Кто входил в первое сословие в католической церкви и обязанности

Обновлено: 19.05.2024

Все общество средневековой Западной Европы разделялось на три сословия. Общего между ними было не много, пожалуй только язык (в каждой местности свой) и католическая вера (иноверцы были исключены из этой структуры и считались чужеродным элементом, даже если их семью жили в Европе сотни лет, дольше, в случае с евреями, чем многие королевские династии, которые были потомками пришлых варваров). У каждого сословие были свои права и обязанности:

2) те, кто сражается (феодалы) были профессиональными воинами, также они владели поместьями с зависимыми от них крестьянами и управляли государствами (короли изначально находились в этом же сословии, к концу Средневековья встали над сословиями);

3) те, кто работает (крестьяне и горожане) платили налоги и подати, крестьяне в основном были зависимыми от феодалов, но города часто были самостоятельными, некоторые союзы городов (например, Ганзейский) и даже некоторые отдельные города (например, Венеция, Генуя) были сильнее многих королевств.

Вопрос 2. Когда и почему произошёл раскол христианской церкви на католическую и православную?

Причиной был спор про то, кто должен быть главным в христианском мире: папа римский или патриарх Константинополя. А поводов нашли много, в основном это были расхождения в обрядах, обвинения со стороны католиков, будто православный патриарх заставляет священников не брить бороды и т. д.

Вопрос 3. Почему рост богатств католической церкви стал угрожать её авторитету? Какими средствами папы римские восстанавливали своё положение в обществе?

Католическая церковь учила, что жить нужно по заповедям Христа. Она прославляла тех, кто отрёкся от земных благ, раздал богатства бедным и стал отшельником. Однако в реальности церковь постоянно богатело. Это явное противоречие всё больше бросалось в глаза. На это указывали и еретически учения, и признанные церковью монашеские ордены (например, францисканцы). Римские папы постоянно издавали буллы (папские указы), которые запрещали споры о бедности церкви. Это на время заставляло замолчать тех, кто не хотел идти на открытый разрыв с церковью, потому что буллы имели наивысший авторитет в католическом мире. Методы борьбы с еретиками были насильственными.

Вопрос 4. Сравните отношения между церковью и светской властью в Западной Европе и в Византии.

В Византии с самого начала церковь подчинялась власти императора. В Западной Европе церковь и светские власти долго боролись за господство и только после образования централизованных государств победили светские власти.

Вопрос 5. Кого называли еретиком? Как церковь боролась с еретиками?

Еретиками называли тех, кто был крещён, но спорил с учением католической церкви (иудеев, мусульман и других иноверцев также ненавидели, но еретиками их не считали). С еретиками боролись жестоко. Раскаявшихся заключали в тюрьму, вынуждали совершать долгие и опасные путешествия к святым места. Тех, кто не раскаялся отлучали от церкви. Римский папа мог отлучить целую область, или страну. Это было инструментом политической борьбы. Тогда обычно вассала восставали против сеньора этой области или короля этой страны. А отдельные люди, отлучённые от церкви за ересь, попадали в руки к светским властям, которые приговаривали их к сожжению на костре.

Вопрос 6. Какие цели ставили перед собой участники Крестовых походов? Добились ли они их?

Первое поколение крестоносцев добилось своих целей, но Крестовые походы в целом закончились полным провалом. Изначально цели были следующие:

2) папа римский хотел расширить земли, которыми правили бы католики;

3) папа римский стремился укрепить свой авторитет в католическом мире;

4) верующие надеялись на награду за освобождение святых мест в загробной жизни;

5) крестьяне надеялись найти достаток на новых землях; их представления об этих землях были похожи на сказку;

6) купцы рассчитывали получить большую часть торговли через Средиземное море и с Ближним Востоком и с дальними странами, включая Индию;

7) феодалы надеялись получить новые земли в результате похода.

Вопрос 7. Какие изменения в отношения Востока и Запада внесли Крестовые походы?

Ответ. Вражда между христианами и мусульманами стала гораздо сильнее (среди мусульман и сегодня напоминают о крестовых походах, когда хотят сказать, что от Западных стран ничего кроме жестокости ждать нельзя)

Вопрос 8. Какой из Крестовых походов вы считаете важнейшим по своему значению и историческим последствиям?

IV Крестовый поход на время уничтожил Византийскую империю и навсегда лишил её могущества, но не этот поход можно назвать важнейшим. Самым важным (и самым успешным) был I Крестовый поход. Именно он положил начало самой идее Крестовых походов, закрепил её в умах европейцев. Эта идея во многом определяла жизнь Западной Европы почти два столетия, а её отголоски можно найти ещё и в XVI веке.


С зарождением знати и появлением государственных институтов началось разделение людей на различные социальные группы со своими правами и обязанностями по самым разным признакам. Европейское общество долгое время было поделено на сословия.

Рождение нового строя - высшие и низшие сословия

Священник, рыцарь и простолюдин

В самый расцвет Средневековья в Европе утвердилась теория трех сословий – первое сословие служит Богу и государству оружием, второе – молитвой, а третье своим трудом.

Хотя были и социальные группы, фактически не относящиеся ни к одному из этих трех сословий. Поэтому часто представителей первых двух сословий называли благородными, а всех остальных простолюдинами.

Рассмотрим подробнее, какие бывают сословия и их особенности.

Дворяне

Дворян и духовенство часто называют одним термином – феодалы (или светские и духовные феодалы). Само понятие "феодал" происходит от слова "феод", что переводится с латыни как земли. Когда у бывших вождей, князей племен оказались в руках большие богатства и земли, они начали раздавать их своим родственникам и приближенным. Раздавались земли вместе с живущими там простолюдинами, которые из свободных людей превращались в зависимых. Но это был не безвозмездный подарок. В ответ их новый владелец должен был служить своему господину. Следовательно, феод - это земли, даруемые правителем своим приближенным в обмен на военную и гражданскую службу. Те, кто получал такие владения, стали называться феодалами. Они фактически становились полноправными хозяевами для местных жителей, которые оказались в положении полурабов. В Европе даже сложилась своеобразная феодальная иерархия, которую еще называют феодальной лестницей.

Феодальная лестница

В России выходцев из первого сословия в ранние времена называли боярами, а позднее помещиками. Их основное отличие заключались в том, что бояре были потомками знати, вышедшей из Киевской Руси, а помещики представляли собой новую нарождавшуюся знать. Боярские земли считались их наследственными владениями, а помещичьи нет. К концу XVIII века различия между ними практически исчезли, и они стали представлять единый правящий класс России – дворянство.

Духовенство

Три сословия

Третье сословие

Третье сословие включало в себя всех тех, кто не был членом ни одного из вышеперечисленных, и может быть разделено на две группы - городские и сельские жители, которые вместе составляют в разных странах Европы от 89 до 98 % населения. К городским относились небогатые ремесленники. Сельские включали в себя свободных крестьян (владевших своей собственной землей), которые могли быть достаточно обеспеченными, и зависимых крестьян (работающих на земле дворян). Свободные крестьяне платили непропорционально высокие налоги по сравнению с другими сословиями и были недовольны, потому что они хотели больше прав.

У большинства представителей третьего сословия была тяжелая жизнь, сопровождавшаяся физическим трудом и нехваткой пищи. Большинство из них рождались и умирали в таком состоянии. Для людей этого сословия был крайне редким переход в другое сословие.

Сословия уходят в прошлое

Кроме вышеуказанных сословий в разные времена, особенно в позднее Средневековье и раннее Новое время, выделялись такие крупные социальные группы, как горожане (или бюргеры, как их называли в Германии) и купцы. Однако в Европе в эпоху расцвета городов эти понятия иногда обозначали одно и то же. В России сложилась феодальная система со своими особенностями. Феодализм здесь начал формироваться значительно позже, чем в Западной Европе, но и просуществовал до начала XX века. В самый расцвет этой системы при императрице Екатерине II в стране существовало шесть основных сословий: дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство и казачество.

Сословия России

Горожане и купцы стали основой зарождавшихся в Европе в XVIII веке новых общественно-экономических отношений. На смену сословиям постепенно стали приходить классы. Причинами тому стали промышленная революция и последовавшие за ней перемены во всех сферах жизни общества. Люди теперь стали делиться не по происхождению, а по своему финансовому и экономическому положению.

Образовалось два основных класса – буржуазия, большинство представителей которой были выходцами из богатых торговцев и горожан, и пролетариат – большинство бывших крестьян и бедных горожан.

Представители первого класса владели средствами производства (т. е. фактически были работодателями) а представители второго класса были наемными рабочими у них. Значительная часть первого сословия также влилась в класс буржуа.

Сословия в Европе потеряли свою значимость в первой четверти XIX века. Только в России сословная система держалась вплоть до революции 1917 года.

Духовенство – это общественное сословие или социальная группа, в которую входят профессиональные служители религиозного культа. В основном данное понятие характерно для монотеистических религий.

Апостолы, на которых сошел Святой Дух, по сути, представляли изначальное духовенство. Именно на Пятидесятницу была создана христианская церковь, а ученики Христовы начали свою миссионерскую деятельность.

Верующие обращаются к духовенству, чтобы удовлетворить свои религиозные нужды. Священники проводят службы и занимаются исполнением треб (освящают дома, крестят, венчают, отпевают). Им прихожане исповедуются и у них причащаются. Духовенство блюдет нравственное состояние своей паствы. Священнослужители искореняют суеверия, исправляют нравы и распространяют знания.


Возникновение духовенства в Европе

Духовенство, как сословие, оформилось в начале IV столетия. В это время христианские священники получили различные привилегии. Процесс оформления сословия длился до начала Средних веков. Чуть позже в западноевропейских странах представителей духовенства отнесли к привилегированному сословию.

Католические священники давали обет безбрачия, поэтому к духовенству причисляли только клириков. Когда состоялась Реформация, в протестантских государствах представители духовенства перестали считаться сословием, а остались лишь духовными лицами. Православная Церковь состояла из белого (священников, дьяконов, дьячков, пономарей) и черного (монахов) духовенства.

Первые священники на Руси

Миниатюра Радзивилловской летописи

В 1439 году состоялся Ферраро-Флорентийский собор, где православная и католическая церкви заключили унию, а через девять лет Иона возглавил русскую автокефальную Церковь, как первый митрополит. Константинопольский патриархат теперь не влиял на деятельность русского духовенства.

Права и привилегии духовенства

С самого начала у священников были разные привилегии:

  • государство не взимало с них налоги;
  • они не призывались на государственную службу;
  • ими управляли церковные иерархи;
  • их судил исключительно архиерейский суд.

Право рукополагать священников было только у местного женатого по церковным обычаям епископа. Епископский сан не могли получить:

  • двоеженец;
  • должник;
  • разбойник;
  • убийца;
  • холоп.

Полноценная приходская церковь имела причт, в состав которого входили:

  • священник;
  • диакон;
  • дьячок;
  • пономарь;
  • звонарь;
  • сторож;
  • просвирня.

Духовенство содержала приходская община или ктитор церкви (купец, боярин, князь). В некоторых случаях священнику выдавали ружную грамоту с указанием его ежегодного жалования деньгами или в натуральном виде. Ее могли использовать все представители духовенства, составляющие причт или только указанные в руге. Священники занимались ведением личного хозяйства, обработкой церковной земли и арендованных участков. Также причт жил за счет доходов, которые им приносили вотчины, деревни и села. Священник мог иметь собственный земельный участок.

Платить за исполнение треб прихожане могли добровольно. Пошлину от полученного духовенством дохода забирал местный епископ. Он же устанавливал ее величину. В XIV столетии собирать дани и пошлины поручили архиерейским чиновникам:

  • доводчикам;
  • заездчикам;
  • десятинникам.

Почти все священники были обучены грамоте. При многих храмах открывались школы. Сыновей представителей духовенства называли поповичами. Они получали церковный сан или становились госслужащими.

Облачение священника (слева) и диакона

История русского духовенства в XVI-XIX веках

В XVI-XVII столетиях белым духовенством управлял архиерей (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх), который представлял черное духовенство. В 1551 году участники Стоглавого собора провозгласили:

  • народная и государственная жизнь будет основываться на духовно-религиозной сфере;
  • церковный суд станет независимым органом;
  • протопопы, выборные поповские старосты и десятники наделяются особыми административно-финансовыми полномочиями.

До начала XVIII столетия белое духовенство вместе с взрослыми сыновьями священнослужителей насчитывало примерно сто тысяч человек. Многие из них имели свои приходские церкви. В 1708 году Петр I издал указ, согласно которому дети священников, не окончившие школу, не могли служить в церкви. В первой половине XVIII столетия появилось морское и военное духовенство, которое служило в полках, крепостях, госпиталях, тюрьмах и на кораблях, отправлялось с армией и флотом в военные походы.

В 1721 году был принят Духовный регламент, согласно которому священникам вменялось в обязанность ведение метрических книг с фиксированием в них дат, когда человек родился, крестился, венчался и умер. Также состоялось официальное утверждение духовно-учебных заведений.


В первой половине XIX столетия священником мог быть рукоположен человек, который вышел из податного сословия, если не хватало людей с духовным званием. Чуть позже государство стало платить городским и сельским священникам. К началу XX столетия духовенство существовало в основном за счет денег, которые прихожане платили за совершение треб. Продукты духовенство получало при обходах своей паствы, к примеру, во время рождественских и пасхальных праздников.

Переломные XX-XXI века в истории русского духовенства

На стыке XIX-XX столетий большинство священников преподавали Закон Божий в школах. В 1906 году Синодом назначались свои представители, заседавшие в Государственном совете. В это же время духовенству предоставили право входить во внецерковные общественные организации. Чуть позже священнослужители стали депутатами Государственной думы.

В ноябре 1917 года захватившие власть большевики приняли декрет о ликвидации духовенства, как сословия. Церковь была отделена от государства и на ее деятельность перестали выделять средства. Закон Божий теперь не преподавали в школах. В начале 20-х годов состоялась эмиграция многих священников вместе с белогвардейцами за рубеж, где была образована Русская православная церковь.

До 40-х годов происходили массовые репрессии, оставшегося в Советском Союзе, духовенства. Но после Великой Отечественной войны отношение государства к священникам изменилось, так как большинство из них были патриотами и сыграли свою роль в победе над фашистами. Во второй половине XX века на священников снова осуществлялись гонения. Только во второй половине 80-х годов начался обратный процесс. После развала СССР в Российской Федерации стала возрождаться церковная духовная жизнь, укрепились позиции и влияние Русской православной церкви.

Крестный ход в ознаменование победы СССР в Великой Отечественной войне, станица Ново-Александровская, Ставропольский край, 9 мая 1945 года

Мировое духовенство

Македония, Грузия, Армения, Болгария, Румыния и Греция сегодня оказывают государственную поддержку своим поместным православным церквям, к примеру, они пользуются налоговыми льготами. В греческой конституции православная церковь наделена государственным статусом. К представителям духовенства у буддистов следует отнести лам, у иудеев – раввинов, а у мусульман – муфтиев.

Сосло́вие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению от остального населения.

Сословное деление было характерно для средневековой Европы, и обычно включало аристократию, священников и общинников. В ряде государств последние разделялись на бюргеров (буржуа, мещан) и крестьян. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.

Первые законодательные собрания Европы базировались на сословном принципе; характерными примерами являлись трёхпалатные Генеральные Штаты во Франции и двухпалатный Парламент Англии.

Содержание

Сословия Древнего Рима

Сословия у Платона

  • правители-философы
  • воины-стражи
  • демиурги.

Франция

В обязанности Первого сословия входили: регистрация браков, рождений и смертей, сбор десятины, осуществление духовной цензуры книг, исполнение обязанностей моральной полиции и помощь бедным. Духовенство владело 10-15 % земель во Франции; они не облагались налогом.

Общая численность Первого сословия на 1789 год оценивалась в 100 тыс. чел, из которых около 10 % принадлежали к высшему духовенству. Существовавшая во Франции система наследования старшему сыну приводила к тому, что младшие сыновья зачастую становились священниками.

Численность аристократов составляла около 1 % населения; они были освобождены от трудовой повинности на строительство дорог, а также от ряда налогов, в частности, габель (налог на соль), и традиционный налог талья.

К особым привилегиям аристократов относились право ношения меча и право на фамильный герб. Также аристократы собирали налоги с третьего сословия, опираясь на традиционную феодальную систему.

Третье сословие состояло из всех французов, не вошедших в первые два сословия, и представляло собой буржуа, рабочих и крестьян. Представители этого сословия были обязаны платить налоги, и составляли на 1789 год около 96 % населения.

Традиционным сословно-представительным органом во Франции являлись трёхпалатные Генеральные Штаты, впервые учреждённые Филиппом IV в 1302 году. Постепенное нарастание экономического влияния Третьего сословия привело к тому, что в 1789 власть перешла к однопалатной Национальной Ассамблее (17 июня), затем — к Национальной Конституционной Ассамблее (9 июля). Фактически, представители Третьего сословия в Генеральных Штатах провозгласили себя Национальной Ассамблеей, которая, по их утверждениям, являлась представительством не сословия, но всего народа. Несмотря на то, что ряд аристократов, в частности, маркиз де Лафайетт, поддержали отмену традиционной системы, налоговые льготы для привилегированных сословий были отменены.

Англия

В Англии вплоть до настоящего времени сохраняется формальное разделение на дворянство (англ. lord temporal ), духовенство (англ. lord spiritual ) и общинников (англ. commoners ). Низшее духовенство при этом считается входящим в сословие общинников.

Сословия в российском обществе

Московская Русь

К тяглым сословиям в Московском царстве относились крестьяне и посадские люди.

Низший слой населения составляли несвободные холопы.

Российская Империя

В России со 2-й половины XVIII века утвердилось сословное деление на:

    , делилось на потомственное и личное; ; ; ; ; ; ; , это сословие делилось на лично свободных однодворцев и черносошных крестьян, а также на зависимых от феодалов удельных и крепостныхкрестьян.

С введением Петром I Великим Табели о рангах стало возможным получение дворянства недворянами; для этого было достаточно получить чин низшего, XIV класса. С целью сдержать массовый приток недворян, с 1856 года планка повышается до IX класса. С той же целью в 1832 году вводится сословие почётных граждан, получавших ряд дворянских привилегий (в частности, свобода от телесных наказаний), но, вместе с тем, не получавших даже личного (не говоря уж о потомственном) дворянства.

Русское православное духовенство традиционно разделялось на белое (приходское), и чёрное (монашествующее).

Купечество также пользовалось рядом привилегий, и с конца XVIII века было разделено на три гильдии, членство в которых определялось размером капитала.

Те, кто не относился ни к одному сословию, назывались разночинцы. К ним относились российские подданные, положение которых было неопределённым; в частности, дети личных (не потомственных) дворян.

Русское крестьянство в сословной системе разделялось на ряд категорий: государственные крестьяне, проживавшие на землях, принадлежавших государству, монастырские крестьяне, помещичьи крестьяне, удельные крестьяне, проживавшие на землях, принадлежавших императорской фамилии, поссесионные (приписные крестьяне), приписанные к определённым заводам, однодворцы.

Священник, рыцарь, крестьянин. Миниатюра XIII в.

Феодальная лестница

Бенефиций, став наследным владением - феодом, превратил всех бенефециариев (наделённых бенефицием) в землевладельцев - крупных и мелких феодалов, находящихся в вассальной зависимости друг от друга. Главным землевладельцем государства, верховным сюзереном, был король (или император). Он раздавал земли своим приближённым (вассалам) - князьям, герцогам, графам, баронам. Они, в свою очередь, наделяли землями своих приближённых, у которых также появлялись вассалы, получившие земли из их наделов. Так формировалась многоступенчатая иерархия феодального общества. Крупным землевладельцем была и церковь во главе с римским папой. Раздавая или получая земли, представители духовенства также выступали в роли светских сеньоров или вассалов.

Оммаж

Оммаж. Средневековая миниатюра

Обязанности сторон

Города

Развитие техники, ремёсел и торговли привело к возрождению городов - ремесленных и торговых центров. Город возникал на земле феодала и был его собственностью. Туда стекались его крестьяне, занимавшиеся ремеслом и торговлей. Города приносили доход сеньору, но стремление феодала получить от города большую прибыль приводило к борьбе между ним и горожанами. В этой борьбе горожане отстояли право на городское самоуправление и стали менее зависимы, чем крестьяне.

Феодальное войско

В 847 г. Карл Лысый издал эдикт, обязывавший каждого свободного человека избрать себе сеньора и не менять его. Так была закреплена уже сложившаяся система вассалитета. Каждый сеньор был обязан приводить на войну вооружённый отряд своих вассалов. Численность отряда зависела от величины феода. Владельцы целых провинций - герцоги, маркизы, графы - приводили на войну тысячные отряды с сотнями рыцарей. Бароны, владельцы нескольких деревень, выставляли сотни пехотинцев и десятки рыцарей. Рядовые рыцари приводили небольшое число пеших воинов из своих крестьян и оруженосцев. Так король набирал войско, которое вёл на войну. Но на поле боя каждый сеньор сам распоряжался своими людьми, и его вассалы ставили его приказы выше королевских. Такое двоевластие на войне часто приводило к плачевным результатам.

Рыцарь и общество

Шанс на благородство

Изначально землёй владели выходцы из династий Меровингов и Каролингов и представители старой римско-галльской знати. Земля была символом достоинства и власти, свидетельством благородства. Раздача бенефициев (феодов) могла сделать сеньором даже крестьянина - если он был смел, хорош в бою и удачлив, у него был шанс заслужить поощрение знатного человека и даже короля, получить землю, а потом и титул. Так в раннем Средневековье формировалась аристократия.

Средневековые аристократы

Средневековые аристократы: 1. Свита Карла Лысого. Фрагмент миниатюры. IX в. Франция. 2. Маркиз на охоте. Фрагмент миниатюры из Манесского кодекса. 1300 г. Германия. 3. Приближённый императора. Фрагмент миниатюры. 1000 г. Италия.

Оружие - это свобода

Особую роль в судьбе человека раннего Средневековья играло наличие у него оружия. Древние германцы считали оружие отличительной чертой свободного человека. Если германцу приходилось обращаться за военной помощью к своим рабам, он, прежде чем вооружить раба, давал ему свободу. Вооружённый - свободен и силён, безоружный - слаб, труслив и презираем. Тот, кто мог приобрести оружие, получал и возможность подняться по социальной лестнице, став рыцарем. Но хорошее оружие и боевой конь были дороги, и для бедняков эта дорога наверх постепенно закрывалась. Крестьянство разделялось на состоятельных и вооружённых, из которых выходили рыцари, и на безоружных бедняков, формировавших класс зависимых тружеников.

Оружие древних германцев. Клинок и фрагмент ножен короткого меча скрамасакса

Вручение оружия

Для германцев оружие было священно, и особую роль они при давали его вручению. Юноша-германец, став совершеннолетним, торжественно получал оружие в дар от отца или старшего в роду. Это означало, что он стал свободным, стал мужчиной. Эту германскую традицию сохранили франки. В 791 г. Карл Великий опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика Благочестивого, который в 838 г. сделал то же для своего сына Карла Лысого. Такое благоговейное отношение к оружию свидетельствовало о том, что оно - привилегия господствующего класса. Вручение меча позднее стало основой обряда посвящения в рыцари, как посвящения в члены привилегированного военного сословия.

Рыцари. Шахматные фигуры. Слоновая кость. XI в.

Рыцарь - христианский воин

Общество разделилось: одни получили оружие и власть, другие остались беззащитными. Что могло заставить сильного заботиться о слабом, удержать вооружённого от насилия? Тут огромную роль сыграла Церковь. Христианство, как религия, проповедующая мир, выступало против насилия. Но Церковь не могла осуждать войны, ибо сама нуждалась в защите. И тогда она выработала идеал воина, в котором жестокость смирялась моралью, сила уравновешивалась мудростью, отвага - чувством меры. Христианские проповеди о милосердии, о помощи ближнему, примеры святых воинов-христиан смягчили нравы воинов и повлияли на становление рыцарской этики.

Христианский собор XI в. Романский архитектурный стиль. Германия, г. Триер

Священник Римской церкви. Фрагмент миниатюры. Италия. 1000 г.

Междоусобицы и раздробленность

Церковь поощряла войны в защиту веры и христианских святынь, называя их праведными, и осуждала братоубийственные междоусобицы, относя их к неправедным войнам. Но когда к XI в. Европа справилась с варварами и отодвинула арабскую угрозу, её привыкшие к войне правители обратили оружие друг против друга. Властвуя на своих землях от имени короля, крупные феодалы со временем прибрали эту власть к рукам. По мере ослабления королевской власти вассалы короля выходили из-под повиновения. Каждый из них, чувствуя себя полноправным господином, держал себя на равных с королём, даже если формально признавал себя его вассалом. Силой оружия сеньоры отстаивали независимость своих владений и силой оружия их расширяли. Началась эпоха феодальной раздробленности.

Читайте также: