В настоящее время в россии происходит крупномасштабная реформа какого права

Обновлено: 02.07.2024

Следует отметить, что обсуждение поправок к Конституции РФ было достаточно дискуссионным, выявившим самые различные мнения политиков, ученых, простых граждан, которым не безразлична судьба страны: от полного принятия и их одобрения, что соответствовало официальной позиции политической элиты и высшего руководства страны, до критики содержания как самих поправок к Конституции РФ, так и тех документов, которыми обосновывается легитимность их разработки и вынесения на общероссийское голосование.

Вместе с тем, Конституционный Суд РФ признал поправки к Конституции РФ соответствующими Основному закону страны. Так, в Обзоре к соответствующему Заключению Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. № 1-З высший орган конституционного надзора:

  • отметил неполитический, надпартийный и внеконфессиональный характер поправок в Конституцию РФ;
  • признал поправки об обнулении президентских сроков для действующего главы государства соответствующими Конституции РФ;
  • признал не противоречащим Конституции РФ порядок вступления поправок в силу в части проведения общероссийского голосования.

После всенародного голосования (референдума) поправки к Конституции РФ в июле 2020 г. были одобрены 77,92% от всех проголосовавших граждан РФ.

Таким образом, с принятием поправок к Конституции РФ начался новый этап административной реформы в нашей стране, поскольку произошло изменение конфигурации системы публичной власти, формирование и корректировка перечня полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. При этом, в большей степени, перемены затронули именно органы исполнительной власти.

Какие поправки к Конституции РФ затронули органы исполнительной власти:

1. Изменился порядок формирования Правительства РФ. Так, после назначения Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти за исключением случая, когда предшествующий Председатель Правительства РФ освобожден от должности Президентом РФ. Толкование этого конституционного положения позволяет предположить, что изменение структуры федеральных органов исполнительной власти уже не будет рассматриваться в качестве реформирования, а превратится в ординарный рабочий процесс при смене на посту Председателя Правительства РФ.

3. Конкретизация и дополнение предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения РФ и ее субъектов. Реализация этих положений будет осуществлена, в том числе, и в плоскости административно-правового регулирования.

4. Усиление и конкретизация всех основных функций современного российского государства в экономической, политической, идеологической, культурной, социальной сфере, обороне и обеспечения безопасности государства.

Так, поправки к Конституции РФ коснулись положений:

  • о государственном языке Российской Федерации;
  • об обеспечении защиты исторической правды;
  • о создании условий, способствующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим;
  • об уважении труда граждан и обеспечении защиты их прав, гарантированности минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации;
  • о формировании системы пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддержании ее эффективного функционирования, а также осуществления индексации пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом;
  • о гарантиях в соответствии с федеральным законом обязательного социального страхования, адресной социальной поддержки граждан и индексации социальных пособий и иных социальных выплат;
  • о создании условий для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества;
  • при этом гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность и ряд других.
  • Это приведет к определенным изменениям в организации реализации исполнительной власти во всех сферах государственного управления: административно-политической, экономической, социально-культурной, а также в области межотраслевого управления.

5. Совершенствование обеспечения национальной безопасности страны. На это, в частности, направлены следующие поправки:

  • РФ обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности;
  • РФ, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство;
  • РФ принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства;
  • Президент РФ назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, и ряд других.

Практическая реализация конституционных поправок вызовет изменение правового обеспечения соответствующих областей государственного управления.

Таким образом, в настоящее время Россия вступила в новый этап административной реформы, вызванный конституционными изменениями.

Началом реформ Ивана IV считается созыв первого Земского собора в 1549 году с участием бояр, дворян и высшего духовенства. Собор принял решение о составлении нового Судебника, в котором, в частности, появилось наказание за взятки. В 1550 году царь создал первое регулярное стрелецкое войско, а 1555 году провел реформу местного самоуправления, создав в уездах выборные органы управления. В 1560-х годах период реформ сменился опричниной, итогом которой стало падение мощи армии, кризис экономики и усиление власти царя.

2. Принятие Соборного уложения

В 1649 году во время правления царя Алексея Михайловича Романова на Земском соборе в Москве было принято Соборное уложение, регулировавшее практически все правовые вопросы. Документ состоял из 25 глав, обобщивших нормы государственного, административного, гражданского и уголовного права. Уложение окончательно оформило крепостное право, определило режим въезда и выезда из страны, а также впервые отделило государственные преступления от уголовных. Документ оставался легитимным вплоть до принятия в 1832 году Свода законов Российской империи.

3. Монетная реформа Алексея Романова

В 1654 году по указу государя Алексея Михайловича Романова в стране началась чеканка серебряных монет, прозванных в народе "ефимками". На одной их стороне впервые появилась надпись "рубль" и двуглавый орел, на другой — царь на коне. Попытка введения в обращение необеспеченных денег привела к инфляции, нарастанию внутренней напряженности и окончилась народными волнениями. Через год выпуск первых рублей был прекращен и возобновился только в 1704 году при Петре I.


4. Реформы Петра I

С конца XVII века по воле Петра I Россия на три десятилетия погрузилась в реформы, затронувшие многие сферы ее жизни и повлиявшие на будущее страны. Важнейшие из них — превращение России в империю, изменение системы летоисчисления, появление светских учебных заведений, упразднение патриаршества и ликвидация автономии церкви, создание регулярной армии и флота, принятие Табели о рангах, разделившей службу на гражданскую и военную, открытие Академии наук и другие.

5. Губернская реформа Екатерины II

В 1775 году императрица Екатерина II провела реформу местного управления, приблизившую административно-территориальное деление страны к современному. Вместо 23 губерний и 66 провинций в России появилось 50 губерний, каждая делилась на 10-12 уездов. Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. Законность в регионе поддерживал губернский прокурор, а надзирали за губерниями генерал-губернаторы, напоминающие по функциям нынешних полпредов президента в федеральных округах.

6. Министерская реформа Александра I

8 сентября 1802 года Александр I подписал манифест "Об учреждении министерств", заложивший основы новой системы государственного управления в России. Документ преобразовал прежние коллегии в восемь министерств — иностранных дел, военных сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения. В манифесте также говорилось о создании комитета, "составленного единственно" из министров. До 1906 года Комитет министров оставался высшим органом исполнительной власти страны.


7. Реформы Александра II

В 1861 году Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, давший крестьянам свободу и право распоряжаться своим имуществом. В 1864 году прошли еще две ключевые реформы — земская, в результате которой выборными органами местного самоуправления стали земства, и реформа судебных учреждений, вводившая всесословные суды, суды присяжных и адвокатуру. В 1874 году Александр II провел еще одну важнейшую реформу — военную. В стране появилась всеобщая воинская повинность, а срок службы сократился с 25 до 5-7 лет.

8. Первые декреты советской власти

В ноябре 1917 года взявшие власть большевики издали ряд документов, самыми известными из которых долгое время оставались декларативные декреты о мире и о земле. Зато Декрет об отмене сословий и гражданских чинов, Декрет об отделении церкви от государства и национализация банков и крупных предприятий действительно кардинально изменили жизнь в стране. Среди других декретов того времени, повлиявших на нашу жизнь, можно называть переход с григорианского календаря на юлианский и реформу орфографии.

9. Индустриализация и коллективизация

В 1927 году на XV съезде ВКП(б) было принято решение об объединении единоличных крестьянских хозяйств в колхозы. К осени 1932 года в них состояли 62,4 процента, а к 1937 году — уже 93 процента хозяйств, и колхозы стали одной из основ советской экономики. Одновременно в конце 1920-х власти взяли курс на индустриализацию — развитие тяжелой и оборонной промышленности и преодоление технической отсталости. Итогом реформ стали как экономический рост, так и закрепление административно-командной модели управления.

10. Реформы команды Егора Гайдара

В 1991-1992 годах правительство России приняло ряд разработанных командой Егора Гайдара кардинальных мер для перехода от социалистической к капиталистической экономике. Главными из них стали либерализация цен, свобода внешней торговли и ваучерная приватизация. Одновременно с исчезновением торгового дефицита произошел резкий скачок цен, приведший к быстрому падению уровня жизни населения. Немалую критику заслужила и поспешная приватизация, прозванная в народе "прихватизацией" из-за несправедливых условий ее проведения.


Президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию на 2020 год предложил реформу Конституции: увеличить полномочия парламента, который будет иметь больше контроля над правительством, закрепить статус Госсовета, увеличить полномочия губернаторов за счет низовых структур муниципальной власти, а также сделать так, чтобы российские законы имели приоритет над международными договорами и решениями международных организаций.

Вслед за этим объявлением премьер России Дмитрий Медведев ушел в отставку с поста главы правительства: Путин предложил ему пост зампредседателя Совета безопасности.

Зачем Путину потребовалось менять Конституцию, которая действует в России с 1993 года, и каких целей он пытается добиться конституционной реформой и отставкой правительства? По мнению российского юриста Олега Румянцева, одного из непосредственных авторов российской Конституции 1990-1993 годов и председателя Конституционной комиссии, в Кремле это делают для того, чтобы "сбить" набирающие силу в России революционные настроения, и показать, что власть якобы готова идти на политическую реформу.

Но, как считает Румянцев, люди все равно вряд ли поверят в "надстроечные" изменения основного российского закона, пока не увидят реальных изменений.

"На мой взгляд, именно перестройка экономического строя и демонтаж неестественных монополий, которые сегодня управляют всеми политическими и экономическими процессами в России, могла бы быть гораздо более важным шагом, чем реформа Конституции", – настаивает Румянцев.


"Иностранцам забираться на эту елку запрещено". Политолог Орешкин о реформах Путина

— Предложения Путина по реформе Конституции: насколько это закономерность?

— Сегодня очевидно, что в России сверхсконцентрирована власть, и ситуация в этой области зашла в тупик. Очевидно, что в стране из-за этого всерьез начали зреть революционные настроения, и игнорировать их невозможно.

Недавно вышел фильм "Союз спасения" о декабристах, в котором воспевается царизм. Фильм – ​это ответ (главы ОРТ) Константина Эрнста и его окружения на запрос пресекать любые декабристские кружки и поползновения, дискуссии о власти.

Делиться полномочиями – это неизбежный шаг в такой ситуации, который делается для того, чтобы отвести развитие событий от развития по взрывному пути. Так что это разумный и оправданный шаг, показывающий, что происходящим в России событиям в Кремле дается здравая оценка.

— Если рассматривать предложения Путина о реформе Конституции по пунктам, что является здравым, а что не очень?

— Пункт про приоритет российской Конституции над решениями международных судов: президент в послании аккуратно заявил о приоритете местной Конституции: она имеет приоритет только в случае, если международные обязательства и договоры нарушают права и свободы человека и положения Конституции РФ. Но то же обращение в ЕСПЧ – это расширение возможностей защиты российских граждан, и это, на мой взгляд, должно оставаться.

Несколько поспешным, на мой взгляд, является пункт об отказе от нормы о том, что органы местного самоуправления независимы от органов государственной власти. Потому что органы нижайшего самоуправления, территориальных сообществ очень важны для роста гражданственности и для решения конкретных повседневных вопросов. Сегодня противостоять мафии ЖКХ и другим мафиям на местах необходимо через придание органам местного самоуправления дополнительных полномочий, финансовых гарантий. А у нас органы местного самоуправления финансово не обеспечены. И поэтому оказались захвачены мафией.

"Ни плохое, ни хорошее, а вообще никакого". Экономист Сергей Гуриев – о том, какое видение будущего предлагает власть россиянам

На мой взгляд, сегодня неправильно встраивать их в систему органов публичной власти и подчинять губернаторам. Граждане должны быть готовы защитить свои права! Но если они будут встроены в единую систему, это значит, что все решения опять сваливаются на дядю, а граждане самоустраняются от того, что они могли бы сами делать на местном уровне.

— А изменение роли парламента и придание ему дополнительных полномочий, в том числе в контроле за правительством?

— Совершенно очевидно, что перекос, который есть в форме правления в России, рано или поздно надо было исправлять. Я согласен с предложением, что парламент мог бы давать согласие на назначение премьера, а также вице-премьеров и ключевых министров. Не всех членов правительства, потому что это будет единодушный "одобрямс", но ключевых министров. Почему? Это то, что изначально в Конституционной комиссии называлось "на три четверти президентская республика".

Парламенту нужно иметь полномочия на назначения ключевых министров и ставить вопрос об их отставке. Это существенные полномочия, которые корректируют форму правления.

Но чтобы эта мера была эффективной, у парламента должен быть инструмент не только кадрового контроля, но и парламентского контроля, проведения расследования работы министров – не только по итогам годичного отчета правительства, но и в текущем режиме. Контроль за деятельностью правительства и отдельных министров у парламента должен быть не фейковым, не имитационным, а постоянным и действенным.

Владимир Путин и его сроки: что он обещал и что получилось

Для этого оппозиционные фракции, к примеру, должны получить право на парламентские расследования. Если парламентские расследования проводятся не только парламентским большинством – то это та самая щука, которая нужна, чтобы карась не дремал. У любой парламентской фракции должно быть право на проведение парламентского расследования, на постановку задач перед следственными и правоохранительными органами. Если бы это было сделано – это был бы серьезный шаг, который бы скорректировал нынешнюю форму правления.

— А Конституцию действительно надо менять?

— Я последние 25 лет говорю о перекосах, которые были допущены в Конституции 1993 года. Потому что тот документ стал инструментом победы Ельцина над Съездом народных депутатов и над предложениями Верховного совета и Съезда народных депутатов, которые настаивали на принятии сбалансированной Конституции. Инструментом победы Ельцина стало именно принятие несбалансированной Конституции. И вот уже 25 лет мы говорим о том, чтобы восстановить легитимность строя, восстановить баланс между обществом и государством, между ветвями власти.

Для всего этого нужна разумная конституционная реформа. Так что никаких странностей для меня в предложении Путина нет. Общество сейчас поражено масштабным всепроникающим пессимизмом в отношении того, что происходит в России, и того, куда мы идем. И для меня не стало откровением, что Путин и его окружение взяли на вооружение тему конституционной реформы.

До них еще в октябре 2018 года такую же дискуссию предложил Валерий Зорькин (глава Конституционного суда РФ): он в статье для "Российской газеты" от 10 октября также предложил серьезные поправки в основной закон. Но дискуссии тогда не случилось. А теперь, надеюсь, ни общество, ни государство от нее не отвертятся. Потому что я сейчас иных способов предотвращения революционного сценария просто не вижу.

Другое дело – с моей точки зрения, реформа Конституции в России могла бы быть более смелой в определенных положениях. Надежда на это у меня все еще есть: предложения поправок в Конституцию пока не окончательные, Путин лишь предложил общественную дискуссию на эту тему.

— Какой реакции на предложения Путина вы ждете от действующей правящей верхушки и от россиян?

— Действующий политический строй, понятно, возьмет под козырек и будет исполнять. Россияне – другое дело: сегодня представителям действующего политического строя никто не верит. Вернее, верят все меньше и меньше.

Я думаю, что главное – избежать фейковости и имитационности дискуссии об изменении Конституции. Важно сделать ее как можно более серьезной. Что для этого нужно? Нужно услышать предложения президента и подвергнуть их критическому разбору.

— Путину удастся убедить россиян в том, что реформы будут серьезными?

— Конституционная реформа – это предпоследний шаг в арсенале президента. Последним шагом может стать созыв Конституционного собрания. Но, насколько я понял сегодняшнее выступление, о пересмотре Конституции и созыве Конституционного собрания речи пока не идет. Но этот инструмент остается у Путина в загашнике.

Селфи с Владимиром Путиным, 23 декабря, 2019

"Левада": за Путина готовы проголосовать 38% россиян. Это самый низкий показатель с 2014 года

Мне кажется, ключевой вопрос сейчас в том, что Конституция является всего лишь надстройкой над существующими в России отношениями собственности и власти. Люди не поверят в "надстроечные" изменения Конституции, пока не увидят, что узкий круг бенефициаров и владельцев и совладельцев Российской Федерации готов делиться с народом всеми теми благами, которые сегодня принадлежат очень узкому кругу бенефициаров.

Поэтому, на мой взгляд перестройка экономического строя и демонтаж неестественных монополий, которые сегодня управляют всеми политическими и экономическими процессами в России, могла бы быть гораздо более важным шагом, чем реформа Конституции. И без перестройки в сфере собственности изменения только в сфере Конституции не дадут эффекта.

К тому же для изменения Конституции должны быть конституционные гарантии развития институтов гражданского общества. В первую очередь конституционные гарантии свободных выборов – потому что парламент, у которого будет больше полномочий, должен по-другому избираться. Мне кажется, в поправках в Конституции должны быть прописаны другие пределы свободы у институтов гражданского общества, у организаций гражданского общества. Потому что именно они обеспечивают участие граждан в свободных выборах.

Но люди, я думаю, услышали, что власть в России сегодня готова идти на политическую реформу. Движение в сторону более разумного устройства политической системы заявлено. А дальше – вопрос широкого обсуждения. И важно достичь консенсуса в обществе: какой должна быть эта политическая реформа и какие у нее должны быть результаты.

Наша страна (и мы вместе с ней) за короткий исторический промежуток пережили период глобальных реформ, которые затронули политическую, общественную и даже бытовую сторону нашей жизни.

Реформы

Давайте вместе разберемся, что такое реформы, кому и зачем они нужны, и каков путь реформирования наиболее оптимален.

Реформа — это.

Реформа как процесс изменения предполагает коренную трансформацию объекта, а не просто его частичную коррекцию.

Важный момент: реформы подразумевают ненасильственный метод проведения преобразований.

Определение

Зачастую реформами называют действия, направленные на частичную модернизацию какого-либо объекта, но, по сути, проводимая коррекция не является реформой и не решает кардинальным образом наболевшей проблемы.

Главное предназначение реформ – предотвратить социальный взрыв в сферах, в которых назрели наибольшие противоречия. Это как приоткрыть крышку на кипящей кастрюле, чтобы кипяток не выплеснулся из нее на плиту.

Отличия реформ от революции

Практик и теоретик социализма В.И.Ленин в одном из своих трудов указывал на разницу между революционным и реформистским преобразованием.

Он говорил, что реформы не затрагивают основу существующей власти, а лишь корректируют некоторые из ее аспектов.

По его словам, только революционные преобразования могут сместить господство существующего строя. Именно таким (революционным) путем и произошел захват власти большевиками в России в 1917 году.

Другие отличительные признаки реформ от революции (что это такое?):

  1. продуманность (или хотя бы попытка расчета);
  2. управляемость и прогнозируемость процесса;
  3. полный контроль над реализацией реформ со стороны гос.власти.

Человечество развивается, имея в своем арсенале две движущих силы – эволюцию (что это такое?) и революцию. Реформы можно отнести к эволюционному направлению движения вперед.

Формы общественных изменений

Виды реформ

Принято различать 3 вида реформ:

Реформы в истории России

Пожалуй, самым великим реформатором в истории России стал Петр Первый. Кратко о его реформах:

  1. административная – деление государства на губернии;
  2. судебная – отделение судов от администрации;
  3. военная – реорганизация (что это?) структуры армии, обучение офицеров;
  4. церковная – контроль государства над церковью;
  5. финансовая – увеличение налоговых сборов для наполнения казны;
  6. промышленная – создание новых заводов и мануфактур (что это?);
  7. реформа образования – открытие бесплатных школ, развитие профессионального обучения.

Крестьянам разрешили выходить из общин с выделением им в собственность земельного надела, а безземельным крестьянам – стали давать земли в восточной части страны (за Уралом) и даже финансировали переселение. Эти меры должны были сгладить недовольство властью и уменьшить влияние на крестьянские массы революционно настроенных лиц.

Пенсионная реформа

Пример преобразований сегодняшнего дня в России – пенсионная реформа. Ее необходимость назрела давно. Продолжительность жизни россиян значительно увеличилась (даже в сравнении с серединой прошлого века), рождаемость снизилась.

В связи с этим правительством было принято решение увеличить возраст выхода на пенсию, и, таким образом, поддержать уровень пенсионных отчислений работающего слоя населения на прежнем уровне.

Лошадь

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Все реформы, даже самые полезные и прогрессивные сначала вызывают неудобства и даже недовольство. Важно вовремя понять, стоят ли вносимые изменения причиненного дискомфорта.

Реформы принято считать чем-то позитивным, но нередко они только ухудшают ситуацию. Все дело в том, что они принимаются в угоду крупным игрокам, например, монопольным компаниям, даже если это не слишком очевидно.

Реформы - определение, суть простыми словами. Примеры реформ в России. Реформы Петра I, Эпоха Великих реформ Александра II и отмена крепостного права, столыпинская аграрная реформа, преобразования Горбачева и Ельцина.

Фото Реформа - это… Что такое реформы. Реформы в России

Что такое реформы? Какими они бывают?

Реформа - это преобразование в какой-либо сфере жизни общества. Реформа проводится одновременно, через ряд постепенных преобразований, и не затрагивает фундаментальные основы общественной жизни.

Реформы можно делить на экономические, социальные, политические, реформы в сфере образования и культуры. Например, денежная реформа - замена наличных, находящихся в обращении - относится к экономике. Повышение пенсионного возраста - это социально-экономическая реформа.

По направленности реформы могут быть прогрессивными - нацеленными на движение вперед - либо регрессивными, реакционными - то есть направленными на возвращение к прежним порядкам, к прошлому. Например, прогрессивные реформы российского императора Александра II (отмена крепостного права, введение всесословных судов) сменились контрреформами Александра III (ограничение прав крестьян и компетенции судов присяжных).

Конечная цель реформы - усовершенствовать определенную сферу. Однако реформы не всегда ведут к улучшению положения людей, повышению уровня жизни и т.п. Реформа может провалиться, может не дать желанного результата или оказаться невыгодна населению.

Реформа и революция - в чем разница?

Реформы в истории России: от Петра I до Ельцина

Один из самых известных реформаторов в истории России - Петр I, который царствовал с 1682 по 1725 год. Петр Великий реформировал российскую армию, создал флот, отвоевал выход к Балтийскому морю и перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург. Он изменил систему управления страной - создал Сенат, систему коллегий, разделил страну на губернии. В его правление Россия была объявлена империей, а сам Петр стал императором.


Петр I на мозаике М.В. Ломоносова. 1754 год

Правление царя Александра II (1855-1881) получило название Эпохи Великих реформ. В 1861 году император отменил крепостное право, и это заставило менять все устройство российского общества. Александр II провел военную, судебную и земскую реформу, изменил образовательную систему и ослабил цензуру.


Освобождение крестьян (Чтение манифеста). Картина Бориса Кустодиева. 1907 год

Премьер-министр Петр Столыпин в правление Николая II стремился создать для царской власти надежную опору в деревне в виде богатых крестьян. Для этого он провел аграрную реформу - распустил крестьянскую общину, чтобы зажиточные кулаки могли активнее развивать хозяйство. Одновременно Столыпин пытался решить вопрос с нехваткой земли в центральной России - правительство раздавало крестьянам земельные участки за Уралом. В сентябре 1911 года Столыпин был убит террористом, реформа оказалась не доведена до конца и не смогла уберечь Россию от революции 1917 года.


Петр Аркадьевич Столыпин. Председатель Совета министров Российской империи в 1906-1911 годах

При последнем советском вожде Михаиле Горбачеве в СССР началась эпоха перестройки. Проводились экономические реформы: была разрешена индивидуальная трудовая деятельность, появились кооперативы, создавались совместные предприятия с иностранцами. Горбачев также провел ряд политических реформ: на альтернативной основе был избран Съезд Народных депутатов, появился пост президента СССР, возникла многопартийность. Но эти изменения не сумели спасти Советский Союз от нарастающего кризиса - в 1991 году СССР прекратил свое существование.


Президент СССР Михаил Горбачев и президент РСФСР Борис Ельцин в Верховном Совете РСФСР. 23 августа 1991 года. Фото: Reuters

Читайте также: