-исполнительному праву. Так, Конституция Российской Федерации запрещает принудительный труд. Это положении Конституции имеет прямое отношение к организации труда осужденных в местах лишения свободы. Такое же отношение к исполнению уголовных наказаний имеет положение Конституции РФ о праве на образование, гарантированности, общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего специального образования, об обязательности общего основного образования. Право на отдых, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь, на возмещение вреда, гарантия свободы совести, свободы вероисповедания, закрепленные в Конституции Российской Федерации, также имеют прямое отношение к исполнению уголовных наказаний, к правовому положению осужденных, особенно осужденных к лишению свободы на определенный срок и пожизненно. Согласно Конституции уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации. Принятие законов, регулирующих исполнение уголовных наказаний являются исключительной компетенцией Федерального собрания Российской Федерации.

  1. Федеральные конституционные законы

Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" раскрывает обязательность судебных постановлений, на основании которых в соответствии со статьей 7 УИК РФ исполняется наказание.

Уголовно-Исполнительный кодекс - является в настоящее время основным правовым актом, регулирующим исполнение всех видов уголовных наказаний. Данный акт кодифицированного права занимает на уровне федеральных законов место первого среди равных - другие нормативные акты лишь дополняют и развивают его отдельные положения.

Закон "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"

“О реформировании уголовно-исполнительной системы” от 13.10.2004 г. “Вопросы федеральной службы судебных приставов” и “Вопросы федеральной службы исполнения наказаний”.

“Положение об уголовно-исполнительных инспекциях”

  1. Нормативно правовые акты федеральных органов исполнительной власти

Правила отбывания наказания военнослужащими, утвержденные Министерством обороны в 1997 г, Положение об отряде осужденных, утвержденное Министерством Юстиции.

Эти акты не являются нормативными актами и направлены исключительно, на толкование и разъяснение смысла уголовно-исполнительного законодательства, но не на создание новых норм. Вместе с тем суды при разрешении конкретных дел обязаны применять соответствующие норм лишь в истолковании, содержащемся в соответствующем постановлении. Единственное исключение из изложенного правила это случаи, когда постановление Конституционного Суда та или иная норма признается не соответствующей конституции, в таких случаях можно говорить, что имеет место негативное нормотворчество.

Так же не является источником уголовно-исполнительного права. Под судебной практикой понимается многократное единооб­разное решение судами одной и той же категории дел. Судья, рас­сматривая дело, по которому сложилась судебная практика, может вынести и иное решение, если убежден в том, что сложившаяся практика не соответствует закону. В то же время судебная практи­ка имеет огромное значение для выработки единообразного пони­мания и применения уголовно-исполнительного законодательства судебными органами, без чего невозможно обеспечить законность и правопо­рядок в обществе.

Наука- общественное явление являющееся результатом человеческой деятельности по систематизированному накоплению знаний выраженное в учебных пособиях, монографиях, диссертациях и иных формах представления знаний.

Постоянными источниками науки является теория и практика, обуславливающие появление новых знаний об изучаемых объектах. Науку характеризует целенаправленность исследований в получении новых знаний, формулировании выводов на основе исследований и применении этих выводов к аспектам человеческой деятельности.

Эффективность научных исследований:

  1. Проведение научных исследований в соответствии с потребностями общества
  2. Достаточно высокий уровень теоретических знаний, как базы исследований
  3. Функционирование научных учреждений и его персонала
  4. Развитой системы науки

Наука уголовно-исполнительного права – общественное явление являющееся результатом человеческой деятельности по систематизации и накоплению знаний об уголовно-исполнительном правеи его исполнении (проведении) в правоприменительной деятельности органов государственной власти исполняющих наказание. Предмет науки значительно шире по содержанию предмета уголовно-исполнительного права. Он включает в себя политику государствав сфере исполнения уголовного наказания, историюразвития российского уголовно-исполнительного законодательства,учреждений и органов, исполняющих наказания, содержание, структуру нормрассматриваемой отрасли права, систему законодательства и его источники, уголовно-исполнительное право зарубежных стран, международные акты об обращении с осужденными, практику исполнения наказания и исправления осужденных и др.

Основная задача науки уголовно-исполнительного права в теоретическом обеспечении совершенствования исполнения наказаний с тем, что бы совершенствовать эффективность деятельности органов исполнения наказаний.

Эта задача реализуется посредством частных задач:

  1. Направление науки на решение актуальных проблем исполнения наказаний
  2. Обеспечения совместно с органами государственной власти внедрения в практику получения научных предложений и рекомендаций.
  3. Разработка теории уголовно-исполнительного права при помощи современных методов научных исследований

В уголовно-исполнительном праве используются методы предназначенные, как для получения эмпирических(1-10) знаний, так и теоретических(10-14):

1. Анализ и синтез

2. Индукция и дедукция

4. Статистический метод

7. Документальный метод

10. Конкретно-социологический метод

14. Формально логический

В настоящее время основной груз исследований лежит на Министерстве Юстиции РФ, в рамках которого существует НИИ по Исследованию проблем исполнения наказаний. Среди учебных заведений выделяют Академию Права и Управления (г. Рязань), Российская правовая академия, ВУЗы Министерства Образования и науки РФ – ТГУ (ведущая кафедра Уголовно-исполнительного права), СПбГУ (зав. Кафедры Беляев в Советский период написал учебник по УИП, рекомендованный к изучению в ВУЗах, ), МГУ (проф. Ткачевский – герой Советского Союза автор учебного пособия по УИП).

7. Источники национального уголовно-исполнительного права и международные правовые акты, регламентирующие исполнение наказаний.

Из курса теории права, известно, что под источником права понимается форма внешнего выражения правовой нормы. Применительно к уголовно-исполнительному праву Российской Федерации выделяют следующие виды источников:

Российская Федерация является часть мирового сообщества, поэтому не может не считаться с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, в которых участвует Российская Федерация. В силу этого ч. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Статья 3 УИК РФ, устанавливает, что уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные договоры Российской Федерации, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, в соответствии с экономическими и социальными возможностями. Среди международно-правовых актов регламентирующих непосредственно исполнении наказаний (специальные акты) наибольшее значение имеют следующие: принятые ООН Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955); Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988); Основные принципы обращения с заключенными (1990), Европейские тюремные правила(1987); Минимальные стандартные правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (1985); Токийские стандартные минимальные правила применения к осужденным мер, не связанных с тюремным заключением(1990).

Конституция Российской Федерации (принятая 12 декабря 1993 года) – основной, фундаментальный источник уголовно-исполнительного права. Она имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Все иные правовые акты не должны противоречить Конституции, и если такое противоречие есть, оно должно быть устранено, то есть правовые акты должны быть приведены в точное соответствие Конституции РФ. Положение о прямом действии Конституции имеет непосредственное отношение к уголовно-исполнительному праву. Так, Конституция Российской Федерации определяет правовой статус личности, ее права и обязанности, гарантирует защиту прав и свобод личности. Охрана прав и свобод личности является приоритетной задачей, ибо личность и ее права являются высшей ценностью в правовом государстве. Права и свободы гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в такой степени, в какой это необходимо для защиты конституционного строя государства, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так, например, не имеют права избираться и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Целый ряд конституционных норм имеет самое непосредственное отношение к уголовно-исполнительному праву. Так, Конституция Российской Федерации запрещает принудительный труд. Это положении Конституции имеет прямое отношение к организации труда осужденных в местах лишения свободы. Такое же отношение к исполнению уголовных наказаний имеет положение Конституции РФ о праве на образование, гарантированности, общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего специального образования, об обязательности общего основного образования. Право на отдых, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь, на возмещение вреда, гарантия свободы совести, свободы вероисповедания, закрепленные в Конституции Российской Федерации, также имеют прямое отношение к исполнению уголовных наказаний, к правовому положению осужденных, особенно осужденных к лишению свободы на определенный срок и пожизненно. Согласно Конституции уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации. Принятие законов, регулирующих исполнение уголовных наказаний являются исключительной компетенцией Федерального собрания Российской Федерации.

  1. Федеральные конституционные законы

Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" раскрывает обязательность судебных постановлений, на основании которых в соответствии со статьей 7 УИК РФ исполняется наказание.

Уголовно-Исполнительный кодекс - является в настоящее время основным правовым актом, регулирующим исполнение всех видов уголовных наказаний. Данный акт кодифицированного права занимает на уровне федеральных законов место первого среди равных - другие нормативные акты лишь дополняют и развивают его отдельные положения.

Закон "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"

“О реформировании уголовно-исполнительной системы” от 13.10.2004 г. “Вопросы федеральной службы судебных приставов” и “Вопросы федеральной службы исполнения наказаний”.

“Положение об уголовно-исполнительных инспекциях”

  1. Нормативно правовые акты федеральных органов исполнительной власти

Правила отбывания наказания военнослужащими, утвержденные Министерством обороны в 1997 г, Положение об отряде осужденных, утвержденное Министерством Юстиции.

Эти акты не являются нормативными актами и направлены исключительно, на толкование и разъяснение смысла уголовно-исполнительного законодательства, но не на создание новых норм. Вместе с тем суды при разрешении конкретных дел обязаны применять соответствующие норм лишь в истолковании, содержащемся в соответствующем постановлении. Единственное исключение из изложенного правила это случаи, когда постановление Конституционного Суда та или иная норма признается не соответствующей конституции, в таких случаях можно говорить, что имеет место негативное нормотворчество.

Так же не является источником уголовно-исполнительного права. Под судебной практикой понимается многократное единооб­разное решение судами одной и той же категории дел. Судья, рас­сматривая дело, по которому сложилась судебная практика, может вынести и иное решение, если убежден в том, что сложившаяся практика не соответствует закону. В то же время судебная практи­ка имеет огромное значение для выработки единообразного пони­мания и применения уголовно-исполнительного законодательства судебными органами, без чего невозможно обеспечить законность и правопо­рядок в обществе.

Наука УИП – отраслевая юр. наука, представляющая собой комплекс знаний о предмете, методах и задачах исследования в области исполнения всех видов уголовных наказаний, в области общественных отношений, регулируемых специально созданной отраслью права.

политика государства в сфере исполнения наказания;

принципы уголовно-исполнительной политики, права и законодательства;

содержание и структура норм отрасли уголовно-исполнительного права;

правоотношения, возникающие при исполнении (отбывании) уголовных наказаний;

история развития уголовно-исполнительного законодательства и учреждений и органов, исполняющих наказания;

система законодательства и его источники;

УИП зарубежных стран;

международные акты об обращении с осужденными;

правовой статус осужденных;

система учреждений и органов, исполняющих наказания, и характеристика их персонала.


Основная задача науки – теоретическое обеспечение и дальнейшее совершенствование уголовно-исполнительного права, регулирования им общественных отношений, системы и структуры уголовно-исполнительных учреждений; выработка научно-методических рекомендаций для повышения эффективности их деятельности. Частная задача – разработка общей теории и формирование нового уголовно-исполнительного законодательства.

Методологической основой науки является философия как всеобщий метод познания. Общенаучные методы- анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение. Частнонаучные методы – сравнительно-правовой, анкетирование, тестирование и др.

История развития уголовно исполн права

В этот же период шла активная работа по подготовке Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь. ГУИН МВД Республики Беларусь разработало Государственную программу первоочередных мер по оздоровлению обстановки в ИТУ и совершенствованию системы исполнения наказания, которая была утверждена постановлением правительства от 22 ноября 1996 года. В данной программе предусматривалась подготовка проекта Уголовно-исполнительного кодекса.

Проект Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь был внесен на рассмотрение правительства в августе 1997 года. Коллектив авторов кодекса при разработке учел современное состояние уголовно-исполнительной науки в республике, опыт зарубежного законодательства, общепризнанные принципы и нормы международного права, практику исправительно-трудового законодательства предыдущих десятилетий.

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь был принят Палатой представителей Национального Собрания 14 декабря 1999 года, одобрен Советом Республики 22 декабря 1999 года, подписан Президентом страны 11 января 2000 года. Кодекс введен в действие 1 января 2001 года и регулирует порядок и условия исполнения всех видов уголовных наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь.

В теории права общепринята трактовка той или иной отрасли законодательства в узком и широком смысле. Под отраслью законодательства в узком смысле понимается совокупность законов, регламентирующих общественные отношения, относящиеся к предмету его регулирования. Уголовно-исполнительное законодательство – это система законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным мер исправительно-трудового воздействия.

Уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь до принятия Уголовно-исполнительного кодекса года состояло из ИТК 1971 года, из Положения о порядке и условиях исполнения наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных от 14 июня 1983 года, Положения о дисциплинарной части в Вооруженных Силах Республики Беларусь, утвержденном 16 сентября 1993 года.

Таким образом, Уголовно-исполнительный кодекс и законы, подлежащие принятию для регулирования отдельных вопросов при исполнении наказаний, в узком смысле составляют первую группу нормативных правовых актов.

Уголовно-исполнительное законодательство в широком смысле слова - это вся совокупность нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов), регламентирующих общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным средств исправления.

§ 3. История развития авторского права Историю развития авторского права применительно к российскому государству можно вести с начала XIX в. Развитие данного института в столь поздний период было связано с тем, что длительное время в России издание печатных произведений

Глава 1. Понятие и место уголовно-исполнительного права в правовой системе России

Глава 1. Понятие и место уголовно-исполнительного права в правовой системе России 1.1. Предмет и метод уголовно-исполнительного праваКак и любая отрасль права, уголовно-исполнительное право имеет свой специфический, присущий только ей предмет регулирования , то есть

2. Деятельность уголовно-исполнительного права

2. Деятельность уголовно-исполнительного права Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль российского права, относящаяся к ведению Федерации, которая характеризуется собственными предметом, методом, а также обособленной системой норм, закрепляющих цели,

9. Нормы уголовно-исполнительного права

9. Нормы уголовно-исполнительного права Норма уголовно-исполнительного права – это вариант (предел) должного поведения участников правоотношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия. Норма

14. Источники уголовно-исполнительного права

14. Источники уголовно-исполнительного права Согласно ст. 71–72 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство (как и все законодательство в сфере воздействия на преступность) находится в ведении Российской Федерации. А это означает, что постановления и другие

Деятельность уголовно-исполнительного права

Деятельность уголовно-исполнительного права Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль российского права, относящаяся к ведению Федерации, которая характеризуется собственными предметом, методом, а также обособленной системой норм, закрепляющих цели,

Принципы уголовно-исполнительного права

Принципы уголовно-исполнительного права Существует три группы принципов уголовно-исполнительного права: общеправовые; межотраслевые; отраслевые.I. Общеправовые принципы: демократизм, законность, гуманизм.1. При принципе демократизма руководство деятельностью

Источники уголовно-исполнительного права

Источники уголовно-исполнительного права Согласно ст. 71–72 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство (как и все законодательство в сфере воздействия на преступность) находится в ведении Российской Федерации. А это означает, что постановления и другие

7. История развития страхового права

7. История развития страхового права История страхования тесно связана с историей договорного, торгового и гражданского права.В известном Кодексе вавилонского царя Хам-мурапи (1792–1750 гг. до н. э.) хотя и нет прямого упоминания о страховании, но вводится понятие

1. Понятие экологического права, история его развития и становления

1. Понятие экологического права, история его развития и становления Экологическое право является одной из отраслей российского права. Оно регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия природы и общества в интересах человечества. Таким образом, под

История развития административного права в России

История развития административного права в России Примерно с 1935 г. в России произошло разделение административного права на три крупные ветви: 1) административное право как наука – исследует закономерности развития административного права (работы теоретиков Козлова,

Краткая история развития административного права России

Краткая история развития административного права России Развитие административного права России было долгим, зависело от политических, социальных, экономических и культурных факторов в каждый конкретный период времени.Зародилось административное право еще в

Тема 13. Международные нормы о правах человека как источник уголовно-процессуального права россии

Тема 13. Международные нормы о правах человека как источник уголовно-процессуального права россии О роли общепризнанных принципов и норм международного права в области прав человека говорится в ряде статей Конституции РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в

§ 3. Тенденции развития системы права и системы законодательства

§ 3. Тенденции развития системы права и системы законодательства Основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране. Одновременно идут глубинные процессы изменения самого

12. История становления и развития коммерческого права

12. История становления и развития коммерческого права В становлении и развитии коммерческого права можно выделить четыре этапа.Первый период – итальянский (XI–XV вв.). Принято считать, что в это время зародилось европейское торговое право. Италия была посредницей в

Читайте также: