В клетках прокариот отсутствует оформленное ядро бактерии как представители

Обновлено: 07.07.2024

Двадцатипятилетний опыт работы учителем биологии привел меня к следующим выводам, которыми я руководствуюсь в своей повседневной работе.

  1. Только тщательно продуманный и спланированный урок, начиная с приветствия учителя и заканчивая тем, какое домашнее задание будет задано учащимся, позволит учителю достигнуть поставленных целей.
  2. Не давать ученикам все в готовом виде: прослушай, прочитай, запомни и отвечай. При таком учении мышление не развивается.
  3. Мало дать хорошую информацию, надо научить детей пользоваться полученными знаниями.
  4. Сколько времени учитель тратит на объяснение нового материала, столько же времени он должен потратить на освоение, закрепление и контроль знаний.
  5. Процесс накопления и закрепления знаний должен быть непрерывным. Закрепление нового материала должно проходить интенсивно, в сжатые сроки.
  6. Только творчество учителя порождает творчество учеников.
  7. Создавать на уроке положительную эмоциональную атмосферу. В такой атмосфере дети меньше устают.

Хочу поделиться опытом изучения темы “ Прокариоты. Бактерии.” в 10-м профильном классе.

Мои учащиеся обучаются в сельской школе, многие будут сдавать ЕГЭ по биологии. Поэтому свою работу я планирую с учетом этих особенностей.

Изучение темы “Прокариоты. Бактерии.” (да и других тем), я выстраиваю следующим образом:

  • Первый урок – это урок теоретический. Лекция учителя, самостоятельная работа с учебником.
  • Второй урок – это урок освоения, закрепления и контроля знаний.
  • Третий урок – это урок – практикум. Работа с КИМ по теме “ Прокариоты. Бактерии.” из методических пособий по подготовке к ЕГЭ издательств “Интеллект-Центр”, “Просвещение”, “Экзамен” за 2201-2008г.

Второй урок начинается с проверки знаний в игровой форме.

  1. Игра называется “Гонка за лидером”. Вызываются 2 ученика. Учитель зачитывает подготовленные им короткие фразы, определения. Учащиеся должны их закончить сразу через 2 секунды, не тратя время на раздумья.
  • Самые древнейшие на земле организмы являются___________(доядерными).
  • Доядерные организмы объединяются в царство____(Дробянки).
  • Прокариоты не имеют оформленного____(ядра).
  • Вместо ядра у прокариот в центре располагается___(кольцевая хромосома).
  • Клеточная мембрана бактерий образует впячивания внутри клетки_____(мезосомы).
  • Поверх плазматической мембраны у бактерий располагается оболочка из углевода____(муреина).
  • В клетках прокариот встречаются следующие органоиды_____(только рибосомы).
  • Бактерии, не использующие в энергетическом кислород называются____(анаэробы).
  • При неблагоприятных условиях бактерии образуют____(споры).
  • Как переводится словосочетание “патогенные бактерии”_____(болезнетворные).
  1. Учащиеся всегда с удовольствием играют в эту игру. И хотя в ней участвуют только 2 уч-ся, остальные на местах проговаривают про себя ответы.

Учитель предлагает ученикам перейти к листам самоконтроля. Листы самоконтроля они получили от учителя на первом уроке после ознакомления с теоретическим материалом по прокариотам. Это было домашним заданием подготовиться отвечать по листам самоконтроля. Одно из главных требований к листам самоконтроля: ответы должны быть четкими, продуманными, аргументированными.

Назначаются два “консультанта” (из наиболее сильных учащихся, они помогут учителю “оценить” ответы одноклассников.

Лист самоконтроля.

  • Какие организмы называют автотрофными, гетеротрофными, симбиотическими?
  • В чем различие фототрофных и хемотрофных организмов по способу питания?
  • Чем отличается питание сапротрофных организмов от паразитических?
  • Какие организмы не имеют сформированного ядра в клетке?
  • Как и насколько интенсивно размножаются бактерии?
  • В чем заключается пастеризация и стерилизация как меря борьбы с бактериями? Что такое антибиотики?
  • Чем отличается процесс аэробного дыхания от анаэробного?
  • Какова роль гнилостных бактерий в природе и хозяйстве человека?
  • При каких условиях бактерии гниения не наносят вреда?
  • Для чего квасят и маринуют фрукты, овощи, готовят силос?
  • Что такое симбиоз?
  • Каким образом клубеньковые бактерии переводят азот воздуха в доступные для растений соединения?
  1. Учитель предлагает учащимся перейти к работе с обучающей картой. Учащиеся работают самостоятельно.

Обучающая карта.

  1. Каково строение тела бактерии?
    а) Многоклеточное; б) одноклеточное; в) колониальное.
  2. Какую форму клетки имеет холерный вибрион?
    а) шаровидную, б) палочковидную, в) извитую
  3. Какие органеллы содержатся в клетках бактерий?
    а) рибосомы; б) митохондрии; в) пластиды.
  4. Какими по способу питания являются гнилостные бактерии?
    а) автотрофными; б) симбиотическими; в) гетеротрофными.
  5. Какие бактерии являются автотрофными?
    а) паразитические; б) серобактерии; в) клубеньковые.
  6. К какому типу размножения относится конъюгация у бактерий?
    а) половое; б) бесполое; в) вегетативное.
  7. Что образуют бактерии для перенесения неблагоприятных условий среды?
    а) цисты; б) споры; в) клубеньки.
  8. Чем по типу организации является бактериальная клетка?
    а) прокариотической; б) зукариотической.
  9. Что проводится для уничтожения патогенных бактерий?
    а) консервирование; б) охлаждение; в) дезинфекция.
  10. Какие бактерии используют кислород для дыхания?
    а) анаэробные; б) аэробные.

Ответы к обучающей карте: 1- б, в; 2 – в; 3 – а; 4 – в; 5 – б; 6 – а; 7 – б; 8 – а; 9 – в; 10 – б.

  1. Последнее испытание для учащихся. Учитель предлагает им поработать с контрольными картами (тестовые задания более сложные).

Контрольная карта.

  1. Какое дыхание характерно для бактерий брожения?
    а) кислородное; б) бескислородное.
  2. Какие бактерии выполняют роль санитаров?
    а) железобактерии; б) бактерии гниения; в) уксуснокислого брожения; г) серобактерии.
  3. Какие бактерии являются гетеротрофными?
    а) нитрифицирующие; б) серобактерии; в) бактерии брожения; г) железобактерии.
  4. Какие бактерии используются для жизнедеятельности энергию химических связей неорганических веществ?
    а) клубеньковые бактерии; б) паразитические; в) сапротрофные; г) хемотрофные; д) фототрофные.
  5. Какие бактерии вызывают заболевания?
    а) паразитические; б) бактерии гниения; в) бактерии молочнокислого брожения; г) патогенные.
  6. Какие бактерии имеют шаровидную форму?
    а) бациллы; б) кокки; в) вибрионы; г) спирохеты.
  7. Какие органеллы присутствуют в клетках бактерии?
    а) митохондрии; б) центросомы; в) рибосомы; г) пластиды.
  8. Отсутствие чего характерно для прокариотической клетки?
    а) клеточной мембраны; б) обособленного ядра; в) комплекса Гольджи; г) клеточной стенки.
  9. Что используют почвенные бактерии для передвижения?
    а) реснички; б) жгутики; в) выделение слизи; г) газовые вакуоли.
  10. На каком пути эволюционного развития находятся бактерии в настоящее время?
    а) биологического прогресса; б) биологического регресса; в) дегенерации.

Ответы к контрольной карте: 1) б; 2) б; 3) в; 4) г; 5) а, г; 6) б; 7) в; 8) б, в; 9) г; 10) а.

Цель, поставленная учителем достигнута, весь класс активно работает, закрепляет полученные знания, умело использует их работе с тестами.

На следующем уроке учитель предложит познакомиться с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ по изученной теме. Хорошее теоретическое усвоение темы позволит им успешно выполнить тестовые задания из методических пособий по ЕГЭ.

  1. Генетический аппарат бактерий представлен:
    а) белковыми молекулами;
    б) кольцевой молекулой ДНК;
    в) РНК;
    г) липидными молекулами;
    д) полисахаридами.
  2. Нуклеоид – это:
    а) мономер нуклеиновой кислоты;
    б) генетический аппарат бактерий;
    в) кольцевая молекула ДНК;
    г) ДНК, связанная с белками-гистонами;
    д) ДНК, не связанная с белками-гистонами.
  3. Клетка бактерий имеет органоиды:
    а) митохондрии;
    б) комплекс Гольджи;
    в) эндоплазматическая сеть;
    г) рибосомы;
    д) центросому.
  4. Мезосомы бактерий выполняют функции:
    а) органоидов движения;
    б) митохондрий;
    в) эндоплазматическая сеть;
    г) комплекса Гольджи;
    д) размножения.
  5. Коньюгация бактерий – это:
    а) половое размножение;
    б) половой процесс;
    в) обмен участками ДНК;
    г) бесполое размножение;
    д) множественное деление.
  6. Болезнетворными являются бактерии:
    а) холерные;
    б) молочнокислые;
    в) дифтерийные;
    г) туберкулезные;
    д) клубеньковые.
  7. Способы борьбы с болезнетворными бактериями:
    а) стерилизация хирургических инструментов;
    б) дезинфекция помещений и одежды больных;
    в) соблюдение гигиенических правил;
    г) чистота продуктов питания;
    д) контроль за качеством питьевой воды.

Правильные ответы: 1 – б; 2 – б, в, д; 3 – г; 4 – б, в, г; 5 – б, в; 6 – а, в, г; 7 – а, б, в, г, д.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Цель урока: изучить царство Прокариот, его представителей, строение и функции, особенности жизнедеятельности.

Развивающие - развивать навыки логического мышления, учебные навыки (умение работать с учебником, тетрадью), развивать личностные качества.

Воспитательные - формированию мировоззренческой идеи единства живой природы; совершенствовать у учащихся системное представление об организации живых существ; развитие познавательного интереса у учащихся к биологическому знанию.

Тип урока : лекция

Оборудование : демонстрационные таблицы с изображениями клеток, бактерий, цианей, грибов, растений и животных; микроскопы; предметные и покровные стекла, пипетки, салфетки, культура бактерий; ноутбук, проектор.

1. Организационный момент

План лекции (на доске)

1. Прокариоты – доядерные организмы

2. Строение прокариотической клетки

3. Размножение и спорообразование

4. Питание и дыхание

5. Отличие прокариот от эукариот

6. Значение бактерий в природе и жизни человека

Давным-давно…возникла наша Земля. И в ходе длительной эволюции на Земле с момента появления первых живых организмов (более 3 млрд. лет назад) возникло огромное многообразие форм жизни. Все живые организмы состоят из клеток. Мы знаем, что все живые организмы, исключая вирусы, имеют клеточное строение. Растительная, грибная, животная и бактериальная клетка сходны по составу, строению и процессам жизнедеятельности. А чем же тогда объяснить многообразие живых организмов? Какие гипотезы вы можете предложить для решения этой проблемы? (Учащиеся предполагают, что причиной многообразия являются различия в строении клеток ) И главное отличие- наличие или отсутствие ядра)). Ребята, давайте раскроем тему нашего урока совместно (формулирование темы урока).

Типичные прокариотические клетки – это бактерии. Обладая природной любознательностью Левенгук с интересом рассматривал все, что попадалось под руку: воду , зубной налет, настой перца, слюну, кровь и многое другое. Результаты своих наблюдений он начал посылать в Лондонское Королевское общество, членом которого впоследствии был избран.Всего А. ван Левенгук написал в это общество свыше 170 писем.

Вот выдержка из одного письма: "24 апреля 1676 г. я посмотрел на. воду под микроскопом и с большим удивлением увидел в ней огромное количество мельчайших живых существ. Некоторые из них в длину были раза в 3–4 больше, чем в ширину, хотя они и не были толще волосков, покрывающих тело вши. Другие имели правильную овальную форму. Был там еще и третий тип организмов — наиболее многочисленный — мельчайшие существа с хвостиками". Сопоставив описание, приведенное в этом отрывке, и оптические возможности имевшихся в распоряжении А Левенгука линз, можно сделать заключение, что в 1676 г. ему впервые удалось увидеть бактерии.

На протяжении длительного времени человек жил в окружении невидимых существ, использовал продукты их жизнедеятельности (например, при выпечке хлеба из кислого теста, приготовлении вина и уксуса), страдал, когда эти существа являлись причинами болезней или портили запасы пищи, но не подозревал об их присутствии. Почему? Не подозревал потому, что не видел, а не видел потому, что размеры их очень малы и они бесцветны. Даже самые крупные не превышают 0, 01 мкм

3. Основная часть.

2. Строение прокариотической клетки. Клетки прокариотических организмов имеют очень мелкие размеры (1-10 мкм). Самое главное их отличие от эукариот состоит в отсутствии у первых настоящего ядра и ядерной оболочки. Основная функция ядерного аппарата прокариот (как и эукариот) заключается в хранении, реализации наследственной информации передаче ее дочерним поколениям. Эти функции определяет ДНК. Для прокариот характерны внехромосомные единицы – плазмиды. Они представляют собой кольцевые участки ДНК, свободно расположенные в цитоплазме. Кроме специфического строения ядерного аппарата, прокариоты отличаются и другими особенностями строения. Надмембранный комплекс поверхностного аппарата прокариотических клеток представлен жесткими стенками, содержащими органическое вещество муреин. Запасные вещества бактериальной клетки — полисахариды (крахмал, гликоген), жиры, сера. У прокариот отсутствуют мембранные органоиды (митохондрии, пластиды, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы). Вместо митохондрий и пластид у них имеются мезосомы, представляющие собой впячивания наружной мембраны клетки. На мезосомах протекают процессы клеточного дыхания. Фотосинтез у фотосинтезирующих бактерий происходит в тилакоидах.

Рибосомы в прокариотических клетках намного мельче, чем рибосомы эукариот, и располагаются они в цитоплазме свободно, не образуя полисом. В цитоплазме клеток прокариот отсутствуют клеточный центр и опорно-сократительный аппарат.

Задание 1. Выполните практическую работу “Изучение клеток прокариот”. Инструкция по проведению и оформлению работы:

а) настройте микроскоп;

б) приготовьте микропрепараты культуры бактерии сенной палочки: на предметное стекло пипеткой нанесите каплю жидкости, обязательно захватив с поверхности часть пленки; накройте покровным стеклом;

в) рассмотрите микропрепарат, обратите внимание на внешние особенности клеток (форма, размеры, окраска). Заметна ли клеточная оболочка? Ядро?

г) оформите работу в тетрадях, указав: название работы; рисунок с поясняющими надписями.

Не торопитесь уходить!

Помните, что лучшим стимулом для развития сайта, является ваша активность на нем.

Проведите на ресурсе больше времени, попробуйте найти для себя еще что-то интересное в разных каталогах, дайте ссылку на сайт знакомым, напишите на форуме в разделе замечания и предложения что бы вы хотели увидеть нового и необходимые Вам материалы будут добавлены быстрее.

Сайты партнеры:

Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)

Прокариоты

Прокариоты:
Вирусы
Грибы
Сине-зеленые водоросли
Животные

Какие органоиды присутствуют в клетках прокариот?
Митохондрии
Пластиды
Ядро
Рибосомы

Неклеточные формы жизни:
Вирусы
Прокариоты
Эукариоты

Почему бактерии выделяют в особое царство?
У бактерий нет оформленного ядра
В клетках бактерий отсутствует цитоплазма
Среди них есть только одноклеточные формы
Среди них есть паразиты и сапрофиты

Какое название имеют организмы, в клетках которых хромосома замкнута в кольцо?
Гетеротрофы
Эукариоты
Прокариоты
Автотрофы

Какую функцию выполняют в клетке молекулы ДНК?
Строительную
Защитную
Носителя наследственной информации
Поглощения энергии солнечного света

Основными отличиями эукариотической клетки от прокариотической является то, что:
Ядра, митохондрий или хлоропластов, комплекса Гольджи и других органоидов
Хромосом, ферментов, плазматической мембраны
Оформленного ядра, молекул ДНК, органоидов
Ядра, ядрышек и рибосом

Основным признаком, на основании которого организмы относятся к прокариотам, является:
Имеют мелкие размеры
В клетках прокариот отсутствуют оформленные ядра
Прокариоты состоят из одной клетки
В клетках прокариот отсутствуют хромосомы

Симбиоты эукариотической клетки:
Рибосомы и митохондрии
Комплекс Гольджи и пластиды
Митохондрии и пластиды
Пластиды и вакуоли

Пластиды зеленого цвета:
хромопласты
хроматиды
хлорофиллы
хлоропласты

Строение тела бактерии:
Многоклеточное;
одноклеточное;
колониальное.

Форма клети холерного вибриона:
шаровидная,
палочковидная,
извитая

Органеллы, содержащиеся в клетках бактерий:
рибосомы;
митохондрии;
пластиды.

Гнилостные бактерии по способу питания:
автотрофные;
симбиотические;
гетеротрофные.

Автотрофными будут бактерии:
паразитические;
серобактерии;
клубеньковые.

Тип размножения конъюгации у бактерий:
половое;
бесполое;
вегетативное.

Бактериями образуются для перенесения неблагоприятных условий среды:
цисты;
споры;
клубеньки.

Бактериальная клетка по типу организации:
прокариотической;
зукариотической.

Что проводят с целью уничтожения патогенных бактерий:
консервирование;
охлаждение;
дезинфекция.

Бактерии, использующие кислород для дыхания:
анаэробные;
аэробные.

Дыхание, характерное для бактерий брожения:
кислородное;
бескислородное.

Бактерии, играющие роль санитаров:
железобактерии;
бактерии гниения;
уксуснокислого брожения;
серобактерии.

Гетеротрофные бактерии:
нитрифицирующие;
серобактерии;
бактерии брожения;
железобактерии.

Бактерии, использующие для жизнедеятельности энергию химических связей неорганических веществ:
клубеньковые бактерии;
паразитические;
сапротрофные;
хемотрофные;
фототрофные.

Бактерии, вызывающие заболевания:
паразитические;
бактерии гниения;
бактерии молочнокислого брожения;
патогенные.

Бактерии шаровидной формы:
бациллы;
кокки;
вибрионы;
спирохеты.

Что отсутствует в прокариотической клетке?
клеточная мембрана;
обособленное ядро;
комплекс Гольджи;

клеточная стенка.

При передвижении почвенные бактерии применяют:
реснички;
жгутики;
выделение слизи;
газовые вакуоли.

Путь эволюционного развития, на котором находятся бактерии в настоящее время:
биологического прогресса;
биологического регресса;
дегенерации.

Чем представлен генетический аппарат бактерий?
белковыми молекулами;
кольцевой молекулой ДНК;
РНК;
липидными молекулами;
полисахаридами.

Что такое нуклеоид?

мономер нуклеиновой кислоты;

генетический аппарат бактерий;

кольцевая молекула ДНК;

ДНК, связанная с белками-гистонами;

ДНК, не связанная с белками-гистонами.

Функция, которую выполняют мезосомы бактерий:

эндоплазматическая сеть;

комплекса Гольджи;

Что такое коньюгация бактерий?

половой процесс;

обмен участками ДНК;

Отметьте болезнетворные бактерии:

туберкулезные;

Выделите способы борьбы с болезнетворными бактериями:

стерилизация хирургических инструментов;

дезинфекция помещений и одежды больных;

соблюдение гигиенических правил;

чистота продуктов питания;

контроль за качеством питьевой воды.

Бактерии, которые населяют планету Земля, объединяются в царство:

Ядро не оформлено у:

Для чего служит органоид – жгутик бактерий?

передвижения

перенесения неблагоприятных условий

Название организмов, которые питаются готовыми органическими веществами:

Название организмов, которые в процессе дыхания поглощают кислород:

Способом питания большинства цианобактерий является:

Место обитания метанообразующих бактерий:

Прочитайте утверждения под А и Б и выберите верный ответ:

А. Хемосинтез — процесс образования органических ве¬ществ за счет энергии неорганических соединений.

Б. Кефир получают, используя бактерии брожения.

Верны оба суждения

Неверны оба суждения

Что будет включать в себя состав бактериальной клетки?

наружная мембрана

Соотнесите особенность питания и экологическую группу бактерий.

Особенность питания

А. Питаются соками живых организмов, нанося им вред

Б. Сами образуют органические вещества за счет энергии сол¬нечного света

В. Осуществляют превращения органических веществ мертвых тел в неорганические соединения

Экологическая группа бактерий

Вставьте пропущенные слова из словарика, чтобы закончить предложения.

Организмы, которые сами производят органические вещества, относят к группе … (А), а организмы, поглощающие готовые органические вещества, — это … (Б). Из них растительные организмы, в которых первичным источником энергии служит солнечный свет, называют … (В).

Словарик:

Самыми древними обитателями нашей планеты является:

У каких организмов наследственный материал клетки не отделен от цитоплазмы?

Чем отделена бактериальная клетка от окружающей среды?

наружная мембрана

Как происходит размножение бактериальных клеток?

делением клетки

Организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических соединений:

Название организмов, существующих в бескислородной среде:

Бактерии, взаимодействующие с другими организмами с обоюдной пользой:

Название взаимовыгодных отношений цианобактерий с грибами:

Где обитают галобактерии?

соленых озерах

Прочитайте утверждения под Аи Б и выберите верный ответ:

А. Фотосинтез — процесс образования органических ве¬ществ за счет энергии солнечного света.

Б. Болезнетворные бактерии поражают только тело чело¬века и не встречаются в организме растений и животных.

Верно только А

Верны оба суждения

Неверны оба суждения

Как бактерии осуществляют процессы жизнедеятельности?

делением клетки пополам

образованием тканей

Соотнесите особенность питания бактерий и способы питания:

Особенность питания бактерий

А. Обитают в телах других организмов и приносят им пользу

Б. Поедают другие бактерии

В. Сами образуют органические вещества за счет энергии неорганических соединений

Вставьте пропущенные слова из словарика, чтобы закончить предложения.

Содержимое бактериальной клетки ограничивает … (А). В прокариотической клетке отсутствует … (Б). Бактерии, которые в процессе дыхания поглощают кислород, называются … (В), а использующие для окисления другие вещества, — это … (Г).

Читайте также: